Ахмад Салпагаров 11.11.2015г
Тезисное толкование главных северо-кавказских этнонимов, гидронимов, топонимов на основе карачайбалкарского языка
Велико-болгарский эль 632-674гг - первое государство карачайбалкар Карта современных болгар на основе исторических и археологических источников |
Вступление
Даю толкования некоторым главным топонимам, гидронимам, этнонима на основе карачаево-балкарского языка. Надеюсь это поможет обычным читателям и профессиональным историкам лучше понять историю Кавказа.
История карачайбалкарского, кумыкского, ногайского народа на профессиональной основе изучается многими сотнями сотрудников нескольких научно-исследовательских институтов уже ок. 90 лет. Но несмотря на это, в научных академических изданиях до сих пор не существует общепризнанных толкований главных кавказских тюркских этнонимов алан, болгар, балкар, куман, кумук, карачай, хазар, черкас,черкес и главных кавказских топонимов и гидронимов Кавказа таких как Кавказ, Каспий, Кубань, Казбек, Эльбрус составляющих по сути основу кавказской истории.
Например в Энциклопедии народов России Москва 1994г., или Карачаевцы. Черкесск 1978г, или международная конференция "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа" прошедшая в г.Москве в ноябре 2014г. не дали научное толкование этим древним этнонимам и топонимам.
Приводимые в данной статье этимологии тюркских этнонимов и топонимов опубликованы в моей книге на карачаево-балкарском яз. "Аланхазар сыры.." в 2010г. Поэтому в данной статье осуществляется краткий перевод с небольшой редакторской корректировкой и добавлением. Только один этноним из данной статьи ранее развернуто растолкован-это пункт о древнетюркском значении этнонима "алан".
История карачайбалкарского, кумыкского, ногайского народа на профессиональной основе изучается многими сотнями сотрудников нескольких научно-исследовательских институтов уже ок. 90 лет. Но несмотря на это, в научных академических изданиях до сих пор не существует общепризнанных толкований главных кавказских тюркских этнонимов алан, болгар, балкар, куман, кумук, карачай, хазар, черкас,черкес и главных кавказских топонимов и гидронимов Кавказа таких как Кавказ, Каспий, Кубань, Казбек, Эльбрус составляющих по сути основу кавказской истории.
Например в Энциклопедии народов России Москва 1994г., или Карачаевцы. Черкесск 1978г, или международная конференция "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа" прошедшая в г.Москве в ноябре 2014г. не дали научное толкование этим древним этнонимам и топонимам.
Приводимые в данной статье этимологии тюркских этнонимов и топонимов опубликованы в моей книге на карачаево-балкарском яз. "Аланхазар сыры.." в 2010г. Поэтому в данной статье осуществляется краткий перевод с небольшой редакторской корректировкой и добавлением. Только один этноним из данной статьи ранее развернуто растолкован-это пункт о древнетюркском значении этнонима "алан".
1. КАРАЧАЙ - кара+чай означает 1.родниковая чистая вода 2.могучая река. Данные значения более всего подходят к реке КУБАНЬ, начинающейся от слияния рек Махар и УЛЛУ КАМ под Эльбрусом. Уллу Кам древнетюркское слово, означает Большая, Могучая Река и берет начало как талая и родниковая вода прямо от Эльбруса.
Гидроним Карачай часто встречается и за пределами Кавказа. Территория исторического Карачая богата родниковыми, нарзанными (гарасу) источниками и талыми водами от вечных снегов Кавказского хребта. Тут возможны две версии также как и два значения слова Карачай. Территории нынешних КЧР, КБР и район Пятигорья (КМВ) назвали Карачаем по причине его прилегания к реке Карачай (Кубань) или по причине большого количества родниковых и минеральных вод в этой области Кавказа.
Карачай в значении родниковая вода идентична другому карачаево-балкарскому слову КАРАБУЛАК. Но слово Булак является основой другого древнетюркского этнонима Булгар. см. ниже.
2. Этноним и самоназвание БАЛКАР равнозначен древнему этнониму БОЛГАР, исходная форма, которых есть БУЛГАР. Булгар производно от БУЛАК+ЭР, где БУЛАК, (древняя форма "булх")- родниковый источник, а эр- мужчина, т.е. булгар-это водный, речной мужчина или булхи- люди живущие у чистой воды. БУЛАК как "родниковая вода" соотвествует слову КАРАЧАЙ. Более распространённым является производный от слова "булак" -гидроним и топоним КАРАБУЛАК, т.е. "чистая, настоящая родниковая вода", которая также также идентично слову КАРАЧАЙ. Т.о. существуют прямые связи и соответствия между этнонимами и соответсвующими им кавказскими народами "булх, карабулак, булгар-балкар, кара болгар, карачай", а также их первоначальными значениями- "чистая родниковая вода и водный речной мужчина". Надо отметить что в 15-16вв территория Карачая, точнее Барсил Карачай включала в себя всю территорию нынешних КЧР, КБР и Кавмминвод и все живущие на этой территории кроме своих племенных и родовых имен таких как ас-алан-барсил, аланхазар, балкар, куман еще употребляли географическое самоназвание карачайлы, выделяя себя от другим своих соплеменников их других областей Кавказа, а также обозначая себя как людей живущих у чистых и родниковых вод - карачай, коих было большое количество под вечными снегами. Данное утверждение подтверждается многочисленными картами на которых территория КБР обозначена как "caracioles" или названиями общих животных карачаевцев и балкарцев: карачаевской породы овцы, лошади, овчарки, карачаевской арбой, ковром и т.д.)
3. КУБАНЬ-река начинающаяся от тающих вечных снегов Кавказского хребта есть 1.чистая вода и 2.могучая река. Районы прилегающие к реке Кубань и к горе Эльбрус являются древней областью проживания гунно-болгар и гунно-алан. В настоящее время здесь проживают их прямые потомки карачайбалкары, принадлежащие к древнейшему типу белого человека, к кавкасионской расе. В прошлом и в настоящее время верховья Кубани с множеством больших и малых рек, отличающиеся своей чистотой и прозрачностью называется КАРАЧАЙ.
4. КУМАН средневековый могучий тюркский народ. КУБАН и КУМАН по правилам древнетюркского карачайбалкарского яз. одно и то же слово, исходная форма которых является КУН+МАН и КУН+БАН, где Ман-Бан словообразующий аффикс восходящий к личному местоимению Я, по тюрски Мен-Бен. Здесь "Кунман" в буквальном смысле означает "Я есть Солнце" и является самоназванием древнего тюрка солнцепоклонника Гунна (гунну-хунну) и подобен этнониму и самоназванию "Туркман-Тюркмен- я есть тюрок". По правилам карачайбалкарского яз. звук Н, находящийся перед звуками Б и М сливается с ними и поэтому кун+ман и кун+бан произносятся как Куман и Кубан. При этом звуки Б и М имеют до сих пор паралельное употребление в тюрских языках ср.турецкое Бен, карачайбалкарское Мен т.е. Я, поэтому Кубан и Куман одно и тоже слово.
5. Тезис 4 пункта подтверждается значением Куман в венгерском языке. КУМАН в венгерском яз. звучит как KUNOK или KUN, что подтверждает вышесказанное об изначальной форме слова как Кун+ман и восхождение его к этнониму Гун.
6. ГУН-ХУН древняя форма современного слова КУН-KÜN, означающего СОЛНЦЕ. Древние ГУННУ-ХУННУ были солнцепоклонники.
7. Также КУМУК по вышеобозначенному правилу карачайболкарского яз. соответствует КУНМУК-ГУНМУК или Кунмык-Гунмык поэтому гун-кун и кумук-кумык одно и то же слово с одним и тем же значением. Здесь части слова МАК-МЫК, МУК-МЮК словообразующие аффиксы.
9. Древнетюрский этноним и самоназвание карачайбалкар АЛАН происходит от слова "ала - пёстрый, пятнистый,светлый" и равнозначен тюркскому слову барс или европейскому леопард.В казахском яз. АЛАН означает барсёнок. В азербайджанском яз. существует обращение друг к другу "АЛА". Карачайбалкары также обращаются друг к другу АЛА или АЛАН и называют себя АЛАН. Параллельно с Алан употреблялся тождественный ему этноним Ас. Ас+Алан=Аслан
10.Названия Каспийского моря: КАС+ПИЙ тенгиз (у северных тюрок) или ХАЗ+АР тенгиз(у южных тюрок) и название Азовского моря АЗАУ(АЗАК) тенгиз и страны Азербайджан, горы КАЗ+БЕК или КАЗ+МАН, а также названия народов ХАЗАР, АЗЕР, КАЗАК, ЧЕРКАС, КАШКАЙ, КАШГАР, региона КАВКАЗ, горы КАЗБЕК имеют своей основой названия древнетюркского тотема КАЗ-КАС-КАШ-ХАЗ-ХАС-АЗ- то есть ГУСЯ (ЛЕБЕДЯ). Все вышеприведённые этнонимы, топонимы, гидронимы, за исключением кашкай и кашгар находятся в одном историческом кавказском регионе и все они имеют в своем названии слово хаз-аз-хас-каз-кас-каш. Это слово, имеет явное фонетическое сходство и означает Гусь или Лебедь в разных диалектах тюркских языков. Гусь или лебедь единственное животное, могущее бегать, летать, плавать являлось наряду с барсом, оленем, волком одним из главных тотемов, с которыми себя отождествляли древние тюрки.
2. Этноним и самоназвание БАЛКАР равнозначен древнему этнониму БОЛГАР, исходная форма, которых есть БУЛГАР. Булгар производно от БУЛАК+ЭР, где БУЛАК, (древняя форма "булх")- родниковый источник, а эр- мужчина, т.е. булгар-это водный, речной мужчина или булхи- люди живущие у чистой воды. БУЛАК как "родниковая вода" соотвествует слову КАРАЧАЙ. Более распространённым является производный от слова "булак" -гидроним и топоним КАРАБУЛАК, т.е. "чистая, настоящая родниковая вода", которая также также идентично слову КАРАЧАЙ. Т.о. существуют прямые связи и соответствия между этнонимами и соответсвующими им кавказскими народами "булх, карабулак, булгар-балкар, кара болгар, карачай", а также их первоначальными значениями- "чистая родниковая вода и водный речной мужчина". Надо отметить что в 15-16вв территория Карачая, точнее Барсил Карачай включала в себя всю территорию нынешних КЧР, КБР и Кавмминвод и все живущие на этой территории кроме своих племенных и родовых имен таких как ас-алан-барсил, аланхазар, балкар, куман еще употребляли географическое самоназвание карачайлы, выделяя себя от другим своих соплеменников их других областей Кавказа, а также обозначая себя как людей живущих у чистых и родниковых вод - карачай, коих было большое количество под вечными снегами. Данное утверждение подтверждается многочисленными картами на которых территория КБР обозначена как "caracioles" или названиями общих животных карачаевцев и балкарцев: карачаевской породы овцы, лошади, овчарки, карачаевской арбой, ковром и т.д.)
4. КУМАН средневековый могучий тюркский народ. КУБАН и КУМАН по правилам древнетюркского карачайбалкарского яз. одно и то же слово, исходная форма которых является КУН+МАН и КУН+БАН, где Ман-Бан словообразующий аффикс восходящий к личному местоимению Я, по тюрски Мен-Бен. Здесь "Кунман" в буквальном смысле означает "Я есть Солнце" и является самоназванием древнего тюрка солнцепоклонника Гунна (гунну-хунну) и подобен этнониму и самоназванию "Туркман-Тюркмен- я есть тюрок". По правилам карачайбалкарского яз. звук Н, находящийся перед звуками Б и М сливается с ними и поэтому кун+ман и кун+бан произносятся как Куман и Кубан. При этом звуки Б и М имеют до сих пор паралельное употребление в тюрских языках ср.турецкое Бен, карачайбалкарское Мен т.е. Я, поэтому Кубан и Куман одно и тоже слово.
5. Тезис 4 пункта подтверждается значением Куман в венгерском языке. КУМАН в венгерском яз. звучит как KUNOK или KUN, что подтверждает вышесказанное об изначальной форме слова как Кун+ман и восхождение его к этнониму Гун.
6. ГУН-ХУН древняя форма современного слова КУН-KÜN, означающего СОЛНЦЕ. Древние ГУННУ-ХУННУ были солнцепоклонники.
7. Также КУМУК по вышеобозначенному правилу карачайболкарского яз. соответствует КУНМУК-ГУНМУК или Кунмык-Гунмык поэтому гун-кун и кумук-кумык одно и то же слово с одним и тем же значением. Здесь части слова МАК-МЫК, МУК-МЮК словообразующие аффиксы.
9. Древнетюрский этноним и самоназвание карачайбалкар АЛАН происходит от слова "ала - пёстрый, пятнистый,светлый" и равнозначен тюркскому слову барс или европейскому леопард.В казахском яз. АЛАН означает барсёнок. В азербайджанском яз. существует обращение друг к другу "АЛА". Карачайбалкары также обращаются друг к другу АЛА или АЛАН и называют себя АЛАН. Параллельно с Алан употреблялся тождественный ему этноним Ас. Ас+Алан=Аслан
10.Названия Каспийского моря: КАС+ПИЙ тенгиз (у северных тюрок) или ХАЗ+АР тенгиз(у южных тюрок) и название Азовского моря АЗАУ(АЗАК) тенгиз и страны Азербайджан, горы КАЗ+БЕК или КАЗ+МАН, а также названия народов ХАЗАР, АЗЕР, КАЗАК, ЧЕРКАС, КАШКАЙ, КАШГАР, региона КАВКАЗ, горы КАЗБЕК имеют своей основой названия древнетюркского тотема КАЗ-КАС-КАШ-ХАЗ-ХАС-АЗ- то есть ГУСЯ (ЛЕБЕДЯ). Все вышеприведённые этнонимы, топонимы, гидронимы, за исключением кашкай и кашгар находятся в одном историческом кавказском регионе и все они имеют в своем названии слово хаз-аз-хас-каз-кас-каш. Это слово, имеет явное фонетическое сходство и означает Гусь или Лебедь в разных диалектах тюркских языков. Гусь или лебедь единственное животное, могущее бегать, летать, плавать являлось наряду с барсом, оленем, волком одним из главных тотемов, с которыми себя отождествляли древние тюрки.
Этнонимы: Каз+ак= Каз-гусь+ак-белый т.е. Лебедь, Хаз+ар, Аз+эр - мужчина лебедь,
Гидронимы: Кас+пий=Гусь+князь. Азау-Азак - гусиное море
(Прим. Возможно также что название Азау-Азак может толковаться как и Малое море. Аз- мало в противоположность к Кара тенгиз-Большому (Черному) морю. Европейский перевод тюркского названия моря Кара не точен. Морская вода не бывает черной. Здесь Кара означает Могучее Большое море и потому Азак-Азау возможно толковать еще как Малое Море)
Топонимы: Каз+бек=Гусь+князь, Само название Кавказа имеет ту же этимологию Кау+каз= Кав- 1.ссора 2.бой + Каз-гусь. Кавказ - боевой гусь (лебедь).
(прим.Кто сомневается в моей этимологии от тюрского слова Каз-гусь,лебедь пускай почитает о крылатых гусарах Венгры, поляки,русские позаимствовав название гусар от гасар (хазар) еще в 17-18 веках на спину или на голову вешали крылья совершенно ненужные в бою, пытаясь уподобить себя древним тюркам хазарам-казакам-азарам.)
11. Первые пратюрки были единобожники, бог которых назывался ТЕНГРИ, ТЕЙРИ, ТАНРЫ. В шумерском языке знак бога назывался Дингир. Близость и подобие шумерского Дингир и тюркского Тенгри очевидна. У древних карачаевцев-балкарцев бог назывался ТЕЙРИ. По правилам тюркских яз. карачайбалкарское ТЕЙ соответствует турецкому ТЕК, которое в турецком яз. означает ЕДИНЫЙ. От пратюркского ТЕЙ производно греческое Theo (бог). От корня Тек производно Тенг+ри и Тейри, где аффикс Ры-Ри в карачаево-балкарском яз.показывает направление движения, т.е Тейри-Тенгри буквальное значение "к богу единому". Позже пратюрки отошли от единобожия к перейдя к язычеству и стали поклонятся Солнцу, а возможно также и воде. Поэтому первые древние тюрки известны под именами хунну-гунну и булгар. Позже пратюрки стали поклоняться животным Лебедю, Барсу, Волку, Оленю и т.д. и называть себя именами своих животных-тотемов, уподобляя себя им они стали известны истории как Алан, Каз+ак, Хазар-Азер, Башкорт, Тюрк и т.д .
12. Об аланхазарах. Этноним алангасар, сохранившийся в удмуртской мифологии со значением "люди-великаны" имел под собой реальный прототип "аланхазар", который по всей вероятности означал древнее побратимство или смешение алан и хазар. Поэтому карачайбалкары непросто аланы, а аланхазары ввиду их включенности и проживания в Хазарском каганате ок.400 лет. Аланхазар означает "крылатый барс", который зафиксирован во многих тюркских артефактах древности, например на гербе Татарстана. Герб почти идентичный с татарстанским с крылатым барсом имеют карапапахи, которые на самом деле до 16 века жили на Северном Кавказе под именем папаги рядом с аланами. А также существует мужское имя Аланхазар, Аланказар, Алангасар встречающееся у многих тюрок от караимов до киргиз.
13. Подводя предварительные итоги, хочу сказать, что употребляемый с 1920г годов этноним карачайбалкар фактически означает кубанские болгары, в противоположность дунайским болгарам и волжским болгарам, отколовшимся в 7-8 веках от кубанских карачайских болгар. А что такое Кубан-Куман и Болгар-Балкар еще раз перичитай сначала. Применимо к карачаевцам и балкарцам более разумным, исторически верным и попросту спправедливым является называть их карачайбалкары и соотвественно карачайбалкарский народ, язык ит.д. вместо разделительных карачаевцы-балкарцы и карачаево-балкарский язык, словарь, история итд, не говоря уже о враждебных делу единства словосочетаниях балкарский или карачаевский язык, литература, история и т.д. Наименование "карачайбалкар" реанимирует употребляемое Умаром Алиевым название народа и языка с 1924г в выпушенной им первом букваре на латинице среди тюркских народов "карачайбалкар элибле" по русски- "карачаево-балкарский букварь" (см.фото ниже в приложении). Наше объединяющее наименование "карачайбалкар" я уже использую и внедряю в обиход с 2001года, а этноним "аланхазар" с 2009г
Эквивалентом этнонима карачайбалкар является этноним аланхазар. Карачайбалкары не просто аланы, а гунно-аланы в ранней своей истории и аланхазары в средние века.
Карачайболкары-есть гун-аланы, аланхазары, ас-аланы, барсилы, гун-болгары, гунманы-куманы с общим языком, историей, культурой, общекавказским домом. Карачайбалкары наследуют имя, историю, культуру от всех кавказских тюркских народов населявших Кавказ и Крым с незапамятных времен.
По изображенному на карте пути двигался Эвлия Челеби в 1666г и войско Баталпаши в 1793г..По такому пути сообщались древние тюрки проживавшие по обе стороны Кавказа со скифских времен и времен образования первого карачайбалкарского государства Великого Болгарского ханствав 632-674гг
2. Обложка карачайбалкарского букваря 1929г издания-"Джангы карачайбалкар элибле". Это второе повторное издание. Первое издание было в 1924г. В республиканской библиотеке откуда я скопировал этот букварь не сохранилась такая важная книга как первый букварь на латинце не только для карачайбалкаров но и первый среди всех тюркских народов. Даю эту фотокопию как доказательство правомерности употребления мной этнонима "карачайбалкар"
Первый карачайбалкарский букварь на латинице второе издание в 1929г. Первое было в 1923г. На фото обложка букваря и первая внутренняя страница. Название букваря латиницей "Cangı qaracay-malkar elible -новые карачайбалкарские буквы"
Продолжение в статье "Тюркские государства Северного Кавказа"
1.11.2015г. Ахмад Салпагаров
Гидронимы: Кас+пий=Гусь+князь. Азау-Азак - гусиное море
(Прим. Возможно также что название Азау-Азак может толковаться как и Малое море. Аз- мало в противоположность к Кара тенгиз-Большому (Черному) морю. Европейский перевод тюркского названия моря Кара не точен. Морская вода не бывает черной. Здесь Кара означает Могучее Большое море и потому Азак-Азау возможно толковать еще как Малое Море)
Топонимы: Каз+бек=Гусь+князь, Само название Кавказа имеет ту же этимологию Кау+каз= Кав- 1.ссора 2.бой + Каз-гусь. Кавказ - боевой гусь (лебедь).
(прим.Кто сомневается в моей этимологии от тюрского слова Каз-гусь,лебедь пускай почитает о крылатых гусарах Венгры, поляки,русские позаимствовав название гусар от гасар (хазар) еще в 17-18 веках на спину или на голову вешали крылья совершенно ненужные в бою, пытаясь уподобить себя древним тюркам хазарам-казакам-азарам.)
11. Первые пратюрки были единобожники, бог которых назывался ТЕНГРИ, ТЕЙРИ, ТАНРЫ. В шумерском языке знак бога назывался Дингир. Близость и подобие шумерского Дингир и тюркского Тенгри очевидна. У древних карачаевцев-балкарцев бог назывался ТЕЙРИ. По правилам тюркских яз. карачайбалкарское ТЕЙ соответствует турецкому ТЕК, которое в турецком яз. означает ЕДИНЫЙ. От пратюркского ТЕЙ производно греческое Theo (бог). От корня Тек производно Тенг+ри и Тейри, где аффикс Ры-Ри в карачаево-балкарском яз.показывает направление движения, т.е Тейри-Тенгри буквальное значение "к богу единому". Позже пратюрки отошли от единобожия к перейдя к язычеству и стали поклонятся Солнцу, а возможно также и воде. Поэтому первые древние тюрки известны под именами хунну-гунну и булгар. Позже пратюрки стали поклоняться животным Лебедю, Барсу, Волку, Оленю и т.д. и называть себя именами своих животных-тотемов, уподобляя себя им они стали известны истории как Алан, Каз+ак, Хазар-Азер, Башкорт, Тюрк и т.д .
12. Об аланхазарах. Этноним алангасар, сохранившийся в удмуртской мифологии со значением "люди-великаны" имел под собой реальный прототип "аланхазар", который по всей вероятности означал древнее побратимство или смешение алан и хазар. Поэтому карачайбалкары непросто аланы, а аланхазары ввиду их включенности и проживания в Хазарском каганате ок.400 лет. Аланхазар означает "крылатый барс", который зафиксирован во многих тюркских артефактах древности, например на гербе Татарстана. Герб почти идентичный с татарстанским с крылатым барсом имеют карапапахи, которые на самом деле до 16 века жили на Северном Кавказе под именем папаги рядом с аланами. А также существует мужское имя Аланхазар, Аланказар, Алангасар встречающееся у многих тюрок от караимов до киргиз.
13. Подводя предварительные итоги, хочу сказать, что употребляемый с 1920г годов этноним карачайбалкар фактически означает кубанские болгары, в противоположность дунайским болгарам и волжским болгарам, отколовшимся в 7-8 веках от кубанских карачайских болгар. А что такое Кубан-Куман и Болгар-Балкар еще раз перичитай сначала. Применимо к карачаевцам и балкарцам более разумным, исторически верным и попросту спправедливым является называть их карачайбалкары и соотвественно карачайбалкарский народ, язык ит.д. вместо разделительных карачаевцы-балкарцы и карачаево-балкарский язык, словарь, история итд, не говоря уже о враждебных делу единства словосочетаниях балкарский или карачаевский язык, литература, история и т.д. Наименование "карачайбалкар" реанимирует употребляемое Умаром Алиевым название народа и языка с 1924г в выпушенной им первом букваре на латинице среди тюркских народов "карачайбалкар элибле" по русски- "карачаево-балкарский букварь" (см.фото ниже в приложении). Наше объединяющее наименование "карачайбалкар" я уже использую и внедряю в обиход с 2001года, а этноним "аланхазар" с 2009г
Эквивалентом этнонима карачайбалкар является этноним аланхазар. Карачайбалкары не просто аланы, а гунно-аланы в ранней своей истории и аланхазары в средние века.
Карачайболкары-есть гун-аланы, аланхазары, ас-аланы, барсилы, гун-болгары, гунманы-куманы с общим языком, историей, культурой, общекавказским домом. Карачайбалкары наследуют имя, историю, культуру от всех кавказских тюркских народов населявших Кавказ и Крым с незапамятных времен.
Приложения:
1.Пути сообщения между Крымским ханством и кумыкским шамахальством на схематической карте с Барсил Карачай в центре Кавказа в 15-19веках, вначале едином, к середине 17 века распавшемся на мелкие княжества в которых решающая власть принадлежала местным Тёре...По изображенному на карте пути двигался Эвлия Челеби в 1666г и войско Баталпаши в 1793г..По такому пути сообщались древние тюрки проживавшие по обе стороны Кавказа со скифских времен и времен образования первого карачайбалкарского государства Великого Болгарского ханствав 632-674гг
2. Обложка карачайбалкарского букваря 1929г издания-"Джангы карачайбалкар элибле". Это второе повторное издание. Первое издание было в 1924г. В республиканской библиотеке откуда я скопировал этот букварь не сохранилась такая важная книга как первый букварь на латинце не только для карачайбалкаров но и первый среди всех тюркских народов. Даю эту фотокопию как доказательство правомерности употребления мной этнонима "карачайбалкар"
Первый карачайбалкарский букварь на латинице второе издание в 1929г. Первое было в 1923г. На фото обложка букваря и первая внутренняя страница. Название букваря латиницей "Cangı qaracay-malkar elible -новые карачайбалкарские буквы"
Продолжение в статье "Тюркские государства Северного Кавказа"
1.11.2015г. Ахмад Салпагаров