пятница, 14 февраля 2020 г.

Полковники Ушаков и Петрусевич установили вольного кабардинца Килара

Полковники Ушаков и Петрусевич указали этническое происхождение вольного Килара-первовосходителя на Эльбрус
Ахмад Салпагаров февраль 2020г
из серии статей: кто покорил Эльбрус
Начальник Кабарды подполковник Ушаков участник экспедиции Эммануэля в 1829г. не внес в списки узденей Кабарды "вольного кабардинца" адыга Хилара Хаширова, якобы участника экспедиции к Эльбрусу, но полковник Петрусевич, Начальник Баталпашинского уезда в 1868г вписал в списки узденей Карачая род "вольного кабардинца" Хилара Хачирова, подтвердив этим его вольный статус и первовосхождение на Эльбрус.
Список Большой Кабарды
князьям и разных степеней узденей
от 5.08.1829г. из Сборника документов
по сословному праву народов
Северного Кавказа 1793-1897гг
Нальчик, 2003г., т.2 стр.150-205,

под номером 1- Кучук Джанхотов, 
балкарский кабардинский князь.
В предыдущей статье мы рассмотрели предписания  генерала Ермолова и полковника Подпрятова о запрете жителям Кабарды на прохождение Кавказской линии без разрешения Начальника Кабарды, что опровергает утверждения фальсификаторов об адыгском пастухе Хиларе в Приэльбрусье. А также мы изучили Описание Кабарды 1827г, составленное Начальником Кабарды Швецовым, в котором он тюрко-татар балкарцев отнес к кабардинскому народу, но не упомянул адыгов. Что также опровергает утверждения фальсификаторов об адыго-кабардинце Хиларе-первовосходителе на Эльбрус. В этой же статье мы выясним кто такие "вольные кабардинцы" Хилар и его спутники, упоминаемые участниками экспедиции Эммануэля.
1.Хилар/Килар был "один из вольных кабардинцев" 
или "из числа вольных кабардинцев"
1.1. Вначале нашего исследования посмотрим как характеризовали Килара (Хилара) участники экспедиции Эммануэля. Воспользуемся исследованием Игоря Паши о личности Килара, в котором он в одной статье процитировал оригинальные тексты всех участников экспедиции Эммануэля, описавших Килара. [1]  
1. из Рапорта Генерального Штаба Порутчика Щербачев:
"Один только человек из числа вольных кабардинцев взошел на самую вершину Эльбруса, ...за тот подвиг получил сей кабардинец по имени Киляр хаширов положенный приз 100руб. серебром" [2]

1.2. 
Из описания дня восхождения по книге венгерского путешественника Янош Карой Беша: "Также выразим восхищение отвагой простолюдина родом из Большой Кабарды, живущего в вольном селении на Нальчике. Имя его Киллар, он единственный из всех восходивших в тот день к вершине Эльбруса имел счастье достичь ее"[3]

1.3. Корреспондент Тифлисских ведомостей А. Щастливцев (перепубликация в газете С-Петербурские Ведомости) писал: 
"По возвращенiи нашихъ путешественниковъ мы узнали, что удалецъ, рѢшившийся одинъ взобраться на самую высокую точку Эльборуса, и тѢмъ доказавшiй возможность сiе исполнить, былъ одинъ изъ вольныхъ Кабардинцевъ бывшiй прежде пастухомъ. За совершенiе сего подвига, сей неуклюжiй и храмой Черкесъ, по имени Киляръ, получилъ предназначенный Генераломъ Эмануелемъ призъ, изъ 400 рублей ассигнацiями и 5 аршинъ сукна состоявшiй." [4]


1.4. Сразу обращаем внимание на то, как одинаково и независимо друг от друга охарактеризовали Хилара поручик Шербачёв и корреспондент Щастливцев.  Оба они указали, что только Хилар "из числа вольных кабардинцев" и  "один из вольных кабардинцев" смог подняться на Эльбрус. Определение "один из кабардинцев" или "из числа кабардинцев" подразумевает, что у Хилара были спутники-его соплеменники. Если бы Хилар был один, то употреблялся оборот речи "вольный кабардинец Хилар". Но словосочетание "один из вольных кабардинцев" или "из числа вольных кабардинцев" подразумевает, что с Хиларом в день восхождения были еще и другие "вольные кабардинцы". И кто же? 
Почему Хаширов и Ко, обвинившие во лжи всех авторов карачаевцев-балкарцев, писавших о Хиларе, до сих пор не называют адыгские фамилии других "вольных кабардинцев" участников восхождения на Эльбрус?
1.5. Однако, мы назовем карачаевца Амантиша (Магомеда) Дудова,  спутника Хилара. Карачаевского князя "черкеса М.Дудова" вместе с "черкесом Хиларом" академик Ленц назвал участником восхождения на Эльбрус академик Ленц. Но по терминологии поручика Щербачева и корреспондента Щастливцева Хилар и его спутник карачаевский князь Дудов не просто черкесы, а уже "вольные кабардинцы". Из других источников известно, Амантиш (Магомед) Дудов будучи прорусским карачаевским князем, из-за вражды с протурецким карачаевским княжеским родом Крымшамхаловых, выехав из Карачая, в 1826-1829гг проживал в районе крепости Нальчик. Мы считаем, что Килар в ходе экспедиции находился в компании князей Дудова или Уруспиева, но не в компании с князем Крымшамхаловым. В пользу такого мнения говорит карачаевская народная песня, из которой следует, что Хилар был в неприязненных отношениях с Крымшамхаловым и из-за этого он уехал из Карачая. И по причине того, что князья Дудов и Уруспиев проживали не в Карачае, а в российском округе Кабарда, то Хилар и Дудов в сообщении Щербачева и Щастливцева были названы "вольными кабардинцами" [5]

1.6. Другой академик Г.И. Радде свидетельствует :"когда я в 1865 году находился в деревне Хурзук в Карачае и выбирал себе проводников для восхождения на Эльбрус, я встретил старика, участвовавшего в восхождении 1829 г., и узнал от него много подробностей."  [6]
Будь старик, которого встретил Г.И. Радде, князем Магомедом Дудовым, который к 1864г., имел офицерский чин подпоручика и две российские медали «За покорение Западного Кавказа» и «За службу на Кавказе», наблюдательный Радде отметил один из этих отличительных фактов [7]. Старик карачаевец "участник восхождения 1829г", упомянутый Г.И. Радде,  по терминологии Щербачева и Щастливцева, был "из числа вольных кабардинцев" участвовавших в восхождении на Эльбрус...

1.7. Итак, мы имеем свидетельства двух академиков о двух карачаевцах-спутниках Хилара "из числа вольных кабардинцев". Один из них академик Э.Ленц сам был участником восхождения на Эльбрус. Но два других участника экспедиции Эммануэля поручик Шербачев и корреспондент Щастливцев на них же указали, как на "вольных кабардинцев", бывших спутниками Хилара в день восхождения. Но адыгских "вольных кабардинцев" бывших спутниками Хилара никто до сих пор не упомянул и не назвал. Как видно, были названы только карачаевские "вольные кабардинцы"! 
1.8. Из Описания Кабарды 1827г, сделанного Начальником Кабарды, полковником Швецовым совершенно очевидно, что все население в области Кабарда, подчинённое Кабардинскому полку, Швецов называет кабардинским народом. При этом полковник Швецов в Описании Кабарды 1827г как часть кабардинского народа перечислил пять подразделений нынешних балкарцев, но не назвал ни одного адыгского села, даже вообще не употребил слова "адыг". Он же Начальник Кабарды Шевцов указывал на селение "Чегемские в 12 верстах от Нальчикской при ущелье живущих Чегемских татар", которое подходит под определение Вольное. Карачаевцы-балкарцы не называли свои селения по фамилии князей, подобно адыгам и русской администрации.  В Карачае и Балкарии в большинстве сёл проживало только свободное сословие узденей без какого либо князя, которым и подходило обозначение "Вольный аул" в отличии от адыгских сёл именовавшихся по фамилии своего владетельного князя или узденя первой степени. Поэтому то, карачаевский узден Хилар и карачаевский князь Дудов, проживавшие в 1829г в Кабарде были названы тюркским этнонимом "вольные кабардинцы". [8]
Факт неадыгского, географического, полиэтнического значения слова "кабардинец" в 1829г очевиден. Поэтому толкование словосочетания "кабардинец Хилар" как равнозначный современному адыго-кабардинскому значению, установившемуся только в советское время является бесчестным и непрофессиональным приемом.  

2.Кто есть вольный кабардинец в 1829году?
Теперь вернёмся к "вольным кабардинцам" и выясним каково было значение слова "вольный" в начале 19 века. Современные толковые словари толкуют слово "вольный" как "свободный, независимый, нестеснённый, имеющий возможность поступать по собственной воле и т.д." Но в толковом словаре Т.Ф.Ефремовой дается его устаревшее значение: "Тот, кто не находится в рабстве или в крепостной зависимости."  [9] 
Именно в сословном значении поручик Щербачев и корреспондент Щастливцев употребляли словосочетание "из вольных кабардцев".  "Вольный кабардинец Хилар" означает, что Хилар "не находился в рабстве или крепостной зависимости". 
Надо заметить,что в Российской империи начала 19 века сословное положение человека имело намного больше значения, чем его этническое, религиозное и материальное положение. Этот важнейший фактор общественной жизни народов Российской империи позабыт и сословное положение Килара и его спутников не учитывается в исследованиях посвященных истории первовосходительтсва на Эльбрус. Однако русские участники экспедиции поручик Шербачев и корреспондент Щастливцев отметили именно сословное положение Хилара и его спутников указав, что он "один из вольных кабардинцев". И как мы выше выяснили, письменные источники упоминают, помимо Хилара, еще двоих карачаевцев "из числа вольных кабардинцев", участвовавших в восхождении на Эльбрус.

Согласно адыгской версии о Киларе, он был беглый крепостной ( или раб), отказавшийся переселится со своим хозяином за Кубань. И якобы русская администрация признав вольность Килара, якобы позволила поселиться ему около крепости Нальчикской в 1823г, откуда он якобы ходил пасти неизвестно чей скот, на реке Малке, выше Каменного моста, за 70-80 км от Нальчика. Сама эта схема натянута и ложна так как имеет много противоречий здравому смыслу и кабардинскому сословному праву. 
Но пока для нас важен сословный статус адыгского Килара, становится ли свободным вольным человеком крепостной (раб), убежавший от своего хозяина? Согласно кабардинского сословного права и российских законов начала 19 века беглый раб или крепостной не становится вольным человеком, а становится ослушником законов. Однако фальсификаторы Хаширов и Ко утверждают, что российские власти якобы дали беглому крепостному Хилару вольность, за то, что их хозяева не подчинились российским законам и убежали за Кубань, в Карачай и поселили у крепости Нальчик. Однако давать вольность и делать крепостного свободным в 1820годах, значило бы изменить его сословное положение, переводя из сословия крепостных и рабов в сословие свободных азат узденей или по-адыгски уорк-шаотлигуса. Но без изменения сословного положения-нет "вольного кабардинца", а есть временный карантин (поселение), до возможного появления хозяина крепостного. И пока сам хозяин крепостного или раба не дал ему вольности, его крепостной остается в неопределённом, подвешенном состоянии беглого холопа, но не в положении "вольного кабардинца", лица свободного сословия. Но если бы российская власть действительно перевела бы беглого крепостного в вольное сословие, то согласно значению слова "вольный кабардинец", должна была перевести его из сословия крепостного в сословие вольных свободных, записав в список узденей 4 степени (уорк-шаотлигуса). 

  3.Упоминается ли "вольный кабардинец Хилар" 
в списках вольных кабардинцев Кабарды?
3.1.Вначале обратимся к книге Гориславского, Зюзина и Хаширова, которую мы уже ранее цитировали:
"Лишь кабардинского проводника Килара Хаширова Емануэль увидел в трубу Доллана на ледовой вершине Эльбруса. ...Георгий Арсеньевич спросил о заветном желании вольного крестьянина, и Килар ко всеобщему удивлению, обратился с просьбой зачислить его в Кавказский полуэскадрон, созданный Емануэлем из горской знати. Килар был из простолюдинов и, чтобы не обидеть отважного горца отказом, начальник области определил его в русскую армию." [10]
Как видно, согласно авторов-фантастов, сам генерал Эммануэль определил "проводника Килара Хаширова" в полуэскадрон состоящий "из горской знати". Попутно заметим, что войско, сопровождающее, охраняющее экспедицию Эммануэля, в числе которых был и 14 летний сын генерала, состояло из 600 пехотинцев и 350 конных казаков. И эту огромную войсковую махину к Эльбрусу вёл якобы "адыгский пастух проводник Килар Хаширов" беглый крепостной непонятного статуса. И по мысли фальсификаторов разумные люди должны поверить в чушь, что генерал Эммануэль пригласил беглого крепостного в качестве проводника для своего войска, а после зачислил беглого холопа в полуэскадрон состоящий из князей и узденей! А князья и уздени элитного полуэкадрона будут за это очень благодарить генерала Эммануэля. 
Ну-ка, мы проверим данное утверждение, присутствует ли имя "вольного кабардинца Килара Хаширова" в сословных списках свободных вольных узденей Кабарды.
Через 15 дней после возвращения экспедиции Эммануэля в Пятигорск-Горячеводск, 5 августа 1829г. участники экспедиции на Эльбрус начальник Кабарды подполковник Ушаков и его секретарь майор Шарданов  (см.прил.1) составили поименный список князей и узденей Кабарды.  
Другими словами Ушаков и Шарданов составили список "вольных кабардинцев", список лиц свободных сословий, тех "кто не находился в рабстве или крепостной зависимости". Список Ушакова-Шарданова приведён в "Сборнике документов по сословному праву народов  Северного Кавказа 1793-1897гг"  Нальчик, 2003г., т.2 стр.150-205, отредактированным шестью адыго-кабардинскими профессорами истории. (см.фотосканы). 
Последняя страница списка князей и 
узденей Большой Кабарды по состоянию на 5.08.1829г 
из Сборника документов по сословному праву 
народов Северного Кавказа 1793-1897гг 
Нальчик, 2003г., т.2 стр.150-205, 
 Нет "вольного кабардинца Килара Хаширова" 

 в списках Большой и Малой Кабарды стр.205-212
Составлено майором Шардановым и
подполковником Ушаковым.
В поименном списке князей и узденей Кабарды, то есть в списке вольных кабардинцев Кабарды не оказалось имени "вольного кабардинца" адыга Хилара Хаширова, якобы зачисленного в элитный полуэскадрон и награжденного 100 рублями и сукном, бывшего еще проводником большой войсковой группировки! [11]
3.2. Но "вольный кабардинец Хилар", будь он действительно вольным адыго-кабардинцем обязательно был бы записан этот список даже без участия в экспедиции Эммануэля и без зачисления в элитный полуэскадрон. 
3.3. Ну, а после успешного участия в таком уникальном историческом восхождении на Эльбрус адыго-кабардинца Килара, будь он адыгом, сам подполковник Ушаков участник экспедиции Эммануэля обязательно и легко вписал бы адыго-кабардинца Килара в число узденей 4 степени. Начальник Кабарды полковник Ушаков перевел бы беглого холопа Хилара в сословие азат-узденей (уорк-шаотлигуса по адыгски) как раз состоявших из бывших холопов получивших свободу, будь адыга Хилар первовосходителем на Эльбрус, как утверждают фальсификаторы.
Но как свидетельствует список Ушакова-Шарданова, в списке князей и узденей Кабарды составленном в 5.08.1829г., через 15 дней после восхождения, нет адыго-кабардинца Килара Хаширова ни в качестве "вольного кабардинца", ни в качестве первовосходителя на Эльбрус в награду переведённого из крепостного сословия в "вольное" свободное сословие узденей...  

Род "вольного кабардинца"-Хыйлара Хачирова записан 
в список свободных (вольных) сословий Карачая
фотоскан К.Т.Лайпанов
"Карачай и карачаевцы",Черкесск, 2005, стр.258
из Списка лиц свободных сословий
Баталпашинского уезда подписанного
начальником полковником Петрусевичем
Килар и его спутники- карачаевцы обозначены как "вольные кабардинцы". Мы посмотрим списки карачаевских вольных людей, списки лиц свободных независимых сословий Баталпашинского уезда, составленные в 1868-1872гг. Комиссией карачаевского народа, под председательством полковника Петрусевича, Начальника Баталпашинского уезда. Ранее этой даты, в Карачае подобные списки не составлялись. И мы обнаруживаем, что в списках лиц свободных сословий присутствует фамилия Хачировых, состоящая из семи семей, зафиксированные под именем главы семьи с сыновьями или братьями без указания их имен. [12] Как известно карачаевский Хилар Хачиров не имел потомства и вероятно, что к 1868-74г. будучи одиноким стариком присоединился к кому нибудь из ближайших родственников в Карачае или Баксане за пределами Карачая или к завершению составления списков в 1874г. умер.
Здесь главное то, что род Хачировых, состоящий из семи семей, включён в список вольных и свободных сословий и этим подтверждается правомерность называния Хилара Хачирова (Хаширова) "вольным кабардинцем". Наличие семи семей Хачировых в 1868-1872гг показывает, что род Хачировых возник намного раньше 1829года и имеет более древнюю историю по сравнению с адыго-кабардинскими Хашировыми, только одна семья которых была зафиксирована в 1858г. (см.ниже). Кроме этого, карачаевский род Хачировых до 1829года и после 1829г имели постоянное местожительство в древнем Карт-джурте под Эльбрусом в отличии от адыго-кабардинского рода Хашировых, которые не имеют бесспорных доказательств жительства не то, что рядом с Эльбрусом, но и в Вольном ауле под Нальчиком, расположенном за 180-190 км от Эльбруса. 
Кроме этого карачаевская народная песня о Хиларе ( Хыйсе) Хачирове, опубликованная в 1998г в газете " Карачай",сообщает подробности о Хиларе, показывающие его свободное и вольное состояние и подтверждающие правомерность включения Хачировых в список Петрусевича. А именно то,что Хилар ( Хыйса) сам свободно приняв решение об эмиграции в Османскую империю весной 1829г выезжает из Карачая и по дороге передумав возвращается в Баксан к родственникам. Такие свободные самостоятельные перемещения невозможны были для крепостных.
Таким образом, анализ списков лиц свободных (вольных) сословий Кабарды и Карачая выявил, что 
1.в списках Карачая в 1868-1874гг зафиксирован род Хачировых,
2.в списках Кабарды, составленных в 1829г., через 15 дней после восхождения на Эльбрус, отсутствует Килар Хаширов и род Хашировых. Список Кабарды составлялся участниками экспедиции на Эльбрус, Начальником Кабарды полковником Ушаковым и майором Шардановым, видевшими и знавшими "вольного кабардинца" Хилара, но не включившие его в список  "вольных кабардинцев" Кабарды.
На этом можно закрывать тему "вольного кабардинца Килара" за которого фальсификаторы выдают беглого крепостного адыга Чылара, но на самом деле "вольный кабардинец Килар" оказывается карачаевским узденем Хилар Хачировым (Хашировым).

P.S. В используемом нами Сборнике документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг Нальчик, 2003г., т.2 стр.150-205 (Больщая Кабарда) и  стр.205-212 (Малая Кабарда) не оказалось  "вольного кабардинца Килара Хаширова". Однако же балкарская исследовательница Лейла Гергокова в числе семи вольноотпущенников из аула Индарова Алимурзы в Малой Кабарде обнаружила Хаширова Темурко.[13] В вышеупомянутом и используемом нами сборнике документов по сословному праву, на стр.238, в том же списке семи вольноотпущенников аула Алимурзы Индарова записан Хаимров Темруко. Хаимров Темруко включен в посемейный "Список княжеских, узденских  фамилий и равно вольноотпущенников Малой Кабарды", составленный приставом Малой Кабарды майором Кундуховым в 25.05.1858г. Но как бы то ни было, Хаимров Темруко или же Хаширов Темурко, житель аула Индарова, расположенного в Малой Кабарде в районе Моздока, отдаленного от Нальчика на 100 км или на 280-300 км от Эльбруса никак не может претендовать на первовосходителя на Эльбрус Хилара. Наоборот, обнаружение Темурко Хаширова опровергает адыгские претензии на карачаевского Хилара Хаширова (Хачирова) из-за географической отдаленности места его проживания от Нальчика, из-за несовпадения его возраста и имени с Хиларом.

Приложение
1. То, что Начальник Кабарды, подполковник Ушаков участвовал в экспедиции Эммануэля сообщает исследователь Игорь Паша, своим точным переводом отчета венгра Беша, публикуя отсутствующий фрагмент в книге Хаширова и соавторов и "технично" намекая на их фальсификацию. Игорь Паша пишет, "Приводимые выдержки из Беша я перевел сам. Желающих ознакомиться с более полным переводом его эльбрусских главок отошлю к книге Гориславского и др, ... Там, правда, отдельные переводы местами не очень техничны... Кроме того, в русской версии Беша без всяких указаний обрезаны необязательные по мнению переводчика или авторов "длинноты"... В моем тексте все места изъятия отмечены многоточием в квадратных скобках" [14]
Как видно, подполковник Ушаков участвовал в экспедиции Эммануэля, при том как один из главных действующих лиц. Из этого следует, что с ним должен быть и его подчинённый адыго-кабардинец майор Шарданов. Тот же Янош Беш упоминает майора Шарданова в числе приглашённых на большой бал в Пятигорске по поводу завершения экспедиции на Эльбрус. И еще, то что майор Шарданов был в числе участников подтверждается записями Купфера, в которых встречаются несколько адыгских топонимов, являющиеся переводами из карачаевского языка, которые мог назвать только переводчик и участник экспедиции адыго-кабардинец. Из этого следует, что подполковник Ушаков и майор Шарданов видели и знали Килара-первовосходителя на Эльбрус и будь Килар адыго-кабардинец, то они внесли бы Килара как "вольного кабардинца" в список лиц свободных сословий Кабарды, составленный ими сразу после завершения экспедиции Эммануэля.

2. Облегчу задачу фальсификаторам и прихватизаторам карачаево-балкарской истории, сделав аннонс будущих статей, которыми буду заниматься через 3-4 месяца, чтобы они имели много месяцев для поиска ответов. 
Следующая статья будет сравнением Прошения братьев Киларовых о выделении им земли, по причине того, что они якобы являются сыновьями Хилара с книгой Ш.Ногмова "История адыхейского народа"... Ногмов, свидетель многих перепитий восхождения на Эльбрус, свою книгу написал в 1839-1844гг , в которой с его же слов пытался "заслужить благосклонное внимание" русской публики, фальсифицируя историю в выгодном для адыгов свете, например только на одной его странице мы обнаружили пять фальсификаций (читай п.4 по ссылке) Но Ногмов, исписав многие страницы своей книги малозначительными фактами, ни разу не упомянул своего современника, уникального человека, как "адыгэ Килара Хаширова, проводника тысячной войсковой группировки Эммануэля в Карачай и первовосходителя на Эльбрус".

Также, ответим человеку, который вместо правильного чтение известной фамилии Крым-шамхаловых, читает как Крым-шакаловы, наделав массу ошибок и фальсификаций, месяцами пытается представить своих оппонентов карачаевцев-балкарцев, Е.Симонова и др. фальсификаторами.
Мы свою работу будем делать не спеша, не ограничивая себя во времени, уверенные в том, что жители КЧР и КБР достойны того, чтобы знать правду, имеют право знать игнорируемые и скрываемые факты. 

Источники
[2] Генерального Штаба Порутчика Щербачева Рапорт          http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5192
[3] описания дня восхождения по книге венгерского путешественника Янош Карой Беша в статье Игоря Паши
[4] "Экспедиция к Эльборусу", сообщение корреспондента А.Щастливцева в газетах "Тифлисские Ведомости" № 34 от 23.08.1829г, С-Петербургские Ведомости №113 от 20.09.1829г   http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4402
[5] академик Ленц о черкесах Киларе и Дудове  http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7475
https://a-salpagarov.blogspot.com/2020/01/uchastniki-ekspeditsii-Emmanuelya-karacherkesi-Hilar-i-Magomed.html
[6] Г.И. Радде, газета  "Кавказ" № 26 от 28 февраля (12 марта) 1869 г., статья "Путешествие ГГ. Фрешфильда, Мура и Теккера по альпийским высотам Кавказа, летом 1868 года",  стр. 2-3. 
[7] Ш. М. Батчаев, Князья Дудовы в войнах России XIX - начала XX вв, рукопись, ЦГА КБР. Ф.16. Оп.1. Д. 61. Лл. 23-26.
[8] Составитель А.Ч.Абазов, автор И.В.Швецов, Описание Кабарды 1827года, Нальчик 2010г. http://ranar.spb.ru/rus/doc_publ/id/365/
[9] Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой https://gufo.me/dict/efremova/%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9
[10] И.А.Гориславский, С.А.Зюзин, А.В.Хаширов, "Первовосхождение на Эльбрус лето 1829 зима 1934",  Нальчик, 2017г., стр.5 
на a. https://cloud.mail.ru/public/JUtM/roqsjMw8T
[11] Сборника документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг , Нальчик, 2003г., т.2 стр.150-205
[12]  К.Т.Лайпанов , "Карачай и карачаевцы", Черкесск, 2005, стр.258 (Список лиц свободных сословий Бий, Чанка и Узден в Карачаевском обществе Баталпашинского уезда.)
[13] Фейсбук страница Лейлы Гергоковой  https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2883978315023661&set=a.919666058121573&type=3 со ссылкой на Мамхегов А.Б. "Высшие сословия Кабарды" Нальчик 2006г
[14] Jean - Charles de Besse. Voyage en Crimée, au Caucase, en Géorgie, en Arménie, en Asie-mineure et à Constantinople, en 1829 et 1830, pour servir à l'histoire de Hongrie Chap. VI-XIII. Paris, Delaunay, 1838.

Комментариев нет:

Отправить комментарий