среда, 10 июля 2013 г.

Тадж-Махал и аланские карачайбалкарские мавзолеи

  Мировой памятник любви и зодчества и 
Аланские карачаево-балкарские мавзолеи КЕШЕНЕ 
Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО:  «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире»
Тюркская культура и архитектура Великих МоголовИ в своем качестве  "мировой жемчужны и мирового шедевра" Тадж-Махал известен всему миру! Не буду переписывать сюда общеизвестные истины. Почему я же вспомнил сегодня о Тадж-Махале? Потому что Тадж Махал не просто мировой памятник архитектуры, не просто шедевр, но и зримое подтверждение высокой мировой культуры тюрок! Той культуры, которую даже близко не имея, некоторые представители соседних с карачаевцами малых народов Кавказа, не излечившиеся от пропагандируемой в советские годы тюркофобии пытаются представить тюрок  и в т.ч. карачаевцев, балкарцев, кумыков, ногайцев "варварами" и "дикими кочевниками" и т.д. итп. Тадж Махал - реальный разоблачитель завистников, очернителей тюркской истории и культуры!
Ну конечно же кто-то встрепенется "где Империя Великих Моголов, а где маленький Карачай!". Так, во-первых Аланья-Карачай стал маленьким за последние 200 лет, но хотя бы сохранился, в то время как  Империя Великих Моголов вообще исчезла, а во-вторых в Алании ( Карачае и Балкарии) тоже имеются свои древние мавзолеи.
Давайте немного поговорим о тюркской культуре, конкретно о зримой и реальной тюркской строительной архитектуре и Тадж-Махале! Время строительства Тадж-Махал 1630—1652 годы.
Заказчиком, спонсором и идейным вдохновителем строительства Тадж-Махал выступил тюрок, потомок Тамерлана, император Империи Великих Моголов Шах-Джахан,  причиной строительства стала красавица жена императора тюрчанка Мумтаз МахалГлавными архитекторами, дизайнерами были-Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи -турецкий архитектор, дизайнер главного здания, Иса Мухаммад Эффенди из Персии турецкий архитектор, ученик Синана, его часто называют главным создателем архитектурного образа памятника. (В 17 веке Персией -Ираном правили тюркские династии, также элиту страны составляли тюрки).  А Мимар Синан также турок- выдающийся архитектор Османской империи. Таким образом, от идеи до претворения в жизнь Тадж Махал был полностью тюркским проектом. Можно привести и другие примеры выдающегося тюркского зодчества.
Исламская  культура и архитектура Империи Великих Моголов





Тюркская культура и архитектура Великих Моголов

























Интересна не только историческая и культурная сторона этого памятника. Еще более интересна человеческая, любовная составляющая Тадж Махал. Тадж Махал построен в честь умершей при родах любимой жены. Тадж-Махал считают мечетью мавзолеем. Император также похоронен в Тадж Махале. Император Империи Великих Моголов Шах-Джахан напрягая силы огромной империи,   вложил в это затратное и непосильное даже для империи строительство огромные суммы денег! Достаточно указать на одну лишь деталь на строительстве работало 22 тыс. рабочих!, площадка 120 х 100 метров находилась в болотистой местности, грунт которой заменили и подняли на 50 метров!   
Подробности читаем на Википедия "Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились со Шри-Ланки, а карнеол из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор итд итп."
И вся империя работала чтобы увековечить любовь императора Шах-Джахана к своей красавице жене тюрчанке Мумтаз Махал! И увековечил же !

Аланские карачаево-балкарские мавзолеи КЕШЕНЕ 

Наверняка строительство усыпальниц в скалах или мавзолеи из камня развивались у разных народов на разных территориях независимо друг от друга. Хотя я считаю, что Мавзолеи есть дальнейшее развитие древнейшей прото-скифской и скифской курганной археологической культуры. Мавзолеи (кешене) - тюркская средневековая строительная и погребальная культура, была распространена по всей Евразии в том числе в Алании (Карачае и Балкарии).   Даже непрофессиональным взглядом обнаруживаешь неисследованные, но явные связи и уподобления  между аланскими каменными усыпальницами и Тадж Махалом.
  • Теперь фото карачаевских аланских мавзолеев. Мавзолеи "КЕШЕНЕ" строили и прямые предки карачаевцев-балкарцев- аланы. Здесь я даю фото из журнала с описанием на русском и английском. Первое изображение- царский мавзолей  12 века из долины реки Кяфар в районе Архыза, второе - мавзолей из Нижней Теберды датируется 8-11 веками.


Карачай Нижний Архыз, карачаево-балкарская традиция

Мавзолеи 8-12 века из карачаевских Нижнего Архыза и Нижней Теберды
















































Ниже фото "кешене" мавзолеев 17 века карачаевских князей Крымшамхаловых в с. Карт-Джурт.
Обратите внимание  на архитектуру и стиль аланских (карачаевских) мавзолеев "кешене" с 8 по 17 века, совершенно очевидно, что сохраняется приемственность.
Конечно же аланские карачаевские каменные усыпальницы мавзолеи маленькие и простые по сравнению с великолепным Тадж Махалом. Просто в Алании-Карачае, в основном состоящем из свободных граждан узденей, не было такого большого человеческого ресурса как в Империи Великих Моголов. Но факт наличия аланских карачаево-балкарских кешене-мавзолеев дает  мостик связи  с  мавзолеем Тадж Махал и показывает наличие общего с тюркским миром в таких консервативных обычаях как обычай захоронения.


Карачаевские аланские памятники
Karachay mausoleum




























В качестве посткриптума укажем, что от предков критиков "кочевого образа жизни тюрок" не осталось ничего подобного. Максимум что они умели строить это обмазывать стенку из плетённых ивовых прутьев коровьей лепешкой. Такие постройки живут 20-40 лет. Поэтому и архитектурных памятников после них не осталось. 
А мы тут упомянули только об аланских карачаевских мавзолеях КЕШЕНЕ, построенных независимо и даже намного раньше, чем Тадж Махал. Аланские карачаевские КЕЩЕНЕ имеют с Тадж Махал как надземное сооружение над могилой свои духовные параллели и общий принцип возведения. 
Мы даже не дошли до обсуждения тюркских аланских карачаевских крепостей, башен, церквей, мечетей, каменных дорог  и т.д. и не стали сравнивать их с глиняными или другими временными  постройками "критиков" аланской карачаевской истории и архитектуры. 
На эту маленькую статейку вынудил меня один озабоченный дагестанец, скорее всего платный провокатор, (не буду уточнять национальность), который постоянно на разных форумах  с любым тюрком Кавказа без разбору- азербайджанцем, карачаевцем-балкарцем, кумыком, ногайцем провоцировал скандалы, переходя на оскорбительные высказывания по национальному признаку.
Простой вопрос "Когда и кем в исторических документах и летописях впервые упомянут ваш "великий и древний" народ под своим собственным именем?"- вызывал истерику. Да уж, маргинализация и зависть  пустили длинные корни не только в Центральном и Западном Кавказе. Но карачаевцы-балкарцы смотрят на свое прошлое без истерик и с достоинством, с осознанием того, что принадлежат к народу с древней и великой историей. Но пока малоисследованной и малоизученной.
Добавлю современные фото древних карачаево-балкарских кешене....


Мавзолеи Карачая и Балкарии
Наш маленький Тадж Махал. Мавзолей с подобным сюжетом, построен в честь девушки Суичмез в Балкарии внезапно умершей в день своей свадьбы. Ориентировочно конец-начало 17-18века.



карт-джурт кешене, карачаево-балкарский мавзолей

аланский мавзолей, карачаевский кешене-мавзолей






























 Фото из энциклопедии Брокгауза- кладбище балкарского села Кунделен. Не сохранившиеся кешене  и надмогильные камни- сынташи... Уничтожены временем и варварами в период высылки в 1943-1957г
кешене, кесене, Баксанское ущелье
Гунделенские древние памятники балкарского Кунделена. кешене (мавзолеи) и сынташи (надмогильные камни)