Мировой памятник любви и зодчества и
Аланские карачаево-балкарские мавзолеи КЕШЕНЕ
ЮНЕСКО международная организация имеющая 195 стран-членов назвала Тадж-Махал объектом Всемирного наследия и «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия» Аланские карачаево-балкарские мавзолеи КЕШЕНЕ
И в своем качестве "мировой жемчужны и мирового шедевра" Тадж-Махал известен всему миру! Не буду переписывать сюда общеизвестные истины. о Тадж Махале. Почему я же вспомнил сегодня о Тадж-Махале? Потому что Тадж Махал не просто мировой памятник архитектуры, не просто шедевр, но и зримое подтверждение высокой мировой культуры тюрок! Той культуры, которую даже близко не имея, некоторые граждане, не излечившиеся от пропагандируемой в советские годы тюркофобии, пытаются представить тюрок "варварами" и "дикими кочевниками". Тадж Махал - один из числа многих памятников, разоблачающий завистников и очернителей тюркской истории и культуры!
Кто-то скажет "где Империя Великих Моголов, а где маленький Карачай!". Так, во-первых Аланья-Карачай стал маленьким за последние 200 лет, но он хотя бы сохранился, в то время как Империя
Великих Моголов вообще исчезла, а во-вторых в Алании ( Карачае и Балкарии) тоже имеются свои древние мавзолеи.
Вспомним, время строительства Тадж-Махал были 1630-1652 годы.Заказчиком, спонсором и идейным вдохновителем строительства Тадж-Махал выступил тюрок, потомок Тамерлана, император Империи Великих Моголов Шах-Джахан, причиной строительства стала красавица жена императора тюрчанка Мумтаз Махал, Главными архитекторами, дизайнерами были-Исмаил Афанди (Исмаил Хан) тюрок из Османской империи. Дизайнером главного здания, был Иса Мухаммад Эффенди тюрок из Персии, который около 900 лет находился под упрвалением тюркских династий. Иса Мухаммад Эффенди был главным создателем архитектурного образа памятника и являлся учеником другого тюркского выдающегося архитектора Мимар Синан , оставившего после себя много архитектурных шедевров.Таким образом, от идеи до претворения в жизнь Тадж Махал был полностью тюркским проектом.
Интересна не только историческая и культурная сторона этого памятника. Еще более интересна человеческая, любовная составляющая Тадж Махал. Тадж Махал построен в честь умершей при родах любимой жены. Тадж-Махал считают мечетью мавзолеем. Император также похоронен в Тадж Махале. Император Шах-Джахан напрягая силы огромной империи, вложил в это затратное и непосильное даже для империи строительство огромные суммы денег! Достаточно указать на одну лишь деталь на строительстве работало 22 тыс. рабочих!, площадка 120 х 100 метров находилась в болотистой местности, грунт которой заменили и подняли на 50 метров!
Подробности читаем на Википедия "Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились со Шри-Ланки, а карнеол из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор итд"
И вся империя работала чтобы увековечить любовь императора Шах-Джахана к своей красавице жене тюрчанке Мумтаз Махал! И увековечил же, создав шедевр на многие века !
Далее вместо длинных слов смотрим несколько фотографий разных аланских карачаево-балкарских мавзолеев от 8 до 17 веков из Карачая и Балкарии. Мавзолеи "КЕШЕНЕ" строили и прямые предки карачаевцев-балкарцев- аланы. Здесь я даю фото из журнала с описанием на русском и английском. Первое изображение- царский мавзолей 12 века из долины реки Кяфар в районе Архыза, второе - мавзолей из Нижней Теберды датируется 8-11 веками.
Ниже фото "кешене" мавзолеев 17 века карачаевских князей Крымшамхаловых в с. Карт-Джурт.
Обратите внимание на архитектуру и стиль аланских (карачаевских) мавзолеев "кешене" с 8 по 17 века, совершенно очевидно, что сохраняется приемственность.
Конечно же аланские карачаевские каменные усыпальницы мавзолеи маленькие и простые по сравнению с великолепным Тадж Махалом. Просто в Алании-Карачае, в основном состоящем из свободных граждан узденей, не было такого большого человеческого ресурса как в Империи Великих Моголов. Аланские карачаево-балкарские мавзолеи ( кешене) на Кавказе и мавзолей Тадж Махал в Индии показывают идентичность обычая захоронения.
Вспомним, время строительства Тадж-Махал были 1630-1652 годы.Заказчиком, спонсором и идейным вдохновителем строительства Тадж-Махал выступил тюрок, потомок Тамерлана, император Империи Великих Моголов Шах-Джахан, причиной строительства стала красавица жена императора тюрчанка Мумтаз Махал, Главными архитекторами, дизайнерами были-Исмаил Афанди (Исмаил Хан) тюрок из Османской империи. Дизайнером главного здания, был Иса Мухаммад Эффенди тюрок из Персии, который около 900 лет находился под упрвалением тюркских династий. Иса Мухаммад Эффенди был главным создателем архитектурного образа памятника и являлся учеником другого тюркского выдающегося архитектора Мимар Синан , оставившего после себя много архитектурных шедевров.Таким образом, от идеи до претворения в жизнь Тадж Махал был полностью тюркским проектом.
Интересна не только историческая и культурная сторона этого памятника. Еще более интересна человеческая, любовная составляющая Тадж Махал. Тадж Махал построен в честь умершей при родах любимой жены. Тадж-Махал считают мечетью мавзолеем. Император также похоронен в Тадж Махале. Император Шах-Джахан напрягая силы огромной империи, вложил в это затратное и непосильное даже для империи строительство огромные суммы денег! Достаточно указать на одну лишь деталь на строительстве работало 22 тыс. рабочих!, площадка 120 х 100 метров находилась в болотистой местности, грунт которой заменили и подняли на 50 метров!
Подробности читаем на Википедия "Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились со Шри-Ланки, а карнеол из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор итд"
И вся империя работала чтобы увековечить любовь императора Шах-Джахана к своей красавице жене тюрчанке Мумтаз Махал! И увековечил же, создав шедевр на многие века !
Аланские карачаево-балкарские мавзолеи КЕШЕНЕ
Теперь вернемся на Кавказ. Строительство усыпальниц в скалах или мавзолеи из
камня развивались у разных народов на разных территориях независимо друг
от друга. Хотя я считаю, что Мавзолеи есть дальнейшее развитие древнейшей прото-скифской и скифской курганной археологической культуры. Мавзолеи (кешене) - тюркская средневековая строительная и погребальная культура, была распространена по всей Евразии в том числе в Алании (Карачае и Балкарии). Даже
непрофессиональным взглядом обнаруживаешь явные
связи и уподобления между аланскими каменными усыпальницами и Тадж
Махалом. Далее вместо длинных слов смотрим несколько фотографий разных аланских карачаево-балкарских мавзолеев от 8 до 17 веков из Карачая и Балкарии. Мавзолеи "КЕШЕНЕ" строили и прямые предки карачаевцев-балкарцев- аланы. Здесь я даю фото из журнала с описанием на русском и английском. Первое изображение- царский мавзолей 12 века из долины реки Кяфар в районе Архыза, второе - мавзолей из Нижней Теберды датируется 8-11 веками.
Мавзолеи 8-12 века из карачаевских Нижнего Архыза и Нижней Теберды |
Ниже фото "кешене" мавзолеев 17 века карачаевских князей Крымшамхаловых в с. Карт-Джурт.
Обратите внимание на архитектуру и стиль аланских (карачаевских) мавзолеев "кешене" с 8 по 17 века, совершенно очевидно, что сохраняется приемственность.
Конечно же аланские карачаевские каменные усыпальницы мавзолеи маленькие и простые по сравнению с великолепным Тадж Махалом. Просто в Алании-Карачае, в основном состоящем из свободных граждан узденей, не было такого большого человеческого ресурса как в Империи Великих Моголов. Аланские карачаево-балкарские мавзолеи ( кешене) на Кавказе и мавзолей Тадж Махал в Индии показывают идентичность обычая захоронения.
Добавлю современные фото древних карачаево-балкарских кешене....
Фото из энциклопедии Брокгауза- кладбище балкарского села Кунделен. Не сохранившиеся кешене и надмогильные камни- сынташи... Уничтожены временем и варварами в период высылки в 1943-1957г
Наш маленький Тадж Махал. Мавзолей с подобным сюжетом, построен в честь девушки Суичмез в Балкарии внезапно умершей в день своей свадьбы. Ориентировочно конец-начало 17-18века. |
Фото из энциклопедии Брокгауза- кладбище балкарского села Кунделен. Не сохранившиеся кешене и надмогильные камни- сынташи... Уничтожены временем и варварами в период высылки в 1943-1957г
Гунделенские древние памятники балкарского Кунделена. кешене (мавзолеи) и сынташи (надмогильные камни) |
P.S. В качестве посткриптума укажем, что от предков критиков "кочевого образа жизни тюрок" не осталось ничего подобного. Максимум что они умели строить это обмазывать стенку из плетённых ивовых прутьев коровьей лепешкой. Такие постройки живут 20-40 лет. Поэтому и архитектурных памятников после них не осталось.
А мы тут упомянули только об аланских карачаевских мавзолеях КЕШЕНЕ, построенных независимо и даже намного раньше, чем Тадж Махал. Аланские карачаевские КЕЩЕНЕ имеют с Тадж Махал как надземное сооружение над могилой свои духовные параллели и общий принцип возведения.
Мы даже не дошли до обсуждения тюркских аланских карачаевских крепостей, башен, церквей, мечетей, каменных дорог и т.д. и не стали сравнивать их с глиняными или другими временными постройками "критиков" аланской карачаевской истории и архитектуры.
На эту маленькую статейку вынудил меня один озабоченный кавказец, скорее всего платный провокатор, (не буду уточнять национальность), который постоянно на разных форумах провоцировал скандалы, оскорбляя по национальному признаку.
Простой вопрос "Когда и кем в исторических документах и летописях впервые упомянут ваш "великий и древний" народ под своим собственным именем?"- вызывал истерику. Но карачаевцы-балкарцы смотрят на свое прошлое без истерик и с достоинством, с осознанием того, что принадлежат к народу с древней и великой историей. Но пока малоизученной а иногда даже умышленно сокрытой или переписанной...
На эту маленькую статейку вынудил меня один озабоченный кавказец, скорее всего платный провокатор, (не буду уточнять национальность), который постоянно на разных форумах провоцировал скандалы, оскорбляя по национальному признаку.
Простой вопрос "Когда и кем в исторических документах и летописях впервые упомянут ваш "великий и древний" народ под своим собственным именем?"- вызывал истерику. Но карачаевцы-балкарцы смотрят на свое прошлое без истерик и с достоинством, с осознанием того, что принадлежат к народу с древней и великой историей. Но пока малоизученной а иногда даже умышленно сокрытой или переписанной...