Фрагмент статьи Е.Симонова о первовосходителе на Эльбрус Килларе Хачирове Полный текст статьи в прил. 2 на третьей странице газеты |
Об авторе Евгении Симонове
Евгений Дмитриевич Симонов родился в 1904г и скончался в 1989г. в Москве. Свою первую книгу "Альпинизм" Е.Симонов написал в 1941г, а свою последнюю книгу "Слово об Эльбрусе" в 1983г, в возрасте 79лет. За время журналистской и редакторской работы Е.Симоновым написано 14 книг и большое количество газетных очерков посвященных альпинизму, горным вершинам и их покорителям. Названия его первой и последней книги символичны и они говорят об авторе как о человеке десятилетиями занимавшимся вопросами альпинизма и горовосходительства. Многие годы Е.Симонов работал главным редактором разных изданий, в том числе, что для нас важно три года, в 1936-1938гг, он работал главным редактором альпинистской газеты "Школа Мужества", выходившей в КБР в 1935-1939гг.
Вначале представим Евгения Симонова, так как претенденты на карачаевского Хилара Хачирова, пытаясь скрыть факт отсутствия в адыгской народной памяти своего Хилара, представляют Евгения Симонова поверхностным литератором, не заслуживающего доверия. Биография Евгения Симонова опубликована на сайте http://sport-strana.ru [1], посвященном спорту в том числе и альпинизму. Полную версию его биографии выставляем в прил.1.
В годы войны был корреспондентом Комсомольской правды, а в 1946-1947гг был главным редактором журнала «Физкультура и спорт», в 1948-1954гг - главный редактор альпинистского ежегодника «Побежденные вершины».
Таким образом, Евгений Симонов около полувека своей жизни посвятил альпинистской журналистике. По сути он сам является одним из творцов альпинисткой истории России и одновременно летописцем истории альпинизма. И вряд ли какой-нибудь другой журналист, писатель или историк нашей страны может превзойти его по длительности и беззаветности служения альпинизму и спортивной журналистике.
Таким образом, Евгений Симонов около полувека своей жизни посвятил альпинистской журналистике. По сути он сам является одним из творцов альпинисткой истории России и одновременно летописцем истории альпинизма. И вряд ли какой-нибудь другой журналист, писатель или историк нашей страны может превзойти его по длительности и беззаветности служения альпинизму и спортивной журналистике.
О газете Школа Мужества
В 1935г. в Приэльбрусье была проведена первая массовая Альпиниада ВЦСПС. "В первой Альпиниаде ВЦСПС участвовало свыше 250 чел. Группа журналистов участников Альпиниады ВЦСПС- впервые в горах начала издавать газету «Школа мужества» 1935 -1939гг" - Это цитата из Энциклопедического словаря по физической культуре и спорту из сайта История Спорта. [2] Газета "Школа Мужества" была органом туристско-экскурсионного управления ВЦСПС и газетой альпинистов СССР.[3] Абревиатура ВЦСПС означала Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов СССР ВЦСПС по сути своей работы был всесоюзным министерством труда и профсоюзов. "Школа мужества" выпускалась с мая по сентябрь в сезон альпинистских восхождений в 1930годах.
Адрес редакции газеты с.Тегенекли КБР и высокогорной типографии- Баксанское ущелье. Согласно физкультурной Энциклопедии Первая высоко-горная газета |
О статье Е.Симонова и его читателях в КБР
Уроженец Карачая Хилар Хачиров часто бывал в соседнем Баксанском ущелье, где жили его балкарские друзья и родственники. Мать Хилара, урожденная Соттаева была родом из этого ущелья. Этот факт подтверждается сведениями, сохранившимися в древней народной песне, посвященной Х. Хачирову. Согласно исследований балкарских историков И.Мизиева и Н.Будаева, вместе с Хиларом Хачировым в 1829г., в восхождении на Эльбрус участвовали его родственники по материнской линии-Ахия Соттаев и зять Ахии Джатчи Джаппуев, жители Баксанского ущелья под Эльбрусом. Во второй половине 19века Соттаев и Джаппуев были проводниками для многих успешных экспедиций на Эльбрус [4]. По некоторым карачаевским преданиям, которые я слышал, в числе восходителей на Эльбрус вместе с Хиларом был еще и представитель карачаевского рода Байрамуковых. Очевидец восхождения академик Ленц засвидетельствовал, что в числе участников восхождения был еще и карачаевец Магомед Дудов.
Интересно то, что в своей статье Е.Симонов не упоминает адыго-кабардинцев и адыго-кабардинского Хилара. Вместо этого он низвергает с пьедестала первовосходителя на Эльбрус англичанина Д.Фрешфильда. "Испокон веков считалось, что первым на Эльбрус взошел Дуглас Фрешфильд. Историки альпинизма замалчивали другой факт: сто с лишним лет назад, за 40 лет до Фрешфильда, на вершине Эльбруса побывал человек, житель нашей страны-Киллар" Из статьи Е.Симонова следует, что в 1930 годах адыго-кабардинец Килар Хаширов на роль первовосходителя на Эльбрус даже не рассматривался, не то чтобы его именем называть улицы в КБР, как в настоящее время.
1.Евгений Симонов будучи журналистом и редактором газеты в течении ряда лет встречался со многими адыгами, работавшими в разных государственных, партийных, профсоюзных, комсомольских структурах на многочисленных совещаниях, собраниях, конференциях и обязательно их расспрашивал о первовосходителе на Эльбрус. И если бы Симонов услышал об адыго-кабардинском первовосходителе Хиларе, он не стал бы как самоубийца в страшные годы Большого террора в 1937-1938гг., писать о балкаро-карачаевском первовосходителе Килларе.Тем более главой тройки в КБР судившей и приговорившей к расстрелу тысячи людей был всевластный первый секретарь республиканского комитета ВКПб адыго-кабардинец Бетал Калмыков. Б.Калмыков был организатором и участником Альпиниады ВЦСПС в 1935г. Он сам поднимался на Эльбрус и вероятно встречался с Е.Симоновым. Б.Калмыков, как человек ревниво болеющий за свой адыго-кабардинский народ, жестоко наказал бы Симонова за статью о балкарском первовосходителе на Эльбрус, будь Хилар адыго-кабардинцем.
2. Газета "Школа Мужества" была изданием всесоюзного органа управления ВЦСПС, находившегося в Москве. По порядку советских времен, 1-2 экземпляра центральных и республиканских газет в обязательном порядке доставлялись в кабинеты республиканских комитетов партии ВКПб, комсомола, профсоюзов, в республиканскую библиотеку и в органы госбезопасности. Также газета должна была доставляться в "Управление горно-кавказских маршрутов" в Нальчике, ул. Малая Кабардинская 21. от имени которого дано объявление в цитируемом номере. Поэтому эту газету видели и читали сотни грамотных адыго-кабардинцев, работавших в перечисленных управленческих структурах. Но они не опровергли Е.Симонова и не пожаловались в органы компартии и госбезопасности, посчитав информацию Симонова о балкарце Хиларе ложью.
Судя по фуражке мужчины сталинское время 1930-40гг |
3. С 1930г в крупных городах и областных центрах работали пункты Союзпечати, всесоюзной организации распространявшей печатную продукцию в местах массового скопления людей, типа вокзалов, кинотеатров, университетов, рынков. Инструктора отделов пропаганды комитетов компартии, профсоюзов, комсомола руководили проведением и сами проводили политинформациями, выезжая в сельские районы, на которых читали последние новости из газет. Что также увеличивает адыго-кабардинскую аудиторию для альпинистской газеты со статьей Е.Симонова. Мы достоверно не знаем, но предполагаем, что как обычно в СССР, проводилась добровольно-принудительная подписка на газету Школа Мужества по профсоюзной линии в сельских районах КБР, что сильно увеличило бы число адыгов КБР, читавших газету. Но и без подписки как мы выше показали, статью Е. Симонова читали или слышали пересказы о ней тысячи грамотных адыго-кабардинцев.
Выводы: Если в 19 веке имя и национальность Хилара упоминалось в отчетах и рапортах, недоступных местному читателю, то газетная статья Евгения Симонова о Хиларе, вышла в местной массовой газете в 1938г, когда уже в Кабардино-Балкарии большая часть населения читала и понимала русскую речь. Но все равно опровержения на утверждения о балкарской национальности Килара со стороны адыгов и рода Хашировых не последовало. Данный исторический факт имеет простое очевидное объяснение: никакого адыгского кабардинца Хилара в 1829г на Эльбрусе не было и поэтому в памяти адыго-кабардинского народа такое событие не отразилось и не сохранилось, чтобы об этом рассказать Е.Симонову или возмутиться его статьей о карачаево-балкарском первовосходителе на Эльбрус.
Запоздалые на 80 лет утверждения о вымышленности
сюжета и персонажей Е.Симонова
Фрагмент выступления А.Хаширова в котором он выставил критикуемую книгу Е.Симонова |
https://www.youtube.com/watch?v=D-9YnqKFegY
Хотя у И.Мизиева полно и других аргументов в пользу карачаевца Хилара, не упоминая их, А. Хаширов акцентировал свою критику на книге Е.Симонова, утверждая, что "литератор Симонов...написал...в 1983г. художественный вымысел... и выдумки".
(Часть аргументаций И.Мизиева в пользу карачаевца Хилара повторена Н.Будаевым см.тут Книга И.Мизиева"Следы на Эльбрусе" см.тут )
Однако же, для убедительности А.Хаширову надо было представить факты опровержения представителями своего рода или адыго-кабардинской общественности статьи Е.Симонова в 1938году, а не навешивать пренебрежительные ярлыки в 2019году на Е. Симонова, на первого летописца альпинистского движения в России. А без этого вся хашировская критика Е.Симонова, через 80 лет после статьи Симонова выглядит неуклюжей и некрасивой.
Источники:
1. http://sport-strana.ru/simonov-evgenij-dmitrievich/2. http://sport-history.ru/physicalculture/item/f00/s00/e0000066/index.shtml ,
Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., 'Физкультура и спорт', 1961. 368 с.
3. №9(18) от 2.09.1938г. газеты "Школа мужества"- фотоскан четырех страниц в приложении 2
4. http://kmvline.ru/lib/elbrus/4.php
https://a-salpagarov.blogspot.com/2019/04/kto-pervym-pokoril-elbrus.html ,
5. https://www.youtube.com/watch?v=D-9YnqKFegY
6. https://www.facebook.com/groups/416828218829964/permalink/805241489988633/
Приложение 1
Симонов Евгений Дмитриевич, Журналист, писатель.Родился в 1904 году в Москве.
Печатался под псевдонимом «Е. Дмитриев». Главный редактор альпинистской газеты «Школа мужества»- 1936-38, в годы Великой Отечественной войны-корреспондент газеты «Комсомольская правда», главный редактор журнала «Физкультура и спорт»- 1946-47, инициатор создания (совместно с П.С. Рототаевым) и главный редактор ежегодника «Побежденные вершины»-1948-54.
Автор книг: «Альпинизм» (1941), «Москва столица нашей Родины» (1947), «Повесть о советской спортсменке» (1950), «По снежным просторам» (1954, 1957 обе- соавтор), «В горах Кавказа» (1954), «Вершина без адреса: Повесть о горах и людях» (1961), «По следам умолкших голосов: Книга о вершинах и о тех, кто встает выше высоких гор» (1961), «Ветер дальних вершин» (1963), «Идущий по вершинам: Документальная повесть о Е. Абалакове» (1964), «Человек многих вершин: Николай Васильевич Крыленко (1885-1938)» (1969), «Вкус победы (так они начинали)» (1970), «Пик Летавета» (1974), «В горах мое сердце: приключенческие повести» (1974), «Слово об Эльбрусе» (1983), очерков в сборнике «Спортсмены».
Скончался в 1989 году в Москве.
Фото-копии четырех страниц газеты Школа Мужества № 9 за 1938г. взяты из фейсбук страницы Тамары Гериевой
https://www.facebook.com/tamara.gerieva/posts/2210755715705072
Номер газеты Школа Мужества сохранил родственник Т.Гериевой по отцовской линии Акаев Касым Хаджи-Мырзаевич, один из основоположников балкарского театра с 1937г. проживавший и работавший в Нальчике.
2. В энциклопедии Брокгауза 1897г. кабардинцы отнесены в тюрко-татарам, а балкарцы названы кабардинским народом. Эти два факта лишают возможности представлять "кабардинца Хилара" упомянутого генералом Эммануелем и поручиком Шербачевым исключительно как адыга.
3. В переписи 1939г абсолютное большинство адыго-кабардинцев ЧАО записались адыгейцами, что также указывает на то, что адыги не считали себя этническими кабардинцами. Кабардинцами записались всего 444чел. из ок.17 тыс.адыгов Черкесской АО Небольшое число 444 чел, из 12.тыс. предыдущей переписи, записавшихся кабардинцами подтверждает выводы Кабардино-Балкарского НИИ в 1936году о том, что "Кабарда","кабардинский" в языке кабардинцев-понятие географическое, а не название народа или языка. Издавна кабардинцы называют себя "адыге", а свой язык только адыгским." То есть для адыгов КБР даже через 15 лет внедрения большевиками этнонима "кабардинец" с 1921 по 1936г, слово "кабардинский" оставалось географическим понятием наподобие "кавказский или нальчикский"
https://www.facebook.com/tamara.gerieva/posts/2210755715705072
Номер газеты Школа Мужества сохранил родственник Т.Гериевой по отцовской линии Акаев Касым Хаджи-Мырзаевич, один из основоположников балкарского театра с 1937г. проживавший и работавший в Нальчике.
Тезисы-анонсы будущих статей по поднятой теме-
будут удалены из этой статьи по мере написания
1. Магомет Дудов о котором недавно стало известно как об одном из восходителей на Эльбрус вместе с Хиларом из опубликованных писем участника экспедиции Ленца, жил в 1829г. на реке Нальчик, вероятно на месте старинного карачаевского села Аксу, известного в настоящее время как Белая Речка и происходил из карачаевской княжеской пророссийски ориентированной семьи, бежавшим в 1826г из Карачая в подконтрольный царской администрации район из-за кровопролитных стычек с Крымшамхаловыми. Магомет Дудов, более известный как Амантиш был проводником армии Эммануэля в 1828г., а также был в числе проводников и восходителей на Эльбрус и в 1829г. То есть князь Магомет (Амантиш) Дудов был лично знаком с генералом Эммануэлем и в 1829г жил в районе реки Нальчик. Прибытие Дудова из под Нальчика и его княжеский статус опровергают все новопридуманные претензии на карачаевца Хилара Хачирова, будто "простой пастух адыго-кабардинец Килар из вольного села на реке Нальчик был проводником экспедиции Эммануэля" в Карачай к Эльбрусу, а по совместительству еще и первовосходителем на Эльбрус. будут удалены из этой статьи по мере написания
2. В энциклопедии Брокгауза 1897г. кабардинцы отнесены в тюрко-татарам, а балкарцы названы кабардинским народом. Эти два факта лишают возможности представлять "кабардинца Хилара" упомянутого генералом Эммануелем и поручиком Шербачевым исключительно как адыга.
3. В переписи 1939г абсолютное большинство адыго-кабардинцев ЧАО записались адыгейцами, что также указывает на то, что адыги не считали себя этническими кабардинцами. Кабардинцами записались всего 444чел. из ок.17 тыс.адыгов Черкесской АО Небольшое число 444 чел, из 12.тыс. предыдущей переписи, записавшихся кабардинцами подтверждает выводы Кабардино-Балкарского НИИ в 1936году о том, что "Кабарда","кабардинский" в языке кабардинцев-понятие географическое, а не название народа или языка. Издавна кабардинцы называют себя "адыге", а свой язык только адыгским." То есть для адыгов КБР даже через 15 лет внедрения большевиками этнонима "кабардинец" с 1921 по 1936г, слово "кабардинский" оставалось географическим понятием наподобие "кавказский или нальчикский"
(Кабардинский фольклор [Текст] / Общ. ред. Г. И. Бройдо ; Вступ. статья, комментарии и словарь М. Е. Талпа ; Ред. Ю. М. Соколова ; Кабардино-Балкар. науч. -иссл. ин-т нац. культуры. - Москва ; Ленинград : Academia, 1936г)
Игнорирование вышеупомянутых важных фактов и приписывания кабардинцев 16-19 веков исключительно к адыгам есть явная фальсификация истории Кавказа.
Игнорирование вышеупомянутых важных фактов и приписывания кабардинцев 16-19 веков исключительно к адыгам есть явная фальсификация истории Кавказа.
4. В документах экспедиции Эммануэля участников восхождения на Эльбрус часто называют горцами и черкесами. Но и адыгэ-кабардинцы называют карачаевцев-балкарцев къущхьэ, то есть горец, также полно русских исторических документов в которых карачаевцы (балкарцы) названы черкесами или горцами, да и сами карачаевцы-балкарцы называют себя таулу-горец. Например, на карте первого русского атласа вышедшем через два года после экспедиции Эммануэля, в 1831г. территория Балкарии и часть территории Карачая названы как "страна Черкесов" Одинаковое называния карачаевцев-балкарцев и первовосходителя Хилара горцами и черкесами игнорируется фальсификаторами.
5. Есть еще и географическое и альпинистские обстоятельства, такие как проживание адыго-кабардинцев далеко от ледовой горы Эльбрус, например Вольный аул под Нальчиком расположен на расстоянии ок.200-210 км по маршруту экспедиции 1829г от Эльбруса через Камменомост и Хасаут, что лишает бывшего крепостного адыго-кабардинца Хилара Хаширова всякой возможности учится альпинизму, восхождениям на ледовую гору, знанию местности Приэльбрусья, высокогорной акклиматизации и т.д. в отличии от карачаевца Хилара Хачирова жителя подошвы Эльбруса.
6. В 1958г в гос.архиве КБР обнаружилось Прошение двух братьев по фамилии Киларовы от 1870г, которые просили себе землю, утверждая, что они сыновья первовосходителя Хилара. Прошение осталось безответным т.к. российские власти не поверили Киларовым. Но зато "поверили" адыго-кабардинские историки и м всеми силами принялись подтягивать событий и фактов под прошение Киларовых, игнорируя объективные факты. Один из объективных фактов-является статья Симонова в массовой газете КБР, показавшей отсутствие народной памяти у адыго-кабардинцев о знаменательном событии- о восхождении на Эльбрус и о первовосходителе на Эльбрус. Позже отдельной статьей, мы исследуем "Прошение Киларовых", на предмет их соответствия сыновьям Хилара Хаширова.
А вот в памяти карачаево-балкарского народа восхождение на Эльбрус, сопровождаемое тысячным воинским отрядом Эммануэля, ружейными залпами, дорогими денежными подарками сохранилось в виде песни посвященной Хилару и другие путешественники 19 века также фиксировали рассказы карачаевцев о Хиларе первовосходителе на Эльбрус.
6. В 1958г в гос.архиве КБР обнаружилось Прошение двух братьев по фамилии Киларовы от 1870г, которые просили себе землю, утверждая, что они сыновья первовосходителя Хилара. Прошение осталось безответным т.к. российские власти не поверили Киларовым. Но зато "поверили" адыго-кабардинские историки и м всеми силами принялись подтягивать событий и фактов под прошение Киларовых, игнорируя объективные факты. Один из объективных фактов-является статья Симонова в массовой газете КБР, показавшей отсутствие народной памяти у адыго-кабардинцев о знаменательном событии- о восхождении на Эльбрус и о первовосходителе на Эльбрус. Позже отдельной статьей, мы исследуем "Прошение Киларовых", на предмет их соответствия сыновьям Хилара Хаширова.
А вот в памяти карачаево-балкарского народа восхождение на Эльбрус, сопровождаемое тысячным воинским отрядом Эммануэля, ружейными залпами, дорогими денежными подарками сохранилось в виде песни посвященной Хилару и другие путешественники 19 века также фиксировали рассказы карачаевцев о Хиларе первовосходителе на Эльбрус.
Первая страница альпинисткой газеты Школа мужества №9 1938г |
Вторая страница альпинисткой газеты Школа мужества №9 1938г |
Третья страница альпинисткой газеты Школа мужества №9 1938г |
Четвертая страница альпинисткой газеты
Школа мужества №9 1938г
........................................................
===================
Далее выставляем аукционные экземпляры альпинистской газеты "Школа мужества" за 1939г. из Аукциона bidspirit , страница с газетами===================
https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/2546/lot/117950/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%BC%D1%83%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD?lang=ru
выставившего и продавшего 17 номеров газеты за 1939г. (фото первых трех номеров газеты выставленных на аукцион https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/knigrazval/cloned-images/117950/1/1.jpg
с читаемым текстом и датами https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/knigrazval/cloned-images/117950/6/6.jpg)
Хотя качество фото невысоко, но фото газеты интересны тем что заголовки статей показывают тематику альпинистской газеты. Также интересно, что 1 номер датирован 6 мая, а последний 17 номер датирован 17 сентября,показывая сезонность выпускаемой газеты.
Убедительный огромный материал.Самому не осведомлённому должно быть понятно, кто может взойти на эльбрус, а кто не может.Кючюнг кёб болсун, Ахмат! Проделал титаническую работу!
ОтветитьУдалитьНичего убедительного не написал Салпагаров.Невозможно опровергнуть журналистом или редактором журнала то что было написано участником экспедиции как это сделал Симоновым ,спустя больше 100 лет. Там чётко написано в официальных документах СВОБОДНЫЙ КАБАРДИНЕЦ ХАШИРОВ.Скорее всего,хижины были вкусные
УдалитьНичего убедительного не написал Салпагаров.Невозможно опровергнуть журналистом или редактором журнала то что было написано участником экспедиции как это сделал Симоновым ,спустя больше 100 лет. Там чётко написано в официальных документах СВОБОДНЫЙ КАБАРДИНЕЦ ХАШИРОВ.Скорее всего,хижины были вкусные
УдалитьВот это, вот эти ваши слова "Невозможно опровергнуть журналистом или редактором журнала то что было написано участником экспедиции как это сделал Симоновым"
Удалитьдолжны были сказать Хашировы и адыгская общественность во главе с всесильным Калмыковым в том году , 80 лет назад, когда Симонов писал что Кмлар взошедщий на Эльбрус есть балкарец. которых еще в энциклопедии Брокгауза записаны кабардинским племенем. А теперь через 80 лет пытаться предствить Симонова ничего не знающим журналистом- просто тупо и позорно
Кючюнг кеб болсун! Бек керек затланы толу ачыкълайса. Аллах саулукъ, насыб, узакъ емюр буйюрсун, этген иги муратларынгы толтурсун!
ОтветитьУдалитьНе обязательно было жить Хаширову у подножия Эльбруса чтоб покорить.Всё восьми тысячники мира их 14 покорили 41человек, не все были горцами.Кто участвовал т.е.руководил пишет свободный КАБАРДИНЕЦ.Что написано пером,попробойти топором вырубить.Это было написано 1829г а не 1948г Симоновым,после угощения Карачаевцами жаубауром и хичинами.
ОтветитьУдалитьПретендент на родство с карачаевским Киларом нынешний Аскер Хаширов, самозванец и фальсификатор в молодом возрасте в 2004г работая в МЧС не смог подняться на Эльбрус .. позорник еще ппретендует на родство с Киларом
УдалитьХаширов был Кабардинцем это 100% .Почему он ушёл вперёд,потому что не знал язык других , которые были снимать, во вторых почему указаны там карачаевцы а пишется покорителя именно КАБАРДИНЕЦ.В третий ни один Карачаевцы туда не полез бы,зная эту местность,они до этого видимо пытались и знали все местные жители что там кислородные недостаточность а СМЕЛЕЙ ХАШИРОВ не мог этого знать и чувствуя свою силу и смелость он это сделал.ВОТ ВАМ И ОТВЕТ.
ОтветитьУдалитьАвтор в статье повторил и я повторяю что подобные вашим словам надо было сказать в 1938году когда вышла статья о Киларе-балкарце Еще раз перечитайте и не фантазируйте: " Советский русский журналист Евгений Симонов многолетний редактор альпинистской газеты "Школа мужества", печатавшейся в 1935-1939гг в Кабардино-Балкарии предупредил и пресёк притязания на карачаево-балкарского первовосходителя на Эльбрус Хилара 80 лет назад, назвав его балкарцем в своей статье в 1938г. А отсутствие опровержения со стороны адыго-кабардинской общественности и рода Хашировых легимитизировало утверждение Е.Симонова о Хиларе балкарском (карачаевском) первовосходителе на Эльбрус и показало, что в народной памяти адыго-кабардинцев адыгского Хилара первовосходителя на Эльбрус не существовало. Однако у карачаевцев (балкарцев) сохранилась песня О Хыйсе-Хиларе, народные предания, зафиксированные Е.Симоновым, ещё ранее другими авторами 19века, что первовосходитель на Эльбрус Килар был из среды карачаевцев (балкарцев).
УдалитьЧто удивительно,фантазируете вы с Симоновым. Симонов не присутствовал и не участвовал в этой экспедиции в 1829г.А вот официальные источники,говорот об обратном.Вольный КАБАРДИНЕЦ.То что вы пишете спустя столько лет ни о чём не говорит.Дайте опровержение и я вам поверю.
ОтветитьУдалитьhallo
ОтветитьУдалитьYouTube нек этмейсиз?
ОтветитьУдалить