Районы «Карачаевка и Аджи-Кабак» в Пятигорске

Районы «Карачаевка и Аджи-кабак» в Пятигорске
Ахмад Салпагаров 2011-2013г.
месторасположение : https://a-salpagarov.blogspot.com/p/blog-page_4.html



Оглавление
1. Предисловие
2. Свидетельство коренной пятигорчанки, представительницы алано-русского рода Хандогиной
3. Свидетельства пятигорских краеведов П.Н. Никитина, В.А. Хачикова
 и профессора К.Т Лайпанова
4. Русско-кабардинские источники 20 века
5. Аджи-Кабак  у горы Бештау
6. Карачаевская топонимика Пятигорья
7. Краткие выводы
8. Источники
9. Приложение
1.Предисловие
Территории современных  Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии исторически и географически связывает район  Пятигорья  или  Кавказских Минеральных Вод  (КМВ). Автохтонным населением обеих республик и КМВ являются карачаевцы и балкарцы, что подтверждается их кавкасионским расовым типом, сформировавшемуся на Центральном Кавказе  несколько тысячелетий назад. Принадлежность карачаевцев и балкарцев к кавкасионскому расовому типу является устоявшимся мнением среди антропологов всего мира. Исходя из этого общепризнанного факта постоянное проживание  карачаевцев, балкарцев и их предков на Центральном Кавказе и в т.ч. и на  КМВ  до прихода русских на Кавказ  является естественным утверждением. При этом существуют другие неоспоримые факты проживания карачаевцев-балкарцев на КМВ, о которых мы поведаем ниже. 
Однако же в связи с тем, что в настоящее время основным населением  КМВ являются русские, для некоторых «историков» кажется сомнительным проживание в прошлом  карачаевцев и балкарцев на КМВ. В качестве  подтверждения  можно привести  цитату из отзыва  к.и.н. Ошроева Р.Г., доцента Института  гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и КБНЦ РАН  на книгу Кипкеевой З.Б.  "Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение. (60-е годы XVIII в. - 60-е годы XIXв.) М., 2006”. 
"Проблему "исконных" земель, претендующих в настоящее время на пересмотр этнических и административных границ З.Б. Кипкеева решает, ссылаясь на К.Т. Лайпанова: "До XVIII в. в Пятигорье существовали карачаевские поселения: около р. Юцы - Хубиевский аул, на р. Подкумок - Бытдаевский аул, но многолюдные постоянные селения карачаевцев находились в недоступных горах у истоков Кубани, Малки и Баксана, что позволило им сохранять независимость". Но наличие указанных поселений на рр. Юце, Подкумке, Малке, Баксане и на горе Калеж является вымыслом и никакими источниками не подтверждается. Подобным образом выстроен миф о недоступных горах, в которых тюркские племена верховий Кубани сохраняли независимость."[1]

В  самой статье  Ошроева Р.Г. много искажений исторических фактов, которые на наш взгляд должны были быть опровергнуты Кипкеевой  З.Б. Тем более, что статья Ошроева Р.Г. была не только издана в «историческом вестнике» его родного института, но еще и растиражирована в интернете в более чем 10 адыгских сайтах и форумах. Но мы ограничимся только одним вопросом, который  Ошроев Р.Г и Институт  гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и КБНЦ РАН  считают  вымыслом, т.е. вопросом проживания карачаевцев на КМВ  до прихода русских на Кавказ. Для честных историков хватило бы и антропологических данных, чтобы не поднимать вопрос о проживании карачаевцев-балкарцев на КМВ. Но я  приведу дополнительные  доказательства о проживании карачаевцев (балкарцев) на КМВ перед русской колонизацией в т.ч. из адыго-кабардинских источников.

2.Свидетельство коренной пятигорчанки, 
представительницы алано-русского рода
В начале нулевых 2000годов я случайно услышал  от старожила  города Пятигорска Хандогиной В.Н. об её аланском роде Хандогиных и о существовании в 19 веке района  Карачаевка  в г. Пятигорске. [2] Карачаевкой в 19 веке назывался район  под горой Машук, расположенный вокруг  современного Верхнего рынка г. Пятигорска, смещенный в сторону горы Бештау. Рассказчик  пожилая женщина в возрасте 75 лет утверждала, что по рассказам её деда, она представляет девятое поколение Хандогиных, живущих в Пятигорске.  Я возразил ей, что  русские и  казаки начали селиться в  районе Пятигорске с начала 19 века, а самое старое русское кладбище Пятигорска существует с 1824г., поэтому среди русских жителей Пятигорска максимальное число поколений не может быть больше шести-семи. Она ответила, что Хандогины по происхождению не русские, а аланы и они проживали в районе Пятигорска до заселения края русскими! Также добавила, что еще ранее, до переселения в район Пятигорска, Хандогины жили в районе нынешнего города Железноводска. Кроме того в их роду от отца к сыну передавались древние родовые артефакты в т.ч. меч, утерянные или распроданные в наше время её нерадивыми племянниками.[3]  
Неожиданные утверждения Хандогиной со временем были подтверждены  и расширены сведениями из других источников. Например, этимология  фамилии Хандогин  показывает  тюрко-аланское (карачаевское) происхождение  носителя этой фамилии. "Хандоган"-  тюркское имя, означающее  "от хана,рождённый или рожденный стать ханом". (Древняя аланская форма произносится как Хандоhан, но по-русски записано Хандоган, в современном карачаевском языке звучит как Хантууhан, пишется  Хантуган.)
Такое имя, а впоследствии и  фамилию не мог получить раб или  крепостной. Обладатель такого имени и фамилии должен быть человеком свободного или ханского рода. Только так  можно объяснить, почему дед  Хандогиной знал и помнил  подробности своей этнической родословной и почему в роду сохранились до недавнего времени древние артефакты.

3.Свидетельства пятигорских краеведов П.Н. Никитина, В.А. Хачикова
 и профессора К.Т Лайпанова
Информация Хандогиной В.Н. подкрепляется следующими письменными сведениями.
Известный пятигорский краевед П. Н. НИКИТИН4 (1906-2001) сообщает:
"Город Пятигорск. Когда-то его северную окраину народ назвал Карачаевкой. Она состояла из нескольких небольших улиц и обширной не замощенной площади, расположенной в центре этой окраины. Площадь называлась Сенной. Теперь это территория Верхнего рынка. Большой привозной базар проходил на Сенной площади каждый понедельник. Сюда привозили сельскохозяйственную продукцию из всех окрестных селений и аулов. Два раза в год весной и осенью на ней проходили ярмарки. А из горских аулов, в основном, ехали сюда карачаевцы. Обычно приезжали они на своих арбах еще в воскресенье, ночуя под открытым небом и располагались на Сенной площади. Из оседлых карачаевцев здесь жили две-три семьи... Прошло восемьдесят лет и бывшая окраина - Карачаевка слилась с центральной частью города Пятигорска...За бывшей Карачаевкой существует новая часть города - Белая Ромашка." [4]

Журналист и краевед Вадим Александрович Хачиков (1931г. р.) сообщает:
"О том, что в границах Пятигорска есть Кабардинская слободка, или, попросту говоря, Кабардинка,знают если не все, то почти все горожане. А вот о том, что был когда-то в городе и район, именовавшийся Карачаевкой, известно не столь уж многим. Названия как будто схожи. Но происхождение их очень разнится, как и судьба этих пригородов. Кабардинке, одному из старейших районов Пятигорска, дали имя вовсе не кабардинцы, а отставные солдаты Кабардинского пехотного полка, селившиеся в том месте. А вот Карачаевка стала так называться именно благодаря карачаевцам, которые приезжали торговать на рынке или ярмарке и оставались на постой в кварталах, близких к торжищу. Эти-то кварталы, расположенные северней Базарной и Сенной площадей, и получили название Карачаевка." [5]
Профессор К.Т. Лайпанов  (1924-2009) сообщает: "По рассказам старейших карачаевцев в Пятигорске, около Юцы, до 19 века существовал Хубиевский аул, в Кисловодске Бытдаевский аул, около Учкекена на горе Калеж Биджиевский аул и.т.д." [6]
Таким образом устные сведения В.Каппушевой-Хандогиной о существовании в 19 веке на территории нынешнего г.Пятигорска  района "Карачаевка"  подтверждаются письменными свидетельствами  краеведов  П. Никитина, В. Хачикова, записанные ими от других старожилов Пятигорска. Три независимых  и разновременных свидетельства и сведения К.Т. Лайпанова  взаимно друг друга подкрепляют и устанавливают существование карачаевского населенного пункта в районе Пятигорска. Если кто-то увидит противоречие в локализации К.Т. Лайпановым  Хубиевского аула около речки Юца и районом Карачаевка вокруг нынешнего Верхнего рынка, то на это мы укажем, что от берега речки Юца до Верхнего рынка по прямой всего 3,5 км. Поэтому речь может идти о при локализации Лайпановым или о двух разных карачаевских  поселениях.
Как видим, пятигорские краеведы подчеркивают, что имя  Карачаевка связано с карачаевцами, устраивавшими  в этом районе еженедельную торговлю. А Никитин добавляет, что в этом районе постоянно проживали две-три карачаевские семьи. Однако  думается, что имя району было дано не из-за того, что карачаевцы в этом месте торговали своей  продукцией животноводства, в котором были признанными мастерами. Если бы  населённые пункты, местности назывались  бы по имени народа, представители которого торговали в том районе, то на Северном Кавказе и в Пятигорске в частности  должны были быть одноименные им районы. Армяне по всему Северному Кавказу и таты (иудеи) по  Северо-Восточному  Кавказу держали монополию на торговлю. При этом торговали как ежедневно в своих магазинчиках устроенных в торговых  рядах городов, так и участвуя  в базарах и ярмарках в разных местах. Также с середины 19 века адыго-кабардинские аулы в основе своей были намного ближе к г. Пятигорску, чем карачаевские аулы, загнанные в высокогорье. И потому кабардинцы были более частыми гостями и торговцами на Сенной площади Пятигорска, нежели карачаевцы.  Без сомнения на базаре Сенной площади (Верхний Рынок) число торговцев армян, кабардинцев   в 19 и 20 веках  было больше карачаевцев-торговцев. Однако же район не был назван “Армянка”, “Кабардинка”, “Татка-Иудейка”, а назван "Карачаевка". Исходя из вышеизложенных сведений и рассуждений, можно утверждать, что «Карачаевка» название одного из районов Пятигорска осталось по названию народа, жившего в том районе до заселения этих мест русскими и продолжившего жить с ними после их расселения. Мусульмане карачаевцы, кумыки, кабардинцы, ногайцы к 1840г. были выселены из Пятигорья из КМВ. О проживавших в Пятигорске карачаевцах  (аланах) после 1840 года можно предположить, что в они были христианами  и потому им было дозволено остаться на родных местах. То, что  в период русской колонизации некоторая часть карачаевцев приняла христианство указывают  народные предания и старые песни карачаевцев.

4. Русско-кабардинские источники 20 века
Профессор, кабардинский этнограф Александр Мусукаев (1947г. рожд.) сообщает: "Карачаевские Хубиевы, судя по книге М.И. Ермоленко "Предания,легенды и былое ущелий Кабарды и Балкарии (Нальчик 1930г.стр.5) дали начало Машуковым... Приведённая им со слов 90-летнего Алия Машукова легенда "О горе Машук" повествует о том, что житель Большого Карачая из-за кровной мести переселился в одно из кабардинских сёл в районе Пятигорска. Машуко был непревзойденным мастером оружейного дела, и его в начале XIX века пригласили в Ашабово (Малка). На протяжении жизни не одного поколения Хубиевы из Большого Карачая организовывали фамильные сходы с малкинскими Машуковыми в Пятигорске." [7]
Кабардинский исследователь Афаунов Амурбий в своей статье от 1960г. сообщает: "На стр.23 "Шора Ногмов" тов.Турчанинов пишет : "По запустении родных мест на р. Джуце, Шора переселился в аул Хаджи-Кабак у горы Бештау"... От основателя аула Хажихабла на карачаево-балкарском Хаджи, а на кабардинском - Хажи, который был по национальности кумык, происходит кабардинский дворянский род Аджиевых... Затем к аулу Хажихабле примкнул карачаевец Машуко, от которого образовался большой кабардинский хажихаблинский род Машуковых"[8]

Таким образом кабардинские источники, со ссылкой на русских исследователей начала 20 века, также указывают на проживание карачаевца Машуко, который оказывается Хубиевым. А  К.Т.Лайпанов к пятигорским Хубиевым добавляет еще Бытдаевых, уточняя их место проживания как район Кисловодска.  Это утверждения Лайпанова  не кажется надуманным в свете многочисленных и разнообразных подтверждений  о проживании карачаевцев в районе Бештау. Заметим только, что Бытдаевы фамилия, отделившаяся от Хубиевых.
Автор этих строк в 1980-90годах от стариков разных фамилий  Малокарачаевского района слышал о том, что их род имел земли и держал скот в районе Пятигорья до заселения этих мест русскими. Будучи юного возраста на тот момент  и не имея  цели  сохранить эти сведения  не смогу точно  и полно воспроизвести эти данные.  Но запомнились некоторые карачаевские фамилии, представители которых проживали в том районе, Байрамуковых в районе горы Темиртау (современный Железноводск), Байрамкуловых  за горой Машук (между современным Пятигорском и Минеральными Водами), Байчоровых и Аджиевых без указания точного местожительства. Об Аджиевых, проживавших в Пятигорье, расскажем в следующей главе.  
Район "Карачаевка" у подножия Машука
Р-н вокруг Верхнего рынка в Пятигорске, до революции звался "КАРАЧАЕВКА". На фото верхняя граница района-пересечение ул. Пирогова и Кузнечной. По левую сторону вниз по ул.Кузнечной расположен Верхний рынок. На втором план гора Машук с телецентром.
5.Аджи-Кабак  у горы Бештау
А.Афаунов со ссылкой на биографа Шоры Ногмова Турчанинова сообщает, что Ногмов переселился в аул Хажихабль у горы Бештау. Сам же добавляет, что основателем аула был кумык Аджиев. В этот же аул переселился Машук, происходивший из Хубиевых. Здесь нужно указать, что названия  Хаджи-кабак, (или Хажихабль) есть кабардинское заимствование от карачаевского  исходного названия  Аджи-кабак. Подтверждением такого вывода является запись А. Афауновым фамилии кабардинского дворянского рода Аджиевых в их исходном карачай-кумыкском виде в отличии от его адыгского производного Хаджи-кабак. Примеров подобных адыго-кабардинских заимствований много, например карачаевское имя Атажук  по-кабардински будет Хадагъужук/Хатошоко или имя пророка  Иса  по-адыгски звучит как  Хьыса, т.е. по правилам адыгской фонетики в заимствованных словах начальный гласный звук А или И закрывается согласным Х. 
Месторасположение аула Аджи-кабак "у восточной стороны горы Бештау" совпадает с районом Карачаевка. Впоследствии в 1840гг население Аджи-кабак (хаджихаблинцы) принудительно переселили на исконные карачаевские земли на место нынешнего села Каменомостское в КБР. При этом А.Афаунов там же сообщает, что еще долго природные адыго-кабардинцы насмехались над произношением хаджихаблинцев.[9] Факт неправильного произношения и коверкания адыгского языка хаджихаблинцами также свидетельствует в пользу их карачаевского происхождения, ибо неправильное произношение или акцент есть доказательство того, что для хаджихаблинцев адыго-кабардинский язык не был родным языком. Так как всегда при позднем усвоении другого языка сохраняется искажение незнакомых с детства звуков, называемый акцентом.
То, что упоминаемые в русско-кабардинских источниках прошлого века Аджиевы, проживавшие в районе Пятигорска являются не кумыками, а карачаевцами косвенно подтверждает Мурад Аджи кумыкский автор многочисленных историко-публицистических книг. В одной из своих книг, рассказывая о своем роде Аджиевых, он начинает историю своей фамилии со своего предка Асева Аджиева, жившего в 1825-1830г. в кумыкском селе Аксай. [10]  Обратите внимание на год с которого начинается кумыкская история Аджиевых по версии кумыкского историка Мурада Аджи (Аджиев). На самом деле Аджиевы наряду с другими древними карачаевскими родами такими, как Салпагаровы, Каппушевы, Байрамкуловы, Кочкаровы ведут свое начало от Науруза, которого считают своим родоначальником. Все пять древних родов, от которых впоследствии откололись еще пять-шесть родов, относятся к древнекарачаевскому кауму (племени) Науруз. Науруз был сподвижником и другом Карчи, восстановителя аланской государственности Карачая и жил в начале 15 века. И в Карачае сохраняется родословная Аджиевых, начинающаяся от Науруза. Также надо добавить, что кумык Мурад Аджи как родственник был приглашен и участвовал в фамильном сходе карачаевских Аджиевых, проводимых в Карачае в 1990годах. По сведениям карачаевских Аджиевых большая часть фамилии проживала не на Кубани, а в районе Пятигорья. По нашему мнению деление тюркоязычного населения Центрального Кавказа на карачаевцев и кумыков является условным. Пример с родом Аджиевыми подтверждает данный вывод. Кумыками называли равнинных жителей Кавказа, принявших ислам намного раньше горных жителей. Хотя это могли быть представители даже одной фамилии с одним языком и верой.

6. Карачаево-балкарская топонимика Пятигорья
БЕШТАУ. Проживание карачаевцев  в районе Пятигорья до заселения тех мест русскими подтверждается  карачаевскими географическими названиями. Название территории и города  Пять Гор есть прямой перевод от карачаевского Бештау. Бештау именно карачаево-балкарское название, по- ногайски гора называется Бестау, по-турецки- Бешдаг. Название сохранилось за пятиглавой горой высотой 1400м, у подножия которого расположился город Пятигорск.
МАШУК. Рядом с горой Бештау расположена другая гора Машук (994м) у подножья которой в 19веке находился один из районов Пятигорска -Карачаевка. Гора Машук названа по  имени абрека карачаевца Хубиева Машука, жившего в том районе.  Маш+ук (исходная форма Баш+ук)  по-карачаевски  "баш/маш"- первый, начальный +" ук"-сын», то есть Машук-"старший сын, первенец".  Есть еще версия, что имя абрека было по карачаевски Мечука, а по-кабардински Машука. Но название горы зафиксировано как Машук, вполне возможно Мечука был старшим сыном, звался еще как Башук-Машук.  
(Адыгская фальсифицированная версия гласит, что Машуко по-кабардински «маш»- просо + «ко» -долина, то естьдолина, где сеяли просо. Но так как речь идет о горе Машук, которую никак не назовешь долиной- такое объяснение выглядит смешным.
(https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%88%D1%83%D0%BA&oldid=48875706 )  
На то, что название горы Машук произошло от имени человека Машуко, скрывавшегося в лесах этой горы указывает кабардинский просветитель иисторик 19 века Шора Ногмов.[11]  Только Ногмов считал его кабардинцем. Однако выше в главе 4 мы привели убедительные доказательства того, что Машук был карачаевцем из рода Хубиевых. В первую очередь это свидетельства записанные М.И. Ермоленко первым  директором исторического музея Кабардино-Балкарии со слов  90-летнего Алия Машукова в книге 1930г! Укажем, что это представитель  рода Машуковых почти современник Ш.Ногмова, родившийся в 1840 годах. Свидетельства А.Машукова, совместные сборы  Хубиевых и Машуковых в Пятигорске [12] перевешивает ошибочные утверждения Ногмова. В той же 4 главе статьи имеется ссылка на свидетельства Г.Ф.Турчанинова  автора исследовательского двухтомника о сочинении  Ш. Ногмова: «Затем к аулу Хажихабле примкнул карачаевец  Машуко, от которого образовался большой  кабардинский хажихаблинский род Машуковых».[13] Другие не менее важные ошибки Ш.Ногмова, больше похожие преднамеренные искажения  мы рассмотрим в отдельной статье


Пятигорье
Село Юца, на втором плане гора Джуца, 
далее гора Эльбрус
ДЖУЦА 5! Много географических  карачайбалкарских-ногай-кумыкских  названий сохранились в нескольких километрах к югу от г. Пятигорска. Это название реки Юца (55 км), речки Джуца (7 км) впадающая в Юцу, Джуца образуется из двух  речек Джуца-1 (19км) и Джуца-2 (13км), 
Рядом с селом Юца, прилегающим к Пятигорску расположены две горы  Джуца-2 с высотой 1190м и гора Джуца-1, которую еще параллельно называют ещё и Юца (высота 973м. Гора Джуца 1 или просто Юца расположена между  отдельными поселками  Юца и Джуца. Река Юца протекает через Пятигорск и впадает в реку Подкумок. Посторонний человек запутается от обилия повторяемых и дублируемых названий Юца и Джуца, что совсем неслучайно.  Надо заметить, что употребление в начале слова звука ДЖ  бытует только у карачаевцев (балкарцев), а у ногайцев и кумыков вначале слова вместо ДЖ стоит звук Й.  Поэтому  без сомнения, русские названия Джуца и Юца производны от одного и того же тюркского слова «джутса-йутса», где «джутса»- карачаево-балкарское джокающее произношение, а «йутса»-кумыкско-ногайское  йокаюшее произношение.
В карачаево-балкарском языке корень слова «джут»  имеет значения 1.глотать, жадно съедать-выпивать 2.впитывать что-то в землю , 3.убивать, уничтожать, 4.заглушать звуки. Слово в форме джутса принимает значение возможности перечисленных действий с каким-либо условием в будущем времени, «если может проглотить-убить-впитать и т.д».
Ессентуки- Юца
Въезд в село Юца
И чтобы окончательно понять причину названия гор Джуца 1 и Джуца 2 обратим внимание на сложение гор. Смысловое значение карачаевского слова «джутса»  подходит к горе Джуца-2  склоны и вершина, которого сложены из мергелей и известняка. Подобное сложение имеют многие горы Пятигорья в т.ч и Машук. А известняк и определённые виды мергеля в свою очередь растворяясь в воде образуют в горной породе карсты т.е. пустоты. Но там где пустоты в земле, туда может провалиться скотина или даже человек. Так что название Джутса-Йутса прямо указывает на геологическое строение гор. Другими словами в горе имелись карстовые пустоты, куда проваливались скотина и люди.  А речки и поселки Юца-Джуца  названы уже по названиям гор.
Пятигорск- Джуца
Въезд в село Джуца
И речки тоже могли иметь места ухода в подземные пустоты.
Примером карста в горе является Пятигорский Провал на горе Машук, другое название Карстовая вертикальная пещера, знаменитый памятник природы, который имеет 42 м глубины и 15м в диаметре. По сути своей русское название Провал соответствует по смыслу и значению карачаевскому Джутса. И объясняет происхождение и частое употребление этого названия.
Таким образом, сохранившиеся в районе Пятигорья географические названия Джуца дают  бесспорное право  утверждать о постоянном проживании карачаевцев (балкарцев) и их предков в районе Пятигорья. Если бы они там не проживали бы до заселения района русскими, то Джуца названия гор, речек и поселка были бы заменены ногайско-кумыкскими Йутса (Юца).
Гора Кинжал (506м)  по виду подобная кинжалу, находится  недалеко от слияния рек Суркуль и Кума. Кинжал  производно от древне-карачаевского канджар/канджал, где кан (кровь) + джар (разрезать, распороть). Слова канджар и канджал имели параллельное хождение. В современном карачаево-балкарском языке сохранилось в виде «канджал» т.е. «листовое или расплющенное железо». Но в турецком, азербайджанском и арабском языках сохранилось в исходном виде - «ханджар». Вторая  составная часть слова «джар или джал» указывает на карачаевский джокающий диалект.

Реки Кума и Подкумок  протекают через Пятигорье, соединяясь рядом с городом Георгиевск. Название рек происходит от общетюркского (карачаево-балкаро-ногайского) слова Кум-песок. В нижнем течении Кума протекает по границе между Дагестаном и Калмыкией через полупустынные песчаные районы. В карачаево-балкарском яз. Кума-Гум, Подкумок-Гитче Гум. Подкумок есть приблизительный перевод от карачаево-балкарского Гитче Гум-Малый Гум (Малая Кума т.е. Подкумок). Истоком Подкумка является район перевала Гум баши-Скалистого хребта по границе нынешних Карачаевского и Малокарачавского районов. Гум баши переводится как верховья Кумы. С учетом оронима Гум баши и гидронима Кубан можно рассматривать  версию происхождения названия реки Гум-Гитче Гум от названия народа Гун-Кун (гунну). Кубань имеет именно гуннское куманское происхождение Гун+ман-Куман-Кубан. 
Также название реки Подкумок производно от карачаевского  Гитче Гум-т.е. Малая Кума, в отличии от Уллу Гум- Большой Кумы или просто Кума. Разделение названий на Большой-Малый обычное правило во многих тюркских языках-например Большой и Малый Карачай, Большая Ногайская и Малая Ногайская Орды итд.
Шотландско-немецкое поселение Каррас.
Рисунок М.Ю.Лермонтова.
Озеро Каррас. В Иноземцево имеется небольшое озеро Каррас, название которого сохранилось от названия горского аула, расположенного рядом с озером. После  утверждения на Пятигорье русской администрации в начале 19 века в Каррасе поселили шотландские и немецкие колонисты- миссионеры для распространения христианства среди кавказцев. Именно в память о шотландцах и немцах, намного позже населённый пункт стал зваться Иноземцево. Но в память о коренном населении сохранилось название озеро Каррас. Так что же означает это название? Каррас- искаженное от тюркского "Карас- Кара Ас" что значить в карачаево-балкарском и ногайском языках Большой Ас.
Именем "Харас" осетины называют карачаевцев, среди ногайцев одна из распространённых фамилий Карасов.

В районе Пятигорска выделяют 17 гор. Пять из них  сохранили карачаевские названия Бештау, Машук, Джуца-1, Джуца-2, Кинжал, два из них  Кокуртлы т.е. Серный (406м)  и Кабанка (767м) сохранили общетюркские названия. И это не считая речек Джуца и озера Карас.
  • (Пять карачаевских названий гор, два общетюркских названия и ни одного адыго-кабардинского названия! Господин Р.Г. Ошеров вы еще будете считать что на КМВ жили адыги, но карачаевцы не жили? А может совсем наоборот? Кабардинцы (адыги и тюрки) жили рядом с Лысогоркой под Георгиевском, а не под Машуком. От карачаево-балкарского Кашха-тау перевод будет Лысогорка, так названа станица в Георгиевском районе, а гора на окраине станицы, сокращенно просто Лысая, хотя в народе бытует еще полное название Лысая гора. Именно по названию этой горы известна кашхатауская партия кабардинцев, располагавшаяся в районе горы Лысогорка в Георигиевском районе. Район Лысогорки ( Кашхатау) не следует путать с высокогорным  балкарским селом Кашха-тау. Кашхатауская партия кабардинцев жила на равнине у Лысогорки, а не в горах у балкарского села Кашха-тау.)
Названия остальных одиннадцати гор (Бык, Лысая, Острая и т.д.) являются прямыми переводами карачаево-кумыкско-ногайских названий. Под обозначенными горами расположены одноимённые поселения со словом гора во второй части названия Быкогорка, Лысогорская, Острогорка и т.д. Присутствие в названии слова гора указывает на  перевод из карачаево-балкарского языка. Карачаевцы (балкарцы) часто используют  в названии горы слово  «гора» т.е. Бештау ( Пять гор), Минги тау- (Вечная гора) т.е. Эльбрус, Дыхтау (Толстая,большая гора), Коштантау (Коштан-гора)  и т.д.
Кроме этих топонимов  в районе Пятигорья сохранилось много тюркских (карачаевских) названия малых речушек Тамлык, Кучук, Суркуль и т.д. Их перечисление мы считаем излишним. Приведённых топонимов и гидронимов достаточно  для бесспорного утверждения о проживании  карачаевцев в Пятигорье, при этом в преобладающем количестве.
Приведённых примеров топонимов-гидронимов более чем достаточно для доказательства проживания предков карачаевцев (балкарцев) в районе Пятигорья, названия других малых гор и речушек не будем разбирать.

7. Краткие выводы 
Мы предпологаем, что в районе Кавминвод, кроме упомянутых в этой статье Аджиевых, Хубиевых, Машуковых, Хандогиных, Байрамкуловых, Байрамуковых, Байчоровых проживали представители и многих других аланских (карачаево-балкарских) древних родов. В Кавминводах, в районе Пяти гор проживали и ногайцы, кумыки, например под Минеральными водами до сих пор сохранилось большое ногайское селение Канглы. Почти все перечисленные карачаевские фамилии были включены в список свободных и привилегированных сословий Карачая, составленный приставом  Карачая полковником  Петрусевичем в 1868-1872гг. Это значит, что представители этих фамилий селились не отдельными семьями, а родовыми кварталами (аулами), состоящими из нескольких семей или нескольких десятков семей. Родовое расселение исторически сложилось в Карачае как экономическая и военная необходимость для ведения скотоводческого хозяйства и его защиты. Машуковы и Хандогины не включены в список Петрусевича, как не проживающие в Карачае. Из этого следует, что семьи из перечисленных фамилий были не в единственном числе, а во множественном числе. Только многочисленностью карачаевцев  в районе Пятигорья можно объяснить сохранение карачаевских географических названий и передачу их пришлому русскому населению.

Через несколько лет после написания данной статьи мы обнаружили и выставили "Карту стран, окружающих Каспийское море" королевского картографа Франции Гийома Делиля  показывающее расположение стран и народов Кавказа в 18 веке, то есть до заселения Пятигорья русскими. На данной карте Petigorie ( т.е.КМВ) включен в состав страны карачаевцев- карачеркесов. Кабардинцы расположены ниже по реке Кума, за пределами Кавминвод и современных КБР.
Данный фрагмент карты есть ясное подтверждение нашей статьи о карачаево-балкарских поселениях на Пятигорье и опровержение многочисленных фальсификаций кавказской и карачаево-балкарской истории... 

8. Источники
1. Ошроев Р.Г.  Творец истории З.Б. Кипкеева // Исторический вестник. Вып. VI. Нальчик, 2007. С. 457-465.
2. Каппушева  Валентина Николаевна (в девичестве Хандогина) жительница г.Пятигорска (1935г.рожд.) .
3.Ахмад Сылпагъар «Аланхазар сыры…» Невиномысск 2010. С.264, ISBN 978-5-89571-184-2
4. П. Н. НИКИТИН , "История Пятигорска - Карачаевка"   из
http://www.kmvline.ru/pyatigorsk/2.php
5.  В.А. Хачиков- заслуженный работник культуры РФ , журналист, краевед, писатель газета «Пятигорская правда»,
статья "Были улицами Карачаевки",  №11 от 4 февраля 2010
http://pravda-kmv.ru/byli-ulitsami-karachaevki/
статья "Был когда-то район Карачаевка" от 19 октябрь 2016г
http://pravda-kmv.ru/byl-kogda-to-rajon-karachaevka/
6.  К.Т. Лайпанов  "Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами" г.Черкесск 2000. С.32
7.  Александр Ибрагимович  Мусукаев,  "Века Родословий",  Нальчик 1997. С.315
8.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994., (статья  Афаунова Амурбия  в книге "О местожительстве и потомках Ш.Б. Ногмова")  С.186-187
9. там же
10. Мурад Аджи «Мы из рода половецкого»  Рыбинск, 1992г стр. 21-22 г.
11.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994. С.144
12.  Александр Ибрагимович  Мусукаев,  "Века Родословий",  Нальчик 1997. С.315
13.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994., (статья  Афаунова Амурбия  в книге "О местожительстве и потомках Ш.Б. Ногмова")  С.186-187

Пятигорск, Джуца, Юца, Карачаевка, Аджи кабак
На 1-м плане гора Юца, 
за Юцой на 2-м плане видна вершина горы Джуца,
 на 3-м плане гора Эльбрус.

9.Приложение
Полный текст статьи журналиста и краеведа В.А.Хачикова "Были улицами Карачаевки" в газете "Пятигорская правда" №11 от 4 февраля 2010
http://pravda-kmv.ru/byli-ulitsami-karachaevki/

(Примечание от А.С. район Карачаевка был назван не потому что туда "приезжали торговать и оставались на постой карачаевцы". А потому что в Пятигорье из давна жили карачаевцы, отмеченные на европейских картах 18-19 века и в донесениях русского воеводы в 1643г.  Ведь на ярмарку приезжали не только карачаевцы, но и другие жители соседних районов - ногайцы, кумыки, адыги, казаки итд. , но район назвали именем коренного народа центрального Кавказа) 


В.А.Хачиков "Были улицами Карачаевки"
Мы как-то по-особому проходим тихими улочками «Лермонтовского Пятигорска», с почтением оглядывая старинные здания, напоминающие о прошлом нашего замечательного города. И совсем по-другому идем по улицам, ведущим к Верхнему рынку, — торопливо, деловито, не глядя по сторонам. А ведь прошлое тоже живет здесь и заслуживает, чтобы заглянуть в него.
Деловой облик
О том, что в границах Пятигорска есть Кабардинская слободка, или, попросту говоря, Кабардинка, знают если не все, то почти все горожане. А вот о том, что был когда-то в городе и район, именовавшийся Карачаевкой, известно не столь уж многим. Названия как будто схожи. Но происхождение их очень разнится, как и судьба этих пригородов. Кабардинке, одному из старейших районов Пятигорска, дали имя вовсе не кабардинцы — отставные солдаты Кабардинского пехотного полка, селившиеся в том месте. А вот Карачаевка стала так называться именно благодаря карачаевцам, которые приезжали торговать на рынке или ярмарке и оставались на постой в кварталах, близких к торжищу. Эти-то кварталы, расположенные северней Базарной и Сенной площадей, и получили название Карачаевка. Впрочем, не стоит думать, что давшие ей имя горцы были там главными фигурами. В этом довольно большом торгово-промышленном районе жили и трудились люди многих национальностей.
Воспоминания бывших тамошних жителей — краеведа П. Н. Никитина, дочери военного О. М. Мавриди-Павлодольской — позволяют судить о том, что представляла собой эта окраина Пятигорска. Несколько небольших производств, выпускавших лимонад, колбасные изделия, простенькие дорожные экипажи. Конторы строительных подрядчиков, кузницы и пекарни, склады и магазины. Ближе к кладбищу — мастерские каменотесов, располагавшиеся прямо под открытым небом. Таким был деловой облик Карачаевки в начале ХХ столетия. Имелись тут и общественные учреждения — приходское училище (сегодня средняя школа № 2), ночлежный дом, богадельня, приют для сирот. Самой значительной была Колония Красного Креста, на территории которой ныне располагается городская больница. Она являлась, по сути, санаторием для малоимущих. И служила культурным центром района — там имелись небольшая церковь, библиотека, зал, где могли выступать артисты, площадка для танцев под духовой оркестр.
Такая разная архитектура
Жители Карачаевки были людьми разного достатка — от владельца банка Вайнштейна и богатого купца Кордубайлова до бедных поденщиков и ассенизаторов-«золотарей». Потому и дома там стояли самые разные. Любопытно отметить: чем дальше от курортного района под Машуком, тем беднее и проще по архитектуре были строения, даже те, что имели два этажа. И, наоборот, чем ближе к границе обитания «чистой публики», тем меньше лачуг и явное преобладание солидных особняков. Большинство — полутора- и двухэтажные, на фундаменте из белого камня, с затейливой кирпичной кладкой стен, фигурными окнами и дверьми, с коваными и резными украшениями.
Нужно сказать, что происходила она на удивление быстро. До начала 80-х годов XIX века на этой территории стояли лишь одиночные строения казарм — воинских и рабочих — для служителей при ванных заведениях. А к 1900 году уже существовали почти все кварталы, заполняющие сегодня пространство между проспектом 40 лет Октября и улицей Академика Павлова, — их насчитывается почти два десятка! Столь стремительное развитие торгово-промышленной окраины свидетельствует о бурном развитии городского хозяйства, экономики Пятигорска в конце XIX столетия.
Что же касается улиц этого района, то, надо полагать, при подобных темпах они должны были возникать тоже очень быстро и ложиться по линеечке. До Карачаевки быстро добрались основные городские магистрали — улицы Богадельненская (верхняя часть улицы Дзержинского) и Базарная (ныне Крайнего), Ермоловский и Воронцовский проспекты (ныне проспекты Калинина и 40 лет Октября). Здесь они потеряли свой блеск и великолепие, которым отличались в центре, и обрели

1 комментарий:

  1. На КМВ предположительно под железноводском находилось карачаевское село Борагъай до распространения чумы в конце 18 века

    ОтветитьУдалить