суббота, 31 декабря 2016 г.

Карачаевский ковер 19века идентичный скифскому в Нью-Йоркском музее

Карачаевский шерстяной ковер середины 19 века выставлялся в Нью-йоркском музее Метрополитен в 2011г. в коллекции "Новое открытие исламского мира", впоследствии как произведение искусства продан за 23,18тыс.евро
Карачаевский (в т.ч.балкарский) народ созидатель, творец, да такой, что его домашние вещи приравниваются к произведениям искусства и выставляются в лучших музеях мира.

Далее длинная цитата из российского агентства РИА-Новости
"...Среди 1200 выставленных экспонатов удалось разыскать и один из Российской Федерации, хотя страна происхождения не указана, помечен только регион - Кавказ. Это шерстяной ковер середины 19-го века, названный "Карачов" (Karachov), хотя, скорее всего, имеется в виду Карачай, историческая территория проживания горного народа, которая входит в состав нынешней Карачаево-Черкесии. Этот этнос славен своим ковроткачеством, и ковры до сих пор являются здесь частью традиционного свадебного ритуала.
"Карачов" был приобретен Джеймсом Бэллардом, страстным коллекционером, который в своей жизни исколесил около 700 тысяч километров, путешествуя по Азии, Индии, Ближнему и Среднему Востоку. Он присутствовал при вскрытии гробницы фараона Тутанхамона, был одним из самых тонких ценителей искусства государства Тимуридов, и интересовался самобытной культурой народов Кавказа. Бэллард при жизни подарил свою богатейшую коллекцию из 120 ковров музею Метрополитен в 1922 году, и лишь сейчас, спустя почти сто лет, они заняли свое место в постоянной экспозиции. В ковровом собрании Бэлларда есть экспонаты, датированные 10 веком. Карачевский ковер определен в Метрополитен-музее как "kazak". Англичаниин Гарольд Лэмб, написавший в 1929 году книгу "Тамерлан", утверждал, что в этот период - до образования своего государства - Тамерлана называли также "kazak" - "казак". Хотя изначально так именовали всех бродячих степных воинов. Российский востоковед Василий Бартольд считал, что слово "казак" впервые появилось в XV веке и означает человека, "независимого от авторитетов и законов, ищущего приключений и потенциального геройства". Музей Метрополитен считается одним из крупнейших мировых хранилищ культурных реликвий, его посещают ежегодно около 5 миллионов человек, а открытие новой экспозиции – знаковое событие в истории музея -  сопровождается сериями тематических лекций, концертов и диспутов."

Через два года в 2013г. карачаевский ковер выставляется на аукцион в немецком городе Висбаден за очень приличные деньги в 23,18 тыс.евро.
Lot 180. Karachov Kazak rug. Sold for €23,180.
Дальнейшая судьба ковра неизвестна...
Но и это не все.. Хотел бы своему читателю предложить сравнить узор карачаевского ковра середины 19 века на первом фото с орнаментом скифского ковра, которому ок.2300 лет на нижеследующем фото
карачаево-балкарская культура, карачаево-балкарский обычай
Скифский пазарыкский ковер 5 век до нашей эры. Самый древний ворсовый ковер мира. Сравниваем с карачаевским 19 века...Пазарыкский ковер находится в государственном эрмитаже Санкт Петербург... Фото из статьи википедия "Пазарыкская культура"   Только слепой не увидит большой схожести и родственности между этим двумя коврами, которая явно присутсвует в окаймлении, геометрических фигурах, орнаменте. Добавим также, что основой древнейшей Пазарыкской культуры были европеоиды с гаплогруппой R1a, также как и 36% карачайбалкар. Но справедливости ради надо сказать, что среди пазарыкцев обнаружены также и монголоиды и другие гаплогруппы. Но факт схожести скифского и карачаевского ковра налицо.


Postcriptum
Уже через года после опубликования этой заметки по научным интернет изданиям прошла информация о том, что по ДНК исследованиям многочисленных скифских курганов от Алтая до Молдавии обнаружена идентичность их культуры и схожесть со тюркскими народами. Основным  создателем пазарыкской скифской культуры оказались носители R1a гаплогруппы субклада Z93, который имеется у 36% карачаевцев-балкарцев. 
Цитата от Сибирского отделения РАН:
"Ученые из Института цитологии и генетики​ СО РАН вместе с коллегами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы понять демографические основы истории скифов. Оказалось, что скифы с разных концов евразийской степи друг другу ближе, чем другим народам, а их потомки принадлежат к носителям тюркских языков. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications.
Ученые работали с полногеномными данными по восьми индивидам и митоходриальной ДНК 96 человек, живших в первом тысячелетии до нашей эры в евразийской степи, от Причерноморья до Алтая.
Выяснилось, что за единством скифской культуры железного века, прослеживаемым по археологическим открытиям, лежит и генетическое единство. Несмотря на то, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам, со временем поток генов, шедший в обеих направлениях, привел к унификации этого народа по всей степи. Что касается происхождения скифов, то исследователи выделяют два основных компонента: народы ямной культуры (евразийские кочевники бронзового века) и народы восточной Азии (северной Сибири).

Что же касается потомков скифов, то генетически ближе всего к ним современные популяции, обитающие недалеко от скифских захоронений, раскопанных археологами — что говорит о некоторой преемственности между группами населения. Потомков западных скифов можно найти среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных — лишь среди тюркоязычных народов (кыпчакская языковая группа). Последняя связка требует отдельного исследования: обычно считается, что экспансия тюркских языков в Евразии началась гораздо позже, от VI века нашей эры. Влияние скифов на этногенез тюркских народов может быть выяснено в рамках будущих генетических исследований."

Источники 

1.сайт РИА-Новости - http://ria.ru/weekend_art/20111030/475261233.html
2.сайт аукциона
3. фото пазарыкского ковра из википедия 
4. статья "Пазарыкская культура" на русском яз. на википедия