среда, 27 июля 2022 г.

Главный адыгэ ездил на ишаке

Глава адыгов Бетал Калмыков не имел тюрко-кабардинской лошади
Ахмад Салпагаров июнь 2022г.

Бетал Калмыков слева в 1925году
Бетал Калмыков слева и
 В.В. Куйбышев на ишаках
1925г под Эльбрусом

 Часть первая

I. Более года адыгский видеоблогер Аскер Хаширов выпускает на Ютуб многочасовые видеоролики, посвященные карачаевской породе лошади. 
Он не поленился наговорил по теме карачаевской горной породе лошади аж четыре видео по 30-40 минут в каждом видео.
В своих выступлениях Аскер Хаширов пытается доказать, что карачаевской горной породы лошади не было, но вместо карачаевской лошади была адыго-кабардинская лошадь. 
  
 Вероятно наш говорливый сосед решил, что он со своей компанией уже переписал тюрко-черкесскую и тюрко-кабардинскую историю на адыгов, теперь вот, пришла очередь, тюркских пород лошадей на себя переписать? Наивные и пустые надежды! 
Наоборот, Heshyr&Co придется вернуть настоящим хозяевам тюркскую историю полученную от сталинской исторической псевдонауки в виде подарка в 1927-1957гг! 



Во первых, Аскер Хаширов рекламируя себя честным историком, пытается полностью переписать тюркский этноним "кабар и кабардинец" и тюркский топоним "Кабарда" в пользу адыгов. Он пытается скрыть важные исторические факты, в том числе, называние карачаевцев-балкарцев кабардинцами и тюркское происхождение кабардинской элиты, не признававших себя адыгами. Например, последний тюрко-кабардинский, он же последний тюрко-черкесский князь Федор Бекович Черкасский умер почти в наше время, а именно в 1953году, в Париже.
Во-вторых, А.Хаширов игнорирует принципиальный факт многовекового проживания адыгов Кабарды на равнине, в Кумско-Терском степном междуречье. В то время как карачаевская и кабардинская породы лошадей являются горными породами лошади. Да именно Горными породами лошадей, а не степными породами как должно было бы быть, если бы они были адыгскими породами. В то время как карачаевцы и балкарцы с древнейших времен и до настоящего времени являются жителями гор, имеют географическое самоназвание "таулу", то есть "горец". Этим же словом, только по адыгски "къушхъэ", то есть "горец" называют карачаевцев-балкарцев и сами адыги. 
В-третьих, я уже приводил много исторических фактов называния кабардинцев хазарами, татарами... и тюрко-кабардинской аристократии адыгов. Например, в Описании Кабарды 1827г, полковник И.Швецов подробно описывает карачаевцев-балкарцев, однако Швецов в описываемой Кабарде ни разу не упоминает адыгов
детский сказочник из нальчика
Фотоскан выступления А.Хаширова на YouTube
 в котором он пытается переписать
тюркскую историю и культуру в адыгскую
с кричащим названием "Очередная ложь
о мифической карачаевской породе лошади"
В пятых, и самое интересное, в адыгском языке около 30 коневодческих терминов заимствованных ими из тюркского карачаево-балкарского языка, проникших в адыго-кабардинский язык вместе с тюрко-кабардинской породой лошади. Это является доказательстом того, что кабардинская горная порода производна от горной карачаевской породы и была отродием карачаевской породы. Позже адыгским коневодческим терминам тюркского происхождения посвящу отдельную статью.
Таким образом, фактов разоблачающих адыгские претензии Аскера Хаширова на карачаевскую и тюрко-кабардинскую Горные породы лошадей много, но и перечисленных пяти пунктов более чем достаточно. 
Перечисленные факты требуют от Аскера Хаширова документально показать через сколько веков после Карачаевой Кабарды 1640 года появилась Адыгская Кабарда, с тем чтобы Хаширов мог, хотя бы немного, обосновать свои претензии на тюрко-кабардинскую горную породу лошади, не говоря уже о его смешных претензиях на карачаевскую породу лошади!
Перечисленные факты требуют от Аскера Хаширова документально показать через сколько времени после Описания Кабарды 1827года с балкарским кабардинским народом, адыги были названы жителями Кабарды, с тем чтобы Хаширов мог, хотя бы немного, обосновать свои претензии на тюрко-кабардинскую горную породу лошади, не говоря уже о его смешных претензиях на карачаевскую породу лошади! 
А может наш "честнейший" Аскер Хаширов назовет адыгскую породу овцы, которую пасли на адыгской породе лошади или адыгские названия пастбищ наподобия карачаевских Чыраксырты, Ауарсырты, Бийчесын? 
Сегодня я познакомлю своих читателей с интересным фактом разоблачающим претензии Аскера Хаширова на тюркские Горные породы лошадей, на карачаевскую и кабардинскую лошади с целью приписать их в пользу равнинных адыго-кабардинцев

II. "Газета Юга" №36 (809) от 03.09.2009 опубликовала статью Елены Нировой под названием "В 100 лет начинаешь ощущать вкус к жизни". В ней были представлены воспоминания адыго-кабардинских долгожителей КБР.  "Газета Юга" существует с 1994года, печатается в Нальчике, распространяется в Кабардино-Балкарской Республике, учредителем и главным редактором является А.М. Битоков
Далее цитата из обозначенной статьи:  
"Фатимат Кумышевой из Каменномостского по паспорту 119 лет, но соседи утверждают, что ей намного больше: "Сама я родом из Баксанского района. Помню времена, когда Бетала Калмыкова в 1919 году назначили комиссаром по национальным делам. К нему приехали гости из Москвы, и жители нашего района их встречали. Нас поставили в две шеренги, парней в один ряд, девушек напротив. Пригласили единственного в районе мужчину-гармониста из Исламея, который должен был проезжать между нашими рядами и наигрывать музыку, а следом по сценарию должен был ехать на лошади Калмыков. Но оказалось, что в районе нет ни одной лошади, поэтому им обоим пришлось ехать на ишаках. Многим тогда хотелось смеяться, но боялись..." 
фантаст из нальчика
Главный адыгский видеоблогер Хаширов сделал
 многосерийные выпуски о карачаевской лошади,
но "честно забыл" рассказать 
о безлошадном главе адыгов Калмыкове.

Для тех кто не знает, поясняем: Бетал Калмыков был лидером адыгских большевиков,  с конца
 1918 года был чрезвычайным комиссаром Кабарды и комиссаром по Делам национальностей Терской области. С марта 1920 года председатель ревкома, облисполкома Кабардино-Балкарии. А теперь со слов свидетельницы Ф.Кумышевой выясняется, что Бетал Калмыков в 1919году будучи главой адыгской Кабарды не имел своей лошади. Более того, как засвидетельствовала в 2009году 119 летняя свидетельница Фатимат Кумышева даже целый адыгский район не смог предоставить своему лидеру Беталу Калмыкову и его московскому гостю двух лошадей и им обоим пришлось ехать на ишаках...

III. Данная информация в сентябре 2009 года была размещена на сайте "Газеты Юга"  по адресу:   http://gazetayuga.ru/archive/2009/36.htm
Из сайта газеты информацию о безлошадном главе адыгов Калмыкове 14 ноября 2021года я скопировал и выставил у себя на страницах в фейсбуке и инстаграм  https://www.facebook.com/Ahmad.Salpagarov/posts/pfbid02f29zsv7fU5w9q2DZM8iH8YMEiqoiukiMo3oECRjcn28HVzWbW67ZmtuAgmwmAGR5l
Однако уже через месяц, в декабре 2021года обозначенная информация из сайта "Газеты Юга" была удалена. То есть статья о безлошадном главе адыгов Б.Калмыкова провисела в интернете более 12 лет и была удалена после того, как я скопировал его и выставил на свои страницы в соц.сетях. 
Типичный примерчик, удаления и сокрытия фактов противоречащих "честнейшим" фальсификациям "честнейших" адыгских историков. 
Почему до сих пор не прокомментирует факт сокрытия информации наш честнейший Аскер Хьэшыр? А факт езды на ишаке главного адыгэ Бетала Калмыкова?
Но фальсификаторам российской кавказской истории не повезло, архив номера газеты  сохранился на https://web.archive.org, откуда мы повторно сохранили на https://archive.is
Ссылки на архивы номера "Газета Юга" №36 (809) от 03.09.2009 :  

IV. 
Бетал Калмыков слева в 1925году

На фото Глава Кабардино-Балкарии Бетал Калмыков и нарком РКИ В.В.Куйбышев на ишаках в Джылысу под Эльбрусом в 1925году. Выбор ишаков для фото был сделан самим Калмыковым. В 1925году советская власть уже укрепилась, Калмыкова с Куйбышевым сопровождала группа 13 балкарцев на лошадях и для фотографирования Калмыков мог сесть на лошади балкарцев или на лошади других сопровождавших его лиц. 
Калмыков мог бы подсказать Куйбышеву, что перед сопровождающим их народом сидевших на лошадях, они оба будут выглядеть несерьезно и придурковато, если сядут на ишаков. Сами посмотрите на фото: ноги всадников достают до земли, вместо седла они сидят на каких-то старых потертых шкурах, вместо уздечки для управления ишаками в руках Калмыкова кнут. Да, уздечки бывают как для лошадей, так и для ишаков. А кнут показывает, что Калмыков сел на ишака не для фотосессии, а управлял ишаком с помощью кнута и ездил на нём.   
Надо полагать, что Калмыков НЕ сел на лошадь и бессознательно выбрал ишака из-за своей многолетней безлошадной привычки, как выше засвидетельствовала очевидица Фатима Кумышева. Калмыков сам сел на ишака и своего высокопоставленного гостя из Москвы усадил на ишака, не отговорив его от этого.

Тут сразу возникает вполне закономерный вопрос к А.Хаширову и другим претендентам на тюркские Горные породы лошадей, на карачаевскую и кабардинскую лошади. Откуда у адыгов могла быть своя порода адыгской лошади, выдуманный в 21 веке "адыгэш", если самый главный адыг Калмыков в 1919году не имел своей лошади, даже в целом адыгском районе не нашел себе лошадь и потому ехал на ишаке? 
И почему в 1925году Бетал Калмыков, уже будучи во власти и имея возможность сесть на лошадь, все равно сел на ишака? 

И напоследок сравним два фото.
На первом фото слева: адыгский лидер Кабарды Бетал Калмыков на ишаке, на старой шкуре вместо седла, в мешковатом френче, явно большого размера, с непонятным головным убором, больше похожим на женский чепчик. Рядом с ним справа на ишаке советский государственный деятель В.В. Куйбышев.
На втором фото: подтянутый аккуратный Федор Бекович-Черкасский в тюркском национальной костюме, в папахе и черкеске, последний тюркский правитель Кабарды, командир казачьей сотни в 1913году, командир Татарского конного полка в 1917 году, командир Кабардинской конной дивизии в 1919году и последний представитель тюркского рода Черкасских, многие века владевших Малой Кабардой. 

Для релакса, простая задачка уровня школьного троечника, определить по внешнему виду и по одежде: Кто из этих двоих правителей Кабарды 
мог выращивать и иметь кабардинскую породу лошади, 
адыгский большевик Калмыков 
или 
тюрко-кабардинский князь Бекович-Черкасский?

 
Часть вторая
1. В адыго-кабардинском языке существует около 30 коневодческих терминов, заимствованных из карачаево-балкарского языка, в том числе такие основные как, подкова-нэл от карачаево-балкарского нал, плеть-къамышы от карачаево-балкарского къамчи, тамга-дамыгъэ от карачаево-балкарского тамгъа, холка-жал от карачаево-балкарского джал и т.д. Обращаем внимание на заимствованнное адыгами коневодческий термин, карачаево-балкарское слово "джал". Это именно карачаево-балкарское джокающее слово. В ногайском-кумыккском языке оно будет звучать как "йал".  Эти и другие коневодческие термины заимствованы из карачаево-балкарского, возможно и из ногайского языка вместе с кабардинской горной породой. Поэтому кабардинская горная порода производна от горной карачаевской породы, а не наоборот. О какой адыгской ( адыго-черкесской или адыго-кабардинской) породе лошади вместо карачаевской лошади толкует Хаширов и сотоварищи, если у них около 30 заимствованных коневодческих терминов из тюркского карачаево-балкарского языка?

2. Нет, в адыгском языке и собственного названия кумысу. Хотя возраст кумыса составляет несколько тысячелетий. Кумыс отмечен Геродотом у скифов, описанных им как "конееды и доители кобылиц". А человеческие останки из скифских курганов согласно современным  генетическим исследованиям дают такие же ДНК, что и у карачаевцев-балкарцев и кубанских ногайцев. То есть предки карачаевцев-балкарцев разводят лошадей и пьют кумыс несколько тысячелетий, как минимум со скифских времен. Но Аскер Хаширов не имея в адыгском языке собственных названий кумысу и другим коневодческим терминам пытается приписать в пользу адыгов  тюрко-черкесскую и тюрко-кабардинскую историю и культуру,  в том числе и 
горные тюркские породы лошадей

3.Кабардинскую горную породу лошади имела тюрко-кабардинская знать. А подвластное им адыгское население, судя по безлошадному главе адыгов Беталу Калмыкову, не имела лошади. Выше мы привели слова 119 летней Ф.Кумышевой, в 1919году, засвидетельствовавшей: "оказалось, что в районе нет ни одной лошади". По этой причине адыги не смогли предоставить лошадь для своего предводителя Бетала Калмыкова.

V. Конечно, факт отсутствия лошади у Бетала Калмыкова у главы адыго-кабардинцев разрушает претензии Хаширова и Ко не только на карачаевскую лошадь, но и на горную кабардинскую породу лошади. 

Особо честному Аскеру Хаширову надо дать пояснения своим слушателям: 
1. О какой адыгской лошади он говорит два года, если согласно свидетельств Фатимат Кумышевой в 1919году в целом адыгском районе не было ни одной пригодной лошади, чтобы дать лошадь главному начальнику адыго-кабардинцев безлошадному Беталу Калмыкову. Еще раз повторяем слова очевидца 119 летней Фатимат Кумышевой: "...Пригласили единственного в районе мужчину-гармониста из Исламея, который должен был проезжать между нашими рядами и наигрывать музыку, а следом по сценарию должен был ехать на лошади Калмыков. Но оказалось, что в районе нет ни одной лошади, поэтому им обоим пришлось ехать на ишаках..." 

2. Особо честному Аскеру Хаширову надо дать пояснения: как может быть, чтобы тюрко-кабардинская знать, например князья Бековичи-Черкасские, в т.ч. Федор Бекович Черкасский, современник Калмыкова, настоящий носитель этнонима "кабардинец", кумыкский кабардинский князь- ходили пешком, а их крепостные предки Аскера Хаширова скакали на лошадях?

3. Особо честному Аскеру Хаширову надо объяснить своим слушателям о какой адыгской лошади он говорит уже два года, не имея собственного адыгского названия кумысу, подкове, тамге, плети, холке и другим коневодческим терминам, позаимствовав эти слова из тюркского карачаево-балкарского языка вместе с тюрко-кабардинской лошадью, являющейся отродием карачаевской породы-?
из статьи  

В.Котлярова   https://viktorkotl.livejournal.com/244831.html     
первая часть статьи  https://viktorkotl.livejournal.com/244512.html
 

3 комментария:

  1. Что ты вообще такое несёшь 🤦🏻Я более чем уверен что большинство твоей же аудитории - карачаевцы и балкарцы от души посмеялись бы на тобой читая этот бред

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Опровергни всё написанное фактами подверждающими в документах, книгах, газетах и т.д

      Удалить
    2. Это ты что несёшь, посмотри на фото, или это женщина врет?

      Удалить