пятница, 14 декабря 2018 г.

Тюрки-кабардинцы в 1-й русской энциклопедии и других документах

I.О тюрках-кабардинцах в энциклопедии Брокгауза и др.документах 
II.О тюркском черкесско-кабардинском роде Бековиче-Черкасском и др. 

Ахмад Салпагаров ноябрь 2018

князья черкасские
Фёдор Николаевич, он же 
Тембот Джанхотович
Бекович-Черкасский, 1870-1953гг.
в молодом и пожилом возрасте,
см. инфу о нем во II главе
 1.Предисловие
В Российской Федерации почти 100 лет существует автономия Кабардино-Балкария. Все привыкли считать, что кабардинцы являются адыгским нетюркским народом вместе с тюркским балкарским народом образовавшие автономию КБР. Однако в отрытых источниках присутствует большое количество фактов, свидетельствующих о тюрках-кабардинцах игнорируемых современными адыгскими фальсификаторами истории. Некоторые из них мы здесь перечислим. 

Но прежде уточним где находятся  фальсификаторы тюрко-кабардинской истории. В 1926г. был образован научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Правительстве Кабардино-Балкарской авторномной области. В 2007г. институт изменил название и стал называться Институт Гуманитарных исследований. В настоящее время в институте трудится 101 научных сотрудников в т.ч.19 докторов наук и 49 кандидатов наук. (см.сайт института). Более 90 лет историки и ученые КБР игнорируют и скрывают от народов КБР многочисленные факты о тюрках-кабардинцах. Более того они тюрко-кабардинскую знать адыгов старательно переписывают в адыгов. 
До 1991г. вся историческая наука КБР, да и вообще по всей стране, была сильно политизирована и за отход от установленных официальных догм как минимум уволили бы с работы. Но с падением коммунистической власти цензура в исторической науке КБР ушла в небытие. За прошедшие 30 лет хотя бы один ученый из сотен научных работников должен был рассказать народу КБР о тюрках-кабардинцах. Но, увы, в КБР не появился честный историк, который не то, чтобы провел какую-то изыскательскую или архивную работу о тюрках-кабардинцах,а хотя бы процитировал публичные исторические свидетельства о тюрках-кабардинцах из русской энциклопедии Брокгауза! 
Но увы за 30 лет в КБР не появился честный историк, который устыдился бы своих братьев и сестер и рассказал бы им о тюрках-кабардинцах. Зато адыгские историки особой одаренности с обратным знаком выпустили целую книгу "Вымысел и истина" из 16 статей о якобы фальсификаторной деятельности карачаево-балкарских историков. 
Я, Ахмад Салпагаров в этой статье, сделаю то, что не сделали за 92 года сотни историков и ученых Кабардино-Балкарии, представлю вам исторические факты о тюрках-кабардинцах. При том, что я за свои труды денег и званий не получаю и потому никому не обязан. Но они сотрудники Гуманитарного института должны народу КБР. Они должны народу КБР преподносить правдивую историю, если не по нравственным соображениям,то хотя бы по причине того, что получают зарплату, премии, кабинеты, транспорт и прочее из бюджета республики, то есть за счет народа.   

Анонс части фактов в нашей статье: 
1. В 1613г (1643) теркский воевода М. И. Володарский в своем донесении упомянул, что население Пятигорской Кабарды состоит из карачаевских черкас "И в Кабарде де, государь, под Пяти Горами взяли их карачаевские черкасы,.."
2. В двух статьях энциклопедии Брокгауза 1897г. упоминаются тюрки-кабардинцы. В первой статье "Балкария", балкары названы кабардинским племенем. Во второй статье "Тюрко-татары", написанной лучшим этнографом Российской империи Л. Я. Штернберг, впоследствии ставшим академиком Академии наук СССР "горные кабардинцы" и "кабардинцы долин" отнесены к тюрко-татарам. Под именем 
"горные кабардинцы" понимаются современные балкарцы, под именем "кабардинцы долин" понимаются современные адыго-кабардинцы. Однако в конце 19 века "кабардинцы долин" состояли из двух групп, первая группа это тюрко-кабардинская аристократия, из-за чего Л.Я. Штернберг отнес кабардинцев в число тюрко-татар, и вторая группа это адыго-кабардинское крестьянство.
3. Известный историк Н.А. Аристов в журнале "Живая старина" Русского Географического общества в 1896г. под редакцией известного историка В.И. Ламанского упоминает тюрок-кабардинцевКабары-кабардинцы согласно Аристова были тюркской аристократией среди адыгов и дали название современному адыго-кабардинскому народу.
4. Кабардино-Балкарский НИИ национальной культуры в 1936г. установил, что несмотря на то, что большевистская пропаганда в течении 15 лет в школах, газетах, учреждениях мощно внушала, что адыги КБР есть кабардинцы, сами адыги КБР продолжали считать, что "Кабарда, кабардинский" оставались понятием географическим, а не названием народа или языка. И себя они называли "адыге", а свой язык только "адыгским". 
Тюркский топоним «Кабарда-Кабарты» происходит от названия хазарского племени кабар. Для обозначения слов "Кабарда, кабардинец, кабардинка" адыги КБР используют искаженное "къэбэрдей". Несмотря на 100 лет большевистской кабардинизации адыгов в КБР, современные адыги КБР учебники родного "кабардинского" до сих пор называют "адыгэбзэ- адыгский язык". 
5. 97% адыгов ЧАО в переписи 1939г. назвались адыгейцами и только 444 чел.записались кабардинцами. Хотя ранее, они 12314 чел. в переписи 1926г. были обозначены как кабардинцы, да и в 19 в. назывались "беглыми кабардинцами". То есть из 12,3 тыс.чел. Черкесской автономной области только 444 чел.назвались кабардинцами, а остальные 11,9 тыс. чел отказались называться кабардинцами и отказались называться черкесами, записавшись адыгейцами. 
6. В Ведомостях аулов Малой Кабарды в середине 19 веке насчитывалась большая доля тюрко-кабардинских семей. А число неадыгских семей была больше числа адыгских семей. А сама Малая Кабарда управлялась тюркскими князьями Бековичами-Черкасскими и Ахловыми со своими узденями. 

Для объективного и честного историка 
одного из шести перечисленных фактов было бы достаточно, чтобы писать о тюрко-кабардинской истории или хотя бы о главной тюркской составляющей кабардинской истории. Хотя бы одного факта о тюрко-кабардинской знати было бы достаточно, чтобы кабардинскую лошадь этой знати не считать адыгской или перестать представлять карачаевского кабардинца Килара Хаширова адыгом или не представлять ложно адыгами тюрко-кабардинских князей и так далее. 
Далее, я представлю тринадцать исторических фактов о тюрках-кабардинцах. Хотя и число тринадцать далеко не предел.

Глава I. О тюрках-кабардинцах  в энциклопедии Брокгауза и Ефрона и в других документах.

1. В большой энциклопедической статье Тюрко-татары,в разделе о кавказской группе тюрко-татар, кабардинцы причислены к тюркам, цитата: 
"...В) кавказская группа , составившаяся из самых различных элементов: древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами. Их делят на следующие группы. 1) Татары-горцы или горные кабардинцы, в отличие от просто кабардинцев, жителей долин, перемешанных с черкесами. Первых (по Вырубову, 1890 г.) — 16667 душ, вторых — 51955. Занимаются скотоводством; одеваются по-кавказски (черкеска, папаха). Они выше среднего роста (1,67 - горцы, 1,65 - кабардинцы)...[1] Если количество перевести в проценты, то "горных кабардинцев" т.е.балкарцев ок. 25% и "кабардинцы жители долин" 75%, состоящих из адыго-кабардинcких крестьян и тюрко-кабардинской знати. (см. ниже п.4 Ведомость аулов Малой Кабарды)Статья подписана инициалами Л. Ш-г, под которыми скрыт первый этнограф Императорской академии России Лев Яковлевич Штернберг (1861-1927гг). [2]
А в советское время Л.Штернберг стал еще и член-корреспондентом Академии наук СССР. Попутно заметим, что автором другой энциклопедической статьи "Кавказский край", в котором кабардинцы отнесены к адыгам, является князь В.И. Масальский (1859-1932г) по профессии ботаник и агроном.  
Итак, в первой русской энциклопедии Брокгауза-Ефрона профессиональный этнограф, член двух академий наук Лев Штернберг отнес кабардинцев к тюркам-татарам, а ботаник и агроном В.И. Масальский отнес кабардинцев к адыгам. [3]  
И пусть мой читатель честно ответит кому он больше доверяет, этнографу-академику, включившему кабардинцев в состав тюрок или ботанику-агроному, включившему кабардинцев в состав адыгов. 

2. В статье  "Балкарияэнциклопедии Брокгауза и Ефрона 
том IIA, 1891год народ балкары названы кабардинским племенем, цитата: 
"дикая горная страна в верховьях Черека, на северном склоне кавказских гор. Населена народом Балкары, кабардинского племени, покоренным русскими в 1882 году. Балкария представляет собой высокую котловину в центральном Кавказе, окруженную со всех сторон зубчатыми бесплодными скалами, с каменистой и скалистой почвой, с сухим и холодным климатом, мало удобную для поселения. Кроме незначительного хлебопашества и скотоводства в этом каменном царстве человек ничем не может заниматься, и в этой горной дикой местности поселились бедняки кабардинского племени.[4]
История не располагает фактами подчинения Балкарии (Черекского ущелья) кабардинским или адыгским князьям, если адыгские князья вообще были. Потому мы не можем сказать, что кабардинское имя перенесли на балкарцев Черека из-за их зависимости от кабардинских князей. Даже Шора Ногмов, нафантазировавший о подчинённости тюрко-кабардинским князьям всех соседних народов, в отношении балкарского народа Черека, ясно указывал на его независимость. Мы можем сказать, что сами балкарские князья Джанхотовы были ветвью кабардинских князьей.
Только этих двух энциклопедических статей показывающих кабардинцев тюрками было бы достаточно для постоянного упоминания о тюрко-кабардинцах при описании адыгской истории, если конечно, автор будет честен.

3. Известный русский историк и этнограф конца 19 веке Н.А. Аристов в большом исследовании "Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности" недвусмысленно указывал на тюркское происхождение кабаров-кабардинцев, цитата:  "Имя кабаров, хазарского племени…имя этих кабаров удержалась в названии местности Кабарды и в имени [кабардинцы] той части аборигенов западного Кавказа, которая получила от тюрков свою аристократию [княжеские фамилии], некоторые обычаи и склонности, а также много тюркских слов в свое наречие. Можно подозревать, что и самое имя черкесов принесено к подножиям Кавказа союзом тюркских родов того же имени, в состав которого входило кабар, кобый и коюсь: в числе делений рода малой орды черкес или серкеш..." [5]

Обращаем внимание своего читателя, что книга Н.А.Аристова впервые была напечатана в журнале "Живая старина" под редакцией другого известного русского историка и этнографа В.И.Ламанского. 
Таким образом, три ведущих русских профессиональных историка и этнографа конца 19 века Л.Я.Штернберг, Н.А.Аристов, В.И.Ламанский указали что кабардинцы есть тюрки. Фальсификаторы российской кавказской истории НЕ цитируют этих троих ведущих русских ученых, авторов многих исторических статей и книг, а с целью переписывания тюрко-кабардинской истории в адыго-кабардинскую, цитируя удобных им поверхностных путешественников или журналистов, произвольно толкуют их упоминания кабардинцев как упоминание адыго-кабардинцев.
(см.фотоскан № 1 в прил.)
4. Теперь посмотрим "Ведомость аулов Малой Кабарды на земле князей Бековичей-Черкасских" из книги Н.Г. Волковой "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX века" написанной ею на основе архивов 19в. Она дает ясную картину полиэтничности Малой Кабарды при ведущем кумыкском компоненте и подкрепляет энциклопедические статьи и статью Н.А. Аристова о тюрках-кабардинцах .
Из ведомости видно, что на землях  кумыкского-черкесского князя Бекович- Черкасского находились 13 небольших малокабардинскиских аулов c общим числом дворов (т.е. семей)  479, а также кумыкские, ногайский (Ахлова), чеченский и ингушский аулы. В аулах Бековича-Черкасского было 464 дворов, в т.ч. 214 кумыкских дворов (семей),что сопоставимо с общим числом 479 дворов всех других малокабардинских аулов. Также в Малой Кабарде в середине 19 века был аул ногайского малокабардинского князя Ахлова с более чем 125 дворовчеченский аул Псыдах-204 дворов, ингушский аул Кескем-217 дворов. Итого без таусолтановских аулов- 1489 дворов. Термин 19 века "двор" равнозначен современному понятию -семья. [6]
Вероятнее всего, кумыкско-ногайские уздени и были владельцами малых малокабардинских аулов, обозначенных отдельной строкой. Но и без выяснения этнического происхождения владельцев малокабардинских аулов, из ведомости видно,что Малая Кабарда была полиэтнической областью при ведущей роли кумыкского кабардинского князя Бековича-Черкасского и его кумыкских узденей. Исходя из этой ведомости вернее было бы назвать Малую Кабарду тюркской (кумыкско-ногайской) областью, а не адыгской. Подробнее о тюркском княжеском роде Бекович-Черкасских см. во II главе. 

5. Полиэтничность кабардинцев подкрепляется фактом, который установил Кабардино-Балкарский НИИ национальной культуры в 1936г. о том, что "Кабарда","кабардинский" в языке кабардинцев-понятие географическое, а не название народа или языка. Издавна кабардинцы называют себя "адыге", а свой язык только адыгским."

Таким образом, ещё совсем недавно, в 1936г, через 40 лет после статей Л.Штейнберга и Н.Аристова о тюрках-кабардинцах, прожив 15 лет в новообразованной Кабардино-Балкарской автономии, адыги не считали себя этническими кабардинцами, а считали и называли себя-адыгэ. Вы поняли последнее предложение? Адыги Кабардино-Балкарской автономии находясь 15 лет, с 1921 по 1936г, под мощным давлением государственной, большевистской, комсомольской пропаганды и школьного образования внушающим им, что адыги есть кабардинцы, не поддались этому внушению и не посчитали себя кабардинцами, предпочитая этноним адыгэ, признавая имя кабардинец лишь географическим понятием, наподобие кавказец, нальчанин. [7]
Кабардинский фольклор [Текст] / Общ. ред. Г. И. Бройдо ; Вступ. статья, комментарии и словарь М. Е. Талпа ; Ред. Ю. М. Соколова, Кабардино-Балкар. науч. -иссл. ин-т нац. культуры. Москва ; Ленинград : Academia, 1936

учебник кабардинского яз.
 для 8 класса
Факт установленный Кабардино-Балкарский НИИ национальной культуры в 1936г., что для адыгов Кабардино-Балкарии: "Кабарда, кабардинский" оставались понятием географическим, а не названием народа или языка. И себя они называли "адыге", а свой язык только "адыгским" находит подтверждение и в современной жизни адыгов Кабардино-Балкарской Республики. Учебники кабардинского языка для общеобразовательной школы КБР через 100 лет после образования КБР называется "адыгэбзэ", то есть "адыгский язык". 100 лет насильственной кабардинизации адыгов КБР - не смогли полностью превратить их в кабардинцев. Потому что как засвидетельствовали три ведущих  русских профессиональных историка и этнографа конца 19 века Л.Я.Штернберг, Н.А.Аристов, В.И.Ламанский кабардинцы были тюркским народом. А вообще, в адыгском языке тюркский топоним "Кабарда" и производное от него тюркский этноним "кабардинец" обозначаются искаженным, никому неизвестным словом "къэбэрдэй".  Смотри обложку учебника кабардинского языка для 2 класса издания 2012года, утвержденный Министерством образования КБР.
 


Подробнее: http://cyclowiki.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8B&oldid=687367

6. Перепись 1939г в Черкесской автономной области, (сокращенно ЧАО) показала, что в ЧАО проживает 16010 адыгейцев и 444 кабардинца. [8]
Однако в предыдущей переписи 1926г. в новообразованном Черкесском национальном округе (ЧНО) были зафиксированы 2655 черкеса и 12314 кабардинца. [9] 
В 19 веке под именем "беглые кабардинцы" царские чиновники обозначали переселенцев из Кумско-Терского междуречья на Кубань и Карачай. Они же царские чиновники под именем "черкесы" или "черкесы-бесленейцы" обозначали адыгское племя на реке Лаба подвластное потомкам ногайско-черкесского князя Бий-Аслана (Беслен по-адыгски). Потомки Бий-Аслана сохранились среди адыгов как дворянское сословие "беслен-уорк", где адыгское "уорк" происходит древнетюркского карачаевского "урук-сын".  
Как видно, большевики  в переписи 1926г. в Черкесском Национальном Округе (ЧНО) зафиксировали адыгов под старыми царскими названиями 19 века как  "черкесы и кабардинцы". Однако, в 1939г., через 18 лет жизни в новообразованной Черкесской автономии у адыгов появилась возможность идентифицировать себя этнонимами адыгеец или кабардинец или черкес. 
И абсолютное большинство адыгов записанных в 1926г кабардинцами, а именно ок. 97% из 12314 чел, в 1939г. записались адыгейцами и только 444 чел. из них записались кабардинцами [8].Также и бывшие бесленей-черкесы, вероятно после сталинских репрессий избавившихся от остатков тюрко-черкесской знати, записались родным адыгским именем адыгейцы. 
97% адыгов, обозначенных как "кабардинцы" в переписи 1926г. при первой же возможности отказались от царского обозначения "кабардинцы" и идентифицировали в 1939году себя родным именем "адыгейцы" . Точно также, 100% адыгов, обозначенных как "черкесы" в переписи 1926г. при первой же возможности отказались от царского чужого обозначения "черкесы" и идентифицировали в 1939году себя родным именем "адыгейцы". Об оставшихся 3% или 444 кабардинцах можно уверенно предположить что они и есть настоящие тюрко-кабардинцы, сохранившиеся после красного террора 1917-1937гг. 
Отказ адыгов ЧАО от тюркских этнонимов "черкес и кабардинец" случился после 18 лет черкесизации адыгов. При этом, для черкесизации адыгов 18 лет во всю мощь использовались государственные, партийные, комсомольские  пропагандисткие инструменты: книги, учебники, газеты, библиотеки, собрания, сходы, школьные уроки итд.
Приведённые цифры переписей 1926-1939 годов красноречиво свидетельствуют о чуждости для адыгов тюркских этнонимов "черкес и кабардинец".Самоидентификация адыгов Черкесской автономной области адыгейцами показывают, что ещё в середине 20 века, во временя наших дедов, адыги не признавали себя ни черкесами, ни кабардинцами. 
Два последних факта, показывающие нежелание адыгов КЧР и КБР называться кабардинцами в сочетании с статьями Л.Штейнберга и Н.Аристова о тюрках-кабардинцах дают основание говорить о большевистском назначении адыгов КБР кабардинцами.

7. Теперь же в одном пункте дадим сразу четыре ссылки укрепляющие и объясняющие причины статей русских историков и этнографов о тюрках кабардинцах и нежелании адыгов КБР и КЧР в 1930годах называться кабардинцами. 
7.1."Кабардинские князья сверх того имеют особенное наречие, между князьями только употребляемое" [10] 
Эта цитата от С.Броневского, много лет проработавшего в начале 19 века в штабах кавказских наместников П.Д.Цицианова и И.В.Гудовича. И поэтому хорошо зная кабардинских князей по своей работе, С.Броневский свидетельствует об "особом наречии", в котором исходя из множества фактов в нашей статье легко угадывается тюркский язык, которым кабардинские князья, пользовались при общении меж собой.
7.2. "Кабарда, Верхняя и Нижняя, лежит позади Сулака в конце Кавказских гор и Астраханской степи и населена черкесскими татарами. Они вольные люди, однако держатся российской стороны и почитаются некоторым образом за подданных. Хана или владетеля не имеют, но между ними находится много так называемых князей, которые только своими людьми распоряжаться могут. Они считают себя все равными и, если нужно что-нибудь учредить, советуются вместе...Барагун лежит в Нижней Кабарде и управляется одной знатной овдовевшей княгиней. Она часто бывает в Сулаке. В двух верстах от крепости Святой Крест находилось татарское предместье, называемое Ахочтская слобода; оно обнесено валом и рвами, и живут в нем черкасские и кабардинские татары, над которыми начальствовал полковник Эльмурза Бекович." [11]
7.3. Польский писатель,путешественник и археолог Ян Потоцкий (1761-1815) писал «Кабардинцы – выходцы из хазарского племени кабаров, кабарты стали предками князей Кабарды» 
7.4. В книге Очерки политической истории Северного Кавказа в 16-20вв., Нальчик 2007г. стр.51 приведена цитата из "Записок о жителях Кавказа", составленным полковником русской армии, кабардинским князем Исмаилом Атажукиным: "Кабардинцы же  и прочие с ними живущие, и именно древнего происхождения и отделившиеся от Мамая, Касаево поколения татары... Отметим одной веры (мусульманской) и одного языка татарского было только высшее сословие кабардинцев и абазин, народы же эти были еще в язычестве, и языки имели разные-адыгский и абазинский" [12]  Исмаил Атажукин, живший на стыке 18-19 веков (1750—1811) как раз и есть представитель "высшего татарского сословия кабардинцев", настоящий кабардинец, ибо род Атажукиных были одним из главных княжеских родов Большой Кабарды.
 
Очерки политической истории Северного Кавказа в 16-20вв.,
Нальчик 2007г. стр.51
8.Еще один объективный и интересный факт в копилку о тюрках-кабардинцах, разрушающий многие современные фальсификации. В русско-кабардино-черкесском словаре составленном пятью лучшими адыго-кабардинскими филологами, писателями, поэтами в течении семи лет, с 1946 по 1953гг  нет собственных адыго-кабардинских обозначений для грузин и осетин, нет собственного обозначения понятию Родина. А русское слово Враг переведено как Бий, которое в карачаево-балкарском, ногайском, кумыкском языках означает КнязьВ упомянутом словаре русское слово грузин на адыго-кабардинский (адыго-черкесский) переведено как грузин, грузинка-  грузинкэ, осетин- осетин, осетинка- осетинкэ. Русское слово Родина переведено на адыго-кабардинский как русское слово-Родинэ! [13]
Русские названия соседей и Родины в адыго-кабардинском языке предполагают, что адыго-кабардинцы прожив на центрально-восточном Кавказе ок. 200-250 лет, часто меняя местожительство, не имели собственного слова родина, так как не имели суверенной адыгской земли, не имели отношений с грузинами и осетинами и познакомились с ними посредством русских. Почему? Предлагаю свой ответ. Потому что отношения с соседними народами имела тюркская знать, тюрко-кабардинские князья и уздени, а не подвластные им адыго-кабардинцы. Другого объяснения адыгским словам из словаря найти невозможно. Кстати, это не единственный словарь с русскими обозначениями соседних народов в адыгском словаре. Через тридцать лет, в 1984г.,  адыго-черкесом Г.Братовым составляется терминологический адыгский словарь в Черкесске, в котором перевод русских этнонимов грузин и осетин немного адыгэизировано и переведено как "грузинхэр" и "осетинхэр". [14]

9. И наконец, 
упомянем Верховного князя Кабарды и последнего Вали Кабарды, впоследствии первого председателя Кабардинского суда, полковника царской армии тюрко-кабардинского князя Кучука Джанхотова. 
Согласно изысканиям историка Хадиса Тетуева Верховный князь Кабарды Кучук Джанхотов был балкарским князем из Черекского ущелья. Кучук Джанхотов руководил Кабардой с 1809 по 1830г. сыновья его погибли не оставив наследников. Но в Черекском ущелье сохранилась линия идущая от Темрюка Джанхотова родного брата Кучука Джанхотова.  
Результаты исследований Х.Тетуева обьясняют почему в энциклопедии Брокгауза балкарцы Черекского ущелья в статье "Балкария" названы кабардинским племенем и почему равнинные и горные кабардинцы в статье "Тюрко-татары" энциклопедии включены в состав тюрко-татар [15].  
Объяснение на поверхности. Верховным князем Кабарды, потом Вали Кабарды, потом председателем Кабардинского суда Кабарды в 1809-18030 годах был кабардинский балкарский князь Кучук Джанхотов. Поэтому полковник Швецов в своем "Описании Кабарды 1827г" балкарцев назвал кабардинским народом, а в энциклопедии Брокгауза том IIA, 1891год, балкарцы названы кабардинским племенем. 
Косвенным подтверждением изысканий Хадиса Тетуева, является утверждение адыгских историков о близком родстве тюркских княжеских родов Джанхотовых и Бековичей-Черкасских. А тюрко-кабардинский княжеский род Бекович-Черкасский несколько веков правил Малой Кабардой и разными авторами упомянуты как ногайский или кумыкский род. (см. ниже главу II).

9.1. Упоминаемые в сносках Ведомости аулов Малой Кабарды таусултановские аулы (кабаки) или Таусултанова Кабарда после включения в состав России была разделена между Большой и Малой Кабардой и составляли в Малой Кабарде ок. 1/3 - 1/4 от всех малокабардинских аулов (дворов). (см .выше п.4.). Ксаверио Главани врач крымского хана, человек информированный,  подробно описавший крымско-татарскую Черкесию, "Таусултан кабак" не включая в Большую и Малую Кабарду, выделял в отдельный крымско-татарский бейлик.
    Таусултан по-карачаевски-ногайски означает горский султан и учитывая, что адыги словом къущхьэ- горец называют карачаевцев-балкарцев, которые сами себя обозначают также таулу-горец, естественно предположить что Таусолтанова Кабарда имела своей знатью карачаево-балкарских князей и узденей, например Боташевы, Абаевы, Суншевы и т.д. Поэтому неудивительно, что балкарцы в статье Балкария энциклопедии Брокгауза названы кабардинским племенем. 
    Более того в сословных документах о кабардинском народе нередко встречается титул "горский князь"- при том,что кабардинцы были многовековые жители степного кумско-терского междуречья. А также, пока без ссылок укажу, карту выставлю позже, что даже в конце 19 века выпускались русские карты с указанием "карачаевцы" на равнинной территории нынешней КБР. Такая вот история, география, лингвистика пресекает адыгские переписывания Таусолтановские аулы в чисто адыгские. 
    Дополнительно советую посмотреть самую точную карту 18 века на котором равнинная часть современной Кабардино-Балкарии севернее Осетии, Таусолтановские кабаки, включалась в страну Карачай (Балкария) под французским обозначением "Caracioles ou Circasses noirs - страна карачаевцев или черных черкасов"

10.
Фотоскан из статьи Начальника Кабарды
И.В. Швецова "Описание Кабарды 1827г"
с перечислением татар: балкарских,
холамских, безенгиевских, чегемских
как представителей кабардинского народа,
без упоминания адыгов

Начальник Кабарды полковник И.В.Швецов, два года управлявший Кабардой, встречавшийся за это время с сотнями кабардинцев, в своем "Описании Кабарды 1827г. не упомянул адыгов, не назвал ни одного адыгского селения, но пять раз назвал нынешних балкарцев, как часть кабардинского народа и населения Кабарды,  обозначив их татарами по пяти районам расселения!  Более того, начальник Кабарды полковник Швецов в своём "Описании Кабарды 1827г" две страницы из семи (48-49) посвятил карачаевцам, но ни разу не упомянул адыгов. [16]

11. Первое указание на этническое происхождение пятигорских черкас, на этническое происхождение населения Пятигорской Кабарды появилось в русских источниках в 1613г. или в 1643г. Пятигорские черкасы Кабарды были названы "карачаевскими черкасами"
(Прим.от А.С., отписка воеводы расположено в фонде 1643г., но в самой отписке указана дата 1613г.)
В "Отписке терского воеводы М. И. Волынского в Посольский приказ о приведении к шерти Казыевой Кабарды" записано: "...Да с ними ж, государь, с Ондреем с товарыщи приехали ис Кабарды терской служилой юртовской татарин Тлевова табуна Тугагаева Чховайко да Муцал-мурзы Черкаского татаровя 2 человека, которых мы, холопи твои, посылали в Кабарду в провожатых с новокрещеном с Петрункою-Ондреевым. А в роспросе нам, холопем твоим, сказали, что де их на дороге на Куме реке на Можарском городище погромили донские казаки, лошедей отогнали и их всех побили, а новокрещена Петрунку взяли в полон жива и повезли с собою, а он де, Чю/л. 324/вайко, сам третей с того бою у них ушол в лес; и шли до Кабарды по Куме реке ночьми. И в Кабарде де, государь, под Пяти Горами взяли их карачаевские черкасы, а у тех де карачаевских черкас взял их Алегук-мурза Шагануков к себе в кабаки и держал у себя. И как де, государь, приехали с Терка к Алегуке и к Ходождуке мурзам в кабаки сын боярской Ондрей Сенин да толмач Гришка Ортемьев, и он де, Алегука-мурза, с ними их отпустил на Терек...." [17]

12. 

Краткие выводы.
1. В двух статьях энциклопедии Брокгауза 1897г. упоминаются тюрки-кабардинцы. В первой статье "Балкария", балкары названы кабардинским племенем. Во второй статье "Тюрко-татары", написанной лучшим этнографом Российской империи Л. Я. Штернберг, впоследствии академиком Академии наук СССР современные балкарцы названы "горными кабардинцами", а адыго-кабардинцы названы "кабардинцами долин" и оба типа кабардинцев отнесены к тюрко-татарам.
2. Известный историк Н.А. Аристов в журнале "Живая старина" Русского Географического общества в 1896г. под редакцией известного историка В.И. Ламанского упоминает тюрок-кабардинцевКабары-кабардинцы согласно Аристова были тюркской аристократией среди адыгов и дали название современному адыго-кабардинскому народу.
3. Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт национальной культуры в 1936г. установил, что несмотря на то, что большевистская пропаганда в течении 15 лет в школах, газетах, учреждениях мощно внушала, что адыги КБР есть кабардинцы, сами адыги КБР продолжали считать,что "Кабарда, кабардинский" оставались  понятием географическим, а не названием народа или языка. И себя они называли "адыге", а свой язык только "адыгским" 
4. 97% адыгов ЧАО в переписи 1939г. назвались адыгейцами и только 444 чел.записались кабардинцами.Ранее, они 12314 чел. в переписи 1926г. были обозначены как кабардинцы, а в 19 в. назывались "беглыми кабардинцами".
5. В Ведомостях аулов Малой Кабарды в 19 веке насчитывалась большая доля тюрко-кабардинских семей. И сама Малая Кабарда управлялась тюркскими князьями Бековичами-Черкасскими и Ахловыми со своими узденями. 
6. В "Описании Кабарды 1827г" выполненное Начальником Кабарды полковником И.В.Швецовым в числе кабардинского народа записаны пять групп татар (балкарские, холамские, безенгиевские, чегемские), но не упомянуты адыги.
Перечисленные факты ясно  свидетельствуют, что кабары-кабардинцы изначально были тюрки, сыгравшие главную роль в истории тюрко-адыго-кабардинского народа, в то время как адыги КБР и КЧР вплоть до 1930гг не признавали себя этническими кабардинцами. И без учета фактора тюркской составляющей среди кабардинцев, большевистско-адыгская версия истории Кавказа является масштабной фальсификацией и переписыванием тюрко-кабардинской истории и культуры в исключительно адыго-кабардинскую. И не только это. А еще, десятилетиями  игнорируемые  факты, причем как видно, факты из открытых источников, вскрывают профессиональную и моральную несостоятельность историко-этнографических наук в КЧР и КБР, сидящей на шее народов КЧР-КБР, на бюджете республик и РФ и мошеннически фальсифицирующих историю народов республик за их же деньги. 


Глава II. О тюрко-кабардинской знати 
в т.ч. о князе Бекович-Черкасском
Старинные княжеские и узденские семьи тюркской Кабарды не уехавшие заграницу сохранялись до конца 1930годов, с каждым годом уменьшаясь в числе в следствии репрессий развязанной большевиками в 1917-1937гг.  Об одном таком роде, о Бековичах-Черкасских многовековых владельцах Малой Кабарды дадим небольшую информацию. Знаменитый род Бековичей-Черкасских происходил от тюрок-кабардинцев. В статье "Бекович" в энциклопедии Брокгауза о Бековичах имеется такая информация: 
"По уверениям Соймонова, лично знавшего Бековича, родиной его была Кабарда, обыкновенно называемая у нас Черкасской землей, отчего заимствовано наименование его Черкасский. Название же Бекович происходит от слова "бек" (см. это сл.). Как принадлежащий к высшему сословию кабардинский владетелей, он по приезде в Россию получил княжеское достоинство."  Как видно первая часть фамилии Бековичей-Черкасских образована от тюркского княжеского титула "Бек (Бег)". 
В статье "Бег" энциклопедия Брокгауза поясняет:
"Бег, бек, бей, бий (тюрк.- властитель, господин, князь, синоним арабского амир, или эмир), титул родоплеменной, а затем феодальной знати в странах Ближнего и Среднего Востока. ..На Кавказе беками называли у тюркских народов дворян."
Как видно, один из главных, если не самый главный, кабардинский княжеский род Бековичей-Черкасских себя обозначал тюрским дворянским княжеским титулом "Бек", а не адыгским титулом "пшы"
Представители рода Бековичей-Черкасских до последнего своего предствителя, до Фёдора Бековича-Черкасского знали родной тюркский кабардинский язык, сохраняли тюркские обычаи и другие тюркские маркеры.
Но прежде чем перейти к рассказу о Бековичах-Черкасских хочу вставить короткое свидетельство о тюрко-черкесском ногайском князе Сефербей-Зане, которого фальсификаторы выдают за адыга. Сефер-бей Зан (Заноко) был последним признанным правителем западных адыгов в середине 19 века, Фёдор Бекович-Черкасский последним признанным правителем восточных адыгов в 1920г. Вот как описывает Т.Лапинский происхождеение и внешность тюрко-черкесского князя Сефер бея Заноко и его сына, с которыми он был лично знаком: «Дородный с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев, которых я видел когда-либо. Черты лица его имели явный отпечаток степенного татарина, и среди 1000 абазов (адыгов) его можно было мгновенно распознать как чужеземца, также как и его сына Карабатыр Ибрагима, который по внешнему виду был копией своего отца... Свита также состояла почти исключительно из турок, татар и нескольких черкесских уорков» (с.289) [18]
В книге УФСБ по КБР (см.фотоскан ниже) последний князь из знаменитого кабардинского княжеского рода Бековичей-Черкасских назван кумыком. [19]  Фёдор Николаевич Бекович-Черкасский, он же по тюркски, Тембот Джанхотович Бекович-Черкасский был последним правителем Кабарды (1919г). Федор-Тембот Бекович-Черкасский жил в 1870-1953гг, являясь по сути современником наших дедов и отцов. Род Бековичей-Черкасских в течении нескольких веков был главным владельцем Малой Кабарды. Фотография  Ф.Бековича-Черкасского, на которой ясно видна отличная от адыгов туранская ногайская внешность, отмеченная Т.Лапинский, выставлена в начале статьи. 
кабардинские князья
"Органы Государственной безопасности и 
общество Кабардино-Балкария 1920-1992г"
составитель В.Казаков, 

Нальчик, 2007г. стр.292
Далее, мы приводим подробное описание другого представителя рода Бекович-Черкасских,  Фёдора  Александровича  (1790-1832гг), жившего в начале 19 века, написанное его многолетним сослуживцем Толстым В.С. Удивляясь ногайской внешности владельца Малой Кабарды, вероятно идущее от казахов-черкешей, Толстой В.С.и дает много других тюркских маркеров Бековичей-Черкасских. По видимому Федор (Тембот) Александрович был братом деда последнего  князя Фёдор (Тембот) Николавича Бекович Черкасского (1870-1953гг). 
Но прежде, укажем еще два тюркских маркера, которых и без документального указания из УФСБ на кумыкское происхождение Бековичей, были бы достаточны для идентификации Черкасского как тюркского кабардинского князя.
1. В комментариях к биографии Толстого В.С. названо правильное исходное имя обоих Бековичей-не Тембот, а Темирбулат. Изменение Темирбулат в Тембот, а еще подобно этому, изменение Джанболат в Джамбот, Джаныбек в Джаммек и т.д.- есть чисто тюркский карачаевский обычай и правило северо-кавказского тюркского языка.
2.Фамилия Бекович происходит от слова Бек, который есть тюркский княжеский титул. Бек и Бий идентичные друг другу тюркские княжеские титулы и даже однокоренные слова. А Бий в адыго-кабардинском языке означает Враг. Бековичем назван человек имевший тюркское звание князя- Бек,  наподобие русского Царевич от титула Царь.  (см.беглер бек). Будь князь Черкасский адыгом он именовал бы себя адыгским княжеским титулом Пщы и назывался бы он Пшыевич, а не Бекович.

Далее, цитаты о Федоре (Тембот) Александровиче  Бековиче-Черкасском (1790-1832гг) из статьи Толстой В. С. "Характеристики русских генералов на Кавказе", с описанием его ногайской внешности, азиатских привычек, отличного знания тюркского языка, узденского т.е. тюркского окружения Бековичей-Черкасских, цитаты с тюркскими маркерами:  

"Князь Фёдор Бекович-Черкасский был наследственный владетель Малой Кабарды, что казалось странным, потому что мужественный высокой мужчина черты его лица были чисто ногайского пошиба...
Князь Бекович прекрасно и красноречиво говорил по Турецки....Князь Бекович по туземному «Тембот»- был очень умный человек, в азиатском смысле, добродушный, прямой, правдивый, самой строгой честности и изумительно хладнокровно храбрый, без малейшей тени европейского воспитания и образования: от рождения крещен в Православие, но с детства окруженный Магометанами, не было возможно вывести заключение, каково он вероисповедания...
Не имея понятия ни о стратегии, ни о тактике он однако был не заменим Военно-Начальником в Азии, так как его мышление было направлено совершенно одинаково с мышлением и миросозерцанием азиатцев, которыи он всегда отгадывал замыслы, предупреждая их поползновении... 
Все образование князя Бековича состояло в том, что он чисто говорил по русски и на том же языке писал хорошим почерком, остальное его воспитание, было до мелочей все цело черкеское, почему и жизнь его была совершенно азиатскаго пошиба. Он не имел привычки, все свободное от службы время заниматься чем либо умственным, всегда и всюду окруженный своими узденями, каторыи в сущности были его командирами, подвластными ему князьями..."  [20]

...«И так как черкесы некогда обитали на полуострове Тавриде, то и полагают, что упоминаемые кабары были именно предки нынешних кабардинцев, которых поэтому и должно почитать за колено хазарское» (Хан-Гирей, с. 151-152).

Этническая двух-составность кабардинцев была нарушена большевистскими репрессиями 1917-1937гг, закончившимися уничтожением или изгнанием тюркского кабардинского меньшинства.  Биография последнего тюркского кабардинского черкесского князя Ф.Бековича Черкасского яркое тому подтверждение.
Для адыгов большевиками были созданы три автономии с большим штатом сотрудников в "научных институтах", но у ногайцев и крымских татар не было и нет ни одной национальной автономии подобно адыгам, как и нет своих научных институтов со своими кадрами. Карачаевцы-балкарцы и крымские татары были высланы, ногайцев почти не осталось, а их история и культура в отсутствии какой-либо критики, в отсутствии своих кадров замалчивалась, искажалась или приписывалась адыгам.  
Приведенные здесь факты показывают, что история Центрального Кавказа, написанная в научных институтах КБР, КЧР и РА нуждается в тотальной ревизии, установлении исторической правды и возврата ее настоящим хозяевам ногайцам, крымским татарам, карачаевцам-балкарцам.



III. Приложения: фотографии и фотосканы
Для тех кто плохо понял текст статьи дополняю фотографиями некоторых кабардинских князей с туранской внешностью, что визуально показывает их тюркское происхождение. Полковник Лапинский указывая на туранскую внешность элиты адыгов, обращал внимание на физическое отличие адыгов и тюрок-черкесов. При этом оговариваюсь, что среди тюрко-кабардинской знати были рода и с европеоидной внешностью, но фото тураноидов более убедительны для показа их тюркского происхождения. Также приложены фотосканы, упомянутых в статье некоторых документов и цитат.
III-1.

21. Н.А. Аристов "Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности", Журнал Живая Старина Императорского Русского географического общества 1896. Год шестой, вып. III-IV. стр. 311 (С. 277-456) под редакцией В.И. Ламанского

3.2., 3.3.
 
Фотографии некоторых кабардинских князей 
с туранско-ногайской внешностью
князья черкасские
Фёдор Николаевич (или Тембот Джанхотович)
Бекович-Черкасский, 1870-1953гг 
в молодом и пожилом возрасте.
Коголкин Мисост Тасултанович
( Таусултанович) (1874-1933) 
Кабардинский князь 
Канамат Мисостов

Справа тюрко-кабардинский князь Касаев тураноид
Слева один из его потомков- европеоид

V. Ссылки на источники
1. статья Тюрко-татары   https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/103865
или http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/103/103731.htm
2. биография  Льва Штейнберга на википедия  
3. биография автора  энциклопедии Брокгауза  княза В.И. Масалького
4. статья Балкария в энциклопедии Брокгауза и Ефрона
http://www.bibliotekar.ru/beb/28.htm или https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron2/1857513.html
5. Н.А. Аристов, Журнал Живая Старина Императорского Русского географического общества 1896. Год шестой, вып. III-IV. стр. 311 ( стр.277-456) под редакцией В.И. Ламанского
6. Н.Г. Волкова, Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX века, Москва, Наука, 1974, Ведомость аулов Малой Кабарды на земле князей Бековичей-Черкасских
7. Кабардинский фольклор [Текст] / Общ. ред. Г. И. Бройдо ; Вступ. статья, комментарии и словарь М. Е. Талпа ; Ред. Ю. М. Соколова ; Кабардино-Балкар. науч. -иссл. ин-т нац. культуры. -Москва ; Ленинград : Academia, 1936, 
Фотоскан из фейсбук страница Хэкужь, см. приложение или Фейсбук адрес: https://www.facebook.com/601168563580907/photos/a.604656423232121/818500158514412/?type=3&theater
8. http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39.php?reg=14

9. http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php?reg=1052
10. Семен Броневский, Новейшие географические исторические известия о Кавказе, Нальчик,1999г.,стр. 158). 
11. Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков. Нальчик. Издательство М. и В. Котляровых. 2010 стр.120, из автобиографии военврача Иоган Лерх, дважды побывавшего на Кавказе в 1745-1747гг
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1720-1740/Lerch_Jochann/text1.htm ,
12. Назир Будаев, Очерки политической истории Северного Кавказа в 16-20вв., Нальчик 2007г. стр.51 (из Исмаил Атажукин "Записка о жителях Кавказа"), +
(12*) https://secrethistory.su/1240-rossiya-na-kavkaze-do-russko-tureckoy-voyny-17681774-gg.html
13. Русско-кабардино-черкесский словарь, составители Карданов Б.М., Бичоев А.Т. под редакцией Шогенцукова А.О.  Москва 1955г
14. Русско-кабардино-черкесский словарь общественно-политической терминологии  под редакцией Братова Габбаса Черкесск 1984г.
15. Хадис Тетуев, Балкарский таубий (князь) Кучук Джанхотов
https://a-salpagarov.blogspot.com/2019/12/o-poslednem-vali-i-verhovnom-knyaze-kabardi.html
16.  А.Ч. Абазов "Описание Кабарды 1827года", Нальчик 2010г., в котором на страницах 44-50 дана статья Начальника Кабарды И.В.Швецова "Описание Кабарды 1827года,
https://a-salpagarov.blogspot.com/2020/02/polkovniki-Shvetsov-Podryatov-protiv-falsifikatsii-rossiyskoy-istorii.html
17. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Том 1. М. АН СССР. 1957 стр. 223 ( страницы выделены коричневым цветом)
Архив: Ф. Кабардинские дела, 1643 г., д. № 1, л. 318-334. Подлинник.
(Прим. отписка воеводы расположено в фонде 1643г., но в самой отписке указана дата 1613г.) 
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Kab_otn_1/141-160/144.htm
Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Том 1. М. АН СССР. 1957г. стр. 218-235, Электронная версия:   http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Kab_otn_1/141-160/144.htm?fbclid=IwAR3OiVZdCJvDMs3z5-zsJtaaWZso5nTpNJ3sQNFJuvNwPnCzDTKwnIol3uE ...
(144. 1643 г. не ранее июня 10-го. — Отписка терского воеводы М. И. Волынского в Посольский приказ о приведении к шерти Казыевой Кабарды.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Kab_otn_1/index.htm
18. Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея) полковника и командира польского отряда в стране независимых горцев. Нальчик. Эль-Фа. 1995?стр.289
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Lapinskij/text21.htm , 
также https://proza.ru/2012/09/20/39 "Назначение татарского князя Зан-оглы-Сефер-бея пашой и правителем Абазии ( адыгов и абазин) в 
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Lapinskij/text15.htm
19. "Органы Государственной безопасности и общество Кабардино-Балкария 1920-1992г" составитель В.Казаков, Нальчик, 2007г. стр.292
20. Сведения  о Ф.А.Бековиче-Черкасском от его многолетнего сослуживца из книги Толстой В. С. Характеристики русских генералов на Кавказе // Российский архив, Том VII. М. Российский фонд культуры .. По ссылке электронная версия
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Tolstoj_V_S/frametext.htm
21. Н.А. Аристов "Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности", Журнал Живая Старина Императорского Русского географического общества 1896. Год шестой, вып. III-IV. стр. 311 (С. 277-456) под редакцией В.И. Ламанского



 Примечания
1. Дата покорения Балкарии 1882г, это не опечатка, а указание на то, что Тёре, высший орган карачаево-балкарского народа, продолжал действовать в Балкарии и руководить жизнью народа именно до этой даты. Как рассказывали карачаевские старики, точно также и карачаевское Тёре действовало вплоть до 1882года. Как видно к Балкарии отнесено население Черекского ущелья, как и было до установления большевистской советской власти в 1921г.  

2. В статье энциклопедии Брокгауза " Карачаевцы ", указано аланхазарское имя карачаевцев как кара-черкесыКарачаевцы (Карачеркесы ) народ тюркского племени, живущий на северном склоне Кавказского хребта, в отрогах Эльбруса, по верховьям реки Кубани и ее притокам, в Баталпашинском отд. Кубанской обл. По переписи 1897 г. К. 26877; все они магометане; главное занятие — овцеводство; хлебопашество развито слабо; кустарные изделия — сукна, бурки и кожевенные товары. К. приняли русское подданство в 1822 г.; в настоящее время управляются на общем основании, но имеют свой особый суд (мегкеме)." 
 статья Карачаевцы-карачеркесы 
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/49351/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%86%D1%8B
    или на http://endic.ru/brokgause/Karachaevc-114501.html 

23 комментария:

  1. Чушь собачья все от начала и до конца. Кабардинские князья (Иналиды) произошли от Инала Светлого и родословная кабардинских князей не является секретом. То, что некоторые князья внешне похожи на представителей тюркских народов объясняется очень просто; они вступали в брак с княжескими фамилиями, будь то калмыки, ногайцы, татары астраханские или крымские, а у остального народа таких проблем не было. А тайный язык меня совсем добил. Это придуманный язык как эсперанто, а никак не тюркский и его изучали не только князя, но и некоторые дворяне для тайных переговоров между собой. Кумыкские, чеченские, осетинские села принадлежавшие кабардинским князьям объясняется также просто, они не были в составе Кабарды, просто их жители приглашали кабардинских князей для защиты своих сел. Статья полный абсурд и написан абсолютно не компетентным человеком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Воот от куда язык эсперанто -от кабардинских князей

      Удалить
    2. Тюркские гаплогруппы кабардинцев r1a 23% и r1b 4%

      Удалить
  2. Здесь художественное произведение, поэтому к статье нужно относиться соответственно. Человеку хочется чтобы его фантазия была реальностью.

    ОтветитьУдалить
  3. А что вы можете противопоставить? Здесь есть ссылки на источники, которые не находятся за семью печатями и доступны. Можно опровергает, но опровергает доводами, ссылками, источниками, а не брызжите слюной. И что за манера. Статьи про величие Черкесск ого народа без ссылок на источники имеют право быть, а статьи со ссылками на источники-это чушь? Не со всем согласен в статье, но часть источников достаточно серьёзные и внушают доверия. Можно ещё обратиться к статьям Филипса и Спенсера.

    ОтветитьУдалить
  4. тупее статьи не читал никогда, поржал от души, кем бы ни были кабардинцы, но турками точно не были, Коголкин Мисост Тасултанович лично мой предок родом из селения Урух, настоящий кабардинец, никак не ногаец и не турок,. коротко говоря автор не поленился и написал такой текст поганым образом коверкая себе в угоду такую чушь, ты хотя бы поинтересовался бы по месту кто кем является, и не стыдно лепить такую охинею??? Люди не знающие будут читать этот текст, не знаю что тебе за дело до кабардинцев или черкесов, но одно понятно, ты просто быдло провокатор, и ничего тут правдивого нет, Хвала Аллаху что ты не жил в те времена и не видел воочию что да и как в целом было на Кавказе, ой я думаю написал бы целый томник фантастических рассказов, а так имя тебе балабол, искренне рекомендую съезди хотя бы в Ленинскую библиотеку в Нальчике, попроси архивы почитать, прозрей невежа чем ахинею нести)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты по сути сейчас расписался что сам балобол. Аатор привел ссылкиа ты ничего. Как ты обьяснишь тюркские имена ,фамилии и внешность части адыгов? Никак.

      Удалить
    2. Брат ты сейчас делаеш что делал давно этот Беркович Черкасский. Ты кидаеш камень на мусульманина. Я понимаю если ты православ. Но если ты мусульманин не надо так делать. Мне без разницы кто ты кабардинец, дагестанец, чеченец или узбек если ты мусульманин то ты мой брат и в любых ситуациях я заступлю за тебя. И люблю тебя во имя во имя Аллаха милостивого и милосерного. Ассаляму алейкум!

      Удалить
    3. Раньше я всегда удивлялся. Почему князья высшего сословия ослиной Кабардины используют тюркские имена? Мне всегда было интересно, почему у них турецкие фамилии и почему они подражают туркам. спасибо админ.

      Удалить
  5. Насчет слово Родина, пишете что в кабардинском нет слово Родина, а как же слово Хэку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В 90-е годы придумали слово Хэку. В советское время часто по радио передавали песню, которую пел хор радио и телевидения КБР на кадыгском языке, и там родина звучит, как родина. Кто хочет может сходить в Радиокомитет и отыскать эту песню.

      Удалить
    2. Это не аргумент, т.к. есть словари времён СССР и царской России где это слово есть. В 19 в. в русских источниках оно писалось как "Хекуз" и "Хекужь", то есть Хэкужь. На одной песне с неграмотным текстом да ещё времён активной русификации, нельзя делать такие громкие заявления. Ведь и вам могут задать неудобные вопросы типа, почему у балкарцев и карачаевцев нет своего слова "человек", а используются аоабизмы "адам" и "инсан"?

      Удалить
  6. Тюркские гаплогруппы кабардинцев r1a 23% и r1b 4% .

    ОтветитьУдалить
  7. Впервые племенное название кабардинцев в форме «кевертей» встречаем у венецианца Иосафата Барбаро (середина XV века). Почти через сто лет после этого в русских источниках наряду с названием «пятигорские черкесы мы встречаем «кабартынские черкесы». После установления тесных политических связей с русским централизованным государством/имя кабардинцев все чаще и чаще встречается в источниках, однако, если судить по ним, название Кабарды употреблялось как географическое название или как общее название целого ряда восточноадыгских княжеств: Мударова Кабарда, Шолохова Кабарда, Казыева Кабарда и т. д.В самой восточноадыгской среде под названием Къэбэрдей была известна только так называемая Казыева Кабарда (будущая Большая Кабарда). Так называемые Мударова и Ахлова Кабарды известны были самим кабардинцам под названием Джылэхъстэней (Глехстаново), а Шолохова Кабарда—под названием Талъостэней (Татлостаново). 

    ОтветитьУдалить
  8. Наконец, из Мсыра пришел князь Инал и объединил адыгов. Все тлякотлеши начали слушаться его. Объединенные под властью умного Инала, адыги (черкесы) победили татар и прогнали их за Тен и Индыль6. После этого Инал начал воевать с ференджами. Война с ними была трудной, так как они жили в каменных крепостях, построенных на адыгской земле. Они нападали на адыгов, захватывали скот и детей и прятались опять в крепостях. Иналу удалось разрушить все их крепости за исключением Хумарана, построенного на берегу Псыжа. Долго простоял Инал с войском под стенами огромной крепости. Много адыгов сложило свои головы у ворот Хумарана. Но Инал был настойчив. Он не .отступал, хотя давно наступил срок, когда он должен был через горы повести свои войска на помощь своему тестю Шаше в Мудавей.
    В то старое время был такой великодушный обычай: днем воюют, а вечером предводители противников идут друг к другу гости. Устраивали пир в честь друг друга, вели переговоры, не боясь вероломства.
    Однажды ферендж-паша был в гостях у Инала. Во время йира он увидел его молодую жену-красавицу. Она была второй женой Инала, дочерью мудавеевского князя Шашэ. Ферендж-паша был пленен ее красотой до такой степени, что потерял голову.
    — Князь,— обратился он к Иналу,— у меня к тебе большая поросьба, ему не обошлась. Проси, только не мою лошадь и оружие,— ответил Инал.
    — Исполни мою просьбу — и я тоже исполню любую твою просьбу.
    — Скажи,— ответил Инал.
    — Отдай мне твою жену!
    В: Все притихли. Никто не сомневался, что не миновать короткой расправы. Гордость Инала не знала границ. Но тут заговорила сама красавица:
    — Слышал, князь, гость обещал исполнить любую твою Просьбу, если отдашь ему меня. Исполни его просьбу, но попроси его, чтобы он увел ференджей из адыгской земли. Сколько храбрых воинов ты потерял у ворот Хумарана и сколько еще потеряешь? И тогда ты успеешь прийти на помощь моему отцу. Ты же обещал ему помощь.
    — Верно говорит княгиня,— заговорил любимый Иналом тлякотлеш Кабарда Тамбиев,— отдай князь ее ференджу— Затем он сразу перешел на тайный язык, которым между собой говорили князья и тлякотлеши и продолжил:— Ты избавишься от ференджей, но и не потеряешь жену.
    — Как это? — спросил Инал.
    — Отдашь жену им. Поставишь условие, что они покинут землю адыгов. Мы дадим слово не трогать их три дня. Они отправятся домой, а дальше мое дело.
    —Нет, не согласен,—сказал Инал,—договор без клятвы не обойдется. Дав клятву, я не стану нарушать ее.
    Инал был верен обычаям адыгов и никогда не нарушал данную кому-то клятву.
    — Можно пожарить мясо, не опалив его и не намочив вертел,— ответил Кабарда.
    Инал подумал и согласился. Адыги дали ференджам три дня на сборы и обещали в течение этого срока не трогать их на адыгской земле. Ферендж-паша обвенчался с адыгской княгиней в Шоане".
    Ференджи пошли из адыгской земли вдоль левого берега Псыжа и, дойдя до местности Хажитугай, перешли на правый берег. Здесь уже клятва адыгов не защищала их. Зная это, они поспешно отправились на север в сторону Тэна. Должно быть, они чувствовали, что адыги (черкесы) не смирились с позором. И в самом деле, незаметно за ними следовал конный отряд Кабарды Тамбиева. Отряд дождался, пока ференджи покинут адыгскую сторону Псыжа, затем последовал за ними на чужую сторону. Когда усталость свалила ференджей и крепкий сон сковал их, в полночь отряд адыгов налетел на них, как стая соколов, и перерезал всех, подобно овечьему стаду.
    Так Кабарда Тамбиев вернул жену своего князя и не пролил кровь ференджей на адыгской земле. Обрадованный Инал созвал четырех сыновей от первой жены и объявил:
    — Отныне все земли, которыми управляют тлякотлеши Тамбиевы, я называю Къэбэрдей, и пусть никто и после моей смерти не меняет это название. Имя такого человека, как Кабарда, нельзя предать забвению.
    Инал не вернулся с похода в Мудавай. Он умер там. Еще говорят, что его отравили. Вторая жена была беременна в то время. Там, в Мудавее, она родила сына, но четыре брата от первой жены не захотели делиться с ним властью, и он остался там. Могила Инала находится в Медавее.

    ОтветитьУдалить
  9. После смерти отца сыновья поделили между собой адыгскую землю. Старшему Табульде достались земли к востоку от Псыжа, куда входила и территория, которая была названа Иналом Кабардой. Второму сыну Беслану достались земли между Псыжем и Лабой, третьему — Чемругу — от Лабы до Пшиша, а дальше до моря получил младший сын Жанэ. С тех пор те земли были названы Бесланей, Чемругой и Жаней. А Табульда не посмел заменить данное отцом название Кабарда. Вот оттуда и пошло название Къэбэрдей».
    Есть и другие легенды, но во всех случаях название Кабарда связывается с именем Кабарды Тамбиева.
    Легендарный родоначальник адыгских князей, по преданию, пришел из Египта. Не лишне здесь вспомнить, что среди египетских султанов периода господства черкесских мамлюков встречается имя Инал, который был султаном в 1453 году. Праправнук Инала Темрюк был старшим князем Кабарды во второй половине XVI века, т. е. через сто лет. Если исходить из этого, можно допустить, что прапрадедом Темрюка был именно этот мамлюкский султан Инал. Последний был очень быстро свергнут соперниками и возможно, вернулся на родину.
    Крепость Хумаран, о которой говорится в легенде, находится на правом берегу Кубани над черкесским селением. Там же имеется местность, носящее название Инал. Нет основания подвергнуть сомнению, что название уделов Джылэхъстэней (Глехстаново) и Талъостэней (Татлостаново) связаны с именами двоюродных братьев Глехстана Минбулатовича и Татлостана Жанхотовича — внуков Инала. Окончание -ей, присутствующее в обоих названиях, является показателем принадлежности. Оно соответствует русскому -ов, -ово: Джылэхъстэней — Глехстаново, Талъостэней — Татлостаново. И название Къэбэрдей образовано по той же модели: имя владетеля + суффикс принадлежности. Къэбэрдей (Кабардово) не является исключением в цепи названий: Беслъэней (Бесланово), К1эмыргуей (Чемиргоево), Еджэрыкъуей (Егерукаево), Хьэтыкъуей (Хатукаево), Жаней (Жаново) и т. д. Все перечисленные названия служили обозначением адыгских феодальных уделов. По той же модели от имен феодальных владетелей образованы и названия адыгских селений: Хьэт1охъущокъуей (Атажу-Кино) — в Кабарде и Черкесии, Дохъушокъуей (Докшукино) — Кабарде, Черкесии и Адыгее, Анзорей (Анзорово) — в Кабарде и Адыгее, и т. д.
    Судя по народным преданиям, можно предположить, что название Къэбэрдей (Кабарда) стало обозначением определенной Территории восточных (или верхних) адыгов раньше остальных названий феодальных владений. Венецианец Иосафат Барбаро в описании своего путешествия в Тану из известных нам названий адыгских племен или феодаольных владений упоминает только кевертей. Автор названного описания умер в 1493 году. Описание сделано им во второй половине XV века. При перечислении названий народов автор упоминает их в порядке расселения с запада на восток. Кевертей помещен рядом с аланами. Можно полагать, что народ кевертей Иосафата располагался примерно на территории современной Кабарды.
    Появление названия, прежде всего, было связано с обособлением определенной части восточноадыгских племен от остальных и обозначало территорию этой обособившейся группы, ставшей затем доминирующей силой во всем восточноадыгском ареале. Тот факт, что название, прежде всего, служило обозначением феодального удела, а не населения, проживающего в нем, свидетельствует, что соседи — балкарцы — именовали кабардинцев черкесле, а их землю — Къабарты. В настоящее время под влиянием официального названия кабардинцы могут именовать себя къэбэрдей, но оно ничуть не заслоняет старого самоназвания адыгэ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут кто то говорил о художественном произведении. Так вот - это про ваш комментарий.
      А так... Возьмите имя Инал...имена его детей...ничего адыгского! Такое впечатление, что адыгких, собственных имён будто не существовало...Ещё этот "секретный" свой язык, который до сих пор никем не "расшифан"...)))))

      Удалить
    2. У первого малкарского таубия Басиата был сын по имени Хабиж и внук по имени Темрюк. А у первого безенгийского таубия был сын Жогушток. Адыгские имена носили правнук основателя таубийского рода Холама и внук основателя таубийского рода Урусбия (Хатокжуко и Мисост соответственно). Адыгские имена встречаем среди внуков (Коджок, Сох, Эльбуздук, Гиляхстан) и правнуков Карчи (Гинардуко, Шаулух, Шогенуко). Чегемские феодалы, в силу своего адыгского происхождения, традиционно были ещё более интегрированы в кабардинскую элиту, вплоть до перехода к строительству усыпальниц кабардинского типа (чэщанэ) рядом с усыпальницами раннего типа, характерного для гор Центрального Кавказа. И даже в списке таубиев Черекского ущелья начала 1872 года встречаем адыгские имена Бурука, Кургоко, Кайтуко, Хатахшуко, Мисост, Ориш, Паку, Давлетуко, Докшуко, Шумахо, Хацу, Делигостен, Каншау, Каншаубий, Заракшау, Ельжаруко. Уже полвека как сошла на нет зависимость от Кабарды и в самом разгаре были территориальные споры между народами, однако доля адыгских имён среди высшего сословия Балкарии составляла около 9%.

      Удалить
    3. На основании чего вы решили что вышеперечисленные имена являются адыгскими? Из перечисленных имен только Хатохшуко, вероятно, может быть адыгским, повторяю вероятно. Исходная форма которого Атажук чисто тюркское имя... Возможно еще и Шоген, Хотя Шоген+ук уже тюркское имя. Остальные все тюркские имена. Фантазировать не надо,в надежде что тут туповатый народ

      Удалить
    4. Цыганский адыгей! Ты шутишь, что ли? Вы тоже неправильно написали имена. Их оригинальные названия доступны в Википедии.
      Кучук, не Коджок.
      "Девлет", не "Давлетуко"
      . "Шоген", не "Шогенук"
      "Эльдарук" не "Элжаруко"
      "Таусолтан" не делигостен
      "Орус" не "Ориш". Также суффиксы -ук -ок в алтайско-тюркских языках означают принадлежность. Это означает «Его сыновья».
      Кучук - турецкое имя
      Государство - турецкое название
      Шоген - турецкое имя
      Гиластан - турецкое имя
      Сок - турецкое имя
      Шаулук - турецкое имя
      Эльдарук - турецкое имя
      Эльбуздук - турецкое имя
      Гинардук - турецкое имя
      Токчук - турецкое имя
      Каншау - турецкое имя
      Бурук - турецкое имя
      Кургук - 'кыргызско-ногайское' турецкое имя.
      Каншау - турецкое имя
      Каншаубий - турецкое имя
      Кайтук - турецкое имя
      Почему цыгане-кабардинцы и адыги используют тюркские имена? Это татарские и ногайские фамилии. Это турецкие по смыслу и турецкие по названию. Эти имена, которые я написал, являются особыми именами, которые имеют значение у всех тюркских народов.

      Удалить
    5. интересный. Все имена кабардинских князей на турецком языке. Имена князей носят имена карачаево-ногайских и кумукских династий. Инал Асланбек Татархан Кайтук Кургук Деулет Герий Кайсын. одно из них — имя крымского хана Герия; Деулет Герий. турецкое имя Инал; Это распространенное мужское имя в Кыргызстане, Казахстане и Республике Алтай.

      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%8B

      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B

      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80

      Удалить
    6. Что за бред, я сей час прочёл?!!!

      Удалить
  10. Архив УФСБ ф. 10. оп. 1. д. 8л. 55.
    N 223.
    Список граждан Мало Кабардинского округа эмигрировавших в период Гражданской войны.
    Ф.И.О. ; Возраст (лет); Соц. принадлежность, чин, звание и служба в армиях; Национальность; Когда эмигрировал; Осталось ли семейство.
    1. БЕКОВИЧ - ЧЕРКАССКИЙ ТЕМБОТ ЖАНХОТОВИЧ, 62 года, генерал-майор; Князь; ПРАВИТЕЛЬ КАБАРДЫ; КУМЫК; 1920год; В Турцию, Константинополь; Нет семьи.

    ОтветитьУдалить