Кабардинская она же Горская (Карачаевская) лошадь
в Российском атласе и Военной энциклопедии 19-20 века
Ахмад Салпагаров март 2023г
серия: карачаевская лошадь
Оглавление
1.Вступление
2.Иппологический атлас 1889года о кабардинской лошади
3.Военная энциклопедия 1915года о кабардинской лошади
4.О местах улучшении кабардинской или горской-карачаевской лошади
5.Тезисы из предыдущих статей о Карачаевской слободе в Пятигорске,
о тюрках-кабардинцах и Выводы.
Приложение 1. О карачаево-балкарском Кенже-Гендже тай
и азербайджанском Гяндже
1.Вступление
Некоторые адыгские историки и общественники, не довольствуясь сталинским подарком в виде тюрко-кабардинских имени и истории, продолжают свои многолетние попытки представить карачаевскую породу лошади как отродие несуществующей адыгской породы лошади. Мы же в ответ пишем опровержения на подобные бессовестные и безосновательные претензии.
В первой статье я привел свидетельства об отсутствии лошади у лидера адыгской Кабарды Калмыкова в 1919г, см.мою статью "Главный адыгэ ездил на ишаке".
Во второй статье я привел свидетельство о том, что коллектив из семи лучших адыгских лингвистов составителей адыгского словаря 1955года не отличали кумыс от молока, см.мою статью "Кумыс опровергает выдумки об адыгской породе лошади".
А в третьей статье я привел факты называния тюрко-кабардинской лошади ногайским словом "аргамак", см.мою статью "Ногайско-кабардинская лошадь АРГАМАК в русских словарях 19 века".
Теперь же, в четвертой статье я приведу факты из Иппологического атласа и Военной энциклопедии 19-20вв, в которых Кабардинская порода лошади идентифицирована как Горская и Карачаевская лошадь. Но в обоих справочниках нет даже упоминания "адыгэш" или "адыгская лошадь". А ещё, из российских справочников мы узнаём об улучшении Кабардинской лошади в не свежовыдуманном адыгском конезаводе Дмитрия Кодзокова на Малке, а в царских правительственных конюшнях вблизи с Пятигорской Карачаевской слободой и в Азербайджане в Гяндже.
2.Иппологический атлас 1889года о кабардинской лошади
Предлагаю для обозрения два рисунка из коневодческого справочника- "Иппологический атлас для нагляднаго изучения верховой лошади" выпушенным в 1889году в Санкт-Петербурге. Автором атласа является генерал-майор Александр Александрович Бильдерлинг. С 1875 по 1890 года он был начальником Тверского и привилегириванного Николаевского кавалерийских училищ. В 1901году ему было присвоено звание генерала от кавалерии. (см.биографию в википедия) Поэтому можно утверждать, что А.А.Билдерлинг в конце 19 века был одним из лучших специалистов в российском коневодстве.Генерал-майор Бильдерлинг объединяет Кабардинскую или Горскую лошадь с Карабахской лошадью в одну кавказскую породу и рисунки обоих пород дает вместе, смотри рисунки.
Тут у объективного исследователя возникает вопрос, а где же абхазская лошадь или адыгейская лесная лошадь, родственные лошади с выдуманной лошадью "адыгэш"? Почему в одну кавказскую породу объединили только тюрко-кабардинскую и тюрко-карабагскую лошади?
Обратите внимание на то, как называет А.А. Бильдерлинг кабардинскую лошадь. Он называет её двумя равнозначными названиями "Кабардинская или Горская лошадь", а не просто "кабардинская лошадь" как её называют в настоящее время.
3.Военная энциклопедия 1915года о кабардинской лошади
В Военной энциклопедии составленной лучшими военными специалистами России в 1911-1915годах, в словарной статье "кабардинская лошадь", лошадь снова названа равнозначными словами "Кабардинская или Горская". Военная энциклопедия уточняет, что "Кабардинская или Горская лошадь принадлежит монгольскому типу".
Статья заканчивается словами: "С Кабардинской лошадью сходна по типу лошадь Карачаевская, распространенная в гористой местности верховъев р. Кубани, но ростом она меньше." А словарная статья "Карачаевская лошадь" в Военной Энциклопедии имеет ссылку на "смотри кабардинскую лошадь".
Таким образом, сразу в двух специализированных российских справочниках, в Ипполлогическом атласе изданном в 1889 году и в Военной энциклопедии изданной в 1911-1915годах "Кабардинскую лошадь" называют вторым равнозначным названием "Горская лошадь".
И данный факт у любого исследователя вызывает естественный вопрос, какой народ мог создать и вырастить "Горскую лошадь"? Почему составители коневодческих справочников 19 и 20 веков не назвали Кабардинскую лошадь адыгской лошадью или хотя бы степной лошадью, а назвали Горской лошадью и сходной с Карачаевской лошадью? Ответ для честного человека ясен и очевиден. Адыго-кабардинцы являются многовековыми жителями равнин и степей. Они не могли создать "Горскую лошадь", потому адыгов не упомянули и не назвали их именем лошадь. Но карачаевцы-балкарцы являются вечными жители гор, представителями кавкасионской расы, сформировавшейся на Центральном Кавказе несколько тысяч лет назад. Поэтому-то кабардинскую лошадь назвали равнозначным названием "Горская лошадь", указывая тем самым на карачаевцев, как на создателей кабардинской лошади. А для сомневающихся, что кабардинская порода лошади создана горцами- карачаевцами-балкарцами, Военная энциклопедия дополнительно указала что, Кабардинская лошадь сходна с Карачаевской лошадью!
Если быть очень точным, то я считаю что, в исходном виде кабардинская лошадь была ногайским степным аргамаком. Но за счет многократных скрещиваний в 18-19 веках с карачаевской лошадью, кабардинская лошадь стала сходной с карачаевской горской лошадью.
В 19 веке "Кабарда-кабардинец" были географическими понятиями, а не политическими или этническими понятиями как в настоящее время. Название "Кабардинская" однозначно и бесспорно не указывала на адыгов, как это закрепили большевики в 1922году, образовав национальный округ и автономию Кабарда для адыгского населения! Настоящими кабардинцами были тюрко-кабардинские князья не признававшие себя адыгами. Но об этом мы расскажем в конце статьи.
4.О местах улучшении кабардинской или горской-карачаевской лошади
Генерал-майор Бильдерлинг в Иппологическом атласе и Военная энциклопедия называют два депо и одну случную конюшню, где сохраняли и улучшали Кабардинскую-Горскую лошадь. Военная Энциклопедия пишет: "Для улучшения этой породы учреждено правительственное депо. Затем на Кавказе имеется 2 заводских депо, Кубанское и Елизаветпольское, и Кабардинская случная конюшня близ Пятигорска."
По сути своей, под словом "депо" здесь понимается заводская конюшня. Кубанское депо находилось в русско-казачьем Майкопе. А вот Елизаветвольское депо неожиданно оказывается в Азербайджане!
В иппологическом атласе Бильдерлинга, в главе XLVIII "Заводские конюшни", местонахождение Елизаветпольского депо указывается как "Джеванишрский уезд". С 1804 по 1918года Елизаветполем по-русски назывался азербайджанский город Гянджа.
Конечно, факт Елизаветпольского депо для сохранения горско-кабардинской карачаевской породы требует дополнительного изучения. Хотя, от Нальчика до Майкопа 400 км, а до Гянджи 540 км, и в общем это сопоставимые расстояния. Даже от Пятигорска расстояния в Майкоп и в Гянджу (Елизаветполь) составляют сопоставимые величины 320 км и 620 км.
Интересно, что Генерал-майор Билдерлинг в 1889году и Военная Энциклопедия в 1911-1915 годах не упоминают Малкинский конный завод, якобы основанный Л.Кодзоковым в 1870году. Согласно адыгских фальсификаций Малкинский завод, находяшийся в адыгском селе Приречное являлся местом выращивания и улучшения кабардинской породы лошади.
Генерал-майор кавалерии А.А. Билдерлинг в 1889г, а затем Российская Военная энциклопедия в 1911-1915гг упоминают Елизаветпольский конный завод в Азербайджане и случную конюшню вблизи Пятигорска, где находилась Карачаевская слобода, как места выращивания и улучшения кабардинской она же горская-карачаевская породы лошади!
5.Тезисы из предыдущих статей о Карачаевской слободе в Пятигорске,
о тюрках-кабардинцах и Выводы.
Надо сказать, что до даты основания русского Пятигорска, под горой Машук распологалась Карачаевская слобода. Я ранее уже приводил исторические свидетельства о районе Карачаевка в Пятигорске, о карачаево-балкарских топонимах Пятигорья, о Карачаевской приходской школе в Пятигорске.
Напоминаю об этом, чтобы сказать, что случная конюшня горских или кабардинских лошадей близ Пятигорска имеет больше шансов быть связанной с карачаевцами, нежели с адыгами. Потому что карачаевцы-христиане из Пятигорской Карачаевской слободы в конце-начале 19-20 веков еще помнили свое родство с карачаевцами-мусульманами высокогорья. Они бесспорно должны были участвовать в работе Пятигорской случной конюшни, упоминаемой в иппологическом атласе и военной энциклопедии, улучшая качество лошади за счет лучших жеребцов Горской карачаевской породы, она же кабардинская порода.
Первое, в двух статьях энциклопедии Брокгауза 1897г. упоминаются тюрки-кабардинцы. В первой статье "Балкария", балкары названы кабардинским племенем. Во-второй статье "Тюрко-татары", написанной лучшим этнографом Российской императорской академии наук Л. Я. Штернбергом "горные кабардинцы" и "кабардинцы долин" отнесены к тюрко-татарам.
Второе, только карачаевцы-балкарцы с самоназванием "tawlu-горец" являются многовековыми жителями гор. Сами адыго-кабардинцы, многовековые жители равнин и степей, также называют карачаевцев-балкарцев "къушхьэ", то есть "горец".
Третье, в исторических источниках 17-18 веков кабардинцы многократно назывались татарами, карачаевцами (балкарцами), хазарами, ногайскими мурзами. Но обратного не встречается, то есть карачаевцев и балкарцев никто не называл адыгами. Но кабардинцев адыгами начали называть только в середине 19 века.Тем более равнинные адыги в прошлом управлявлялиь тюрко-кабардинскими мурзами, настоящими владельцами земли и живности на ней.
Таким образом, Кабардинская она же Горская, она же Карачаевская порода лошади создана карачаевцами балкарцами в горных условиях Центрального Кавказа. Претензии адыгов (Хаширова и Ко) на карачаевскую, на горскую или кабардинскую породу лошади как на адыгскую породу лошади - безосновательны! Два равнозначных названия "Кабардинская или Горская" в Иппологическом атласе 1889г, идентификация Карачаевской лошади с Кабардинской лошадью в Военной Энциклопедии 1915г, не упоминание имени адыгов рядом с кабардинской-горской-карачаевской лошадью, многочисленные свидетельства и факты о тюрках-кабардинцах бесспорно указывают, что создателями кабардинской или горской или карачаевской породы лошади являются карачаевцы-балкарцы. Дополнительно к перечисленным фактам мы обнаружили более 30 коневодческих карачаево-балкарских терминов в адыгском языке, о которых мы расскажем в следующих статьях.
Таким образом, вышеупомянутое ни дает ни единого шанса адыгским фальсификаторам присвоить тюрко-кабардинскую и тюрко-карачаевскую породы лошадей как адыгское произведение.
Приложение 1.
О карачаево-балкарском Кенже-Гендже тай
и азербайджанском Гяндже
Карачаево-балкарское название села Кенже под Нальчиком и название азербайджанского города Гянджа являются одним древнетюркским словом в значении "молодой". Карачаево-балкарское "гендже" в турецком языке звучит как genç-генч. В древнетюркском словаре "kenç-кенч" означает "ребёнок".
В карачаево-балкарском языке существует коневодческий термин со словом гендже - "Гендже тай" - в первом значении "кличка богатырского коня нартов",
во втором значении "жеребёнок трёхлетка",
а в третьем значении "породистый жеребёнок".
Нарты, современники скифов-гуннов, как известно легендарные предки карачаевцев-балкарцев. В дополнение к Гендже-тай, в карачаево-балкарском нартском эпосе существует нартский род "Генджоклары-Кенджоковы", где Генджоклары от Гендже Ок- значит Семя (Сын) Молодого. Какая связь существует между азербайджанским Гянджа и карачаево-балкарским Кендже (Кенже), Гендже тай и тюркскими лошадьми предстоит выяснить будущим исследователям.
Вероятнее всего, что карачаево-балкаркий Кенже и азербайджанский Гянджа, являются сокращенным вариантом от имени нартского жеребца Гендже-тай. И создание правительственной царской конюшни для горской-карачаевской (кабардинской) породы в азербайджанском Гяндже не является случайным событием, а имеет глубокий внутренний смысл.
И под конец, для поднятия настроения своего читателя добавлю. Адыгские авторы как обычно пытаются присвоить все карачаево-балкарское, например в википедия написали, что "Кенже" происходит от адыгского слова "чэнж- мелкий, мелководный". Но фантасты и фальсификаторы не могут объяснить, как адыгское слово "чэнж" преобразовалось в "Кенже" сразу в двух языках, и в русском и в карачаево-балкарском?
источники:
1.источник рисунки: http://konevodstvo.su/books/item/f00/s00/z0000023/st048.shtml
2. биография А.А. Билдерлинга
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
3. Конный завод «Малкинский» | Электронная газета "Кабардино-Балкарская правда" - https://kbpravda.ru/node/8698
4. Достижения - Малкинский конный завод (malkastud.ru) - http://malkastud.ru/progress
5. "кабардинская лошадь" в Военной энциклопедии
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%92%D0%AD/%D0%92%D0%A2/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8C
6. "карачаевская лошадь" в Военной энциклопедии
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%92%D0%AD/%D0%94%D0%9E/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8C
Комментариев нет:
Отправить комментарий