вторник, 23 февраля 2016 г.

Свидетельства тюркоязычия алан

свидетельства средневековых авторов о тюркоязычии Алан
 и об идентичности Асов и Алан
аланский язык, карачаево-балкарская история, осетинский язык,
Спорная теория ираноязычия алан, была закреплена осетинским лингвистом Василием Абаевым в 1943-1957гг. в период выселения карачаевцев-балкарцев В настоящее время многими серьезными учеными  отвергнута. Но несмотря на это, некоторые по инерции или по незнанию продолжают оспаривать на разных форумах и интернет площадках   тюркоязычие алан, то есть принадлежность алан к карачайбалкарам. По этой причине я выставляю исторические свидетельства  авторов из стран и веков о тюркоязычии алан.
Но вначале выложу свою убийственную находку, опровергающую многолетние большевистко-осетинские фальсификации об ираноязычии алан и об аланах предках осетин.
источники об аланах, древнетюркская история, средневековая история кавказа
Итак, объективный факт: осетины называет своих соседей балкарцев Асами, а Балкарию называют Ассией, а себя ирон и дигорон! (см.фотоскрины) !
Карачаевцев осетины (дигорцы и ироны) называют Хараасиаг, города Карачаевск Хараси. Эти осетинские слова есть заимствования и иранская адаптация древнейшего тюркского этнонима Хара Ас- Кара Ас. В этнонимах и топонимах Кара (Хара) означает не черный, а Большой, Сильный, Настоящий и часто такие этнонимы имеют своего двойника без слова Кара (Хара). Например сравни с Караногай-Ногай, Карабулгар-Булгар, Карапапах-Папах, Карачеркес-Черкес итд. Здесь, Хара Ас (Кара Ас) - это Большой Ас т.е. Карачай (карачаевец) в отличии от обычного Аса- балкарца. Хара Ас- Карачай имеет в осетинском языке также второе свое иранское название Стур Ас- Большой Ас.
Вы можете найти в мировой истории какой-либо народ, который передал бы свое древнее имя Ас соседнему народу, а себе взял новое имя Ирон-Дигорон ? Историки давно обнаружили древние свидетельства об идентичности Асов и Алан. Данный факт перечеркивает все осетинское претензии на Ас-Алан!
А мингрелы и сваны постоянные соседи карачаевцев-балкарцев и осетин, знавшие и осетин и карачайбалкар называли аланами не осетин, а именно карачаевцев. Да и сами карачаевцы-балкарцы называют друг друга Алан и Аланла (аланы)
Смотрим осетинские электронные словари и их фотоскрины на которых балкарцы названы - Асами  на сайте http://slovar.iriston.com/
http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=54134  "балкарцы- ассы"
http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=54132      "балкарец- аэссон"

Источниками электронного словаря являются 
Русско-осетинский словарь. Составитель В.И. Абаев. Редактор М.И. Исаев: Издание второе и дополненное. г. Москва, Изд-во «Советская энциклопедия», 1970г.

Дигорон-Уруссаг дзурдуат
Дигорско-русский словарь. Составитель Таказов Ф.М., к.ф.н., г. Владикавказ, Издательство «Алания», 2003.,   "æссон- балкарец, балкарский"

Ирон-Уырыссаг дзырдуат
Осетинско-русский словарь под редакцией А.М.Касаева, Редактор издания Гуриев Т.А., 4-е издание. г.Владикавказ, 1993г


Но прежде чем перейти к цитированию средневековых источников, даю ссылки на европейские карты 17-18веков, на которых аланы помещены на территории Карачая,а не в Осетии и русскую карту 19 века на которой кавказские аланы со ссылкой на римских и греческих летописцев показаны как тюркский гуннский народ. Эти карты показывают, что мир знал, кто такие аланы, пока в советское время по политическим соображениям в период "навечной высылки" карачаевцев-балкарцев безхозная аланская карачаево-балкарская история и имя алан не были переписаны в иранцев.
1. Точнейшая карта Кавказа 18 века выполненная самым лучшим картографом Европы Гийомом Делилем с независимой от Крымского Ханства страной Алан-Карачай или Кара черкас (Alanes-Caracioles ou Cırcasses noirs) в центре Северного Кавказа
2. Французские и германские карты 17 века показывающие расселения карачайбалкар в центре Кавказа на месте нынешних КЧР, КБР и Пятигорья, названных аланами и карачеркесами
 3. А также на карту из первого русского атласа 1831г, на котором на карте 2-3 века д.н. эры на Кавказе показаны Алане, как тюркский народ.

Есть также много других европейских карт, например, итальянский миссионер А.Ламберти 16 века 18 лет проживший среди мингрел, помещал алан на территории Карачая. Но и представленных трех карт достаточно, тем более в сочетании с другими фактами и свидетельствами данной статьи.


Далее исторические свидетельства о тюрко-язычия ас- алан,
предков карачаевцев-балкарцев. 
Позже отредактирую разбив их по периодам.


I. Грузинские свидетельства
(на первое место ставим грузинские свидетельства, ибо только сосед знает соседа лучше всех)
1. Басиане в долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также карачай-турками и аланами.... 
...Кавказский хребет, прорезывая пространство между Черным и Каспийским морями в направлении от северо-запада к юго-востоку, образует при горе Эльбрусе угол, вьющийся в сторону р. Кубани. Один бок его, идущий к востоку, составляющий Кавказский снеговой хребет, прилегает к высокой горе Пазис, и та разграничивает с севера и востока земли сванетов от алан или карачаевцев, кабардинцев и осетин...
Газета  "Кавказ" от 2 ноября 1846 г. Тифлис
(Осетинами здесь, судя по всему, названы балкарцы, а не дигорцы или иронцы, поскольку Верхняя Сванети (долина р. Ингури), пролегающая вдоль Главного Кавказского хребта, с осетинами не граничит. Ну а кто такие аланы, думаю, и так ясно из этого текста! прим.от А.С.)

2. Данные из работы И. Кипшидзе "Грамматика мингрельскаго (иверскаго) языка. С хрестоматиею и словарем", изданной в Санкт-Петербурге, в Типографии Императорской Академии наук, в 1914 г. На стр. 189 – 424 этой работы приведен Мингрельско-русский словарь, в котором на стр. 193 следующий текст:
"Алани: Аланами мингрельцы называют карачайских татар (карачайцев), живущих на северном склоне главного Кавказского хребта, близ Эльбруса, у истоков р. Кубани. Алани кочи: человек-алан, т.е. сильный, храбрый молодец".
Данные И. Кипшидзе подтверждает А.Цагарели грузинский историк-этнограф: Аланами мингрельцы называют карачаевских татар (карачаевцев), живущих на северном склоне Главного Кавказского хребта, близ Эльбруса у истоков реки Кубань. Про человека представительного, известной своей силой и храбростью, мингрельцы обыкновенно говорят- молодец, как алан 

II.Свидетельства русских и российских авторов
1.Карачаевские татары или аланы живут в северных частях кавказских альпов, где большой частью занимаются скотоводством. 
Хан М. О племенах земного шара. С-Пб., 1864, ч.3, с.133

2. Аланы, или как их называют асы на рубеже нашей эры возглавили союз кочевников сарматов, населявших степи Поволжья, Предкавказья, Приуралья, а также- Восточное Прикаспие до Аральского моря. 
Е.АЛЕКСЕЕВА Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа. М., 1993, с.9
 (а претенденты на аланское имя и аланскую историю  осетины Асами называют карачайбалкар. Далее еще неоднократно будет встречаться отождоствление алан и асов. Прим. от А.С. )

3Аланией назван Карачай на карте итальянского автора XVIIв. Ламберти. Грузинский историк географ XVIIIв. Вахушти поместил Аланию к западу от Сванетии, Там же помещена Алания на русской карте грузинских царств Кахетии и Карталинии. Название «алан» сохранилось за карачаевцами еще дольше. Так, автор конца XVIIIв и начала XIXв Потоцкий и Клапорт, говоря об аланах подразумевают карачаевцев. Некоторые авторы даже в XIX веке называли карачаевцев «аланами».
Е.АЛЕКСЕЕВА Очерки истории Карачаево-Черкессии. Ставрополь, 1967, т.1, с.116
 (см. ниже в приложении сравнение археологом Алексеевой захоронений кобанцев, средневековых алан и карачаевцев 17-18веков )
4. "К северо-востоку от лазов, как раз у начала разделения Кераунских и Гордиайских гор, в долинах главного хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами; татары называют его этеи или эдеки — аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка..." (Якоб Рейнеггс; "Общее историко-топографическое описание Кавказа")

5. Вклад исторических алан в этногенезе того или иного народа Северного Кавказа еще требует всесторонней научной оценки, но и для карачаевца, и для балкарца наших дней нет сомнений в том, что аланы – это их славные предки. В.КОВАЛЕВСКАЯ Кавказ и аланы. М., 1984, с.7

6. Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой кабарду, никогда еще не был побежден и самостоятельностью его еще более наводит страх на соседей…Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив.
В.ШЕВЦОВ Жур. «Москвитянин», М., 1855, №№23,24, кн.1 и 2, с.5

Карачаевцы – смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считавшихся лучшими наездниками на Кавказе.
В.НОВИЦКИЙ В горах Кавказа. С-Пб., 1903, т.39, вып. IV с.95

На самой вершине реки Кубань, близ самой большой горы, прозываемой Эльбрус, живет народ, прозываемый карачаевцы, который добронравнее других горских народов.
Донесение генерала-аншефа ГУДОВИЧА Екатерине II от 7 ноября 1791г., «Кавказский сборник», т. XVIII, Тбилиси, 1897, с.428

Карачаевцы прослыли честнейшим из всех горских племен.
В.ТЕПЦОВ СМОМПК, в. XIV, Тифлис, 1897, с.95

Карачаевцы одно из красивейших племен Кавказа. При высоком росте они плечисты и с очень развитой мускулатурой; черты лица мелки, но правильны; цвет кожи белый и румяный; волосы разных оттенков; прекрасные зубы; худощавость; гибкий и стройный стан с присущей горцам грациозностью движений…
У карачаевцев не проявляется в резких формах и тот воинственный пыл, и те отчаянные разбойничьи порывы, которые свойственны многим другим кавказским народностям. 
Г.РУКАВИШНИКОВ Живописная Россия. М., 1901, №35. с.463

...за Маджарой находится страна aлан Бештамак. Священники их принадлежат к ордену кармелитов, которые не знают по-латыни, но молятся и поют по-татарски, чтобы их прихожане были тверды в своей вере. Притом многие язычники принимают святое крещение, так как они понимают то, что священники читают и поют» 
(Ф.Браун «Путешествие И.Шильбергера по Европе, Азии и Африке», Записки Императорского Новороссийского университета, т.1, вып.1 и 2, Одесса, 1867г. с.31-34 ...из описания путешествия И.Шильтбергера в начале XV века ). (прим. здесь Бештамак центральный район нынешней Кабардино-Балкарской Республики)

На северо-восток от абхазов в начале разделения кубанских и гордианских гор в долинах Главного хребта, имеются жилища одного немногочисленного бедного народа, чье имя Алани есть. Татары называют их Эдеки алан. Этот народ говорит на особом диалекте старого кавказо-татарского (тюркского - прим.) языка и этим отличается от другого многочисленного народа, который живет на юге и юго-востоке в долинах высоких гор Главного хребта, и говорит на своем собственном смешанном языке. Он называет себя Цон (Тсон), соседи называют его по-разному: Соан, Сонти, Цинти, а живущих в долинах между скалами Цианетти. Хотя оба народа живут животноводством и земледелием, земля их дает очень мало ячменя на пропитание.»
(Я. Рейнеггс, советник царя Ираклия II в 1779—1781 гг. «АЛАНЫ И СВАНЫ»).


 Е.Н. Студенецкая, анализирует мотив карачаево-балкарского орнамента, сделала заключение, что в узорах на войлоках и в золотом шитье карачаево-балкарцев наблюдается традиция аланского периода.
«Очерки истории Карачаево-Черкесии»

В материалах и духовной культуре карачаевцев и балкарцев прослеживаются элементы аланской культуры – в сходных формах некоторых вещей – украшений, предметов быта, орудий труда; в орнаменте, некоторых мотивах нартского эпоса.
Е. Алексеева – российский ученный, доктор исторических наук.

III.Свидетельства европейских авторов ( греческих, римских и др.)
1. Вестготы не покорили испано-романское население, точно так же, как не смогли это сделать и различные племена германцев: франко-алеманов, вандалов, квадосвевов,тюрков-аланов и даже греков (византийцев) в Леванте. 
Хосе Мануэль Гомес-Табанера. Происхождение и формирование народов Испании // Советская этнография. no5. М., 1966.

2. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, он страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны, вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов (прим. от А.С.соответственно тюрк), только более мягким и более культурным образом жизни.
Аммиан МАРЦЕЛЛИН История. XXXI, 221. Киев, 1906-1908 (Аммиан Марцеллин- древнеримский историк живший в 330-395гг)

3.Иосафат Барбаро (Josaphat Barbara), побывавший в этом регионе в 1436 г., пишет в своем «Путешествии в Тану»: «Алания происходит от народа аланов, называющихся на своем языке «ас». Жан де Плано Карпини, который в 1246 году был послан папой Иннокентием IV к великому хану монголов, называет алан или асов среди подданных этого монарха. По русским летописям, Святослав захватил в 966 году Беловежье, укрепленный город, располагавшийся на Дону и принадлежавший хазарам; потом он воевал с ясами (lazes) и кассогами, т. е. с асами (azes) или аланами и черкесами, которых еще и сегодня соседи называют казахами (kasakhs)...
Из Доклада Ю. Клапрота на заседании Азиатского общества 4 ноября 1822 г.,
был опубликован на французском языке в издании «Nouvelles annates des Voyages, de la geographie et de 18 histoire». Paris, 1822. T. XVI, p. 243—256.
(электронная версия на http://www.iriston.com/nogbon/print.php?newsid=323 )

4.  "Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен; они очень подвижны вследствие легкости вооружения, во всем похожи на гуннов (следовательно, и языком - прим.), но несколько мягче их нравами и образом жизни; в разбоях и охотах они доходят до Меотийского моря и Киммерийского Боспора с одной стороны и до Армении и Мидии с другой." (Амианн Марцелин; "Римская история")

5. "Аланы, народ татарский, жили в треугольнике азиатской Сарматии, образуемом Танаисом, Волгой и Кавказскими горами. Прокопий наиболее точно определяет их местонахождение от этих гор до Каспийских ворот и затем называет страны, которые мы сейчас называем Черкесия, Кабарда, Дагестан. Эти аланы происходят от древних скифов, которые во времена весьма отдаленные вторглись в Египет и совершили достопамятную экспедицию во времена правления императора Веспасиана. Эти народы, закаленные в битвах, отразили готов, которые дошли до Танаиса и не смогли продвинуться дальше." (Шарль де Пейссоннель; "Историческое и географическое обозрение варварских народов, населявших берега Дуная и Понта Евксинского")

6."Языкъ же ясескый ведомо есть, яко от печениженьска рода родися, живуще подле Тана и Меотскаго моря." Иосиф Флавий "История Иудейской войны", древнерусский перевод из греческого (1. стр. 454)

IV. Свидетельства арабских авторов
1. Ибн-Халдун приводит список тюркских народов. Он отмечает: «Мы перечислили их (тюрок) в начале книги, (это) токуз-огузы, а они татары, хитаи, находившиеся на земле Тамгач, карлуки, гузы, халаджи, гуры, хазары, кыпчаки, говорят хифшах, иймеки, АЛЛАНЫ, ширкеши (тюргеши) и АЗКИШИ." 
Балакаев Т.Б., Кумеков Б.Е. "Арабские и персидские источники по истории кипчаков 8-9 вв."  Алма-Ата, 1987. с.29)


2.Из кавказских народов самым западным был народ каса, далее к востоку жили азкяши, абхазы и аланы. Все они были христианами, кроме абхазов, все считались тюрками. 
Ибн-Саид аль-Магриби - Арабский ученый XIII века

3. Арабский географ XIVв Абульфеда говорит, что на восток от абхазов живут аланы и асы, которые являются турками и исповедуют христианскую религию… Я думаю, что свидетельство Абульфеды представляет результат точной осведомленности и имеет определенную точность. Он знал карачаевцев и балкарцев под названием алан и асов и правильно называет их турками. До наших дней за территорией Карачая закреплено название Аланы (в устах мегрелов), за Балкарией -название асы… 
В.АБАЕВ О происхождении карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1960, с.131

"К востоку от абхазов, на берегу моря, есть город Алан. Этот город так называется потому, что его населяет народ по имени Аланы. Аланы являются тюрками, которые приняли христианство. Этот город расположен на 69° восточной долготы и 46° северной широты. Аланы имеют большое количество учреждений в этой стране, а также позади Ворота Ворот - за Воротами Ворот (западнее). В их соседстве имеется один народ по расе тюрки, называемый Ассы (Аласс). Этот народ имеет то же происхождение, ту же религию, что и аланы." (Абу-ль-Феда 1321г; "География")

4. "Из кавказских народов самым западным был народ каса, далее к востоку жили азкяши (ас киши - прим.), абхазы и аланы. Все они были христианами. Кроме абхазов, все считались тюрками." (Ибн-Саид аль-Магриби)



аланские ворота, аланский язык, асы и аланы, асы, потомки алан
Alania gates в Ингушетии


Приложение 1.
Для увеличения фото щелкните мышкой и выберите меню "открыть картинку в новой вкладке"
аланские захоронения, кобанские карачаевские захоронения, аланский язык
На фото страница 349 из монографии "Древняя и среднекевовая история Карачаево-Черкесии" археолога Е.П. Алексеева.  Издательство Наука г.Москва 1971г.
Не надо быть большим специалистом чтобы увидеть приемственность и подобие захоронений от кобанцев к аланам от аланов к карачаевцам...
Как известно, что традиция захоронений самая устойчивая и консервативная у всех народов. Традиция захоронения меняется только со сменой религии или этнической культуры, т.е. при смене языка и традиций...
Надо здесь заметить, что  Е.П. Алексеева в тексте книги подстраиваясь к общему на то время советскому мнению об аланах-иранцах пишет "мы не можем отрицать участия аланского компонента в карачаево-балкарском этногенезе"...
Хотя данная страница с типом кобано-алано-карачаеских захоронений и название страницы "типы захоронений карачаевцев  и их предков" показывают прямую наследственность от средневековых алан к карачаевцам. 

Еще не конец.. буду обновлять и добавлять такие сведения...