У карачаево-балкарского народа должен быть
единый "День Возрождения"
Ахмад Салпагаров март 2014
Парламент КЧР в начале 1990 годов установил 3 мая как "День возрождения карачаевского народа". Считается что 3 мая 1957г. в Черкесск из Средней Азии прибыл первый эшелон с карачаевцами. Также "День возрождения балкарского народа" был установлен Указом президента КБР в 1994 на 28 марта. На самом День возрождения карачаево-балкарского народа приходится на более ранние даты. 9 января 1957 года под №214 вышел Указ Президиума Верховного совета СССР "О
преобразовании Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую область" и «О
преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР». В
соответствии с этим Указом уже ВС РСФСР от 15 марта 1957 года принял Закон о
преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР и Черкеской АО в Карачаево-Черкесскую АО. А партийно-хозяйственный актив из числа карачаевцев-балкарцев малыми группами начали прибывать в Карачай и Балкарию уже с марта-апреля 1957г. Так с какой стати нам карачаевцам-балкарцам установили разные и непонятные "Дни Возрождения"? А ну-ка, разберемся!единый "День Возрождения"
Ахмад Салпагаров март 2014
месторасположение в разделе сайта- возрождение народа
Известен исторический факт, что 10 апреля 1957г вышел первый послевоенный номер областной газеты "Кызыл Карачай". Об этом мне сообщил Алиев Солтан Чорнаевич, бывший в числе тех, кто готовил первый выпуск карачаевской областной газеты. По его сведениям работников карачаевской газеты и некоторых бывших работников областного и районных партийных и советских аппаратов заранее вывозили на родину для подготовки и приема возвращающихся карачаевцев. Весь тираж отпечатанной газеты "Красный Карачай" отвезли в Среднюю Азию и возвращающиеся, окрылённые карачаевцы ехали домой со своей карачаевской газетой. Вот интересно балкарцам выпустили заранее газету как карачаевцам?
- Теперь спрашивается- почему не установили праздником 9 января день отмены преступных указов о высылке верховной властью СССР? Почему не установили праздником, например день возвращения последнего эшелона с карачаевцами-балкарцами или день 10 апреля выхода газеты Къарачай? Почему не установили Единый день возрождения для карачаево-балкарского народа или для всех депортированных народов СССР на любую дату?
Вот интересный видеоклип, показывающий верно-подданический провинциальный синдром карачаевской элиты на видео http://www.youtube.com/watch?v=aluxWerlXLQ На 19-33 секунде кадры открытия памятной стеллы в Учкекене в 2011г. на центральной улице "XX партсъезда КПСС". Вместо того, чтобы переименовать улицу именем какого-нибудь национального героя карачаевцев-балкарцев они открывают стеллы в честь ушедшего в небытие КПСС, запрещенного в половине бывших республик СССР. И им не понять, что КПСС с его идеологией "классовой борьбы и диктатуры пролетариата" как раз и является виновников гибели не только десятков тысяч карачаевцев-балкарцев, но и миллионов граждан бывшего СССР. Но они, наша элита, через десять лет после падения коммунизма все еще ментально живут при коммунистах и открывают памятные стеллы коммунистической партии. Нет, этот тип людей в 1990г. не могли выбрать правильный "день возрождения" для много-страдального народа.
А установление "Дня возрождения балкарского народа" имеет еще более комичную и издевательскую сущность.
Как я писал выше, 9 января 1957 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР». В соответствии с этим Указом уже ВС РСФСР от 15 марта 1957 года принял Закон о преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР. И наконец, 28 марта 1958 года ВС КАССР принял Закон о преобразовании Кабардинской АСССР в Кабардино-Балкарскую АССР.
А в 1994г. Президент КБР вместе с послушным Парламентом КБР устанавливают дату возрождения балкарского народа именно на 28 марта. Как будто балкарцев вернули не по Указу Президиума Парламента СССР от 9.01.1957г. а по постановлению Парламента КБАССР от 28.03.1957г.
...На самом деле в советское время Парламенты республик не то,что преобразоваться самим, они не могли самостоятельно переименовать сельский райцентр. А вот в той части в которой кабардинский Парламент действительно должен был решать вопросы возвращающихся балкарцев, местная кабардинская власть была подозрительно неповоротлива, как будто саботировала законы вышестоящих инстанций. Например, в переписи 1939г в КБР насчитывалось 40.747 тыс.балкарцев, а по переписи 1959г. на родину вернулись 34.088 тыс.чел. т.е. всего 83,6%.. У карачаевцев показатель вернувшихся составлял 95,5%, т.е. в 1939г в КЧАО было 70.932 тыс.карачаевцев., а к 1959г. вернулось 67.830 тыс.чел.
Это значит ставропольские власти лучше подготовились к приему возвращающихся людей, чем кабардинские власти... Скажу несколько слов об этой части истории нашего народа. Все репрессированные народы возвращались с условием и под страхом уголовного преследования, что не будут требовать свои дома у тех людей, кто уже жил в них. Поэтому большинство нашего народа возвращался не в свои дома, а в поле, так как большинство домов были заняты! Например в доме моего деда в Учкекене жили две русские семьи эвакуированных во время войны. Дед 53 года с бабушкой-42 года достаточно молодыми погибли во время депортации и остались похороненными в Казахстане. И вернувшийся в Карачай мой отец с своими двумя братьями, проживая в поле под открытым воздухом, три летних месяца сами изготавливали саман-сырец и из него построили небольшой домик с низкими потолками, а в последующие годы выкупали свой с высокими потолками дедовский дом! Были семьи, которые получали кредит у государства и выкупали свои дома, а потом годами рассчитывались с государством. И конечно таким людям, т.е. большинству нашего народа нужна была помощь местных органов, организацией мест размещения, стройматериалами и кредитами, субсидиями и т.д. Судя по-малому числу вернувшихся балкарцев к 1959г. помощь кабардинских органов власти была хуже организована, чем у их ставропольских коллег.
Карачаево-балкарскому народу, его общественным организациям, людям переживающим за прошлое и будущее нашего народа необходимо выбрать единый ДЕНЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЛЯ единого КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО АЛАНХАЗАРСКОГО НАРОДА. После долгих размышлений я пришел к выводу, что самой подходящей датой для общего Дня возрождения карачаево-балкарского народа является день весеннего равноденствия 21 марта, известный всему миру и нашим предкам как день Науруз-байрам, день начала астрономического нового года.
Именно этот день для северных народов, каковыми являются тюрки, символизирует возрождение жизни после зимних холодов. День оптимизма и самых лучших ожиданий. День планирования и подготовки к весенне-летним работам.
Мы не будем уподобляться зороастрийцам и поклоняться солнцу или перепрыгивать через костер. У нас как и у наших предков- это будет днем подведения итогов, обсуждений народных проблем и планирования. И этот день должен стать днем народного единения и днем народного собрания.
Мы как в республиканские дни возрождения сделаем дуа (молитву-поминовение) за не вернувшихся своих родственников, сделаем также благодарение за возвращение народа на веко-вечную родину.
Вот так мне видится ежегодный день возрождения карачаево-балкарского народа, приходящийся на День нового года Науруз-байрым на особый день в астрономическом году.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Как компромиссный вариант можно оставить и 3 мая- день первого вернувшегося на родину эшелона, если в Балкарии примут этот день как общий день возрождения. Не все знают, что 3 мая это День Тюрка (тюркства). Но все же я бы отдал предпочтение не придуманным человеком датам, а астрономическому новому году 21 марта, дню весеннего равноденствия
++++++++++++++++++++++++++++++++
P.S.
Приложение: Вот еще один документ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.07.1956г "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев выселенных в период Великой Отечественной войны" (а балкарцев причислили к карачаевцам!!) С этого дня с 16 июля 1956г. началась постепенная реабилитация депортированных кавказцев. Вполне подходит для объявления "общего дня возрождения"..Лето, тепло, удобно для организации мероприятий. Но выбрали самые неудачные и специально раздельные дни.
Дежурное внимание Президента КБР к проблемам балкарцев в специально выделенный "день возрождения балкарского народа" |
Именно этот день для северных народов, каковыми являются тюрки, символизирует возрождение жизни после зимних холодов. День оптимизма и самых лучших ожиданий. День планирования и подготовки к весенне-летним работам.
Мы не будем уподобляться зороастрийцам и поклоняться солнцу или перепрыгивать через костер. У нас как и у наших предков- это будет днем подведения итогов, обсуждений народных проблем и планирования. И этот день должен стать днем народного единения и днем народного собрания.
Мы как в республиканские дни возрождения сделаем дуа (молитву-поминовение) за не вернувшихся своих родственников, сделаем также благодарение за возвращение народа на веко-вечную родину.
Вот так мне видится ежегодный день возрождения карачаево-балкарского народа, приходящийся на День нового года Науруз-байрым на особый день в астрономическом году.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Как компромиссный вариант можно оставить и 3 мая- день первого вернувшегося на родину эшелона, если в Балкарии примут этот день как общий день возрождения. Не все знают, что 3 мая это День Тюрка (тюркства). Но все же я бы отдал предпочтение не придуманным человеком датам, а астрономическому новому году 21 марта, дню весеннего равноденствия
++++++++++++++++++++++++++++++++
P.S.
Приложение: Вот еще один документ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.07.1956г "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев выселенных в период Великой Отечественной войны" (а балкарцев причислили к карачаевцам!!) С этого дня с 16 июля 1956г. началась постепенная реабилитация депортированных кавказцев. Вполне подходит для объявления "общего дня возрождения"..Лето, тепло, удобно для организации мероприятий. Но выбрали самые неудачные и специально раздельные дни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий