вторник, 31 января 2023 г.

Карта Горской автономной республики 1921г


О ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 1921г
и ее фальшивой карте на Википедия
АХМАД САЛПАГАРОВ (ноябрь 2022- январь 2023г)
ЧАСТЬ 1

1.Горская Автономная Советская Социалистичекая Республика (ГАССР) Декретом ВЦИК была образована 20 января  1921г для предствителей шести народов: карачайбалкар, кабардинцев, осетин, чеченцев, ингушей и терских казаков. Надо сказать, что в первой половине 20 века казаки еще считали себя отдельным нерусским народом и потому большевики для казаков также образовали Казачий Сунженский округ в составе Горской республики.

Карта №1 с реальным указанием границ Карачаевского округа и Балкарского округа

Из шести народов только у карачайбалкар наряду с этническим общим самоназванием "алан" и было и есть другое географическое самоназвание "таулу" то есть "горец". Равнинные карачайбалкары и кумыки назывались "тюзлю", то есть "равнинные". Таким образом, название Горская соответствует карачаево-балкарскому самоназванию "Таулу". Более того, название Горской республики происходит от более древнего обозначения горной и предгорной местности Северного Кавказа, как "Горная страна" в описаниях и картах предыдущих веков. Например, Эвлия Челеби в 1664 году совершил путешествие по Кавказу и описал карачаевцев-балкарцев и предгорный Кавказ в своей главе под названием "Огромная страна Таустан". Карачаевский национальный автономный округ является первым основателем ГССР, потому что Карачаевский округ был образован 27 ноября 1920года, почти на два месяца раньше самой Горской республики, став первой национальной автономией среди северо-кавказских народов. 

2. До Горской АССР, во время Гражданской войны, на тех же территориях провозглашались автономная Терская советская республика (март 1918), Северо-Кавказская советская республика (июль 1918), небольшевистские независимые Горская республика (ноябрь 1917), Республика Союза Горцев Северного Кавказа (май 1918), Северо-Кавказский эмират (сентябрь 1919). Вот эти объединённые республики возникшие в 1917-1919 показывают, что главным в поведении лидеров северо-кавказских народов разных политических ориентаций (исламской, буржуазной, большевистской)  было желание объединит северо-кавказские народы. Поэтому большевики были вынуждены учитывать настроения северо-кавказских народов и провозгласили объединённую Горскую республику для шести народов. 
Однако, Горская республика распалась после выхода из нее Кабарды, отделившей от остальных округов Карачай и Балкарию. Но главной причиной распада стала боязнь Сталина, что объединённая Горская республика, преобразует преобладающее мусульманское население Республики в одну сильную нацию, которая станет буфером между Грузией и Россией. При том, что в начале 20 века языком межнационального общения, обучения мусульманских народов был тюркский. И новообразованный народ Горской республики вынужден был бы сделать тюркский язык общереспубликанским языком обучения и общения. Иосиф Сталин в те годы был наркомом (министром) национальностей и полностью определял большевистскую национальную политику партии большевиков. Именно Сталин является идеологом, архитектором всех национальных автономий  и их границ.

Карта №2  фальшивая из Википедия, с включением карачаево-балкарских сёл Хасаут, Кёнделен и Хабаз сел с прилегающими территориями в состав Кабардинского округа.


Обозначение цифрами 1 и 2 территорий Карачаевского и Балкарского округов ложно включенных в состав (Адыгского) Кабардинского округа.

3. На фото №1, исправленная карта ГССР в ответ на фальшивую карту № 2 из Википедия в статье "Го́рская Автоно́мная Социалисти́ческая Сове́тская Респу́блика (ГАССР)". Адыгские фальсификаторы район между Карачаем и Балкарией на котором расположены древние карачаево-балкарские села Хасаут, Кёнделен,Хабаз приписывают к Кабарде, закрашивая ее  зелёным цветом. Любому разумному человеку ясно, что карачаево-балкарские села Хасаут, Кёнделен с населением по 2-3 тысячи человек и село балкарское Хабаз с населением менее 1 тыс.чел и прилегающеми к ним территорией байссейна реки Малка, не могли включаться в адыгский национальный округ Кабарда. Тем более национальные автономные округа Карачай и Балкария были образованы раньше Кабардинского округа. Это значит Балкарский национальный округ включал в свой состав Кёнделен, Хабаз с прилегающими территориями и кошарами, а Карачай включал в свой состав древний трехсотлетний Хасаут с прилегающими территориями и кошарами. Лично  я от известного карачаевского историка и собирателя преданий и пословиц, автора нескольких книг, человека с энциклопедической памятью Солтана Чорнаевича Алиева (1925-2016гг) слышал, что на летних пастбищах Ауар сырта и в районе Малки в 1920году было 112 карачаевских летних и постоянных кошар.
Кроме этого, в 1921 году, когда образовывались национальные округа, люди жили патриархальным укладом и со слов своих дедов помнили, что 93 года назад, а именно в 1827-1828 годах, до включения Карачая и Балкарии в состав России, население Кабарды, состоящее из тюрко-кабардинской аристократии и адыго-кабардинского крестьянства абсолютным большинством проживало к северу от Кавказской линии. А Кавказская линия проходила по линии Владикавказ-Нальчик-Кисловодск. Желающие могут посмотреть месторасположение Большой Кабарды на "Генеральной карте Кавказской области и земель горских народов 1825года", составленной полковником Пядышевым. На упомянутой карте Большая Кабарда расположена к северу от Кавказской линии вытянувшись в длину между Геориевском и Прохладным на 65 км и в ширину 20 км. Другими словами, в 1825году перед вхождением Карачая и Балкарии в состав России Большая Кабарда занимала площадь около 1300 квадратных километров. Это значит, что площадь Большой Кабарды в три раза была меньше площади одного лишь Карачаевского района. 
Кавказская линия и Большая Кабарда
Фрагмент карты 1825года полковника Пядышева  накануне включения Карачая и Балкарии в состав Российской империи. Большая Кабарда расположена в российской зоне, на севере от Кавказской линии между Георгиевском и Прохладным. А Кавказская линия была северной границей Карачая и Балкарии в 1827-1828гг
4. И это еще не все, главную роль в Большой Кабарде и Малой Кабарде играла тюрко-кабардинская знать, а не зависимое от неё адыгское крестьянство. Например, только один владетельный кумыкский кабардинский княжеский род Бековичей-Черкасских владел почти одной тысячей квадратных километров вокруг нынешнего кумыкского села Кизляр, что в составе Осетии. Указанная площадь земли Бековичей-Черкасских 1 тыс.кв.км больше, чем площадь трех районов КЧР,  Абазинского, Ногайского и Хабезского районов вместе взятых.
При определении границ между автономиями большевики создавали комиссии для учёта фактического и исторического землепользования. Например, именно на основе работы комиссий нынешнюю западную историческую границу Карачая с Краснодарским краем определили от горы Ахмат-Кая к Кавказскому хребту. 
Но район реки Малка расположенные выше карачаево-балкарских Хасаут, Кёнделен, Хабаз стали предметом спора в 1921г. А в 2005году, когда Парламент КБР в нарушение федерального закона изьял из ведения балкарских муниципалитетов Кёнделен, Хабаз, Кичмалка древние карачаево-балкарские земли и перевёл их под юрисдикцию Парламента КБР. Что означало перевод указанных земель под адыго-кабардинскую юрисдикцию, так как решающее большинство в Парламенте КБР  составляют адыго-кабардинцы. Историческим основанием были спекуляции на основании того, что некоторые кабардинские князья в конце 19 века арендовали казенные земли Российской империи в районе реки Малка и Ауар сырта и передавали в субъаренду карачаевцам и балкарцам. А казенными землями то есть государственными, эти земли стали после присоединения Карачая к России. Тем более на этих землях в 1920году уже многие столетия существовал Хасаут (Ысхаут) и многие десятилетия существовали сёла Кёнделен и Хабаз. 
На основании вышеизложенных фактов, адыго-кабардинцы не имели никаких исторических и реальных прав на карачаево-балкарские земли, расположенные южнее Кавказской линии 1825года. Тем более не имели таких прав и не могли в 1921году включать в адыгский Кабардинский округ земли расположенные вокруг карачаево-балкарских сёл Хасаут, Кёнделен, Хабаз, как они закрашивают сейчас на фальшивой карте в Википедия.


ЧАСТЬ 2.

Дополнительные факты разоблачающие фальшивую карту Кабардинского округа 1921г и современные претензии на карачаево-балкарскую историческую территорию района Хасаут- Кёнделен.




Идентификационное фото 19 века с карачаево-балкарскими мавзолеями древнего села Кёнделен: "Гунделенские древние памятники". Некоторые адыги отказываясь от своих предков, которые практикуя воздушное захоронение, вешали своих покойников на деревьях, в настоящее время пытаются представить памятники-мавзолеи Кёнделена адыгскими склепами-памятниками.
1. Но как видно на фото 19 века есть однозначное указание на принадлежность памятников в жителям балкарского Гунделена (Кёнделена) в Баксанском ущелье, без какого либо намека на адыгское строительство. Адыги не могут показать, не то что адыгские каменные мавзолеи, но не могут показать хотя бы каменные фундаменты своих адыгских домов. Потому что адыги строили турлучные дома, на деревяных сваях и не знали каменного строительства.
2. В адыгском языке нет собственного слова "мавзолей". Адыги используют заимствованное из карачаево-балкарского языка слово "Кешене", в адыгской адаптации звучит как "Чэщанэ".
3. Кёнделен- древнее карачаево-балкарское селение, исчезнувшее во время чумы на стыке 18-19 веков и возвращенное к жизни вернувшимися и новыми кёнделенцами в середине 19 века.
4. Карачаево-балкарские кешене- мавзолеи 17-19 веков сохранились в Большом Карачае и Чегемской Балкарии. Но адыги не могут предъявить адыгские мавзолеи на своей этнической территории адыгов на Черноморском побережье, где проживало большинство адыгов до включения их в состав России.
5. Более того, тюркские мавзолеи развившиеся из скифских, меотских, майкопских курганов распространены по всей территории тюркского мира. В Турции они называются "тюрбе", в Казахстане называются "кесене". Сравни казахское "кесене" с карачаево-балкарским "кешене". Самый известный тюркский мавзолей- это великолепный Тадж-Махал, включенный в список ЮНЕСКО как мировое культурное наследие человечества.

Еще более древним селением является карачаевское село Хасаут- полное название Хасау+йурт, древнее название Ысхауат или полное название Ыс+Хау+йурт. В начале топонима слово Ыс, которое является именем скифов Ис-Иш, или Искуза-Ишкуза, наравне с Ас-Аш или Аскут-Ашкуз. В Балкарии до выселения 1944 года было село с подобным названием Ышканты. Село Ысхаут-Хасаут начало образовываться 500 или 400 лет назад из семей изгнанных из Большого Карачая. Через несколько поколений село обзавелось постоянным населением и разрослось. И считается что к началу 20 века возраст села был минимум 300 лет. Но карачаевцы долго помнили что основоположниками села были изгнанники и часто подшучивали над хасаутцами, считая их ненадежными. На фото конца 19 века попали сразу две мечети. Одна соборная мечеть, другая квартальная. Данный факт говорит о том, что население села было немаленьким. 


Сход сельчан в селе Хасаут. На данном фото как и на предыдущем в кадр попали две мечети, что идентифицирует фото село как Хасаут.


Остатки фундаментов и стен домов Хасаута ( Ысхауат) 19 и 20 веков


Остов каменной мечети села Хасаут построенной в начале 20 века.


Современное балкарское село Хабаз, основанное 1888году.
В 1921 году входил в Балкарский округ.

Более молодыми селами Балкарского округа являлись село Хабаз, основанное в 1888году и Кичмалка. Основанные в один тот же год, в 1926году, два карачаево-балкарских села с одинаковым названием распологались недалеко друг от друга Кичмалка в Балкарии и Кичибалык в Карачае. Здесь обязательно надо учитывать животноводческий тип хозяйствования карачаевцев-балкарцев. В радиусе нескольких часов пути на лошади от каждого карачаево-балкарского села, то есть в радиусе до 40-50-60 км находились карачаево-балкарские кошары постоянной или временно-летней дислокации. Иногда кошары могли распологаться даже за 150-180 км от Учкулана и Картджурта, например на реке Лаба в Урупском районе хозяйствовали карачаевские кошары. Старинная карачаевская песня "Джандар" конца-начала 18-19 века посвящена героической защите своей кошары Салпагаровым Джандаром. Кошара Джандара распологалась на реке Лаба в местности Баба, Джандар погиб в неравной борьбе, защищая свой скот и кошару.
Кошара - это стоянка для содержания скота и проживания ухаживающих за ними людей. Кошары могли быть стационарными с капитальным обустроенным жилищем, чаще всего в небольших пещерах или летние временные, типа шалашей, а также с загоном для скота. Поэтому все летние и зимние пастбища района Малки и его притоков издавна были заняты карачаево-балкарскими селами и кошарами. Некоторые из них распологались на своих наследственных землях, некоторые были в субъаренде на государственной российской земле, получив участки от временно распоряжавщихся арендаторов- тюрко-кабардинских князьей. При любом раскладе, главными наиболее многочисленными землепользователями пастбищ Ауар сырта ( Аварсырт) и районов рек Балык (Малка), Кичи-Балык, Хасаут были карачаевцы-балкарцы, первые и исконные жители этих мест.
Вот этих вышеперечисленных мной фактов, представленных здесь фото и карты Пядышева не хватило балкарским активистам для защиты древних карачаево-балкарских земель в 2005-2010 годах, когда адыго-кабардинская бюрократия в нарушение федеральных законов изьяла их из ведения балкарских сёл. Адыго-кабардинская бюрократия и лживые историки координированно давили на федеральный центр. В отсутствии карачаево-балкарских доводов, адыго-кабардинские бюрократы пугали центр народным выступлением адыгов. А адыгские псевдо историки фальсифицировали исторические карты и источники, подобно фальшивой карты Кабардинского округа, Горской республики, представляя древнюю этническую территорию карачаевцев-балкарцев исторической землей адыгов.
Претенденты на карачаево-балкарские земли должны в подтверждение своих претензий опровергнуть карту Пядышева 1825года, на котором Большая Кабарда распологалась за пределами Карачая, за Кавказской линией в районе Георгиевска. Претенденты на карачаево-балкарские земли должны показать адыгские фундаменты и стены домов, мечетей на этих землях подобно карачаево-балкарским Хасаутским и Гунделенским памятникам или вернуть назад балкарским сельским муниципалитетам этническую территорию карачаево-балкарского народа.
Поэтому еще раз повторяю предыдущий вывод. На основании вышеизложенных фактов, адыго-кабардинцы не имели никаких исторических и реальных прав на карачаево-балкарские земли, расположенные южнее Кавказской линии 1825года. Тем более не имели таких прав и не могли в 1921году включать в адыгский Кабардинский округ земли расположенные вокруг карачаево-балкарских сёл Хасаут, Кёнделен, Хабаз, как они закрашивают сейчас на фальшивых картах адыгской Кабарды.

1 комментарий:

  1. Ахмад честный историк и в этой статье пишет опираясь документы. Благодарю его за это.

    ОтветитьУдалить