пятница, 25 апреля 2014 г.

Alano & Alaunt Аланская карачаевская овчарка в Европе и Азии



ИЗ ИСТОРИИ КАВКАЗСКИХ (КАРАЧАЕВСКИХ) И АЗИАТСКИХ ОВЧАРОК +
АХМАД САЛПАГАРОВ 


Глава IV
Аланские (карачаевские карачеркасские) овчарки в Европе и Азии




Оглавление 4 главы и приложения 1


Глава IV
Аланские (карачаевские карачеркасские) овчарки в Европе и Азии
1. Об европейских овчарках алаунт и алано (Alaunt & Alano)
2. Ошибки профессора А.М. Малолетко  или об аланской карачаевской  породе собаки "эгер"
3. Среднеазиатский алабай и европейские алано-алаунт имеют аланский карачаевский корень
4. Карачаевская карачеркасская овчарка в Европе (Circassian Orloff  Wolfhound)
4.1. Черкасская борзая  Орлова она же черкасский волкодав Орлова
4.2. Свидетельства русского охотника 19 века
4.3. Черкасский волкодав в Европе есть карачеркасский карачаевский волкодав и аланская овчарка.  
4.4. Об этнониме черкес и кого называли в прошлом черкас-черкес 
4.5. Выводы 
5..Источники 
Прил. 1. Карачаевская овца и кавказская овчарка выращены одним народом
1.Число свободных лиц народа и количество овец определяют создателя кавказской овчарки
2. Пояснения к статистическим данным свободных сословий, сравнения и выводы.
3. Число скота на душу населения в Карачае, Кубани и Тереке.
4. Карачаевская овца и кавказская овчарка выращена одним народом
5. Источники


1.Об европейских овчарках алаунт и алано
 Alaunt & Alano

В Испании  существует молоссоидная  порода овчарки под названием  «Alano Español- Алано Испанская»,  используемая в собачьих боях. Испанцы считают собаку прибывшей в 5 веке вместе с кавказскими аланами. Alano Español имеет размеры чуть меньше современной кавказской овчарки,  высоту от 58 см и вес 34-40 кг.

Перемещение древнетюркских алано-гуннских овчарок в Европу в 4-5 веках вместе с гунно-аланами


Римскими цифрами обозначены районы распространения древнетюркских овчарок
I - кавказских древнекарачаевских-аланских овчарок
II- среднеазиатских гуннских (древнеказахских и древнетуркменских) овчарок

«Бернард С. Бахрах в своей книге «История алан на Западе» пишет, что аланы, оказавшись в Западной Европе, «продолжали охотиться на оленей и волков скорее для удовольствия, чем для добычи пищи, как это было раньше. Для преследования зверя держали больших, крепких и быстрых псов. Самой прославленной из этих средневековых охотничьих собак был ныне исчезнувший АЛАН (средневеков. лат. АЛАНУС), который, согласно современным авторитетным источникам по истории собачьих пород, «происходил родом с Кавказа, откуда сопровождал свирепых, светловолосых и воинственных алан». Эта собака пользовалась огромной популярностью, как и аланская лошадь. «Позднее ей был присужден статус геральдического знака, поэтому на гербе города Алано в Испании по сей день изображены две аланские собаки» (Бахрах, с. 140).»1
Замечу, что аланские овчарки изображены не только на гербе испанского города Алано, но например аланская собака  Alaunt Boucherie изображена на гербах португальских городков Alenquer, Alenquer-Triana, Alenquer-Abrigada. В названии которых  также присутствует слово Алан в виде романизированного  Ален.
При этом считается, что современная овчарка Alano или Alano Español, одна из сохранившихся пород  из числа других различных аланских пород. Другие аланские породы овчарок, существовавшие в средневековье во Франции и Испании и впоследствии исчезнувшие, объединяют в одну группу пород под названием "Alaunt" (т.е. аланская порода собак).2
Кинологи считают, что современные европейские и американские породы овчарок, такие как antebellum bulldog, altamaha plantation dog, dogo belgrado, abraxas bulldog, американский alano, созданы  на основе средневековых аланских овчарок.
Во Франции Alaunts  по своим внешним признакам и выполняемым функциям были разделены на три основные категории. Легкий тип (Alaunt Gentil )- Алаунт Жантиль, борзая охотничья, которая в конечном итоге ассимилировалась с местными породами и преобразована в новую породу в Veantre Alaunt. Исходный тип, известный как Alaunt Boucherie имел решающее значение для развития собачьих боев, травли и приблизительно соответствовал задачам пастушьей овчарки и волкодава.3
Собаки породы Alaunt Boucherie, они же под коротким общим названием  Alaunt, кроме Испании и Франции проникли также в Англию и Италию, где использовались для управления, защиты отар овец и стад крупного рогатого скота. Из трех перечисленных видов алаунта, первые два вида растворились, третий стал основанием европейских бульдогов, некоторых из них я выше перечислил.4
Аланские кавказские овчарки стали основанием не только перинейских овчарок, но и балканских и германских. Переселение древнетюркских племен и народов на Балканы, начавшись с алан и гунну в 4 веке, продолжилось в 7 веке переселением булгар, затем в 11 веке переселением куман, а в 13 веке переселением ногайцев. Поэтому уверенно можно утверждать, что балканские овчарки  (югославская и крашская) имеют в своей основе тюркские овчарки КО и САО. Например, из всех европейских овчарок крашская овчарка наиболее близка к современной кавказской овчарке.
Хотя и в меньшей степени, но все же на образование германских овчарок также оказали влияние степные породы тюркских овчарок в первую очередь кавказская овчарка. Например, по мнению большинства немецких кинологов производителем популярного швейцарского сенбернара были азиатские пастушьи овчарки. В 1й главе приведен список европейских (в т.ч. перинейские, германские, балканские) молоссоидных овчарок зарегистрированных Международной Федерацией Кинологов- МФК (см.1 гл.).
Кроме этого, овчарки алаунт приняли участие в образовании латино-американских овчарок кубинского Dogo Cubano и бразильского Fila Brasileiro и канарской овчарки Perro de Presa Canario, переселившись туда в средние века вместе с испанцами и португальцами.
При этом очень интересно, что европейские собаководы прямо указывая, что производителем большинства современных европейских моллосоидных овчарок были азиатские аланские гуннские овчарки, не называют народа-наследника гунну и алан. Я этой книгой хочу исправить данное упущение!
В 1 и 2 главах нашей книги я особо подчеркивал мысль о том, что выращивание и содержание даже одной большой собаки, подобных КО или САО экономически очень  обременительное и затратное занятие. И потому главным условием содержания и выращивания больших собак было наличие необходимого количества животных, на которых можно было охотиться. А впоследствии, наличие избыточного количества домашних животных, которых защищала овчарка и мясом которых она питалась. Другими словами  только народ, который  вел животноводческий тип хозяйствования, в первую очередь овцеводческий,  мог себе позволить, даже точнее сказать, имел жизненную необходимость содержания больших моллосоидных собак для защиты своих стад и управления ими овчарками. Такими народами на евразийских просторах в течении тысячелетий были тюркские народы. Они же своими ордами перемешались  по всей Евразии (т.е. со своими армиями, женщинами, детьми, своими казанами, отарами и собаками и т.д.) от Великой китайской стены до древнего Рима, от сибирской Тюмени до индийского Дели.  Применимо к нашей теме, говоря об азиатских или аланских овчарках, ставших основанием современных европейских молоссоидов и др. овчарок, нужно иметь в виду, что овчарки  в Европу проникли вместе с гунно-аланами и др. тюркскими народами. Прямыми их наследником является  карачаево-балкарский народ географически расположенный между Европой и  Азией, а исторически связанный со всеми древними  евразийскими тюрками.
В следующих статье этой главы на простых примерах и ясном анализе отсечем осетинские притязания на аланскую европейскую овчарку и соответственно на аланскую историю.
Источники:
1.М. Джуртубаев, Происхождение  карачаево-балкарского и осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.373 (электронная версия книги)
(из Бахрах Б. С. Аланы на Западе. – М, 1993г)
2.Англоязычная версия http://en.wikipedia.org/wiki/Alano_Espa%C3%B1ol  в августе 2011.
3.http://en.wikipedia.org/wiki/Alaunt
4.http://www.thebritishalauntsociety.moonfruit.com/ 

2. Ошибки профессора А.М. Малолетко  или
об аланской карачаевской  породе собаки  "эгер"
Несколько лет назад профессор Томского государственного университета  A.M. Малолеткo, специалист по палеотопонимике опубликовал небольшую статью  "Аланы в Сибири". В своей статье А.М. Малолетко, приводя общие слова из языков сибирских тюрок и осетин в т.ч. слово «эгер - охотничья собака», а также топонимы «алан» в Сибири, делает выводы, что аланы в древности жили в Сибири. Под аланами он подразумевает  ираноязычных осетин. Кстати сказать, статью А.М. Малолетко растиражировали в интернете более 10 осетинских сайтов и форумов. Приходится опровергать выводы  А.М. Малолетко и показать несостоятельность притязаний  осетин  на аланскую (карачаевскую) историю и в т.ч. на его собаки «алаунт и алано» в Европе и «эгер» в Сибири и на Кавказе. При кажущемся отходе от «собачьей темы» краткий анализ статьи профессора А.М. Малолетко необходим, т.к. он имеет прямую связь с древними овчарками «эгер», «алаунт», «алано». Эта часть книги будет полезна не только собаководам ошибочно повторяющим, что овчарки «алаунт, алано, эгер» выращены предками осетин, но и современным профессиональным историкам, тиражирующим ложные интерпретации В.Абаева и его последователей (Малолетко и др.) об ираноязычии древних алан. Итак, А.М. Малолетко пишет (его текст выделен курсивом, свои комментарии обычным текстом):  
«В языке тувинцев, хакасов, шорцев, алтайцев имеются лексемы аланского происхождения, из которых наиболее показательны
дигорский  alacq, шорский - алтайский  алычык ("шалаш");
осетинский zonug - телеутский чанак, шорский  шанак ("сани");
осетинский игар, йегар-  кумандинский  игир, эгир, эгер ("охотничья собака") »5  
Непосвящённому читателю поясняю упоминаемые А.Малолетко тувинцы, хакасы (в т.ч. сагайцы), алтайцы (в т.ч. кумадинцы),  шорцы, карачаевцы (в т.ч. балкарцы) – являются тюркскими народами, телеуты- монгольский народ, и только современные осетины являются ираноязычным народом.
Слова сибирских тюрок, выдаваемые А. Малолетко за осетино-аланские существуют и в других  тюркских языках, например, в огузских языках «алчак - низкий»,  а в азербайджанском языке «алачыг- войлочная кибитка».  А карачаево-балкарские слова  «чана» и «эгер» звучат почти идентично словам сибирских тюрок «чанак и шанак», «эгир и эгер». В то время как  осетинские  «zonug» и «игар, йегар», только отдаленно напоминают свои исходные тюркские формы.
А.Малолетко и его 10 копирайтерам  невозможно доказать, что кавказские тюрки  карачаевцы-балкарцы и сибирские тюрки  алтайцы-кумадинцы общее для них название овчарки «эгер» заимствовали у иранцев-осетин от слово «игар, йегар». Кроме того это слово есть и у ближайших родственников тюрок, у венгров-маджар,  в виде «agar».  Наоборот видно, что приводимые А. Малолетко слова на самом деле являются  не алано-осетинскими, а алано-карачаевскими, заимствованными  самими осетинами  у своих соседей карачаевцев-балкарцев. Не только слово «эгер», но и многие  другие животноводческие и собачьи термины в языке осетин являются заимствованными из карачаево-балкарского языка. Но об этом позже.
Вернемся к статье Малолетко, он пишет:
«В фольклоре шорцев сохранились сюжеты, которые перекликаются с сюжетами осетинского нартского эпоса: богатыри, называемые аланами (алынами, алан-кижи), "молотки перекидывали через гору" Тойнаг-Айгине. Согласно шорскому фольклору, аланы одеты в железные панцири, вооружены мечами, копьями, луками. Пасут огромные табуны коней. Живут в подземных жилищах, куда ведет коридор с тремя или семью ступенями. Аланы хоронили покойников в глубоких могилах, выбитых в скалах. Рядом клали боевого коня. В языке сагайцев, выходцев из Шории сохранился термин нартпак ("богатырская сказка"), в котором усматривается осетинское (ретросп. аланское)  нарт ("богатырь") и шор. пак ("хвала, слава.»)… Остается добавить, что среди хакасов и южных алтайцев до сих пор бытует фамилия Аланов, происхождение которой, однако, нам неизвестно..»6.
А. Малолетко находит в Сибири аланские топонимы и гидронимы. Далее он пишет: Картографические материалы разных периодов также донесли до нас имя алан. На карте Г. Меркатора (1595 г.) между Уралом и Алтаем (на месте Казахского мелкосопочника) показаны "Alani Monies" ("Аланские горы")…
На карте "Хорографической чертежной книги", с. 44, составленной С. У. Ремезовым в 1697-1711 гг. и изданной в Голландии в 1958 г., имеется надпись в верховьях Енисея: "киргизы немирные, яринцы и аланы".  На листе 17 "Чертежной книги Сибири", составленной тем же картографом в 1701 г., в правобережье Верхнего Енисея показаны юрты и сделана надпись "Alan", а ниже "Аланска". На современных картах эта надпись накладывается на бассейны правых притоков Енисея - рек Хут и Сейба, между истоками р. Ус и долиной р. Сыстиг-Хем. На западе эта территория граничит с долиной р. Арадан. На современных государственных картах среднего масштаба в левобережье Енисея между pp. Джой и Уй выше Минусинска (район Саяно-Шушенской ГЭС) невысокий горный кряж подписан "хребет Алан". Этот "хребет" имеет две вершины, которые на картах более чем столетней давности названы одинаково - Брус (ср. иранские оронимы Эльбрус, Эльбурс, Альбурз). В верховьях р. Антроп (приток р. Кондома; Кемеровская область) еще в недалеком прошлом был поселок Верх-Аланск. в 8 км. южнее поселка Усть-Урез. Кстати, имя р. Урез, в устье которой находится поселок, также имеет, по нашему мнению, иранское (сарматское) происхождение....»7.
Иранисты  200 лет искали  алан среди иранцев и на иранских территориях. Не нашли. Но иранисты в т.ч. и профессор А.М. Малолетко продолжают  находить алан среди разных тюркских народов и на разных тюркских территориях, но все равно упрямо, вопреки очевидным фактам продолжают  выдавать  аланское тюркское (карачаево-балкарское) за иранское (осетинское). Прошу своего читателя  вчитаться в слова А. Малолетко  «между Уралом и Алтаем (т.е. на месте  Казахского мелкосопочника)». Это снова тюркская территория. Но аланы упрямо не появляются  на географических картах  Ирана или Афганистана, постоянно оставаясь на древнетюркских территориях.
Ко всему прочему Алтай, по общему мнению историков считается прародиной тюрок, а Сибирь родиной орхоно-енисейской древнетюркской письменности, возникшей в 6 веке. Эти территории тюрко-монгольского расселения до сего дня, перечисленные А.Малолетко сибирские народы тоже тюрки. А районом распространения  иранских народов в древности и в настоящее время является Передняя Азия, но никак не Сибирь. А. Малолетко просто игнорирует эти и другие очевидные факты и «за уши» притягивает тюркские слова заимствованные осетинами от карачайбалкар к иранским корням, а осетины радостно тиражируют его статейку. Когда же они откажутся от смешных попыток  присвоения аланской истории  и аланского имени? Ведь, снова аланы,  их топонимы, их слова упомянуты вместе с енисейскими и алтайскими тюрками (киргизами, алтайцами, шорцами,тувинцами итд) и показаны на древних тюркских территориях Верхнего Енисея и Саяна и слова выдаваемые за осетинские иранские обнаруживаются у тюрок, отдаленных друг от друга тысячами километров.  Соответственно все названия рек, гор тоже тюркские.  Лень даже  обосновывать тюркские топонимы и гидронимы, перечислять тюркские народы, проживавшие в прошлом и живущие в настоящем в Сибири и Алтае и т.д. и т.п.
Мы пойдем более коротким, но зато бесспорным и ясным путем даже для непрофессионала. Для опровержения профессора А.М. Малолетко и других иранистов претендующих на аланскую карачаево-балкарскую историю и проверки их утверждений  о якобы иранских корнях аланских собак и топонимов и т.д. обратимся к осетинским словарям.
Из описаний древних греков нам известно, что аланы были славными животноводами, одно из алано-сарматских племен Птоломеем было названо «конеедами». Да и вышеприведённые цитаты от Малолетко подтверждают  описания греков:  «Согласно шорскому фольклору, аланы… Пасут огромные табуны коней…Аланы хоронили покойников в глубоких могилах, выбитых в скалах. Рядом клали боевого коня»…Из чего следует, что аланы очень любили коней, что даже после смерти их клали рядом с покойником аланом! Но там, где огромные табуны, там обязательно огромные отары овец, как необходимый источник  питания и одежды (кожа и шерсть). Также будем иметь ввиду, что для охраны отар, табунов и управления ими аланам необходимы были большие моллосоидные собаки («эгер», «самыр). А европейские источники напрямую связывают современные европейские пастушьи, боевые и охотничьи овчарки с аланскими овчарками средневековья.
Теперь для проверки верности  статьи Малолетко, правдивости его  притязаний на аланских коней и собак посмотрим русско-осетинские словари8. Мы обнаруживаем следующие интересные факты в осетинском языке:
1. В осетинском словаре отсутствует слово «панцырь». (В карачаевском яз. «панцырь-кюбе»)
2. Овчарка обозначается объединением двух разных слов «пастух-собака т.е. фиййау куыдз».
3. Собственного  осетинского слова «волкодав» нет.  
4. Волк по-осетински «бирæгъ».
( Но «бирæгъ» также как и русское «бирюк» имеет тюркский корень «БИР» т.е. «один» и заимствовано из аланского карачаевского «бирюк-биреу» , т.е. 1.Одинокий,, а второе значение 2. Кое-кто есть древнее табуированное название волка, древнетюркского тотема).
5.«Тохъыл»- (откормленный)- баран заимствован  от карачаево-балкарского «токълу» т.е. валух- баранчик 6-12 месяцев. Корень слова «токъ»- сытый, упитанный.
6. Но собственного слова «валух» в осетинском языке нет.
7. Конь и лошадь обозначаются одним словом «бæх», которое  является заимствованием от  ингушского слова «бак». (Мнение главного осетинского алановеда В.Абаева, см. ниже).
8. Мерин обозначается «аласа», заимствовано от карачаевского тюркского «алаша».
10. Распространённый цвет животных «пестрый, пегий; рябой» в осетинском языке обозначается «хъу́лон», являясь заимствованием от карачаевского «къолан-къулан» с тем же значением.
(Как же так? Сармато-аланы занимались животноводством тысячи лет. А сетины, претенденты на их историю не имеют своего отдельного  обозначения для овчарки и волкодава. Эти слова присутствуют даже в русском языке. И это при том, что до 16 века русские не были жителями степей и не занимались овцеводством. А у осетин якобы тысячелетних животноводов нет животноводческого термина – волкодав!
Как же  осетины, претендующие на имя древних животноводов  алан, не имеют в своем языке обозначения баранчика 6 -12 месяцев «валуха»?
Почему осетины, якобы аланы, карачаевским словом «тохъыл», называют барана откормленного? Каким образом осетины могут претендовать на аланскую овчарку, на аланскую историю, если аланы-сарматы  по свидетельству древнего грека Птоломея были «конеедами» и животноводами, а по сведениям профессора Малолетко сибирские аланы со своими покойниками «рядом клали коня», но  при этом у осетин нет собственных названий коня, лощади, мерина, валуха, откормленного барана, волкодава?  Не имея  собственного названия коня, лошади и мерина невозможно его почитать и тем более класть рядом с покойником! Аланы не есть осетины, аланы- есть карачаевцы-балкарцы.)
11. В дигорском осетинском языке  «самур»-соболь, «самуркуй» -ищейка (про собаку),«куй» -собака, «куйдун» -бескурдючный баран. 
По сути дигорские  «куй и куйдун» имеют один и тот же корень «куй», хотя обозначают  совершенно  два разнородных животных. При этом осетинское «куй»-  подозрительно напоминает общетюркское «кой-куй», т.е. овца. Странным образом общетюркское слово «самур-т.е. соболь» в осетинском языке превращается с прибавлением «куй-собака» в ищейку-собаку, а уже «куйдун»- означает бескурдючного барана.
11. Точно также одним  карачаевским словом «домбай-т.е. зубр» в осетинском языке  называют двух совершенно разнородных  животных льва и зубра.  
Обозначение разнородных животных  одним словом показывает, что иранцы на Кавказе появились позже тюрок, эти слова заимствованы осетинами от карачайбалкар.  Потому и путаница в значениях слов.
Невозможно  выращивать овчарку тысячелетиями, если для обозначения овчарки используются сложное обозначение из двух слов «пастух  собака»!
Невозможно быть овцеводом не имея собственного названий валуха и барана откормленного. А без овец нет смысла и невозможно содержать пастушью молоссоидную овчарку!

12. Профессор А.М. Малолетко пишет : «В языке сагайцев, выходцев из Шории сохранился термин нартпак ("богатырская сказка"), в котором усматривается осетинское (ретросп. аланское)  нарт ("богатырь") и шор. пак ("хвала, слава.»).
Но в осетинском языке из 6 слов передающих значение слова «богатырь» 4 слова являются заимствованными из тюркского языка, из русско-осетинского словаря:
1. (в эпосе) нæртон, 2. (силач) уæйыг, бæгъатыр, пелыуан, толппар, сиахъ.
Слова нарт, багъатыр тулпар имеются не только в карачаево-балкарском языке, но они есть и в казахском языке. Например, «Нарт»  в казахском языке имеет значение «князь, военно-начальник» («бий, басқарушы, аскербасы»)9.
А слово пелиуан заимствовано  предками карачаевцев из русского языка от слова «великан». Как же при наличии таких фактов можно «усматривать» в шорском слове «нарт пак»10 осетинское «нартон»?  
13. Почему слова «алан кижи» в языке тюрок-шорцев или «нарт» в языке  тюрок-сагайцев  должны быть заимствованы ими из языка далёких иранцев-осетин, если эти слова исконно тюркские и имеются в карачаево-балкарском языке? У осетин словосочетания «алан киши» нет вообще, а  по карачаевски  оно означает-«мужчина аланин», а «нарт» - означает  былинный богатырь. Нартов карачаевцы-балкарцы воспринимают как своих предков, например «нарт сёз»-  буквально «слово нарта», а по смыслу «мудрое слово т.е. пословица».
Вдумчивому читателю становится ясно, что вся теория ираноязычия алан стоит вверх ногами, также как и статья профессора А.М. Малолетко.
Закончим данную статью выдержкой из большого исследования  М. Джуртубаева10 «Происхождение  карачаево-балкарского и осетинского народов», Нальчик, 2010., которое обнаружил уже после завершения своей работы. Используемые М. Джуртубаевым источники под абревиатурой «ОРС и РОС» расшифрованы в сноске 5, а источник под абревиатурой «ИЭСОЯ» – означает «Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, в 4 т. М., 1958-1989». Итак, читаем внимательно,
«В 1958 г. В. И. Абаев пишет, что тюрк. аргъамакъ (от йоргъа бах - «конь-иноходец») стало означать в осетинском «породистая собака»,«борзая», потому что и собака, и конь обладают общим качеством – резвостью, «борзостью» (ИЭСОЯ, т.1, стр.66). Однако в ОРС (1970) аргъонахъ не «борзая», а «волкодав», с примечанием «порода кавказских овчарок»; термина, означающего «волкодав», в РОС нет вообще,  а «борзая» переведено другим тюрк. словом – егар (вошло в венг., кабард., русск., ингуш.). Но «гончая» в РОС – тоже егар (кар.-балк. эгер). Таким образом, в течении 12 лет  тюркское аргъамакъ «иноходец» превратилось в «борзую собаку», потом в «волкодава», а потом и вовсе исчезло…
Итак, все названия собачьих пород в осетинском языке – тюркские, в том числе и названия волкодавов. Но как скифы и аланы пасли бы свои стада без этих верных помощников?  Самим за отарами никаким пастухам не уследить, особенно ночью. А если волкодавы у них были, почему их иранские названия не сохранились ни у осетин, ни у тех, с кем они общались и граничили»11
 «Субстратного происхождения осетинское «баех -лошадь», ср. ингушским  «бакх -жеребенок», - пишет В. И. Абаев. Но как же так - главнейший коневодческий термин в языке потомков скифо-алан представляет собой заимствование, да еще и переосмысленное?»12
«…На самом деле это тюркизм; ср. бакъыр «блеять, ржать», байтал «кобыла», от бахтал; «къарабаир» от къара-бахир, байга  «скачки», общеизвестное аргъамакъ – из йоргъа бах букв. «иноходящий конь»); ср. также древнерусское, русское и польское бахмат «низкорослая лошадь». 13
Таким образом о какой осетинской  овчарке мы можем говорить, если само название собаки в осетинском яз. производно от тюркского названия коня-иноходца «аргъамакъ», а названия осетинского коня «баех» производно от ингушо-тюркского «бакх –жеребенок»? Как можно претендовать на овчарки «алано, алаунт и эгер», если основные  термины животноводческого хозяйствования осетины заимствовали от своих соседей  карачаевцев-балкарцев, настоящих алан?
Осетинская теория ираноязычия алан построена на вольных интерпретациях В. Миллера и В. Абаева или цитируемого выше А. Малолетко. Но объективные данные  осетинского языка, его животноводческая терминология в т.ч. собачья терминология указывают нам, что существенной  частью она является заимствованной  ими от карачайбалкар.  Таким образом, приведённый краткий анализ животноводческой и собаководческой терминологии осетинского языка  опровергает притязания осетин не только на аланские овчарки «алано», «алаунт», «эгер», но и на всю аланскую историю и аланское имя. Настоящими создателями и владельцами этих овчарок являются предки карачаевцев-балкарцев  гунну, аланы и др. древнетюркские народы Евразии.

3. Среднеазиатский алабай и европейские алано-алаунт
имеют аланский карачаевский корень
Во второй главе часто подчеркивалось  сходство кавказской, среднеазиатской, анатолийских овчарок и приводились подтверждающие цитаты с мнениями собаководов. Здесь же я хочу привести лингвистическое доказательство древней общности среднеазиатской овчарки алабая и европейских овчарок алаунт и алано. Овчарки алано и алаунт, как указано выше,  связаны с аланами, переселившимися  в 4 веке из Кавказа в Западную Европу. Однако прежде чем начать наш разговор на новую тему даю сообщения двух разных людей, отделённых большими расстояниями.
1.Информация от М. Джуртубаева. балкарского ученого-исследователя «Сведений о том, что у осетин была порода охотничьих собак, я не нашел. Зато балкарцы и карачаевцы как раз гончих псов (пятнистых, с короткой мордой) разводили; лучших - в Баксанском ущелье (потому и прекрасная местность в этом ущелье до сих пор именуется Иткъол - «собачий лог»). И назывались они къаплан эгерле - «барсовые псы» или бахсан парийле «баксанские кобели». Их содержали во дворе, прочих собак (овчарок) - только на пастушеских станах (в древней песне с одной из таких барсовых собак отправился на охоту и преследовал волшебную оленуху несчастный Бийнѐгер). Вымерли они в годы выселения карачаево-балкарцев в Среднюю Азию и Казахстан (1943-1957).» 14  
2.Информация от известного казахского собаковода и фермера Данияра Даукея :  "Иное казахское название  среднеазиатской овчарки тёбе  ит (или тёбет) - алабай, алахан, алаша, аладжа, алаш, алабас  и т.д. "15
Единственная  ошибка у М.Джуртубаева тут, речь идет не о гончих псах, а о борзых или волкодавах.
Итак, «Ала» в карачаево-балкарском и др. тюркских языках  означает: 1. Пёстрый, 2. Пятнистый. 3. Светлый. Разве это не  основной окрас среднеазиатской и кавказской овчарок?  Даже далёкий от собаководства читатель убедится в этом, посмотрев многочисленные фотографии КО и САО в интернете. Обратите внимание также на множество и на синонимичность казахских  названий среднеазиатской овчарки:
«алабай» - богатый  пятнистостью-светлостью,
«алахан»- царь своей пятнистостью и светлостью,
«алаша, аладжа, алаш»- одно слово различного диалектного произношения,  означает подобный  пёстрому и пятнистому. Казахское «алаша» соответствует карачаевскому «алача-алча».
Казахское слово  «алабас» - соответсвует карачаевскому-турецкому  «алабаш» и означает пятнистая голова или голова светлого окраса.
(Напрашивается сравнение  с  названием турецкой породы  «акбаш» т.е. «белая голова». Как видно, между тюркскими овчарками, разделенными большими расстояниями, присутствуют не только физическое родство, но существуют их обозначения с одинаковыми или близкими значениями.) 
Мой читатель даже незнакомый с тюркским языком увидит, что слова алаунт, алано и алабай, алахан, алаша, аладжа, алаш имеют одинаковый корень «АЛА», значение которого я только что показал. И в этом общетюркском слове АЛА ключ к разгадке причины селекции овчарок в сторону пятнистости и светлости их окраса. 
Напрашивается вопрос, почему древние тюрки выбирали собак светлого или пятнистого окраса, почему селекция шла в этом направлении. Ведь среди современных пород полно собак черного или тёмного окраса. Например, я насчитал  из 5 пинчер-пород 4 породы черного окраса, из 3 пород шнауцеров 2 породы черного окраса, из 40 пород терьеров ок. трети черного или темного окраса, из 6 пород ретриверов 4 породы черного или темного окраса. Также черного или темно-серого окраса такса, ротвейлер, лабрадор ретривер, кокер спаниель, стаффордширский бультельер, доберман. мастино наполитано, мексиканская голая собака, скотч терьер, немецкий дог и т.д.  и т.п.
Я не собаковод, специально не подсчитывал, но навскидку можно сказать что около одной трети пород собак имеют черный окрас и оттенки черного окраса и большинство их них породы молодые, выведенные 18-19-20 веках.
Но самое интересное, самое замечательное то, что среди ближайших родственников КО и САО, входящих в один группу и в одну секцию «молоссы, горные собаки»,  около половины имеют черный окрас или его оттенки. Таковы следующие овчарки: тибетский дог, венгерская овчарка муди, португальская овчарка, итальянская кане-корсо, неополитанский мастиф, немецкий ротвейлер, немецкий ховаварт, бурят-монгольская овчарка, австралийский келли, хорватская овчарка, бернский зенненхунд, ньюфаундленд. Это значит, что и древние тюрки могли разводить овчарок черного или серого окраса. На востоке находится древнейшая бурят-монгольская и тибетская овчарки, а на западе- древняя венгерская овчарка муди. Но это древние овчарки черного окраса, а наши тюркские овчарки намного светлее и часто светло-пятнистого окраса, расположены между ними! 
Вопрос еще раз, ПОЧЕМУ соседские овчарки черного окраса, а сами кавказская и среднеазиатская овчарки светлого окраса? Ответ- потому что самую древнюю овчарку вывели предки карачаевцев-балкарцев (аланы-булгары). А предки карачаевцев-балкарцев в прошлом  называли себя аланами и продолжают также называть себя и в настоящее время, потому что у них тотемом был АЛАН, а алан есть табуированное название БАРСА.16  Алан и барс – это карачаево-балкарские названия одного животного и это животное европейцам известно под именем леопард. Самоназвание карачаевцев-балкарцев АЛАН, также образовано от слова АЛА.17 У карачаевцев-балкарцев и у азербайджанцев есть обращение друг к другу «Ала», означающее «друг, товарищ».  Поэтому аланы (карачаевцы-балкарцы) выводили своих овчарок в сторону уподобления их своим тотемам, т.е. аланам-барсам. А барсы т.е. аланы являли собой как раз светлых, пятнистых животных!  Другого более правдоподобного объяснения селекции древних овчарок КО и САО, даже анатолийских турецких овчарок в сторону пятнистости, светлости я не нахожу!
Давайте для железобетонного закрепления своего вывода к казахским определениям пятнистости снова повторю карачаевские более дифференцированные определения пятнистости овчарок, приведённые в третьей главе
Алалай- собака пятнистая,  бело-светлые пятна на грязно-желтом фоне
Алабай- собака пятнистая, белые пятна на черном  фоне
Къолан ит собака равномерно пятнистая, пестрая.
Къола-була ит или Къола-ала ит- собака пятнистая с преобладанием темного цвета.
Ала-къола ит или Ала-чола ит -  собака пятнистая с преобладанием светлого, желтого цвета.
А также добавлю, что у карачаевцев-балкарцев были сказочные сторожевые лунные овчарки  по именам Албарс и Джолбарс. В названиях, которых вторым словом присутствует БАРС. Перешло к собакам  от названий видов тигров и леопардов, исчезнувших на Северном Кавказе в средние века. Буквальное значение в карачаево-балкарском языке "Албарс- первый барс или снежный барс, "Джолбарс- путешествующий барс".  Джолбарс, древняя форма Джулбарс- вид исчезнувшего каспийского (кавказского) тигра, названного тюрками так из-за его способности за 2-3 дня проходить  300-400 километров. В некоторых тюркских языках сохраняет значение тигра. В настоящее время в русском языке  Джульбарс- популярная собачья кличка. Также уместно повторить, что самые лучшие охотничьи овчарки борзые къаспар эгер, къасапар ызчы и волкодавы къаспар парий назывались с определением къаспар. У древних карачаевцев-балкарцев «къаспар» также означает «барс, барсовый».  Смотри выше свидетельства М.Джуртубаева.
Таким образом, причину выведения САО и КО и турецких овчарок в сторону светлого и пятнистого окраса  нужно искать в уподобление овчарки древними предками карачайбалкар своему тотему – пятнистому, рыжо-светлому барсу, т.е. .ала и  алану.

4. Источники:

5. http://iratta.com/2007/03/20/alany_v_sibiri.html ,

http://www.alanica.ru/articles/17-alan-in-siberia
6.там же
7. там же
8. http://slovar.iriston.com/index.php словари на ук. сайте
Русско-Осетинский словарь (РСО) Составил В.И. Абаев. Редактор издания М.И. Исаев: Около 25000 слов. Издание второе, исправленное и дополненное. г. Москва, Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. – 584 с. (реально 25 227 статьи)
Осетинско-русский словарь (ОРС)  под редакцией А.М.Касаева, Редактор издания Гуриев Т.А.: Около 28000 слов. 4-е издание. г.Владикавказ, Изд-во Северо-Осетинского института гуманитарных исследований, 1993. – 384 с. (реально 23 014 статей)
Дигорско-русский словарь. Составитель Таказов Ф.М., к.ф.н.: Около 30000 слов. г. Владикавказ, Издательство «Алания», 2003. – 734 с. (реально 23 111 статей)
Ирон-Уырыссаг дзырдуат
9. Қыдырбекұлы Б. Түгел сөздің түбі бір. стр.77
10. http://shoriya.ngpi.rdtc.ru/ISTSHOR_OB2.HTM
11. М. Джуртубаев, Происхождение карачаево-балкарского и осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.372 (Поясняю :1.электронная версия книги, печатная отличается от электронной, 2.в приводимой цитате М.Джуртубаева имеются сокращённые названия осетинских словарей, которые обозначают ИЭСОЯ – это «Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, в 4 т. М., 1958-1989»,. ОРС- это «Осетинско-русский словарь - Орджоникидзе, 1970г», а РОС- «Русско-осетинский словарь - Орджоникидзе, 1970»)
12. там же Стр.375
13. там же Стр.377
14. М. Джуртубаев, Происхождение карачаево-балкарского и осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.373 (электронная версия книги) +
15. Данияр Даукей, собаковод, фермер его сайт http://tobet.kz/kaz/history_koordinator_kaz.html
Копирайт Вадим Кацнельсон его сайт http://coordinator-ua.org/statiya/kazahstan.html
16. Ахмад Сылпагъар «Аланхазар сыры..», Невиномысск 2010., Стр.166-169, ISBN 978-5-89571-184-2
17. М. Джуртубаев, Происхождение карачаево-балкарского и осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.46, СТР.149,СТР.321,СТР 462 («алан от ала анг – пятнистый зверь»)
18. http://coordinator-ua.org/statiya/kazahstan.html





Прил. 1. Карачаевская овца и кавказская овчарка
выращены одним народом
Оглавление
1.Число свободных лиц народа и количество овец определяют создателя кавказской овчарки
2. Пояснения к статистическим данным свободных сословий, сравнения и выводы.
3. Число скота на душу населения в Карачае, Кубани и Тереке.
4. Карачаевская овца и кавказская овчарка выращена одним народом
5. Источники
Число свободных лиц народа и количество овец
определяют создателя кавказской овчарки1
В этой части мы сравним  количество семей из свободных сословий карачаевского народа с подобными показателями соседних народов. Подобное сравнение определит  главный народ в выведении кавказской овчарки.
Это важно не только для определения народа, создавшего кавказскую овчарку, но и потому что, определив народ, имевший наибольшее число свободных людей можно уверенно утверждать, что именно этот народ представлял наибольшую военную силу в регионе, владел наибольшей территорией и обладал наибольшим экономическим  потенциалом  т.е. наибольшим числом домашних животных. Такое суждение имеет под собой историческое основание, ибо представители зависимых сословий- крепостные крестьяне и рабы не владели вовсе ни землей, ни оружием, ни скотом в отличии от представителей свободных сословий или были очень ограничены в правах  в т.ч. в правах собственности.
Также, по бОльшому числу свободных лиц, владевших бОльшим количеством скота можно  закреплять право  на кавказскую овчарку.
Как известно, карачаевцы-балкарцы были депортированы в 1943-1957гг из Кавказа в Среднюю Азию. В этот период всякие упоминания о карачаево-балкарском народе были под запретом. А оставшиеся бесхозными! история, культура и земля карачаево-балкарского народа были поделены между соседними народами. За это время соседи прилагали (и прилагают до сих пор по уже сложившейся многолетней привычке) огромные усилия по присвоению истории, культуры и территории  карачаево-балкарского народа. Кабардинские историки присваивали и продолжают присваивать животноводческую культуру, землю и нартский эпос карачаево-балкарского народа. Осетинские историки присваивают карачаево-балкарское имя алан, их историю и нарсткий эпос, создав ложную ирано-аланскую теорию ( см.выше опровержение профессора Малолетко). Одни из них  аланскую овчарку выдают за осетинскую  собаку, другие пишут об адыго-черкесской овчарке (черкасском волкодаве Орлова). В связи с этим интересно сравнить численность свободных лиц и сословий народов Центрального и Западного Кавказа, владевших скотом и соответственно этому и кавказской овчаркой.
В 1864г. на Кавказе была учреждена «Временная комиссия для разбора личных и поземельных прав туземного населения Терской области», которая «в 1869г была преобразована в Комиссию для разбора сословных прав горцев  Кубанской и Терской областей» и работала до 1874г. В этой статье использованы статистические данные обозначенной Комиссии, опубликованные в книге  «Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг»  Нальчик 2003г. стр. 166-170.
Таким образом, нижеприводимая статистика не вольные интерпретации какого-то увлекающегося «профессора», а объективное  поимённое перечисление глав семейств  привилегированных и свободных сословий, составленные  комиссиями  из представителей  каждого народа и сверенные  и утвержденные царской администрацией. А за последующим  признанием царской властью  сословных прав кавказцев стояли разные преференции и привилегии, присущие привилегированным и свободным сословиям Российской империи. Поэтому царская власть и представители кавказских народов в список привилегированных и свободных сословий включали не всех подряд, а действительно тех, кто соответствовал такому званию.  
Еще раз обращаю внимание своего читателя. Многие докторские диссертации по истории Северного Кавказа написаны под  заказ своих республиканских элит. Кавказская история написана ими методом выдергивания из общего контекста цитат, свидетельств путешественников и военных 19 века, в которых преобладают субъективные мнения, политическая целесообразность текущего момента или ошибки плохой осведомленности. Для подобных «научных диссертаций» по истории  Центрального и Западного Кавказа 17-19 веков объективные данные о свободных сословиях Центрального Кавказа словно иголка для дутого резинового шарика.
С целью сокращения объема статьи, типы привилегированных и свободных сословий указаны в скобках, без выделения их на отдельные строки как в оригинале. Также я ограничился  данными количества семей, без добавления столбца «лиц мужского пола» в семье. Так как при составлении списков свободных сословий глава семейства записывался по фамилии и имени, а сыновья его не назывались, а указывалось их количество цифрами в отдельном столбце как «лица мужского пола». Поэтому при желании, записанные в 19 веке цифры, можно по-разному читать, например цифры 3 и 5, увеличивая или уменьшая «лиц мужского пола» у разных народов, но невозможно ошибиться при подсчете количества семей, так как главы семейств написаны поименно.
«Статистические данные по привилегированным сословиям туземного населения Терской области считается»: (1869-1872г)

Туземское население
Число семейств

1
2

Кабардинского племени (пши, тля-котлеш, дижинуго, беслен-уорк, уорк-шаотлигуса)
в т.ч. уорк-шаотлигуса
847

697

Горского общества Большой Кабарды
(тау-бий)
89

Осетинского племени (бадилат, саргасат, гагуат, алдар)
197

Кумыкского племени (бий, чанка, эли, уллу узден)
154
В оригинале статистика Кубанской области по адыгским племенам шапсугов, абадзехов, бесленеев, бжедугов,  натухайцев, махошевцев, хатукаейцев, темиргоевцев  дана раздельно. В нашей же статье статданные по ним просуммированы в одну «адыгочеркесскую» строку. В статистике по Кубанской области  в 1-ой строке по первому народу  не указана племенная принадлежность сословий. Однако судя по виду сословий полагаю, что они «беглые кабардинцы», за исключением татарского сословия «султан», включенных в 1-ю строку.)
«По мнению уездных управлений 1873 года, считается в Кубанской области:

Туземское население
Число семейств

1
2

Без указания племени (султан, пши, тлякотлеш, дижинуго,уорк)
в т.ч. султаны (т.е. татары)
398

18

Абазинского племени (аха, тлякотлеш, агмиста-ду, агмиста, уорк)
455

Ногайского племени
мурза, узден
443

Всех адыгочеркесских племен
(пши, тлякотлеш, дижинуго, уздень 1й ст., уздень 2-степени, беслен-уорк, уорк)
1168

Карачаевского общества
Бий, чанка, уллу узден
2043

Пояснения к статистическим данным свободных сословий,
сравнения и выводы.
Как видно из таблиц наибольшее число семей привилегированных и свободных сословий имеется у карачаевцев 2043 семей. Это в 2,4 раза  больше, чем 847 семей у кабардинцев, в 1,7 раза больше чем  1168 семей у всех 8! племен адыгочеркесов вместе  взятых и в 10 раз! больше, чем у осетин.
В кабардинском племени из  847 семей свободных сословий сословие «уорк-шаотлигуса» составляет 697 семей! У карачаевцев сословие «азат узден», соответствующий кабардинским «уорк шаотлигуса» составляло всего 262 семей.
Карачаевский «азат узден" и кабардинский "уорк шаотлигуса» - это бывшие крепостные, получившие свободу  или выкупившиеся себя до отмены царским правительством крепостного права в России в 1861г. Бывшие крепостные кабардинцы «уорк-шаотлигуса» составляли 82% всей численности  свободного сословия кабардинского племени т.е. это сословие увеличивало число свободных кабардинцев в 5 раз! У карачаевцев такое же сословие составляло  всего 12%.
  • Число семей свободных и привилегированных сословий только карачаевцев и ногайцев и только в Кубани (2496семей) превосходили подобное число всех!  кабардино-адыгских племен (2395семей) Терской и Кубанской областей. А  малое число свободных сословий осетин-197 семей  не с кем даже сравнивать. А еще не учтены семьи свободных сословий балкарцев и кумыков Терека, ногайцев и кумыков Дагестанской области, ногайцев и туркмен Ставропольской губернии.
Если исключить из числа карачаевцев сословие «азат уздень», а из числа кабардинцев «уорк-шаотлигуса» т.е. бывших крепостных, то численность семей свободных сословий одних только карачаевцев (т.е. 1781 семей) превосходит соответствующий показатель всех 8 адыгских и 1 кабардинского племен вместе взятых (т.е. 1548 семей) ! …
На самом деле, если бы число семей свободных сословий всех тюрок Кавказа были бы объединены подобно тому, как объединены разноплеменные адыгы  и разноплеменные осетины (дигорцы и иронцы), то сравнение будет многократно в пользу тюрок. Ибо  в отличии от всех других малочисленных кавказских народов, проживавших в одном или двух областях (или даже в 2-3 ущельях) Северного Кавказа, тюрки  проживали во всех кавказских областях.Да к этому доля лиц свободного сословия была намного выше чем у адыгов. Тюрки Кавказа  по занимаемой территории  также многократно превосходили территории всех кавказских народов вместе взятых.
Объективные данные о  многократном превышении числа лиц свободных сословий среди карачаевцев по сравнению с подобным числом у других народов Центрального Кавказа разоблачают тиражируемые ими мифы о «могуществе, о больших территориях, о большом количестве воинов, о великой Адыго-Черкесии» и т.д.
Укажем также, что эта численность свободных и привелигированных семей Карачая есть остаток после двух эпидемий чумы в Карачае в 18 веке, мухаджирства в Османскую империю и потерь мужского населения именно в этом сегменте населения от Кавказской войны. 
Привилегированные и свободные рода северокавказских народов, составляющие их элиту, зародились давно и существовали многие века. Соотношение между свободными и зависимыми сословиями показывает не однодневное состояние горских народов, а их состояние в течении многих предыдущих столетий. И потому транспонирование численности лиц свободных сословий на предыдущие века необходимое условие правильного описания и понимания истории Кавказа.
Названные объективные
  цифры опровергают многие мифы, которыми потчуют народы Центрального Кавказа некоторые «профессора» и имеют большое значение для правильного понимания  истории Кавказа.
В качестве дополнения и подкрепления предыдущих выводов  приведу следующую, опять-таки  объективную и интересную статистику, которая опровергает многие мифы о периоде Кавказской войны. В переписи 1897 года карачаевцы единственный народ Центрального и Западного Кавказа, у которого численность женщин (14217 чел.) превосходила численность мужчин (12660 чел.). То есть карачаевских женщин было на 12 % больше, чем мужчин-карачаевцев. Подобное соотношение мужчин и женщин  было у только восточно-дагестанских высокогорных народов (лезгин).2  Но у адыго-черкесских племен, у кабардинцев, кумыков, чеченцев, аварцев количество мужчин превосходило количество женщин в среднем на 8- 12 %.2
Меньшее число мужчин у карачаевцев  в послевоенной переписи 1897г. подтверждает наличие у них большего числа свободных людей и наличия большого количества скота и земли в 19 веке. Потому что в войну и смуту мужчины свободных  и привилегированных  сословий погибают чаще,  чем мужчины зависимых сословий. Потому что у них было что защищать и за что погибать. Данное обстоятельство также показывает  то, что именно карачаевцы, как сообщество свободных мужчин («карачеркесов» по Брокгаузу), составляли активную часть сопротивления царской колонизации Кавказа. Только такое объяснение может быть правдоподобным низкому числу мужчин в Карачае. Если кто-то сомневается в моих выводах, пусть сравнит соотношение мужчин и женщин в центральных районах России по переписям 1970гг., т.е. через 30 лет после окончания Великой Отечественной войны.
Низкое число карачаевских мужчин в переписи 1897г., кроме военных потерь также показывает,  что именно они, будучи владельцами скота, содержащимся в дальних кошарах  Карачая, становились объектами разбойничьих нападений  разноплеменных банд в смутное время середины 19 века. Других, более правдоподобных объяснений этой статистике я не вижу. Таким образом, высокое число лиц свободных сословий среди карачаевцев в 1868-1872г. и  меньшее число мужчин-карачаевцев по сравнению с женщинами-карачаевками в переписи 1897г  взаимосвязанные и очень важные цифры для понимания истории Кавказа и для опровержения существующих фальсификаций и притязаний на нашу историю и земли.

Число скота на душу населения в Карачае, Кубани и Тереке.
Как неоднократно подчеркивалось в нашей работе именно наличие большего количества скота и овец  есть условие  наличия овчарки у этого народа. Обратимся к документам:
«К началу ХХ века население 5 балкарских обществ («горские общества Б.Кабарды»)  было в 3 меньше населения Кабарды (кабардинского народа), а имело в 2 раза больше рогатого скота, в 4,3 больше овец, и лишь на 0,08 частей меньше лошадей»3
Но скота в абсолютных и относительных цифрах у карачаевцев было еще больше, чем у балкарцев.
Сравним статистические данные численности населения, скота, площади территории Кубани, Терека и Карачая и рассчитанное  из предыдущих данных среднее число скота на 100 душ населения указанных  территорий. Данные по Кубанской и Терской областям взяты и использованы из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1897г) в словарной статье «Кавказский край»4 :
Название области
и всего края
Площадь в кв. верстах.
Население обоего пола
(1891—92г)
Терская обл
61016
798898
Кубанская обл.
82909
1551319
Кавказский край
414128
8353488
Карачай в составе Кубанской области
ок. 5000
ок. 30000

Количество скота в Кавказском крае в 1897г по данным энциклопедии Брокгауза4

Название области
и всего края
лошадей всего/
на 100 душ населения
крупный рогатый скот всего/ на 100 душ населения
овец всего/ на 100 душ населения
Терская обл
173700//21 878000//109 2339180/292
Кубанская обл. с Черноморским окр.
290000//18 1686000//108 2795000/180
Кавказский край
1017640//12 5882930// 70 14082800/168





Количество скота в Карачае в 1908г

Название области
Лошадей всего/
на 100 душ населения
крупный рогатый скот всего/ на 100 душ населения
овец всего / на 100 душ населения
Карачай (население в 1897г. 26 877чел.)
33756 / 125 125027 / 466 487471 / 1818

Более точные данные по карачаевцам (Карачаю) для сравнения будут за 1900год:
 «Высокими были средние цифры количества скота на сто душ населения : крупного рогатого скота 219, овец 1001»5
Приблизительно, даже чуть большие цифры приводит К.М. Текеев по состоянию на 1865г со ссылкой на данные ГАКК  «на 13 461 жителя Карачая  приходилось ок.217 тыс.голов скота, на каждого жителя 17 голов скота, не считая коз, лошадей, ослов». (Тут Текеев под Карачаем  имеет ввиду жителей только трёх древнейших сёл Карачая. Однако карачаевцы малыми группами или отдельными кошарами (фермами) были расселены по всей горной части современной КЧР). То есть при переводе количества скота на 100 душ, цифра увеличивается до 1700 голов скота на 100 душ6.
Как видно из приведённых данных, средние показатели количества скота и овец на 100 душ у карачаевцев многократно превышали средние показатели по Кавказскому краю, по Кубанской и по Терской областям. Вероятнее всего это самые большие цифры по Российской империи.
Само по себе эти цифры мало что говорят моему читателю. Но в сочетании с другими объективными данными эти цифры подчеркивают неоспоримое лидерство карачаевцев в животноводстве и в овцеводстве.
Цитата из словарной статьи «Кавказский край» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
«Для так называемого «цивилизованного человечества» горские народы всегда представляли проблему. В самом их существовании содержится вызов и загадка. Жизнь в горах во всех отношениях тяжелее жизни на равнине. Экономика гор по необходимости скудна, быт наполнен опасностями природных катаклизмов и физическими испытаниями, составляющими повседневность обитания на «высокой земле».
Карачаево-балкарский народ является самым высокогорным народом Европы. Расположение карачаево-балкарских сёл в 19 веке было на высоте 1500-2000метров над уровнем моря. Горные пастбища были расположены еще выше, на высоте 1200- 3500метров. Таким образом содержать скот и овец на такой высоте многократно сложнее и труднее содержания на предгорных и равнинных районах Кубани и Терека (800-400 метров над уровнем моря).
Территория Карачая (и её население) с конца 18 и в течении 19 века многократно уменьшилась с 35 тыс.кв.км  до 5 тыс.кв.км, т.е. и составляла всего 6 %  от всей площади Кубанской области. Но количество овец Карачая составляло 17,4%  от количества овец Кубани. Да и то как указано выше, карачаевские овцы разводились в значительно менее благоприятных климатических условиях и в условиях острой нехватки земли.
Но, несмотря на это средние показатели количества скота и овец у карачаевцев были многократно выше подобных цифр по всему Кавказскому краю и в Кубанской и Терской областях в частности. В этих цифрах и соотношениях проявляется лидерство и выдающийся талант  карачаевцев (балкарцев) в животноводстве (овцеводстве), подтверждённый наличием собственных пород животных и собственной карачаевской (кавказской) овчаркой. Да к тому же породы карачаевской овцы и лошади для своего времени  были выдающимися и универсальными породами.

Карачаевская овца и кавказская овчарка выращена одним народом
Мы часто указывали на неразрывную связь овчарки с животноводством, а точнее с овцеводством. Русские (славянские) слова  «овчарка» и «овца»  подтверждают данный вывод, так как имеют общий корень ОВ. Слово Ов тюркского происхождения со значением Охота.  «ав- в турецком, ов- в азербайджанском, ув/уў- в карачаево-балкарском в значении «охота» плюс  уподобляющий аффикс –ча/че (ца) или  слово чар/чер (цар) –«воин» дают  русские слова «овца и овчарка».  «Avça|ovça (awça|owça- в древнетюркском языке «субъект охоты», «avçar|ovçar (awçar|owçar)»- «объект охоты». Как видно исходное значение в  древнетюркском языке связано с охотой, в то время как в современных тюркских языках слова «авча/авца/овча/овца» и «авчар/овчар» исчезли, но сохранились в русском и славянских языках в животноводческом значении. На данном примере виден  переход древнего тюрка от одного вида занятий к другому, от охоты на диких овец к одомашниванию овцы. А факт фиксирования этого в славянских языках есть доказательство древнего соседства славян и тюрок.
Карачаевская порода овцы  не могла бы существовать и сохраняться без своего охранника и защитника карачаевской (кавказской) овчарки. Краткое знакомство с карачаевской овцой поможет нам лучше узнать кавказскую (карачаевскую) овчарку. Поэтому вполне обоснованно, что мы уделим  немного внимания этой овце.
Карачаевская овца давно научно описана, известны технологии её выращивания, сохранения, окота и т.д. и т.п. Мы не будем останавливаться на общеизвестных фактах  того, что карачаевская овца вынослива, практически не болеет, имеет крепкие копыта и способна ходить по каменистой, шебенистой земле, что она дает мясо, шесрть и молоко одновременно и т.д. 
Мы остановимся на особенностях карачаевской овцы выделяющих ее из среды других кавказских овец и на свойствах, показывающих её древность и лучшую выживаемость, а также на близости её с турецкой караманской породой овцы. На мой взгляд, лучшая выживаемость в естественных условиях – лучшая характеристика, показывающая  древность карачаевской овцы и близость её к диким предкам.
Далее,  цитата из справочника  подготовленного в1994г  Всероссийским научно-исследовательским институтом генетики и разведения сельскохозяйственных животных (ВНИИГРЖ) Российской сельскохозяйственной академии (статья о карачаевской овце):
 «Овцы преимущественно черные (до 80%), встречаются серые, рыжие, белые. У большинства черных овец на затылке пятно, конец хвоста белый.
Несмотря на то, что шерсть карачаевских овец относится к грубому виду шерсти,
она качественнее шерсти других грубошерстных кавказских пород…Академик М. Ф. Иванов писал: “Шерсть карачаевских овец хотя и не отличается большой тониной, но в ней нет очень грубых волос, какие часто встречаются в большом количестве в руне других кавказских пород. Способность сваливаться и образовывать прочный, плотный войлок делает шерсть карачаевских овец особенно пригодной для приготовления таких изделий, как бурки, теплые сапоги и прочее,...»  Карачаевские овцы дают овчину с плотной мездрой, отличающейся легкостью и прочностью… При нагуле в хвосте (курдюк) накапливаются 5—6 кг жир. ( На самом деле до 10-15 кг жира. А.С.) Молочность маток относительно высокая — за лактацию они дают 65—85 кг товарного молока с жирностью 7,2—9,6%. Мясо и жир карачаевских овец имеют высокие вкусовые качества. Среди карачаевских овец встречается три типа: с хорошо выраженной мясо-шерстно-молочной. продуктивностью, с уклонением в сторону шерстности и с уклонением в сторону мясности… По величине карачаевские овцы небольшие. Средняя живая масса у баранов 60 кг (макс. 90 кг), ( на самом деле рекордсмены до 110-120 кг А.С. ), у маток — соответственно, 45 и 70 кг.  Животные достаточно скороспелые — к 3-месячному возрасту ягнята достигают 33—40% живой массы взрослых овец »7
Таким образом,
1.Карачаевская овца имеет шерсть лучшего качества, чем у других кавказских грубошерстных древних пород. Из этого следует, из такой  шерсти производилась более удобная и гигиеничная одежда для древнего человека.
2. Карачаевская овца имеет дополнительные жировые отложения на хвосте (курдюк до 6кг), которые увеличивают выживаемость человека и овцы в периоды бескормицы.
3. Карачаевская овца дает молока в среднем в 2-3 раза больше других кавказских пород овец. Это особенность карачаевской овцы дает дополнительную пищу древнему человеку и обеспечивает лучшую выживаемость потомству овец.
4. Ягнята карачаевской овцы набирают вес быстрее ягнят других кавказских пород. За 3 месяца набирается 40% от взрослой особи. Это тоже работает на выживаемость потомства т.к. чем взрослее особь, тем выше её выживаемость.
5. Карачаевскую овцу можно выращивать с уклонением в сторону мясности или шерстности в зависимости от жизненной или экономической потребности. Данное обстоятельство обеспечивало лучшую выживаемость древним карачаевцам.
У карачаевской овцы много и других достоинств, выделяющих её среди остальных пород.  Но в то же время существует много современных пород овец превосходящих карачаевскую овцу в количестве получаемой шерсти или мяса, т.е. современные породы экономически более выгодны для разведения, чем карачаевская порода. Но современные высокопородистые овцы  в естественных условиях, в которых разводились овцы 200 или 2000 лет назад не пережили бы даже одну зиму. Первый снег,  продержавшийся без таяния на земле в течении двух недель убил бы таких овец. Главное преимущество карачаевской овцы перед современными породами овец заключается в том, что она может содержаться на пастбищах круглогодично, может при необходимости есть стебли и кору молодых деревьев!  Более того, карачаевская овца может добывать прошлогоднюю траву на корню, расчистив при необходимости копытцем снег! В суровых зимних условиях гор или степей умение расчищать снег и добывать  траву намного повышает выживаемость карачаевской овцы, по сравнению со многими современными. Также, эта особенность карачаевской овцы показывает древность породы!
В некоторых статьях, даже авторитетных изданий,  карачаевскую овцу иногда дополнительно в скобках называют осетинской, кабардинской, черкесской овцой ввиду её распространения в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Осетии. Авторам таких утверждений придется доказать, что и караманская овца (Турция) также принадлежит кабардинцам или осетинам. Потому что южно-караманская порода овцы очень похожа и близка к карачаевской породе овцы. Вплоть до одинаковых  белых пятен на затылке и на хвосте у черных овец карачаевской и южно-караманской пород!
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в статье «Овцы, бараны»  объединяет кавказские породы и караманскую породу  овец  в одну группу «жирнохвостых и широкохвостых»8. На самом деле существует три вида караманских пород: akkaraman koyun (бело-караманская овца),  morkaraman koyun (коричнево-караманская овца), güney karaman koyun (южно-караманская овца).  Подобно тому, как  южно-караманская овца выращена  караманами (тюрками), карачаевская овца выращена карачаевцами  и принадлежать другим народам эти овцы не могут. (см. примечание 2)
Близость карачаевской и южнокараманской пород овец подкрепляет близость карачаевской (кавказской) овчарки с анатолийскими овчарками. Как кавказская (карачаевская) овчарка являлась постоянным спутником карачаевской овцы, также анатолийские овчарки являлись спутниками караманских овец. Как карачаевская и южно-караманская  породы овец близки между собой, также близки между собой карачаевская (кавказская) овчарка и анатолийские овчарки (карабаш и акбаш). Данное обстоятельство также закрепляет право карачаевцев на кавказскую овчарку  и подтверждает ранее высказанные выводы о том, что кавказская овчарка является одной из карачаевских пород овчарок.

Примечание 1.
В списке «Свободных сословий Баталпашинского уезда» составленного под руководством полковника Петрусевича, пристава Карачая,  262 семей сословия «азат узден» выделено отдельно и обозначены как «причисляющие себя к узденям»9
Примечание 2. 
В Турции  выращиваются  несколько пород овец близких к карачаевской овце. Это- бело-караманская порода (akkaraman koyunu). Распространена по всей Турции, белошерстная с черным пятном на морде или на ногах.(более 20 млн.голов).
Коричнево-караманская порода, второе название красно-караманская овца (mor (kizil) karaman koyunu), более крупное и мясистое животное, также более  молочнее первой, распространена в Восточной Анатолии, (ок.8-10 млн.голов).
Южно-караманская овца (güney karaman koyunu) распространена менее других караманов. Однако является предшественницей первых  пород. Очень похожа на карачаевскую овцу10.
Название овец происходит от имени Караманского бийлика (Karamanoğulları Beyliği), основанного сыновьями Карамана и  просуществовавшего в 1256-1483гг в юго-центральной Анатолии, вокруг современного города Караман. Имеется множество интересных  параллелей между Карачаем (Аланией) и Караманским бийликом, ждущих вдумчивых исследователей. В числе таких интересных параллелей могу назвать следующие факты:
1. наличие близко-родственных  карачаевской  и южно-караманской породы овец,
2. наличие обязательных спутников названных овец близких между собой карачаевской (кавказской) и анатолийских пород овчарок, ,
3. древнее название территории Карачая - Аланией, самоназвание карачаевцев/балкарцев «алан» и крепость  Аланья (Ала, Алайя),  построенная караманидами 13 веке  на высоком скалистом полуострове Средиземного моря. (Подчеркиваю место расположение крепости Аланья «высокий скалистый полуостров», чтобы не  производили название  от современного турецкого «alan», означающее «пространство, территория, сфера деятельности».  А также другие двухкомпонентные названия населённых пунктов с присутствием слова «Алан»  (Alanyurt, Alanöz, Alankoy и т.д) в Караманском бийлике- горном княжестве.
4. тюркские (карачаевские)  тексты  написанные греческими буквами на камнях 10-11 веков на территории  Карачая-Алании,  (Зеленчукский камень, Дука-бек) и такие же сохранившиеся тюркские  тексты на камнях 13-15 веков написанные греческими буквами  тюркоязычной  христианской  православной  общиной Karamanlılar в Караманском бийлике (в г.Караман), 
5. созвучное название Карачай и Караман, в которых первое слово «кара» на карачаево-балкарском языке имеет значение «1.могучий, 2.чистый (о воде)»,
6. а также выбор караманами местности в районе г. Караман, расположенного на высоте 1000 метров над уровнем моря, рядом с Торосскими горами (1200-1500 метров), подобно высокорасположенным сёлам карачаевцев-балкарцев.
Я предлагаю  профессору А.М. Малолетко и его учителям из Владикавказа,  защищающих тезис об  ираноязычии  аланов, об осетинских собаках «алаунт и алан»  в Европе  и т.д. дать объяснения этим  объективным фактам. (см. главу IV)
Перечисленные факты достаточны для постановки вопроса о кавказском (аланском, карачаевском) происхождении Караманогулов, основателей Караманского бийлика в Анатолии и показывают не случайность родственности карачаевской овчарки и карачаевской овцы с анатолийскими овчарками и южно-караманской овцой. Можно отмахнуться от одной параллели сочтя её случайностью. Но когда таких параллелей набирается несколько то- это уже закономерность, которую должны быть исследованы детально.


Источники:
1.«Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг»  Нальчик 2003. С.166-170 
2. http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=414  из Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Таблица XIII. Распределение населения по родному языку. (Губернские итоги). Т.Т.51-89. С.-Петербург: 1903-1905
3. Мизиев И.М. Из истории поземельных споров между Балкарией и Кабардой. журнал Ас-Алан  1999. №1 С. 166
4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.1897. статья «Кавказский край»
5. «Карачаевцы» КЧ НИИ ЭИЯЛ. Черкесск 1978. С.61 из Военно-статистическое обозрение Кубанской области, Тифлис, 1900 Прил. 6, < из Государственный архив Краснодарского края ГАКК Ф.460 Оп.1.93. Л.1
6. К.М. Текеев. Карачаевцы Балкарцы. Москва 1989. С. 126-127, < из Государственный архив Краснодарского края -ГАКК, Ф. 452, Оп.I, Ед.хр. 605. Л.20
7. http://www.cnshb.ru/AKDiL/0044/base/k0060048.shtm ,
Справочник "Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах",  Авторы-составители Эрнст Л.К., Дмитриев Н.Г., Паронян И.А., ВНИИГРЖ Российской сельскохозяйственной академии, СПб, 1994 статья «карачаевской овца»
8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.1897. статья «Овцы, бараны» 
9. К.Т. Лайпанов. Карачай и карачаевцы. Черкесск. 2005. С. 254-271. ISBN 5877571028
10. http://veteriner.cc/koyun/guney_karaman.asp и другие турецкие сайты о караманских овцах и о Karamanoğulları Beyliği