Энгельберт Кемпфер (1651-1716 гг.) немецкий доктор медицины и доктор филологии, человек наблюдательного и острого ума, как высокопрофессиональный специалист по языкам, проехав по Восточному Кавказу в Иран в своем сообщении о Черкесии засвидетельствовал следующее: "Черкесы называются
турками...","У них язык общий с другими татарами, но большая часть говорит также по-русски...", "К черкесам причисляются также аланы или жители Кавказа, а равным образом сваны и карачеркесы (Карачаевцы). Эти последние относятся к северным черкесам, называемым турками карачеркесами, т. е. черными черкесами, потому что их страна туманна и благодаря этим туманам жара сильно смягчается...Это родина гуннов, которые так позорно опустошили и разорили Италию и Францию, чем полны все исторические книги". Несмотря на ясные указания на тюркоязычие черкесов Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт (КБНИИ) в лице профессора В.К.Гарданова, подправив сообщение Э.Кемпфера, включили его книгу "Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв." 1974г. как описание адыгов!
В советское время фальсификация тюркской истории и ее переписывание в пользу других народов были политическим требованием, которое невозможно было обойти. Но у современных кабардинских историков нет возможности оправдаться принуждением советской политики. Они вместо разоблачения фальсификаций советского периода еще с большим усердием создают новые фальсификации переписывая тюркскую историю в адыгскую. В данной статье мы приводим доказательства этому.
Ниже в этой статье мы дадим полный текст сообщения Э. Кемпфера и краткий комментарий к нему. Ранее на нашем сайте мы уже анализировали сообщение Николая Винтсена о Черкесии, который перечислив 16 народов населявших её, ни одним словом не упомянул адыгов. Но из упомянутых им 16 народов Черкесии 10 оказались тюркскими народами.(подробно тут)
Глава пятая: О Черкесии. Перечень
1. Границы. 2. Свойства страны. 3. Посевы и хлеб. 4. Латинские надписи. 5. Терки (город). 6. Князья платят царю подать. 7. Случай с татарским ханом. 8. Религия. 9. Язык. 10. Торговля. 11. Домашний скот. 12. Охота. 13. Питье. 14. Занятие черкесов и одежда. 15. Домашний быт. 16. Красота женщин и их одежда. 17. Труд. 18. Брак. 19. Ссорящиеся супруги. 20. Дворяне и крестьяне. 21—22. Похороны. 23. Абхазы. 24. Жители Кавказских гор.
1. Черкесия причисляется одними к Азии, другими к Европе. К востоку страна граничит с Каспийским морем, к западу с Меотийским озером (Азовское море), к югу с Черным морем, а к северу с Кавказскими горами и рекой Доном, которыми она отделяется от Грузии. Черкесы называются турками.
2. Черкесия в некоторых местах очень красивая и хорошая страна, с многочисленными равнинами, холмами и горами, лесами и источниками, откуда вытекают прекрасные ручейки, которые, однако, не имеют рыб. Здесь находится много всяких цветов, особенно красивых тюльпанов. Там растет также род земляники величиной с маленький орех, которые по 4 или 5 штук висят на ее маленьких стебельках, бледно-желтого цвета. Огороды засажены сливами, яблоками, грушами, орехами и другими прекрасными деревьями.
3. Они не сеют ни ржи, ни овса, но только гречиху для своих лошадей и некоторый род зернового хлеба, вроде проса, из которого они готовят тесто вместо хлеба; они его месят и пекут, и он так же сладок, как медовая лепешка. Если один год они засевают поле, то на следующий год они оставляют землю гулять, хотя бы она и была лучшего качества. [115]
4. Сo стороны Черного моря климат нездоровый, холодный, сырой и суровый. Страна богата серебряной рудой. В некоторых местах находятся могущие быть расшифрованными старые латинские надписи, которые, по рассказам черкесов, не что иное, как могилы некоторых христиан, которые в древнее время жили на их земле.
5. В этой стране есть лишь один город, называемый Терки: большая часть живет в лесах. Терки лежит под 43 градусом 23 минутами северной широты, в доброй полмиле от морского берега на небольшой очень извилистой речке под названием Тюменка, которая вытекает из большой реки Быстрой. Так как берегла расстоянии 1/4 мили низменный, болотистый и порос осокой, со стороны моря можно подойти к городу только по этой реке. Кругом города, насколько охватывает глаз, ровное поле и ни одного холмика. От Астрахани водой считается 60, а сушей 70 миль. Терки последний город, который все время находился под властью царей. 2000 футов в длину и 800 в ширину. Он раньше был окружен только высокими стенами и башнями, а теперь укреплен высоким валом и другими бастионами по современному образцу с цитаделью. В 1636 году один нидерландец возвел и укрепление, а в 1670 году шотландец Балей усовершенствовал их повсюду; место также хорошо укреплено многими маленькими и большими металлическими пушками. Там находится русский гарнизон в 2000 человек под начальством воеводы и полковника. В городе находятся три приказа пли канцелярии под начальством канцеляриста и подканцеляриста. Татарский князь имеет собственную свиту.
Азов и остальные места, лежащие на Меотийском озере, я обхожу молчанием, так как это слишком далеко отведет меня от моей цели.
6. Князья этих земель, хотя и из той же народности, однако большей частью повинуются московскому царю и должны получать от него дань. Дань, которую они платят, настолько незначительна, что на нее едва можно содержать русский гарнизон. В случае важных преступлений они должны обращаться к русскому воеводе.
7. В конце 1708 г. хан Малой Татарии потребовал удвоенную подать с соседних черкесов; но когда они ему в этом отказали, он пошел на них с большим войском. Черкесский князь придумал хитрость и договорился с 30 молодыми сильными солдатами, чтобы они перебежали к татарскому хану и в определенный день перебили бы самых знатных офицеров. Перебежчики сделали это, и в то же время черкесы напали на врагa так, что благодаря такому смятению была выиграна полная победа, и татарский хан спасся только с большим трудом.
8. Еще недавно весь народ состоял большей частью из идолопоклонников, хотя они подвергались обрезанию; они верили в бога, не имели ни священных книг, ни священников, ни [116] церквей и сами выполняли жертвоприношение, особенно в Ильин день. Теперь, однако, почти весь народ исповедует греческую веру; впрочем, они отступают в некоторых вопросах, так как крестят детей только в восьмилетнем возрасте, а их молодежь проводит время, главным образом, в грабежах и разбоях и не посещает церковь до 40 и 60-летнего возраста.
9.У них язык общий с другими татарами,но большая часть говорит также по-русски.(Ни то,ни другое утверждение не соответствует действительности.(Примечание переводчика)).
10. Они торгуют рабами, медом, воском и шкурами всяких животных, которых они продают не за деньги, но обменивают на другие товары. С черкесами торгуют с саблей в руке; когда к ним приезжают по Черному морю, не осмеливаются выходить на землю, не получив от них аманата (заложника), точно также, как и не пускают к себе на корабль, не взяв аманатов для собственной безопасности. Когда они собираются, они показывают один другому товары и быстро приходят к соглашению. Должно, однако, очень остерегаться, чтобы не быть обокраденным, так как они не могут удержаться от этого.
11. Их главное богатство состоит в скоте и особенно в прекрасных лошадях, которые ценятся наравне с испанскими, затем в козах и овцах, из шерсти которых москвичи изготовляют войлок. Быки и коровы не очень ценятся. Имеется много птицы дичи. Между прочим, имеется одно животное, называемое шакал, похожее на лисицу, но гораздо больше...
12. На охоте они не употребляют ни собак, ни птиц; вместо этого несколько деревень собираются вместе и гонят дичь, пока не устанет; затем на ее шею накидывают аркан. Таким образом, от них мало кто может ускользнуть. Когда они убивают оленя, они сейчас же отрезают ему ноги и раздробляют кости, чтобы съесть мозг, находясь в убеждении, что ничто так не полезно для укрепления тела.
13. Напитки черкесов - вода и буза, которую приготовляют из зернового хлеба (из которого они пекут свой хлеб) и она производит опьянение, как вино, которого нет в этой стране.
14. Черкесы красивые и хорошо сложенные люди. Мужчины сильны телом, смуглы и немного широки лицом, имеют длинные темные, как смоль, волосы и выбривают ото лба через всю голову полосу шириной в палец, не оставляя ни тоненькой заплетенной косички на темени. Их одежда мало отличается от платья других татар. Они носят на голове широкие шапки и войлочные плащи, висящие на ремне через плечо, края которого не сходятся, и поворачивают его в сторону ветра и дождя так, что тело хорошо предохранено им... В персидской столице Исфагани черкесы одеваются подобно грузинам... Знатнейшие [117] люди страны носят теперь панцири, на которые они надевают шелковые кафтаны, а также носят лук и стрелы.
15. Они очень хорошие наездники; летом они живут в лесах, в маленьких палатках, между тем как их семьи живут в настоящих деревянных домах и наблюдают за хозяйством. Они любят веселиться, играют на скрипке и других струнных инструментах, чем развлекают чужеземцев, особенно московитов, и пьют при этом водку и мед.
16. Женщины приятны лицом, имеют белую кожу и румяные щеки, черные, как смоль, волосы, которые они спускают двумя локонами по обеим сторонам лица, и сохраняют свою красоту до 50-летнего возраста. На голове они носят двойные черные обручи, которые они сверху покрывают кисеей или пестро расцвеченными платками и завязывают под подбородком. Вдовы носят на голове сзади большие надутые бычьи пузыри, покрытые пестрым газом или белой кисеей так, что издали кажется, что у них две головы. Летом они все ходят в одних рубашках красного, желтого, зеленого или синего цвета, расстегнутых сверху до пояса. На шее они носят четки из янтаря, разноцветные раковины, камушки, оловянные и медные украшения. Они общительны, приветливы и чистоплотны.
17. Они очень трудолюбивы и добывают даже железо из рудников, которое они также куют и изготовляют из него всякого рода орудия. Знатные женщины вышивают золотом и серебром чепраки, колчаны, повязки или носовые платки.
18. Хотя мужчинам и разрешено иметь более одной жены, однако это случается у них редко. Если мужчина умрет бездетным и после него останутся братья, старший должен жениться на вдове, чтобы продолжать потомство брата.
19. Если муж и жена несогласны между собой и не могут помириться, муж или жена идёт к дворянину или владельцу местности и приносит жалобу; последний велит привести обвиняемого и тотчас продает мужа или жену и дает мужчине другую жену. То же самое происходит, когда поссорились соседи и жалуются друг на друга; одного из них хватают и продают иностранным купцам.
20. Дворяне целый день ничего не делают; вечером они выезжают на место сбора, где их собирается 30—40 и более людей и договариваются, когда и где идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных. Все крестьяне рабы своих дворян, пашут землю, рубят дрова, выполняют другие тяжелые работы и живут скудно.
21. Если умрет знатный человек, мужчины и женщины собираются в поле, убивают козу для жертвоприношения, шкуру которой они натягивают на поставленный длинный шест. Затем варят и жарят мясо и все поедают его. Потом выступают [118] некоторые мужчины и молятся [перед] шкурой; один молится впереди, другие повторяют за ним. Затем женщины удаляются, а мужчины впервые садятся и пьют по очереди брагу и водку. Шкура остается висеть до тех пор, пока не принесена жертва.
22. Своим умершим они ставят надгробный памятник в виде колонны или пестрых досок, украшенных резьбой, и стараются, чтобы такой дом был гораздо роскошнее, чем их жилые дома, которые только сплетены из ветвей и внутри обмазаны глиной. Они царапают свою грудь и руки так, что из них течет кровь. Оплакивание покойника продолжается до тех пор, пока не заживут раны: если траур должен еще продолжаться, полузажившие раны опять расправляются.
23. С черкесами граничат абхазы на расстоянии 100 французских миль до Мингрелии. Они не такие дикари, как черкесы, но, конечно, хорошо смыслят в грабежах и воровстве и имеют, как и черкесы, нужду во всем, что необходимо для жизни.
24. К черкесам причисляются также аланы или жители Кавказа, а равным образом сваны (Одно из грузинских горных племен) и карачеркесы (Карачаевцы). Эти последние относятся к северным черкесам, называемым турками карачеркесами, т. е. черными черкесами, потому что их страна туманна и благодаря этим туманам жара сильно смягчается. Народ не дурной. Прежде они исповедывали христианство, которое можно заметить из некоторых их теперешних обрядов. В настоящее время у них нет никакой религии; они питаются только воровством, ходят почти нагие, не знают никакого искусства, ни науки. Ростом они выше других народов, имеют грубый и наглый голос; их сердце и душа еще более грубые и дикие. Ибо они описываются как самые смелые и наглые в мире разбойники с большой дорога и убийцы. Это родина гуннов, которые так позорно опустощили и разорили Италию и Францию, чем полны все исторические книги.
Текст воспроизведен по изданию: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974 © текст - Гарданов В. К., Зевакин Е. С. 1974Электронная версия- интернет страница
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1680-1700/Kaempfer_Engelbert/text1.htm
Копия электронной версии
http://web.archive.org/web/20150606173146/http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1680-1700/Kaempfer_Engelbert/text1.htm
1. интересная хронология алан совместно с черкесами
http://kanukov.blogspot.ru/2016/02/blog-post_46.html
2. Дневник путешествия Энгельбрехта Кемпфера по России в 1683
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Kempfer_Engelbrecht/text1.phtml?id=8056
3. веб копия дневника путешествия Энгельбрехта Кемпфера по России в 1683
http://web.archive.org/web/20160304105311/http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Kempfer_Engelbrecht/text1.phtml?id=8056
Старые фальсификации со своими новыми добавлениями широко тиражируются в интернете современными адыгскими националистами- учениками советско-кабардинских "профессоров". Вот типичный примерчик присвоения тюрко-черкесской истории. Сравниваем слова Э.Кемпфера о черкесах-тюрках с прилагаемым фотоскрином из сайта Аслана Шаззо, который со ссылкой на фейсбук-страницу Руслана Кеша, цитирует Энгельберта Кемпфера, Николая Винтсена и др. приписывая тюрко-черкесов к Идаровой Кабарде, под которой они понимают адыгов.
Авторы, которых цитирует А.Шаззо не указали, что черкесы разговаривали на адыгском языке
Обложка цитируемой книги |
В советское время фальсификация тюркской истории и ее переписывание в пользу других народов были политическим требованием, которое невозможно было обойти. Но у современных кабардинских историков нет возможности оправдаться принуждением советской политики. Они вместо разоблачения фальсификаций советского периода еще с большим усердием создают новые фальсификации переписывая тюркскую историю в адыгскую. В данной статье мы приводим доказательства этому.
Ниже в этой статье мы дадим полный текст сообщения Э. Кемпфера и краткий комментарий к нему. Ранее на нашем сайте мы уже анализировали сообщение Николая Винтсена о Черкесии, который перечислив 16 народов населявших её, ни одним словом не упомянул адыгов. Но из упомянутых им 16 народов Черкесии 10 оказались тюркскими народами.(подробно тут)
В статье мы используем сообщение Э. Кемпфера из книги "Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв." (стр.113-118), изданной Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом в Нальчике в 1974г. В этой же книге на стр.86-99 опубликована работа Николая Винтсена. Ну как требовать правдивости от обычных адыгов, если в книге претендующем на научность, свидетельство Э.Кемфера о языке черкесов как "общий с татарами" кабардинскими издателями приписано, что оно "не соответствует действительности"? А это уже не простая ошибка, а явная фальсификация. То есть Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт в лице составителя книги профессора В.К.Гарданова через три столетия после свидетельств Э.Кемпфера, считает, что он ошибался описывая тюркский язык черкесов! А ведь Э.Кемфер не обычный путающийся путешественник, а доктор филологии! К этой книге мы еще вернемся в следующих наших статьях. А пока укажем, что честному исследоватедю невозможно игнорировать черкешов Младшего казахского жуза, карачеркесов- карачаевцев, черкесов-татар Крыма, 30 черкас-топонимов за пределами Кавказа, трудов Н.М. Карамзина, Н.А. Аристова, Т.Лапинского, М.Тынышпаева и др., которые в своих трудах ясно указывали на тюркоязычие черкесов или исторические карты разных картографов из разных стран на которых черкесы показаны татарами или карачеркесами-карачаевцами и т.д. Но при этом в течении столетий они не заметили ни адыгеязычия черкесов, ни самих адыгов. Адыгов черкесами назвали турки, не потому что адыги были черкесами, а потому что часть адыгов управлялись тюрками-черкесами. А в 19 веке черкесами называли абазин, убыхов, ногайцев, карачаевцев, иногда даже кумыков, осетин и ингушей. Но адыгам не передали вместе с именем черкес тюрко-черкесскую историю и культуру! Эту разницу надо понимать.
Сообщение Э.Кемфера в интернете: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1680-1700/Kaempfer_Engelbert/text1.htm
Копия сообщения Э.Кемпфера на веб-архиве https://web.archive.org/web/20150704125830/http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1680-1700/Kaempfer_Engelbert/text1.htm
В первой части даю краткий разбор сообщения Э.Кемфера, состоящего всего из 24 пунктов. Из сообщения Э.Кемфера ясно следует, что он описал не только тюркский язык черкесов, но и тюркские обычаи черкесов. Читатель может сам по пунктам сличать соответствие моего комментария с оригинальным текстом.
во-второй части я выкладываю краткую биографию Энгельберта Кемпфера из указанной книги,
ну а в третьей части в приложении, дам полный текст сообщения Э.Кемфера о Черкесии из 24 пунктов.
В п. 1 Э.Кемпфер черкесов однозначно называет тюрками "Черкесы называются турками."
В п. 5 описывается единственный город Черкесии - русская крепость Терки, расположенный в Кумыкии в дельте реки Терек. По словам Кемпфера "в 1636 году один нидерландец возвел и укрепление (Терки), а в 1670 году шотландец Балей усовершенствовал". Это очень важное сообщение, показывающее нам, что на Северном Кавказе часто бывали европейцы. Поэтому возникает естественный вопрос неужели в течении многовекового общения европейцев и русских с черкесами, они не отметили адыгский язык? Но постоянно и однозначно указывали на тюркский язык черкесов как Э.Кемфер или Н.Винтсен или картографы англичане, французы и др.?
Даю ссылку на карту английского картографа Роберта Мордена, жившего в указанное Э.Кемфером время в 1650-1703гг, который составил карту Armenia-Georgia-Comania. На которой он также как и Э.Кемфер ясно указал на тюркоязычие черкесов и их идентичность с куманами и карачеркесами. На карте видно, что через союз "или" по-английски "or" показана тождественность между Комания или Чиркасия или Карачеркес (COMANIA or Circassia or Caracherks). А кто такие куманы и карачеркесы хорошо известно историкам. Куманы это тюрки кипчаки (половцы). А куманы Кубани это ногайцы и карачаевцы, а карачеркесы-это однозначно карачаевцы. (Собственно название народа куман и название реки Кубан одно и тоже слово. Мы первыми из исследователей истории Кавказа указали на факт идентичности слов Куман и Кубан, согласно правили фонетики карачаево-балкарского языка.
В п.9. наблюдательный Э. Кепмфер второй раз отмечает тюркский яз.черкесов "У них язык общий с другими татарами, но большая часть говорит также по-русски". Однако кабардинский издатель книги фальсифицирует сведения Кемфера следующим образом : "Ни то, ни другое утверждение не соответствует действительности". Замечания нальчикского издателя в приложении ниже в оригинальном тексте книги выделены красным цветом.
В п.11 "Их (черкесов) главное богатство состоит в скоте и особенно в прекрасных лошадях, которые ценятся наравне с испанскими, затем в козах и овцах, из шерсти которых москвичи изготовляют войлок." Это описание животноводческого типа тюрок. Однако же посмотрим на несколько животноводческих кабардинских терминов У кабардинцев овца называется "мэл" от карачаево-балкарского (или от ногайско-казахского) слова "мал", означающего домашний скот. Общетюркское слово мал восходит к слову Бал- мёд, который является корнем другого важного продукта питания Балык-рыба. Таким образом однокоренные слова Мал, Бал, Балык собственные тюркские слова означающие разные продукты питания. Цельное изделие из тонкого войлока в виде капюшона на голову накинутого плечи концы которого завязываются на спине по карачаевски называется- "башлыкъ". Это же слово в том же значении присутствует в языке адыгов-кабардинцев. Также Кемфер упоминает животное из рода псовых,встретившееся ему в Черкесии и записывает не адыгским, а ногайско-казахским словом Шакал, по карачаевски Чакал. Коневодческую терминологию адыгов-кабардинцев не будем сопоставлять с тюркской карачайбалкарской- там заимствований еще больше. Обилие тюркской животноводческой терминологии в языке адыгов-кабардинцев указывает на то, что адыги бывшие лесные жители Западного Кавказа переселившись на равнину Кавказа учились животноводству у тюрок, в том числе у тюрок черкесов...
В п.13 Э.Кемпфер упоминает о напитке буза, увиденное им в Черкесии, который является карачаево-балкарским, ногайским словом и означает опьяняющий напиток.
В п.14. Кемпфер описывает черкесов как смуглых людей, что конечно же отличает их от белокожих адыгов. Через 170 лет после Кемфера, Т.Лапинский, проживший среди адыгов и черкесов три года, указывал на расовые отличия черкесов и адыгов, относя адыгов к европейской расе, а черкесов к туранской расе,. Несложно догадаться что речь идет о ногайском-казахском племени- черкешов, сохранившихся в настоящее время в составе Младшего казахского жуза.
В п.15. Э.Кемпфер рассказывает о наличии у черкесов деревянных домов и о том что черкесы живут в палатках отдельно от своих семейств. По видимому речь идет о ведении отгонного животноводческого хозяйства, наподобие как у карачаевцев-балкарцев. Карачаевские семейства имели постоянное местожительство, а мужчины со своим скотом уходили на летние пастбища, расположенные недалеко. В то время как при кочевническом типе вся семья со своим скотом перемещалась на дальние расстояния.
п.18 описывается обычай левирата, присущий родовым обществам и долгое время сохранявшийся среди карачаевцев, также как и у казахов (http://www.bilu.kz/levirat.php)
п.21 описывается черкесский обычай жертвоприношения козой. Похожий обычай был у карачаевцев в языческие времена. Язычники-карачаевцы тоже приносили в жертву не козу, а козленка. Только его шкуру не натягивали на шест. Зарезанного козленка выкладывали на большой камень и с возгласами "Элири Чоппа" устраивали долгие хороводы вокруг камня.
Энгельберт Кемпфер - по национальности немец. Обучался в ряде университетов Голландии, Германии, Польши и получил хорошее разностороннее образование. В 1674 г. изучал древние и новые языки в Краковском университете, где получил ученую степень доктора филологии, затем в Кенигсберге изучал естественные науки. В 1681г., после кратковременного пребывании на родине Кемпфер переселился в Швецию, где посещал лекции в Упсальском университете. В 1683 г. Кемпфер в качестве секретаря сопровождал шведского посла Людвига Фабрициуса в Россию и Иран. Он проехал по Волге до Астрахани и по Каспийскому морю до Низабада. Пробыв около года в Иране, Кемпфер покинул Фабрициуса и продолжил свое путешествие на корабле голландской Ост-Индской компании в качестве главного хирурга. Во время своих странствовании по Востоку он побывал в Индии, на Цейлоне, Суматре, Яве и в Японии. В 1693 г. Кемпфер возвратился в Европу, в Лейдене получил степень доктора медицины и занялся врачебной практикой. В свободное от занятий время он подготавливал к печати свои путевые записки, в которых оп давал всестороннее описание природы, особенно флоры и фауны, посещенных им стран. Публикация этих материалов явилась весьма важным вкладом в науку и прославила имя Кемпфера. Вместе с тем Кемпфер написал ряд этнографических очерков, которые вошли в книгу, изданную в 1723 г., после его смерти, на немецком языке в Нюрнберге под заглавием «Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие, царю, султану и шаху платившие дань и подвластные...» Эта книга вышла в свет без указания автора, однако в русском переводе части этой книги, сделанном в XVIII в. и хранящемся в виде особой рукописи в Центральном историческом архиве в Ленинграде, имеется обозначение, что автором является Кемпфер. Этот факт был впервые установлен Е. С. Зевакиным, который исправил ошибку, допущенную известным библиографом кавказоведческой литературы Миансаровым, приписавшим это сочинение англичанам Перри и Вартису. Даваемый ниже отрывок из названной книги включает почти целиком пятую главу, посвященную Черкесии. В этой главе Кемпфер в тезисной форме излагает основные сведения о происхождении черкесов, их языке, религии, торговле, хозяйственных занятиях, семейном быте, общественном строе. Несмотря на свои сжатый характер, приводимые Кемпфером сведения представляют несомненно значительный интерес, давая в целом довольно полное представление о Черкесии первой четверти восемнадцатого века. [114] (Прим от А.С. Квадратные скобки в тексте означают страницу названной книги )
Сообщение Э.Кемфера в интернете: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1680-1700/Kaempfer_Engelbert/text1.htm
Копия сообщения Э.Кемпфера на веб-архиве https://web.archive.org/web/20150704125830/http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1680-1700/Kaempfer_Engelbert/text1.htm
В первой части даю краткий разбор сообщения Э.Кемфера, состоящего всего из 24 пунктов. Из сообщения Э.Кемфера ясно следует, что он описал не только тюркский язык черкесов, но и тюркские обычаи черкесов. Читатель может сам по пунктам сличать соответствие моего комментария с оригинальным текстом.
во-второй части я выкладываю краткую биографию Энгельберта Кемпфера из указанной книги,
ну а в третьей части в приложении, дам полный текст сообщения Э.Кемфера о Черкесии из 24 пунктов.
1. Комментарий к статье Э.Кемфера о Черкесии
Ниже выкладываю свой краткий комментарий к некоторым пунктам его сообщения о Черкесии. В сообщении Э.Кемпфер ни единым словом не упоминает адыгов, повествуя исключительно о тюрках черкесах и о карачаевцах-карачеркесах. В п. 1 Э.Кемпфер черкесов однозначно называет тюрками "Черкесы называются турками."
В п. 5 описывается единственный город Черкесии - русская крепость Терки, расположенный в Кумыкии в дельте реки Терек. По словам Кемпфера "в 1636 году один нидерландец возвел и укрепление (Терки), а в 1670 году шотландец Балей усовершенствовал". Это очень важное сообщение, показывающее нам, что на Северном Кавказе часто бывали европейцы. Поэтому возникает естественный вопрос неужели в течении многовекового общения европейцев и русских с черкесами, они не отметили адыгский язык? Но постоянно и однозначно указывали на тюркский язык черкесов как Э.Кемфер или Н.Винтсен или картографы англичане, французы и др.?
Даю ссылку на карту английского картографа Роберта Мордена, жившего в указанное Э.Кемфером время в 1650-1703гг, который составил карту Armenia-Georgia-Comania. На которой он также как и Э.Кемфер ясно указал на тюркоязычие черкесов и их идентичность с куманами и карачеркесами. На карте видно, что через союз "или" по-английски "or" показана тождественность между Комания или Чиркасия или Карачеркес (COMANIA or Circassia or Caracherks). А кто такие куманы и карачеркесы хорошо известно историкам. Куманы это тюрки кипчаки (половцы). А куманы Кубани это ногайцы и карачаевцы, а карачеркесы-это однозначно карачаевцы. (Собственно название народа куман и название реки Кубан одно и тоже слово. Мы первыми из исследователей истории Кавказа указали на факт идентичности слов Куман и Кубан, согласно правили фонетики карачаево-балкарского языка.
В п.9. наблюдательный Э. Кепмфер второй раз отмечает тюркский яз.черкесов "У них язык общий с другими татарами, но большая часть говорит также по-русски". Однако кабардинский издатель книги фальсифицирует сведения Кемфера следующим образом : "Ни то, ни другое утверждение не соответствует действительности". Замечания нальчикского издателя в приложении ниже в оригинальном тексте книги выделены красным цветом.
(Пример дешевой фальсификации в кабардинском научном издании! А ложь она всегда не уважаемая и дешёвая! Похоже,что кабардинские ученые-фальсификаторы не знают о существовании городов украинского Черкассы и русского Новочеркасск в которых жили черкасы-христиане говорившие по русски. Или не слышали о князьях Черкасских многие века служивших царю и знавших русский и тюркский язык? А может они забыли о тюркском языке карачеркесов-карачаевцев и черкешей Младшего казахского жуза? Не знают трудов Н.М. Карамзина, Н.А. Аристова, Т.Лапинского, М.Тынышпаева и др., которые они ясно указывали на тюркоязычие черкесов? Или хотят представить дурачком двухкратного доктора наук Э.Кемфера, который проплыв и проехав в течении многих недель из Астрахани до Дербента и поговорив со многими людьми, останавливаясь в городе Терках, не изучил досконально вопрос, представляющий для него профессиональный интерес? У недалёких фальсификаторов нет ни совести, ни стыда.)
В п.11 "Их (черкесов) главное богатство состоит в скоте и особенно в прекрасных лошадях, которые ценятся наравне с испанскими, затем в козах и овцах, из шерсти которых москвичи изготовляют войлок." Это описание животноводческого типа тюрок. Однако же посмотрим на несколько животноводческих кабардинских терминов У кабардинцев овца называется "мэл" от карачаево-балкарского (или от ногайско-казахского) слова "мал", означающего домашний скот. Общетюркское слово мал восходит к слову Бал- мёд, который является корнем другого важного продукта питания Балык-рыба. Таким образом однокоренные слова Мал, Бал, Балык собственные тюркские слова означающие разные продукты питания. Цельное изделие из тонкого войлока в виде капюшона на голову накинутого плечи концы которого завязываются на спине по карачаевски называется- "башлыкъ". Это же слово в том же значении присутствует в языке адыгов-кабардинцев. Также Кемфер упоминает животное из рода псовых,встретившееся ему в Черкесии и записывает не адыгским, а ногайско-казахским словом Шакал, по карачаевски Чакал. Коневодческую терминологию адыгов-кабардинцев не будем сопоставлять с тюркской карачайбалкарской- там заимствований еще больше. Обилие тюркской животноводческой терминологии в языке адыгов-кабардинцев указывает на то, что адыги бывшие лесные жители Западного Кавказа переселившись на равнину Кавказа учились животноводству у тюрок, в том числе у тюрок черкесов...
В п.13 Э.Кемпфер упоминает о напитке буза, увиденное им в Черкесии, который является карачаево-балкарским, ногайским словом и означает опьяняющий напиток.
В п.14. Кемпфер описывает черкесов как смуглых людей, что конечно же отличает их от белокожих адыгов. Через 170 лет после Кемфера, Т.Лапинский, проживший среди адыгов и черкесов три года, указывал на расовые отличия черкесов и адыгов, относя адыгов к европейской расе, а черкесов к туранской расе,. Несложно догадаться что речь идет о ногайском-казахском племени- черкешов, сохранившихся в настоящее время в составе Младшего казахского жуза.
В п.15. Э.Кемпфер рассказывает о наличии у черкесов деревянных домов и о том что черкесы живут в палатках отдельно от своих семейств. По видимому речь идет о ведении отгонного животноводческого хозяйства, наподобие как у карачаевцев-балкарцев. Карачаевские семейства имели постоянное местожительство, а мужчины со своим скотом уходили на летние пастбища, расположенные недалеко. В то время как при кочевническом типе вся семья со своим скотом перемещалась на дальние расстояния.
п.18 описывается обычай левирата, присущий родовым обществам и долгое время сохранявшийся среди карачаевцев, также как и у казахов (http://www.bilu.kz/levirat.php)
п.21 описывается черкесский обычай жертвоприношения козой. Похожий обычай был у карачаевцев в языческие времена. Язычники-карачаевцы тоже приносили в жертву не козу, а козленка. Только его шкуру не натягивали на шест. Зарезанного козленка выкладывали на большой камень и с возгласами "Элири Чоппа" устраивали долгие хороводы вокруг камня.
п.22 "Своим умершим они ставят надгробный памятник в виде колонны или пестрых досок, украшенных резьбой, и стараются, чтобы такой дом был гораздо роскошнее, чем их жилые дома.." Известно, что погребальные обряды являются вторым главным этническим маркером после языка. "Надгробный памятник в виде колоны"- это казахо-черкешский кулпытас , существовавщий с языческих времен и сохранившиеся в большом количестве в Западном Казахстане, северном Прикаспии. Карачаево-балкарский аналог казахо-черкесского кулпытаса есть сынташ, по казахски- сынтас. Может адыги покажут свои надгробные колонны, которых описал Кемфер? А надгробный памятник роскошнее чем их жилые дома,это степной деревянный мавзолей кесене. В Карачае и Балкарии тоже строились надгробные строения, но только из камня называемые кешене. Строительство надгробных строений- чисто тюркский обычай, начало которому курганы. Самый знаменитый из известных тюркских мавзолеев Тадж-Махал. В Карачае, Балкарии, Казахстане сохранились многочисленные кешене (мавзолеи) 16-17-18 веков.
24. К черкесам причисляются также аланы или жители Кавказа, а равным образом сваны (Одно из грузинских горных племен) и карачеркесы (Карачаевцы). Эти последние относятся к северным черкесам, называемым турками карачеркесами, т. е. черными черкесами, потому что их страна туманна и благодаря этим туманам жара сильно смягчается. Народ не дурной. Прежде они исповедывали христианство, которое можно заметить из некоторых их теперешних обрядов. В настоящее время у них нет никакой религии; они питаются только воровством, ходят почти нагие, не знают никакого искусства, ни науки. Ростом они выше других народов, имеют грубый и наглый голос; их сердце и душа еще более грубые и дикие. Ибо они описываются как самые смелые и наглые в мире разбойники с большой дорога и убийцы. Это родина гуннов, которые так позорно опустошили и разорили Италию и Францию, чем полны все исторические книги.
Данный пункт полностью посвящен карачаевцам-карачеркесам, они же аланы.
На первый взгляд кажется случайным и ошибочным причисления сванов к черкесам. Однако и Эвлия Челеби турецкий летописец побывавший на Северном Кавказе за несколько десятилетий до Э.Кемфера также причислял сванов к черкесам. Мы считаем это происходило по причине тюркоязычия сванских князей и их ас-аланского происхождения. Есть также очень интересный факт в пользу данного утверждения, а именно, факт того, что сванские князья Дадешкилиани на своем гербе изображали двухглавый Эльбрус при том что из Сванетии Эльбрус не был виден!!
Данный пункт полностью посвящен карачаевцам-карачеркесам, они же аланы.
На первый взгляд кажется случайным и ошибочным причисления сванов к черкесам. Однако и Эвлия Челеби турецкий летописец побывавший на Северном Кавказе за несколько десятилетий до Э.Кемфера также причислял сванов к черкесам. Мы считаем это происходило по причине тюркоязычия сванских князей и их ас-аланского происхождения. Есть также очень интересный факт в пользу данного утверждения, а именно, факт того, что сванские князья Дадешкилиани на своем гербе изображали двухглавый Эльбрус при том что из Сванетии Эльбрус не был виден!!
2. Почему Кемпфер включил сванов в число черкесов
3. Об Энгельберте Кемпфере
Ответ находится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (сокращенно ОР РНБ). Итак,
СВАНЕТИЯ /фрагменты/
Одежда у Сванетов точно такая же, как у Черкесов. Носят и [слово не разборчиво] тулупы. Вообще одеваются чисто. Язык Сванетов особенный. Некоторые слова вошли из Грузинского и обезобразились. Вообще же Грузинского языка жители понимать не могут, но с Карачаевцами объясняются по-татарски [по-карачаевски]...
Издревле Сванеты считали себя Христианами. Много есть у них старых малых церквей или часовен, по народному преданию, построенных царицею Грузинскою Тамарою, в честь коей доселе остаются в народе песни. Не смотря на то, что с давнего времени не было у Сванетов Духовенства, при всей суровости нравов, загрубевших от непрестанной почти войны с соседями, и вопреки мусульманскому фанатизму Карачаевцев и других сопредельных племен, действительно у них сохранились доселе некоторые следы древнего Христианства…
Замечательно, что Сванеты соседей своих Карачаевцев иначе не называют, как Аланами. Это след для историков древнего народа – Аланов.
ЛЗ. Вышеизложенные сведения записаны мною после разговора с сыном Владетельного Князя Сванетии Михаила Дидишкелиани, воспитанным в С.П.б Кадетском Корпусе и теперь находящимся в Тифлисе в военной службе. Октября 15го дня 1845 года.
Источник : ОР РНБ, Ф.573 собрание СПбДА, Оп.1. Ед.хр. АI/56 «О разных племенах кавказских». ЛЛ.155-158 об.
Свободное употребление сванскими князьями карачаевского языка и близкие отношения сванов и карачайбалкар подтверждается следующими сведениями которые мы привели на нашем сайте 1.доктор филологии Э.Кемфер включил сванов в число черкесов, 2.у сванских князей были карачаевские имена 3. на гербе сванских князей изображался Эльбрус
3. Об Энгельберте Кемпфере
Обложка одной из книг Э.Кемфера на латинском языке |
4. Приложение: полный текст сообщения Э.Кемфера о Черкесии из его книги:
НОВЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА
КАЗАНЬ, АСТРАХАНЬ, ГРУЗИЯ И МНОГИЕ ДРУГИЕ, ЦАРЮ, СУЛТАНУ И ШАХУ ПЛАТИВШИЕ ДАНЬ И ПОДВЛАСТНЫЕ. ТАТАРСКИЕ ЗЕМЛИ И ПРОВИНЦИИ ВМЕСТЕ С КРАТКИМ СООБЩЕНИЕМ О КАСПИЙСКОМ МОРЕ, ДАРЬЯЛЬСКОМ УЩЕЛЬЕ, А ТАКЖЕ О ПЕРСИДСКОМ ДВОРЕ И ОБ ИХ НОВЕЙШЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ И ВОЕННОМ УСТРОЙСТВЕ, НАПИСАННОЕ К ПРИСОЕДИНЕНИЮ РУССКО-ПЕРСИДСКИХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И УКРАШЕННОЕ ПОЛЕЗНЫМИ ГРАВЮРАМИ
DER ALLERNEUESTE STAAT VON CASAN, ASTRACAN, GEORGIEN UND VIELER ANDERN, DEM CZAREN, SULTAN UND SCHACH, ZINSBAREN UND UNTERTHANEN TARTARN, LANDSCHAFTEN UND PROVINZIEN : SAMT EINER KURZEN NACHRICHT VON DER CASPISCHEN SEE, DEM DARIA-STROM ; INGLEICHEN VON DEM PERSISCHEN HOF, UND DESSEN ALLERNEUESTEN STAATS- UND KRIEGS-VERFASSUNG, ZUR ERLAUTERUNG DER RUSSISCH- UND PERSISCHEN KRIEGS-OPERATIONEN ENTWORFEN, UND MIT DIENLICHEN KUPFERN AUSGEZIERET
Глава пятая: О Черкесии. Перечень
Персидский рисунок Э.Кемпфера http://wolfgangmichel.web.fc2.com/serv/ek/portraits/portraitsindex.html |
2. Черкесия в некоторых местах очень красивая и хорошая страна, с многочисленными равнинами, холмами и горами, лесами и источниками, откуда вытекают прекрасные ручейки, которые, однако, не имеют рыб. Здесь находится много всяких цветов, особенно красивых тюльпанов. Там растет также род земляники величиной с маленький орех, которые по 4 или 5 штук висят на ее маленьких стебельках, бледно-желтого цвета. Огороды засажены сливами, яблоками, грушами, орехами и другими прекрасными деревьями.
3. Они не сеют ни ржи, ни овса, но только гречиху для своих лошадей и некоторый род зернового хлеба, вроде проса, из которого они готовят тесто вместо хлеба; они его месят и пекут, и он так же сладок, как медовая лепешка. Если один год они засевают поле, то на следующий год они оставляют землю гулять, хотя бы она и была лучшего качества. [115]
4. Сo стороны Черного моря климат нездоровый, холодный, сырой и суровый. Страна богата серебряной рудой. В некоторых местах находятся могущие быть расшифрованными старые латинские надписи, которые, по рассказам черкесов, не что иное, как могилы некоторых христиан, которые в древнее время жили на их земле.
5. В этой стране есть лишь один город, называемый Терки: большая часть живет в лесах. Терки лежит под 43 градусом 23 минутами северной широты, в доброй полмиле от морского берега на небольшой очень извилистой речке под названием Тюменка, которая вытекает из большой реки Быстрой. Так как берегла расстоянии 1/4 мили низменный, болотистый и порос осокой, со стороны моря можно подойти к городу только по этой реке. Кругом города, насколько охватывает глаз, ровное поле и ни одного холмика. От Астрахани водой считается 60, а сушей 70 миль. Терки последний город, который все время находился под властью царей. 2000 футов в длину и 800 в ширину. Он раньше был окружен только высокими стенами и башнями, а теперь укреплен высоким валом и другими бастионами по современному образцу с цитаделью. В 1636 году один нидерландец возвел и укрепление, а в 1670 году шотландец Балей усовершенствовал их повсюду; место также хорошо укреплено многими маленькими и большими металлическими пушками. Там находится русский гарнизон в 2000 человек под начальством воеводы и полковника. В городе находятся три приказа пли канцелярии под начальством канцеляриста и подканцеляриста. Татарский князь имеет собственную свиту.
Азов и остальные места, лежащие на Меотийском озере, я обхожу молчанием, так как это слишком далеко отведет меня от моей цели.
6. Князья этих земель, хотя и из той же народности, однако большей частью повинуются московскому царю и должны получать от него дань. Дань, которую они платят, настолько незначительна, что на нее едва можно содержать русский гарнизон. В случае важных преступлений они должны обращаться к русскому воеводе.
7. В конце 1708 г. хан Малой Татарии потребовал удвоенную подать с соседних черкесов; но когда они ему в этом отказали, он пошел на них с большим войском. Черкесский князь придумал хитрость и договорился с 30 молодыми сильными солдатами, чтобы они перебежали к татарскому хану и в определенный день перебили бы самых знатных офицеров. Перебежчики сделали это, и в то же время черкесы напали на врагa так, что благодаря такому смятению была выиграна полная победа, и татарский хан спасся только с большим трудом.
8. Еще недавно весь народ состоял большей частью из идолопоклонников, хотя они подвергались обрезанию; они верили в бога, не имели ни священных книг, ни священников, ни [116] церквей и сами выполняли жертвоприношение, особенно в Ильин день. Теперь, однако, почти весь народ исповедует греческую веру; впрочем, они отступают в некоторых вопросах, так как крестят детей только в восьмилетнем возрасте, а их молодежь проводит время, главным образом, в грабежах и разбоях и не посещает церковь до 40 и 60-летнего возраста.
9.У них язык общий с другими татарами,но большая часть говорит также по-русски.(Ни то,ни другое утверждение не соответствует действительности.(Примечание переводчика)).
10. Они торгуют рабами, медом, воском и шкурами всяких животных, которых они продают не за деньги, но обменивают на другие товары. С черкесами торгуют с саблей в руке; когда к ним приезжают по Черному морю, не осмеливаются выходить на землю, не получив от них аманата (заложника), точно также, как и не пускают к себе на корабль, не взяв аманатов для собственной безопасности. Когда они собираются, они показывают один другому товары и быстро приходят к соглашению. Должно, однако, очень остерегаться, чтобы не быть обокраденным, так как они не могут удержаться от этого.
11. Их главное богатство состоит в скоте и особенно в прекрасных лошадях, которые ценятся наравне с испанскими, затем в козах и овцах, из шерсти которых москвичи изготовляют войлок. Быки и коровы не очень ценятся. Имеется много птицы дичи. Между прочим, имеется одно животное, называемое шакал, похожее на лисицу, но гораздо больше...
12. На охоте они не употребляют ни собак, ни птиц; вместо этого несколько деревень собираются вместе и гонят дичь, пока не устанет; затем на ее шею накидывают аркан. Таким образом, от них мало кто может ускользнуть. Когда они убивают оленя, они сейчас же отрезают ему ноги и раздробляют кости, чтобы съесть мозг, находясь в убеждении, что ничто так не полезно для укрепления тела.
13. Напитки черкесов - вода и буза, которую приготовляют из зернового хлеба (из которого они пекут свой хлеб) и она производит опьянение, как вино, которого нет в этой стране.
14. Черкесы красивые и хорошо сложенные люди. Мужчины сильны телом, смуглы и немного широки лицом, имеют длинные темные, как смоль, волосы и выбривают ото лба через всю голову полосу шириной в палец, не оставляя ни тоненькой заплетенной косички на темени. Их одежда мало отличается от платья других татар. Они носят на голове широкие шапки и войлочные плащи, висящие на ремне через плечо, края которого не сходятся, и поворачивают его в сторону ветра и дождя так, что тело хорошо предохранено им... В персидской столице Исфагани черкесы одеваются подобно грузинам... Знатнейшие [117] люди страны носят теперь панцири, на которые они надевают шелковые кафтаны, а также носят лук и стрелы.
15. Они очень хорошие наездники; летом они живут в лесах, в маленьких палатках, между тем как их семьи живут в настоящих деревянных домах и наблюдают за хозяйством. Они любят веселиться, играют на скрипке и других струнных инструментах, чем развлекают чужеземцев, особенно московитов, и пьют при этом водку и мед.
16. Женщины приятны лицом, имеют белую кожу и румяные щеки, черные, как смоль, волосы, которые они спускают двумя локонами по обеим сторонам лица, и сохраняют свою красоту до 50-летнего возраста. На голове они носят двойные черные обручи, которые они сверху покрывают кисеей или пестро расцвеченными платками и завязывают под подбородком. Вдовы носят на голове сзади большие надутые бычьи пузыри, покрытые пестрым газом или белой кисеей так, что издали кажется, что у них две головы. Летом они все ходят в одних рубашках красного, желтого, зеленого или синего цвета, расстегнутых сверху до пояса. На шее они носят четки из янтаря, разноцветные раковины, камушки, оловянные и медные украшения. Они общительны, приветливы и чистоплотны.
17. Они очень трудолюбивы и добывают даже железо из рудников, которое они также куют и изготовляют из него всякого рода орудия. Знатные женщины вышивают золотом и серебром чепраки, колчаны, повязки или носовые платки.
18. Хотя мужчинам и разрешено иметь более одной жены, однако это случается у них редко. Если мужчина умрет бездетным и после него останутся братья, старший должен жениться на вдове, чтобы продолжать потомство брата.
19. Если муж и жена несогласны между собой и не могут помириться, муж или жена идёт к дворянину или владельцу местности и приносит жалобу; последний велит привести обвиняемого и тотчас продает мужа или жену и дает мужчине другую жену. То же самое происходит, когда поссорились соседи и жалуются друг на друга; одного из них хватают и продают иностранным купцам.
20. Дворяне целый день ничего не делают; вечером они выезжают на место сбора, где их собирается 30—40 и более людей и договариваются, когда и где идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных. Все крестьяне рабы своих дворян, пашут землю, рубят дрова, выполняют другие тяжелые работы и живут скудно.
21. Если умрет знатный человек, мужчины и женщины собираются в поле, убивают козу для жертвоприношения, шкуру которой они натягивают на поставленный длинный шест. Затем варят и жарят мясо и все поедают его. Потом выступают [118] некоторые мужчины и молятся [перед] шкурой; один молится впереди, другие повторяют за ним. Затем женщины удаляются, а мужчины впервые садятся и пьют по очереди брагу и водку. Шкура остается висеть до тех пор, пока не принесена жертва.
22. Своим умершим они ставят надгробный памятник в виде колонны или пестрых досок, украшенных резьбой, и стараются, чтобы такой дом был гораздо роскошнее, чем их жилые дома, которые только сплетены из ветвей и внутри обмазаны глиной. Они царапают свою грудь и руки так, что из них течет кровь. Оплакивание покойника продолжается до тех пор, пока не заживут раны: если траур должен еще продолжаться, полузажившие раны опять расправляются.
23. С черкесами граничат абхазы на расстоянии 100 французских миль до Мингрелии. Они не такие дикари, как черкесы, но, конечно, хорошо смыслят в грабежах и воровстве и имеют, как и черкесы, нужду во всем, что необходимо для жизни.
24. К черкесам причисляются также аланы или жители Кавказа, а равным образом сваны (Одно из грузинских горных племен) и карачеркесы (Карачаевцы). Эти последние относятся к северным черкесам, называемым турками карачеркесами, т. е. черными черкесами, потому что их страна туманна и благодаря этим туманам жара сильно смягчается. Народ не дурной. Прежде они исповедывали христианство, которое можно заметить из некоторых их теперешних обрядов. В настоящее время у них нет никакой религии; они питаются только воровством, ходят почти нагие, не знают никакого искусства, ни науки. Ростом они выше других народов, имеют грубый и наглый голос; их сердце и душа еще более грубые и дикие. Ибо они описываются как самые смелые и наглые в мире разбойники с большой дорога и убийцы. Это родина гуннов, которые так позорно опустощили и разорили Италию и Францию, чем полны все исторические книги.
Источник нашей статьи и оригинального текста
(пер. Е. С. Зевакина) Текст воспроизведен по изданию: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974 © текст - Гарданов В. К., Зевакин Е. С. 1974Электронная версия- интернет страница
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1680-1700/Kaempfer_Engelbert/text1.htm
Копия электронной версии
http://web.archive.org/web/20150606173146/http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1680-1700/Kaempfer_Engelbert/text1.htm
Дополнительно
http://kanukov.blogspot.ru/2016/02/blog-post_46.html
2. Дневник путешествия Энгельбрехта Кемпфера по России в 1683
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Kempfer_Engelbrecht/text1.phtml?id=8056
3. веб копия дневника путешествия Энгельбрехта Кемпфера по России в 1683
http://web.archive.org/web/20160304105311/http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Kempfer_Engelbrecht/text1.phtml?id=8056
Приложение:
Первоначально статья была откликом на фейковые истории распространяемые на адыгском сайте натпрессру и в соцсетях со ссылкой на Энгельбрехта Кемпфера. Оставляем его спустив с начала в конец статья как приложение:Старые фальсификации со своими новыми добавлениями широко тиражируются в интернете современными адыгскими националистами- учениками советско-кабардинских "профессоров". Вот типичный примерчик присвоения тюрко-черкесской истории. Сравниваем слова Э.Кемпфера о черкесах-тюрках с прилагаемым фотоскрином из сайта Аслана Шаззо, который со ссылкой на фейсбук-страницу Руслана Кеша, цитирует Энгельберта Кемпфера, Николая Винтсена и др. приписывая тюрко-черкесов к Идаровой Кабарде, под которой они понимают адыгов.
Адрес откуда сделан фотоскрин http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9989
Данное сообщение опубликовано со ссылкой на скрытое сообщение Руслана Кеша в фейсбуке, имя которого ruslan.kesh сохраняется в адресе https://www.facebook.com/ruslan.kesh/posts/944328128972924
На случай удаления лживого сообщения Аслана Шаззо даю адрес копии его статьи на веб-архиве http://web.archive.org/web/20160821200806/http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9989
Данное сообщение опубликовано со ссылкой на скрытое сообщение Руслана Кеша в фейсбуке, имя которого ruslan.kesh сохраняется в адресе https://www.facebook.com/ruslan.kesh/posts/944328128972924
На случай удаления лживого сообщения Аслана Шаззо даю адрес копии его статьи на веб-архиве http://web.archive.org/web/20160821200806/http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9989
Авторы, которых цитирует А.Шаззо не указали, что черкесы разговаривали на адыгском языке