понедельник, 2 ноября 2015 г.

Свидетельство о карачайбалкарском геноциде на примере одной семьи

геноцид карачаевцев, геноцид карачаево-балкарского народа, геноцид балкарцев
Памятник в Учкекене
"Карачаевской матери, сохранившей народ".
52% высланных карачайбалкар
 составляли дети до 16 лет!
Ко дню 72 годовщины депортации карачаевцев. История выселения и выживания одной карачаевской семьи со слов Салпагарова Ильяса Магомед-Мурзаевича., 1930 г. рожд. выселенного 2.11.1943г из с.Учкекен Карачаевской АО, в Покровский р-н, Таласской обл. Киргизской ССР.
Справка: Салпагаров И. М-М в возрасте 13лет был выселён с родителями, 4 братьями и сестрой. Через 5 месяцев на фоне полнейшего физического и нервного истощения из-за отсутствия медикаментов и лечения от воспаления мочевого пузыря скоропостижно скончался его отец-Салпагаров Махамет-Мурза Зекерияевич 1893г.рожд. (51 год). Через 9 дней после смерти отца проболев несколько дней, умерла 41-летняя мать-Эркенова Шахидат Азретовна. (судя по описанию течения болезни тоже от лёгкой простуды на фоне истощения). После смерти родителей остались пятеро малых детей. Старшему брату было 15 лет, самому Ильясу 13 лет, младшим от 5л.(сестра) и до 10лет. Самый младший брат был грудным ребенком. И только самоотверженная поддержка тёти отца спасло их от гибели и отправки по детдомам. Через несколько месяцев сироты были распределены по семьям близких родственников и чудом смогли выжить.
Более подробно об этом же
Поздней осенью, 2 ноября 1943г. утром, ещё не рассвело, в дверь нашего дома в с.Учкекен громко постучали. В это время я мальчик 12-13 лет только встал и собирался выгнать домашний скот в поле. Мой отец совершал утреннюю молитву. В дом вошли трое: офицер и два солдата.
Потом мы узнали, что в каждый дом заходили по офицеру и два солдата. За два месяца до этого в двух школах Учкекена расположились солдаты, о которых говорили, что они на отдыхе. Только потом после нашего выселения, проанализировав, все предшествующие события люди поняли, что офицеры и солдаты не отдыхали, а собирали информацию обо всех жителях нашего села. Они подготавливали наше выселение, составляли списки людей, выясняя количество, возраст и местонахождение членов каждой семьи. Для этого офицеры совершали неоднократные обходы домов сельчан. Предлоги бывали разными: сосчитать пригодных лошадей или количество скота или овец, помочь семьям погибших воинов или нуждающимся итд итп. И карачаевцы, как обычно заведено на Кавказе, проявляя радушие, как дорогих гостей звали в дом и частенько угощали. Большинство из сельчан не отличали боевую пехоту от солдат НКВД и поначалу принимали их всех за своих воинов-освободителей. Взрослые женщины уподобляли солдат НКВД своим сыновьям фронтовикам и проявляли прямо-таки материнское участие.
Но тем ранним утром 2 ноября к нам в дом вошел офицер с враждебным, звенящим голосом: «Есть в доме бандиты?». На его бесцеремонность и грубость отец, вынужденно прерывая молитву-намаз, ответил: «У нас нет бандитов. Может вы сами бандит?» Офицер отчеканил, что он не бандит, а офицер НКВД и он назвал свое звание, фамилия и также зачитал постановление, по которому мы подлежали высылке. Только не помню, назвал ли он куда нас собирались выселять. Он дал нам на сборы 20 минут, разрешив нам собрать на семью 200 кг самых необходимых вещей и еды. Никаких ответов на вопросы или других разъяснений не было. 


Во время сборов из сундука вывалились письма и фото моего дяди по матери, Эркенова Солтана в офицерской форме, воевавшего в то время на фронте. Звание Солтана на тот момент не помню, но в 1944г, он как представитель карачаевского народа живой и здоровый был демобилизован и вернулся Среднюю Азию в звании капитана. Увидев фото моего дяди, офицер немного смягчился и дал нам время на сборы больше, чем 20 минут. Также в доме отца Ильяса вместе с ними как член семьи проживала молодая русская беженка Вера Лаврентьевна Смельская. Она была молодая девушка, эвакуированная из западных областей СССР, попала под бомбежки, была ранена, лечилась в Кисловодске. После выписки по совету местных медсестер из госпиталя пошла в сторону Учкекена, надеясь встретить какого-нибудь доброго человека, кто приютил бы ее. По дороге её заметил Махамет-мырза, расспросив о ее,  пожалев, привел к себе домой. В 1992г. она приезжала к Ильясу, к дому своего спасителя Салпагарова Махамед-мырзы и местное районное ТВ даже делало передачу о них и их совместном выживании в годы войны. В последние годы В.Л. Смельская проживала в с. Ясная Поляна рядом с Ессентуками.  
По причине русской беженки в доме и фото офицера из сундука, нашей  семье дали больше времени для сбора еды, посуды и наиболее дорогих и необходимых вещей. Но были и другие офицеры НКВД, которые вообще не давали времени для сборов на дорогу, еды и необходимых вещей.
Что может собрать человек за двадцать минут для дальней дороги на семью из нескольких человек, да к тому же находясь в шоковом состоянии? Может ли молодая жена или пожилая женщина, у которых муж или сыновья на фронте преодолеть оцепенение, когда их  вытаскивают из теплой постели рано утром и под дулами автоматов приказывают собраться за 20 минут и покинуть свой дом навсегда! Под дулами автоматом приказывают бросить всё родной, разом оставить всё то, к чему привык и что копил многие годы - свой очаг, имущество, родные улицы!  Из мирно спящего гражданина в один миг превратиться в «бандита и опасного преступника» и быть отконвоированным неизвестно куда. Какие душевные силы надо иметь, чтобы выдержать такое неслыханную дикость и жестокость! И не каждая семья могла за короткое время хладнокровно собрать необходимое в дорогу.

Были семьи, которых выгоняли прикладами в одной только одежде без каких-либо запасов еды и теплых вещей. Были семьи, где были лежачие больные, которые не могли самостоятельно передвигаться. Таких не разрешали брать с собой, да и нести такого больного могли несколько здоровых мужчин одновременно, которых обычно в семьях не было. Они одиноко (как будто у них не было близких для облегчения их участи) оставлялись умирать в своих домах.... как бездомные животные. 
  • (Прим. от А.С. Исследователь Алиев Солтан на одном из митингов по реабилитации карачаевцев в 1990годах приводил пример единственного случая самоубийства офицера НКВД, который не выдержав, такого дикого насилия застрелился тут же в доме выселяемых  им карачаевцев.)
А теперь посмотрим на примере семьи Ильяса, каких бандитов выселяло из своих домов сталинское НКВД. В работах карачаевских и балкарских исследователей на основе исторических документов, справок и рапортов НКВД  установлен факт, что среди выселяемого карачайбалкарского народа, мужчины призывного возраста составляли ок. 15-16%. Это тот  низший минимум, который поддерживал работоспособность колхозов, других предприятий и госорганов на территории Карачая и Балкарии или по состоянию здоровья не подлежал призыву.  А недавно в интернете появились фотографии личных дел пленных балкарцев, возраст которых превышал 50лет (54-55лет) и которые не подлежали призыву. То есть абсолютное большинство выселяемых карачаевцев (да и балкарцев) были дети женщины и старики. Ввиду того,что Карачаевская АО была на положении обычного национального района в составе Ставропольского края, также балкарские районы в КБР на карачаево-балкарские районы была переложена более высокая нагрузка призыва, для уменьшения призыва из других районов Ставропольского края и Кабардино-Балкарской республики. В процентном отношении призыв мужского населения на фронт и трудовые армии среди мужского населения Карачая и Балкарии был самым высоким в Советском Союзе. Поэтому "бандитами" оказались 84% выселяемых т.е. это были женщины, дети и старики. Вышесказанное мы подтверждаем конкретным примером, конкретной семьи Салпагарова Ильяса. На момент выселения отцу Ильяса было ок. 51год, матери 40-41, из их пятерых детей старшему его брату было 15 лет, младшему брату 7 месяцев. Точный возраст своих родителей он указать не может ввиду утери документов и того, что он был мал на дату смерти своих родителей.
Вот это и есть типичная карачаево-балкарская «бандитская» семья, каких было выселено десятки и десятки тысяч. Басни органов партии большевиков и НКВД о большом числе бандитов среди карачаевцев и балкарцев, были были оправданием и прикрытием собственных преступлений и геноцида. 

  • (На основе полученных ответов из Генеральной Прокуратуры и КГБ СССР, исследователь Чомаев Казбек едко заметил, что количество карачаевцев, сотрудничавших с немцами было меньше, чем таковые были в одной лишь казачьей станице Зеленчукская, входившей в  состав Карачаевской АО. Но об этом расскажем  в другой статье Поэтому на конкретных примерах семьи  Салпагарова Ильяса подтверждаем правильность выводов наших историков о низком проценте выселенного мужского населения карачаевцев и балкарцев. Бо`льшая часть мужчин были на фронтах войны или трудовых армиях. Подавляющее большинство выселенных были беззащитные и слабые дети, женщины и старики. (в качестве дополнительного доказательства предлагаем посмотреть немецкую хронику 1942г и обратить внимание на возраст работающих карачаевцев по ссылке  http://a-salpagarov.blogspot.ru/2014/03/genocide-karachay-balkar.html )
депортация карачаевцев балкарцев

Далее мы не будем подробно останавливаться на мытарствах в пути. Страдания в течении 18-20 дней пути в нечеловеческих условиях холода, антисанитарии, недоедания само по себе тема для отдельной книги. По словам свидетелей, первые две сутки двери товарных вагонов не открывались вовсе!!! Первый раз двери вагонов открыли в районе Астрахани. Вагоны были забиты людьми очень плотно. Все спали сидя. Лежать, вытянуть ноги не было возможности. В углу вагона мужчины прорубили дыру для справления естественной нужды и укрыли место занавеской. Только на третьи сутки в пути начали выдавать еду- один мешок буханок и два ведра жидкой кашицы в сутки на вагон! Мы не смогли выяснить у Ильяса или у др. информантов о количестве буханок-хлеба в мешке. Но можем посчитать два ведра, это сорок литров на шестьдесять человек. Таким образом фактическое кормление в пути было не то, что трехразовым-оно и на одноразовое питание не тянуло. В каждом вагоне по 60 человек, по 10-12 семей, со своими пожитками по 100-150 кг на семью. В вагоне нет воды, нет туалета, но есть антисанитария, плач детей, вздохи и ахи взрослых, удушающая теснота и вонь, недоедание и холод. Целый народ, более 69 тыс чел. карачаевцев и а через 4 месяца 37,7 тыс.чел балкарцев испытали одни и те же лишения. Самые слабые и больные начали погибать в пути. В товарном эшелоне 1200-1700 человек. А теперь читатель представь, под страхом расстрела человека везут неизвестно куда, вдруг умирает кто-то из членов его семьи. Это всегда горе. Но двойное горе везти еще тело покойника пряча от конвоиров. Потому что конвоиры через определённое количество дней проверяют вагоны и заставляют тела умерших выбрасывать прямо в поле на маленьких станциях. Закапывать покойников не разрешают, сопротивляющихся, под страхом расстрела прикладами загоняют обратно в вагоны. Для мусульманина, для карачаевца/балкарца оставить тело близкого человека в поле на съедение собакам и волкам- это не просто горе, это жуткое и неслыханное горе и варварство. Известны несколько случаев, когда мертвецов пряча от конвоиров и все-таки довезли до конечной остановки. И неизвестно, что более страшнее из описанных двух случаев- выкинуть тело близкого человека в поле или везти сутками покойника в тесном вагоне.
Из Малокарачаевского района первый эшелон был сформирован из жителей с. Первомайского. Их разбудив и выгнав из домов в 5 утра, к 10 часам погрузили в вагоны на станции г.Кисловодска и в 12 часов состав тронулся в путь. Часом ранее ушли эшелоны заполненные жителями  Кисловодска и села Элькуш. 
Первый состав был в пути только 11 суток и они же лучше последующих устроились. Также им повезло в том, что они попали в крепкие хозяйства -колхозы и совхозы. Всем последующим выселяемым везло все меньше и меньше. Выселяемые  в окружении войск НКВД, на открытом воздухе проводили по одному, две и три сутки, пока, в условиях военной неразберихи формировался и подавался эшелон и освобождались грузовики, после перевозки людей из ближних сел в ЖД вокзалы Кисловодска и Черкесска. Чем это не концлагерь, так хорошо нам знакомый по многочисленным фильмам о зверствах фашистов. Только в фильмах о войне показывают как  держат на открытом  поле, советских военнопленных, окруженных колючей проволокой и под охраной фашистов. А теперь представь тоже самое только окруженными и под вооруженной охраной страдают безвинные дети, женщины и старики и 15-16 % мужчин! . Все последующие эшелоны шли дольше чем первые. Обычный путь большинства эшелонов  18-20 дней.  Последние выселяемые попадали в более неорганизованные и слабые хозяйства.
Расскажем об одной характерной детали. Выше было сказано, что самый младший из Салпагаровых был в младенческом возрасте. Теперь представьте, товарный вагон, который как известно не отапливается и не приспособлен для перевозки людей. Время года ноябрь 1943г. - это уже зимние ночные холода. ( Таким же, холодным месяцем был март 1944г - месяц высылки балкарцев). По словам Салпагарова Ильяса его мать, на коротких станциях старалась запастись водой для стирки пелёнок малыша и после стирки, сушила пелёнки обмотав себя ими. По сути все 18 дней пути в холодном товарняке она была постоянно обмотана мокрыми пелёнками. Семья была помещена в Покровском районе, Таласской области Киргизии, что расположено на границе Джамбульской области Казахстана. Там семья была распределена в «Табак-совхоз» и подселена к другой семье местных колхозников в маленькую комнатушку размером 8-9 кв.м. Это была комнатка с земляным полом, низким потолком и малюсеньким окошком и двумя сбитыми из досок настилами, выполнявшими роль кроватей. Напоминаю, семья состояла из 7 человек. В тюрьме у заключённых преступников условия были лучше.
Это все что получила семья за все имущество и дом, оставленный на Кавказе. И всё-таки семье Ильяса повезло чуть больше тем, что в семье был мужчина. Так как отец его на второй день вышел на работу в совхоз и получал какие-то пайки за работу. Поэтому они смогли выжить в первую самую трудную зиму 43-44года. Но были семьи с одной женщиной и малыми детьми. Любая болезнь, даже самая лёгкая типа насморк или лёгкое воспаление какого-нибудь органа становилось смертельной. Причиной тому было отсутствии медицинского ухода, медикаментов усиленное непривычным климатом для горцев,стрессовым состоянием людей и изможденное истощенное состояние высланных. А если случалось кому-нибудь из членов семьи заболеть инфекционной болезнью, то погибала вся семья. Да что там семья, были рода, которые вымерли полностью. 

  • (Сделаем небольшое отступление. От исследователя Солтана Алиева слышал об одном небольшом карачаевском роде Азгековых из Тебердинского ущелья, состоящих из 5-6 семей и вымерших полностью. От жителя с.Первомайское Х-И. Каппушева, 1928г.рожд. я слышал историю семьи Айбазовых из Красного Кургана Малокарачаевского р-на. Глава этой семьи перед выселением вернулся из фронта инвалидом без обоих ног. И имел этот Айбазов, жену и 7 детей мал мала меньше. Во время высылки вся семья погибла, выжил один ребенок, которого забрали в детдом. Таких случаем не один и два , а сотни и тысячи. Карачаевцы-балкарцы к 1959г еще не восстановили свою довоенную численность в то время как их соседи увеличились на 28-36%. Ознакомтесь с сухими цифрами официальной статистики 1939-1959гг из которых видно какую страшную трагедию и геноцид пережили карачаево-балкарский народ  по ссылке http://a-salpagarov.blogspot.ru/2014/04/genocide-karachaybalkar.html )
В мае 1944г отец Ильяса простудился и заболел воспалением мочевого пузыря. Такие болезни в настоящее время излечиваются за 3-4 дня. Но такие простые простудные болезни становились смертельно опасными для истощенных людей лишенных медицинской помощи,лекарств и теплых помещений. Отец Ильяса умирает. Через девять дней не выдержав, тягот высылки умерла мать в еще нестаром 41-летнем возрасте. По словам Ильяса, мать слегла после того, как она придя к пункту раздачи пайков, обнаружила, что ее муж Махамет Мурза, был вычеркнут из списка получающих паёк, как умерший. Хотя до конца месяца оставалось ещё неделя, на которую мать Ильяса рассчитывала получать несчастный паёк. Паёк составлял в сутки 200 грамм низко-сортной муки на члена семьи. Ильяс рассказывает, что на второй день обессилевшая больная мать как-то выпала с деревянного настила на пол. Ильяс и его младший 10 летний брат Исмаил не могли поднять и положить её  обратно на настил. Пока не вернулся с работы 15-летний брат, заменивший отца на работе. Кстати он тоже умер впоследствии внезапной смертью в возрасте 28 лет сразу  по возвращении на Кавказ. Видать сердце тоже было изношено. Ну скажите мне что это если не геноцид? Вообще советую посмотреть на надмогильные плиты карачаевских-балкарских кладбищ. Все не умершие в Средней Азии дети, уже тут на Кавказе умирали раньше своих ровесников в возрасте 40-60 лет...
Что это если не "предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее" согласно определения геноцида ООН?
Как считает Ильяс, ему и братьям второй раз повезло в том, что в том же совхозе оказалась сестра по отцу Салпагарова Апалистан (Байрамукова). После смерти родителей из комендатуры пришли забирать детей в детдома… В этот момент тётя Апалистан закрыла плачущих детей своим телом и запричитала «Режь меня… не отдам!». Комендант (т.е. надсмотрщик над выселенными) растерялся, но и насильно отбирать не стал, заставив подписать какие-то бумаги. Повезло, что благодаря тёте, братьев и сестру не разлучили и не передали в детские дома. Но в других подобных случаях детей забирали в детские дома. Если дети там и выживали, то уже не знали ни языка своего народа, ни обычая, ни родственников.

P.S.Ещё более трагична судьба семьи моей матери Бостановой Муслимат Сулеймановны. У её родителей Байчоровой Хаджият и Бостанова Сулеймана было 9 детей, 8 девочек и один сын. Пятеро погибли в первый год высылки, шестая умерла через несколько лет, после смерти своего отца. Бабушка со слезами на глазах будучи уже старой и слабой жаловалась (в молодые годы она держалась и не вспоминала вслух о высылке), что в один год похоронила шестерых близких- пятерых родных детей и падчерицу. Из геноцидной высылки вернулись только трое ее дочерей. Они тоже были выселены Покровский район Таласской обл. Кыргъыстана.  Старшая сестра моей матери рассказывала о том страшном времени, ей было 14-15 лет и когда умирал кто-то из детей и ее мать, моя бабушка уходила в огород, чтобы не травмировать детей своим плачем и там тайком плакала. При этом она сквозь слезы причитала такими душераздирающими словами и экспромтом рифмуя их, что и тётя- молодая девчушечка, никак не могла не плакать. Потом обессилев и немного успокоившись бабушка возвращалась. И уже тайком от матери уходила в огород плакать ее 14 летняя дочь, моя тетя. Остальные дети были малы и не вполне осознавали происходящего...
геноцид карачаевцев, геноцид карачаево-балкарского народа, геноцид балкарцев
Мемориал-памятник жертвам геноцида в г. Карачаевске
с категориями выселенных





Первоначально статья в 2005г была опубликовано на сайте real-alania.narod.ru
С небольшими правками перенесена на этот персональный сайт.
+++++++++++++++
++++++++++
+++
Дополнение
из официального сайта ООН  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948г.
"В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
а) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую."

Пункт С полностью соответсвует тому что случилось с карачайбалкарским народом и другими народами депортированными в 1943-1957гг.
Более того, так как Конвенция принята в 1948гг, карачайбалкарский чечено-ингушский, крымско-татарский, калмыцкий, турко-месхетинский геноцид подпадает под действие этой Конвенции в отличии от спорного "армянского геноцида"...