пятница, 24 апреля 2020 г.

Дом карачаевских черкесов Пятигорья на рисунке В.А.Полякова

тау-карачай топракбаш юй  т.е.
горский карачаево-балкарский дом с земляной крышей

Ахмад Салпагаров апрель 2020

На рисунке художника М.А.Полякова к поэме М.Ю.Лермонтова "Измаил бей" изображены черкесы Пятигорья перед своим домом, подобным горскому карачаевскому дому с земляной крышей
Рисунок В.А.Полякова к поэме М.Лермонтова
"Измаил-бей".
Исследователи сходятся во мнении что  В.А.Поляков (1801-1835г)  был крепостным крестьянином, современником М.Лермонтова, благодаря своему таланту художника, добившийся свободы и известности.[1]
Мы используем рисунок В. А. Полякова, опубликованный как иллюстрация к поэме "Измаил бей" в двухтомнике М.Ю. Лермонтова изданном в 1900г.[2]
Чтобы читатель не сомневался, что в поэме М.Лермонтова "Измаил бей" главные действия происходят в районе Пятигорья вспомним отрывок из поэмы, в которой упомянуты карачаево-балкарские (тюркские) топонимы Пятигорья-горы Бештау, Машук, Шат и река Подкумок. (см. гл.6 статьи "Районы Карачаевка и Аджи-кабак в Пятигорске") [3]

"...Давным-давно, у чистых вод,
Где по кремням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
А за крутым Бешту садится,
Близ рубежа чужой земли
Аулы мирные цвели,
Гордились дружбою взаимной.
Там каждый путник находил
Ночлег и пир гостеприимный;
Черкес счастлив и волен был.
Красою чудной за горами
Известны были девы их,
И старцы с белыми власами
Судили распри молодых....
...И Шат подъемлется за ними
С двумя главами снеговыми,
И путник мнит: «Недалеко,

В час прискачу я к ним легко!..." [4] 
Шат-тау одно карачаево-балкарских названий Эльбруса в значении "священный". 
На рисунке М.Полякова крыша дома представляет собой земляную насыпь с камнями, материал стен невозможно определить так как стены поштукатурены и побелены.Черкесский дом находится вблизи вечных снегов, напоминающих двухглавый Эльбрус. Имеется козырек со слоем земли и камнями. Вход в дом приподнят ступенькой. Художник изобразил устойчивый фразеологический штамп "дом у подножья гор" и трудно определить, дом соприкасается с горой или стоит отдельно. Мы не будем углубляться в детали пятигорского (карачаевского или адыгского) домостроительства, остановимся на двух главных конструкциях дома, на его крыше и стенах. Определения материала стен дома важно, потому что только крепкие стены могут выдержать земляную крышу, да еще с учетом увеличения веса земляного слоя крыши во время дождей из-за его намокания.
2. Об Измаил-бее
Считается,что прототипом поэмы М.Лермонтова "Измаил бей" послужил тюрко-кабардинский князь Измаил Атажукин (1750-1811), которого современные адыго-кабардинцы ошибочно представляют адыгом. В адыгском языке Бий означает Враг, а в карачаево-балкарском (ногайско-кумыкском) языке это же слово Бий означает князь. А Бей это уже турецкая форма от тюрко-кавказского Бий. Другим вариантом сословного титула Бий-Бей является Бек, например сохранившийся во многих языках титул "бейлер-бей или беклер-бек-князь князей"- т.е. заместитель хана в тюркских государствах. Именно с титулом Бек зафиксирован двоюродный брат Измаил-бея Арслан-Бек (Аруслан-Бек), зафиксированный искаженно как  РосламБек, подозреваемый в убийстве Измаил-бея. У адыгов княжеский титул звучит как Пшы и ни один адыг не назовёт сына Измаил-враг. Измаил-бей не был адыгом, а был тюрком-кабардинцем. И без приведённых доводов, достаточно много свидетельств русских историков и этнографов, самих кабардинцев 19 века о тюрко-кабардинской знати адыгов кабардинское имя которых закреплено за адыгами в 20 веке. Исмаил Атажукин в своей "Записка о жителях Кавказа" писал: "Кабардинцы же  и прочие с ними живущие, и именно древнего происхождения и отделившиеся от Мамая, Касаево поколения татары... Отметим одной веры (мусульманской) и одного языка татарского было только высшее сословие кабардинцев и абазин, народы же эти были еще в язычестве, и языки имели разные-адыгский и абазинскийсм.здесь [5]
...Но сегодня нашей целью не является исследование этнических родословий, мы будем сравнивать дома из рисунка Полякова с домами карачаевцев и адыгов с целью выяснения у какого народа М.Поляков срисовал дом черкесов Пятигорья.
У карачаевцев до сего дня сохранились дома 300-400 летнего возраста и огромное число фотографий карачаевских домов 19 века. см.ТВ репортаж о старейших срубных домах Европы в Карачае. [6] 
В то время как у адыго-кабардинцев не то, чтобы сохранились дома 19 века, но даже фотографий адыго-кабардинских домов 19 века на сегодня в сети мало. 
Карачаевцы (балкарцы) жители предгорий и гор строили монументальные долговечные дома с земляной крышей со стенами из деревянных бревен на каменном фундаменте, представляющие интерес русским и европейским фотографам 19 века. А из камня чаще строили сараи, так как деревянный дом был теплее каменного. 
Адыго-кабардинцы жители равнинного кумско-терского междуречья строили дома из имеющихся у них равнинных материалов: глины, соломы и веток ивы из речных пройм. Дома с соломенной крышей с турлучными стенами из плетеных веток, обмазанных глиной были недолговечны. Подобные турлучные дома фотографы 19 века встречали во многих районах равнинной России и Украины, вероятно по этой причине редко их фотографировали. (см.ниже описание Орквасова М.М. в 4 гл.)

3. Карачаевский срубный дом с земляной крышей
(топрак баш юй)
Художник В.А.Поляков достаточно близко к реальности изобразил дом черкесов Пятигорья, если сравнить его с горским карачаевским домом с земляной крышей. И это неудивительно с учетом проживания карачаевцев в районе Пятигорья, подтверждаемое многими фактами. Так как Поляков В.А. изобразил две снежные вершины отдаленно напоминающие двухглавый Эльбрус, можно сделать вывод, что сам он в Пятигорье не бывал, и сделал рисунок, по сообщениям людей бывавших в Пятигорье и видевших карачаевские дома с земляной крышей и двухглавую вершину Эльбруса. 
№1. Фото автора 2007г. Большой Карачай. Карачаевский срубный дом 19 века (или 18.в?) с земляной крышей находится в квартале Салпагаровых в Картджурте, на левой стороне Кубани-месте слияния Уллу-Кам и Махар. Дом нежилой, с 1943года высылки карачаевцев. Поэтому толщина земляного слоя крыши уменьшилась из-за многолетних ливней смывающих земляной слой крыши и отсутствия ухода. Крыша двухскатная с минимальным уклоном. В передней части сохранилась побелённая глиняная штукатурка защищенная козырьком на всю длину фасадной стены. Не защищённая глиняная штукатурка с торца дома смыта многолетними дождями и открыта стена, состоящая из бревен, частично сгнивших.








№2. Балкария. Чегем, Эль-тюбю. Семья Балкаруковых. 19 век. На фото дом идентичный по конструкции дому на рисунке М.Полякова, на котором он изобразил черкесов Пятигорья перед своим домом. Дом пристроен к горе, вероятно к скале с гротом, используемым как дополнительная комната. Крыша земляная, по краям крыши поставлены камни, для сохранения земляного слоя от размыва во время ливней. Стены побелены.
Этих двух фотографий достаточно для идентификации дома Полякова как карачаево-балкарский дом с земляной крышей. Но мы для большей убедительности добавим и фото адыгских домов, принципиально отличающихся от дома на рисунке Полякова.
4. Адыго-кабардинский турлучный дом 
с соломенной крышей
Вот как описывает стены адыгских домов Орквасов М.М. в своей книге с названием, необоснованно претендующим на тюрко-черкесское имя: "Материалы по архитектуре жилищ черкесов" стр.17
"При  этом  сохранялась  традиционная на Северном Кавказе техника возведения  стен  из  двух  рядов  плетня с забутовкой  внутри,  вместо возобладавшего в дальнейшем однорядного плетения и наружной обмазки. Дома черкесов, в начале ХVIIIв состояли из двух рядов кольев, воткнутых в землю, между коими вплетались ветви, а промежуток наполнялся глиной и крылся соломой. В качестве основы для, стен использовались также дерево (жерди, бревна) и связки камыша..." [7]  
Но подобные стены не выдержат многотонный вес земляной крыши, особенно в период дождей и поэтому у адыгских домов крыши соломенные.
Орквасов М.М прав, турлучные дома не являлись адыгским изобретением. Турлучные дома строили все жители равнин из-за отсутствия камня и брёвен. Турлучные дома это изобретение ногайцев, кумыков, черкесов-тюрок, русских казаков, заимствованное поздними пришельцами на кавказскую равнину адыго-кабардинцами во главе со своими ногайско-кабардинскими князьями. Само русское слово "турлучный" происходит от тюркского слова "турлук", в значении, "годный для пребывания" в противовес "юрте"- временному жилищу. 
№3. Адыгский дом из книги Орквасов М.М. "Материалы по архитектуре жилищ черкесов" Фото 1926г, Касаево- нынешний Баксанёнок в КБР. Крыша соломенная. Дом без козырька. До середины 20 века подобные дома были основным жилищем адыгов. Высшая знать адыгов в 19 веке имела такую же конструкцию домов, но побольше размерами, с камышовой крышей, иногда с козырьком и на деревянных сваях. Белая полоса посередине-это печь с дымоходом- см. следующие фото.

5.Выводы: 
Выводы очевидны. Приведённые фото карачаевского дома и адыго-кабардинского дома показывают, что рисунок М.Полякова изображающий черкесов Пятигорья перед своим горским черкесским домом, имеет своим прототипом карачаевский срубный дом с земляной крышей. 
Далее, чтобы не быть обвинённым в том, что выводы сделаны только на основании двух фотографий, ниже выложу дополнительные фото в двух приложениях карачаевских домов и адыгских домов.

                                      6.Источники
1. Изображение "В. А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Измаил-Бей». 1900" http://lermontov-lit.ru/foto/picture/70/lermontov-w5-c11-21078.htm 
2. Иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова художника В.А.Полякова https://pyc-reader.livejournal.com/1218774.html
4. поэма М. Ю. Лермонтова "Измаил-Бей" на лермонтовском сайте
5. Ахмад Салпагаров "Кабардинцы-тюрки в 1-й русской энциклопедии и других документах" https://a-salpagarov.blogspot.com/2018/12/kabardintsi-turki-v-entsiklopedii.html
7. Орквасов М.М. "Материалы по архитектуре жилищ черкесов"
8. Личные фотографии автора статьи из экспедиции в древние карачаевские сёла Карт-джурт и Хурзук в 2006г и 2007г


7. Приложение 1 
фото и рисунки адыго-кабардинских домов 19 века
№4. Адыго-кабардинский дом 19 века со стенами из плетеных веток обмазанных глиной и соломенной крышей и без козырька из книги Орквасова М.М. "Материалы по архитектуре жилищ черкесов". Это фото объясняет причину строительства некоторыми адыгами домов на деревянных сваях, которые также встречаются. Потому что стены глиняного дома от дождя начинали разрушаться как на этом фото- см.угол дома. Поэтому надо было для защиты стен дома и поддержания сухости, приподнять на сваях стены дома от земли, делая своего рода деревянный свайный фундамент и удлиняя этим срок службы дома. 








№5.Адыго-кабардинский дом богатого хозяина. Для 19 века дом большой, с учетом двух печей-дымоходов возможно дом для двух братьев. И здесь козырька нет. В отличии от обычных адыгских домов-крыша камышовая, печи расположены внутри дома. 





















№6.Адыгейский рисованный дом из сайта 
"Энциклопедия народы и религии мира" По конструкции похож на адыгские дома на фото 19 века. Отличие в камышовой крыше и дополнительном укреплении крыши деревянными подпорками на низком фундаменте.
№7.Фото конца 19 века или начала 20 века. Панорамный вид на адыго-черкесский аул Зеюко в КЧР. Основан Джанбулатом Атажукиным в 1840годах. Дж.Атажукин до этого несколько лет проживал к Картджурте, рядом с кварталом Салпагаровых и в Теберде перед переселением к Малому Зеленчуку. Причина проживания в Карачае-враждовал с другими Атажукиными и Каноковыми. В конце концов Каноковы убили его. Значительную часть его отряда составляли карачаевские уздени и он свои набеги из Карачая делал против Каноковых и Атажукиных. Карачаевцы посвятили Джанболату песню и как нибудь позже расскажу его историю. Крыши домов покрыты материалом похожим на камыш. 
8. Приложение 2. 
Фото карачаевских (балкарских) срубных домов 18-19 веков
Теперь загружаем современные фото старинных карачаевских домов и старинные фото карачаевских домов 19 века.

№8.Карачаевский срубный дом с земляной крышей, оштукатуренный побелённый, 
на почтовой открытке конца 19 века (так называемое "отрытой письмо)
№9.Карачаевский срубный дом с земляной крышей О.Байчорова. Один дом побелён, 
второй дом в естественном деревянном виде. Смотрите на массивность брёвен стен

Добавлю несколько своих фотографий 2006-2007гг в дополнение к вышеопубликованному под №1 из экспедиции в Картджурт, Учкулан и Хурзук в 2006-2007гг. Во всех трех селах сохранились древние срубные дома и хозпостройки. Но количество их невелико. В период выселения карачаевцев с ноября 1943 по апрель 1957г в Большом Карачае жило ок. 4 тыс. грузин (сванов) переселённых в пустующие дома, выселенных карачаевцев. Все 14 зим с 1943 по 1957гг они топили "свои" карачаевские дома разбирая соседние бесхозные карачаевские дома. Логика была проста- зачем напрягаться пилить, обрубать, тащить издалека тяжёлые свежесрубленные брёвна, если рядом чрезмерно много сухих брёвен пустующих домов. По этой причине значительная часть карачаевских древних срубных домов были разрушены и уничтожены в 1943-1957гг.
Наша республиканская власть будь она чуть по-патриотичной могла бы в Большом Карачае создать музей под отрытым небом отремонтировав и сохранив, разрушающиеся древние карачаевские дома. Приехали археологи и этнографы из Чехии установили,что в Карачае самые старейшие срубные деревянные дома в Европе.
 №10.Мельница в карачаевском Хурзуке. Чешские специалисты оценили возраст мельницы в минимум 300 лет. На фото видно,что под зданием большой просвет. По этому месту протекал арык, отведённый от протекающей рядом реки, который крутил жернова мельницы. Мельница построена в тех же конструкциях и материалах, что и жилые дома- срубные стены и земляная крыша.Стены выложены из массивных бревен, высота стены ок.2,2 м.
№11. Карачаевский срубный дом с земляной крышей в селе Хурзук. Постепенно насыпая грунт, уровень дороги подняли на высоту середины дверей дома. Фото интересно тем,что хорошо видна сохранившаяся толщина земляного слоя.Несмотря на размывание земляного слоя с 1943г многими десятилетиями, толщина земляного слоя сохранилась в ок. 50 см. И это минимальная толщина укладываемого на крышу земляного покрова. Толщина земляного слоя крыши в рабочем состоянии колебалась от 50см до 100 см...
В качестве подтверждения, что карачаевцы знали технологию сложной каменной кладки из круглых речных камней, добавляю фото полуразрушенного здания.... части сарая с земляной крышей. Сарай 19 века находится рядом жилым со срубным домом в Картджурте в квартале Салпагаровых, изображённым на фото №1. (см.выше). Утеплённый сарай предназначался для содержания зимой дойных коров и молодняка, то есть ягнят и телят. А для себя карачаевцы предпочитали срубные дома.
№12. Вид с фасада на часть полуразрушенного каменного сарая с земляной крышей. Дата постройки неизвестна, вероятно 19 века. Но точно известно, что вынужденно оставлен в 2 ноября 1943г. без последующего поддержания рабочего состояния.
 №13 Вид на сарай с торца. Фото интересен сохранившейся каменной кладкой. Как видно кладка осуществлена из речных округлых камней. Но в этой части сарая, по причине обрушения крыши, из кладки многолетними дождями вымыт глиняный раствор, связующий кладку. Но несмотря на вымытие скрепляющего раствора каменная стена не обрушилась, что говорит о мастерской работе карачаевского каменщика.
  

3 комментария:

  1. Диана Шамилевна Папшуовасуббота, августа 15, 2020

    ДА, вы правы, отчасти, "Бий", в переводе с черкесского означает враг, но есть еще слово "бей", означает богатый!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Папшуовы ответвление от Салпагаровых, возвращайтесь назад!

      Удалить
  2. редкостный бред

    ОтветитьУдалить