Академик Э.Ленц свидетельствует, что черкесы (они же карачаевцы) Хилар (Хачиров) и Магомед Дудов,
все вместе участвовали в экспедиции Эммануэля
по восхождению на Эльбрус. Ч.IV.
все вместе участвовали в экспедиции Эммануэля
по восхождению на Эльбрус. Ч.IV.
Ахмад Салпагаров январь 2020г
адрес статьи: https://a-salpagarov.blogspot.com/2020/01/uchastniki-ekspeditsii-Emmanuelya-karacherkesi-Hilar-i-Magomed.html
Из серии статей кто покорил эльбрус
Экспедиция Эммануэля выехала из Горячеводска после обеда 26.06.1829г. Передовые конные отряды, преодолев 50 км за полторы сутки, прибыли 27.06.1829г к границе Карачая, к Каменному мосту.Отдохнув, изучив окрестности, встретившись с князьями Карачая и Баксана экспедиция Эммануеля утром 1.07.1829г. направилась к Эльбрусу.Карачаево-балкарские князья Крымшамхалов и Урусбиев со своими людьми сопровождали экспедицию. Через 4 дня 5.08.1829г, преодолев ок.100км экспедиция подошла к подошве Эльбруса. Подождав ясной погоды 4 дня 9.08. 10.08.1829г. четверо российских академиков и другие участники начали восхождение на Эльбрус. До вершины добрался черкес (карачаевец) "бесстрашный охотник Хилар", как его назвал академик Купфер. Рядом с Хиларом, как указывает академик Ленц, был другой черкес (карачаевец) Магомед Дудов. |
- (прим. от А.С. Здесь снова непрофессионализм авторов книги. Кучук Жанхот, а точнее Джанхотов, балкарский кабардинский князь был валием Кабарды до 1822г, а с 1822 по 1830гг был председателем Кабардинского суда, полковником царской армии. И как подчинённый генерала Эммануэля должен был прибыть в Пятигорск-Константиногорскую вместе начальником Кабарды полковником Ушаковым и с пророссийским карачаевским князем Магометом Дудовым, а не к Каменному мосту, через 2-3 дня после начала экспедиции.)
II. По причине разной политической ориентации и соперничества за власть между партиями пророссийской и протурецкой ориентации в Карачае действительно существовала вражда, как и указано в цитируемой книге, вражда дошла до кровопролития между ними. И Магомет Дудов бежал к русским и поселился в районе крепости Нальчик. Обо всех этих подробностях сообщает историк Баразбиев М.И. в статье "Карачай и Балкария в русско-кавказской войне":
"...Несогласия между двумя партиями постепенно стали принимать довольно острый характер. Так, князья Дудовы попытались убить направленного турками в Карачай эфенди Хаджи-Ахмета, устроив на него покушение. Эта попытка им не удалась и Крым-Шамхаловы, призвавшие на помощь своих сторонников выступили против Дудовых и в результате произошедшего столкновения нанесли им поражение, убив из числа их сторонников двоих человек и столько же ранив. Один из главных зачинщиков этих событий, по прозвищу Амантиш (Гнилой зуб) Дудов, вынужден был бежать из Карачая и поселиться в российских пределах около крепости Нальчик....В нашем распоряжении имеются документальные данные, позволяющие утверждать, что настоящее имя Амантиша Дудова-Магомет. Так, в документе 1829 года указывается: «…проживающий в Кабарде близ укрепления Нальчикскаго карачаевский мурза Емантыш (он же и Магомет) дал верное слово всем карачаевцам вступить на шариатское разбирательство за увезеннаго им из Карачаева человека по имени Умер…». Далее в документе указывается и фамилия Магомета-Амантиша - Дудов." [3]
III. И он же Магомет Дудов более известный в Карачае под прозвищем Амантиш был проводником в военной экспедиции Эммануэля в Карачай в 1828г. Вполне возможно, что и ранее. Из "Описания Кабарды 1827г" известно, что командир Кабардинского полка Шевцов в 1926г. он же автор Описания, совершил разведывательный рейд по реке Малке к подножию Эльбруса, в Карачай. В том же году Амантиш (Магомед) Дудов уже бежал из Карачая и был в зоне русской юрисдикции. Возможно, что проводником Шевцова был Амантиш (Магомед Дудов). Амантиш упоминается в героико-исторической песне о сражении на перевале "Хасаука" в 1828г. как проводник армии Эммануэля, показавший удобные пути подхода к центру Карачая. Впоследствии, имя Амантиш в карачаевском языке приобрело нарицательное значение-предатель.
Джау киргенди-Хасаукага келгенди,
Тап джолланы Амантишден билгенди.
Чанка бийди бизни сатып коярык,
Карачайны багасындан тоярык [4]
перевод:
Тап джолланы Амантишден билгенди.
Чанка бийди бизни сатып коярык,
Карачайны багасындан тоярык [4]
перевод:
Враг пришел, дошел до Хасауки,
Удобные дороги-подходы узнал от Амантиша.
Этот князь-чанка нас предает,
Ценой Карачая наедается. [5]Этот князь-чанка нас предает,
IV. Переходим к четвертому упоминанию Магомета Дудова, найденному в Дневниках академика Ленца. Приводим фотоскан оригинального цитируемого текста, заимствованного нами у московского исследователя Игоря Паши:
Приз 100 рублей выиграл хромой черкес Килар, второй и третий призы остались не разыгранными, поскольку казаки были совсем измотаны. Одного из черкесов, Магомеда Дудова-он показал себя на Бермамыте хорошим скалолазом, и мы всем лагерем ожидали, что он будет первым-я встретил, когда один лез по скалам: он лежал, как мертвый. Я встряхнул его, дал ему сухарь для оживления и сказал, чтобы он спускался к остальным и там подкрепился ромом, что он и сделал, пока я взбирался дальше.
В оригинальном тексте академика Э.Ленца- Килар и Магомед Дудов упомянуты вместе в одном абзаце и оба названы черкесами. То есть, ясно указано, что они оба из одного народа. Но фамилии Дудов у адыгов нет. Поэтому Магомеда Дудова, подобно Хилара Хаширова, присвоить они не могут. С целью сокрытия, что Килар и карачаевский князь Магомед Дудов были из одного народа черкесов, авторы книги на стр.12 цитируют Э.Ленца без указания черкесско-карачаевской национальности Хилара и Магомеда в таком фальсифицированном виде: "Магомед Дудов лежал как мертвый когда я один пробирался по скалам, я потряс его, поднял и дал несколько сухарей для подкрепления и сказал, что он может спуститься вниз к остальным и подкрепиться ромом,что он и сделал, а тем временем пошел дальше".
Авторы разных стран и эпох в течении 16-19 веков называли карачаевцев черкесами или карачеркесами. Также и академик Ленц называет Хилара и карачаевского князя Дудова черкесами. Но фальсификаторы толкуют, будто академики Ленц и Купфер под черкесом имели ввиду адыга, игнорируя важный факт того,что очевидцы восхождения в 1829г. и авторы последующих 130 лет не упоминали отдельно адыга Хилара или вообще адыгов в составе экспедиции. Но многие многие авторы 19-20 в. утверждали, что Хилар был карачаевцем, например академик Радде и советский исследователь Евгений Симонов и другие авторы.
V. Цитата от венгерского участника восхождения на Эльбрус Янош Карой Беша или по французски-Жан-Шарль де Бесс в точном переводе Игоря Паши: "Также выразим восхищение отвагой простолюдина родом из Большой Кабарды, живущего в вольном селении на Нальчике. Имя его Киллар, он единственный из всех восходивших в тот день к вершине Эльбруса..."
Слова венгра Беша "в вольном селении на Нальчике" Хаширов и Ко на стр.25 своей книги перевели как "в Вольном ауле на реке Нальчик". Янош Беш (де Бесс) указывал на отсутствие княжеского правления, на вольный свободный статус селения, в отличии от вотчинных княжеских селений, называемых по фамилии владельца селения, Атажукино, Анзорово итд. Беш не употребляет современное название "Вольный аул", к которому идет постоянная привязка адыга Хилара Хаширова, где он якобы жил. Янош Карой Беш употребляет другое словосочетание "вольное селение", которое можно относить и к другим близлежащим карачаево-балкарским селениям. Например, Начальник Кабарды полковник Шевцов в своем "Описании Кабарды 1827года" упоминает поселение чегемских татар (т.е. нынешних балкарцев) "в 12 верстах от Нальчикской (крепости А.С.) при ущелье живущих Чегемских татар".[6] Но Хаширов и Ко, подгоняя под свою версию, перевели слова Беша "вольное селение" как "Вольный аул", как название современного Вольного аула.
У Хилара были серьезные трения с князьями Крымшамхаловыми о чем нам рассказывает карачаевская песня о Хиларе. И он из Карачая переселился на Баксанское ущелье к Соттаевым. Хилар мог присоединится к экспедиции Эммануэля в составе группы баксанского князя Уруспиева или вместе с князем Магомедов Дудовым, что в общем-то неважно. А важно то, что в ходе многодневного перехода к Эльбрусу Хилар, находился рядом с активным Магомедом Дудовым, в его княжеской тени. Ввиду прибытия Магомеда (Амантиша) Дудова из под Нальчика, военного центра Кабарды, вместе с полковником Ушаковым, Хилар мог запомнится венгру Бешу как кабардинец из вольного селения, согласно полковника Шевцова, в "12 верстах от Нальчикской". И еще, присоединённый к России восемью месяцами ранее, Карачай в 1829г административно был в составе Кабардинского округа (Кабардинской линии) и всех жителей Кабарды казённым языком называли кабардинским населением или народом, что совершенно ясно показал полковник Шевцов в своем "Описании Кабарды 1827г" пять раз упомянув балкарцев как часть кабардинского народа, две страницы своего описания из семи посвятив карачаевцам, но ни разу не упомянув адыгов. [7] Также и русские историки 19 в под этнонимом кабардинец понимали тюрок или тюркскую знать адыгов, не считавших себя кабардинцами.
Этноним кабардинец в 19 в. подразумевал больше тюрка,нежели адыга см.по ссылке Разоблачение фальсифицикации с фото по ссылке |
Выводы:
1. Карачаевский князь Магомед Дудов, прорусской ориентации, находясь во вражде с карачаевской партией протурецкой ориентации, проживал в русской зоне около крепости Нальчик и являлся активным участником экспедиции Эммануэля и со слов академика Э.Ленца, остальные участники "всем лагерем ожидали, что он будет первым" кто взойдет на Эльбрус.
2. А. Хаширов и Ко признают, что князь Магомед Дудов был "горским проводником" и враждовал с Исламом Крымшамхаловым стоявшим на протурецких позициях и носившем турецкий титул вали. Карачаевская песня о Хиларе ( Хыйсе) Хачирове также рассказывает о трениях с карачаевскими князьями из-за чего он переселяется на Баксан к родственникам Соттаевым. Вероятно, общий противник мог стать фактором сближающим Магомеда Дудова и Хилара Хачирова.
3. При выборе проводника генерал Эммануэль, принадлежащий к строго иерархическому обществу 19в руководствовался прежде всего надежностью проводников. Не станет русский генерал 19 в. брать к себе в проводники пастуха-адыга Килара, бывшего крепостного, находящегося в бегах, при наличии знакомого и надежного князя карачаевца прорусской ориентации Магомеда Дудова. Рядом с Магомедом как свидетельсвует Ленц, находился Хилар (Хыйса) Хачиров, вольный уздень, ошибочно записанный как Хаширов или возможно записанный по ногайскому произношению переводчиков того времени. Ногайцы вместо Ч произносят Ш, например, вместо Хачиров-Хаширов. Да и в адыго-кабардинском языке в заимствованных карачаево-балкарских, арабских словах звук Ч заменяется на Ш, например Черкес- Шэрджэс, Керим- Черим. Поэтому исходная форма Хачиров, а Хаширов адаптированная адыгская форма. В любом случае, зафиксированное Хаширов ближе к карачаевскому Хачиров, нежели к адыгскому Хьэшыр.
1."Первовосхождение на Эльбрус лето 1829 зима 1934", авторов И.А.Гориславский, С.А.Зюзин, А.В.Хаширов, Нальчик, 2017г, стр.4
на a. https://cloud.mail.ru/public/JUtM/roqsjMw8T
на b. https://docplayer.ru/30467099-I-a-gorislavskiy-s-a-zyuzin-a-v-hashirov-pervoshozhdeniya-na-elbrus-leto-1829-goda-zima-1934-goda-izdatelstvo-m-i-v-kotlyarovyh-nalchik-2007.html
на c. http://fond-adygi.ru/dmdocuments/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%98.%20%D0%90.%20-%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81%20-%202007.pdf
2. там же стр.9
3. Баразбиев М.И. в статье "Карачай и Балкария в русско-кавказской войне"
https://karachai.ucoz.ru/publ/ist/istorija/karachaj_i_balkarija_v_russko_kavkazskoj_vojne/10-1-0-7
https://a-salpagarov.blogspot.com/2019/06/Karachay-i-Balkaria-v-russko-kavkazskoy-voyne.html
4. Къарачай-Малкъар фольклор, г.Нальчик., 1996г., стр.245
5. русский перевод исторической песни "Хасаука"
https://www.stihi.ru/2012/12/16/11683
6. Составитель А.Ч.Абазов, автор И.В.Швецов, Описание Кабарды 1827года, Нальчик 2010г. стр.47. http://ranar.spb.ru/rus/doc_publ/id/365/
(ЛО ААН СССР, ф.32, оп.1, д.62, л.1-10, рукопись)
7. там же стр.48-49
Комментариев нет:
Отправить комментарий