пятница, 29 мая 2015 г.

Тарихинги-тилинги бил

Тилинги-Тарихинги сюй эм сыйла!
"Миллет сезими болмагъан халкъ, башха миллетлени ёсдюрген тууар бокъду"   П. Столыпин

"Кеси тарихине хоншуланы кёзлери бла къарагъан миллет чырт сакъланмаз"
Ф. Ницше
"Халкъны джигитлери бла тарихин сыйырсанг - 50 джылдан ол халкъ къой сюрюу кибик боллукъду"  Билген Адам

воскресенье, 24 мая 2015 г.

Ачакку артык чюйю эм бешик

Ачакку и карачайбалкарская люлька
Ачаккуну артыкъ чюйю- Ачаккуну артыкъ чюйюча

Энди къуру орусча джазыб турмай ана тилибизде, алан тилибизде, къарачайбалкар тилибизде да джазыб башлайым.
Ана тилими сюйеме, сыйлайма эм багъалатама. Орус тилде бизни сюймегенлеге джууаб джазаргъа керек болуб аны ючюн джазама. Ансы уа мен кеси тилибизде 2010дж тарих китаб джазыб да басмалагъанма
Китабдан алгъа, 2002-2006 джыллада Россияда биринчи болуб, къарачабалкар тилде сайт этиб да басмалагъанма.
Бюгюн а ана тилибизде бу сайтда биринчи хапарымы башлайым. Хапар да меники тюйюлдю. 20-25 джылны алгъа китабда окъугъанма- эсимде къалыб айтама. Хапарым да а айтылгъан аксакалыбызны Ёзденлени Абугалийни хапарыды. Тилибизни байлыгъын кёргюзтген хапарды. "Ачаккуну артыкъ чюйю" "Ачаккуну артыкъ чюйюча" деген джангы сёз бла джангы магъана келгенин билдирген хапарды. Аны ючюн болур Абугалийни хапары эсимде къалгъанды.

понедельник, 18 мая 2015 г.

ПОКОРЕНИЕ КАРАЧАЯ В 1828г



Покорение Карачая, кавказская война
Зарема Кипкеева с внучкой.
Познавательная статья профессора Заремы Кипкеевой для любителей истории Кавказа. Но по моему мнению для статьи лучше подходит название "О вхождении Карачая в Российскую империю", нежели "Покорение Карачая". Ибо как свидетельствуют исторические документы этой же статьи и историческая карта 18 века, которую я ранее выставлял на нашем сайте-сборнике княжество Карачай являлось независимым государством. 
И после проигранного Хасаукинского сражения конституционное княжество Карачай вошел в состав России на основе договора. Единственный случай на Северном Кавказе, чтобы историческая область и северо-кавказский народ входили в состав России по договору, сохранив за собой право внутреннего самоуправления. Но право автора выбирать название своей статье...

суббота, 2 мая 2015 г.

О "днях возрождения" карачайбалкарского народа

День возрождения балкарского народа
Памятник XX партсъезду -
памятник издевки над
жертвами репрессии организованных
партией большевиков-КПСС
на одноименной улице в Учкекене.
Установлен после
падения коммунистического режима.
К выдуманному и фальшивому 
"дню возрождения карачаевского народа" 
установленному на сегодня на 3 мая 
и к такому же выдуманному и фальшивому 
"дню возрождения балкарского народа" установленному 
на 28 марта - 

даю ссылку на прошлогоднюю статью 

Вот какими словами статья заканчивалась 
"Карачаево-балкарскому народу, его общественным организациям, людям переживающим за прошлое и будущее нашего народа необходимо выбрать единый ДЕНЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЛЯ КАРАЧАЙБАЛКАРСКОГО (АЛАНХАЗАРСКОГО) НАРОДА. После долгих размышлений я пришел к выводу, что самой подходящей датой для Дня возрождения карачаево-балкарского народа является день весеннего равноденствия 21-22 марта, известный всему тюркскому миру и нашим предкам как день НАУРУЗ или Науруз-байрам. Именно этот день для северных народов, каковыми являются тюрки, символизирует возрождение жизни после зимних холодов. День оптимизма и самых лучших ожиданий. День планирования и подготовки к весенне-летним работам. Мы не будем уподобляться зороастрийцам и поклоняться солнцу или перепрыгивать через костер. У нас как и у наших предков- это будет днем подведения итогов, обсуждений народных проблем и планирования. И этот день должен стать днем народного единения и днем народного собрания. Мы как в республиканские дни возрождения сделаем дуа (молитву-поминовение) за не вернувшихся своих родственников, сделаем также благодарение (шукр) Аллаху за возвращение народа на веко-вечную родину. Вот так мне видится ежегодный день возрождения карачаево-балкарского народа на новый год Науруз по астрономическому солнечному циклу.."

Кому  интересно дополнительно читаем  статью кому принадлежит праздник Науруз-байрам тюркам или иранцам?

понедельник, 6 апреля 2015 г.

Карачеркесы карачайбалкары на османской карте 19 века

А.Салпагаров  на основе статьи Уфука Тавкула
март-апрель 2015г
Карачеркесы- горные черкесы по османски
Хочу познакомить с интересной османской картой 19 века, на которой карачаевцы-балкарцы названы "кара черкесы- горские черкесы" и помещены на территории современных КЧР, КБР и Кавминвод
Карачай в исторических картах
Русская карта Крымского ханства в 18 веке. 
Надписи kara çerkesler-dağ çerkesler добавлены мной

пятница, 27 марта 2015 г.

Топонимы и гидронимы связанные с этнонимом Булгар-Болгар

"Учитесь, господа, учитесь, и вы узнаете еще много-много о булгарах, ибо они БЫЛИ ВЕЗДЕ"   Н.Я.Марр
Для всех любителей карачай-балкарской истории 
без  изменений перепечатываем интересную и очень познавательную статью  болгарского автора Радослава МихайловаХотя как мне кажется в статье есть и спорные моменты, например средневековые названия не отделены от современных, имеются  несколько повторов, но в целом большая отличная работа. 
Источник:  http://elephantram.blogspot.ru/2015/03/bulgar_41.html 

пятница, 20 марта 2015 г.

Навруз байрам природный древнетюркский праздник


Вступление к теме

Карт Джурт, Фото Салпагарова Ахмада Novruz tamga
Тамга Науруза-солярный знак, на коновязи 1897г. 
 в с.Карт-Джурт, квартал Салпагаровых.
Сегодня 20 марта Международный день Науруз (навруз), праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у тюркских и иранских  народов. В настоящее время Навруз отмечается как официальное начало нового года в Иране и Афганистане, а также как общенародный праздник в Азербайджане, Таджикистане, Татарстане, Башкортостане, Дагестане, других регионах России, в Синцзян-Уйгурском Автономном Районе Китая, Албании, Иракском Курдистане, Индии, Кыргызстане, Македонии, Турции, Туркменистане и Узбекистане и как государственный праздник 21—23 марта в КазахстанеКак видно из списка все тюркские независимые государства отмечают Науруз-байрам как праздник. (В Турции Науруз признается праздником, но не выходным днем). Кроме этого в Македонии, Албании, Дагестане  Науруз-байрам признается праздником ввиду наличия в составе населения высокой доли тюрок. На празднике Науруз (у иранцев и узбеков называется Новруз, у турок Nevruz) тюркские и иранские народы  готовят праздничные блюда и имеют определённый ритуал его проведения.
Науруз байрам объединяет более 330 млн.чел. тюрко-иранского мира в том числе и карачаевцев и балкарцев. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН древний праздник наших предков Науруз байрам, попадающий на 21 марта признал Международным днем. 

четверг, 19 февраля 2015 г.

Турецкий телесериал о карачаевцах был снят с проката

карачаевский фильм, турецкий сериал
Ханде Субаши - Hande Subaşı
Турецкий фильм о Кавказе и карачаевцах

На фото Ханде Субашы - Hande Subaşı исполнительница главной роли в турецком телесериале о карачаевцах

пятница, 9 января 2015 г.

А ви сами по тэме канфэрэнции даклад сдэлали?

"Бэдны сплятник Касыян"
Специалист по древним хеттам Алексей Касьян из-за неприязни к профессору А.Клесову переквалифицировался в сплетника-пиарщика. 
история карачаево-балкарского народа, история карачайбалкар

воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Карачай и Балкария-1942г.

Ахмад Салпагаров 

Анализ сообщения об объединения Карачая и Балкарии в 1942г
из книги "Именем ВЧК"  (1982г.)
объединённая область Карачай для балкарцев и карачаевцев
стр.292 из книги "Именем ВЧК", рассказывающая 
об объединении карачаево-балкарского народа


Оглавление
 
I. О месяце ноябрь
II. Объединение карачаево-балкарского народа 
в одну Карачаевскую область в 1942г.
III. О большевисткой несправедливости к карачаецам-балкарцам
IV. Об отношении к объединителям 
карачаевцев-балкарцев в 1942г.
V.Изменения территории и населения Карачая в 1942г
VI.Хронология событий по Карачаевскому национальному комитету и  Карачаевской области в 1942 г
VII. Хронология основных событий год 1943-1957г
VIII.Дополнительные статьи по теме

четверг, 7 августа 2014 г.

Фото тюркских пород овчарок и овец. Карты перемещений тюрок

ИЗ  ИСТОРИИ КАВКАЗСКИХ (КАРАЧАЕВСКИХ)  И АЗИАТСКИХ ОВЧАРОК
АХМАД САЛПАГАРОВ
Приложения к главам книги I, II, и к главе IV
Прил. 2. фото кавказской (карачаевской) и среднеазиатской, анатолийских овчарок, а также  фото карачаевской и южно-караманской породы овец  
Прил. 3  Карты древних походов тюрок с комментариями 

карачаевская овчарка волкодав
Кавказская-карачаевская овчарка на исторической родине в Карачае (в Учекене)

суббота, 26 июля 2014 г.

Карачаевская карачеркасская овчарка в Европе

ИЗ ИСТОРИИ КАВКАЗСКИХ (КАРАЧАЕВСКИХ) И АЗИАТСКИХ ОВЧАРОК +
АХМАД САЛПАГАРОВ 

  из Глава IV

Аланские (карачаевские карачеркасские) овчарки в Европе и Азии
Circassian Orloff  Wolfhound или Карачаевская карачеркасская овчарка в Европе

Circassian Orloff  Wolfhound
Заметки "Из истории кавказских-карачаевских и азиатских-тюркских овчарок"  были выставлены на сайте cs-dog.ru в апреле 1912г. Оставалась незаконченной 4 глава. Сайт закрылся через 13 месяцев по техническим причинам. Сейчас отдельно выкладываем одну из новых статей о черкасском волкодаве Орлова, которой завершается работа по 4 главе будущей книги.

воскресенье, 8 июня 2014 г.

пятница, 6 июня 2014 г.

О российской демографии в 1897году

В 1912 году в Санкт-Петербурге вышла книга Николая Александровича Рубакина "Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы (Опыт статистической характеристики сословно-классового населения русского государства)". Книга была составлена на основе данных Переписи населения 1897 года. Рисунок из указанной книги. В число русских перепись 1897года включала великороссов (собственно русских), малоросов (украинцев), белорусов. Поэтому доля собственно русских будет меньше 50%... Источники  drvicious.livejournal.com и  http://myhistori.ru/blog/43012971055/Rossiya-1897-goda-v-tsifrah

воскресенье, 1 июня 2014 г.

Презентация книги АЛАНХАЗАР СЫРЫ...

аланская история, карачаево-балкарская история, карачаево-балкарский язык, karaçay balkar tarihПрошло почти четыре года после выхода моей книги. И потому предлагаю первую и краткую презентацию книги. "Аланхазар сыры..."  первая историческая книга на карачаево-балкарском языке за последние 20 лет. Полагаю, что уже хотя бы этим имеет важное значение в историко-культурной жизни карачаево-балкарского народа. 

Выходные данные книги
Ахмад Сылпагъар  
АЛАНХАЗАР СЫРЫ: наурузла, сылпакъ-эрле, тамгъала",
Невиномысск 2010г. 
ISBN 978-5-89571-184-2
Корректор - Ахмад Салпагаров
Дизайн и оформление - Ахмад Салпагаров
Фотографии - Ахмад Салпагаров
Верстка - Ахмад Салпагаров

суббота, 10 мая 2014 г.

О значении этнонима АЛАН

О значении этнонимов АЛАН, БАРСИЛ, АРС, АС
и о самоназвании АЛАН у карачайбалкар
Ахмад Салпагаров (2009-2010)
этноним алан, снежный барс, этноним барсил, аланская история, аланы
Барс он же Алан

понедельник, 5 мая 2014 г.

О мифе "сто тысяч" грузинских мучеников и его последствиях


О МИФЕ "СТО ТЫСЯЧ" ГРУЗИНСКИХ МУЧЕНИКОВ 
и ЕГО ГЕНОЦИДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ НАРОДОВ
АХМАД САЛПАГАРОВ  апрель 2014
Недавно на грузинском форуме узнал, что грузины помнят и отмечают одно трагическое событие почти 800-летней давности.
параклис на Метехском мосту
Поминовение "сто тысяч" грузинских мучеников в Тбилиси
Событие это  крепко сидит в исторической памяти грузин и продолжает оказывать влияние на отношение грузин к соседям-мусульманам. Задайте поиск в Google и Яндекс  "сто тысяч грузинских мучеников". Высыпает ок. 0,5 млн. страниц только на русском языке! Так что же это такое «сто тыс. грузинских мучеников»?

суббота, 26 апреля 2014 г.

Миллионам тюрко-татар запрещено,а 15 тыс. адыгам Карачая подарено

или
ЧТО СКРЫВАЮТ ОТ НАС С 1922 ГОДА
 АХМАД САЛПАГАРОВ  апрель 2014 
1. ПОЧЕМУ И КАК ПЕРЕПИСЫВАЕТСЯ ИСТОРИЯ КАВКАЗСКИХ ТЮРОК
2. О ТЕРМИНАХ И СПОСОБЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
3. О ЧЕРКЕССКОЙ АВТОНОМИИ В КАРАЧАЕ
4. ПОЧЕМУ АБАЗИН ЛИШИЛИ СУБЪЕКТНОСТИ
5. ИСКУССТВЕННАЯ  ШЭРДЖЭСИЯ-ЧЕРКЕСИЯ В КАРАЧАЕ И РЕАЛЬНЫЕ ТЮРКО-ТАТАРСТАНЫ НА ВОЛГЕ, УРАЛЕ И СИБИРИ
6. ТЕХНОЛОГИЯ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА
7. ЗАКАЗНАЯ ЛОЖЬ ОТ ИМЕНИ  РАН- РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

пятница, 25 апреля 2014 г.

Alano & Alaunt Аланская карачаевская овчарка в Европе и Азии



ИЗ ИСТОРИИ КАВКАЗСКИХ (КАРАЧАЕВСКИХ) И АЗИАТСКИХ ОВЧАРОК +
АХМАД САЛПАГАРОВ 


Глава IV
Аланские (карачаевские карачеркасские) овчарки в Европе и Азии




Оглавление 4 главы и приложения 1

понедельник, 14 апреля 2014 г.

Людские потери карачаево-балкарского народа от геноцидного выселения

Определение людских потерь карачаево-балкарского народа от сталинского геноцида 1942-1957гг 
путем сравнения с ростом численности населения соседних народов в 1939-1959г. 
Ахмад Салпагаров  апрель 2014г

В публикациях и исследованиях посвященных преступному геноцидному переселению карачаево-балкарского народа цифры людских потерь варьируются в пределах 30%-60% от общей численности народа. Термин "геноцид" ввел в употребление Верховный Совет РФ в ст.2. Закона о реабилитации репрессированных народов. (см. прим.1) Однако иногда встречается и отрицание людских потерь репрессированных народов и преступлений сталинизма как в прилагаемом фотоскане.

пятница, 28 марта 2014 г.

Ложные и разделительные "Дни возрождения" карачаево-балкарского народа

 У карачаево-балкарского народа должен быть 
единый "День Возрождения"
Ахмад Салпагаров март 2014
месторасположение в разделе сайта- возрождение народа
День возрождения балкарского народа
Парламент КЧР в начале 1990 годов установил 3 мая как "День возрождения карачаевского народа". Считается что 3 мая 1957г. в Черкесск из Средней Азии прибыл первый эшелон с карачаевцами. Также  "День возрождения балкарского народа" был установлен Указом президента КБР в 1994  на 28 марта. На самом День возрождения карачаево-балкарского народа приходится на более ранние даты. 9 января 1957 года под №214 вышел Указ Президиума Верховного совета СССР  "О преобразовании Черкесской автономной области в  Карачаево-Черкесскую область" и  «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР». В соответствии с этим Указом уже ВС РСФСР от 15 марта 1957 года принял Закон о преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР и Черкеской АО в Карачаево-Черкесскую АО.  А партийно-хозяйственный актив из числа карачаевцев-балкарцев малыми группами начали прибывать в Карачай и Балкарию уже с марта-апреля 1957г. Так с какой стати нам карачаевцам-балкарцам установили разные и непонятные "Дни Возрождения"? А ну-ка, разберемся!

Бросить платок-остановить вражду - Карачаевский общекавказский обычай

Карачаевский общекавказский обычай: Бросить платок-остановить вражду
Ахмад Салпагаров (март 2014)

кавказский танец с бросанием платка
общекавказский танец с бросанием платка между враждующими мужчинами для прекращения их вражды
У всех кавказских народов есть обычай во время танцев, имитирующих бой, девушка выбрасывает платок между сражающимися мужчинами для прекращения вражды между ними. И все кавказские народы считают этот обычай присущим только их народу.

пятница, 21 марта 2014 г.

В немецкой хронике 1942г. карачаевцы все пожилые

 Популярное немецкое видео о Карачае
Ахмад Салпагаров
1. КАРАЧАЙ ГЛАЗАМИ НЕМЕЦКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В 1942Г.
2. АНАЛИЗ ФИЛЬМА И РЕЛЬЕФА КАРАЧАЯ
3. О НАСТОЯЩЕЙ ПРИЧИНЕ ВЫСЕЛЕНИЯ КАВКАЗЦЕВ В 1943-1944г
4. НА ПАМЯТНИКЕ ЖЕРТВАМ ГЕНОЦИДА В Г. КАРАЧАЕВСКЕ
ЦИФРЫ ИЗ ОТЧЕТОВ СТАЛИНСКО-БЕРИЕВСКИХ ПАЛАЧЕЙ

карачай в войне 1941-1945гг
ВОТ ОНИ ССЫЛКИ НА ГУГЛЕ НА ЭТОТ ФИЛЬМ
1. КАРАЧАЙ ГЛАЗАМИ НЕМЕЦКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В 1942Г
Небольшой клип о Карачае из немецкой военной хроники 1942г. стал на YouTube одним из самых популярных. (см. скринщот из гугла, имеет более 50 ссылок в основном видео копий) Что вполне объяснимо, ведь многим интересно, что покажет немецкая хроника, запрещенная многие десятилетия. Но есть среди зрителей недоброжелатели Карачая, которые по незнанию или умышленно начинают повторять тезисы этого пропагандистского немецкого фильма. Главный из них это то, что якобы карачаевцы были рады оккупации, массово и активно сотрудничали с немцами. Именно такие ложные сфабрикованные НКВД обвинения в 1943-44г.,  стали основанием для выселения карачаевцев и балкарцев. Сейчас мы сами посмотрим критичным глазом и думающей головой немецкий видеоклип и отделим фашистско-большевистксую ложь от правды.

четверг, 20 марта 2014 г.

НАВРУЗ байрам Международный день и древнетюркский праздник

Науруз, Наурыз, Навруз, Наврыз, Новруз
21 марта Международный день Науруз, праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у тюркских и иранских  народов, приходящийся на день весеннего равноденствия. В настоящее время Навруз как  общенародный праздник отмечается во всех тюркских государствах и в большинстве автономиях, а в Казахстане как государственный праздник. Среди карачаевцев есть большая фратрия Наурузлары, ведущая свое начало от Науруза (15век) ближайщего соратника Карчи, восстановителя Алании - Карачай барс эли. В недалеком прошлом карачаевцы- балкарцы также отмечали день весеннего равноденствия. Этот день не являлся у предков карачаевцев-балкарцев днем поклонения или почитания, а был днем начала нового хозяйственного цикла, нового года. ЧИТАТЬ  ДАЛЬШЕ...

суббота, 8 марта 2014 г.

Черекская катастрофа

8 марта балкарцы  были погружены в телячьи вагоны и следом за карачаевцами (2.11.1943г) были преступно депортированы. 
 Депортация по своим последствиям  для карачаево-балкарского народа стала настоящим геноцидом. При этом депортированные ( факт документально установлен) на 82% состояли из детей, женщин и на 18% стариков и невоеннообязанных мужчин. 
Большая часть мужчин была на фронте. Карачаевцы-балкарцы от болезней, голода и холода потеряли 40% своего безвинного населения. добавлено видео
О ЧЕРЕКСКОМ ГЕНОЦИДЕ- ВОСПОМИНАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ 

среда, 19 февраля 2014 г.

Доктор Агапкин о карачаевском кефире

диета доктора Сергея Агапкина
Кефир доктора Сергея Агапкина
Сегодня перед обедом случайно увидел передачу популярного ведущего российского ТВ, доктора Сергей Агапкина. Передача началась с кавказских танцев и сообщением о том, что кефир России подарили кавказцы. Он рассказывал о полезных свойствах кефира всю передачу и помогали, ассистировали ему две девушки (кажется чеченки) в кавказских национальных костюмах. Но меня возмутило, что более получаса рассказывая о кефире, он ни единым словом не упомянул, что грибки кефира в начале 20 века России  передали карачаевцы.