воскресенье, 19 июля 2015 г.

Настоящие черкешенки в Карачае и Крыму

Настоящие черкешенки в Карачае и Крыму или 
фотография  татар-черкешенок в Карачае,
тюрко-черкесские топонимы Крыма 
рассказ татар-черкескерменки из Крыма
А.Салпагаров июль 2015г
Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Черкешенка" 
Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты,
Природы дикой красоты,
Степей глухих народ счастливый
И нравы тихой простоты!
Но там, где Терек протекает,
Черкешенку я увидал, 
Взор девы сердце приковал;
И мысль невольно улетает
Бродить средь милых, дальних скал.
Подтекст стихотворения М.Лермонтова указывает на черкешенку происходящую из района Терека и "степей народ счастливый"., т.е. на кумычку или ногайку.
В связи закреплением большевиками тюркского этнонима Черкес за частью адыгов в 1922г. и последующим искажением истории Кавказа в настоящее время многие по незнанию всю тюрко-черкесскую историю приписывают адыгам. Чтобы показать ошибочность притязаний адыгов на тюрко-черкесскую историю - хочу представить вам настоящих черкешенок на фото сделанном во второй половине 19 века в Большом Карачае и дать список тюрко-черкесских топонимов Крыма и рассказ женщины, чьи предки столетиями жили в Черкес-кермене в Крыму.
1.Результаты запроса "черкешенка" в Google

Поисковик Гугла по состоянию на 13.05.2015г. 
на запрос "черкешенка" выдает 70,3 тыс. результатов и все они об адыгах или подразумевают адыгов. 
Вот таково сильное старание наших соседей-адыгов и заблуждающихся не-адыгов по ошибочному приписыванию к адыгам  тюрко-черкесской истории.  
Но мы все же покажем 
фото в качестве одного факта из числа многих для опровержения  подобных заблуждений, где черкешенками названы тюрчанки Крыма и Кавказа -крымские татарки. 


2. О фотографе Д.И.Ермакове
Итак, ниже фотография черкешенок  в Карачае, выполненных знаменитым фотографом, этнографом 19 века  Ермаковым Дмитрий Ивановичем (1845—1916).
Вот краткая инфа об Ермакове из подробной французской Википедия. "Профессиональная деятельность Д. И. Ермакова как фотографа началась в Тифлисе в 1860-е годы. В 1870-е годы во время путешествия по Персии создал большое количество фотографий этнографического характера и получил звание «Фотографа его величества шаха Персидского». В его фотографиях отражены события русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Большое количество фотографий Д. И. Ермакова посвящено Тифлису, Кавказу, Турции, Персии. За свои работы Д. И. Ермаков был удостоен наград Французского фотографического общества (1874), Московской антропологической выставки (1878)." 
3. Фото настоящих черкешенок в Карачае

фотограф Дмитрий Ермаков, черкесы Крыма, черкесы Кавказа, тюрко-черкесы, адыго-черкесы, аул Карт-Джурт, Большой Карачай
Попробуем прочитать французский текст под фотографией...
ERMAKOV Dimitri, Types de Kouban:5287, tscherkesses, fille du Khadji Khan Sultan Khan Gueri; 3496 aoul de Fartjourtski, les Karatchais; 3495, aoul de Fartjourtski, depart aux travaux des champs, (3), Neret-Minet - Tessier, Paris...
На фото подписано
Types de Kouban- Кубанские типы,
tscherkesses- черкесы (черкешенки)
fille du Khadji Khan Sultan Khan Gueri- Хаджихан дочь Султанхан Гирея
aoul de Fartjourtski les Karatchais - аул Фартджуртски Карачая, опечатка на самом деле аул Карт-Джурт  Карачая, 
depart aux travaux des champs- выезд на природу на отдых
Neret-Minet - Tessier, Paris- название местности, возможно место печати фото.
Как видно фотограф Ермаков дочерей Султанхан Гирея называет черкешенками. А Гиреи, если кто не знает, это вовсе не адыги, а Гиреи это крымско-татарская тюркская династия правившая Крымским ханством более 400 лет (1441-1783). Все эти 400 лет Западный Кавказ в т.ч. Кубань принадлежала Гиреям. Султаны Гиреи жили на Кубани среди ногайцев и адыгов в большом почете и в большом числе. Жили со своими семьями, слугами, работниками, охранниками и имели близкородственные связи с аланами, асами (черкасами), куманами и сохраняли свое тюркское и особенно родовое сознание. Если черкесы были бы адыгами, Гиреи перед Ермаковым не назвались черкесами  или назвались бы адыгским словом Шэрджэс. Возможно кто-то скажет, что Гиреи жили среди адыгов-черкесов и потому назывались черкесами. Но это невозможно потому что не берет ханская семья имя подчинённого адыгского народа. И потому они назывались черкасами (черкасами) сами будучи тюрками и будучи смешаны с черкасами-аланами, жившими в большом количестве в Крыму и по всей Кубани.
Да к тому же они приехали на отдых не к адыгам, уже поселённых в 1840-1850г на Кубани и не в якобы "могущественную Кабарду", а проехали адыгские селения и не поленившись приехали в Карачай. Фотограф Ермаков также приехал в Карачай, проехав адыгов, чтобы сделать фотографии настоящего Кавказа- жителей Кубани. Ведь фотография то называется "Types de Kouban- т.е. Кубанские типы". А на Кубани на плодородной земле всегда жили тюрки (скифы, хунно-булгары, аланы, куманы, хазары, татары-ногайцы, их прямые потомки алан-булгар-карачаевцы). Адыгов на Кубани не было - они поселены тут в 1840-1850гг.
  • То, что на фото указаны Карт-Джурт и Карачай не случайная ошибка, а реальный факт- подтверждают нам другие фотографии Ермакова..
Ниже другая фотография Д.Ермакова семейства карачаевского князя Хаджи-Таусолтана Крымшамхалова. На обоих фото стена дома имеет одинаковые очертания и на земле лежит ковер одинакового орнамента, что дает нам основание утверждать что время и место съемок обоих фото совпадает.

фотограф Дмитрий Ермаков, черкесы Крыма, черкесы Кавказа, тюрко-черкесы, аул Карт-Джурт, Большой Карачай


























карачай, карачаевцы-аксакалы, старшины Карачая, князья Карачая
Также следующее знаменитое фото карачаевских аксакалов, они же представители княжеских и влиятельных родов Карачая, сделано снова там же.
Тут повторяется клетчатая подушка под внуком Таусолтана Крымшамхалова на предыдущем фото, а затем на этом фото под самим Таусолтаном. И плюс те же бревенчатые стены на всех фото...Сидят - слева направо: подпоручик Адрахман-Хаджи Боташев, поручик Абдырзак-Хаджи Крымшамхалов, Даулет-Гери-Хаджи Крымшамхалов, прапорщик Тау-Солтан-Хаджи Крымшамхалов; 
Стоят - слева направо: Юсуп Боташев, Алиса-Хаджи Узденов, прапорщик Аслан-Бек Крымшамхалов.
Снова первая фотка черкешенок в Карачае, но более лучшего качества, только без подписи авторства фото и указания изображенных на фото...
фотограф Дмитрий Ермаков, черкесы Крыма, черкесы Карачая, тюрко-черкесы Карачая, аул Карт-Джурт, Большой Карачай, карачеркесы






















4. О крымских тюрко-черкесах
Малоизвестно, но  Крыму жило много черкесов они же ас-аланы. Более того, мародерами от истории замалчивается что крымские черкесы были тюркоязычны. Данное утверждение легко подтверждается сохранившимися тюрко-черкесскими топонимами в Крыму.
На территории Крыма известны следующие черкес-топонимы
"...каньон Черкес-Кермен у современной Холмовки, 
источник Черкес-Чокрак там же, 
(Чокрак или Чокурак 1. морская раковина 2. чистый ( о воде, воздухе)
плато Черкес-Тюз и гора Черкез-Тау на Бельбеке,  (Тюз - равнина, Тау-гора)
Черкес-Даг и Черкез-Кош — третья по высоте вершина на Бабугане, 
долина Черкес-Хош, (Даг-гора, Кош- ферма, Хош - спокойный, довольный)
речка Черкес-Узень и балка Черкес-Дере выше Артека, (Узень-Ёзен - ущелье у карачаевцев, долина у балкарцев:, Дере, турк. - долина) 
посёлок -Черкез (с. Ветрянка) на севере Полуострова под поселком Раздольным, 
Черкес-Эли – село на реке Альма, (Эль- 1.народ, 2.страна)
Черкес-Тогай – село в районе Феодосии и (Тогай- 1. круг, 2.кольцо)
современное селение Черкес-Кир" (Кир- грязь)
Как видно в Крыму большое количество двухсловных  тюрко-черкесских топонимов в которых оба слова тюркские,Черкес-кермен, Черкес-тау, Черкес-тюз итд. 
Но в Крыму нет адыгских топонимов, не отметились адыго-черкесы там! Нет Адыгейска, нет Шэрджэса! Были одни тюрки-черкесы!
Своему читателю нампомню, что Адыги этноним Черкес произносят как Шэрджэс! 
Проживали бы адыги в Крыму остались бы топонимы в адыгском звучании "шэрджэс". В связи с отсутствием "шэрджэс и адыгэ" топонимов не будем перечислять многочисленных послов, путешественников, летописцев разных стран и столетий бывавших в Крыму но не отметивших там адыгский язык, сильно отличающийся от тюрко-татарского. Отметим один важный факт черкесы, circassi отмечаются на картах в течении столетий на юге Россиии, на Кавказе и в Крыму и их постоянно показывают как часть татар, а в 18 веке их показали также как и карачаевцев, назвав карачеркесами. ( см. самую точную карту 18 века)
На нижеследующем фото село Черкес-Кермен в Крыму в одноименном каньоне (ущелье) в Крыму в 1915г.
Крымско-татарское село Черкес кермен, черкесы- татары
Крымско-татарское село Черкес кермен в 1915г
В 1944г всех жителей Черкес-Кермена и других черкесских населённых пунктов вывезли в Среднюю Азию. Всех вывезли. Но вывезли тюркоязычных черкесов и алан в составе крымских татар. А вот адыгов в крымских черкесских селах обнаружено не было. Такие факты для адыгских фальсификаторов и прихватизаторов тюркской истории как иголка для надутого резинового шарика под названием "мы адыги и есть черкесы". Да часть адыгских племен называли черкесами, по имени властвующих над ними тюрко-черкесских князей. Но тюрко-черкесскую историю, тюрко-черкесскую топонимику, гидронимику, черкесов мамелюков и т.д. мы им не передавали. И не позволим спекулировать на этом. Пускай пишут об адыгской истории которая началась с 1921г.
Черкес кермен, черкесский язык, тюрки-черкесы, татаро-черкесы
Средневековые каменные ворота
 Черкес кермена в 1915г
А теперь напомню, что кроме тюрко-черкесских топонимов в Крыму существуют тюрко-аланские топонимы имеющие параллельные названия в Карачае и Балкарии, например населённые пункты Теберди в Бахчирсарайском районе (и в Карачае г.Теберда), есть город Гурзуф и его двойник Хурзук в Карачае, море Азов и местность Азау в Приэльбрусье. Кстати вышеупомянутый Черкес-Кермен находился в том же Бахчисарайском районе что и крымский Теберди. Крым и Кавказ,особенно Крым и Кубань были всегда едины еще со времен скифов, болгар и хазар в историческом, культурном и этническом плане. Почему я об этом пишу? Потому что провожу параллели между аланами Крыма и аланами Кубани.. А аланов всегда называли Асами.. А черкесы это Черик+Асы- ас-аланский народ. Вот почему карачаевцев в средние века называли кара черкасами. также Асами называли карачайбалкар осетины.
Поэтому неудивительно, что между Кубанью и Тереком показаны Карачеркесы-Карачаевцы, упоминаемые во многих источниках и картах. А на Дону и Волге жили шеркесы- казахи (теперь сместились к реке Урал), а в Крыму жили частично отатарившиеся, сменившие свое имя черкесы-аланы. Вот и получается огромный географический треугольник по точкам Крым-верховья Кубани, Дон-Волга, где проживали тюрки-черкесы. А в этом большом географическом треугольнике площадью  ок. 250-300 тыс.кв.км. затерялась небольшая горно-лесистая область на левобережье Кубани площадью ок.10-15 тыс.кв.км., которая была заселёна адыгами. И только часть из них управлялась черкесскими князьями-тюрками. 
Невозможно отыскать в том же Черкес Кермене или верховьях Кубани или на реке Урал адыгов. Но зато мы видим маниакальное стремление части адыгов присвоить тюрко-черкесскую историю, культуру, одежду и выдать все тюрко-черкесское за адыго-черкесское. Как можно татар-черкесов, казах-шеркесов, карачеркесов-карачаевцев представить адыгами?


5. Свидетельство дочери черкес-керменцев

Дадим слово уроженке Черкес Кермена Шефике Абдурахмановой


Адрес Шефики Абдурахмановой на ФейсБуке
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001619163221&fref=ufi&hc_location=ufi
Это ее комментарий под фотографией Черкес-Кермена в фотоальбоме Низами Ибрагимова
(https://www.facebook.com/photo.php?fbid=753787341359505&set=a.345107995560777.90033.100001847379188&type=1&hc_location=ufi)



6. Свидетельство Иосафата Барбаро
Иософат Барбаро (ит. Giosafat Barbaro, 1413-1494) описывает алан в Крыму как многочисленное население. (http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Barbaro/frametext.htm )
Иосафат Барбаро прожив в Азове 16 лет в совершенстве знал тюркский, по некоторым сведениям знал он и монгольский, поэтому он выделил язык германцев-готов из тюркского языка жителей Крыма и Азова, но не выделил из тюркских языков-диалектов ни аланский (асский), ни куманский, ни татарский, ни хазарский, ни черкесский. Наоборот описал все народы и страны как тюркские части ТАТАРИИ (Золотой Орды). Другими словами он не видел и не слышал об адыгах или иронцах-аланах. 
Постоянную основу населения Крыма всегда составляли АЛАНЫ. На аланской основе базируется близость крымско-татарского и карачайбалкарского языков, повторяемость топонимов (Теберди, Гурзуф-Хурзук, Азау-Азов итд), обилие топонима Черкес от имени аланского народа Черк+Ас. Ибо Асы и Аланы по мнению многих летописцев, в т.ч. того же Иосафата Барбаро один и тот же народ. Асами карачайбалкар называют осетины, Аланами карачайбалкар называли мингрелы, также алан собственное самоназвание карачайбалкар.


7. Видеорассказ о Черкес-Кермене. 
На видео много разной информации. Но автор-журналист из-за советской фальсификации с присвоением имени "черкес" адыгам не решается напрямую привязать черкесов к аланам (карачаевцам), но в то же время ясно указывает, что и в 16 веке в селе жили тюрки-христиане (половцы они же куманы они же аланы согласно Иосафата Барбаро, описавшего жителей Крыма в 1438г). Автор видеорассказа указывает на наличие большого числа "черкес" топонимов в Крыму. Еще на видео я обратил внимание на выдолбленные в скалах ящики. Подобных  ящиков выдолбленых в скалах, использовавшихся для захоронений много в Карачае. Это есть аланские могилы. Об упоминаемых в видео и Шефикой Абудромановой готов-германцев, более подробно писал Иосафат Барбаро, указывая на то что аланы и готы смешались меж собой и стали готаланами! Скорее всего они и есть изначальное население села. А черкасы одно из алано-булгарских народов и есть аланский народ средневековья.

http://www.youtube.com/watch?v=dCqwqdjCZAA&index=8&list=UUlJ70kIu8-80cTKtbS_ts1A
 

8. Выводы
1. Фотограф Дмитрий Ермаков называет семью Гиреев- черкешенками и делает их фото в Карачае.
2. В Крыму большое количество тюрко-черкесских топонимов оставшихся от тюрко-черкасов (черкесов)
3. Шефика Абрудахманова, у которой "дед, прадед, пра-пра-пра-деды жили в Черкес-кермене в Крыму.. никаких адыгов в Черкес кермене и в помине не было"
4. Существуют одинаковые топонимы в Крыму и в Карачае (Балкарии)
5. Карачайбалкарский и крымско-татарский и кумыкский языки по сути своей являются диалектами одного языка- настолько они близки и взаимопонятны. Потому что основу этих трех народов составлял один Ас-Аланский народ в т.ч. Черик Асский (черкасский) народ...
9. Использованные источники
1. исторические фото  Дмитрия Ермакова 1877-1878
2. свидетельство крымской татарки (черкешенки)  Шефики Абдурахмановой 
её адрес на ФейсБуке  https://www.facebook.com/profile.php?id=100001619163221&fref=ufi&hc_location=ufi 

3. http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Barbaro/frametext.htm 
4. географические карты Крыма и Карачая


 Дополнительно 

о карачай-черкес топонимах и гидронимах  в Турции  "Карачаево-Черкесия в Турции"

Карачаевская карачеркасская овчарка в Европе (кстати у карачайбалкар (карачеркесов) и жителей Крыма, вероятно у потомков алан была одинаковая охотничья овчарка)
Исторические карты 17 века показывающие расселения карачайбалкар (карачеркесов и алан)  в центре Кавказа на месте нынешних КЧР, КБР и Пятигорья