О 1000 аланских тюркских семей компактно проживавших в Туркменистане в 1930 г
и о 300 аланских тюркских семей компактно проживавших в Узбекистане в 1930 г
При обычном числе 6-7 членов в одной семье на то время, в Туркменистане в 1930г. проживало ок. 6,5 тыс. аланов, в Узбекистане ок. 2 тыс.аланов.
С учётом того, что численность населения Туркменистана с 1926г увеличилась в 5,7 раза, а численность население Узбекистана увеличилась в 6 раз в Туркменистане должно проживать ок. 37 тыс. аланов и в Узбекистане ок. 12 тыс. аланов, если они конечно сохранили хотя бы этническую память о своем происхождении...
Далее оригинальная статья А.Бахтиарова.
«Осколки «исчезнувших» аланов» статья А.Бахтиарова об аланах Туркмении из журнала Туркменоведение, 1930г, №8-9, сс.39-40.
Под названием аланов до III века существовало крупное племя кочевников-наездников, принадлежавшее к сарматам. Аланы, или ассы, занимали в то время равнины Северного Кавказа, вплоть до Дона, и в 375 году были покорены гуннами.
Аланы в 410 году проникли вместе со свевами и вандалами в Испанию, затем осели в Португалии, но под напором вестготов, принуждены были вместе с вандалами перебраться в Африку. Такова краткая историческая справка об аланах, исчезнувших в далеком прошлом. (коммент к слову "исчезнувшие аланы" от А.С., статья написана в 1930г когда аланами никто профессионально не занимался)
При изучении племенного состава туркмен, удалось выяснить, что незначительная часть аланов (их потомков) проживает в ТССР и сопредельных с нею странах.
В частности, в Туркмении аланы встречаются под названием олам в Серахском районе, в составе племени Салыр (ветвь «караман») и улам, в Ходжамбасском районе, где они живут обособленно от туркмен-арсаринцев, сохраняя чистоту крови, не смешиваясь с другими, в том числе и турецкими племенами.
В отличие от туркмен, в быту аланов существуют женские танцы, так называемые «депт». Обычай кайтарма (возвращение жены в дом отца до выплаты калыма), широко распространенный у всех туркменских племен, у аланов не распространен. Своих дочерей аланы не выдают в другие туркменские племена; больше того, внутри своего племени, из одного рода в другой выдают в исключительных случаях и при условии повышенной платы (калыма) за невесту.
Заслуживает также внимания следующая бытовая особенность аланов, которая не встречается у туркмен: при рождении в семье дочери, сосед, имеющий сына, в день рождения приходит во двор новорожденной и своей папахой «подметает» двор, что обозначает желание взять новорожденную своему сыну. После этого, вплоть до совершеннолетия, отец или мать жениха ежегодно в дни праздников Курбана и Ураза-Байрама приносят будущей снохе пищу (плов или козленка), а иногда вместо съестного дарят платок, кушак и т.д.
По заявлению стариков, в далеком прошлом папахи аланов формой напоминали шапки русских казаков, - высокие, с верхом из цветной материи, причем преобладал цвет синий и красный. Во времена эмира бухарско-го, особенно до прихода русских в Бухару, аланы не подчинялись казийскому суду, а разрешали все возникавшие у себя споры и тяжбы на основе своего обычного права (адата).
Мужчины у аланов предпочитали белый цвет платья. При женитьбе у них обязательно строилась новая кибитка (для обрученных), которая покрывалась белой кошмой. За отсутствием белой, цветная кошма обшивалась белой матой. Среди туркмен, проживающих в Керкинском округе, «яшмак» носят только женщины племени алан.
Язык у аланов туркменский, схожий с диалектом сарыков и иомудов.
По сообщению Халык-Хасанова, из аула Улам, Ходжамбасского района, всего аланов, известных ему как в Туркмении, так и за ее пределами, - насчитывается до 1500 хозяйств. Размещены они в следующих областях:
По Туркмении: в Ходжамбасском районе – до 400 хозяйств, в Халачском – 300, Чаршангинском (в местностях Ак-Кум и Кук-Толлы) – 300, и в Серахском районе.
По УзССР: в Шир-Абадском вилайете, районе Хошман, кишлаке Уч-Тут (около 200 хозяйств) и в Самаркандском округе, ок. ж/д станции Хоузэк – свыше 100 хозяйств.
В Таджикской ССР: в Джили-Куле, Кабадиане и Термезе. В Афганистане: в районах Шиверган, Ахча и Хам-Яб. Количество аланов, проживающих в Таджикской ССР и Афганистане – неизвестно.
Аланы, проживающие в Ходжамбасском районе, делятся на следующие роды:
1. Алан, который объединяет колена: Мириш-Кар, Датха, Еолук, Аул и Аякчак;
2. Кара-Мугул, который не делится на колена;
3. Хаким – объединяет: Хаким, Витли, Токуз и Эшек;
4. Кызыл – объединяет колена: Кер, Хоррам, Аошик и Вельке.
Большинство названий колен имеет недавнее происхождение. В частности, колено Аяк-Чак раньше, до прихода аланов в Ходжамбасский район, называлось – Эвляд-Нур-Али.
Пришли аланы в Ходжамбасский район, как передают старики, с полуострова Мангишлак, где у них имелось большое укрепление под назва-нием Алан. Продолжительное время они жили в местности «Вас», на юге Хорезмского ханства. В Ходжамбассе впервые аланы появились в числе 72 хозяйств лет 250 тому назад. Постепенно перемещались сюда из Хивы и остальные, на протяжении почти ста лет. Окончательно они переселились в бухарские владения лет 150 тому назад.
2. Аланы и черкесы в арабском и итальянском источниках
3.свидетельства средневековых авторов о тюркоязычии Алан и об идентичности Асов и Алан
4. Алан-Карачай Кара Черкесы на самой точной карте Кавказа 18 века
И на закуску мой читатель, туркменский пирог с мясом Ишлекли , похожий на карачаевский аланский пирог, называемый бёрек. Вообще русское слово пирог производно от карачайбалкарского Бёрек.. А назвали его так потому что Бёрек- почка и пирог по виду был похож на почку.
и о 300 аланских тюркских семей компактно проживавших в Узбекистане в 1930 г
туркменка на празднике |
С учётом того, что численность населения Туркменистана с 1926г увеличилась в 5,7 раза, а численность население Узбекистана увеличилась в 6 раз в Туркменистане должно проживать ок. 37 тыс. аланов и в Узбекистане ок. 12 тыс. аланов, если они конечно сохранили хотя бы этническую память о своем происхождении...
Далее оригинальная статья А.Бахтиарова.
«Осколки «исчезнувших» аланов» статья А.Бахтиарова об аланах Туркмении из журнала Туркменоведение, 1930г, №8-9, сс.39-40.
Под названием аланов до III века существовало крупное племя кочевников-наездников, принадлежавшее к сарматам. Аланы, или ассы, занимали в то время равнины Северного Кавказа, вплоть до Дона, и в 375 году были покорены гуннами.
Аланы в 410 году проникли вместе со свевами и вандалами в Испанию, затем осели в Португалии, но под напором вестготов, принуждены были вместе с вандалами перебраться в Африку. Такова краткая историческая справка об аланах, исчезнувших в далеком прошлом. (коммент к слову "исчезнувшие аланы" от А.С., статья написана в 1930г когда аланами никто профессионально не занимался)
При изучении племенного состава туркмен, удалось выяснить, что незначительная часть аланов (их потомков) проживает в ТССР и сопредельных с нею странах.
В частности, в Туркмении аланы встречаются под названием олам в Серахском районе, в составе племени Салыр (ветвь «караман») и улам, в Ходжамбасском районе, где они живут обособленно от туркмен-арсаринцев, сохраняя чистоту крови, не смешиваясь с другими, в том числе и турецкими племенами.
В отличие от туркмен, в быту аланов существуют женские танцы, так называемые «депт». Обычай кайтарма (возвращение жены в дом отца до выплаты калыма), широко распространенный у всех туркменских племен, у аланов не распространен. Своих дочерей аланы не выдают в другие туркменские племена; больше того, внутри своего племени, из одного рода в другой выдают в исключительных случаях и при условии повышенной платы (калыма) за невесту.
Заслуживает также внимания следующая бытовая особенность аланов, которая не встречается у туркмен: при рождении в семье дочери, сосед, имеющий сына, в день рождения приходит во двор новорожденной и своей папахой «подметает» двор, что обозначает желание взять новорожденную своему сыну. После этого, вплоть до совершеннолетия, отец или мать жениха ежегодно в дни праздников Курбана и Ураза-Байрама приносят будущей снохе пищу (плов или козленка), а иногда вместо съестного дарят платок, кушак и т.д.
По заявлению стариков, в далеком прошлом папахи аланов формой напоминали шапки русских казаков, - высокие, с верхом из цветной материи, причем преобладал цвет синий и красный. Во времена эмира бухарско-го, особенно до прихода русских в Бухару, аланы не подчинялись казийскому суду, а разрешали все возникавшие у себя споры и тяжбы на основе своего обычного права (адата).
Мужчины у аланов предпочитали белый цвет платья. При женитьбе у них обязательно строилась новая кибитка (для обрученных), которая покрывалась белой кошмой. За отсутствием белой, цветная кошма обшивалась белой матой. Среди туркмен, проживающих в Керкинском округе, «яшмак» носят только женщины племени алан.
Язык у аланов туркменский, схожий с диалектом сарыков и иомудов.
По сообщению Халык-Хасанова, из аула Улам, Ходжамбасского района, всего аланов, известных ему как в Туркмении, так и за ее пределами, - насчитывается до 1500 хозяйств. Размещены они в следующих областях:
По Туркмении: в Ходжамбасском районе – до 400 хозяйств, в Халачском – 300, Чаршангинском (в местностях Ак-Кум и Кук-Толлы) – 300, и в Серахском районе.
По УзССР: в Шир-Абадском вилайете, районе Хошман, кишлаке Уч-Тут (около 200 хозяйств) и в Самаркандском округе, ок. ж/д станции Хоузэк – свыше 100 хозяйств.
В Таджикской ССР: в Джили-Куле, Кабадиане и Термезе. В Афганистане: в районах Шиверган, Ахча и Хам-Яб. Количество аланов, проживающих в Таджикской ССР и Афганистане – неизвестно.
Аланы, проживающие в Ходжамбасском районе, делятся на следующие роды:
1. Алан, который объединяет колена: Мириш-Кар, Датха, Еолук, Аул и Аякчак;
2. Кара-Мугул, который не делится на колена;
3. Хаким – объединяет: Хаким, Витли, Токуз и Эшек;
4. Кызыл – объединяет колена: Кер, Хоррам, Аошик и Вельке.
Большинство названий колен имеет недавнее происхождение. В частности, колено Аяк-Чак раньше, до прихода аланов в Ходжамбасский район, называлось – Эвляд-Нур-Али.
Пришли аланы в Ходжамбасский район, как передают старики, с полуострова Мангишлак, где у них имелось большое укрепление под назва-нием Алан. Продолжительное время они жили в местности «Вас», на юге Хорезмского ханства. В Ходжамбассе впервые аланы появились в числе 72 хозяйств лет 250 тому назад. Постепенно перемещались сюда из Хивы и остальные, на протяжении почти ста лет. Окончательно они переселились в бухарские владения лет 150 тому назад.
Дополнительно по аланской теме
1. Аланы-тюрки на карте первого русского атласа 1831года ( интересно что в год составления карты в 1831, русские историки считали что аланы на Кавказ прибыли из Центральной Азии. А в Турции считают, что Сельджук предок основателя Великой Сельджукской империи, был хазарин родом из Кубани, переселившийся на территорию нынешней Туркмениии. Откуда уже его потомки переселились на Малую Азию и основали империю)2. Аланы и черкесы в арабском и итальянском источниках
3.свидетельства средневековых авторов о тюркоязычии Алан и об идентичности Асов и Алан
4. Алан-Карачай Кара Черкесы на самой точной карте Кавказа 18 века
И на закуску мой читатель, туркменский пирог с мясом Ишлекли , похожий на карачаевский аланский пирог, называемый бёрек. Вообще русское слово пирог производно от карачайбалкарского Бёрек.. А назвали его так потому что Бёрек- почка и пирог по виду был похож на почку.
туркменский пирог с мясом Ишлекли , похожий на карачаевский аланский пирог, называемый Бёрек |
Комментариев нет:
Отправить комментарий