суббота, 3 июня 2017 г.

Абазинский аул в Мало-карачаевском округе


абазинский язык, абхазский язык, абазинская история, абхазская история
Симон Басария
Абазинский аул в Мало-карачаевском округе
К  материалам по изучению абхазских племен
Доклад прочитанный на заседании секции археологии,истории, этнографии Абхазского научного общества
Сухум 1929г

открыть книгу и скачать 3,57 МБ формат PDF

Исходная страница http://apsnyteka.org/1654-basaria_s_abazinsky_aul_v_malo_karatchaevskom_okruge.html 

Дополнительно:

Интересные места, ради которых выставил в свою Е-библиотеку. Пишу статью о знаменитой карачаевской арбе и запечатлённой на многих фотографиях 19 века. Поэтому мне было удивительно узнать что у абазин проживших на северном склоне в соседстве с карачаевцами 150-180 лет колёса абазинской арбы были из сплошного дерева в то время как карачаецы делали арбу на колесах из спиц...
Несколько интересных сведений из предлагаемой книги С.Басария
Стр.6. "С Терезе вновь начинается продолжительный подьем. Отсюда все встречные исключительно абазины, которые на своих характерных арбах "aonder"  везут продукты производства на кисловодский рынок. Абазинский "aonder" (подобие старинных абхазских арб) запряжен большими быками…. "Aonder" вместо колес со спицами имеет большие сплошные деревянные круги….
С Терезе нас сопровождает верхом председатель Кумско-Лоовского аула (нынешний Красный Восток). Он, как все, большой полиглот: прекрасно говорит по русски, карачаевски, черкески и конечно, на родном абазинском наречии"  


В советское время на этом щите указывалось,что аул
Красный восток  основан в 1840г.. Эта дата стыкуется  с абазинскими преданиями записанными Басария, о заселении этой местности абазинами в 1860г. Запись Басария и дата 1840г согласуется с карачаевскими преданиями  о конфликте в те годы с абазинскими князьями Красного Востока, которым русской администрацией были переданы карачаевские земли, и которые требовали ухода карачаевцев из этой земли. Недавно эту дату удревнили на сто лет до 1738г см. фото

На 9-10 стр. рассказывается, что абазинский князь Лоов (абхазский Ачба), будучи зятем ногайского князя, вместе со своими крепостными переселился из Абхазии в Большой Карачай на подаренный им небольшой участок. Со слов абазинских старожилов, ногайцы занимали тогда часть территории нынешнего Карачая. По истечении какого-то времени под давлением новых абхазских (абазинских) переселенцев Лоовский кабак вынужден был переселится к Кала-таш (Qaladas) нынешний Георгиевск, оттуда под давлением русских войск переселиться выше по реке Кума на место нынешней ст. Бекешевской. Оттуда снова под давлением русских войск на место нынешнего Красного востока в 1860гг, где к этому времени уже жили Трамовцы.
( мой коммент. Очень вероятно, что здесь под именем "ногайский князь" может выступать и карачаевский князь, принявший ислам и ставший подданным Крымского ханства. Ибо разница между кубанскими ак-ногайцами и карачаевцами была в подданстве к Крымскому ханству и независимости, а также во времени принятия ислама)

Стр. 11. Абхазское название абазин- Atua, а Ate- Абазиния
Стр. 15. Разбор причин и времени переселения абхаз из Южного Кавказа на Северный. Время переселения конец 17 века. В том числе предположение что это был возврат жителей из района Кубани на старые места, убегавших в конце 14 века от армии Тимурлана. (Ошибка Басария в том, что он посчитал их нынешними кабардинцами. Кабардинцы не жили в 15 веке на Кубани, это были аланы-карачаевцы)
Стр.22 Абазинсксие аулы Шахгиреевское (Шегирей) ( совр.Апсуа)  и Кувинское позже всех вышли из Абхазии, говорили на наречии самом близком к абхазскому языку. Население абазинских сёл Егибоковское  (Абазакт) и Клычевское- (Псаучье дахэ) физически не отличается от ногайцев. 
(Интересно что уран, т.е. боевой клич казахов- черкешей, так и звучит Шагырай  от шах гирей, как и название абазинского племени Шегирей)

Абазинская тема на нашем сайте
Алан-карачаевская Джикетия: джики -это барс, алан- это барс
Почему абазинам не дали автономию