понедельник, 25 ноября 2019 г.

Об исконном казачьем языке. Александр Дзиковицкий

Мы уже размещали небольшую статью по казачьей тематике, в которой привели цитаты от Л.Толстого о тюркском языке казаков и свой краткий словарь тюркских казачьих терминов. Продолжаем казачью тему перепубликуемой статьей Александра Дзиковецкого Об исконном казачьем языке, в котором он признает факт, ранее скрываемый большевистской властью, но признаваемый дореволюционными казачьими историками о том, что исходным языком казаков был тюркский. Для нашего аланского карачаево-балкарского сайта казачья тема не чужая, а тема имеющая большое историческое основание. Потому что, пятигорские черкасы, хотя в большевистско-сталинское время были необоснованно приписаны к адыгам, на самом деле пятигорские черкасы были ветвью карачаево-балкарского народа и участвовали в этногенезе днепровских и донских казаков. Например, первый русский атлас 1831г, в котором черкасы 15 века были обозначены как "казахия или касогия ныне страна черкесов"и были расположены на территории проживания карачаевцев-балкарцев. При этом русский картограф И. Ахматов, составивший карту по инициативе выдающегося русского историка Н.М. Карамзина, на основании его труда «История Государства Российского» словами "ныне страна Черкесия" и местом ее расположения связал 15 век с датой публикации карты, с 1831г. и со страной карачаевцев-балкарцев. Кроме этой связи, существует еще более древняя связь между казачьим и карачаево-балкарским народом по линии скифов ас-алан. Александр Дзиковицкий в этой и других статьях утверждает, что казаки имеют своими предками скифов ас-алан, которые также являются, согласно результатов недавних генетических  исследований, предками карачаевцев-балкарцев и кубанских ногайцев В общем статья объективная и честная, хотя есть мелкие замечания и дополнения. Их оставим для возможной отдельной статьи.
Об исконном казачьем языке 
Александр Дзиковицкий
В одном из своих комментариев Судья Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ) К.Э. Козубский написал: «Тупизм великодержавников зашкаливает! Они приписывают казакам русское происхождение, делая упор на то, что все казаки русскоязычны. Но я вот потомок татароязычных казаков-касимовцев. Далее. Ирландская нация говорит на двух языках, шотландская- на трёх. Англоязычное большинство и там, и там. Но никто в России никогда не сомневался, что это конкретные нации».

пятница, 22 ноября 2019 г.

Как карачаевец Крымшамхалов стал кабардинцем

Как карачаевского князя с друзьями 
назвали кабардинцами 
или кровавая развязка семейного дела.

Ахмад Салпагаров ноябрь 2019г

В сети часто возникают споры по поводу этнического происхождения того или иного исторического персонажа. В данной статье в качестве примера публикуем два сообщения как одни и те же люди названы то кабардинцами, то карачаевцами. Подобная спорная ситуация и с первовосходителем на Эльбрус карачаевцем Хиларом. Спекулируя на факте названия Хилара кабардинцем, игнорируя другие сообщения назвавшие его карачаевцем и черкесом, без предъявления бесспорных доказательств, (результаты ДНК анализов, записей браков и рождений), некий адыгэ Хаширов объявил себя потомком Хилара Хачирова. При этом надо помнить очень важный факт, игнорируемый некоторыми большевистско-адыгскими фальсификаторами истории: как свидетельствуют две статьи энциклопедии Брокгауза и ряд других документов, в начале 20 века и предыдущие века под обозначением "кабар-кабардинец" подразумевались тюрки, а не современные адыги. С учетом этого принципиального факта для авторов 19 века и начала 20 века понятия "карачаевец-балкарец или кабардинец" не имела большого этнического различия как в наши дни.

воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Происхождение этнонима черкес. Фатхула Джамалов

Введение. Перепубликуем краткую, но очень информативную, статью дагестанского писателя, поэта и исследователя Фатхулы Джамалова "Происхождение этнонима черкес", взятую из сайта  https://proza.ru/2012/09/20/39 . К авторам 18-19 веков  Карамзину, Лапинскому, Аристову, Тынышпаеву и др.,  писавших о тюрках-черкесах,добавляются исследователи 21в.

Русская карта 1831г  
на которой 
территория проживания 
карачаевцев-балкарцев 
обозначена как 
"ныне страна черкесов"

Статья дагестанца Ф.Джамалова была опубликована в 2012году, за год до создания нашего сайта, став одной из первых статей кавказского автора, разрушающих официальную фальсифицированную историю черкесов, переписанной на адыгов. За прошедшие 7 лет появились статьи разных авторов, показывающие, что исторические черкесы-черкасы были тюрки, частью  руссифицированные и украинизированные, и только, около 50 тюрко-черкесских семей дворянского сословия "Эзден-Тлако", согласно Лапинского, смешавшиеся среди адыгов"Эзден" искаженное от ногайско-карачаевского дворянского сословия "Узден".

четверг, 14 ноября 2019 г.

Песня о Киларе первом покорителя Эльбруса

 Карачаево-балкарская песня 
посвященная первому покорителю Эльбруса 
Хыйлару (Хыйсе) Муссаевичу Хачирову
Вступительное слово А.Салпагаров
адрес статьи https://a-salpagarov.blogspot.com/2019/11/pesnya-o-kilare-pokoritele-elbrusa.html 
в серии статей: кто покорил Эльбрус
Песня была записана Узденовым А.М. в 1982г. в древнем карачаевском ауле Хурзук у своего родственника старожила Узденова Томпы Локмановича (1887-1982гг). Впервые текст песни был опубликован в газете "Къарачай" 21 ноября 1998г. [1]. Текст песни дается с подстрочным смысловым переводом, который в дальнейшем, надеюсь, что наши поэты переведут лучше, сохраняя рифму и ритм, уподобив оригиналу. Однако вначале даю фрагмент очерка академика Радде Г.И., побывавшего в Карачае в 1865г. Радде Г.И.  ясно указывает что первым на Эльбрус взошел известный карачаевец Килар [2]. Без сомнения в 1865году в Карачае и Баксане были живы многие люди, лично знавшие Хилара и песню о немвстречавшие экспедицию Эммануэля в Каменном мосту и Хасауте, видевшие Хилара в составе экспедиции, проходившей рядом с их летними высокогорными кошами и рассказавшие Радде о Хиларе. И Радде, не сомневаясь в их рассказах, сделал запись в дневнике, впоследствии в 1883г, включив ее в свой большой очерк о Кавказе. Академик Радде Г.И. сам вместе с другими карачаевскими проводниками 8 августа 1865г. предпринял безуспешную попытку подъема на Эльбрус. 
Свидетельство Радде Г.И. от 1863г о карачаевском Киларе и газетная статья альпинистского историка Е.Симонова от 1938г о балкарском Киларе являются подтверждением карачаево-балкарской народной памяти о Киларе (Хиларе), в т.ч. в виде сохранившейся песни о первовосходителе на Эльбрус. Позже в отдельной статьей дадим и цитаты других авторов 19 и 20 веков которые указывали на карачаевское  или (кара)черкесское происхождение Хилара. В песне приведены сведения, объясняющие  некоторые неясности из биографии Килара (Хилара) Хачирова.

пятница, 19 июля 2019 г.

Карачаево-балкарская посуда

Недавно я закончил большую статью об айранно-молочных продуктах карачаево-балкарского народа. Во время работы над статьей решил вставить краткую информацию о деревянной посуде карачаевцев-балкарцев. Однако, оказалась кратко не получится, так как тема большая. Жители горных лесов карачаевцы-балкарцы были большими мастерами разнообразной деревянной посуды. Да к тому же, она уже частично перечислена в статье Х.Ж. Карчаевой и М.Ч. Кудаева "Пища карачаевцев и балкарцев". Из этой статьи мы предлагаем вам названия основной части посуды карачаево-балкарского народа, которые планирую позже дополнять. Вообще, в карачаево-балкарском языке слово сауут означает и оружие и посуда. В списке нет названий ножей и вилок...
Виды карачаево-балкарских кадушек- 
бекисай, бакшай, башлы бакшай

воскресенье, 9 июня 2019 г.

Притязания на карачаевского первовосходителя на Эльбрус пресечены в 1938г

Ахмад Салпагаров июнь 2019г.
статья расположена по адресу
в серии статей: "кто покорил Эльбрус"
Фрагмент статьи Е.Симонова о 
первовосходителе на Эльбрус 
Килларе Хачирове
Полный текст статьи в прил. 2
на третьей странице газеты
Евгений Симонов известный журналист-исследователь и многолетний редактор всесоюзной альпинистской газеты "Школа мужества", печатавшейся в 1935-1939гг в Кабардино-Балкарии  предупредил и пресёк притязания на карачаево-балкарского первовосходителя на Эльбрус 80 лет назад, назвав его балкарец Хилар в своей статье в 1938г. А соглашательское молчание и отсутствие опровержения со стороны адыго-кабардинской общественности и рода Хашировых легимитизировало утверждение Е.Симонова о первовосходителе Хиларе как о балкарском (карачаевском) первовосходителе на Эльбрус и показало, что в народной памяти адыго-кабардинцев в 1938г. не существовало адыгского Хилара первовосходителя на ЭльбрусОднако у карачаевцев (балкарцев) сохранилась песня О Хыйсе-Хиларе, народные предания о Киларе первовосходителе, зафиксированные Е.Симоновым в первой альпинистской газете. Ещё ранее и другие авторы 19в, также зафиксировали, что первовосходитель на Эльбрус Килар был из среды карачаевцев (балкарцев). 

пятница, 31 мая 2019 г.

Перепись 1939г. в Черкесской АО не оказалось черкесов

В 1939г в СССР прошла всесоюзная перепись населения в т.ч. и в Черкесской автономной области, в которой черкесов не оказалось.
национальный состав Черкесской АО в 1939г
Национальный состав Черкесской АО по переписи 1939г.

суббота, 18 мая 2019 г.

Озёра Карачай и Черкаскуль на Урале

Сегодня вы узнаете факты, разрушающие фальсификации тюрко-черкесской истории, факты опровергающие присвоения истории ногайцев и карачаевцев-балкарцев. Вы узнаете, что на Урале, в исторической Ногайской Башкирии существуют рядом друг с другом озёра Черкас-куль и Карачай. Обозначенные озёра расположены в Челябинской обл. на расстоянии 60км по прямой друг от друга или 88 км по автодороге.  Рядом с озером Черкаскуль расположен одноименный поселок Черкаскуль в Каслинском районе, Челябинской области. 
озеро Карачай- озеро Черкаскуль ок.90км

четверг, 16 мая 2019 г.

Кто первым покорил Эльбрус Назир Будаев

или История покорения Эльбруса Назир Будаев
в серии статей "кто покорил Эльбрус"
маршрут восхождения на Эльбрус 
экспедиции генерала Эммануэля 1829г.
Фальсификаторы истории Кавказа, толкуя в свою пользу факт называния Хилара Хаширова кабардинцем двумя членами команды Эммануэля, игнорируют много других объективных фактов, указывающих на то, что Хилар Хаширов был карачаевец, также ими игнорируются факты причисления кабардинцев к тюркским народам главным этнографом России, факт называния кабардинцами жителей Балкарии и кумыкского князя Бековича-Черкасского и т.п.  
Разумные люди понимают, что для успешного и безопасного восхождения в 1829г. на Эльбрус с его множеством смертельных опасностей - ледяных пропастей, туманов, разреженного воздуха, снежных лавин, ложных сугробов над трещинами  и т.д. нужны были годы занятий по скалолазанию и горовосхождению с учетом опыта предыдущих поколений горцев Приэльбрусья, адаптированность к разреженному высокогорному воздуху, знание местности Приэльбрусья и основ альпинизма, пробные восхождения на Эльбрус. Всем этим условиям соответствовал житель Хурзука под Эльбрусом карачаевец Хилар Хачиров, но перечисленным условиям не соответствовал "кабардинец Хилар Хаширов" житель равнинного Вольного аула под Нальчиком, расположенного на расстоянии ок.170 км от Эльбруса через Каменомост по маршруту Эммануэля. В связи с продолжающимся переписыванием карачаевца Хилара Хачирова в кабардинца Хаширова предлагаем большую исследовательскую статью Н.Будаева

вторник, 14 мая 2019 г.

Летопись восхождений на Эльбрус Назир Будаев

Летопись восхождений на Эльбрус
статья в серии "кто покорил Эльбрус"
При восхождении на Эльбрус на высоте 4100 м находится Приют 11,
где даже опытные альпинисты из равнин ночуют несколько ночей для акклиматизации к разреженному воздуху. А в 1829 не было гостиниц для акклиматизации жителей равнин и поэтому 25 казаков и 5 российских ученых не смогли подняться выше 4200-4500 метров. Выше этой высоты смог подняться житель высокогорья карачаевец Хилар Хачиров.

суббота, 27 апреля 2019 г.

Карачай и Балкария в русско-кавказской войне Баразбиев М.И.

Карачай и Балкария в русско-кавказской войне 
к.и.н. Баразбиев М.И.

Цитата вводная от другого автора: 
"При составлении плана похода в Карачай царские генералы "вовремя вспомнили о бежавшем из Карачая в 1826 году Тенгизбии (Аман-тише) Дудове, который находился в Нальчике. Последний дал важные сведения о дороге, ведущей к Карачаю с северо-востока из района Пятигорья, в обход долины Кубани, и согласился быть проводником русских войск. Так личная ненависть к Крымшамхаловым и анапскому кадию переросла в предательство Родины. Русское командование нашло также еще одного знатока местности близ Карачая - кабардинца Атажуко Атажукина - и с помощью этих двух предателей разработало план военного похода на Карачай" Бегеулов Р.М., "Карачай в Кавказской войне ХIХ в.".

пятница, 26 апреля 2019 г.

Горе Кавказских гор. Элмар Кютт


Публикуем статью Элмара Кютта жителя Кисловодска  с малоизвестными фактами о сталинской депортации карачаевского народа и примерами сталинско-сусловской антикарачаевской клеветы и партийного давления.

понедельник, 22 апреля 2019 г.

четверг, 28 марта 2019 г.

Кто покорил Эльбрус-ККН напоминает

Конгресс карачаевского народа 
напомнил ФАР кто первым поднялся на Эльбрус
статья в серии "кто покорил Эльбрус"

Президенту Федерации Альпинизма России 

Волкову А.Е. 



Уважаемый Андрей Евгеньевич! 



В обращении Федерации альпинизма России (ФАР) на имя ВРИО Главы Кабардино-Балкарской Республики Кокова К.В. №34 от 12 марта 2019 года, получившем распространение в социальных сетях, сообщается о том, что Вашей организацией запланировано проведение ряда спортивных, культурных и научных мероприятий, приуроченных к первому восхождению на гору Эльбрус в 1829 году. 

воскресенье, 10 марта 2019 г.

Осколки «исчезнувших» аланов. А.Бахтиаров

О 1000 аланских тюркских семей компактно проживавших в Туркменистане в 1930 г
и о 300  аланских тюркских семей компактно проживавших в Узбекистане в 1930 г
красавица туркменка на празднике
туркменка на празднике
При обычном числе 6-7 членов в одной семье  на то время, в Туркменистане в 1930г. проживало ок. 6,5 тыс. аланов, в Узбекистане ок. 2 тыс.аланов.
С учётом того, что численность населения Туркменистана с 1926г увеличилась в 5,7 раза, а численность население Узбекистана увеличилась в 6 раз в Туркменистане должно проживать ок. 37 тыс. аланов и в Узбекистане ок. 12 тыс. аланов, если они конечно сохранили хотя бы этническую память о своем происхождении... 
Далее оригинальная статья А.Бахтиарова.

«Осколки «исчезнувших» аланов»  статья А.Бахтиарова об аланах Туркмении из журнала  Туркменоведение, 1930г, №8-9, сс.39-40.
Под названием аланов до III века существовало крупное племя кочевников-наездников, принадлежавшее к сарматам. Аланы, или ассы, занимали в то время равнины Северного Кавказа, вплоть до Дона, и в 375 году были покорены гуннами.
Аланы в 410 году проникли вместе со свевами и вандалами в Испанию, затем осели в Португалии, но под напором вестготов, принуждены были вместе с вандалами перебраться в Африку. Такова краткая историческая справка об аланах, исчезнувших в далеком прошлом. (коммент к слову "исчезнувшие аланы" от А.С.,  статья написана в 1930г когда аланами никто профессионально не занимался)

Выселение народов-тяжелейшее преступление

высылка балкарцев, высылка карачаевцев, репрессированные народы
Декларация Верховного Совета СССР от 14.11.1989г и 
Постановление Верховного Совета СССР № 2013-1 от 7.03.1991г.
Выкладываю тексты двух вышеназванных документов  ВС СССР, в которых насильственное переселение народов названо "тяжелейшим преступлением" и "безоговорочно осуждено" ...
Выкладываю эти документы для показа гнусным личностям, которые в соц. сетях и сайтах повторяют сталинско-бериевскую клевету или фабрикованные дела 1940 гг, служившим оправданием Сталину-Берии и их преступного геноцидного насильственного переселения народов. Сталинско-бериевская клевета была прикрытием реальной причины выселения кавказских народов, а именно факта присоединения 7 тыс.кв.км-территории выселенных народов к Грузии, т.е. российской территории Сев.Кавказа в т.ч. ок.3,5 тыс.кв.км территории Карачаевской автономной области к Грузинской ССР. 

вторник, 19 февраля 2019 г.

Казаки-черкесы воронежской губернии

Казаки-черкесы на карте Воронежской губернии 1856г
Ахмад Салпагаров февраль 2018г
фрагмент карты 1856г, на которой указано
"казаки,которые именуются здесь черкесами"
Ранее мы выставляли исторические карты 17-19 веков, на которых черкесы (черкасы) показаны как разноплеменные тюрки и обозначены как: татары, казахи, карачаевц, куманы, сиркесы, горские черкесы. (см.гл.3 здесь)  Cсылки на эти карты дадим в конце статьи. Теперь же выставляем карту на которой черкесы названы казаками в Воронежской губернии, то есть черкесы тут показаны как русские казаки

понедельник, 4 февраля 2019 г.

Боль моя, Карачай. Юрий Логинов

Боль моя, Карачай
Фотоскан статьи Боль моя Карачай писателя
 Юрия Логинова из газеты  ЦК КПСС 
"Социалистическая индустрия", от 14.07.1989г.


В начале 1980гг появилась статья с использованием сталинско-бериевской клеветы о якобы участии карачаевцев в уничтожении 41 еврейских детей в Теберде 1942г
. Подобная клевета служила сокрытием реальной причины выселения карачаевцев с целью передачи Сталиным 3,5 тыс.кв.км. освободившейся земли Карачая в юрисдикцию Грузии.Эта гнусная, опровергнутая ложь недавно тиражировалась в соц.сетях анонимным провокатором из числа соседей. В 1989г петербургский писатель Юрий Логинов, прознав о клеветнической статье,  опубликовал опровержение,и не где-нибудь, а в газете  Центрального Комитета КПСС  "Социалистическая индустрия" от 14.07.1989г. Как известно в советские времена, центральные газеты не печатали все подряд, а печатали после тщательной цензуры, только то, в чем были уверены. Ю.Логинов, подростком переживший немецкую оккупацию в тебердинском санатории, как свидетель событий не только опроверг клевету на карачаевцев, но и привел обратные примеры, примеры помощи и спасения карачаевцами евреев и представителей других народов в Теберде 1942г.

понедельник, 21 января 2019 г.

Карачаевцы праведники народов мира

Холамлиевы Шамаил и Фердаус с сыновьями Султан и Мухтар- праведники народов мира.
Предлагаю вам статью Юлия Костинского о карачаевской семье Холамлиевых, супругах Шамаил и Фердаус, спасших еврейскую семью и признанную в 1994г государством Израиль праведниками народов мира.  Это почетное звание было присуждено супругам Холамлиевым в 1994году за спасение Брониславы, Фаины и Лины Гейдеман. 
На самом деле, приютивших в своих домах беженцев разных национальностей и не выдавших их немцам было очень много карачаевских семей. Карачаевский (балкарский) народ сам в 1943-1957гг чудом пережил сталинский холокост, потеряв ок.40-50% населения и некому было записывать истории спасенных.  Да и спасенные вплоть до появления Закона о реабилитации репрессированных народов в 1991г. не могли свободно рассказывать о своем спасении в домах "бандитского карачаевского народа" из-за клеветнического ярлыка преступного сталинско-большевицкого режима. Но к 1990годам многих спасённых уже не осталось в живых по возрасту. В 1941-1942гг через маленький Карачаевску ок.80 тыс.чел, прошло около 200 тыс.беженцев. В августе  1942г. из-за стремительного немецкого наступления на Кавказ не все беженцы успели эвакуироваться далее в безопасные области. Очень много семей, людей разных национальностей,  на целых пять месяцев немецкой оккупации остались в карачаевских домах. Об одной русской спасенной беженке в семье Салпагаровых и еврейской семье у их соседей односельчан я кратко рассказал в предыдущей статье (см. главу О беженке В.Л.Смельской). 
( Прим. от А.С. Халамлиевы неточно записанная фамилия, по карачаевски она звучит как Холамлиевы, от названия исторического ущелья Холам в Балкарии.) 

пятница, 14 декабря 2018 г.

Тюрки-кабардинцы в 1-й русской энциклопедии и других документах

I.О тюрках-кабардинцах в энциклопедии Брокгауза и др.документах 
II.О тюркском черкесско-кабардинском роде Бековиче-Черкасском и др. 

Ахмад Салпагаров ноябрь 2018

князья черкасские
Фёдор Николаевич, он же 
Тембот Джанхотович
Бекович-Черкасский, 1870-1953гг.
в молодом и пожилом возрасте,
см. инфу о нем во II главе
 1.Предисловие
В Российской Федерации почти 100 лет существует автономия Кабардино-Балкария. Все привыкли считать, что кабардинцы являются адыгским нетюркским народом вместе с тюркским балкарским народом образовавшие автономию КБР. Однако в отрытых источниках присутствует большое количество фактов, свидетельствующих о тюрках-кабардинцах игнорируемых современными адыгскими фальсификаторами истории. Некоторые из них мы здесь перечислим. 

Но прежде уточним где находятся  фальсификаторы тюрко-кабардинской истории. В 1926г. был образован научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Правительстве Кабардино-Балкарской авторномной области. В 2007г. институт изменил название и стал называться Институт Гуманитарных исследований. В настоящее время в институте трудится 101 научных сотрудников в т.ч.19 докторов наук и 49 кандидатов наук. (см.сайт института). Более 90 лет историки и ученые КБР игнорируют и скрывают от народов КБР многочисленные факты о тюрках-кабардинцах. Более того они тюрко-кабардинскую знать адыгов старательно переписывают в адыгов. 
До 1991г. вся историческая наука КБР, да и вообще по всей стране, была сильно политизирована и за отход от установленных официальных догм как минимум уволили бы с работы. Но с падением коммунистической власти цензура в исторической науке КБР ушла в небытие. За прошедшие 30 лет хотя бы один ученый из сотен научных работников должен был рассказать народу КБР о тюрках-кабардинцах. Но, увы, в КБР не появился честный историк, который не то, чтобы провел какую-то изыскательскую или архивную работу о тюрках-кабардинцах,а хотя бы процитировал публичные исторические свидетельства о тюрках-кабардинцах из русской энциклопедии Брокгауза! 
Но увы за 30 лет в КБР не появился честный историк, который устыдился бы своих братьев и сестер и рассказал бы им о тюрках-кабардинцах. Зато адыгские историки особой одаренности с обратным знаком выпустили целую книгу "Вымысел и истина" из 16 статей о якобы фальсификаторной деятельности карачаево-балкарских историков. 

четверг, 21 июня 2018 г.

Къарачайбалкъар сапын

мыловарение, сабын этив
Приготовление мыла
О способах приготовления мыла древними карачаевцами-балкарцами.
Сылпагъарланы Ислам айтхандан эшитиб, джашау джыллары 1928-2018, Орта Азияда анасы бла бирге сапын этиюню амалларын джазганем. Макалечик этиб, "Сапын этиуню амалы - хазырлау къулланымы" деген ат атаб, "Аланхазар сыры.." китабымы 23 бетинде 2010дж.басмалаганем. Энди ол макалечикни китабда турганыча джангыдан  былайда басмалайма эм джангы билгиле кошама. Карачайда сакланган сапын этиу амал эм бизден 5-6 минг джылны алга джашаган эски шумер халкны сапын этиу амаллары бирчады. Карачайда, (Балкарда) эм Шумерияда сапын бир технология бла, бир лагым бла этилгенди. Бу конуга (темага) орус тилде джангы макале джазарма. Алайды да, сапын этиюню бек уллу маганасы барды. Сапын бла меденийет- цивилизация башланады. Сапын этиб, юсюн-кийимин тазалаган бла меденийет башланады. Сапын этиуню билими бизге да шумерледен джетген болур. Бизни ата-бабабыз Орта Азияда сапын этиб сатыб, андан кечинмек табыб эм хоншуну-тийрени тазалыкга юретиб кайтхандыла. 

суббота, 3 июня 2017 г.

Абазинский аул в Мало-карачаевском округе


абазинский язык, абхазский язык, абазинская история, абхазская история
Симон Басария
Абазинский аул в Мало-карачаевском округе
К  материалам по изучению абхазских племен
Доклад прочитанный на заседании секции археологии,истории, этнографии Абхазского научного общества
Сухум 1929г

четверг, 1 июня 2017 г.

Древнетюркский словарь

«Древнетюркский словарь» — фундаментальный словарь лексики древних тюркских языков и диалектов.
Древнетюркский словарь (ДТС) составлен на основе накопленного в течение ряда десятилетий словарного материала, извлеченного из памятников древнетюркской письменности VII—XIII вв., весьма разнообразных по своему характеру и содержанию, географической и исторической принадлежности. Настоящий Словарь является первой попыткой такого полного сведения сохранившейся в этих письменных памятниках лексики древних тюркских языков и диалектов.

Словарь содержит около 20000 древнетюркских слов и устойчивых выражений.

вторник, 30 мая 2017 г.

Историческая карта Кавказа конца 17 в

или Кумыкская Чиркасия 1660-1680гг 
от Nicolas Visscher и его описание 
Знакомимся с исторической картой Северного Кавказа в т.ч. Прикаспийской Кумыкской Черкесией  17в. обозначенной на карте  Moscoviae seu Russiae generalis tabula  выдающегося голландского картографа Nicolas Visscher. Карта издана в Амстердаме в 1660-1680гг., некоторые указывают 1690г. издания
1. Здесь полноразмерная 3,9МБ карта- удобно просмотреть увеличивая нужную область
2. или полноразмерная карта на википедия

понедельник, 29 мая 2017 г.

Ашык ойун- древнетюркская карачаево-балкарская игра в альчики

Древнейшая игра человечества
общетюркская игра «ашык ойун»
Ахмад Салпагаров май 2017г.


статья из серии мои исследования и Culture&Ethnography
ашыки (асыки) или альчики
1.Что такое ашык или альчик
Альчик - или по тюркски «ашык (асык)» это суставная костяшка из места сочленения ноги барана или козла с его бедром. Альчик или ашык это продукт овцеводства. Ашык (костяшка) отделяется от других суставов, очищается от мяса и сухожилий и используется в дальнейшем для детских игр. Согласно научных изысканий известно, что овцы и козы приручены человеком примерно 6-7 тыс.лет назад. На этом основании можно уверенно предположить, что и играть с овечьими костяшками (ашыками) люди начали многие тысячелетия назад.

среда, 19 апреля 2017 г.

Карачаевцы-балкарцы под именем казах-черкесов на карте русского атласа 1831г

Ахмад Салпагаров март-апрель 2017г.
Казахи-касоги и черкесы-тюрки, они же пятигорские черкасы 15 в., 
на карте первого русского атласа 1831г., по истории Н.Карамзина,
расположены на территории проживания карачаевцев-балкарцев,
 а не на территории проживания адыгов. 


Перед вами фрагмент карты №47 из первого русского атласа, изданного в 1831г. на которой показаны народы Золотой Орды и Московского княжества в начале 15 века. 

суббота, 31 декабря 2016 г.

Карачаевский ковер 19века идентичный скифскому в Нью-Йоркском музее

Карачаевский шерстяной ковер середины 19 века выставлялся в Нью-йоркском музее Метрополитен в 2011г. в коллекции "Новое открытие исламского мира", впоследствии как произведение искусства продан за 23,18тыс.евро
Карачаевский (в т.ч.балкарский) народ созидатель, творец, да такой, что его домашние вещи приравниваются к произведениям искусства и выставляются в лучших музеях мира.