пятница, 22 ноября 2019 г.

Как карачаевец Крымшамхалов стал кабардинцем

Как карачаевского князя с друзьями 
назвали кабардинцами 
или кровавая развязка семейного дела.

Ахмад Салпагаров ноябрь 2019г

В сети часто возникают споры по поводу этнического происхождения того или иного исторического персонажа. В данной статье в качестве примера публикуем два сообщения как одни и те же люди названы то кабардинцами, то карачаевцами. Подобная спорная ситуация и с первовосходителем на Эльбрус карачаевцем Хиларом. Спекулируя на факте названия Хилара кабардинцем, игнорируя другие сообщения назвавшие его карачаевцем и черкесом, без предъявления бесспорных доказательств, (результаты ДНК анализов, записей браков и рождений), некий адыгэ Хаширов объявил себя потомком Хилара Хачирова. При этом надо помнить очень важный факт, игнорируемый некоторыми большевистско-адыгскими фальсификаторами истории: как свидетельствуют две статьи энциклопедии Брокгауза и ряд других документов, в начале 20 века и предыдущие века под обозначением "кабар-кабардинец" подразумевались тюрки, а не современные адыги. С учетом этого принципиального факта для авторов 19 века и начала 20 века понятия "карачаевец-балкарец или кабардинец" не имела большого этнического различия как в наши дни.

Два разных фото сведенных в одно, на которых одна и та же женщина обозначена как карачаевка и как кабардинка. На первом фото женщина, как член семьи изображена вместе с главой семейства карачаевцем Ожай Байчоровым. На втором фото женщины указаны как кабардинки, в т.ч. и та которая изображена вместе с Байсоровым. Кроме этого, задний план фотографий одинаков: дом с дощатыми стенами. А также на обоих фото видны одна и та же дверь, одна и та же опора крыльца, один и тот же тапчан с круглыми резными ушками. То есть обозначенные на втором фото женщины как кабардинки-на самом деле являются карачаевками из села Теберда. В конце статьи сравни фото турлучных домов кабардинцев с деревянными домами карачаевцев на фото.

Теперь перейдем к сообщениям о Крымшамхалове и его друзьях карачаевцах. В первом сообщении они названы кабардинцами, а во втором карачаевцами. Крымшамхалов со своим братом и спутниками были убиты по приказу армянского пристава Эристова, как бы случайно по незнанию местных обычаев. Более вероятно, что Эриставов умышленно спровоцировал кровавую развязку из простой житейской семейной ситуации, пытаясь разоружить, а потом и напав двумя ротами, ок.200 чел. на семерых карачаевцев

Авторы обоих сообщений делают неправильный вывод о том. что карачаевцы были убиты из-за нежелания отдавать свое оружие. Это поверхностный вывод. Все шестеро погибли потому что не смогли бросить седьмого, оставить своего спутника Крымшамхалова. Крымшамхалов же погиб не потому что не хотел отдавать оружие, а потому что защищал свою семью и честь, потому что пристав Эриставов полез в его семейные дела, в его состоявшуюся семью, имевшего уже сына. Эриставов пытался арестовать его за невыплаченный вовремя калым. Он не отказывался от калыма, он его выплатил бы в следующий год. Но для Крымшамхалова было бы позором, если бы его арестовали за не выплаченный калым. Он защищал свое личное пространство, свою честь, свою семью от чужих посягательств. А для его друзей было бы позором бросить своего князя. Поэтому все погибли в неравной и несправедливой схватке. Также более вероятно, что невыплаченный калым был всего лишь повод, а настоящая причина была совсем другая, о которой никто уже не узнает.
Первое сообщение Из походных записок. Кавказ // Военный сборник, № 7. 1866. Оцифрованный текст на сайте:http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Iz_pochod_zapisok/text.htm

Фрагмент :
"...Но нельзя было услыхать того же от соседей шамхальцев на противоположном берегу Сулака, где понятое о праве носить оружие сливалось в то время с понятием о личной воле и независимости. Вот почему горец, дорожа своим оружием, никогда не прощал покушения отобрать его, и вот почему на эту тему разыгрывались не раз сцены, полные истинного драматизма. Мне приходить на память одно происшествие, случившееся не очень давно в Кисловодске. Я расскажу его так, как слышал сам: в свое время оно наделало много шуму, но о нем нигде не писали.
Один из небогатых кабардинских князей женился на дочери другого князя, обладавшего весьма большим состоянием, но своенравного и корыстолюбивого. Часть калыма, по условию, заплачена была вперед, а остальное молодой князь обязался отдать после ярмарки, на которой рассчитывал продать табун лошадей. Ярмарка однакож выдалась плохая: лошадей он не продал, а суровый тесть требовал или калыма, или возврата дочери. Молодому князю выбирать было не из чего: он не мог заплатить калыма и не хотел [132] отдать жену, которую любил и от которой имел сына. Дело пошло судебным порядком.
Молодого князя потребовали в Кисловодску куда он прибыл, в дом пристава, сопровождаемый своими нукерами. Дело должно было решиться по адату; но так как почетные старшины не были еще собраны, а князь намеревался возвратиться домой, то пристав отдал приказание арестовать его. Горцы уже садились на коней, когда несколько человек, заступив дорогу, потребовали у них оружия. Такое требование было искрою, упавшею в пороховой гозырь. Первый осмелившийся схватить за поводья княжескую лошадь упал с разрубленною головою; нукеры, столпившиеся в кучу, выхватили из чехлов винтовки и, расчищая дорогу, кинулись на улицу, но, окруженные войсками, после порядочной перестрелки, вынуждены были укрыться в первом попавшемся доме. Дом этот был ”благородное собрание", и отчаянные кабардинцы, вскочив на хоры, заняли там крепкую позицию.
Дикую отвагу и решимость изображали мужественные лица горцев; грозно сверкали стволы их винтовок, наведенные прямо на двери, и едва показались солдаты, как с хоров загремели выстрелы. Несколько наших были убиты и ранены. Тогда солдаты пошли на приступ, и после упорного, отчаянного сопротивления князь был убит, а около него легли один за другим все верные нукеры. Только два, изувеченные штыками, были взяты в плен и умерли в нашем госпитале. Кровавая драма кончилась, темная завеса была опущена на это событие!..."

 А теперь второе сообщение с подобной информацией об этом случае и с настоящими именами в более раннем русском издании и с указанием автора сообщения : 

Доцент Московского университета [современный МГУ] В.С. Богословский, «Пятигорские и с ними смежные минеральные воды», Москва, 1881 г., стр. 237-238 (сноска)

"...Казенная гостиница, в которой теперь ежедневно собирается публика, в 1850 году была свидетельницей страшной драмы, разыгравшейся среди белого дня.

В то время начальником края был князь Воронцов, а начальником центра князь Эристов [армянского происхождения]. Эпизод состоит в следующем: некто азиятец [карачаевец],из хорошей фамилии, [Крым-] Шамхалов увез дочь у генерала Туганова, тоже азиятца, находившегося на русской службе. Сделано это было потому что, по их обычаям, всякий порядочный человек иначе и не женится; но Туганов, как человек скупой рассчитывал получить за свою дочь большой калым, а потому подал жалобу на похитителя князю Эриставу, жившему в то время в Кисловодске, в небольшом домике, на месте теперешнего дома Комарова.
По его приказанию было сделано распоряжение о вызове Шамхалова для суда. Последний по первому зову не явился, говоря, что нет никому дела до их обычаев. Спустя несколько дней, он прибыл однако в Кисловодск со своим братом и пятью нукерами [искаженное тюрк. «нёгер»; оба брата и их сопровождающие- карачаевцы] в полном вооружении. Одновременно явился с ним и брат его жены с своими кунаками, которые, предвидя неприятность, вовремя уехали и не принимали участия в печальном происшествии.

Объяснения Шамхалова происходило во дворе у князя Эристова, где, по его распоряжению, была уже собрана рота солдат из крепости и сотня донцов. Князь отдал приказ, предварительно обезоружив, арестовать Шамхалова, на что последний отвечал, что он скорее позволит снять себе голову, чем отдать оружие, и с криком «шашкивон»! всадники вскочили на коней, что и было поводом к общему переполоху. Горцы с гиком бросились на Крестовую гору, но по дороге встречены были залпом донских казаков, при чем был убит брат Шамхалова. Вскарабкавшись на вершину горы, всадники засели за крестом ея, захватив с собою убитого товарища.


Началась перестрелка,причем трое из горцев были убиты. Чтобы покончить разом с ними, по распоряжению Воронцова, наблюдавшего за ходом дела с своего двора, пошли на приступ. Видя это, оставшиеся трое в живых бросились с горы по направлению к дому Реброва, где квартировал Воронцов, но один из них был убит на дороге, другой приколот случайно бывшим на дворе Реброва конюхом, а третий ворвался в казенную гостиницу, ударом кинжала положил на месте встретившегося буфетчика и бросился по узкой лестнице на хоры, где и выжидал дальнейшего нападения. Не найдя вживых никого на вершине Крестовой горы, рота отправилась в гостиницу, где начала штурмовать хоры. Один из солдат, отправившись на верх по лестнице, был зарезан засевшим в углу горцем; той же участи подвергся и второй, пока высмотревший его унтер-офицер пулей не положил на месте. Так кончилась эта кровавая драма,жертвой которой пали семь рыцарей, защищавших свою честь и обычаи до последней капли крови.

Один из нукеров Шамхалова, простреленный насквозь в грудь, впоследствии поправился и, как говорят, живет до сих пор. Описанной истории могло бы не случится, если бы начальство относилось к местным обычаям с надлежащим уважением, а не так, как на самом деле бывает на Кавказе."

В качестве дополнения к фото в начале нашего сообщения показываем турлучные дома кабардинцев, отличающиеся от деревянных домов карачаевцев.

Дом кабардинца независимого сословия. Кинжал и черкеска один из признаков принадлежности к свободным сословиям.





















Малая Кабарда. Обычное кабардинское жилище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий