ИЗ ИСТОРИИ КАВКАЗСКИХ (КАРАЧАЕВСКИХ) И АЗИАТСКИХ ОВЧАРОК +
АХМАД САЛПАГАРОВ
АХМАД САЛПАГАРОВ
из Глава IV
Аланские (карачаевские карачеркасские)
овчарки в Европе и Азии
Circassian Orloff Wolfhound или Карачаевская карачеркасская овчарка в ЕвропеДля тех кто захочет прочитать для общего представления и другие статьи книги даем ссылки на них. В инете и в википедия пока сохраняются неработающие ссылки на сайт cs-dog.ru Но есть пару сайтов полностью скопировавших содержание cs-dog.ru. Автоматически сохранена вся текстовая версия на мировом веб-архиве
http://web.archive.org/web/20121216060502/http://www.cs-dog.ru/ . И только первая страница на подобном новом веб-архиве. http://archive.today/sJj1B
Ранее выставлялась 4 глава без этой статьи о карачеркасской аланской овчарке. Но в 4 главе были материалы об аланской овчарке в Пиренеях и Франции тут же на нашем сайте.
Карачаевская карачеркасская овчарка в Европе
(она же Circassian Orloff Wolfhound)
(она же Circassian Orloff Wolfhound)
Ахмад Салпагаров май-июнь 2014г
Оглавление
Оглавление
4.1. Черкасская
борзая Орлова она же черкасский волкодав
Орлова
4.2. Свидетельства русского охотника 19 века
4.3.
Черкасский волкодав в Европе есть карачеркасский карачаевский волкодав и аланская
овчарка.
4.4. Об этнониме черкес и кого называли в прошлом черкас-черкес
4.5. Выводы
4.1. Черкасская
борзая Орлова она же черкасский волкодав
Орлова
Мы не
будем сравнивать адыгскую
животноводческую, овцеводческую, охотничью терминологию с карачаево-балкарской, как мы поступили выше
с осетинской. Адыгский словарный запас намного беднее осетинского и тюркских
заимствований в кабардино-черкесском языке намного больше, чем в осетинском
языке. Достаточно сказать, что у кабардино-черкесов даже слова отец и мать т.е.
адэ и анэ заимствованы из тюркского карачаевского
языка. Поэтому мы не будем усложнять и удлинять нашу книгу. Вначале исследуем имеющиеся
английские сведения 19 в. о черкасской овчарке и русские сведения 19 в. об
охотничьих овчарках, а затем в конце статьи дадим краткую информацию о том,
почему собака названа черкасской и имеет ли она отношение к современным
адыго-черкесам.
Эта собака хорошо известна в Европе с конца 19века и по происхождению также
является аланской (карачаевской)
овчаркой. Русских и европейских представителей высшего света всегда
интересовали охотничьи борзые, так как
охота всегда была для многих из них непреодолимой страстью. С включением Крымского ханства в 18 веке в состав
Российской империи русская знать узнала тюркских крымских охотничьих борзых,
которых они по месту происхождения назвали «крымка или крымская». В следующем 19 веке с включением горного
Северного Кавказа в состав России русские, познакомились с другим горским типом
тюркских борзых, которые имели общее происхождение с крымками.
В данном случае в слова «тюркская
борзая» мы вкладываем исходное древнее значение «скифо-аланские борзые», в
которые включены более близкие к нам по времени ногайские, крымско-татарские и карачаевские
(карачеркасские) борзые. От русских любителей охоты тюркские охотничьи овчарки с середины 19 века начали попадать в
Европу. Одна из них в Англии стала известна под именем Circassian Orloff Wolfhound- Черкасский волкодав от Орлова. Есть
также и другая овчарка Circassian Orloff Harehound- Гончая черкасская от Орлова, но она не кавказского
происхождения, а тюрко-персидская овчарка родом из Тегерана. Фото собаки и инфа
о ней будет ниже.
На первом фото кавказская
борзая, которая участвовала в 1880г на выставке в Хрустальном дворце в Лондоне
и получила восхищенные отзывы.19
На фото по-французски даны сведения о собаке: Domovoy ( без сомнения русская кличка), Levrier circassien Orloff- породы черкасская борзая
Орлова, а также хозяин собаки Demetrius
Frank Zambaco- Деметриус Фрэнк Замбако. Также указан окрас собаки - fauve noiratre т.е. желтовато-коричневый с черным.
На следующем рисунке та
же овчарка20 в 1890г, спустя 10 лет.
Собака названа уже по-английски
Circassian Orloff Wolfhound
черкасский волкодав Орлова. Wolfhound буквально означает «волкопёс», а по смыслу значит
волкодав. Нижняя строчка на фото гласит
«M.D.F. Zambaco’s Domovoy, by Bulgare out of Neva, by Tcherkovs out of
Neva». Снова имя владельца собаки и ее
кличка. Но что такое «Domovoy by Bulgare out of Neva» –Домовой от Булгар, которые не
из Невы? Уж не карачаево-балкарский этноним Болкар? Болкарами-Болхарами в 19 веке иногда называли балкарцев. Tcherkov фамилия или топоним? А может Черков-Церков
из г. Булгар, что в Татарии, за пределами Невы? Совершенно непонятная
запись, которую при желании можно пристегнуть к тюркам-булгарам, к балкарцам.
Эту запись на фото оставим без ответа. У нас и без этой строчки много
других аргументов в пользу признания черкасской
борзой карачаевской карачеркасской борзой.
Интересную информацию об этой собаке находим в английском
собаководческом справочнике 1903года21. (Weight 83 pounds, Height of shoulder 32,5
inches, Length from nose to set-on of tail 51 inches…) Вес собаки составляет 45,5кг,
высота в холке 82,5 см,
длина от носа до хвоста 130,8 см В книге приводится описание собаки ее владельцем Frank Zambaco : «The Circassian Orloff Wolfhound is the
cousin of the Siberian Borzoi, but it has a few special characteristics...»- Черкасский волкодав Орлова является двоюродным братом сибирскому борзому,
но отличается некоторыми особыми характеристиками… Первый от второго отличается более
длинной до 5 см. шерстью, значительно большим размером корпуса, короткой
головой, более длинными ногами и открытыми глазами. Задняя часть передних ног, бедер,
нижняя часть хвоста, грудь и шея с более длинной шерстью. Окрас подобных
овчарок в целом тёмно-рыжий или тёмный, спина палевая, ниже спины сливочно-палевая, низ живота и конечности
почти белые. Эта собака более быстрая, чем сибирская борзая, возможно умнее её,
с аристократическими манерами и более пригодна
в качестве компаньона». Сами авторы книги дополняют Ф.Замбако своим предположением, что
черкасский волкодав пришел в южные горы из Сибири и произошел от сибирской
борзой21.
В настоящее время не существует породы сибирская борзая.
Можно уверенно утверждать, что под именем сибирская борзая скрывается - собака
известная как казахская (туркестанская) борзая, казахская тазы! На самом деле север
и восток Казахстана и есть Сибирь. При этом, казахи, татары, алтайцы, хакасы
жили и живут в российской Сибири вдоль всей северной и восточной границы Казахстана-
в Оренбуржье, Омской области, Алтайском
крае и Алтайской республике. Так еще от профессора А.Малолетко мы знаем о том,
что алтайцам хорошо известна аланская (карачаевская) борзая «эгер». (см.
предыдущие статьи)
1. Наш вывод об
идентичности сибирской борзой и современной казахской тазы подтверждается тюркскими
кличками борзых собак чемпионов выставок в 1892-1889гг приводимых в главе 12 справочника. Вот они- Ooslad, Kaissack, Milka, Oudar, Golub. Как видно
Услад, Милка, Голуб русские клички, а Кайсак,
Кудар тюркские казахские клички22. На следующей странице книги рассказывается о
чемпионе Caspian –Каспиан, проданного за 700 фунтов стерлингов22. Огромная цена, учитывая, что среднемесячная
зарплата английского рабочего в конце 19 века составляла 8- 9 фунтов
стерлингов! И снова кличка собаки
указывает нам на Каспий, а Каспийское море окружено тюркскими народами. Итак, Кайсак - это русское название казахов в 19 веке, Кудар- тюркское казахское имя, Каспий- море окруженное тюрками. А кудархурт вид карачаево-балкарской
охотничьей собаки из Черекского района Балкарии. Русские клички легко объяснить
тем, что сибирские казахские борзые в Европу попадали посредством русского
правящего класса империи. В то время как
тюркские клички указывают на тюркский народ - создателя овчарок, у которых
русские охотники получали этих борзых. Очень интересное название 12
главы Chapter XII. The
Borzoi, Or Russian Wolfhound «Борзая
или
русский волкодав». Оно указывает нам, что
английские собаководы начала 20века не разделяли борзых и волкодавов.
Со временем казахи снарядят
экспедицию в Алтай с целью сбора точных
сведений об алтайском охотничьей овчарке и мы узнаем больше подробностей об овчарке
эгер.
3. Следующая «черкасская»
собака, изображенная на фоторисунке, участвовала на английской выставке 1903г, где
ее и назвали Circassian Orloff Harehound- Гончая черкасская от Орлова. Её вес 17 кг, высота в холке 52 см, т.е.она
намного меньше черкасского волкодава. На сайте утверждается, что родители
собаки из Тегерана из Персии. Несмотря на это автор сообщения предположил, что
родина собаки Кавказа и назвал охотничью овчарку - Черкасской гончей Орлова.23
Этот пример показывает произвольное использования англичанами названия
«Circassian». Но почему собака из Персии названа «черкасской»? Потому что черкасы-черкесы изначально были тюркским народом. И в Персии
правящий класс, падишахи и армия около 1000 лет, в т.ч. в 19 веке, состояли из
тюрок. Да и Тегеран примыкает к
тюрко-населённым районам Южного Азербайджана. Поэтому небольшую овчарку происходящей из
тюркской Персии назвали «черкасской
гончей», полагая, что и тюрки Персии и тюрки Кавказа выращивают похожие овчарки!
Другого правдоподобного объяснения для Черкасской гончей Орлова из тюркской Персии не
нахожу.
Близкородственной к
кавказскому борзому-волкодаву кроме казахского тазы была и крымско-татарская
борзая, она же ногайская борзая, известная в русской среде под именем «крымка».
Собаководам известна другая чуть более крупная тюркская борзая, киргизский
горный
«тайган», которая также близкородственна породе овчарки крымка.
4.2. Свидетельства русского охотника 19 века.24
Общим у этих собак были
не только близкие экстерьерные или функциональные характеристики. Но их
объединяло еще то, что эти борзые собаки были выращены в единой среде и были
приспособлены к конной охоте. А то, что тюрки были конным народом общеизвестно.
1. Ниже даю несколько ценных цитат из российской
книги 1876г. об охотничьих овчарках с указанием страниц.24
«Всех борзых собак восточной породы, имеющих
длинные висячие
уши, охотники называют крымскими или крымками. Из Азии ли они, с
Кавказа, из
Крыма, из Молдавии ли, все—
крымки...(Стр 31)
Известнейшие и употребительнейшие
в России крымки: 1) Горские; 2) Собственно крымские; 3) Волошки 4) Хивинские...(Стр.32)
1) ГОРСКИЕ - на Кавказе, самые лучшие и
красивейшие. Голова совершенно сухая, лоб узкий, задняя оконечность черепа
(соколок) острая; щипец тонкий, сухой и складный; уши тонкие, висячие, внизу
острые, под бурками; глаза большие, круглые, темного цвета, блестящие и умные;
шея плоская, длинная и прямая; ноги совершенно сухие и в пазанках сжатые, ребра
бочковатые и более спущены, нежели у других видов крымок. Эти собаки бессъездны
и кроме силы при частой островной езде с гончими приобретают отличный бросок:
поэтому многие из них ловят свободно и на малых полянах; крепость же их ног-
железная! Порода эта, если не сгибнет, впоследствии будет дорого цениться
истинными охотниками…(Стр.32). Лучшие в России собаки, по нашему мнению,
обыкновенные псовые за ними Горские…(Стр.39)
Туземные охотники Кавказа
рассказывают, что их собаки совокупляются с орлами и джейранами…(стр.38)24 .
Последнюю цитату
прокомментирую. Подобное поверье есть и
у казахов, только казахские овчарки совокупляются не с орлами, а с гусями и
утками. Казахи в древности считали, что овчарка тазы родилась от
утки. Утку тоже высоко ценили, в неё нельзя было стрелять, убивать! По
казахским поверьям у этой утки бывает течка как у собак. Казахи утку-гуся
называют «ит-ала-каз» т.е. «собака-пестрый-гусь»25 . Я считаю, это
перенос древнего названия аланхазар- т.е. крылатый барс на гуся-пёструю
собаку.
Существует параллель между табуированным казахским ит-ала-каз и именем аланского карачаевского
царя. В византийской летописи 8 века
есть сообщение о походе аланского царя из верховий Кубани в Авасгию,
совершённый им по просьбе императора Юстиниана II. Имя царя читают как Итаксис от Итаз-Итказ. Итаз-Итказ переводится из тюркского как овчарка-гусь.
2. Как видно русские охотники всех азиатских в т.ч. кавказских охотничьих
собак (борзых и волкодавов) идентифицировали как один вид под общим названием
«крымка или крымские», в которую включали кавказскую «горскую». Русские
охотники не сомневались в тюркском происхождении овчарок , разделяя их только по
географическому происхождению. Русская «горская» и английская «черкасская» есть
одна и та же кавказская карачаевская собака, она же карачеркесская горская
овчарка. Нелишне напомнить, что карачаевцы-балкарцы имеют общее этническое самоназвание
«алан». Но есть еще у них и общее географическое самоназвание «таулу»- т.е.
«горец или горский». Как «крымка»
привязана к крымским татарам и ногайцам, так и «горская» овчарка привязана к
горцам-карачайбалкарам, которые до революции чаще употребляли географическое
самоназвание таулу- т.е. горец, горский нежели карачаевец или балкарец.
4.3. Черкасский волкодав в Европе есть карачеркасский карачаевский волкодав и аланская овчарка.
В свете вышесказанного
современным адыго-черкесам невозможно будет доказать, что казахи своего
тазы и алтайцы-кумадинцы своего эгера,
крымские татары и ногайцы свою «крымку» заимствовали
от адыго-черкесов. Адыгам невозможно
доказать, что «черкасский борзой-волкодав Орлова» двоюродный брат
сибирскому борзому-казахскому «тазы»
также выращен адыгами. Потому что адыги, маленький народ не проживали среди
казахов на их огромной территории, но ногайцы, ветвь казахов, проживали среди
адыгов, да и аланы-карачаевцы были их вечными соседями. Но карачаевцам легко
доказать, что черкасский волкодав есть аланский, он же карачаевский, он же
карачеркасский волкодав по тем
объективным основаниям, которые приведены в этой статье и книге. А также по тому факту, что самих
карачаевцев с 16 века разные источники именовали карачеркес. На самом деле
название овчарки «Circassian-черкасский» показывает не то, что черкасская овчарка принадлежит адыгам, а
то, что этноним «черкас» относился к тюркам.
Еще раз перечитаем Махти Джуртубаева балкарского
ученого-исследователя, его описание
карачаевских охотничьих собак: «…балкарцы и карачаевцы как раз гончих псов
(пятнистых, с короткой мордой) разводили; лучших - в Баксанском ущелье (потому
и прекрасная местность в этом ущелье до сих пор именуется Иткъол - «собачий лог»). (прим.от
А.С. Не гончих, а борзых и волкодавов) И
назывались они къаплан эгерле -
«барсовые псы» или бахсан парийле «баксанские
кобели». Их содержали во дворе, прочих собак (овчарок) - только на пастушеских
станах (в древней песне с одной из таких барсовых собак отправился на охоту и
преследовал волшебную оленуху несчастный Бийнѐгер). Вымерли они в годы
выселения карачаево-балкарцев в Среднюю Азию и Казахстан (1943-1957).» 26
М.Джуртубаев не знает английского и в библиографии его книги нет английского справочника 1903г. Но его описание карачаево-балкарской породы басхан парий (къаплан
эгер, каспар парий, он же къаспар эгер из охотничьей песни 12-13 в. «Бийнёгер») совпадает с описанием английского черкасского волкодава. Совпадают следующие важные обстоятельства
А). окрас собак,
Б). форма головы у Джуртубаева «короткая морда», у Ф.Замбако «короткая
голова»,
В. утверждение М.Джуртубаева о постоянном
пребывание собаки во дворе
совпадает по смыслу с русской кличкой черкасского волкодава «Домовой» в сочетании
его большим размером и благородством.
Г). Также совпадает кличка в английском справочнике Кудар с
названием черекского подвида карачаевского волкодава известный в народе
как Кудархурт. (см. III главу 7. Карачаевские овчарки по
назначению и использованию). Тут вторая половина слова «хурт»
есть одно из древнетюркских названий волка (курт) и посему возможно, что исходное
значение слова «кудархурт» было «волкопёс».
Д). Подробное описание (кавказской) горской овчарки в книге 1876г. П.М.Мачеварианова почти
полностью соответствует экстерьеру черкасского волкодава на английском фото.
Таким образом на основании
перечисленных экстерьерных совпадений, а также подобия черкасского волкодава
казахскому тазы и крымской татарской овчарке, называния карачаевцев
карачеркесами мы имеем полное право утверждать что черкасская борзая Орлова
есть карачаево-балкарская охотничья овчарка «басхан парий» он же «къаплан эгер»
родом из Баксанского ущелья…
Теперь ознакомимся с интересными
воспоминаниями кабардинского охотника
1940годов, имеющими прямое отношение к нашей теме «…Аубекир Калибатов, заядлый охотник, рассказывал, что уже через
несколько лет после выселения балкарцев он был на охоте в горах Балкарии с
друзьями. Поднявшись на склон, они увидели вход в пещеру. Их глазам предстало
следующее: у входа с двух сторон лежали огромные скелеты собак, а внутри белела
целая груда костей – овцы. «Мы поняли, что пастухов забрали, а верные пастушьи
собаки, остались сторожить, не ушли сами и не выпустили ни одну овцу. От голода
погибли и овцы и собаки. Так плохо, как в тот день, мне никогда не было…»27
Карачаевские пастушьи и охотничьи овчарки вот так и погибали. Одни овчарки погибали от голода и жажды,
охраняя свою территорию и скот, других овчарок попросту расстреливали команды,
собиравшие оставшийся карачаево-балкарский скот, после выселения
карачаево-балкарского народа.
Сохранились некоторые типы пастушьих овчарок, перегнанные вместе со
скотом в Грузию и Осетию. Но вместе с тем, если бы охотничья овчарка, борзая и
волкодав, известная как «черкасский волкодав Орлова» принадлежал бы
адыго-черкесам, то она сохранилась бы хотя бы у кабардинца А.Калибатова или его друзей охотников!
Поэтому на самом деле название овчарки «Circassian-черкасский» показывает не
то, что черкасская овчарка принадлежит адыгам, а то, что этноним «черкас»
относился к тюркам.
4.4. Об этнониме черкес и кого так называли в прошлом
Теперь дадим для сведения краткую общую
информацию по этнониму черкас-черкес.
1. В 19 веке в период Кавказской войны имя
черкес имело собирательное значение. Черкесами называли представителей всех народов населяющих Центральный и Западный
Кавказ в т.ч. карачаевцев (балкарцев), адыгов (кабардинцев), абазин, ногайцев,
татар, убыхов, садзов. При этом с 16
века по конец 19 века карачаевцев во
многих источниках однозначно именовали «карачеркес», в т.ч. в итальянских (А.Ламберти 16
век), французских (Гийом Делиль 18 век), русских (энциклопедия Брокгауза). До
наших дней сохранилось казахское племя шеркесов.
2. В русских летописях 13-17 веков черкасы
известны как часть тюркского народа торки и черные клобуки (болгары),( см.Карамзин
Н. М., прим.437 к Т.I, гл.,, Воскресенская летопись
XVI в. о событиях за 1152 год, Т.VII, стр.35-66), или как народ Золотой Орды
(ПСРЛ, .., Т.X, С.217, ПСРЛ, .., Т.VI, Вып.1, Стб.455, ПСРЛ, .., Т.XI, С.46, 47
А в 17 веке черкесов размешали на востоке Кавказа и в их число включали кумыкови окоцких (чечено-ингушский тейп) (см. Н.Винтсен)
А в 17 веке черкесов размешали на востоке Кавказа и в их число включали кумыкови окоцких (чечено-ингушский тейп) (см. Н.Винтсен)
3. На европейских картах 16-17 веков ЧЕРКАСОВ показывают как часть ТЮРКО-ТАТАР, а Черкасию как часть Татарии и часто размещают между Доном и Волгой (см.
Старо - Новочеркасск). На многих картах 18 века карачаевцы однозначно названы карачеркесами (CARACIOLES ou CIRCASSES NOIRS). Между Доном и Волгой не жили адыги, но жили и кочевали
тюрки-черкесы в т.ч. казахское племя шеркесы. Но нет ни одной карты до 20 века где адыги однозначно названы черкесами. ( Адыгским прихватизаторам тюркской истории придется доказать, что десятки картографов, путешественников, летописцев в течении веков не отличали тюркскую речь черкесов от нетюркской речи адыгов и потому они все спутав адыгов с тюрками, ни разу не указав адыгов, ошибочно черкесов приписали к татарам и карачаевцам)
4. В собственном языке адыгов нет слова
«черкес» и вместо тюркского этнонима «черкас-черкес» они используют адаптированное
слово «шэрджэс», а себя они называют «адыгэ».
5. На территории России и Украины
существует более 30 тюркских топонимов Черкас, но рядом с ними нет ни одного
топонима «шэрджэс или адыгэ» (см.карты).
6. Самый известный кабардинский историк Ш. Ногмов
в своей «Истории адыхейского народа» (1838г), уделив много места малозначащим
деталям жизни адыгов, хорошо знакомых ему современников черкесов так и не
назвал адыгами (см. указанную книгу).
7. В Египте в 13-15 веках черкесами-мамлюками
было создано несколько черкесско-арабских и арабо-черкесских словарей и среди
них нет адыгского словаря, а есть тюрко-арабские и арабо-тюркские словари. (Если черкесы-мамлюки были адыги, как утверждают адыгские прихватизоторы тюркской истории, то и современным адыгам достаточно тюрко-русских и русско-тюркских словарей и необходимо официальным языком КЧР и КБР сделать тюркский (карачайбалкарский) язык так же как и в государстве черкесов-мамлюков)
8. В 1922г. большевики по политическим
соображениям закрепили, имя «черкес» за частью адыгов по этническому имени
проживавших вместе с ними владетельных тюркских черкасских князей. Но даже при
этом в следующей переписи 1939г.
адыго-черкесы Черкесской автономии
записались по своему самоназванию «адыгейцы». (см. переписи 1939г).
Таким образом, окончательное закрепление имени черкес за частью адыгов
произошло в 1922-1940годах. Адыго-черкесские историки еще совсем недавно признавали, что «Современная «черкесская»
народность сформировалась в XXвеке » (И.Х.Калмыков
«Черкесы», Черкесск, 1974, с.27-31)
9. Настоящее наше исследование о черкасская борзая (черкесский волкодав) Орлова в Англии также подтверждает принадлежность этой овчарки тюркам-карачеркесам, а именно карачаевцам-балкарцам. Климатические
условия территории проживания западных
адыгов – горная лесистая территория не позволяет широко разводить овец. Поэтому
у адыгов главное национальное блюдо «гедлибжа»
- приготавливается на основе курятины- основного
вида разводимых животных адыгов в той климатической зоне. Из отсутствия большого количества овец-
следует отсутствие необходимого мяса для
овчарок. А восточные адыги под предводительством своих кабардинских князей
(кабары-хазары) в течении столетий будучи
данниками крымского хана и в силу других обстоятельств вынуждены были часто
менять местожительство и потому охота не могла стать устойчивым видом
деятельности даже для знати, не говоря о бесправных крепостных. Как мы выше
показали охота на равнине,в степи -это прежде всего конная охота. Но наличие коня-
это снова привилегия правящего класса, а не крепостных (см. Джорджио Интериано).
Но у аланского
карачаево-балкарского народа были идеальные условия для отгонного овцеводства -
безлесное плоскогорье для летней пастьбы на высоте 2000-3500 метров над уровнем
моря (плато Бийчесын, Ауар Сырт, Чырак сырт и др. площадью ок. 4-5 тыс. кв. км.),и
глубокие ущелья между ними для зимней пастьбы и зимнего содержания. (см. Гугл
карты).
6.Источники:
( дана выдержка из большой главы и потому сохранены нумерация источников и оглавлений оригинала)
6. там же
7. там же
8. http://slovar.iriston.com/index.php словари на ук. сайте
Русско-Осетинский
словарь (РСО)
Составил В.И. Абаев.
Редактор издания М.И. Исаев: Около 25000 слов. Издание второе, исправленное и
дополненное. г. Москва, Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. – 584 с.
(реально 25 227 статьи)
Осетинско-русский
словарь (ОРС)
под редакцией
А.М.Касаева, Редактор издания Гуриев Т.А.: Около 28000 слов. 4-е издание.
г.Владикавказ, Изд-во Северо-Осетинского института гуманитарных исследований,
1993. – 384 с. (реально 23 014 статей)
Дигорско-русский
словарь. Составитель Таказов Ф.М., к.ф.н.: Около 30000 слов. г. Владикавказ,
Издательство «Алания», 2003. – 734 с. (реально 23 111 статей)
Ирон-Уырыссаг дзырдуат
9. Қыдырбекұлы Б. Түгел сөздің
түбі бір. стр.77
10. http://shoriya.ngpi.rdtc.ru/ISTSHOR_OB2.HTM
11. М. Джуртубаев, Происхождение карачаево-балкарского и осетинского народов,
Нальчик, 2010., СТР.372 (Поясняю
:1.электронная версия книги, печатная
отличается от электронной, 2.в приводимой цитате М.Джуртубаева имеются
сокращённые названия осетинских словарей, которые обозначают ИЭСОЯ – это «Абаев В. И.
Историко-этимологический словарь осетинского языка, в 4 т. М., 1958-1989»,.
ОРС- это «Осетинско-русский словарь -
Орджоникидзе, 1970г», а РОС- «Русско-осетинский словарь - Орджоникидзе, 1970»)
12. там же Стр.375
13. там же Стр.377
14. М. Джуртубаев,
Происхождение карачаево-балкарского и
осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.373 ( в электронная версия книги) +(СТР.309
в бумажной версии)
15. Данияр Даукей, собаковод, фермер его сайт http://tobet.kz/kaz/history_koordinator_kaz.html
Копирайт Вадим Кацнельсон
его сайт http://coordinator-ua.org/statiya/kazahstan.html
16. Ахмад Сылпагъар
«Аланхазар сыры..», Невиномысск 2010., Стр.166-169, ISBN 978-5-89571-184-2
17. М. Джуртубаев,
Происхождение карачаево-балкарского и
осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.46, СТР.149,СТР.321,СТР 462 и т.д. («алан от ала анг – пятнистый зверь »)
18. http://coordinator-ua.org/statiya/kazahstan.html
21. Chapter XIV. The
Circassian Orloff Wolfhound, из книги «British Dogs,
Their Points, Selection, And Show Preparation» автора W. D. Drury, издательство Charles Scribner's
Sons, год издания 1903г. Из http://chestofbooks.com/animals/dogs/British-Dog-Shows/Chapter-XIV-The-Circassian-Orloff-Wolfhound.html
24. П.М.Мачеварианов "Записки
псового охотника симбирской губернии" приложение к журналу Охота, Москва.
1876г.
25. Данияр Даукей, собаковод, фермер его сайт http://tobet.kz/kaz/history_koordinator_kaz.html
Копирайт Вадим Кацнельсон
его сайт http://coordinator-ua.org/statiya/kazahstan.html
26. М. Джуртубаев,
Происхождение карачаево-балкарского и
осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.373 ( в электронная версия книги)
+(СТР.309 в бумажной версии)
27. Шамиль Чеченов, газета Черекские вести, 8.02.2014г.
дополнительно
смотрим на видео казахского тазы- "двоюродного брата" черкасского волкодава Орлова, или карачеркасской карачаевской овчарки, или басхан парий или каспар эгер... http://www.youtube.com/watch?v=DrKig7baeOA
Несчастные)))
ОтветитьУдалитьКлоуны.
ОтветитьУдалитьочередной кипчакский плагиат..хоть бы не палились бы так и убрали бы с картинок надпись Circassian)
ОтветитьУдалитьКарачай головного мозга))))
ОтветитьУдалитьИзучите хеттов , хаттов а которых в Библии даже было написано, и чьи они предки ,Турков в помине не было когда хетты жили на территории Турции Аравийского полуострова , к чему это я , а да, язык, изучите язык на котором они говорили , так что как вы говорите заимствованные анэ адэ это смешно )) кто у кого заимствовал ещё 😄 а про ту чушь что вы несёте с лошадьми , собаками вообще молчу. Когда не откуда придумать , не имеющие обвиняют в плагиате чужих, что бы хоть как то угомонить свои страсти . Нам черкесом нечего доказывать все и так все знают, не беситесь и не позорьтесь Аллах все видет
ОтветитьУдалитьБудь у вас что-то свое вы не присваивали бы имя своих тюрко-черкесских князей, а довольствовались бы именем своих адыгских дедов
УдалитьВсех кто приезжают из России ,называют. Русскими.Ни про черкесов,ни про карачаевцев,ни про абазин за границей почти никто не слышал.Всех ,кто жил на Кавказе ,во времена Пушкина и Лермонтова называли черкесами.И сейчас всех обобщают в Турции и называют черкесами.Какая разница,какой национальности собака.Все эти народы жили рядом ,взаимодействовать и имеют одинаковые слова:насып,намыс,сабий и т.дА о чем говорит слово хо(да)и карачаевском и в грузинском?А джан (душа)во многих языках мира имеет одинаковое значение,в хинди,и в армянском и в тюркских языках.Так что обозначение черкесских не всегда означала национальную принадлежность.И вообще кому нужна эта страшная собака.
Удалитьtupoj eshe tupee
ОтветитьУдалитьСалпагарова понять можно. История его рода скудная, мало описанная. Он хочет принадлежать к чему-то значимому, вот и занимается перетягиванием любых исторических текстов, касающихся черкесов, к себе. При этом пытается внушить и себе и другим, что все эти статьи говорят о карачаевцах. Он сам готов уже поверить в свои фантазии и "убедить" других в этом. Салпагаров "человек" без понятия чести, который брызжет желчью по отношению к черкесам и с больной мечтой переписать историю черкесов как историю карачаевцев. Здравомыслящие карачаевцы понимают, что он не излечим и относятся к нему снисходительно.
ОтветитьУдалитьСтатья полная бреда и ненависти. Жалкий народ карачаи
ОтветитьУдалить100%
УдалитьПозорники! Уже термин Черкес начали себе прихватизировать! Алтайские туристы уже в край сдурели!
УдалитьПо нашему эти собаки хьэ самыр, то-есть охотничья. Черкесская борзая это по русски, когда эти собаки гоняли зайцев Карчи в плане не было. Хватит печатать всякую чушь.
УдалитьМолодец, ассимилируй горских татар в черкесы, нам же проще
ОтветитьУдалитьДа унизит Аллах , всех карамонголов карачая 🤲🏻 Амин
ОтветитьУдалить