четверг, 19 декабря 2019 г.

О последнем вали и верховном князе Кабарды


Вали и Верховный князь Кабарды-
горский балкарский князь  Кучук Джанхотов 
как подтверждение 
энциклопедических статей о тюрках-кабардинцах
Вид на Черекское балкарское ущелье 
Выставляем  небольшую исследовательскую заметку Хадиса Тетуева о последнем вали и верховном князе Кабарды тюркском балкарском князе Кучуке Джанхотове , которого официальная советская история Кабардино-Балкарии представляла как адыга. Данная заметка Х.Тетуева полностью вписывается в наше прошлогоднее исследование о тюрко-кабардинской аристократии у адыгов. Среди девяти пунктов о тюрках-кабардинцах в нашем исследовании мы привели факт называния балкарцев кабардинским племенем (народом) в двух статьях энциклопедии Брокгауза. Вот теперь, как десятый довод в ту же копилку о тюрках-кабардинцах-небольшая статья от Хадиса Тетуева о том, что последний вали Кабарды и ее верховный князь был балкарский князь Кучук Джанхотов. 

Балкарский Таубий (князь) Кучук Джанхотов
Хадис Тетуев


Балкарский таубий (князь), полковник царской армии, владелец аула Джанхот кабак Кучук Джанхотов родом из Черекского ущелья Балкарии.
Кучук Джанхотов-Верховный князь Кабарды (1809-1822),
первый председатель Кабардинского временного суда (1822-1830).
Крупный землевладелец и успешный политик. Его земельные угодья были в горах и на равнине.
Во многих исследованиях его представляют, как кабардинца, но это не соответствует истине.
В свое время родовое поселение Джанхотовых, Джанхот кабак (современное Псыгансу), после миграции кабардинского этноса на территорию Балкарии в первой половине XVIII века и впоследствии в течение XIX века, со временем, смешалась с вновь прибывшими поселенцами. Балкарское население к началу XX века было ассимилировано, в том числе и население, таких балкарских поселений, как Женок кабак и Мисака кабак.
Род Джанхотовых (Жанхотовых) из балкарских князей – Басиятидов (княжеская династия у балкарцев), которые возводят свой род из Чингизидов.
Кучук Джанхотов, к тому же был родственником князю Темрюку Айдарову, из пятигорских черкес, который тоже был в родстве Великому князю Московии Ивану Грозному, чьей женой царя была, дочь князя Темрюка княжна Кученей с балкарским именем. Такие же балкарские имена были и у её сестёр –Алтынчач и Малхурун. Случайность или нет, это покажет новые исследования исторических документов.
На самом деле в истории большая брешь, которую предстоит ещё изучать – это представление того, что объединяют в один этнос «пятигорских черкесов» и «кабарты черкесов», к ним же добавляют удельные владения Таусултана и Гиляксана. Это не не совсем так. Дальнейшие исследования документальных, источников полагаю, покажут, что «пятигорские черкесы» понятие более широкое, чем ранее, как предполагалось. Недаром балкарцы, называли себя – Беш Тау Эл – Пятигорская страна.
Возвращаясь к нашему герою, балкарскому таубию Кучуку Джанхотову скажем, что по линии Басиятидов, у Басията было трое сыновей: Абай, Айдабол и Джанхот от них и пошли три древних аристократических фамилий балкарцев, бассиятидов: Абаевы, Айдаболовы, Жанхотовы (Джанхотовы).
Еще в начале 17 века два брата Абаевых на месте нынешнего место нахождении г. Кизляр основали поселение, мы уже рассказывали о генералах братьев Горичей.
В их родословной сказано, что: "сии два брата происходят от владельцев Басиатова рода, владеющих народом хазарского племени балкарским или малкарским".
Кроме того, известно, что в конце 1780-х гг. Горичу-Большому русскими властями поручено было управлять Большой Кабардой, а Малой - Горичу-Меньшому. А в 1799-1801 гг. Иван Петрович Горич-Меньшой временно исполнял должность Виленского генерал-губернатора.
Видимо родственные связи с Горичами не были утеряны, и видимо не без их участия Кучук Джанхотов также служил в русской армии, был известным человеком в Балкарии и Кабарде.
Сохранились документальные исторические документы, о Кучуке Джанхотове и его родственниках.

....Один из таких документов, приводимые ниже это из материалов ЦГА КБР «Документы по истории адыгов 20-50-х годов XIX века, Нальчик, 2011г.

№4      1829 г. июня 13-го.- Показания жителя деревни
Джанхотовой Хамурзы Джанхотова

Балкарского ущелья деревни Джанхотовой житель Хамурза Джанхотов. сколько от роду себе лет не знает, веры магометанской. Поехали мы из упомянутой деревни в Чечню. к проживающему близ дня хода кабардинскому абреку Заурбеку. который заметил сестру нашу, с тем. дабы узнать. согласен ли оп взять за себя. На что он отвечал.
что если Кучук примет меня в число покорных.
то в то время выполню данное мною обещание.
а теперь оного сделать не могу потому, что нахожусь абреком и настоящего места у себя не имею.
По отправлении нашем в обратный путь догнал оп нас с товарищем своим Хосин Аизуровым ниже Яндыря. откуда мы все четверо вместе поехали до |неразб. |. где по позднему времени и остановились ночлегом у тамошнего жителя Музура. куда поутру майор Щелкичев пришел с командой солдат. окружили саклю. где мы ночевали и обезоружили нас сонных и доставили в крепость Владикавказ. Что все вышеописанное
показание мною сделано. в том присягаю Корану. в чем и подписываюсь. Хамурза Джанхотов, а за неумением его грамоте. по личной его просьбе расписался Горского казачьего полка перевозчик урядник.
Алексей Быков.
Ф. 16. Оп. 1.Д. 9. Л. 50.

№5.  1829 г. августа 5-го. — Предписание командующего войсками на Кавказской линии генерала от кавалерии Эммануэля командующему войсками в Кабарде полковнику
Уитакову относительно арестованных узденей Заурбека Муртазова и Хосина Анзурова
Доставленных к Вам от Владикавказского коменданта генерал- майора Скворцова в числе четырех. двух разбойников. Малой Кабарды узденя Заурбека Муртазова и Болыпой Кабарды узденя Хосина Анзурова, предписываю Вашему Высокоблагородию. заковав их в крепчайшие кандалы. отправить за строжайшим караулом к Георгиевскому коменданту подполковнику Глухову для суждения военным судом. а между тем. о всех злодеяниях, какие были учинены сими преступниками по надлежащей по делам выправке. сообщить об оных комиссии, учрежденной при Георгиевском ордонансе Гаузе. А как с означанными двумя разбойниками пойманы два учителя: Челемет (уже умерший) и Хамурза Джанхотовы. которые в участвовании и ими в том не оговорены. показывая. что они ездили с предложением из помянутых разбойников к Заурбеку Муртазову для того якобы, чтобы узнать, о намерении его. возьмет ли он за себя в замужество сестру их, засватанную им назад седьмой год, то предлагаю Вашему Высокоблагородию удостовериться как о поведении Хамурзы Джанхотова, так и | о времени его выезда из своей деревни и мне об оказавшемся донести с Вашим заключением, на каковой предмет прилагаю у сего снятое с него показание.
Генерал от кавалерии
Подпись
5 августа 1829
Горячие воды
Ф. 1. Он. Г.Д. 9. 1. 48. 49.
==================
=========
А также, более поздний документ, 1883 года это «Возражение Абрамовской Комиссии»:
В комиссию по исследованию современного положения землепользования и землевладения в Нагорной полосе Терской области
Землевладельцев пяти горских обществ Нальчикского округа Терской Области
подготовленные Басиятом Шахановым, таубием, юристом Большой и Малой Кабарды и Балкарии.

В данном возражении, обосновывая частную собственность, на землю перечисляя каждое из пяти балкарских обществ, Басият Шаханов дает разъяснения по Балкарскому обществу
«Укажем отдельные случаи пользования и распоряжения земельными участками, принадлежащими жителям Балкарского общества:
… №292 п.9 «Текергин»- Куплен Цукулом Жангуразовым с братьями от сыновей Темрюка и Кучука Жанхотовых.
П.8 «Тешикле» - Куплен Башиевыми, Темукуевыми и Казиевыми от внуков Тенгиза Жанхотова.
П.13 «Шаурдат»- Часть принадлежащей ныне Оразаевым в «Шаурдате» доли куплена Ахметкулом и Ортабаем Оразаевыми от Джанхота – Хаджи Жанхотова.
П.1 –Часть участка «Карасу», принадлежащая Пшемахо и Шаухалу Жанхотовым, отдана ими в бегенду Хаджи Жангуразову.
П.6 –То же и участок «Оракай».
П.10 –Часть участка «Джалпак» принадлежащая сыновьям Магомета, Муртазали и Хаджи-Жанхоту Жанхотовым, находится в бегенде у Акбаша Шаханова.»
(Джанхотовы и Жанхотовы – одна фамилия, прим. Х.Т.).

.....В своё время я уже писал о родословной Кучука Джанхотова, чем и вызвал большую бурю несогласия определенной части людей Кабардино-Балкарии, негодующих, что балкарцы претендуют на имя Кучука Джанхотова.
Полагаю, что после того, как раскрыта грандиозная афёра XXI века с виртуальным и мифическим «Канжальским сражением», бури возмущения по родословной балкарского князя Кучука Джанхотова, не должно присутствовать.
От Кучука Джапнхотова наследников не осталось. Но от его родного брата Темрюка (как напоминание о своем родственнике Темрюке Айдарове), потомки живы и сегодня. Они и сейчас помнят достойного представителя рода Кучука Джанхотова.

В 2015 году я был в гостях в гостеприимной семье потомков Абаевых и Жанхотовых, и на мои расспросы о родословной Кучука Жанхотова, я получил достаточно полную информацию от Абаева Шамиля Меджидовича (Мажидовича) жаннетли болсун, 1932 г.р., его жены урожденной от таубиев Балкаруковых, дочери Ибрагим- Хаджи Мариям- Фатимат Жанхотовой, 1948 г.р.
Темрюк, Кучук -братья;

Темрюк
Сыновья
Шаухал был женат Келеметовой Сафият
Пшемахо был женат Крымшамхаловой Жаннет

От Шаухала дети:
Къумукъ
Къазий
Бекирбий
Бийберт
Жетимингсом
Сарат

От Пшемахо дети:
Таукъан
Эльбуздук

Эльбуздукъ был женат на Балкаруковой Къылычхан
Дети
Магомет- жена Келеметова Елизавета Магомедовна
Ахмат- жена Темирболатова Замира

Кумукъ Шаухалович – жена Биева Салихат Сафар-Алиевна
Дети
Магомет
Тенгиз
Мариям
Маржан
Залимхан
Магомет Кумукъович- жена Балкарукова Мариям Ибрагимовна
Дети
Фатимат
Тамара
Руслан
Асият

Фатимат Магометовна – муж Абаев Шамиль
Дети
Жансурат
Мадина

Тенгиз Кумукъович- жена Байчорова Тамара
Дети
Ляля
Кемал
Залимхан
Азнауур
Проживают в Америке.

Залимхан Кумукъович- жена Цаликова Раиса Магомедовна
Дети
Магомет-жена Исхакова Мадина

Къазий Шаухалович –жена Урусбиева Шама
Дети
Фатимат
Софият

Фатимат-муж Анзоров Элькан
Дети
Мариям- муж Стас Назат
Гуля – муж Жанкулаев (из Жангулановых) Рамазан
Ида- Кештов Альберт

Софият- муж Кучуков Таусо
Дети
Фатима – муж Карсанов Руслан Ибрагимович
Тамила- муж Алиев Магомет
Хадижат- муж Цаликов Даниялбек
Жанна- муж Сюйюнчев Борис
Роза – муж Сосранов Руслан
Мухаммат
Аслан

Бекирбий Шаухалович – жена Мисакова Кызыйка
Сын
Жанхот

Бийберт - умер в Турции

Сарат Шаухаловна – муж Биев Маштай Сафар-Алиевич
Дети
Фатия- муж Мисиров Исхакъ
Жаннет – муж Урусбиев Сафар Солтанбекович
Магомет- жена Тохтамышева Шамсият

Кучук Джанхотов умер предположительно в 1830 году. Похоронен в своём родовом селении Джанхот кабак, современное поселение Псыгансу, добрая часть населения, которых несут в себе свойства балкарского родства, смешавшись со временем с кабардинцами.
Мира и добра, Кабардино-Балкарии!

Хадис Тетуев, историк
21.11.2019г. Нальчик

6 комментариев:

  1. Посмеялся. Бред чокнутого историка-фантазера. ХА ХА ХА ХА

    ОтветитьУдалить
  2. По тексту всё верно, совершенно, ошибок нет. Когда нечего сказать по сущеcтству, обычно так и ведут себя: посмеяться, оскорбить и прочие проявления несостоятельности.

    ОтветитьУдалить
  3. Фантазёры. Если назовёте фамилию отца Кучука Джнахзотова, которого звали Жанхот Татарханов, то ваша сказка закончится:). Князь Бекмурза Джамбулатов, внук Казы Пшеапшокова, оставил после себя шесть сыновей: Татархана, Шевлоха, Девлет-Гирея, Батоко, Кайсина и Эльмурзу. По своему отцу они назывались Бекмурзиными, а затем и Бековичами.

    У Татархана Бекмурзина (Бекмурзовича) были дети: Дети
    Кучук, Мухаммед и Джембулат. Голову лечите. Фамилии у адыгов русские для простоты образовывали от отчеств. Прадед Кучука был Кази (арабизм) Пшеапшуков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. каким боком бекмурза джамбулатов является адыгом... он князь адыгов , но не адыг. что, ваши князья стеснялись носить адыгские имена и фамилии... что русские давали вам имена и фамилии, тогда почему давали именно тюркские(русские тюрков не очень любили) имена и фамилии, а не русские... потому тебе и в пору лечится от паронои...

      Удалить
  4. сколько не говори эти адыгские басне писцы не унимаются... у вас князья тюркского происхождения... имена фамилии (всех членов семейства)-тюркские..от чего адыгский князь должен был отказаться от адыгского имени...во времена ссср значительная часть старшего поколения псыгансу свободно разговаривали на балкарском...и сейчас можно убедится в этом...

    ОтветитьУдалить
  5. Cальгапаров какие грибы принимает???

    ОтветитьУдалить