пятница, 14 декабря 2018 г.

Кабардинцы-тюрки в 1-й русской энциклопедии

Тюрки-кабардинцы в энциклопедии Брокгауза и Ефрона,
тюркский кабардинский князь Бекович-Черкасский
Ахмад Салпагаров  ноябрь 2018
Статья расположена в разделе "мои исследования" по адресу
князья черкасские
Фёдор Николаевич (или Тембот Джанхотович)
Бекович-Черкасский, 1870-1953гг 

в молодом и пожилом возрасте,
см. ниже инфу о нем
Публикую два важных исторических сведения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в которых кабардинцы названы тюркским народом. Обращаю внимание на то, что статьи для энциклопедии были написаны лучшими русскими учеными конца 19в. А также, публикую документы о тюркском происхождении Бековичей-Черкасских, фрагмент из книги Кабардино-Балкарского НИИ национальной культуры 1936г. о том, что "Кабарда-кабардинский" в языке  кабардинцев- понятие географическое, а не название народности и языка...Это вам не статейки поверхностных путешественников 19в.,а факты и выводы из уважаемой энциклопедии Брокгауза и научного Кабардино-балкарского института, которые игнорируются современными историками-фальсификаторами
1. В большой статье энциклопедии Тюрко-татары,в разделе о кавказской группе тюрко-татар, кабардинцы причислены к тюркам, цитата: 
"...В) кавказская группа , составившаяся из самых различных элементов: древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами. Их делят на следующие группы. 1) Татары-горцы или горные кабардинцы, в отличие от просто кабардинцев, жителей долин, перемешанных с черкесами. Первых (по Вырубову, 1890 г.) — 16667 душ, вторых — 51955. Занимаются скотоводством; одеваются по-кавказски (черкеска, папаха). Они выше среднего роста (1,67 - горцы, 1,65 - кабардинцы)...". 
Под словом "татары-горцы или горные кабардинцы" - понимаются современные балкарцы, их было 16667 душ, а под наименованием "кабардинцы жители долин"- понимаются современные кабардинцы, их было 51955душ. Статья подписана инициалами Л. Ш-г, под которыми скрывается первый этнограф Императорской академии России Лев Яковлевич Штернберг (1861-1927гг). А в советское время он стал еще и член-корреспондентом Академии наук СССР.  Попутно заметим, что автором другой энциклопедической статьи "Кавказский край", в котором кабардинцы отнесены к адыгам, является князь В.И. Масальский (1859-1932г) по профессии ботаник и агроном.  
Итак, в первой русской энциклопедии Брокгауза-Ефрона профессиональный этнограф, член двух академий наук Лев Штернберг отнес кабардинцев к тюркам-татарам, а ботаник и агроном В.И. Масальский отнес кабардинцев к адыгам. И вопрос: "кому вы больше поверите- этнографу или ботанику?" звучит риторически. 

2. В статье  "Балкарияэнциклопедии Брокгауза и Ефрона народ балкары назван кабардинским племенем, цитата: 

"дикая горная страна в верховьях Черека, на северном склоне кавказских гор. Населена народом Балкары, кабардинского племени, покоренным русскими в 1882 году."  (см.прим.1)
История не располагает фактами подчинения Балкарии (Черекского ущелья) кабардинскими князьями, чтобы сказать, кабардинское имя перенесли на балкарцев Черека из-за их зависимости от кабардинских князей. Даже Шора Ногмов, нафантазировавший о подчинённости кабардинским князьям всех соседних народов, в отношении балкарского народа Черека, ясно указывал на его независимость. Балкары названы кабардинским народом по причине одинакового тюркоязычия балкарцев и высшего класса кабардинцев.

3. Упомянутые статьи из энциклопедии Брокгауза подкрепляются фактом, который установил Кабардино-Балкарский НИИ национальной культуры в 1936г. о том, что "Кабарда","кабардинский" в языке кабардинцев-понятие географическое, а не название народа или языка. Издавна кабардинцы называют себя "адыге", а свой язык только адыгским." Другими словами еще совсем недавно в 1936г, во времена жизни наших дедушек и отцов адыги Кабарды не называли себя этническим именем "кабардинец", а называли себя "адыгэ". Они, прожив в Кабардино-Балкарской Республике 14 лет, считали слово "кабардинский" географическим понятием типа "терский или кавказский". Данное сообщение нам указывает на то,что был другой не-адыгский народ, для которого "кабардинский" имело этническое содержание. 

Кабардинский фольклор [Текст] / Общ. ред. Г. И. Бройдо ; Вступ. статья, комментарии и словарь М. Е. Талпа ; Ред. Ю. М. Соколова ;
Кабардино-Балкар. науч. -иссл. ин-т нац. культуры. -
 Москва ; Ленинград : Academia, 1936
Источник: страница Хэкужь, см. приложение или Фейсбук адрес:
https://www.facebook.com/601168563580907/photos/a.604656423232121/818500158514412/?type=3&theater

Подробнее: http://cyclowiki.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8B&oldid=687367

Утверждения Кабардино-Балкарского НИИ, о том что для адыгов Кабарды, слово кабардинский не было этническим именем подтверждает перепись 1939г в Черкесской автономной области, сокр.ЧАО. Перепись 1939г. показала, что в ЧАО проживает 16010 адыгейцев и 444 кабардинца.
Однако в переписи 1926г. в ЧАО было зафиксировано 2655 черкеса (бесленеевцы) и 12314 кабардинца...
Однако, через 13 лет, когда у адыгов  ЧАО появилась возможность выбирать между этнонимами адыгеец и кабардинец. Абсолютное большинство записанных в 1926г кабардинцами, а именно ок. 97% из 12314 чел, в 1939г. записались адыгейцами и только 444 чел. записались кабардинцами.

Резюме 
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона составлена в 1890-1907гг. К этому времени русские ученые очень хорошо изучили Кавказ и народы его населявшие. И лучшие специалисты того времени в энциклопедии называли кабардинцев тюрко-татарами, а балкаров назвали кабардинским племенем.(А еще, энциклопедия называла карачаевцев-карачеркесами. Но об этом поговорим в другой статье). 
Сегодня, после десятков лет большевистских фальсификаций тюрко-кавказской истории, кажется, что энциклопедия Брокгауза ошибается. Но на вопросы: 
1.почему энциклопедия Брокгауза и Ефрона в лице этнографа Императорской академии России Л. Штернберга относила кабардинцев к тюрко-татарскому народу, 
2. почему балкарцев назвала кабардинским племенем, почему для адыго-кабардинцев Кабардино-Балкарии в 1936г. слово "кабардинский" был географическим понятием, 3. почему в 1939г 97% адыго-кабардинцев ЧАО между этнонимами адыгеец выбрали себе этническим именем "адыгеец"- ответ очевидный и ясный. Потому что этноним кабар-кабарты относился не к адыгам, а к тюркам хазарского племени, потому что кабардинцы состояли из двух частей- кабардинской тюркской знати и подвластного адыгского крестьянства. Здесь я не открываю Америку. Об этом еще 200 лет назад написал Я. Потоцкий и другие авторы.


О тюркской кабардинской знати, 
о тюрко-черкесских князьях Бекович-Черкасских
Современные названия области Кабарда и народа кабардинцы происходят от названия тюркского хазарского средневекового народа кабар. До большевистского переворота 1917года сохранялись княжеские и узденские рода, например Бековичи-Черкасские, происходившие от тюрок-кабаров, знавшие родной тюркский язык, идентифицировавшие себя тюрками (ногайцами-кумыками и т.д.), но изгнанные или уничтоженные в 1917-1937гг. Этим и можно объяснить вышеупомянутые статьи энциклопедии Брокгауза-Ефрона о тюрках-кабардинцах. Об одном таком роде, о Бековичах-Черкасских дадим подтверждающую информацию. Но прежде несколько цитат:
1. "Кабардинские князья сверх того имеют особенное наречие, между князьями только употребляемое"  (Семен Броневский, Новейшие географические исторические известия о Кавказе, Нальчик,1999г.,стр. 158). 
Эта цитата от С.Броневского, много лет проработавшего в начале 19 века в штабах кавказских наместников П.Д.Цицианова и И.В.Гудовича. И поэтому хорошо зная кабардинских князей по своей работе, он свидетельствует о тюркском языке кабардинских князей, которым они пользовались при общении меж собой.


2. Я. Потоцкий писал «Кабардинцы – выходцы из хазарского племени кабаров, кабарты стали предками князей Кабарды»

3.
Очерки политической истории Северного Кавказа в 16-20вв.,
Нальчик 2007г. стр.51
4. В книге УФСБ по КБР (см.фотоскан ниже) последний князь из знаменитого кабардинского княжеского рода Бековичей-Черкасских назван кумыком.  Фёдор Николаевич Бекович-Черкасский, он же по тюркски, Тембот Джанхотович Бекович-Черкасский последний правитель Кабарды. Федор Бекович-Черкасский жил в 1870-1953гг, являясь по сути современником наших дедов и отцов. Род Бековичей-Черкасских в течении нескольких веков был главным владелцем Малой Кабарды. Фотография  Ф.Бековича-Черкасского, на которой ясно видна отличная от адыгов туранская ногайская внешность, отмеченная Т.Лапинский, выставлена в начале статьи. 
кабардинские князья
"Органы Государственной безопасности и 
общество Кабардино-Балкария 1920-1992г"
составитель В.Казаков, 

Нальчик, 2007г. стр.292
Далее, мы приводим подробное описание другого Бековича-Черкасского,  Фёдора  Александровича  (1790-1832гг), жившего в начале 19 века, написанное его многолетним сослуживцем Толстым В.С. Удивляясь ногайской внешности владельца Малой Кабарды, вероятно идущее от казахов-черкешей, Толстой В.С.и дает много других тюркских маркеров Бековичей-Черкасских. По видимому Федор (Тембот) Александрович был братом деда последнего  князя Фёдор (Тембот) Николавича Бекович Черкасского (1870-1953гг). 
Но прежде, укажем еще два тюркских маркера, которых и без документального указания на кумыкское происхождение Бековичей, было бы достаточно для идентификации Черкасского как тюркского кабардинского князя.
1. В комментариях к биографии Толстого В.С. названо правильное исходное имя обоих Бековичей-не Тембот, а Темирбулат. Изменение Темирбулат в Тембот, а еще подобно этому, изменение Джанболат в Джамбот, Джаныбек в Джаммек и т.д.- есть чисто тюркский карачаевский обычай и правило северо-кавказского тюркского языка.
2.Фамилия Бекович происходит от слова Бек, который есть тюркский княжеский титул. Бек  и Бий идентичные тюркские княжеские титулы и даже однокоренные. А Бий в адыго-кабардинском языке означает Враг. Бековичем назван человек имевший тюркское звание князя- Бек,  наподобие русского Царевич от титула Царь.  (см.беглер бек). Будь князь Черкасский адыгским князем-Пщы, то назывался бы он Пшыевич, а не Бекович.
Далее, цитаты о Федоре (Тембот) Александровиче  Бековиче-Черкасском (1790-1832гг) из статьи Толстой В. С. "Характеристики русских генералов на Кавказе", с описанием его ногайской внешности, азиатских привычек, отличного знания тюркского языка, узденского т.е. тюркского окружения Бековичей-Черкасских:  
"Князь Фёдор Бекович-Черкасский был наследственный владетель Малой Кабарды, что казалось странным, потому что мужественный высокой мужчина черты его лица были чисто ногайского пошиба...
Князь Бекович прекрасно и красноречиво говорил по Турецки....Князь Бекович по туземному «Тембот»- был очень умный человек, в азиатском смысле, добродушный, прямой, правдивый, самой строгой честности и изумительно хладнокровно храбрый, без малейшей тени европейского воспитания и образования: от рождения крещен в Православие, но с детства окруженный Магометанами, не было возможно вывести заключение, каково он вероисповедания...
Не имея понятия ни о стратегии, ни о тактике он однако был не заменим Военно-Начальником в Азии, так как его мышление было направлено совершенно одинаково с мышлением и миросозерцанием азиатцев, которыи он всегда отгадывал замыслы, предупреждая их поползновении... 
Все образование князя Бековича состояло в том, что он чисто говорил по русски и на том же языке писал хорошим почерком, остальное его воспитание, было до мелочей все цело черкеское, почему и жизнь его была совершенно азиатскаго пошиба. Он не имел привычки, все свободное от службы время заниматься чем либо умственным, всегда и всюду окруженный своими узденями, каторыи в сущности были его командирами, подвластными ему князьями..." 

«И так как черкесы некогда обитали на полуострове Тавриде, то и полагают, что упоминаемые кабары были именно предки нынешних кабардинцев, которых поэтому и должно почитать за колено хазарское» (Хан-Гирей, с. 151-152).




Заключение
В статье представлены факты, которые игнорируются современными фальсификаторами истории Кавказа и незнакомы многим читателям. На основании представленных фактов можно сделать вывод, что кабардинцы в 19 веке и ранее, были двух-составным народом, состоящим из тюркского дворянского меньшинства и адыгского крестьянского большинства. И в вопросах истории и культуры является неправильным приписывание всего кабардинского одним только современным адыгам. В качестве приблизительно похожего примера двух-составного народа можно привести канадцев состоящих из двух частей из англо-канадцев и франко-канадцев. Такая национальная двух-составность кабардинцев была нарушена большевистскими репрессиями 1917-1937гг, закончившимися уничтожением или изгнанием тюркского кабардинского меньшинства. Биография последнего тюркского кабардинского черкесского князя Ф.Бековича Черкасского яркое тому подтверждение, родился в Малой Кабарде в 1870г, в 1919г. был верховным правителем Кабарды, в 1921 вынужден эммигрировать из страны, в 1953г. умер в Париже.  
============
======
Для тех кто не плохо понял текст дополняю статью фотографиями некоторых кабардинских князей с туранской внешностью, что визуально показывает их тюркское происхождение, дополняя другие факты 
князья черкасские
Фёдор Николаевич (или Тембот Джанхотович)
Бекович-Черкасский, 1870-1953гг 
в молодом и пожилом возрасте.
Коголкин Мисост Тасултанович
( Таусултанович) (1874-1933) 
Кабардинский князь 
Канамат Мисостов

Справа кабардинский князь Касаев тураноид
Слева один из его потомков- европеоид

Примечания:
1. Дата покорения Балкарии 1882г, это не опечатка, а указание на то,что Тёре, высший орган карачаево-балкарского народа, продолжал действовать в Балкарии и руководить жизнью народа именно до этой даты. Как рассказывали карачаевские старики, точно также и карачаевское Тёре действовало вплоть до 1882года. Как видно к Балкарии отнесено население Черекского ущелья, как и было до установления большевистской советской власти в 1921г. 


2. В статье энциклопедии Брокгауза " Карачаевцы ", указано аланхазарское имя карачаевцев как кара-черкесыКарачаевцы (Карачеркесы ) народ тюркского племени, живущий на северном склоне Кавказского хребта, в отрогах Эльбруса, по верховьям реки Кубани и ее притокам, в Баталпашинском отд. Кубанской обл. По переписи 1897 г. К. 26877; все они магометане; главное занятие — овцеводство; хлебопашество развито слабо; кустарные изделия — сукна, бурки и кожевенные товары. К. приняли русское подданство в 1822 г.; в настоящее время управляются на общем основании, но имеют свой особый суд (мегкеме)."



Ссылки на источники
1. на статью Тюрко-татары   https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/103865
или http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/103/103731.htm
2. Биография  Льва Штейнберга на википедия  
3. Биография автора  энциклопедии Брокгауза  княза В.И. Масалького
4. Статья Балкария в энциклопедии Брокгауза и Ефрона
http://www.bibliotekar.ru/beb/28.htm или https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron2/1857513.html
5. статья Карачаевцы-карачеркесы 
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/49351/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%86%D1%8B
    или на http://endic.ru/brokgause/Karachaevc-114501.html 
6. Сведения  о Ф.А.Бековиче-Черкасском от его многолетнего сослуживца из книги Толстой В. С. Характеристики русских генералов на Кавказе // Российский архив, Том VII. М. Российский фонд культуры .. По ссылке электронная версия
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Tolstoj_V_S/frametext.htm

7. Страница Хэкужь   https://www.facebook.com/601168563580907/photos/a.604656423232121/818500158514412/?type=3&theater

2. Приложения фотосканы


Комментариев нет:

Отправить комментарий