пятница, 24 января 2020 г.

Участники экспедиции Эммануэля кара-черкесы Хилар и Магомед

Академик Э.Ленц свидетельствует, что черкесы (они же карачаевцы) Хилар (Хачиров) и Магомед Дудов, 
все вместе участвовали в экспедиции Эммануэля 
по восхождению на Эльбрус. Ч.IV.


Экспедиция Эммануэля выехала из Горячеводска после обеда 26.06.1829г. Передовые конные отряды, преодолев 50 км за полторы сутки, прибыли 27.06.1829г к границе Карачая, к Каменному мосту.Отдохнув, изучив окрестности, встретившись с князьями Карачая и Баксана экспедиция Эммануеля утром 1.07.1829г. направилась к Эльбрусу.Карачаево-балкарские князья Крымшамхалов и Урусбиев со своими людьми сопровождали экспедицию. Через 4 дня 5.08.1829г, преодолев ок.100км экспедиция  подошла к подошве Эльбруса. Подождав ясной погоды 4 дня 9.08. 10.08.1829г. четверо российских академиков и другие участники начали восхождение на Эльбрус. До вершины добрался черкес (карачаевец) "бесстрашный охотник Хилар"как его назвал академик Купфер. Рядом с Хиларом, как указывает академик Ленц, был другой черкес (карачаевец) Магомед Дудов.

I. Продолжим разоблачение многолетней фальсификации, что проводником экспедиции Эммануэля и первовосходителем на Эльбрус был адыго-кабардинец Хилар. И поможет нам в этом в числе прочего книга "Первовосхождение на Эльбрус лето 1829 зима 1934", авторов И.А.Гориславский, С.А.Зюзин, А.В.Хаширов, Нальчик, 2007г. Книга была написана с противоположной целью, доказать, что проводником экспедиции Эммануэля и первовосходителем на Эльбрус был именно адыго-кабардинец Хилар. Итак, цитата из книги:"...Карачаевский предводитель Вали-Ислам Крымшамхалов был непрочь нажиться на торговле оружием  и часто способствовал проникновению турецких эмисаров в горские общины. Мусульманские проповедники знали горную тропу ведущую в Кабарду, Осетию,Чечню и Дагестан. Князь Дудов отказался участвовать в сделках Вали-Ислама, дабы не навлекать беду на свой аул. Вражда перешла в междоусобицу, грозившую резней.[1] Авторы показывают свою неграмотность в простом вопросе. Вали-Ислам это не двойное имя.  "Вали"- османский титул 19в., соответствующий российскому губернатору, то есть вали означает наместника области. И титул "вали" перед именем Ислам показывает, что к моменту похода Эммануэля в 1828г на Карачай, Карачай вынужденно вошел в состав Османской империи и Ислам Крымшамхалов был назначен валием Карачая. А вот второй персонаж, князь Дудов был из партии карачаевцев пророссийской ориентации. На 9 стр. книги он уже обозначен по имени и фамилии: "Итак, на стоянке у форта Каменный мост после встречи с депутациями караван, возглавляемый генералом Еммануелем, пополнился горскими проводниками: от карачаевцев-князем Магометом Дудовым, от урусбиевцев старшиной Мырза-Кулом, от кабардинцев-валием Кучуком Жанхотом с сопровождающими людьми" [2]  
  • (прим. от А.С. Здесь снова непрофессионализм авторов книги. Кучук Жанхот, а точнее Джанхотов, балкарский кабардинский князь был валием Кабарды до 1822г, а с 1822 по 1830гг был председателем Кабардинского суда, полковником царской армии. И как подчинённый генерала Эммануэля должен был прибыть в Пятигорск-Константиногорскую вместе начальником Кабарды полковником Ушаковым и с пророссийским карачаевским князем Магометом Дудовым, а не к Каменному мосту, через 2-3 дня после начала экспедиции.)
При этом авторы книги проговорились, что карачаевский князь Магомет Дудов все-таки был горский проводник экспедиции! Но если князь М.Дудов был проводником экспедиции, для чего нужен был "беглый адыгский пастух Хилар", за которого выдают фальсификаторы карачаевца Хилара?

II. По причине разной политической ориентации и соперничества за власть между партиями пророссийской и протурецкой ориентации в Карачае действительно существовала вражда, как и указано в цитируемой книге, вражда дошла до кровопролития между ними. И Магомет Дудов бежал к русским и поселился в районе крепости Нальчик. Обо всех этих подробностях сообщает историк Баразбиев М.И. в статье "Карачай и Балкария в русско-кавказской войне":
"...Несогласия между двумя партиями постепенно стали принимать довольно острый характер. Так, князья Дудовы попытались убить направленного турками в Карачай эфенди Хаджи-Ахмета, устроив на него покушение. Эта попытка им не удалась и Крым-Шамхаловы, призвавшие на помощь своих сторонников выступили против Дудовых и в результате произошедшего столкновения нанесли им поражение, убив из числа их сторонников двоих человек и столько же ранив. Один из главных зачинщиков этих событий, по прозвищу Амантиш (Гнилой зуб) Дудов, вынужден был бежать из Карачая и поселиться в российских пределах около крепости Нальчик....В нашем распоряжении имеются документальные данные, позволяющие утверждать, что настоящее имя Амантиша Дудова-Магомет. Так, в документе 1829 года указывается: «…проживающий в Кабарде близ укрепления Нальчикскаго карачаевский мурза Емантыш (он же и Магомет) дал верное слово всем карачаевцам вступить на шариатское разбирательство за увезеннаго им из Карачаева человека по имени Умер…». Далее в документе указывается и фамилия Магомета-Амантиша - Дудов." [3]

III. И он же Магомет Дудов более известный в Карачае под прозвищем Амантиш был проводником в военной экспедиции Эммануэля в Карачай в 1828г. Вполне возможно, что и ранее. Из "Описания Кабарды 1827г" известно, что командир Кабардинского полка Шевцов в 1926г. он же автор Описания, совершил разведывательный рейд по реке Малке к подножию Эльбруса, в Карачай. В том же году Амантиш (Магомед) Дудов уже бежал из Карачая и был в зоне русской юрисдикции. Возможно, что проводником Шевцова был Амантиш (Магомед Дудов). Амантиш упоминается в героико-исторической песне о сражении на перевале "Хасаука" в 1828г. как проводник армии Эммануэля, показавший удобные пути подхода к центру Карачая. Впоследствии, имя Амантиш в карачаевском языке приобрело нарицательное значение-предатель.
Джау киргенди-Хасаукага келгенди,
Тап джолланы Амантишден билгенди.
Чанка бийди бизни сатып коярык,
Карачайны багасындан тоярык [4]
перевод:
Враг пришел, дошел до Хасауки,
Удобные дороги-подходы узнал от Амантиша.
Этот князь-чанка нас предает,
Ценой Карачая наедается. [5]

IV. Переходим к четвертому упоминанию Магомета Дудова, найденному в Дневниках академика Ленца. Приводим фотоскан оригинального цитируемого текста, заимствованного нами у московского исследователя Игоря Паши:
Приз 100 рублей выиграл хромой черкес Килар, второй и третий призы остались не разыгранными, поскольку казаки были совсем измотаны.  Одного из черкесов, Магомеда Дудова-он показал себя на Бермамыте хорошим скалолазом, и мы всем лагерем ожидали, что он будет первым-я встретил, когда один лез по скалам: он лежал, как мертвый. Я встряхнул его, дал ему сухарь для оживления и сказал, чтобы он спускался к остальным и там подкрепился ромом, что он и сделал, пока я взбирался дальше.

В оригинальном тексте академика Э.Ленца- Килар и Магомед Дудов упомянуты вместе в одном абзаце и оба названы черкесами. То есть, ясно указано, что они оба из одного народа. Но фамилии Дудов у адыгов нет. Поэтому Магомеда Дудова, подобно Хилара Хаширова, присвоить они не могут. С целью сокрытия, что Килар и карачаевский князь Магомед Дудов были из одного народа черкесов, авторы книги на стр.12 цитируют Э.Ленца без указания черкесско-карачаевской национальности Хилара и Магомеда в таком фальсифицированном виде: "Магомед Дудов лежал как мертвый когда я один пробирался по скалам, я потряс его, поднял и дал несколько сухарей для подкрепления и сказал, что он может спуститься вниз к остальным и подкрепиться ромом,что он и сделал, а тем временем пошел дальше". 
Авторы разных стран и эпох в течении 16-19 веков называли карачаевцев черкесами или карачеркесами. Также и академик Ленц называет Хилара и карачаевского князя Дудова черкесами. Но фальсификаторы толкуют, будто академики Ленц и Купфер под черкесом имели ввиду адыга, игнорируя важный факт того,что очевидцы восхождения в 1829г. и авторы последующих 130 лет не упоминали отдельно адыга Хилара или вообще адыгов в составе экспедиции. Но многие многие авторы 19-20 в. утверждали, что Хилар был карачаевцем, например академик Радде и советский исследователь Евгений Симонов и другие авторы.

V. Цитата от венгерского участника восхождения на Эльбрус Янош Карой Беша или по французски-Жан-Шарль де Бесс в точном переводе Игоря Паши: "Также выразим восхищение отвагой простолюдина родом из Большой Кабарды, живущего в вольном селении на Нальчике. Имя его Киллар, он единственный из всех восходивших в тот день к вершине Эльбруса..." 
Слова венгра Беша "в вольном селении на Нальчике" Хаширов и Ко на стр.25 своей книги перевели как "в Вольном ауле на реке Нальчик".  Янош Беш (де Бесс) указывал на отсутствие княжеского правления, на вольный свободный статус селения, в отличии от вотчинных княжеских селений, называемых по фамилии владельца селения, Атажукино, Анзорово итд. Беш не употребляет современное название "Вольный аул", к которому идет постоянная привязка адыга Хилара Хаширова, где он якобы жил. Янош Карой Беш употребляет другое словосочетание "вольное селение", которое можно относить и к другим близлежащим карачаево-балкарским селениям. Например, Начальник Кабарды полковник Шевцов в своем "Описании Кабарды 1827года" упоминает поселение чегемских татар (т.е. нынешних балкарцев)  "в 12 верстах от Нальчикской (крепости А.С.) при ущелье живущих Чегемских татар".[6]  Но Хаширов и Ко, подгоняя под свою версию, перевели слова Беша "вольное селение" как  "Вольный аул", как название современного Вольного аула.
У Хилара были серьезные трения с князьями Крымшамхаловыми о чем нам рассказывает карачаевская песня о Хиларе. И он из Карачая переселился на Баксанское ущелье к Соттаевым. Хилар мог присоединится к экспедиции Эммануэля в составе группы баксанского князя Уруспиева или вместе с князем Магомедов Дудовым, что в общем-то неважно. А важно то, что в ходе многодневного перехода к Эльбрусу Хилар, находился рядом с активным Магомедом Дудовым, в его княжеской тени. Ввиду прибытия Магомеда (Амантиша) Дудова из под Нальчика, военного центра Кабарды, вместе с полковником Ушаковым, Хилар мог запомнится венгру Бешу как кабардинец из вольного селения, согласно полковника Шевцова, в "12 верстах от Нальчикской". И еще, присоединённый к России восемью месяцами ранее, Карачай в 1829г административно был в составе Кабардинского округа (Кабардинской линии) и всех жителей Кабарды казённым языком называли кабардинским населением или народом, что совершенно ясно показал полковник Шевцов в своем "Описании Кабарды 1827г" пять раз упомянув балкарцев как часть кабардинского народа, две страницы своего описания из семи посвятив карачаевцам, но ни разу не упомянув адыгов. [7] Также и  русские историки 19 в под этнонимом кабардинец понимали тюрок или тюркскую знать адыгов, не считавших себя кабардинцами.


Этноним кабардинец в 19 в. подразумевал
больше тюрка,нежели адыга см.по ссылке
Разоблачение фальсифицикации с фото по ссылке
Однако у адыго-кабардинской версии о пастухе Киларе якобы пасущего неизвестно чьих животных в оайоне Каменного моста, на расстоянии 70-80 км, в трех днях пути от якобы своего места проживания Вольного аула и которого генерал Эммануэль, проходя мимо, якобы пригласил быть участником экспедиции и проводником к Эльбрусу, нет логики и даже правдоподобия. А еще согласно слов академика Купфера Хилар был бесстрашным охотником хорошо знавшим район Приэльбрусья. Концы с концами не сходятся. Как адыгский беглый пастух Хилар успевал ходить работать в район Каменного моста три дня пути в один конец от Вольного аула? А еще, как беглый адыгский пастух Хилар мог ходить от района Каменного аула на расстояние ок.100 км, 4 дня пути в один конец, в высокогорный район Приэльбрусья, охотиться там и хорошо изучить местность и знать свойства снега, льдов итд ? И для чего мог понадобиться генералу Эммануэлю беглый адыгский пастух Хилар, когда был проводник Магомед Дудов, старый знакомый генерала Эммануэля?

Выводы:
1. Карачаевский князь Магомед Дудов, прорусской ориентации, находясь во вражде с карачаевской партией протурецкой ориентации, проживал в русской зоне около крепости Нальчик и являлся активным участником экспедиции Эммануэля и со слов академика Э.Ленца, остальные участники "всем лагерем ожидали, что он будет первым" кто взойдет на Эльбрус.

2. А. Хаширов и Ко признают, что князь Магомед Дудов был "горским проводником" и враждовал с Исламом Крымшамхаловым стоявшим на протурецких позициях и носившем турецкий титул вали. Карачаевская песня о Хиларе ( Хыйсе) Хачирове также рассказывает о трениях с карачаевскими князьями из-за чего он переселяется на Баксан к родственникам Соттаевым. Вероятно, общий противник мог стать фактором сближающим Магомеда Дудова и Хилара Хачирова.

3. При выборе проводника генерал Эммануэль, принадлежащий к строго иерархическому обществу 19в руководствовался прежде всего надежностью проводников. Не станет русский генерал 19 в. брать к себе в проводники пастуха-адыга Килара, бывшего крепостного, находящегося в бегах, при наличии знакомого и надежного князя карачаевца прорусской ориентации Магомеда Дудова. Рядом с Магомедом как свидетельсвует Ленц, находился Хилар (Хыйса) Хачиров, вольный уздень, ошибочно записанный как Хаширов или возможно записанный по ногайскому произношению переводчиков того времени. Ногайцы вместо Ч произносят Ш, например, вместо Хачиров-Хаширов. Да и в адыго-кабардинском языке в заимствованных карачаево-балкарских, арабских словах звук Ч заменяется на Ш, например Черкес- Шэрджэс, Керим- Черим. Поэтому исходная форма Хачиров, а Хаширов адаптированная адыгская форма. В любом случае, зафиксированное Хаширов ближе к карачаевскому Хачиров, нежели к адыгскому Хьэшыр.


Источники:
1."Первовосхождение на Эльбрус лето 1829 зима 1934", авторов И.А.Гориславский, С.А.Зюзин, А.В.Хаширов, Нальчик,  2017г, стр.4
на a. https://cloud.mail.ru/public/JUtM/roqsjMw8T
на b. https://docplayer.ru/30467099-I-a-gorislavskiy-s-a-zyuzin-a-v-hashirov-pervoshozhdeniya-na-elbrus-leto-1829-goda-zima-1934-goda-izdatelstvo-m-i-v-kotlyarovyh-nalchik-2007.html
на c. http://fond-adygi.ru/dmdocuments/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%98.%20%D0%90.%20-%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81%20-%202007.pdf
2. там же стр.9 
3. Баразбиев М.И. в статье "Карачай и Балкария в русско-кавказской войне" 
https://karachai.ucoz.ru/publ/ist/istorija/karachaj_i_balkarija_v_russko_kavkazskoj_vojne/10-1-0-7
https://a-salpagarov.blogspot.com/2019/06/Karachay-i-Balkaria-v-russko-kavkazskoy-voyne.html
4. Къарачай-Малкъар фольклор, г.Нальчик., 1996г., стр.245
5. русский перевод исторической песни "Хасаука" 
   https://www.stihi.ru/2012/12/16/11683
6. Составитель А.Ч.Абазов, автор И.В.Швецов, Описание Кабарды 1827года, Нальчик 2010г.  стр.47.   http://ranar.spb.ru/rus/doc_publ/id/365/

(ЛО ААН СССР, ф.32, оп.1, д.62, л.1-10, рукопись)
7. там же стр.48-49

Комментариев нет:

Отправить комментарий