воскресенье, 9 июня 2019 г.

Притязания на карачаевского первовосходителя на Эльбрус пресечены в 1938г

Ахмад Салпагаров июнь 2019г.
статья расположена по адресу: 
в серии статей: "кто покорил Эльбрус"
Фрагмент статьи Е.Симонова о 
первовосходителе на Эльбрус 
Килларе Хачирове
Полный текст статьи в прил. 2
на третьей странице газеты
Советский русский журналист Евгений Симонов многолетний редактор альпинистской газеты "Школа мужества", печатавшейся в 1935-1939гг в Кабардино-Балкарии предупредил и пресёк притязания на карачаево-балкарского первовосходителя на Эльбрус на Хилара, написав статью о нем и назвав его балкарцем в 1938г. еще 80лет назад.
Об авторе Евгении Симонове
Краткая биография Евгения Симонова опубликована на сайте http://sport-strana.ru [1], посвященном спорту в том числе и альпинизму. В конце нашей статьи в прил.1 мы выставили копию биографии Е. Симонова. 
Евгений Дмитриевич Симонов родился в 1904г и скончался в 1989г. в Москве. 
Первую книгу под названием Альпинизм он написал в предвоенном 1941г, а свою последнюю книгу Слово об Эльбрусе в 1983г. А всего за время журналистской и редакторской работы Е.Симонова, им написано 14 книг и большое количество газетных очерков посвященных альпинизму, горным вершинам и их покорителям. Названия его первой и последней книги символичны и они говорят об авторе как о человеке десятилетиями занимавшимся вопросами альпинизма и горовосходительства в Приэльбрусье. 
Многие годы Е.Симонов работал главным редактором разных изданий, в том числе, что для нас важно три года, в 1936-1938гг он работал главным редактором альпинистской газеты "Школа Мужества" выходившей в КБР в 1935-1939гг.
В годы войны был корреспондентом Комсомольской правды, а в 1946-1947гг был главным редактором журнала «Физкультура и спорт», в 1948-1954гг - главный редактор альпинистского ежегодника «Побежденные вершины». 
Таким образом, Евгений Симонов около полувека своей жизни посвятил альпинистской журналистике. По сути он сам является одним из творцов альпинисткой истории России и одновременно собирателем истории альпинизма. И вряд ли какой-нибудь другой журналист, писатель или историк нашей страны может превзойти его по длительности и беззаветности служения альпинизму и спорту...

О газете Школа Мужества
В 1935г. в Приэльбрусье была проведена первая массовая Альпиниада ВЦСПС. 
"В первой Альпиниаде ВЦСПС участвовало свыше 250 чел. Группа журналистов участников Альпиниады ВЦСПС- впервые в горах начала издавать газету «Школа мужества» 1935 -1939гг" - Это цитата из  Энциклопедического словаря по физической культуре и спорту из сайта История Спорта. [2] 
Школа Мужества была органом туристско-экскурсионного управления ВЦСПС и газетой альпинистов СССР.[3]  Абревиатура ВЦСПС означала- Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов СССР. ВЦСПС сути своей был всесоюзным министерством труда и профсоюзов. Газета выпускалась с мая по сентябрь в сезон альпинистских восхождений в 1930 годах.
Адрес редакции газеты с.Тегенекли КБР и
высокогорной типографии- Баксанское ущелье.
Согласно физкультурной Энциклопедии
Первая высоко-горная газета
На четвертой странице газеты №9 1938г (см.4 стр.в прил.2) указано,что редакция и типография газеты находятся в балкарском селе Тегенекли, что прямо под Эльбрусом. Это значит сотрудники газеты (журналисты, редактор и типографские работники) жили и трудились под Эльбрусом в балкарском Тегенекли. По всей вероятности это была малая небольшая группа из 5-6-7 человек, которые сами писали статьи и сами же печатали в своей высокогорной типографии. 

О статье Е.Симонова
В номере 9 (18) от 2 сентября 1938г. , газеты "Школа мужества" вышла небольшая статья Е.Симонова "Колумбы горных вершин-первые альпинисты нашей страны", в которой он кратко рассказал о первовосходителях на горы Казбек, Эльбрус, об экспедиции Эммануэля на Эльбрус в 1829г  и восхождении на Эльбрус карачаевцев-балкарцев.
Цитата: "На заре участники, выделенные для восхождения- учёные, казаки, карачаевцы и балкарцы, которые натерли порохом лица для защиты от солнечных лучей и двинулись в ледовую пустыню, таща за собой лестницы и шесты..." Е. Симонов без упоминания хотя бы одного адыго-кабардинца, назвал карачаевцев-балкарцев во множественном числе. В следующем абзаце он "победителя Эльбруса" Килара (а точнее Хилар) называет балкарцем. Здесь поясним, что балкарец и карачаевец идентичные друг другу понятия, ибо карачаевцы-балкарцы-это один аланский народ с единым языком, общими фамилиями, песнями, кухней, культурой и т.д. Уроженец Карачая Хилар Хачиров часто бывал в соседнем Баксанском ущелье, где жили его балкарские друзья и родственники. Мать Хилара, урожденная Соттаева была родом из этого ущелья. Этот факт подтверждается сведениями, сохранившимися в древней народной песне, посвященной Х. Хачирову. Вместе с Хиларом Хачировым в 1829г., в восхождении на Эльбрус участвовали его балкарский троюродный брат Ахия Соттаев и зять Ахии Джатчи Джаппуев, жители Баксанского ущелья под Эльбрусом. В следующие десятилетия 19века Соттаев и Джаппуев были проводниками для многих успешных экспедиций на Эльбрус [4].
Интересно то, что в статье Е.Симонов даже не упоминает "адыгского кабардинского Хилара", не то чтобы ставить его на первое место. Вместо этого он низвергает с пьедестала первовосходителя на Эльбрус англичанина Д.Фрешфильда. "Испокон веков считалось, что первым на Эльбрус взошел Дуглас Фрешфильд. Историки альпинизма замалчивали другой факт: сто с лишним лет назад, за 40 лет до Фрешфильда, на вершине Эльбруса побывал человек, житель нашей страны-Киллар" 
Из этого факта следует, что адыго-кабардинец Килар на роль первовосходителя на Эльбрус  в 1930 годах в КБР даже не рассматривался, не то чтобы утверждать, что "кабардинец первый покоритель Эльбруса". 

1.Евгений Симонов к сентябрю 1938г. в качестве главного редактора альпинистской газеты "Школа Мужества" проработал как минимум три года в Кабардино-Балкарии, а вероятнее всего четыре года, с первого 1935года основания газеты. Е.Симонов качестве журналиста и редактора газеты вынужден был встречаться со многими кабардинцами, работавшими в разных государственных, партийных, профсоюзных, комсомольских структурах на многочисленных совещаниях, собраниях, конференциях и по роду своей альпинистской работы обязательно их расспрашивал о первовосходителе на Эльбрус и местных альпинистах
И если бы он хоть раз услышал бы от них об адыго-кабардинском первовосходителе Хиларе, он не стал бы как самоубийца, в самые страшные годы Большого террора в 1937-1938гг., поднимать вопрос о балкаро-карачаевском первовосходителе Килларе. Тем более главой тройки в КБР судившей и приговорившей к расстрелу сотни и тысячи людей был первый секретарь республиканского комитета ВКПб кабардинец Бетал Калмыков. Он же Б.Калмыков организовывал и участвовал в Альпиниаде ВЦСПС в 1935г.
Проведя среди кабардинцев, балкарцев журналистское расследование о первовосходителе на Эльбрус, изучив имеющуюся по теме литературу Е.Симонов опровергает ложные утверждения о якобы первовосходителе на Эльбрус англичанине  Д.Фрешфильде, не упоминает даже об адыго-кабардинцев в составе экспедиции Эммануэля и однозначно утверждает, что первовосходителем на Эльбрус был балкарец (карачаевец) Хилар. 

2. Газета "Школа Мужества" была изданием всесоюзного органа управления ВЦСПС, находившегося в Москве. В советское время центральные газеты в обязательном порядке доставлялись в кабинеты республиканских комитетов партии ВКПб, комсомола, профсоюзов, в республиканскую библиотеку и в органы госбезопасности. Также газета должна была доставляться в "Управление горно-кавказских маршрутов" в Нальчике, ул. Малая Кабардинская 21. от имени которого дано объявление в цитируемом номере, вероятно, что управление было подразделением ВЦСПС. Поэтому эту газету видели и читали сотни грамотных кабардинцев, работавших в этих разных управленческих структурах. 
Судя по фуражке мужчины
сталинское время 1930-40гг

3. С 1930г в крупных городах и областных центрах работали пункты Союзпечати, всесоюзной организации распространявшей печатную продукцию в местах массового скопления людей, типа вокзалов, кинотеатров, университетов, рынков и многолюдных улиц. С учетом того, что в статье Е.Симонова рассказывалось о местной истории, экспедиции Эммануэля, покорении Эльбруса, то можно предположить что одну газету читали много человек и в том числе обычные граждане и сельские жители.

4. Инструктора отделов пропаганды республиканских комитетов компартии, профсоюзов, комсомола руководили проведением и сами проводили политинформациями, выезжая в сельские районы, на которых читали последние новости из газет. Что также увеличивает адыго-кабардинскую аудиторию для альпинистской газеты со статьей Е.Симонова.

5. Мы достоверно не знаем, но предполагаем, что как обычно в СССР, проводилась добровольно-принудительная подписка на газету Школа Мужества по профсоюзной линии в сельских районах КБР, что сильно увеличило бы число кабардинцев читавших газету. Но и без подписки как мы выше показали, статью Е. Симонова читали или слышали пересказы о ней сотни, а возможно и тысячи грамотных адыго-кабардинцев. 

И для честного и объективного изучения вопроса национальности первовосходителя на Эльбрус- сторонники "кабардинца Хилара" должны предъявить общественности возмущенную реакцию кабардинской власти в 1938г. на статью Е.Симонова или же объяснить почему ее не было в 1938г! 
Памятник Ахие Соттаеву 1799-1918гг
В 1938г были живы дети и племянники
знаменитого альпиниста,
которые информировали Е.Симонова
об экспедиции Эммануэля и его участниках
т.к. Соттаев в 1829г.,сам был участником 

восхождения на Эльбрус вместе 
с карачаевцем Хиларом
Наше объяснение простое, никакого адыгского кабардинца Хилара в 1829г на Эльбрусе не было и потому в памяти кабардинского народа такое событие не отразилось и не сохранилось, чтобы об этом рассказать Е.Симонову или возмутиться его статьей о карачаево-балкарском первовосходителе на Эльбрус.
А вот в памяти карачаево-балкарского народа событие-восхождение на Эльбрус, сопровождаемое тысячным воинским отрядом Эммануэля, ружейными залпами, дорогими денежными подарками сохранилось в виде песни посвященной Хилару. Память о восхождении карачаевца Хилара на Эльбрус в 1829г. сохранилось и в памяти сыновей, племянников, внуков А.Соттаева и Дж.Джаппуева участников экспедиции Эммануэля среди которых и работал Е.Симонов и записал от них информацию о карачаево-балкарском первовосходителе на Эльбрус.В следующей статье выложим старинную карачаево-балкарскую песню о Хиларе. 


Запоздалые на 80 лет утверждения о вымышленности 
сюжета и персонажей Е.Симонова 
Фрагмент выступления А.Хаширова
в котором он выставил критикуемую
 книгу Е.Симонова
Недавно адыго-кабардинец Аскер Хаширов, представившийся потомком первовосходителя на Эльбрус обрушился с критикой на книгу Е. Симонова "Слово об Эльбрусе", из-за того, что Е.Симонов в ней утверждал что, первовосходителем на Эльбрус был Килар, по национальности карачаевец, а историк И.Мизиев использовал книгу Е.Симонова в своей книге Следы на Эльбрусе. [5]    https://www.youtube.com/watch?v=D-9YnqKFegY 
Хотя у И.Мизиева полно и других аргументов в пользу карачаевца Хилара, не упоминая их, А. Хаширов акцентировал свою критику на книге Е.Симонова.
Часть аргументаций И.Мизиева в пользу карачаевца Хилара повторена Н.Будаевым см.тут
Для убедительности А.Хаширову надо было представить печатное возмущение представителей своего рода или кабардинской власти на статью Симонова в 1938г.,  как доказательства того, что в кабардинском народе знали о восхождении на Эльбрус в 1829г "кабардинца пастуха Киляра" из адыгского рода Хашировых. А то уничижительная критика Е.Симонова через 80 лет после его статьи не то, что неубедительны, а наоборот легимитизируют все написанное Е.Симоновым в 1938г. И было бы неплохо для убедительности А.Хаширову самому написать не 14 книг по альпинизму, горовосхождению и годами редактировать альпинистские издания как Е.Симонов, а написать хотя бы пару статей по альпинизму и напечататся в альпинистской газете.
P.S. для желающих прочитать книгу И.Мизиева Следы на Эльбрусе, много интересного и не только по теме альпинизма см.тут


Тезисы-анонсы будущих статей по поднятой теме-
будут удалены из этой статьи по мере написания
1. Магомет Дудов о котором недавно стало известно как об одном из восходителей на Эльбрус вместе с Хиларом из  опубликованных писем участника экспедиции Ленца, жил в 1829г. на реке Нальчик, вероятно на месте старинного карачаевского села Аксу, известного в настоящее время как Белая Речка и происходил из карачаевской княжеской пророссийски ориентированной семьи, бежавшим в 1826г  из Карачая в подконтрольный царской администрации район из-за кровопролитных стычек с Крымшамхаловыми. Магомет Дудов, более известный как Амантиш был проводником армии Эммануэля в 1828г., а также был в числе проводников и восходителей на Эльбрус и в 1829г. То есть князь Магомет (Амантиш) Дудов был лично знаком с генералом Эммануэлем и в 1829г жил в районе реки Нальчик. Прибытие Дудова из под Нальчика и его княжеский статус опровергают все новопридуманные претензии на карачаевца Хилара Хачирова, будто "простой пастух кабардинец Килар из вольного села на реке Нальчик" был проводником большого воинского отряда Эммануэля к Эльбрусу в Карачай, а по совместительству еще и первовосходителем на Эльбрус.

2. В энциклопедии Брокгауза 1897г. кабардинцы отнесены в тюрко-татарам, а балкарцы названы кабардинским народомЭти два факта лишают возможности представлять "кабардинца Хилара" упомянутого генералом Эммануелем и поручиком Шербачевым исключительно как адыга. 

3. В переписи 1939г абсолютное большинство адыго-кабардинцев ЧАО записались адыгейцами, что также указывает на то, что адыги не считали себя этническими кабардинцами. Кабардинцами записались всего 444чел. из ок.17 тыс.адыгов Черкесской АО Небольшое число 444 чел, из 12.тыс. предыдущей переписи, записавшихся кабардинцами подтверждает выводы Кабардино-Балкарского НИИ в 1936году о том, что "Кабарда","кабардинский" в языке кабардинцев-понятие географическое, а не название народа или языка. Издавна кабардинцы называют себя "адыге", а свой язык только адыгским." То есть для адыгов КБР даже через 15 лет внедрения большевиками этнонима "кабардинец" с 1921 по 1936г, слово "кабардинский" оставалось географическим понятием наподобие "кавказский или нальчикский"
(Кабардинский фольклор [Текст] / Общ. ред. Г. И. Бройдо ; Вступ. статья, комментарии и словарь М. Е. Талпа ; Ред. Ю. М. Соколова ; Кабардино-Балкар. науч. -иссл. ин-т нац. культуры. - Москва ; Ленинград : Academia, 1936г) 
Игнорирование вышеупомянутых важных фактов и приписывания кабардинцев 16-19 веков исключительно к адыгам есть явная фальсификация истории Кавказа. 

4. В документах экспедиции Эммануэля участников восхождения на Эльбрус часто называют горцами и черкесами. Но и адыгэ-кабардинцы называют карачаевцев-балкарцев къущхьэ, то есть горец, также полно русских исторических документов в которых карачаевцы (балкарцы) названы черкесами или горцами, да и сами карачаевцы-балкарцы называют себя таулу-горец. Например, на карте первого русского атласа вышедшем через два года после экспедиции Эммануэля, в 1831г. территория Балкарии и часть территории Карачая названы как "страна Черкесов"  Одинаковое называния карачаевцев-балкарцев и первовосходителя Хилара горцами и черкесами почему то остались неучтённым фактом исследователями темы.

5. Есть еще и географическое и альпинистские обстоятельства, такие как проживание адыго-кабардинцев далеко от ледовой горы Эльбрус, например Вольный аул под Нальчиком расположен на расстоянии ок.200-210 км по маршруту экспедиции 1829г от Эльбруса через Камменомост и Хасаут, что лишает бывшего крепостного адыго-кабардинца Хилара Хаширова всякой возможности учится альпинизму, восхождениям на ледовую гору, знанию местности Приэльбрусья, высокогорной акклиматизации и т.д. в отличии от карачаевца Хилара Хачирова жителя подошвы Эльбруса.


Источники:
1. http://sport-strana.ru/simonov-evgenij-dmitrievich/
2. http://sport-history.ru/physicalculture/item/f00/s00/e0000066/index.shtml ,
Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., 'Физкультура и спорт', 1961. 368 с.
3. №9(18) от 2.09.1938г. газеты "Школа мужества"- фотоскан четырех страниц в приложении 2
4. http://kmvline.ru/lib/elbrus/4.php
https://a-salpagarov.blogspot.com/2019/04/kto-pervym-pokoril-elbrus.html ,
5. https://www.youtube.com/watch?v=D-9YnqKFegY

Приложение 1
Симонов Евгений Дмитриевич, Журналист, писатель.
Родился в 1904 году в Москве.
Печатался под псевдонимом «Е. Дмитриев». Главный редактор альпинистской газеты «Школа мужества»- 1936-38, в годы Великой Отечественной войны-корреспондент газеты «Комсомольская правда», главный редактор журнала «Физкультура и спорт»- 1946-47, инициатор создания (совместно с П.С. Рототаевым) и главный редактор ежегодника «Побежденные вершины»-1948-54.
Автор книг: «Альпинизм» (1941), «Москва столица нашей Родины» (1947), «Повесть о советской спортсменке» (1950), «По снежным просторам» (1954, 1957 обе- соавтор), «В горах Кавказа» (1954), «Вершина без адреса: Повесть о горах и людях» (1961), «По следам умолкших голосов: Книга о вершинах и о тех, кто встает выше высоких гор» (1961), «Ветер дальних вершин» (1963), «Идущий по вершинам: Документальная повесть о Е. Абалакове» (1964), «Человек многих вершин: Николай Васильевич Крыленко (1885-1938)» (1969), «Вкус победы (так они начинали)» (1970), «Пик Летавета» (1974), «В горах мое сердце: приключенческие повести» (1974), «Слово об Эльбрусе» (1983), очерков в сборнике «Спортсмены».
Скончался в 1989 году в Москве. 

источник http://sport-strana.ru/simonov-evgenij-dmitrievich/


Приложение 2
Фото-копии четырех страниц газеты Школа Мужества № 9 за 1938г. взяты из фейсбук страницы Тамары Гериевой
https://www.facebook.com/tamara.gerieva/posts/2210755715705072
Номер газеты Школа Мужества сохранил родственник Т.Гериевой по отцовской линии Акаев Касым Хаджи-Мырзаевич, один из основоположников балкарского театра с 1937г. проживавший и работавший в Нальчике.

Первая страница альпинисткой газеты
Школа мужества №9 1938г


Вторая страница альпинисткой газеты
Школа мужества №9 1938г

Третья страница альпинисткой газеты
Школа мужества №9 1938г


Четвертая страница альпинисткой газеты
Школа мужества №9 1938г 














































........................................................................................................................................................................................................................................................................... ===================================================================================================================================================================================================



Далее выставляем аукционные экземпляры альпинистской газеты "Школа мужества" за 1939г. из Аукциона bidspirit , страница с газетами
https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/2546/lot/117950/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%BC%D1%83%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD?lang=ru
выставившего и продавшего 17 номеров газеты за 1939г. (фото первых трех номеров газеты выставленных на аукцион https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/knigrazval/cloned-images/117950/1/1.jpg
с читаемым текстом и датами https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/knigrazval/cloned-images/117950/6/6.jpg)

Хотя качество фото невысоко, но но интересно тем что показывает заголовки статей, по которым ясно что газета действительно была специализированной альпинистской газетой.При этом интересно также и то, что 1 номер датирован 6 мая, а последний 17 номер датирован 17 сентября.










Комментариев нет:

Отправить комментарий