суббота, 10 мая 2014 г.

О значении этнонима АЛАН

О значении этнонимов АЛАН, БАРСИЛ, АРС, АС
и о самоназвании АЛАН у карачайбалкар
Ахмад Салпагаров (2009-2010)
этноним алан, снежный барс, этноним барсил, аланская история, аланы
Барс он же Алан

Вступление
Об истории алан написаны десятки книг и сотни статей, но до сих пор никто из претендентов на знание истории алан не дал ясного толкования этнониму алан. Предлагаю свое толкование этнонима Алан и уверен в том, что со временем оно будет принято всеми заинтересованными сторонами. После установления значения слова Алан, мы легко откроем значения связанных с Алан других этнонимов Барсил, Арс (аорс), Ас, о которых также рассказал в своей книге. Далее даю смысловой перевод небольшой статьи из своей книги " Аланхазар сыры..." опубликованного  в 2010г. на карачаево-балкарском языке. А исходные данные книги и страницы, содержание переведем : Ахмад Сылпагъар. АЛАНХАЗАР СЫРЫ- наурузла, сылпакъ-эрле,тамгъала. Невиномысск 2010. Стр.166-171 . (книга в PDF формате и краткая аннотация книги по-русски) В конце статьи выложены фотокопии соответсвующих страниц.
Европейское название красивого и сильного животного "леопард" в тюркских языках звучит как БАРС, ПАРС, БАРЫС.  Главная мысль статьи в книге выражается в том, что:  АЛА и АЛАН были табуированными иноназваниеми Барса- тотема древних предков карачайбалкар, а позже их самоназванием, связанный с желанием уподобиться силе и мужеству барса-алана.
Далее, не буквальный, а смысловой перевод своей статьи из вышеназванной книги.
Главные разделы статьи
1. АЛА-АЛАН

2. АЛАН-ЛАН...
3. БАРС - БАРСИЛ, Барс-АРС-АС 
4. Подтверждения моего толкования этнонима  Алан 
5. Использованные словари 
6. Приложение 1
1. АЛА-АЛАН
Из карачаево-балкарских ученых наиболее правдоподобное толкование этнониму АЛАН давал доктор филологических наук Алиев Умар Баблашевич.Он считал, что  этноним Алан производно от древнетюркского OĞLAN (ohlan-олан), т.е. сын. Слово Оглан, а позже Алан стало названием  древнетюркского народа в период патриархата. Противоположностью Оглан, по мнению  У.Б. Алиева, является слово ОГУЗ, производное от ОК-КЫЗ т.е. дочь, буквальное значение огкыз,т.е. семя-дочь(девушка). Огкыз-огуз стало названием древнетюркского народа в период матриархата. В обоих словах первое слово ОК, (древняя форма- УК) означает в карачаево-балкарском языке 1. стрела 2. семя (мужское).  Вполне правдоподобное объяснение через противопоставление оглан-огкыз. А от оглан-огкыз  производны современные названия народов алан и огуз.
Но в карачаево-балкарском языке сохранились и другие имена (слова) подобного словообразования Аслан, Каплан,Таулан, Сослан, Темирлан, Нурлан. И все эти слова являются мужскими именами. А два первых имени обозначают животных из семейства кошачьих, это Аслан-лев, Каплан-тигр. Также есть слова Оглан-Улан т.е. сын. Оглан- огузское произношение, а у карачаевцев-балкарцев это слово звучит как Улан, которое производно от древнего слова Уклан-Углан,где УК -1.стрела, 2.семя(мужское).
А может разгадка в семействе кошачьих? Посмотрим их названия по-карачаевски...
  • 1. киштик (кот), 2. аслан (лев), 3. къаплан (тигр), 4. барс (леопард), 5. акъ барс или ала барс (ирбис), 6.акъ барс или ала барс (снежный барс), 7. джолбарс (каспийский тигр), 8. кичи барс или уучу барс (гепард), 9. сюлесин или джаз киштик (рысь). 
Но что еще объединяет их, кроме общего  кошачьего семейства? Их объединяет окрас их шкур - все они пятнистые или светло-рыжие. Но слово с таким значением в карачаево-балкарском языке звучит как АЛА. Полное значение слова АЛА - Пятнистый, Пёстрый, Светлый. Но еще карачаевцы-балкарцы иногда обращаются друг к другу АЛА и называют друг друга этим же АЛА! А чаще всего в качестве взаимо-обращения и самоназвания используют более известное слово- АЛАН. Получается, что Ала, которое присутствует в названии снежного барса - Ала барс, используется в качестве обращения друг к другу. Посмотрим далее, насколько это случайно или закономерно.
  • Я считаю, что слово "ирбис" в исходном виде было "ала барс", которое в течении времени изменилось в иле берс, затем в ирбис. В качестве подтверждения можно привести следующий факт, что "илберс-илбис" промежуточное слово между ала барс и ирбис сохранилось еще в Семиречье, в области между Казахстаном-Кыргызстаном.
Посмотрим еще, есть ли в нашем языке цветовые обозначения людей или животных? Да есть. В нашем словаре есть словосочетание "боз иркине бошланыргъа", которое означает характеристику человеку- "поступать как заблагорассудится". Но буквальное значение - "наброситься как волк на своих баранов". Волк передается словом БОЗ, которое буквально означает "серый, светло-пепельный". Многие тюркские народы почитают волка как своего древнего предка, как народный символ и используют устойчивое словосочетание боз курт - серый волк. В прошлом предки карачайбалкар словом "боз - серый" называли просто волка. Впрочем и в русском языке есть нечто подобное. И русские, говоря о животном под словом "серый" подразумевают только волка. Но все же не так часто, как у тюрок. (Возможно русское "серый волк" - калька от тюркского "боз курт"). 
Пойдем дальше, словом АК- белый. Карачаевцы-балкарцы словом Ак- обозначают все молочные продукты в общем... А словом кара- т.е.черный- означает еще буквы, письменность.. 
( Прим. От карачаево-балкарского "кара", в древности "гара" в русский язык проникло понятие гара+мота, грамота в том же значении. Карачаево-балкарское "кара" в значении "грамота, буквы" есть еще в других известных русском слове "каракули" и в известном тюрко-еврейском этнониме "караим". Кара+кул, буквальное значение кара- черный, буквы +кул- рука, по смыслу непонятные письмена. "Караим" можно перевести   как 1.посмотрю- почитаю и 2. моя грамота, а буквально - моя чернота! Если кого-то смущает словосочетание "карачаево-балкарское слово или язык", применимо к древним русским словам, то можем это словосочетание заменить на равнозначное "алано-булгарское слово или язык" )
В тюркской истории известны много народов с цветовым обозначением Ак (белый) и особенно Кара (буквально черный, но и также сильный, могучий, настоящий) огромное количество этнонимов.  Например,  караим, каракалпак, карачай, кара ногай-ак ногай. Или вот еще Ак гоюнлу (белобаранные)- Кара гоюнлу (черно-баранные) конфедерация туркоманских племен, занимавших большие территории Турции, Ирака,Ирана от Азербайджана до Персидского залива в 14-15 веках. Поэтому нет ничего удивительного  в том, карачаевцы-балкарцы и их предки обращались к друг другу что более редким цветом Ала (пятнистый,пёстрый, светлый). 
.  Итак,
  • Ак- 1. белый, 2. общее название молочных продуктов, 
  • Кара -1. черный,  2. буквы, грамота  (3. смотри)
  • Боз- 1. серый, светло-пепельный,  2. волк
  • Ала- 1. пёстрый, пятнистый, светлый,  2. барс...
Таким образом БОЗ КУРТ серый волк, АЛА БАРС светлый пятнистый барс, со временем из этих устойчивых словосочетаний их определения Боз или Ала стали использоваться в существительном значении "боз" - как волк, "ала"-как барс. Интересно, что ала барс превратилось в ирбис, но промежуточное слово иле берс сохранилось в Семиречье!
Но одновременно слово Ала, хотя и не часто, но есть обращение и называние карачаевцами-балкарцами друг друга! Точно также, среди азербайджанцев бытует обращение друг к другу словом Ала! Но карачаевцы-балкарцы намного чаще обращаются друг к другу с Алан и называют друг друга Алан! 
И на основании, 1. Фонетического подобия Ала и Алан, 2. Обращения друг к другу  и называния друг друга словами Ала и Алан мы можем утверждать что, слова Ала и Алан связаны между собой и Алан происходит от Ала.
А на основании того, что цвета Ак (белый), Кара (черный), Боз (серый) использовались в качестве имен существительных, мы можем утверждать, что как Боз- серый использовался для обозначения волка, так и Ала использовалось для обозначения Барса. Данное утверждения подтверждается сохранением Илеберс-Илбис в казахском-киргизском языках в Семиречье, который является промежуточным между словами ала барс и ирбис. Таким образом простой анализ и логическое рассуждение приводит нас к выводу о связанности Ала и Алан и обозначении ими Барса.
Рыба форель, которую еще называют королевской в тюркских языках звучит как  Ала балык, т.е. пятнистая рыба. Считаю, что древние тюрки назвали форель Ала балык по подобию цвета её чещуи пятнистому окрасу снежного леопарда - Ала барс!  У форели (Ала Балык) темные, красные пятнышки на светлом теле рыбы. А может наоборот снежного леопарда Ала барс уподобили пятнистой рыбе Ала балык.  

2. АЛАН-ЛАН...
Выше мы перечислили карачаево-балкарские имена с окончанием -лан...
Аслан, Каплан,Таулан, Сослан, Темирлан, а также Оглан-Улан в значении сын. 
В карачаево-балкарском языке аффикс ла+н слово придает значение обладания, например сауут- оружие, а сауутла, оружия (мн.число), сауутлан- вооружись, будь готов к бою. Точно также с иностранным словом телефон, телефонла- телефоны (мн.число), а телефонлан- возьми с собой телефон, заимей телефон. Поэтому самое легкое так и объяснить имена, например Таулан, (тау-гора), т.е. Таулан- стань горой (т.е. большим), Сослан, (сос- гранит), Сослан- будь как гранит, Темирлен-Тимурлан,-- стань железным.  Но Аслан-стань Асом, Каблан- стань Кабом. (Известны же народы Асы и хазарский народ Кабар, т.е. Кабар от Каб+эр, мужчина Каб-Кап). В карачаевском языке олень Бу-Буу, а в башкирском уже Булан- олень, т.е Булан уже- будь стань оленем? В этом же ряду Оглан и Углан (Улан) - стань семенем мужским.. Но в этом ряду как объяснить подобное слово Алан?
Посмотрим на похожие русские слова- Олень, Лань. Они означают родственных животных. Вспомним, что в русском языке нет собственных слов начинающихся на А.. Может карачаево-балкарское Алан, стало по русски Олень и Лань? Что вполне возможно, учитывая то, что на севере не существовали барсы-леопарды. Поэтому название Алан с выпаданием начального А переходит на другое известное животное Лань. Также звук А изменяется в О и Алан изменяется на Олень. На первый взгляд натяжка. Но, чтобы показать, что это не натяжка у нас есть слова из английского и французского языков lion (лайон) и испанского языка leon (леон), которые по звучанию напоминают русское слово Лань, имеют значении лев ! А выше мы пришли к выводу, что карачаево-балкарское Алан, производно от Ала (пестрый, пятнистый, светлый) и Ала - Алан подразумевают  Барса.  
Выходит мы должны говорить о ностратическом слове ЛАН, означающем представителей кошачьих! Несмотря на то, что в русском языке Лань-вид оленя, а у европейцев lion (лайон), leon (леон) означает льва, я склонен считать,что у предков карачайбалкар слово Лан есть редуцированное от Алан и означало Барса-Леопарда.
  • У карачаевцев-балкарцев есть древнее имя Барис-Парис (или Барис/Парис+бий), производное как раз от Барс-Барыс. Но и Лев, Лео европейские, как и Леван, Леуан, Леон кавказские популярные имена...  
Таким образом карачаево-балкарское многообразие имен и слов с окончанием ЛАН есть двухсложные слова, где ЛАН общее ностратическое слово, значащее лев или барс! Но так как у нас, у карачай-балкар главное животное не Лев, а Барс, то и соответственно слово Лан, производное от Алан, будем переводить как Барс. И потому Таулан надо понимать не как "будь горой", а как "горный барс". Точно также все остальные слова (имена) Сослан- гранитовый барс, Темирлан железный барс, Аслан-  вид барса Ас- т.е.лев, Каплан- вид барса Кап-Каб т.е.тигр. А коренные слова Оглан и Улан, означают буквально семя барса, а по смыслу- сын. Понимание Оглан-Углан как семя барса, косвенно подтверждается тем, что у тюрок есть еще более древние слова со значением Сын - это оглу, углу, улу, улы !
Вывод.  
Ала-Алан - обращения карачайбалкар друг к друга и самоназвание. Ала-Алан одно из названий Барса.
Алан-Лан.  Лан ностратическое название животных у южных народов- лев и барс, у северных народов (русских) вид оленя. Слово Лан- сохранилось во многих коренных словах карачаево-балкарского языка. Алан- карачаево-балкарское древнее название Барса. 
И тут самое сложное определить какое слово первично Алан или Лан? Все таки я склоняюсь к мнению, что АЛАН первично по отношению к ЛАН, ибо оно в себе содержит слово АЛА - основной окрас всех представителей кошачьего семейства пёстрый, пятнистый, светлый...  
3. БАРС - БАРСИЛ, Барс-АРС-АС
(стр.170-173 книги фото не приложил)
Истории известно хазарское племя Барсил, Этноним  БАРС + ИЛ, где "Барс" название животного, а "Ил" в тюркских яз. (в татарском) в значении "народ, страна, племя". Барсил, есть "народ барсов или страна барсов". "Барсил" так называли себя  кавказские тюрки и также называли их соседи. В современном карачаево-балкарском языке ЭЛ означает народ, племя, село, редко страна. Форма Ил сохранилась в татарском языке. Например, Румелия, Рум+эли, область западной Турции, значит "страна румов- народ румов". Или название страны туркмен в Ираке Тюркменели, туркмен+эли.
В древних карачаево-балкарских словах есть правило выпадания начального Б, например "аллай-быллай" - такой-сякой, "алас-булас"- пестро-разноцветно, "анда-бунда" - там-тут...Это устойчивые древние словосочетания из двух слов. Как видно это одинаковые слова с выпаданием звука Б. Если допустить, что в паре слов Барс-Арс возможно такое же правило или даже обратное правило, что исходным было Арс, а производным Барс, то выходит, что Арс связано с Барс. Истории известен древний народ Аорсы, который мы вправе считать Арсами. Кстати сказать Арс и Урс индоевропейское слово означающее - 1.Белый, 2.Медведь. Но слово Арс есть в названии льва у огузов Арслан, в то время как у карачаецев-балкарцев, кумыков лев звучит как Аслан. Слово арс в видоизменном виде orozlan существует и родственников тюрок у венгров в значении-лев. Выходит что от Арс производно Ас. Но Ас есть корень арабского Асад, означающий также Льва... 
Вот и получается, что Ас, Арс (ороз) и возможно Барс это снова ностратические слова.. Но главное тут то, что вырисовывается связь между Барс, Арс, Ас. И снова значение этих слов возвращается к кошачьему семейству к львам и барсам. И встает вопрос кто наследовал и сохранил ностратические слова? Кого называли этими этнонимами? Ну конечно тех в языке, которых они сохранили исходные значения.
  • Посмотрим на осетин, на записных претендентов на имя алан. У осетин нет собственного названия льва, тигра, гепарда! Осетины не отличают горного снежного леопарда, от обычного леопард. Выходит, что у осетин очень бедный кошачьи лексикон. Вот они осетинские названия животных кошачьего семейства:  леопард - фыранк, мысы, лев -домбай, тигр-тигр, гепард – нет в словаре, рысь- стай, кот- гэды, тикис. А еще осетины называют зубра также как и льва-домбай! А медведя-арс. В то время как слово Арс у тюрок присутствует в названии льва- Арслан и у венгров Орозлан. Ну где тут аланы и барсы? Какие претензии на алан и барсов могут быть у осетин, если даже нет собственного названия им?  (Но тем не менее осетины, снежного барса посчитали барса своим национальным животным, увидев его изображение  в книге Вахушти Багратиони 1745г и которого он посвятил грузину Мачабели, проживавшему на территории нынешней Южной Осетии. Вот такая через-грузинская связь у осетин с барсом).  Чтобы пресечь претензии осетин на алан и асов укажем, что осетины (ироны-дигороны) Асами называют балкарцев-карачаевцев, что исключает их претензии на алан и асов. Ибо ни один народ своим настоящим Асским именем не называет соседей, кроме иронцев-дигорцев, получивших имя осетин от грузинского названия территории Осети, которое осталось от тюркского народа Ас.
Мало того что у карачаевцев-балкарцев и их предков существуют собственные дифференцированные названия кошачьих, самоназвание на основе слова Барс  (Барсил) и Алан, так еще у карачаевцев-балкарцев есть древнее имя Парис (Барисбий), название дня недели среды- Барас, балкарская княжеская династия Басиян.  И это все от слова Барс-Барыс.
Надеюсь теперь ясно почему в древности довольно часто упоминали вместе алан, асов (аорсов) и утверждали, что аланы и асы один народ. 
Выводы
1. Барс, арс, ас, лан- слова связанные меж собой общим кошачьим смыслом и ностратическим происхождением. В своем исходном значении как названия животных кошачьего семейства сохранились в тюркских языках в одно и многосложных словах- Барс, АРСлан, АСлан, Алан. В языке северных иранцев - осетин данные слова не существуют в значении животных кошачьего семейства. Слова Барс, Арс, Ас, Алан также являются этнонимами древнетюркских народов, связывающий их с археологической культурой звериного стиля Южной Сибири, Кавказа и Причерноморья (2 - 1 тыс.до н.э).
2. Алан исходное древнее карачаево-балкарское слово, связанное общим кошачьим смыслом с словами Ала и Лан. Слово Алан в настоящее время бытует у карачайбалкар как обращение друг к другу и как самоназвание народа, а в прошлом оно еще означало и барса.
  
 4. Подтверждения моего толкования этнонима  Алан, 
которые я обнаружил после написания своей книги
1. Через несколько месяцев в том же 2010г году вышла книга М. Джуртубаева, "Происхождение  карачаево-балкарского и осетинского народов", Нальчик, 2010 в (книга в PDF формате 7,8 МГБ), в которой автор независимо от меня слово  "алан" объяснил как имеющий значение "барс", но с другим толкованием, ала + ауанг  =алаанг = алан, где "ала" (см.выше) + "ауанг" 1. контур, очертания, 2. призрак, привидение, 3.неизвестное существо. Версия Джуртубаева, который утверждает, что "алан - пятнистое существо" не отменяет мою версию, а укрепляет и дополняет её. Разница в наших версиях состоит в толковании происхождения слова.  
2. В 2009-2010г. при написании статьи об этнониме АЛАН я не знал, что по-грузински "джики" значит  леопард . Так, но джики-зихи тоже древний кавказский этноним! Теперь понятно, почему джиков (зиков) часто упоминали вместе с болгарами или с аланами. А на картах  алан и джиков (зиков) размещали рядом. Карачаевское "джык" и балкарское  "зык"- обозначают "повалить, свалить", у этого слова есть ассоциативная связь с барсом, как со зверем сваливающим свою жертву. Вероятно аланское (карачаево-балкарское) значение барса в слове джык-зык было позабыто, но ностратическое слово "джики" в значении леопард сохранилось в грузинском языке. Грузинское слово "джик","джигет" в значении леопард (барс) и размешение народа джик-зих рядом с аланами подтверждает моё толкование, что Алан - есть Барс! (Буквально вчера на казахском форуме читал, что по-казахски "алан - означает  барсенок", но данному сообщению пока не нашел подтверждения из  казахского словаря, но и не все словари казахские еще проверил.) 
3. В азербайджанском языке точно также как и в карачаево-балкарском языке существует и более чаще чем карачайбалкары используется обращение и называние своего соплеменника словом АЛА.
4И наконец Алан  в казахском языке имеет значение "барсёнок"!
см.онлайн русско-казахский и казахско-русский словарь 
https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD/
и https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/ru/kk/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA/

алан по казахски

6. Использованные словари
1. Боташев М.О. «Карачаево-балкарско-русский терминологический словарь объектов природы» Кисловодск. 1998.
2. Джанибеков С.Ю. «Времена и люди Карачая Словарь-Справочник» Карачаевск 2009
3. Русско-карачаево-балкарский словарь Москва 1965г (Орус-къарачаймалкъар сёзлюк)
4. Къарачаймалкъар-орус сёзлюк Москва 1989
5. Къарачаймалкъар тилни ангылатма сёзлюгю, (Толковый словарь карачаево-балкарского языка) Нальчик. 1 том-1996, 2-том-2002, 3 том-2005.

6. Русско-осетинско-дигорский и осетинско-дигорско-русский словарь на сайте < http://slovar.iriston.com/index.php
7. русско-венгерский, русско-английский, русско-французский, русско-испанский электронные словари


Приложение 1
Скифо-сибирский звериный стиль, тагаурская культура
 БАРС. Скифо-сибирский звериный стиль
Для знающих карачаево-балкарский или кумыкский или крымско-татарский можно прочитать эти тексты. При желании страницу книги можете увеличить при наведении курсора на фото нажав на  меню "отрыть изображение"
Фото стр.166-167 из книги Ахмада Сылпагъар  "Аланхазар сыры..."
Фото стр.168-169 книги "Аланхазар сыры..."

Приложения 2. 
фото страниц из карачаево-балкарских словарей и 
осетинские потуги с расшифровкой этнонима Алан
Скриншот из статьи Аланы из Википедия по состоянию на 12.06.2014г. Получите удовольствие от потужных осетинских  объяснений этнонима Алан со значениями "хозяин, товарищ,гость, странствовать итд".  Сравните с вышеприведённой ясной барсовой этимологией связывающей воедино древние карачаево-балкарские этнонимы Алан, Барсил, Арс, Ас !!!
аланы это карачаевцы-балкарцы
 
 ниже фото из словаря...
Карачаево-балкарский словарь
Словом "Алан" карачаевцы-балкарцы обращаются только друг к другу, т.е. называют только себя. А также "Умное слово (пословица) оставшееся от аланских времен"
 Толковый словарь Карачаево-балкарского языка, Нальчик 1996г
Реже карачаевцы-балкарцы обращаются друг к другу словом АЛА


Толковый словарь Карачаево-балкарского языка Нальчик 1996г
Ала- общетюркское слово с одинаковым или близким значением.

Видеоклип- Барс и в Африке  как Барс (Ягуар)  
А сейчас Видео клип из Африки, показывающий почему предки карачайбалкар отождествляли себя с АЛАНОМ-БАРСОМ.  Африканский леопард называется ягуар. Ягуар и леопард животные одного рода кошачьих. Если африканский леопард (ягуар) охотился на антилоп и даже на крокодилов, то кавказский  леопард (барс, алан) охотился на зубров, косуль, маралов (кавказский олень) и т. д.
Первый лучшего качества, второй резервный- один тот же клип.
Охота африканского ягуара (барса) на крокодила!