воскресенье, 19 марта 2023 г.

Тамга Нарт-Алан в киммерийской и скифско-меотской культуре

А. И. Тереножкин. Глава 8. Киммерийское искусство,
из книги А.И. Тереножкин, Киммерийцы. Киев: 1976. 224 стр.
Ввиду важности киммерийской, меотской, скифской тамги "нарталан-гуналан" в жизни карачаевцев-балкарцев выкладываю статью об этой тамге с указанием автора и книги



Источник: https://historylib.org/historybooks/Terenozhkin-A-I_Kimmeriytsy/16
Рис. 92. Образцы киммерийского орнамента: 1 — Высокая могила; 2 — Зольный курган; 3, 4 — Кобанскнй могильник; 5 — Рыжановский курган; 6 — могильник Зандаг в Чечне; 7 — Кисловодск; 8 — Новомордово в Волго-Камье; 9 — Кубанский могильник; 10 — Анапа; И — Ананьино в Волго-Камье; 12 — Кискосдег (Венгрия); 13 — Испанлак (Венгрия); 14 — Уйгарак в Южном Приаралье; 15 — Памир; 16 — Венгрия.

суббота, 11 марта 2023 г.

Балкарские князья Горичи на русской службе

Карачаево-балкарские князья Горичи на русской службе

Памятник Горичу в Очакове 1903года,
Снесен в совет.время и восстановлен в 1978г
В связи с ликвидацией на Украине всего русского, решил сохранить информацию о балкарских князьях Горичах на русской службе из украинского сайта  "Электронная историческая энциклопедия" Николаевской области. 
Статья проясняет важные стороны карачаево-балкарской истории в том числе древнее проживание карачаевцев-балкарцев далеко за пределами нынешних КБР и КЧР и основание балкарцами селения, которое позже стали называться русской крепостью Кизляр. Проживание князей басианских (балкарских) князей Горичей в Кизляре объясняет, почему на карте Делиля 1723г, составленным с помощью Петра 1, "басияне" показаны за пределами нынешних КБР и почему территория КБР отмечена как "страна карачаевцев-черных черкас". Сама фамилия Горич указывает на его Горское происхождение! А также, горские балкарские кабардинцы, княжеские рода Горичи и Джанхотовы стали передаточным звеном через которых один из типов карачаевской Горской породы лошади стала известна русским, как Горская кабардинская порода лошади.
Украинский сайт и страница сохранены в веб-архиве. Исходная страница с цитируемой статьей: http://history.mk.ua/gorich-ivan-petrovich-gorich-bolshoj-ivan-gorich-bolshij-ivan-petrovich-1740-g-kizlyar-06-12-1788-g-ochakov.htm  

среда, 8 марта 2023 г.

Кабардинская она же Горская Карачаевская лошадь в российских справочниках 19-20вв

Кабардинская она же Горская (Карачаевская) лошадь
в Российском атласе и Военной энциклопедии 19-20 века
Ахмад Салпагаров март 2023г

 
Оглавление
1.Вступление
2.Иппологический атлас 1889года о кабардинской лошади
3.Военная энциклопедия 1915года о кабардинской лошади
4.О местах улучшении кабардинской или горской-карачаевской лошади
5.Тезисы из предыдущих статей о Карачаевской слободе в Пятигорске, 
о тюрках-кабардинцах и Выводы.

Приложение 1. О карачаево-балкарском Кенже-Гендже тай 
и азербайджанском Гяндже

1.Вступление
Некоторые адыгские историки и общественники, не довольствуясь сталинским подарком в виде тюрко-кабардинских имени и истории, продолжают свои многолетние попытки представить карачаевскую породу лошади как отродие несуществующей адыгской породы лошади. Мы же в ответ пишем опровержения на подобные бессовестные и безосновательные претензии. 
В первой статье я привел свидетельства об отсутствии лошади у лидера адыгской Кабарды Калмыкова в 1919г, см.мою статью "Главный адыгэ ездил на ишаке". 
Во второй статье я привел свидетельство о том, что коллектив из семи лучших адыгских лингвистов составителей адыгского словаря 1955года не отличали кумыс от молока, см.мою статью "Кумыс опровергает выдумки об адыгской породе лошади". 
А в третьей статье я привел факты называния тюрко-кабардинской лошади ногайским словом "аргамак", см.мою статью "Ногайско-кабардинская лошадь АРГАМАК в русских словарях 19 века". 
Теперь же, в четвертой статье я приведу факты из Иппологического атласа и Военной энциклопедии 19-20вв, в которых Кабардинская порода лошади идентифицирована как Горская и Карачаевская лошадь. Но в обоих справочниках нет даже упоминания "адыгэш" или "адыгская лошадь". А ещё,  из российских справочников мы узнаём об улучшении Кабардинской лошади в не свежовыдуманном адыгском конезаводе Дмитрия Кодзокова на Малке, а в царских правительственных конюшнях вблизи с Пятигорской Карачаевской слободой и в Азербайджане в Гяндже. 

воскресенье, 5 марта 2023 г.

Ногайско-кабардинская лошадь АРГАМАК в русских словарях

Была тюрко-кабардинская лошадь "аргамак",
но адыго-кабардинской лошади "адыгэш" не было.
Ахмад Салпагаров февраль-март 2023

адрес:https://a-salpagarov.blogspot.com/2023/03/turko-kabardinskaya-loshad-argamak.html
серия: карачаевская лошадь
 "Толковый словарь живого великорусского языка"  был издан в 1863-1866 годах. Составитель и издатель словаря Владимир Иванович Даль записал о тюркской лошади аргамак: "Аргама́к- рослая и дорогая азиатская лошадь, под-верх; кабардинские и трухменские аргамаки известны у нас доныне; последние узкогруды, поджары, ходулеваты, почему аргамаком и  аргамачи́хой, в шутку,  называют высокого и худощавого, неуклюжего человека.  Аргамак к поре, меринок к горе, к работе.  Аргамако́выя копыта стаканчиками.  Аргама́чная побежка скаковая.  Аргама́чник- встарь: конник, конный воин; || ныне: любитель аргамаков; конский барышник. От аргамака и киргизской кобылы родится карабаи́р." [1]

Кумыс опровергает выдумки об адыгской породе лошади

Кумыс опровергает выдумки
об адыго-кабардинской породе лошади адыгэш
Ахмад Салпагаров февраль 2023г

1.Вступление

                                                                         В русско-кабардино-черкесском словаре 1955г в адыго-кабардинском языке нет собственного слова обозначающего 
кумыс, и его переводят как "шышэ", то есть "лошадиное молоко"Но предки карачаевцев, балкарцев, ногайцев со скифских времен,то есть более 2500лет производят кумыс. А вот адыго-кабардинцы не то, что не имеют собственное название кумысу, много-тысячелетнему продукту карачаево-балкарского коневодства, но и переводят его неточно и саморазаблачительно как "лошадиное молоко". Это такая же глупость как  "кефир" назвать коровье молоко. Так о какой "адыгэш" трубят наши соседи, не имея кумыс, не умея его готовить и не понимая разницу между кумысом и молоком? И как адыги могли создать на равнине свою Горную адыго-кабардинскую лошадь, будучи в подчинении тюрко-кабардинских князей, позаимствовав вместе с тюрко-кабардинским отродием карачаевской породы еще и около 30 коневодческих терминов из тюркского карачаево-балкарского языка, иногда не понимая смысла терминов, как в случае с кумысом?