Районы «Карачаевка и Аджи-Кабак» в Пятигорске

Районы «Карачаевка и Аджи-кабак» в Пятигорске
Ахмад Салпагаров 2011-2013г.

месторасположение : https://a-salpagarov.blogspot.com/p/blog-page_4.html
включена в серию "пятигорские черкесы есть карачаевцы"

Оглавление
1. Предисловие
2. Свидетельство коренной пятигорчанки, представительницы алано-русского рода Хандогиной
3. Свидетельства пятигорских краеведов П.Н. Никитина, В.А. Хачикова
 и профессора К.Т Лайпанова
4. Русско-кабардинские источники 20 века
5. Аджи-Кабак  у горы Бештау
6. Карачаевская топонимика Пятигорья
7. Карачаевское приходское училище
8. Краткие выводы
9. Источники
10. Приложение
1.Предисловие
Территории современных  Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии исторически и географически связывает район  Пятигорья  или  Кавказских Минеральных Вод  (КМВ). Автохтонным населением обеих республик и КМВ являются карачаевцы и балкарцы, что подтверждается их кавкасионским расовым типом, сформировавшемуся на Центральном Кавказе  несколько тысячелетий назад. Принадлежность карачаевцев и балкарцев к кавкасионскому расовому типу является устоявшимся мнением среди антропологов всего мира. Исходя из этого общепризнанного факта постоянное проживание  карачаевцев, балкарцев и их предков на Центральном Кавказе и в т.ч. и на  КМВ  до прихода русских на Кавказ  является естественным утверждением. При этом существуют другие неоспоримые факты проживания карачаевцев-балкарцев на КМВ, о которых мы поведаем ниже. 
Однако же в связи с тем, что в настоящее время основным населением  КМВ являются русские, для некоторых «историков» кажется сомнительным проживание в прошлом  карачаевцев и балкарцев на КМВ. В качестве  подтверждения  можно привести  цитату из отзыва  к.и.н. Ошроева Р.Г., доцента Института  гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и КБНЦ РАН  на книгу Кипкеевой З.Б.  "Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение. (60-е годы XVIII в. - 60-е годы XIXв.) М., 2006”. 
"Проблему "исконных" земель, претендующих в настоящее время на пересмотр этнических и административных границ З.Б. Кипкеева решает, ссылаясь на К.Т. Лайпанова: "До XVIII в. в Пятигорье существовали карачаевские поселения: около р. Юцы - Хубиевский аул, на р. Подкумок - Бытдаевский аул, но многолюдные постоянные селения карачаевцев находились в недоступных горах у истоков Кубани, Малки и Баксана, что позволило им сохранять независимость". Но наличие указанных поселений на рр. Юце, Подкумке, Малке, Баксане и на горе Калеж является вымыслом и никакими источниками не подтверждается. Подобным образом выстроен миф о недоступных горах, в которых тюркские племена верховий Кубани сохраняли независимость."[1]

В  самой статье  Ошроева Р.Г. много искажений исторических фактов, которые на наш взгляд должны были быть опровергнуты Кипкеевой  З.Б. Тем более, что статья Ошроева Р.Г. была не только издана в «историческом вестнике» его родного института, но еще и растиражирована в интернете в более чем 10 адыгских сайтах и форумах. Но мы ограничимся только одним вопросом, который  Ошроев Р.Г и Институт  гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и КБНЦ РАН  считают  вымыслом, т.е. вопросом проживания карачаевцев на КМВ  до прихода русских на Кавказ. Для честных историков хватило бы и антропологических данных, чтобы не поднимать вопрос о проживании карачаевцев-балкарцев на КМВ. Но я  приведу дополнительные  доказательства о проживании карачаевцев (балкарцев) на КМВ перед русской колонизацией в т.ч. из адыго-кабардинских источников.

2.Свидетельство коренной пятигорчанки, 
представительницы алано-русского рода
В начале нулевых 2000годов я случайно услышал от старожила  города Пятигорска Хандогиной Валентины Николаевны об её аланском роде Хандогиных и о существовании в 19 веке района Карачаевка  в г. Пятигорске. [2] Карачаевкой в 19 веке назывался район  под горой Машук, расположенный вокруг  современного Верхнего рынка г. Пятигорска, смещенный в сторону горы Бештау. Рассказчик  пожилая женщина в возрасте 75 лет утверждала, что по рассказам её деда, она представляет девятое поколение Хандогиных, живущих в Пятигорске.  Я возразил ей, что  русские и  казаки начали селиться в  районе Пятигорске с начала 19 века, а самое старое русское кладбище Пятигорска существует с 1824г., поэтому среди русских жителей Пятигорска максимальное число поколений не может быть больше шести-семи. Она ответила, что Хандогины по происхождению не русские, а аланы и они проживали в районе Пятигорска до заселения края русскими! Также добавила, что еще ранее, до переселения в район Пятигорска, Хандогины жили в районе нынешнего города Железноводска. Кроме того в их роду от отца к сыну передавались древние родовые артефакты в т.ч. меч, утерянные или распроданные в наше время её нерадивыми племянниками.[3]  
Неожиданные утверждения Хандогиной со временем были подтверждены  и расширены сведениями из других источников. Например, этимология  фамилии Хандогин  показывает  тюрко-аланское (карачаевское) происхождение  носителя этой фамилии. "Хандоган"-  тюркское имя, означающее  "от хана,рождённый или рожденный стать ханом". (Древняя аланская форма произносится как Хандоhан, но по-русски записано Хандоган, в современном карачаевском языке звучит как Хантууhан, пишется  Хантуган.)
Такое имя, а впоследствии и  фамилию не мог получить раб или  крепостной. Обладатель такого имени и фамилии должен быть человеком свободного или ханского рода. Только так  можно объяснить, почему дед  Хандогиной знал и помнил  подробности своей этнической родословной и почему в роду сохранились до недавнего времени древние артефакты.

3.Свидетельства пятигорских краеведов П.Н. Никитина, В.А. Хачикова
 и профессора К.Т Лайпанова
Информация Хандогиной В.Н. подкрепляется следующими письменными сведениями.
Известный пятигорский краевед П. Н. НИКИТИН4 (1906-2001) сообщает:
"Город Пятигорск. Когда-то его северную окраину народ назвал Карачаевкой. Она состояла из нескольких небольших улиц и обширной не замощенной площади, расположенной в центре этой окраины. Площадь называлась Сенной. Теперь это территория Верхнего рынка. Большой привозной базар проходил на Сенной площади каждый понедельник. Сюда привозили сельскохозяйственную продукцию из всех окрестных селений и аулов. Два раза в год весной и осенью на ней проходили ярмарки. А из горских аулов, в основном, ехали сюда карачаевцы. Обычно приезжали они на своих арбах еще в воскресенье, ночуя под открытым небом и располагались на Сенной площади. Из оседлых карачаевцев здесь жили две-три семьи... Прошло восемьдесят лет и бывшая окраина - Карачаевка слилась с центральной частью города Пятигорска...За бывшей Карачаевкой существует новая часть города - Белая Ромашка." [4]

Журналист и краевед Вадим Александрович Хачиков (1931г. р.) сообщает:
"О том, что в границах Пятигорска есть Кабардинская слободка, или, попросту говоря, Кабардинка,знают если не все, то почти все горожане. А вот о том, что был когда-то в городе и район, именовавшийся Карачаевкой, известно не столь уж многим. Названия как будто схожи. Но происхождение их очень разнится, как и судьба этих пригородов. Кабардинке, одному из старейших районов Пятигорска, дали имя вовсе не кабардинцы, а отставные солдаты Кабардинского пехотного полка, селившиеся в том месте. А вот Карачаевка стала так называться именно благодаря карачаевцам, которые приезжали торговать на рынке или ярмарке и оставались на постой в кварталах, близких к торжищу. Эти-то кварталы, расположенные северней Базарной и Сенной площадей, и получили название Карачаевка." [5]
Профессор К.Т. Лайпанов  (1924-2009) сообщает: "По рассказам старейших карачаевцев в Пятигорске, около Юцы, до 19 века существовал Хубиевский аул, в Кисловодске Бытдаевский аул, около Учкекена на горе Калеж Биджиевский аул и.т.д." [6]
Таким образом устные сведения В.Каппушевой-Хандогиной о существовании в 19 веке на территории нынешнего г.Пятигорска  района "Карачаевка"  подтверждаются письменными свидетельствами  краеведов  П. Никитина, В. Хачикова, записанные ими от других старожилов Пятигорска. Три независимых  и разновременных свидетельства и сведения К.Т. Лайпанова  взаимно друг друга подкрепляют и устанавливают существование карачаевского населенного пункта в районе Пятигорска. Если кто-то увидит противоречие в локализации К.Т. Лайпановым  Хубиевского аула около речки Юца и районом Карачаевка вокруг нынешнего Верхнего рынка, то на это мы укажем, что от берега речки Юца до Верхнего рынка по прямой всего 3,5 км. Поэтому речь может идти о при локализации Лайпановым или о двух разных карачаевских  поселениях.
Как видим, пятигорские краеведы подчеркивают, что имя  Карачаевка связано с карачаевцами, устраивавшими  в этом районе еженедельную торговлю. А Никитин добавляет, что в этом районе постоянно проживали две-три карачаевские семьи. Однако  думается, что имя району было дано не из-за того, что карачаевцы в этом месте торговали своей  продукцией животноводства, в котором были признанными мастерами. Если бы  населённые пункты, местности назывались  бы по имени народа, представители которого торговали в том районе, то на Северном Кавказе и в Пятигорске в частности  должны были быть одноименные им районы. Армяне по всему Северному Кавказу и таты (иудеи) по  Северо-Восточному  Кавказу держали монополию на торговлю. При этом торговали как ежедневно в своих магазинчиках устроенных в торговых  рядах городов, так и участвуя  в базарах и ярмарках в разных местах. Также с середины 19 века адыго-кабардинские аулы в основе своей были намного ближе к г. Пятигорску, чем карачаевские аулы, загнанные в высокогорье. И потому кабардинцы были более частыми гостями и торговцами на Сенной площади Пятигорска, нежели карачаевцы.  Без сомнения на базаре Сенной площади (Верхний Рынок) число торговцев армян, кабардинцев   в 19 и 20 веках  было больше карачаевцев-торговцев. Однако же район не был назван “Армянка”, “Кабардинка”, “Татка-Иудейка”, а назван "Карачаевка". Исходя из вышеизложенных сведений и рассуждений, можно утверждать, что «Карачаевка» название одного из районов Пятигорска осталось по названию народа, жившего в том районе до заселения этих мест русскими и продолжившего жить с ними после их расселения. Мусульмане карачаевцы, кумыки, кабардинцы, ногайцы к 1840г. были выселены из Пятигорья из КМВ. О проживавших в Пятигорске карачаевцах  (аланах) после 1840 года можно предположить, что в они были христианами  и потому им было дозволено остаться на родных местах. То, что  в период русской колонизации некоторая часть карачаевцев приняла христианство указывают  народные предания и старые песни карачаевцев.

4. Русско-кабардинские источники 20 века
Профессор, кабардинский этнограф Александр Мусукаев (1947г. рожд.) сообщает: "Карачаевские Хубиевы, судя по книге М.И. Ермоленко "Предания,легенды и былое ущелий Кабарды и Балкарии (Нальчик 1930г.стр.5) дали начало Машуковым... Приведённая им со слов 90-летнего Алия Машукова легенда "О горе Машук" повествует о том, что житель Большого Карачая из-за кровной мести переселился в одно из кабардинских сёл в районе Пятигорска. Машуко был непревзойденным мастером оружейного дела, и его в начале XIX века пригласили в Ашабово (Малка). На протяжении жизни не одного поколения Хубиевы из Большого Карачая организовывали фамильные сходы с малкинскими Машуковыми в Пятигорске." [7]
Кабардинский исследователь Афаунов Амурбий в своей статье от 1960г. сообщает: "На стр.23 "Шора Ногмов" тов.Турчанинов пишет : "По запустении родных мест на р. Джуце, Шора переселился в аул Хаджи-Кабак у горы Бештау"... От основателя аула Хажихабла на карачаево-балкарском Хаджи, а на кабардинском - Хажи, который был по национальности кумык, происходит кабардинский дворянский род Аджиевых... Затем к аулу Хажихабле примкнул карачаевец Машуко, от которого образовался большой кабардинский хажихаблинский род Машуковых"[8]

Таким образом кабардинские источники, со ссылкой на русских исследователей начала 20 века, также указывают на проживание карачаевца Машуко, который оказывается Хубиевым. А  К.Т.Лайпанов к пятигорским Хубиевым добавляет еще Бытдаевых, уточняя их место проживания как район Кисловодска.  Это утверждения Лайпанова  не кажется надуманным в свете многочисленных и разнообразных подтверждений  о проживании карачаевцев в районе Бештау. Заметим только, что Бытдаевы фамилия, отделившаяся от Хубиевых.
Автор этих строк в 1980-90годах от стариков разных фамилий  Малокарачаевского района слышал о том, что их род имел земли и держал скот в районе Пятигорья до заселения этих мест русскими. Будучи юного возраста на тот момент  и не имея  цели  сохранить эти сведения  не смогу точно  и полно воспроизвести эти данные.  Но запомнились некоторые карачаевские фамилии, представители которых проживали в том районе, Байрамуковых в районе горы Темиртау (современный Железноводск), Байрамкуловых  за горой Машук (между современным Пятигорском и Минеральными Водами), Байчоровых и Аджиевых без указания точного местожительства. Об Аджиевых, проживавших в Пятигорье, расскажем в следующей главе.  
Район "Карачаевка" у подножия Машука
Р-н вокруг Верхнего рынка в Пятигорске, до революции звался "Карачаевка". На фото верхняя граница района-пересечение ул. Пирогова и Кузнечной. По левую сторону вниз по ул.Кузнечной расположен Верхний рынок. На втором план гора Машук с телецентром.





5.Аджи-Кабак  у горы Бештау
А.Афаунов со ссылкой на биографа Шоры Ногмова Турчанинова сообщает, что Ногмов переселился в аул Хажихабль у горы Бештау. Сам же добавляет, что основателем аула был кумык Аджиев. В этот же аул переселился Машук, происходивший из Хубиевых. Здесь нужно указать, что названия  Хаджи-кабак, (или Хажихабль) есть кабардинское заимствование от карачаевского  исходного названия  Аджи-кабак. Подтверждением такого вывода является запись А. Афауновым фамилии кабардинского дворянского рода Аджиевых в их исходном карачай-кумыкском виде в отличии от его адыгского производного Хаджи-кабак. Примеров подобных адыго-кабардинских заимствований много, например карачаевское имя Атажук  по-адыгски будет Хадагъужук/Хатошоко или имя пророка Иса по-адыгски звучит как  Хьыса, т.е. по правилам адыгской фонетики в заимствованных словах начальный гласный звук А или И закрывается согласным Х. 
Месторасположение аула Аджи-кабак "у восточной стороны горы Бештау" совпадает с районом Карачаевка. Впоследствии в 1840гг население Аджи-кабак (хаджихаблинцы) принудительно переселили на исконные карачаевские земли на место нынешнего села Каменомостское в КБР. При этом А.Афаунов там же сообщает, что еще долго природные адыго-кабардинцы насмехались над произношением хаджихаблинцев.[9] Факт неправильного произношения и коверкания адыгского языка хаджихаблинцами также свидетельствует в пользу их карачаевского происхождения, ибо неправильное произношение или акцент есть доказательство того, что для хаджихаблинцев адыго-кабардинский язык не был родным языком. Так как всегда при позднем усвоении другого языка сохраняется искажение незнакомых с детства звуков, называемый акцентом.
То, что упоминаемые в русско-кабардинских источниках прошлого века Аджиевы, проживавшие в районе Пятигорска являются не кумыками, а карачаевцами косвенно подтверждает Мурад Аджи кумыкский автор многочисленных историко-публицистических книг. В одной из своих книг, рассказывая о своем роде Аджиевых, он начинает историю своей фамилии со своего предка Асева Аджиева, жившего в 1825-1830г. в кумыкском селе Аксай. [10]  Обратите внимание на год с которого начинается кумыкская история Аджиевых по версии кумыкского историка Мурада Аджи (Аджиев). На самом деле Аджиевы наряду с другими древними карачаевскими родами такими, как Салпагаровы, Каппушевы, Байрамкуловы, Кочкаровы ведут свое начало от Науруза, которого считают своим родоначальником. Все пять древних родов, от которых впоследствии откололись еще пять-шесть родов, относятся к древнекарачаевскому кауму (племени) Науруз. Науруз был сподвижником и другом Карчи, восстановителя аланской государственности Карачая и жил в начале 15 века. И в Карачае сохраняется родословная Аджиевых, начинающаяся от Науруза. Также надо добавить, что кумык Мурад Аджи как родственник был приглашен и участвовал в фамильном сходе карачаевских Аджиевых, проводимых в Карачае в 1990годах. По сведениям карачаевских Аджиевых большая часть фамилии проживала не на Кубани, а в районе Пятигорья. По нашему мнению деление тюркоязычного населения Центрального Кавказа на карачаевцев и кумыков является условным. Пример с родом Аджиевыми подтверждает данный вывод. Кумыками называли равнинных жителей Кавказа, принявших ислам намного раньше горных жителей. Хотя это могли быть представители даже одной фамилии с одним языком и верой.

6. Карачаево-балкарская топонимика Пятигорья
Гора Бештау. 
Проживание карачаевцев  в районе Пятигорья до заселения тех мест русскими подтверждается  карачаевскими географическими названиями. Название территории и города  Пять Гор есть прямой перевод от карачаевского Бештау. Бештау именно карачаево-балкарское название, по- ногайски гора называется Бестау, по-турецки- Бешдаг. Название сохранилось за пятиглавой горой высотой 1400м, у подножия которого расположился город Пятигорск.
Гора Машук. 
Рядом с горой Бештау расположена другая гора Машук (994м) у подножья которой в 19веке находился один из районов Пятигорска, известный под названием Карачаевка. Гора Машук названа по  имени абрека карачаевца Хубиева Машука, жившего в том районе.  Маш+ук (исходная форма Баш+ук)  имеет прозрачно карачаевское происхождение. По-карачаевски  "баш/маш"- первый, начальный +" ук"-сын», то есть Машук-"старший сын, первенец". Менее вероятно, происхождение названия Машук от карачаевского "Машак"- низкорослый. Третья версия гласит, что имя абрека было по карачаевски Мечука, а по-кабардински Машука. Но название горы зафиксировано как Машук, вполне возможно Мечука был старшим сыном, звался еще как Башук-Машук. Адыгская смешная  версия записанная в википедия гласит, что Машуко по-кабардински «маш»- просо + «ко» -долина, то есть долина, где сеяли просо. Но так как Машук название горы, которую никак не назовешь долиной- такое объяснение выглядит несерьёзным.
(https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%88%D1%83%D0%BA&oldid=48875706 )  
На то, что название горы Машук произошло от имени человека Машуко, скрывавшегося в лесах этой горы указывает кабардинский просветитель иисторик 19 века Шора Ногмов.[11]  Только Ногмов считал его адыго-кабардинцем. Однако выше в главе 4 мы привели убедительные доказательства того, что Машук был карачаевцем из рода Хубиевых. В первую очередь это свидетельства записанные М.И. Ермоленко первым  директором исторического музея Кабардино-Балкарии со слов  90-летнего Алия Машукова в книге 1930г! 
Укажем, что давший эту информацию в 1930году представитель рода Машуковых Али Машуков был почти современником Ш.Ногмова,будучи 90 летним в 1930г. 
Свидетельства старожила А.Машукова, совместные сборы  Хубиевых и Машуковых в Пятигорске [12] перевешивает ошибочные утверждения Ногмова. 
В той же 4 главе статьи имеется ссылка на свидетельства Г.Ф.Турчанинова  автора исследовательского двухтомника о сочинении  Ш. Ногмова: «Затем к аулу Хажихабле примкнул карачаевец  Машуко, от которого образовался большой  кабардинский хажихаблинский род Машуковых».[13] Другие не менее важные ошибки Ш.Ногмова, больше похожие преднамеренные искажения  мы рассмотрим в отдельной статье

Пятигорье
Село Юца, на втором плане гора Джуца, 
далее гора Эльбрус
Гора, река, поселок Джуца-Юца. 
Много географических  карачайбалкарских-ногай-кумыкских  названий сохранились в нескольких километрах к югу от г. Пятигорска. Это название реки Юца протяженностью 55 км, речки Джуца протяженностью 7 км, впадающая в Юцу. Река Джуца образуется из двух речек Джуца-1 (19км) и Джуца-2 (13км), 
Рядом с селом Юца, прилегающим к Пятигорску расположены две горы  Джуца-2 с высотой 1190м и гора Джуца-1, которую еще параллельно называют ещё и Юца высотой 973м. Гора Джуца 1 или просто Юца расположена между  отдельными поселками  Юца и Джуца. Река Юца протекает через Пятигорск и впадает в реку Подкумок. Посторонний человек запутается от обилия повторяемых и дублируемых названий Юца и Джуца, что совсем неслучайно.  Надо заметить, что употребление в начале слова звука ДЖ  бытует только у карачаевцев (балкарцев), а у ногайцев и кумыков вначале слова вместо ДЖ стоит звук Й.  Поэтому  без сомнения, русские названия Джуца и Юца производны от одного и того же тюркского слова «джутса-йутса», где «джутса»- карачаево-балкарское джокающее произношение, а «йутса»-кумыкско-ногайское  йокаюшее произношение.
В карачаево-балкарском языке корень слова «джут»  имеет значения 1.глотать, жадно съедать-выпивать 2.впитывать что-то в землю , 3.убивать, уничтожать, 4.заглушать звуки. Слово в форме джутса принимает значение возможности перечисленных действий с каким-либо условием в будущем времени, «если может проглотить-убить-впитать и т.д».
Ессентуки- Юца
Въезд в село Юца
И чтобы окончательно понять причину названия гор Джуца 1 и Джуца 2 обратим внимание на сложение гор. Смысловое значение карачаевского слова «джутса»  подходит к горе Джуца-2  склоны и вершина, которого сложены из мергелей и известняка. Подобное сложение имеют многие горы Пятигорья в т.ч и Машук. А известняк и определённые виды мергеля в свою очередь растворяясь в воде образуют в горной породе карсты т.е. пустоты. Но там где пустоты в земле, туда может провалиться скотина или даже человек. Так что название Джутса-Йутса прямо указывает на геологическое строение гор. Другими словами в горе имелись карстовые пустоты, куда проваливались скотина и люди.  А речки и поселки Юца-Джуца  названы уже по названиям гор.
Пятигорск- Джуца
Въезд в село Джуца
И речки тоже могли иметь места ухода в подземные пустоты.
Примером карста в горе является Пятигорский Провал на горе Машук, другое название Карстовая вертикальная пещера, знаменитый памятник природы, который имеет 42 м глубины и 15м в диаметре. По сути своей русское название Провал соответствует по смыслу и значению карачаевскому Джутса. И объясняет происхождение и частое употребление этого названия.
Таким образом, сохранившиеся в районе Пятигорья географические названия Джуца дают  бесспорное право  утверждать о постоянном проживании карачаевцев (балкарцев) и их предков в районе Пятигорья. Если бы они там не проживали бы до заселения района русскими, то Джуца названия гор, речек и поселка были бы заменены ногайско-кумыкскими Йутса (Юца).
Гора Кинжал 
Гора Кинжал, высотой 506м по виду подобна кинжалу и находится недалеко от слияния рек Суркуль и Кума. Кинжал  производно от древне-карачаевского канджар/канджал, где кан (кровь) + джар (разрезать, распороть). Слова канджар и канджал имели параллельное хождение. В современном карачаево-балкарском языке сохранилось в виде «канджал» т.е. «листовое или расплющенное железо». Но в турецком, азербайджанском и арабском языках сохранилось в исходном виде - «ханджар». Вторая  составная часть слова «джар или джал» указывает на карачаевский джокающий диалект.
Реки Кума-Подкумок.
Кума и Подкумок протекают через Пятигорье, соединяясь рядом с городом Георгиевск. Название рек происходит от общетюркского (карачаево-балкаро-ногайского) слова Кум-песок. В нижнем течении Кума, протекая через полупустынные песчаные районы по границе между Дагестаном и Калмыкией, не всегда и доходит до Каспия. 
В карачаево-балкарском яз. Кума- Уллу Гум или Гум, Подкумок-Гитче Гум. Подкумок есть приблизительный перевод от карачаево-балкарского Гитче Гум- т.е. Малый Гум. Истоком Подкумка является район перевала Гум баши-Скалистого хребта по границе нынешних Карачаевского и Малокарачавского районов. Гум баши переводится как верховья Кумы. С учетом оронима Гум баши и гидронима Кубан можно рассматривать  версию происхождения названия реки Гум-Гитче Гум от названия народа Гун-Кун (гунну). Кубань имеет именно гуннское куманское происхождение от исходного Гун+ман к современным Куман-Кубан. 
Разделение названий (этнонимов, топонимов, гидронимов) на Большой-Малый обычное правило во многих тюркских языках-например Большой и Малый Карачай, Большая Ногайская и Малая Ногайская Орды итд.
Шотландско-немецкое поселение Каррас.
Рисунок М.Ю.Лермонтова.
Озеро Каррас
В Иноземцево имеется небольшое озеро Каррас, название которого сохранилось от названия горского аула, расположенного рядом с озером. После  утверждения на Пятигорье русской администрации в начале 19 века в Каррасе поселились шотландские и немецкие колонисты- миссионеры для распространения христианства среди кавказцев. Именно в память о шотландцах и немцах, намного позже населённый пункт стал называться Иноземцево. Но в память о коренном населении сохранилось название озеро Каррас. 
Так что же означает это название? Каррас- искаженное от тюркского "Карас- Кара Ас" что значить в карачаево-балкарском и ногайском языках Большой Ас. Именем "Харас" осетины называют карачаевцев, среди ногайцев одна из распространённых фамилий Карасов.

В районе Пятигорска выделяют 17 гор. Пять из них  сохранили карачаевские названия Бештау, Машук, Джуца-1, Джуца-2, Кинжал, два из них  Кокуртлы т.е. Серный (406м)  и Кабанка (767м) сохранили общетюркские названия. И это не считая речек Джуца и озера Карас.
  • Пять карачаевских названий гор, два общетюркских названия и ни одного адыго-кабардинского названия! Господин Р.Г. Ошеров вы еще будете считать что на КМВ жили адыги, но карачаевцы не жили? А может совсем наоборот? Кабардинцы (адыги и тюрки) жили рядом с Лысогоркой под Георгиевском, а не под Машуком. Карачаево-балкарское название Кашха-тау по-русски Лысогорка. Лысогоркой названа станица в Георгиевском районе, а гора на окраине станицы зовется Лысая. Именно по названию этой горы известна кашхатауская партия кабардинцев, располагавшаяся в районе горы Лысогорка в Георгиевском районе. Район Лысогорки ( Кашхатау) не следует путать с высокогорным  балкарским селом Кашха-тау. Кашхатауская партия кабардинцев жила на равнине у Лысогорки, а не в горах у балкарского села Кашха-тау.
Названия остальных одиннадцати гор (Бык, Лысая, Острая и т.д.) являются прямыми переводами карачаево-кумыкско-ногайских названий. Под обозначенными горами расположены одноимённые поселения со словом гора во второй части названия Быкогорка, Лысогорская, Острогорка и т.д. Присутствие в названии слова гора указывает на  перевод из карачаево-балкарского языка. Карачаевцы (балкарцы) часто используют  в названии горы слово  «гора» т.е. Бештау ( Пять гор), Минги тау-(Вечная гора) т.е. Эльбрус, Дыхтау (Толстая,большая гора), Коштантау (Коштан-гора)  и т.д.
Кроме этих топонимов  в районе Пятигорья сохранилось много тюркских (карачаевских) названия малых речушек Тамлык, Кучук, Суркуль и т.д. Их перечисление мы считаем излишним. Приведённых топонимов и гидронимов достаточно  для бесспорного утверждения о проживании карачаевцев в Пятигорье в преобладающем количестве.

7. Карачаевское приходское училище

По просьбе жителей Карачаевской слободки городские власти Пятигорска весной 1905 г. отвели пустырь близ южного конца городского кладбища, для постройки нового здания местного приходского училища на средства, собранные жителями слободки.  Жители Карачаевской слободы на свои средства «хозяйственным способом» в 1906году завершили строительство здания. Сохранившееся здание Карачаевского училища,, немного раширенное в советское время, расположено на перекрестке улиц Пастухова 2 и Дзержинского 12. В настоящее время там располагается Пятигорская средняя школа 2.  [14]

Современное состояние Карачаевского училища
в г.Пятигорске, школа №2

8. Краткие выводы 
Представленный мной в статье материал показывает, что карачаевцы-балкарцы (аланы) издавна проживали в районе Пятигорья. Часть карачаевцев-балкарцев, уменшившаяся после двух эпдемий чумы в середине 18 и начале 19 веков ушла в горы. Небольшая часть осталась на прежних местах проживания в Пятигорье и влилась в состав русского народа, сохранив свое имя в названии района "Карачаевка и Карачаевское приходское училище.
Мы предпологаем, что в районе Кавминвод, кроме упомянутых в этой статье Аджиевых, Хубиевых, Машуковых, Хандогиных, Байрамкуловых, Байрамуковых, Байчоровых проживали представители и многих других аланских (карачаево-балкарских) древних родов. В Кавминводах, в районе Пяти гор проживали и ногайцы, кумыки, например под Минеральными водами до сих пор сохранилось большое ногайское селение Канглы. Почти все перечисленные карачаевские фамилии были включены в список свободных и привилегированных сословий Карачая, составленный приставом  Карачая полковником  Петрусевичем в 1868-1872гг. Это значит, что представители этих фамилий селились не отдельными семьями, а родовыми кварталами (аулами), состоящими из нескольких семей или нескольких десятков семей. Родовое расселение исторически сложилось в Карачае как экономическая и военная необходимость для ведения скотоводческого хозяйства и его защиты. Машуковы и Хандогины не включены в список Петрусевича, как не проживающие в Карачае. Из этого следует, что семьи из перечисленных фамилий были не в единственном числе, а во множественном числе. 
Только многочисленностью карачаевцев (балкарцев) в районе Пятигорья можно объяснить сохранение карачаевских географических названий, района Карачаевка, карачаевской приходской школы, переход карачаево-балкарских географических названий русскому населению.


















9. Источники
1. Ошроев Р.Г.  Творец истории З.Б. Кипкеева // Исторический вестник. Вып. VI. Нальчик, 2007. С. 457-465.
2. Каппушева  Валентина Николаевна (в девичестве Хандогина) жительница г.Пятигорска (1935г.рожд.) .
3.Ахмад Сылпагъар «Аланхазар сыры…» Невиномысск 2010. С.264, ISBN 978-5-89571-184-2
4. П. Н. Никитин , "История Пятигорска - Карачаевка"   http://www.kmvline.ru/pyatigorsk/2.php
5.  В.А. Хачиков- заслуженный работник культуры РФ , журналист, краевед, писатель газета «Пятигорская правда», статья "Были улицами Карачаевки",  №11 от 4 февраля 2010
http://pravda-kmv.ru/byli-ulitsami-karachaevki/
статья "Был когда-то район Карачаевка" от 19 октябрь 2016г
http://pravda-kmv.ru/byl-kogda-to-rajon-karachaevka/
6.  К.Т. Лайпанов  "Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами" г.Черкесск 2000. С.32
7.  Александр Ибрагимович  Мусукаев,  "Века Родословий",  Нальчик 1997. С.315
8.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994., (статья  Афаунова Амурбия  в книге "О местожительстве и потомках Ш.Б. Ногмова")  С.186-187
9. там же
10. Мурад Аджи «Мы из рода половецкого»  Рыбинск, 1992г стр. 21-22 г.
11.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994. С.144
12.  Александр Ибрагимович  Мусукаев,  "Века Родословий",  Нальчик 1997. С.315
13.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994., (статья  Афаунова Амурбия  в книге "О местожительстве и потомках Ш.Б. Ногмова")  С.186-187
14. О.А. Полякова Л.Ф. Чегутаева 2017г Пятигорский краеведческий музей выпустил "Летопись города-курорта Пятигорск Раздел 5" 2017год, стр.31-32

Пятигорск, Джуца, Юца, Карачаевка, Аджи кабак
На 1-м плане гора Юца, 
за Юцой на 2-м плане видна вершина горы Джуца,
 на 3-м плане гора Эльбрус.

10.Приложение
Полный текст статьи журналиста и краеведа В.А.Хачикова "Были улицами Карачаевки" в газете "Пятигорская правда" №11 от 4 февраля 2010
http://pravda-kmv.ru/byli-ulitsami-karachaevki/


(Примечание от А.С. район Карачаевка был назван не потому что туда "приезжали торговать и оставались на постой карачаевцы". А потому что в Пятигорье из давна жили карачаевцы, отмеченные на европейских картах 18-19 века и в донесениях русского воеводы в 1643г.  Ведь на ярмарку приезжали не только карачаевцы, но и другие жители соседних районов - ногайцы, кумыки, адыги, казаки итд. , но район назвали именем коренного народа центрального Кавказа) 

В.А.Хачиков "Были улицами Карачаевки"
Мы как-то по-особому проходим тихими улочками «Лермонтовского Пятигорска», с почтением оглядывая старинные здания, напоминающие о прошлом нашего замечательного города. И совсем по-другому идем по улицам, ведущим к Верхнему рынку, — торопливо, деловито, не глядя по сторонам. А ведь прошлое тоже живет здесь и заслуживает, чтобы заглянуть в него.
Деловой облик
О том, что в границах Пятигорска есть Кабардинская слободка, или, попросту говоря, Кабардинка, знают если не все, то почти все горожане. А вот о том, что был когда-то в городе и район, именовавшийся Карачаевкой, известно не столь уж многим. Названия как будто схожи. Но происхождение их очень разнится, как и судьба этих пригородов. Кабардинке, одному из старейших районов Пятигорска, дали имя вовсе не кабардинцы — отставные солдаты Кабардинского пехотного полка, селившиеся в том месте. А вот Карачаевка стала так называться именно благодаря карачаевцам, которые приезжали торговать на рынке или ярмарке и оставались на постой в кварталах, близких к торжищу. Эти-то кварталы, расположенные северней Базарной и Сенной площадей, и получили название Карачаевка. Впрочем, не стоит думать, что давшие ей имя горцы были там главными фигурами. В этом довольно большом торгово-промышленном районе жили и трудились люди многих национальностей.
Воспоминания бывших тамошних жителей — краеведа П. Н. Никитина, дочери военного О. М. Мавриди-Павлодольской — позволяют судить о том, что представляла собой эта окраина Пятигорска. Несколько небольших производств, выпускавших лимонад, колбасные изделия, простенькие дорожные экипажи. Конторы строительных подрядчиков, кузницы и пекарни, склады и магазины. Ближе к кладбищу — мастерские каменотесов, располагавшиеся прямо под открытым небом. Таким был деловой облик Карачаевки в начале ХХ столетия. Имелись тут и общественные учреждения — приходское училище (сегодня средняя школа № 2), ночлежный дом, богадельня, приют для сирот. Самой значительной была Колония Красного Креста, на территории которой ныне располагается городская больница. Она являлась, по сути, санаторием для малоимущих. И служила культурным центром района — там имелись небольшая церковь, библиотека, зал, где могли выступать артисты, площадка для танцев под духовой оркестр.
Такая разная архитектура
Жители Карачаевки были людьми разного достатка — от владельца банка Вайнштейна и богатого купца Кордубайлова до бедных поденщиков и ассенизаторов-«золотарей». Потому и дома там стояли самые разные. Любопытно отметить: чем дальше от курортного района под Машуком, тем беднее и проще по архитектуре были строения, даже те, что имели два этажа. И, наоборот, чем ближе к границе обитания «чистой публики», тем меньше лачуг и явное преобладание солидных особняков. Большинство — полутора- и двухэтажные, на фундаменте из белого камня, с затейливой кирпичной кладкой стен, фигурными окнами и дверьми, с коваными и резными украшениями.
Нужно сказать, что происходила она на удивление быстро. До начала 80-х годов XIX века на этой территории стояли лишь одиночные строения казарм — воинских и рабочих — для служителей при ванных заведениях. А к 1900 году уже существовали почти все кварталы, заполняющие сегодня пространство между проспектом 40 лет Октября и улицей Академика Павлова, — их насчитывается почти два десятка! Столь стремительное развитие торгово-промышленной окраины свидетельствует о бурном развитии городского хозяйства, экономики Пятигорска в конце XIX столетия.
Что же касается улиц этого района, то, надо полагать, при подобных темпах они должны были возникать тоже очень быстро и ложиться по линеечке. До Карачаевки быстро добрались основные городские магистрали — улицы Богадельненская (верхняя часть улицы Дзержинского) и Базарная (ныне Крайнего), Ермоловский и Воронцовский проспекты (ныне проспекты Калинина и 40 лет Октября). Здесь они потеряли свой блеск и великолепие, которым отличались в центре, и обрели

2 комментария:

  1. На КМВ предположительно под железноводском находилось карачаевское село Борагъай до распространения чумы в конце 18 века

    ОтветитьУдалить
  2. В Железноводскде есть гора Гучтау, что тоже является Карачаизм ом, на что указывает окончание Тау, а Гуч, не что иное как Курч,( Железная), Тау - гора.

    ОтветитьУдалить