воскресенье, 1 июня 2014 г.

Презентация книги АЛАНХАЗАР СЫРЫ...

аланская история, карачаево-балкарская история, карачаево-балкарский язык, karaçay balkar tarihПрошло почти четыре года после выхода моей книги. И потому предлагаю первую и краткую презентацию книги. "Аланхазар сыры..."  первая историческая книга на карачаево-балкарском языке за последние 20 лет. Полагаю, что уже хотя бы этим имеет важное значение в историко-культурной жизни карачаево-балкарского народа. 

Выходные данные книги
Ахмад Сылпагъар  
АЛАНХАЗАР СЫРЫ: наурузла, сылпакъ-эрле, тамгъала",
Невиномысск 2010г. 
ISBN 978-5-89571-184-2
Корректор - Ахмад Салпагаров
Дизайн и оформление - Ахмад Салпагаров
Фотографии - Ахмад Салпагаров
Верстка - Ахмад Салпагаров

К выходным данным можно добавить, что и типографию оплатил я сам (А.Салпагаров) и половину тиража раздал подарил родственникам...
Книга в интернете
Ссылки на книгу на поисковике Google  или на Яндексе
На адресе salpagarov.narod..ru  и тут на диске хранения сам выставлял..
1. http://salpagarov.narod.ru/alanhazar/1kitab.html
Смотреть онлайн или сохранить в печатном PDF формате

Но на других адресах уже выставляли турецкие карачаевцы
2. http://www.arayigit.ucoz.com/AlanHazar/Alan_Hazar035.html 
3. http://www.general-files.com/files-a/alanhazar-latincelik-pdf/
 и московские карачаевцы (с ошибкой )
3. http://www.elbrusoid.org/library/etnografiya/398579/


Краткая аннотация
Книга состоит из 3-х частей:
Первая книга рассказывает о представителях рода Салпагаровых, оставивших заметный след в фольклоре и истории карачаево-балкарского народа. К имеющимся в карачаево-балкарской хрестоматии историческим песням 18-19 веков "Джандар", "Баракъ", "Гапалау", которые являются представителями данного рода, добавлены неопубликованные ранее версии этих песен. Также опубликованы ряд родовых историй, состав древнейшего карачаевского пороха, мыла, приемы ведения боя и др. статьи представляющие интерес для любителей карачаево-балкарской истории.

Вторая книга о родоначальнике 14  фамилий (родов) современного Карачая и Балкарии  о Наурузе, сподвижнике Карчи, восстановителе в 15 в. Алании (Барс эль Карачай). Также в этой части рассказано о родовых таврах карачайбалкарского народа, Науруза и его потомка Сылпагара, о шестиконечной звезде использовавшемся карачаевцами  и тюркскими дворянскими родами России и Польши, Украины и турецкими династиями в 13-14 веках. Даны исходные значения слов  "Карачай", "Кавказ", "Сылпагъар", "гунну", "болгар",  "хазар" и т.д., доказывается  идентичность названий "алан" и "барс". 

По подобию и идентичности  родо-племенных структур и символов Карачая с средневековыми тюрками Кавказа и наличия у карачаевца также как и у их предков трёх-четырёх родовых имён одновременно (атауул, тукъум, къауум)  делается вывод, что  кавказские  аланы, болгары, куманы, хазары есть  один и тот же народ- прямые предки карачайбалкар наподобие русской матрешки, один народ (племя) состоит в другом.
На основе анализа имени Науруз и его тавра (тамга), родословия, каменных памятников утверждается  о его гун-аланском и аланхазарском происхождении.  И в связи с этим даны краткие толкования значений этнонимов и названий племен:
1. Тамга Науруза стр.130-144 - раздвоенный круг в виде прописной буквы Х, символизирующей разделение солнца, указующий на весеннее равноденствие.  А гунну-хунну есть солнцепоклонник от общетюрского слова Кун, Гун,Гюн, Хун-солнце.  

2. Куман происходит от гунман, кумук производно от гунмук (стр.164-165)- родовая тамга куман-кумук круг - символизирующий солнце
3. Алан от ала- пестрый пятнистый светлый одно из названий барса - тотема древних карачаевцев-балкарцев,алан их самоназвание (стр.165-169)
4. Тамга алан (гунноалан)-ромб с вогнутыми внутрь сторонами с точкой посередине внутри круга. (стр.161, стр.183)
5. На основе анализа  гидронимов Карачай в Азербайджане и Челябинской области, карачаево-балкарских гидронима Уллу Кам, татарской Камы, тувинского Хам,Хем  и древних слов гара-су, карасу, карачай и т.д. установлено исходное значение современного топонима и этнонима Карачай.  Карачай -  в прошлом было не этническое, а географическое понятие означающее "большая река или родниковая чистая вода (река)", а позже и название области стр.175-181 (частичный перевод с небольшими дополнениями в конце статьи)
6. Барсил - барс+ил народ барсов одно из названий алан. (стр.172)
7. Хазар от хаз+эр (мужчина гусь), тотем хазар дикий гусь (стр.173) тамга наложенные друг на друга 2 треугольника
8. Звезда Давида Могендавид от карачайбалкарского бугун давид- (спрячься давид, сокрытый давид, кипчакское произношение могын давид)- тамга современных евреев заимствованная ими от хазар. (стр.146)
9. Аланхазар- крылатый барс,  тамга шестиконечная звезда с точкой центре. Тамга аланхазар бывает также и в обрамлении полумесяца. Тамга полумесяца поздний вариант тамги круга. Как древний символ (тамга) присутствует на гербах многих дворянских родов  тюркского происхождения Украины, Польши, России, Венгрии (стр. 181-193)  (а также в турецких бейликах 11-13 веках)
10. Булгар - булга+эр рыбак-мужчина Стр.174 (Прим. в настоящее время не уверен в этом как в год написания книги. Все более склоняюсь ко мнению что исходное от Булак+ эр где булак родниковый источник+ эр мужчина т.е. булгар водный мужчина, мужчина рядом с источником воды)
11. Краткая история-хронология объединённого Карачая с 16.11.1942г по 16.01.1943г (об объединении Карачая и Балкарии) стр.192-226 (только заявка на перевод). Объединённый Карачай есть доказательство единого карачаево-балкарского народа.
При написании использован большой полевой и этнографический материал и общее количество источников информации  составляет более 104.  

Третья книга состоит из комментариев, топонимов, имен действующих лиц, исторических карт к статьям первых двух книг. 
Как видно исследованы  очень интересные, неизвестные стороны истории карачаево-балкарского народа. И особенно важно было установить исходное значение фундаментальных понятий истории карачаево-балкарского народа  "Карачай" и "Алан"! А исходное значение и происхождение слов Кумук, Куман, Аланхазар? Не менее важно, так еще и касается кумыкского народа, бывшего до 1922г. единым с карачаево-балкарским народом, по крайней мере единым в информационном  историческом и культурном поле...
Без сомнения все вышеозначенные темы нуждаются в коррекции и  дальнейшем развитии и закреплении в русскоязычных научных изданиях. Но это не снижает веса и значимости проделанной работы. Ну сами подумайте как можно было правильно изучать историю карачаево-балкарского народа без точного знания  значений слов "Карачай и Алан". А в обоих республиках КЧР и КБР  ученые уже 80 лет профессионально занимаются историей аланского карачаево-балкарского народа. Но до 2010г, до публикации нашей книги не было ясного и бесспорного объяснения значений фундаментальных понятий истории нашего народа Алан и Карачай.... Тоже самое относится к истории кумыкского народа, вообще к общей истории тюрок Кавказа. Как можно правильно изучить историю кумыков, не зная, ну, не видя очевидного происхождения кумук от гунмук или куман от гунман, и то что куман и Кубань одно слово? Но эти понятия составляют фундамент кавказской тюркской истории! 
(Но вот о последнем не написано в книге, о том, что Кубан и Куман одно слово, просто механически пропустил со своими бесконечными редакциями и разными сохранёнными главами).  
Вот так вот, между рассказам о своем роде и предке Наурузе из 15 века, постарался раскрыть большие вопросы тюркской истории Кавказа. Потому что родовая история карачаевца-балкарца, родовая тамга переплетена с историей всего Кавказа и всех тюрок Кавказа.Здесь перевод статьи о значении слов Алан, (Барсил, Арс, Ас)

Ниже обложки книги. Фото и оформление обложек мои 
 (кроме фотки Эльбруса) 
Карачаево-балкарский язык 
На обложке книги коновязь Салпагаровых в Карт Джурте 1897г. с родословием на русской и арабской графике и наурузовской тамгой (на обратной стороне)  и аланхазарской шестиконечной звездой с точкой в центре в обрамлении полумесяца
карачаево-балкарский язык
Задняя обложка книги. Герб Татарстана -крылатый барс. Надгробные камни в карачаевском селе Гёкчеайла в Турции с шестиконечными звездами. С таким же знаком были могильные плиты  Карачая до 1960годов. Выше родовой флаг Салпагаровых с родовой тамгой и с сабля с раздвоенным клинком.Настоящая сабля Сылпагар 18-19 века.

Ахмад Салпагаров июнь 2014г
Все познается в сравнении. Дам-ка я своему читателю  скриншот из википедия со статьи Кумыки на 12.06.2014. Смотрите 9 профессоров не смогли правильно прочитать этноним Кумык. Ведь это ясно как божий день любому носителю карачаево-балкарского  (кумыкского) языка с пытливым внимательным умом!    
Куман  от гунман, кумук от гунмук, кумыкиКуман происходит от гунман, кумук производно от гунмук (стр.164-165)- родовая тамга куман-кумук это круг - символизирующий солнце. Так как народ гунну-хунну есть солнцепоклонники от общетюрского слова Кун, Гун,Гюн, Хун- т.е. солнце.
или смотрим на этимологию куман от русского половцы в англоязычной версии Cumans
Хотя на самом деле у венгров сохраняется исходное самоназвание куман как кун т.е. гун, гунну.Так название куман сохранилось еще за рекой Кубань у которой куманы долго жили. Куманы,Кубань и Куман имеют общий корень Гунман-Гунбан! Вечная река Карачайбалкар. Второе более древнее, позабытое название Кубани есть Карачай.. Ну эту часть своей книги о Куман-Кубан-Карачай я перерасскажу, переведу на русский как-нибудь позже... Кому невтерпеж пожалуйте сюда, повторяю вышеприведённую мысль 

"На основе анализа  гидронимов Карачай в Азербайджане и Челябинской области, карачаево-балкарских гидронима Уллу Кам, татарской Камы, тувинского Хам,Хем  и древних слов гара-су, карасу, карачай и т.д. установлено исходное значение исторической области Карачай.  Карачай - есть  не этническое, а географическое понятие означающее "большая река или родниковая чистая вода (река)", а позже и название области стр.175-181 (частичный перевод с небольшими дополнениями в конце статьи)"

Комментариев нет:

Отправить комментарий