пятница, 1 марта 2013 г.

Районы «Карачаевка» и «Аджи-кабак» в Пятигорске


кавказские минеральные воды
Статья "Районы «Карачаевка и Аджи-Кабак» в Пятигорске" дополнена, отредактирована и перенесена на новый адрес в 2017-2020гг см. по ссылке >>>

Ниже в читать дальше первая старая версия 2011-2013гг






Районы «Карачаевка» и «Аджи-кабак» в Пятигорске

Ахмад Салпагаров 2011-2013г.

(выставляется  первая серьезная да к тому же 
эксклюзивная работа на нашем блоге)
Оглавление
1. Предисловие
2. Свидетельство коренной пятигорчанки, представительницы алано-русского рода
3. Свидетельства пятигорских краеведов П.Н. Никитина, В.А. Хачикова
 и профессора К.Т Лайпанова
4.  Русско-кабардинские источники 20 века
5. Аджи-Кабак  у горы Бештау
6. Карачаевская топонимика Пятигорья
7. Краткие выводы
1.Предисловие
Территории современных  Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии исторически и географически связывает район  Пятигорья  или  Кавказских Минеральных Вод  (КМВ).   Автохтонным населением обеих республик и КМВ  являются карачаевцы и балкарцы, что подтверждается их принадлежностью к кавкасионскому расовому типу, сформировавшемуся на Центральном Кавказе  несколько тысячелетий назад. Принадлежность карачаевцев и балкарцев к кавкасионскому расовому типу является устоявшимся мнением  антропологов всего мира. Исходя из этого общепризнанного факта постоянное проживание  карачаевцев, балкарцев и их предков на Центральном Кавказе и в т.ч. и на  КМВ  до прихода русских на Кавказ  является естественным  утверждением.  Однако же в связи с тем, что в настоящее время основным населением  КМВ являются русские, для некоторых «историков» кажется сомнительным проживание в прошлом  карачаевцев и балкарцев на КМВ.  
В качестве  подтверждения  можно привести  цитату из отзыва  к.и.н. Ошроева Р.Г., доцента Института  гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и КБНЦ РАН  на книгу Кипкеевой З.Б.  "Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение. (60-е годы XVIII в. - 60-е годы XIXв.) М., 2006”. 
«Проблему "исконных" земель, претендующих в настоящее время на пересмотр этнических и административных границ З.Б. Кипкеева решает, ссылаясь на  К.Т. Лайпанова: "До XVIII в. в Пятигорье существовали карачаевские поселения: около р. Юцы - Хубиевский аул, на р. Подкумок - Бытдаевский аул, но многолюдные постоянные селения карачаевцев находились в недоступных горах у истоков Кубани, Малки и Баксана,  что позволило им сохранять независимость".  Но наличие указанных поселений на рр. Юце, Подкумке, Малке, Баксане и на горе Калеж является вымыслом и никакими источниками не подтверждается.  Подобным образом выстроен миф о недоступных горах, в которых  тюркские племена верховий Кубани сохраняли независимость.1»  
В  статье  Ошроева Р.Г.  много искажений исторических фактов, которые на наш взгляд должны были быть опровергнуты Кипкеевой  З.Б. Тем более, что статья Ошроева Р.Г. была не только издана в «историческом вестнике» его родного института, но еще и растиражирована в интернете в более чем 10 адыгских сайтах и форумах. Но мы ограничимся только одним вопросом, который  Ошроев Р.Г и Институт  гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и КБНЦ РАН  считают  вымыслом, т.е. вопросом проживания карачаевцев на КМВ  до прихода русских на Кавказ. Для честных историков хватило бы и антропологических данных, чтобы не поднимать вопрос о проживании карачаевцев-балкарцев на КМВ. Но я  приведу дополнительные  доказательства о проживании карачаевцев (балкарцев) на КМВ перед русской колонизацией в т.ч. из кабардинских источников.

2.Свидетельство коренной пятигорчанки, представительницы алано-русского рода
 Несколько лет назад  я случайно услышал  от старожила  города Пятигорска Хандогиной В.Н. о её аланском роде Хандогиных и о существовании в  19 веке района  Карачаевка  в г. Пятигорске2.  Карачаевкой в 19 веке назывался район  под горой Машук, расположенный вокруг  современного Верхнего рынка г. Пятигорска, смещенный в сторону горы Бештау.  Рассказчик  пожилая женщина в возрасте 75 лет утверждала, что  по рассказам её деда, она представляет девятое поколение Хандогиных, живущих в Пятигорске.  Я возразил ей, что  русские и  казаки начали селиться в  районе Пятигорске с начала 19 века, а самое старое кладбище Пятигорска существует с  1824г., поэтому среди  русских жителей Пятигорска максимальное число поколений  не может быть больше шести-семи. Она ответила, что Хандогины по происхождению не русские, а аланы, и они проживали в районе Пятигорска до заселения края русскими! Также добавила, что еще ранее, до переселения в район Пятигорска, Хандогины жили в районе нынешнего города  Железноводска. Кроме того в их роду от отца к сыну передавались древние родовые артефакты в т.ч. меч, утерянные или распроданные в наше время её нерадивыми племянниками3.  
Неожиданные утверждения Хандогиной  со временем  были подтверждены  и расширены сведениями из других источников. Например, этимология  фамилии  Хандогин  показывает  тюрко-аланское (карачаевское) происхождение  носителя этой фамилии. "Хандоган"-  тюркское имя, означающее  "от хана,рождённый или рожденный стать ханом". Древняя аланская форма произносится как Хандоhан, но по-русски записано Хандоган, в современном карачаевском языке звучит как Хантууhан, пишется  Хантуган.
Такое имя, а впоследствии и  фамилию не мог получить раб или  крепостной. Обладатель такого имени и фамилии должен быть человеком свободного или ханского рода. Только так  можно объяснить, почему дед  Хандогиной знал и помнил  подробности  своей этнической родословной и почему в роду сохранились до недавнего времени древние артефакты.

3.Свидетельства пятигорских краеведов П.Н. Никитина, В.А. Хачикова
 и профессора К.Т Лайпанова
Информация Хандогиной В.Н. подкрепляется следующими письменными сведениями.
Известный пятигорский краевед П. Н. НИКИТИН4 (1906-2001) сообщает:
Город Пятигорск. Когда-то его северную окраину народ назвал Карачаевкой. Она состояла из нескольких небольших улиц и обширной не замощенной площади, расположенной в центре этой окраины. Площадь называлась Сенной. Теперь это территория Верхнего рынка. Большой привозной базар проходил на Сенной площади каждый понедельник. Сюда привозили сельскохозяйственную продукцию из всех окрестных селений и аулов. Два раза в год весной и осенью на ней проходили ярмарки.
А из горских аулов, в основном, ехали сюда карачаевцы. Обычно приезжали они на своих арбах еще в воскресенье, ночуя под открытым небом и располагались на Сенной площади. Из оседлых карачаевцев здесь жили две-три семьи... Прошло восемьдесят лет и бывшая окраина - Карачаевка слилась с центральной частью города Пятигорска...За бывшей Карачаевкой существует новая часть города - Белая Ромашка.
Журналист и краевед Вадим Александрович Хачиков5 (1931г. р.) сообщает:
"О том, что в границах Пятигорска есть Кабардинская слободка, или, попросту говоря, Кабардинка,знают если не все, то почти все горожане. А вот о том, что был когда-то в городе и район, именовавшийся Карачаевкой, известно не столь уж многим. Названия как будто схожи. Но происхождение их очень разнится, как и судьба этих пригородов. Кабардинке, одному из старейших районов Пятигорска, дали имя вовсе не кабардинцы, а отставные солдаты Кабардинского пехотного полка, селившиеся в том месте. А вот Карачаевка стала так называться именно благодаря карачаевцам, которые приезжали торговать на рынке или ярмарке и оставались на постой в кварталах, близких к торжищу. Эти-то кварталы, расположенные северней Базарной и Сенной площадей, и получили название Карачаевка."
Профессор К.Т. Лайпанов6 (1924-2009) сообщает: "По рассказам старейших карачаевцев в Пятигорске, около Юцы, до 19 века существовал Хубиевский аул, в Кисловодске Бытдаевский аул, около Учкекена на горе Калеж  Биджиевский аул и.т.д."  
Таким образом устные сведения В.Каппушевой-Хандогиной о существовании в 19 веке на территории нынешнего г.Пятигорска  района "Карачаевка"  подтверждаются письменными свидетельствами  краеведов  П. Никитина, В. Хачикова, записанные ими от других старожилов Пятигорска. Три независимых  и разновременных свидетельства и сведения К.Т. Лайпанова  взаимно друг друга подкрепляют и устанавливают  существование карачаевского населенного пункта в районе Пятигорска. Если кто-то увидит противоречие в локализации К.Т. Лайпановым  Хубиевского аула около речки Юца и районом Карачаевка вокруг нынешнего Верхнего рынка, то на это мы укажем, что от берега речки Юца до Верхнего рынка по прямой всего 3,5 км. Поэтому речь может идти о приблизительной локализации Лайпановым или о двух разных карачаевских  поселениях.
 Как видим, пятигорские краеведы подчеркивают, что имя  Карачаевка связано с карачаевцами, устраивавшими  в этом районе еженедельную торговлю. А Никитин добавляет, что в этом районе постоянно проживали две-три карачаевские семьи.  Однако  думается, что имя району было дано не из-за того, что карачаевцы в этом месте торговали своей  продукцией животноводства, в котором были признанными мастерами. Если бы  населённые пункты, местности назывались  бы по имени народа, представители которого торговали в том районе, то на Северном Кавказе и в Пятигорске в частности  должны были быть одноименные им районы. Армяне по всему Северному Кавказу и таты (иудеи) по  Северо-Восточному  Кавказу держали монополию на торговлю. При этом торговали как ежедневно в своих магазинчиках устроенных в торговых  рядах городов, так и участвуя  в базарах и ярмарках в разных местах. Также с середины 19 века кабардинские аулы в основе своей были намного ближе к г. Пятигорску, чем карачаевские аулы, загнанные в высокогорье. И потому кабардинцы были более частыми гостями и торговцами на Сенной площади Пятигорска, нежели карачаевцы.  Без сомнения на базаре Сенной площади (Верхний Рынок) число торговцев армян, кабардинцев   в 19 и 20 веках  было больше карачаевцев-торговцев. Однако же район не был назван “Армянка”, “Кабардинка”, “Татка-Иудейка”, а назван "Карачаевка". Исходя из вышеизложенных сведений и рассуждений, можно утверждать, что «Карачаевка» название одного из районов Пятигорска осталось по названию народа, жившего в том районе до заселения этих мест русскими и продолжившего жить с ними после их расселения. Мусульмане карачаевцы, кумыки, кабардинцы, ногайцы к 1840г. из Пятигорья из КМВ были выселены. О проживавших в Пятигорске карачаевцах  (аланах) после 1840 года можно предположить, что в они были христианами  и потому им было дозволено остаться на родных местах. То, что  в период русской колонизации некоторая часть карачаевцев приняла христианство указывают  народные предания и старые песни карачаевцев.

4. Русско-кабардинские источники 20 века
Профессор, кабардинский этнограф Александр Мусукаев7  (1947г. рожд.) сообщает: " Карачаевские Хубиевы, судя по книге М.И. Ермоленко "Предания,легенды и былое ущелий Кабарды и Балкарии (Нальчик, 1930г.стр.5) дали начало Машуковым... Приведённая им со слов 90-летнего Алия Машукова легенда "О горе Машук" повествует о том, что житель Большого Карачая из-за кровной мести переселился в одно из кабардинских сёл в районе Пятигорска. Машуко был непревзойденным мастером оружейного дела, и его в начале XIX века пригласили в Ашабово (Малка). На протяжении жизни не одного поколения Хубиевы из Большого Карачая организовывали фамильные сходы с малкинскими Машуковыми в Пятигорске."
Кабардинский исследователь  Афаунов Амурбий8  в своей статье от 1960г. сообщает:  "На  стр.23 "Шора Ногмов" тов.Турчанинов пишет : "По запустении родных мест на р. Джуце, Шора переселился в аул Хаджи-Кабак у горы Бештау"... От основателя аула  Хажихабла на карачаево-балкарском Хаджи, а на кабардинском - Хажи, который был по национальности кумык, происходит  кабардинский дворянский род  Аджиевых... Затем к аулу Хажихабле примкнул карачаевец  Машуко, от которого образовался большой  кабардинский хажихаблинский род Машуковых"
Таким образом кабардинские источники, со ссылкой на русских исследователей начала 20 века, также указывают на проживание карачаевца Машуко, который оказывается Хубиевым. А  К.Т.Лайпанов к пятигорским Хубиевым добавляет еще  Бытдаевых, уточняя их место проживания как район Кисловодска.  Это утверждения Лайпанова  не кажется надуманным в свете многочисленных и разнообразных подтверждений  о проживании карачаевцев в районе Бештау. Заметим только, что Бытдаевы фамилия, отделившаяся от Хубиевых.
Автор этих строк в 1980годы от стариков разных фамилий  Малокарачаевского района  слышал о том, что их род имел земли и держал скот в районе Пятигорья до заселения тех мест русскими. Будучи юного возраста на тот момент  и не имея  цели  сохранить эти сведения  не смогу точно воспроизвести  эти данные.  Но запомнились фамилии Байрамуковых, проживавших в районе горы Темиртау (современный Железноводск) и Байрамкуловых  за горой Машук (между современным Пятигорском и Минеральными Водами). 
Район "Карачаевка" у подножия Машука
Р-н вокруг Верхнего рынка в Пятигорске, до революции звался "КАРАЧАЕВКА". На фото верхняя граница района-пересечение ул. Пирогова и Кузнечной. По левую сторону вниз по Кузнечной-Верхний рынок. На втором план гора Машук с телецентром.

5.Аджи-Кабак  у горы Бештау
А.Афаунов со ссылкой на биографа Шоры Ногмова Турчанинова сообщает, что Ногмов переселился в аул Хажихабль у горы Бештау. Сам же добавляет, что основателем аула был кумык Аджиев. В этот же аул переселился Машук, происходивший из Хубиевых. Здесь нужно указать, что названия  Хаджи-кабак, Хажихабль  есть  кабардинское усвоение  карачаевского  исходного названия  Аджи-кабак. Подтверждением такого вывода является  правильная запись А. Афауновым фамилии Аджиевых, названного  основателем аула Хаджи-Кабак (или Хажихабль) и кабардинского дворянского рода Аджиевых.  Примеры подобной  адыгеизации много, карачаевское имя Атажук  по- кабардински будет Хадагъужук/Хатошоко или имя пророка  Иса  по-кабардински звучит как  Хьыса, т.е. гласный звук А или И закрывается согласным Х. 
Месторасположение аула Аджи-кабак "у восточной стороны горы Бештау" совпадает с районом Карачаевка. Впоследствии население Аджи-кабак (хаджихаблинцы)  принуждено было к переселению в горы и оно переселилось на исконные карачаевские земли на место нынешнего села Каменомостское в КБР. При этом  А.Афаунов там же сообщает, что еще долго природные кабардинцы насмехались над произношением хаджихаблинцев9. Факт неправильного произношения и коверкания адыгского языка хаджихаблинцами также свидетельствует в пользу их карачаевского происхождения, ибо неправильное произношение или акцент есть доказательство того, что для хаджихаблинцев кабардинский язык не был родным языком. Так как всегда при позднем усвоении другого языка остается природное искажение чужих незнакомых с детства звуков, который называем акцентом.
То, что упоминаемые в русско-кабардинских источниках прошлого века  Аджиевы, проживавшие в районе Пятигорска являются не кумыками, а карачаевцами  косвенно подтверждает Мурад Аджи  кумыкский автор  многочисленных историко-публицистических книг.  В одной из своих книг, рассказывая о своем роде Аджиевых, он  начинает историю своей фамилии со своего предка  Асева Аджиева, жившего в 1825-1830г. в кумыкском селе Аксай10.  Обратите внимание на год с которого начинается кумыкская история Аджиевых по версии кумыкского историка  Мурада Аджи (Аджиев).  На самом деле Аджиевы наряду с другими древними карачаевскими родами такими, как Салпагаровы, Каппушевы, Байрамкуловы, Кочкаровы ведут свое начало от Науруза и общее название этих фамилий клан (каум) Наурузовы.  Науруз был сподвижником и другом Карчи, восстановителя аланской государственности  Карачая и жил в начале 15 века. И в Карачае  сохраняется родословная Аджиевых, начинающаяся от Науруза. Также надо добавить, что кумык Мурад Аджи как родственник был приглашен и участвовал в фамильном сходе карачаевских Аджиевых, проводимых в Карачае в 1990годах. По сведениям карачаевских Аджиевых  большая часть фамилии проживала не на Кубани, а в районе  Пятигорья. По нашему мнению  деление тюркоязычного населения  Центрального Кавказа на карачаевцев и кумыков является условным. Пример с родом Аджиевыми подтверждает данный вывод. Кумыками называли равнинных жителей, принявших ислам намного раньше горных жителей. Хотя это могли быть представители даже одной фамилии с одним языком и верой. Разделение  древнего карачаевского рода на карачаевскую, кумыкскую и кабардинские ветки  и их совместное проживание в районе Пятигорья в начале 19 века подтверждатся топонимами Джуца-Юца.

6. Карачаевская топонимика Пятигорья
БЕШТАУ. Проживание карачаевцев  в районе Пятигорья до заселения тех мест русскими подтверждается  карачаевскими географическими названиями. Название территории и города  Пять Гор есть прямой перевод от карачаевского Бештау. Бештау именно карачаево-балкарское название, по- ногайски было бы Бестау, по-турецки было бы  Бешдаг. Название сохранилось за пятиглавой горой высотой 1400м, у подножия которого расположился город Пятигорск.
МАШУК. Рядом с горой Бештау расположена другая гора Машук (994м) у подножья которой в 19веке находился один из районов Пятигорска -Карачаевка. Гора Машук названа по  имени абрека карачаевца Хубиева Машука,жившего в том районе.  Маш+ук (исходная форма Баш+ук)  по-карачаевски  "баш/маш"- первый, начальный +" ук"-сын», то есть Машук-"старший сын, первенец".  Есть еще версия, что имя абрека было по карачаевски Мечука, а по-кабардински Машука. Но название горы зафиксировано как Машук, вполне возможно Мечука был старшим сыном, звался еще как Башук-Машук. Альтернативная  версия гласит, что Машуко по-кабардински  «маш»- просо + «ко» -долина, то есть долина, где сеяли просо. Но так как речь идет о названии горы Машук, которую никак не назовешь долиной- такое объяснение никак не может быть удовлетворительным. То, что название горы Машук произошло от имени человека Машуко, скрывавшегося в лесах этой горы указывает кабардинский просветитель и историк 19 века  Шора Ногмов11.  Только Ногмов считал его кабардинцем. Однако выше в главе 4 мы привели более убедительные доказательства того, что Машук был карачаевцем из рода Хубиевых. В первую очередь это свидетельсвтва записанные М.И. Ермоленко первым  директором исторического музея Кабардино-Балкарии со слов  90-летнего Алия Машукова в книге 1930г! Укажем, что это представитель  рода Машуковых почти на современник Ш.Ногмова, родившийся в 1820 годах. Свидетельства А.Машукова, совместные сборы  Хубиевых и Машуковых в Пятигорске12  перевещивает ошибочные утверждения Ногмова. Также в той же 4 главе нашей статьи ссылка на свидетельства Г.Ф.Турчанинова  автора исследовательского двухтомника о сочинении  Ш. Ногмова: «Затем к аулу Хажихабле примкнул карачаевец  Машуко, от которого образовался большой  кабардинский хажихаблинский род Машуковых».13 Другие не менее важные ошибки Ш.Ногмова, больше похожие не преднамеренные искажения  истории с Машуко мы рассмотрим в отдельной статье. ДЖУЦА- 5 названий! Много географических  карачаевско-кумыкских  названий сохранились в нескольких километрах к югу от г. Пятигорска. Это название реки Юца (55 км), речки Джуца (7 км) впадающая в Юцу, Джуца образуется из двух  речек Джуца-1 (19км) и Джуца-2 (13км),  горы  Джуца-2 (высота 1190м). А гора Джуца-1, которую еще параллельно называют и Юца (высота 973м) расположена между  отдельными поселками  Юца и Джуца. Река Юца протекает через Пятигорск и впадает в реку Подкумок. Посторонний человек запутается от обилия повторяемых и дублируемых названий Юца и Джуца, что совсем неслучайно.  Надо заметить, что употребление в начале слова звука ДЖ  бытует только у карачаевцев и киргизов, у остальных тюрок вначале слова вместо ДЖ стоит звук Й.  Поэтому  без сомнения,  русские названия Джуца и Юца производны от одного и того же тюркского слова «джутса-йутса». «Джутса»- карачаево-балкарское джокающее произношение, а «йутса»-кумыкско-ногайское  йокаюшее произношение.
В карачаево-балкарском языке корень слова «джут»  имеет значения 1.глотать, жадно съедать  или выпивать 2.впитывать что-то в землю , 3.убивать, уничтожать, 4.заглушать звуки. Слово в форме джутса принимает значение возможности перечисленных действий с каким-либо условием в будущем времени, «если может проглотить-убить-впитать и т.д».
И чтобы окончательно понять почему горы названы Джуца 1 и 2 обратим внимение на сложение гор. Смысловое значение карачаевского слова «джутса»  подходит к горе Джуца-2  склоны и вершина, которого сложены из мергелей и известняка. Подобное сложение имеют многие горы Пятигорья в т.ч и Машук. А известняк и определённые виды мергеля в свою очередь растворяясь в воде образуют в горной породе карсты т.е. пустоты. Но там где пустоты в земле, туда может провалиться скотина или даже человек. Так что название Джутса-Йутса прямо указывает на геологическое строение гор. А речки и поселки Юца-Джуца  названы уже по названиям гор. И речки тоже должны иметь места ухода под землю в пустоты.
Примером карста в горе является Пятигорский Провал на горе Машук, другое название Карстовая вертикальная пещера, знаменитый памятник природы, который имеет 42 м глубины и 15м в диаметре. По сути своей русское название Провал соответствует по смыслу и значению карачаевскому Джутса. И объясняет происхождение и частое употребление этого названия.
Таким образом, сохранившиеся в районе Пятигорья географические названия Джуца дают  бесспоримое право  утверждать о постоянном проживании карачаевцев и их предков в том районе. Если бы они там не проживали бы до заселения района русскими, то Джуца названия гор, речек и поселка были бы заменены ногайско-кумыкскими Йутса (Юца).
КИНЖАЛ. Гора (506м)  по виду подобная кинжалу, находится  недалеко от слияния рек Суркуль и Кума. Кинжал  производно от древне-карачаевского канджар/канджал, где кан (кровь) + джар (разрезать, распороть). Слова канджар и канджал имели параллельное хождение. В современном карачаево-балкарском языке сохранилось в виде «канджал» т.е. «листовое или расплющенное железо». Но в турецком, азербайджанском и арабском языках сохранилось в исходном виде - «ханджар». Вторая  составная часть слова «джар или джал» указывает на карачаевский джокающий диалект.
ПОДКУМОК. Также название реки Подкумок производно от карачаевского  Гитче Гум-т.е. Малая Кума, в отличии от Уллу Гум- Большой Кумы или просто Кума. Разделение названий на Большой-Малый обычное правило во многих тюркских языках-например Большой и Малый Карачай, Большая Ногайская и Малая Ногайская Орды итд.
В районе Пятигорска выделяют 17 гор. Пять из них  сохранили карачаевские названия Бештау, Машук, Джуца-1, Джуца-2, Кинжал, два из них  Кокуртлы т.е. Серный (406м)  и Кабанка (767м) сохранили общетюркские названия.
(Пять карачаевских названий гор, два общетюркских названия и ни одного кабардинского названия! Господин Р.Г. Ошеров вы еще будете считать что на КМВ жили кабардинцы, но карачаевцы не жили? А может совсем наоборот?
Кабардинцы  жили ближе к Лысогорке, чем к Машуку. От карачаево-балкарского Кашха-тау перевод будет Лысогорка, так названа станица в Георгиевском райне, а гора на окраине станицы, сокращенно просто Лысая, хотя в народе бытует еще полное название  Лысая гора. Именно по названию этой горы известна кашхатауская партия кабардинцев, распологавшаяся в районе горы Лысогорка в Георигиевском районе. Это район не следует путать с высокогорным  балкарским селом Кашха-тау. Кашхатауская партия кабардинцев жила на равнине у Лысогорки, а не в горах у балкарского села Кашха-тау. )
Названия остальных одиннадцати гор (Бык, Лысая, Острая и т.д.) являются прямыми переводами из карачаево-кумыкско-ногайских названий. Под обозначенными горами расположены одноимённые поселения со словом гора во второй части названия Быкогорка, Лысогорская, Острогорка и т.д. Присутствие в названии слова гора указывает на  перевод из карачаево-балкарского языка. Карачаевцы (балкарцы) часто используют  в названии горы слово  «гора» т.е. Бештау ( Пять гор), Минги тау- (Вечная гора) т.е. Эльбрус, Дыхтау (Толстая,большая гора), Коштантау (Коштан-гора)  и т.д. Потому что одно название, например  Джуца нужно делить на гору, реку и  поселок. 
Кроме этих топонимов  в районе Пятигорья сохранилось много тюркских (карачаевских) названия малых речушек Тамлык, Кучук, Суркуль и т.д. Их перечисление мы считаем излишним. Приведённых топонимов и гидронимов достаточно  для бесспорного утверждения о проживании  карачаевцев в Пятигорье, при этом в преобладающем количестве.

7. Краткие выводы
Мы предпологаем, что кроме упомянутых в этой статье Аджиевых, Хубиевых, Машуковых, Хандогиных ,Байрамкуловых, Байрамуковых в районе Пятигорья и Бытдаевых  в районе Кисловодска  проживали представители  и  других карачаевских (аланских) фамилий.  Выше приведённые сведения  из разных источников является достаточным и убедительным доказаательством проживания представителей различных карачаевских фамилий  в районе Пятигорья.  Кроме того все перечисленные карачаевские фамилии  были включенны в список свободных и привелигированных сословий Карачая, составленный  приставом  Карачая полковником  Петрусевичем в 1868-1872гг. Это значит, что представители этих фамилий селились не отдельными семьями, а не большими родовыми кварталами (аулами), состоящими из нескольких семей или нескольких десятков семей. Родовое расселение исторически сложилось в Карачае как экономическая и военная необходимость для ведения скотоводческого хозяйства и его защиты. Семьи зависимых сословий не могли свободно распоряжаться землей и скотом и потому не имели возможности свободного родового расселения. Машуковы и Хандогины не включены в список Петрусевича, как не проживающие в Карачае. Из этого следует, что семьи из перечисленных фамилий были не в единственном числе, а во множественном числе. Только  многочисленностью карачаевцев  в районе Пятигорья можно объяснить сохранение карачаевских географических названий и передачу их пришлому русскому населению.

8. Источники
1. Ошроев Р.Г.  Творец истории З.Б. Кипкеева // Исторический вестник. Вып. VI. Нальчик, 2007. С. 457-465.
2. Каппушева  Валентина Николаевна (в девичестве Хандогина) жительница г.Пятигорска (1935г.рожд.) .
3.Ахмад Сылпагъар «Аланхазар сыры…» Невиномысск 2010. С.264, ISBN 978-5-89571-184-2
4. П. Н. НИКИТИН , "История Пятигорска - Карачаевка"  http://www.kmvline.ru/pyatigorsk/2.php
5.  В.А. Хачиков- заслуженный работник культуры РФ , журналист, краевед, писатель  "Были улицами Карачаевки" , газета «Пятигорская правда»,  №11 – 4 февраля 2010
http://www.pravda-kmv.ru/index.php?page=news&id=4908
6.  К.Т. Лайпанов  "Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами" г.Черкесск 2000. С.32
7.  Александр Ибрагимович  Мусукаев,  "Века Родословий",  Нальчик 1997. С.315
8.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994., (статья  Афаунова Амурбия  в книге "О местожительстве и потомках Ш.Б. Ногмова")  С.186-187
9. там же
10. Мурад Аджи «Мы из рода половецкого»  Рыбинск, 1992г стр. 21-22 г.
11.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994. С.144
12.  Александр Ибрагимович  Мусукаев,  "Века Родословий",  Нальчик 1997. С.315
13.  Ш.Б. Ногмов "История адыхейского народа" Нальчик 1994., (статья  Афаунова Амурбия  в книге "О местожительстве и потомках Ш.Б. Ногмова")  С.186-187


1 комментарий: