понедельник, 20 февраля 2023 г.

Русские князья Черкасские по происхождению татары или адыги?

Из какого народа происходили Князья Черкасские, 
сыгравшие огромную роль в российской истории? 

Ахмад Салпагаров январь 2023г.

адрес статьи https://a-salpagarov.blogspot.com/2023/02/knyazya-cherkasskie-tyurki-ili-adigi.html

Оглавление
Часть I. Анализ энциклопедических статей

1. Вступление
2. Одно предложение из русской летописи разоблачает 
советско-адыгские фальсификации российской истории
3. Н.А. Баскаков о тюрко-кабардинских родах Черкасских и Черкесовых 
4. Анализ статей из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
5. О мамлюкском титуле "султан" предка князей Черкасских
6. Воевода Волынский о карачаевских черкасах под Пять горами в Кабарде
7.Исторические карты с карачаевцами-черкасами
8. Горский черкас (карачаевский) узден русский дворянин Черкесов
9. Грузинский князь Черкезишвили из Черкес-Кермена Тебертинского общества

Часть II. Очевидец пятигорских черкас во дворе русского царя  Ивана Грозного Генрих фон Штаден разоблачает адыгские переписывания 
тюркских князей Черкасских в адыгских князей.

1.Записки о Московии
2.Генрих Штаден хорошо знал пятигорских черкас и князей Черкасских

Часть III. Первый адыгский историк Шора Ногмов не признавал черкесов 
в качестве адыгов и не упомянул ни пятигорских черкас,
ни князей Черкасских, ни царицу Марию.


Часть I. Анализ энциклопедических статей

1. Вступление
В российской истории 16-18 веков большую роль сыграли князья Черкасские, вышедщие из пятигорских черкас. Из рода Черкасских была русская царица Мария (или Кученей), вторая жена Ивана Грозного. 
В Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи о князьях Черкасских сказано "служили Российскому Престолу в Боярах и других самых знатнейших чинах"  [1] https://gerbovnik.ru/arms/159.html
В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона шестерым наиболее известных князей Черкасских, потомков Инала посвящены отдельные статьи, не считая других веток, Бековичей-Черкасских и Ахамашуков-Черкасских. 
[2]http://gatchina3000.ru/big/113/113259_brockhaus-efron.htm Однако, Черкассский Иван Борисович глава русского правительства с 1633г  и Черкасский Владимир Александрович- московский глава в 1870годах не удостоились отдельных статей в энциклопедии Брокгауза. Они упомянуты в Большой Советской Энциклопедии в общей статье "Черкасские", и их должности показывают, что они играли большую роль в русской истории. Потомки пятигорских черкас в течении последующих веков расселились по разныи областям России и Украины, оставив свои следы в виде 30 Черкас-топонимов. 
По обозначенным причинам правдивая информация о роде Черкасских важна для всей России, в том числе и для Кавказа, так как князья Черкасские были выходцами из Пятигорья, из среды пятигорских черкас. 
Большая Советская Энциклопедия сообщает; "Черкасские, княжеский род, сложившийся в России во 2-й половине 16 в. преимущественно из выезжавших на русскую службу правителей Кабарды- потомков Идара-мурзы. Фамилия Черкасские происходит от распространённого в средневековой литературе наименования северо-кавказских адыгских племён"  [2] http://gatchina3000.ru/big/121/896_bolshaya-sovetskaya.htm 
Большая Российская Энциклопедия более однозначно указывает на адыгское происхождение: "Черкасские русский кня­же­ский род адыг­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. В 17–18 вв. круп­ные зем­ле­вла­дель­цы. Че­ты­ре вет­ви ро­да ве­дут своё на­ча­ло от стар­ше­го кня­зя Ка­бар­ды Темрюка Идаровича и его род­ных брать­ев Жи­ле­го­та (Же­ле­го­та), Кам­бу­ла­та и Ез­боз­лу­ка." [3] https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/4682314

Однако имеются другие факты и свидетельства, которые указывают на тюркское происхождение князей Черкасских и пятигорских черкас. Например, анализ статей "Тюрко-татары, Балкария, Черкасы, Султан" из энциклопедии Брокгауза подводит к однозначному выводу, что "князья Черкасские" и соответственно "пятигорские черкасы" и "кабардинцы" были родом тюркского происхождения. В статье "Черкасы" энциклопедии Брокгауза прямо указано, что "Черкасы Горские есть кавказские горцы", то есть карачаевцы-балкарцы. Потому что адыги Кабарды, активно продвигающие идею об адыгском происхождении рода Черкасских и пятигорских черкас, были и есть многовековые жители равнин. 
Фальсификаторами российской истории игнорируются "Записки о Московии" Генриха фон Штадена, который будучи участником многих событий в России в 1564-1576 гг периода правления Ивана Грозного. Ивана Грозного, упоминал князей Черкасских как пятигорских черкасов или черкасских татар

Поэтому я в своей статье выясняю важный вопрос русской и кавказской истории, какая из двух версий является правдивой; версия современных энциклопедий, повторяющие советские адыгские нарративы, что Черкасские, были фамилией адыгского происхождения или версия энциклопедии Брокгауза утверждающая, что  "Черкасы горские были кавказские горцы (т.е. карачаевцы-балкарцы) и соответственно, что род Черкасских из пятигорских черкас был родом тюркского происхождения. 
Основу всех исторических искажений в России заложил нарком национальностей Сталин. Ложная версия адыгского происхождения пятигорских черкас и князей Черкасских появилась в 1955-1957гг., когда карачаевцы-балкарцы были в преступной сталинской депортации и оставшуюся бесхозную карачаево-балкарскую историю, культуру поделили между адыгами и осетинами. Следующий факт есть пример особого и привелигированного положения адыгов перед живыми ногайцами, карачаевцами-балкарцами и он лучше всего объясняет почему тюркских князей Черкасских и пятигорских черкас переписали в адыгов. 
Адыге-Хабльский район КЧР, где ногайцы имели почти двухкратное превышение в численности над адыгами, носил имя адыгов, а не ногайцев. Чего уж удивляться тому, что советские и адыгские историки, не могли правильно назвать этническое происхождение пятигорских черкас и князей Черкасских, живщих многие столетия назад, если целый район с живым ногайским большинством населения с 1957 по 2007года назывался Адыге-Хабльским районом. Сравни национальный состав Адыге-Хабльского района КЧР в переписях с 1959 по 2002гг  http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rnkchr.html
Только в случае с пятигорскими черкасами и князьями Черкасскими это было не просто присвоение карачаево-балкарской истории и культуры, а было уже искажение русской истории. Ибо князья Черкасские и пятигорские черкасы занимают большое место в русской истории.

Тема пятигорских черкасов началась для меня в 2009году, когда я случайно узнав о районе "Карачаевка" в Пятигорске, занялся исследованием вопроса. В результате я написал статью о Карачаевке, карачаевском приходском училище, карачаево-балкарских топонимах и гидронимах Пятигорья- (Бештау. Машук, Джуца, Караас. Подробно по ссылке https://a-salpagarov.blogspot.com/p/blog-page_4.html )
В следующие годы результатом исследования темы пятигорских черкас стали статья

"Тюрки-кабардинцы в 1-й русской энциклопедии и других документах", в котором приведены 13 прямых и косвенных факта тюркоязычия кабардинцев. https://a-salpagarov.blogspot.com/2018/12/kabardintsi-turki-v-entsiklopedii.html ).

В 2020году мной опубликована статья "Пятигорские черкесы есть карачаевцы (балкарцы)" на основе фактического материала. Например, исторических карт,  французская-голландская карта 18века, русская и османская карта 19 веков, на которых территории проживания карачаевцев-балкарцев отмечены как территория страны (карачаевцев) черкесов, упоминания в русских документах 16 века "в Кабарде карачаевских черкас под Пятью горами" итд итп ( https://a-salpagarov.blogspot.com/2020/05/Pyatigorskie-cherkesy-est-karachaevtsy.html ). И несколько статей объемом поменьше, отражающих тюрко-черкесскую историю. Словом уже накоплен и опубликован тематический материал достойный книги, но требуется систематизация и грамотная редакция.   

2. Одно предложение из русской летописи разоблачает 
советско-адыгские фальсификации российской истории

Русская летопись  сообщает, что летом 1555 года к русскому царю Ивану IV «приідоша … служити … множи Князи», после чего называются «Госпадари въ ЧеркасѢхъ отъ всея Пятигорскія земля, дающеся Государю и съ женами и съ детьми, и со всемъ своимъ Пятигорскимъ государствомъ»
"Книга степенная царского родословия"/Часть II. М.,Императорский Московский университет, 1775.,С.286 (информация повторена в ПСРЛ//Книга степенная царского родословия,Часть II.,СПб.,Типография М. А. Александрова,1913. Т.XXI,С.655 (л.1092);  + Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией., М.,Издательство АН СССР,1963.,С.145 )
Давайте разберемся откуда взялись эти названия "Черкасы, Пятигорская земля и государство"

Черкас-Черкес это тюркский этноним, обозначающий в прошлом тюркский народ, а позже и обрусевших и украинизированных черкас-казаков. 
В европейских, русских, османских источниках карачаевцев часто называли кара-черкесами. Например. на французской карте Гиойма Делиля 1723года обозначено "Pays Caracioles ou Circasses noirs - страна карачаевцев или черных черкасов". 
На Северном Прикаспии, на границе Северного Кавказа, сохранился большой казахский род "шеркеш", численность которых в начале 20 века кратно превосходила 15 тыс.адыгов названных черкесами в Черкесском национальном округе. 

(Прим. Нарком национальностей Сталин для 15 тыс. адыгов создал третью адыгскую автономию, записав их черкесами. Эти 15 тыс.адыгов-черкесов состояли из 12,3 тыс. адыго-кабардинцев и 2,6 тыс.адыгейцев-бесленеевцев. Однако для абсолютного большинства названных адыгов, а это 122 тыс. адыго-кабардинцев и 50,8 тыс адыгейцев были уже созданы свои автономии. )

В ногайско-казахском языке нет звука Ч, поэтому у казахов-ногайцев этноним черкес звучит как "шеркеш, серкеш, серкес, шеркес". Например, Карачаево-Черкесия по ногайски называется "Карашай-Шеркеш".  
Однако, казахский историк М.Т. Тынышпаев (1879-1937) шеркешов в своих трудах называл "черкеш". Именно от слова "черкеш" производно слово "черкешенка", а не от слова "черкес"(http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskogo-naroda-m-tynyshpaev/genealogija-kirgiz-kazakskih-rodov.html )
Однако же, в адыгском словаре нет слов "черкас, черкес, черкеш, черкешенка", а есть искаженное адыгское слово "шэрджэс", заимствованное от тюркского этнонима "черкес". Поэтому, князья Черкасские, будь они адыги, никак не могли назваться черкасами, черкесами, черкешами, так как не имели таких слов в своем словаре! Князья Черкасские были тюрками и назвались тюркским этнонимом "черкас-черкес".

Бештау.
Русские топонимы Пятигорск, Пятигорье и экзоэтноним "пятигорские черкасы" производны от карачаево-балкарского названия горы Бештау. Прямой перевод Бештау будет "пять гор, пять вершин". Ногайское название горы звучит как "Бестау", турецкое название звучит как "Бешдаг".  Поэтому "Бештау" НЕ является обезличенным тюркским названием горы, как пишут скрывая настоящего автора оронима. Название горы Бештау является именно карачаево-балкарским оронимом. 
Адыгское название пятиглавой горы было бы Тхубгы, где пять-тху, гора-бгы. Но такое адыгское название вы не найдете ни на одной карте мира. В адыгском языке нет собственного названия горы Бештау. Адыги используют адыгеизированное слово "Бешто" от карачаево-балкарского оронима "Бештау". И если бы адыги были бы давними жителями Пятигорья, то адыги как и русские, использующее русское слово "Пятигорье", использовали бы адыгское слово "пятигорье" или другое адыгское название. 

Бештау Эл - Пятигорское государство. 
Зафиксированное в степенной книге словосочетание "Пятигорское государство" является переводом от карачаево-балкарского "Бештау Эл". 
В адыгском словаре русское слово "государство" дается без перевода или переводится тюрко-арабским словом "къэрал". Собственного адыгского понятия "государства" у адыгов не было, как и не было самого адыгского государства. 
В то время как карачаевцы-балкарцы используют такие собственные слова: "бийлик-княжество, ханлык- ханство, каганлык- империя, каганат". 
Древнее тюркское карачаево-балкарское слово "эл/эль " является многозначным словом. Современное наиболее употребительное значение эл - село. Однако, исходные значения слова Эл/Эль-  1.народ, 2. страна, 3. государство. Карачаево-балкарское "Эл", в татарcком и турецком языках звучит как "Ил". Русское имя Эльдар- то есть "предводитель народа-страны" производно от карачаево-балкарского Эл. Марийцы свою республику называют "Марий Эл". Возможно к марийцам это слово проникло из татарского языка, татары-болгары называют Великую Болгарию Бёек Болгар иле, где "ил" означает государство. Тувинцы называют Волжскую Болгарию Идел Болгар Эли, где Эли (Эль) означает государство. Поэтому  встречающееся в русской летописи слово "Пятигорское государство" является переводом карачаево-балкарского "Бештау Эл". В адыгском языке до сих пор нет собственного адыгского понятия и слова "государство", тем более не было  собственного понятия и словочетания "Пятигорское государство" в 1550 годах! Поэтому никакие пятигорские черкас-адыги в Москву к Ивану Грозному не переселялись и Марию (Кученей) к Ивану Грозному не отправляли! Это были карачаевцы-балкарцы жители Пятигорья и Центрального Кавказа- горские черкасы.
В настоящее время карачаевцы-балкарцы названием "Беш тау эл" обозначают Балкарию.

Каким образом, 21 веке не имея в адыгском словаре собственных слов обозначающих Бештау-Пять гор, Пятигорское государство, вообще не имея слов Черкас-Черкес, якобы адыгские князья Черкасские в 16 веке донесли до русского летописца "Степенной книги" эти карачаевские слова?
Как так может быть, что у князей Черкасских, якобы адыгов, сплошные карачаево-балкарские имена, в том числе Карачай (Хорошай) Черкасский
Почему за несколько веков службы русскому царю князья Черкасские, если они были адыгами, ни разу не назвались своим именем "адыгэ", ни разу не назвались "шэрджэс" адыгским эквивалентом тюркского этнонима "черкас-черкес",  ни разу не назвали себя адыгским титулом "пщы", но зато с их именовали тюркскими этнонимами "черкасы, черкасские татары, ногайцы и тюркским дворянским титулом "мурза"

3. Н.А. Баскаков о тюрко-кабардинских родах Черкасских и Черкесовых
 В 1979году Н.А. Баскаков, в Институте Языкознания Академии наук СССР, выпустил научную монографию "Русские фамилии тюркского происхождения", в которой автор два дворянских рода вышедших из Кабарды, род Черкасских и род Черкесовых включил в число русских дворянских фамилий тюркского происхождения. Последующем, книга Н.А. Баскакова дважды переиздавалась в 1993г. и в 2012г.  
[4] Н.А. Баскаков,  Русские фамилии тюркского происхождения, Москва 1979г, 1993г, стр.80-82, стр.136-137

 4. Анализ статей из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
В двух статьях энциклопедии Брокгауза 1897г. упоминаются тюрки-кабардинцы. 
В первой статье "Балкария", балкары названы кабардинским племенем. Во второй статье "Тюрко-татары", написанной лучшим этнографом Российской империи Л. Я. Штернберг, впоследствии ставшим академиком Академии наук СССР две группы кабардинцев:  "горные кабардинцы" и "кабардинцы долин" отнесены к тюрко-татарам. Под именем "горные кабардинцы" понимаются современные балкарцы, под именем "кабардинцы долин" понимаются современные адыго-кабардинцы. Однако в конце 19 века сами "кабардинцы долин" состояли из двух классов, первым классом была тюрко-кабардинская аристократия, из-за чего Л.Я. Штернберг  включил "кабардинцев долин" в число тюрко-татар, а вторым классом "кабардинцев долин" было адыго-кабардинское крестьянство.

В статье "Черкасы" энциклопедия Брокгауза объясняет значение слова:  старину так назывались великороссийские обитатели Малороссии, в частности  казаки... Черкасы горские- в старину кавказские горцы". Другими словами,согласно энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в старину Черкасами называли русских казаков Украины и карачаевцев-балкарцев. 
Ибо во все времена Кабарда была и есть равнинная, степная страна. "Кабардинцы долин" и степей, к которым относились адыги, сами себя не называли горцами, называя своих соседей карачаевцев-балкарцев "къушхьэ", то есть "горец". Горцами по самоназванию и по факту являлись и являются карачаевцы-балкарцы, которых разные авторы разных веков нередко называли черкасами, кара-черкесами, кабардинцами.
Россия овладевала Северным Кавказом продвигаясь от Каспийского моря на запад к Черному морю. И русские с черкасами горскими и с черкасами пятигорскими познакомилимь на несколько веков раньше, чем с западными кубанскими адыгами. И под термином "черкасы горские" русские авторы обозначали "кавказских горцев" и прежде всего карачаевцев и балкарцев.Соответственно этому "черкасы горские" это жители гор карачаевцы-балкарцы.

5. О мамлюкском титуле "султан" предка князей Черкасских 
В энциклопедии Брокгауза о князьях Черкасских сказано: "...княжеский род, ведущий начало от кабардинского владетеля Инала, происходившего от султанов египетских и умершего в 1453 г. Потомка его, "однородцы" с кабардинскими князьями Темрюковичами, по переезде в Россию, после завоевания Иоанном IV Астрахани, именовались князьями Черкасскими."   [7] http://gatchina3000.ru/big/113/113259_brockhaus-efron.htm
Здесь титул "египетский султан" является указанием на тюркское происхождение Инала, не считая его самого древнетюрского титула и имени "Инал". В адыгской среде высшим аристократическим титулом являлся "пшы", означающее князь. "Султан" это тюрко-мусульманский титул. 
Энциклопедия Брокгауза в статье "Султан", отмечает титул татарским, т.е. тюркским титулом. То есть в 19 веке титул "султан" понимали как тюркский титул. [8] http://gatchina3000.ru/big/098/98065_brockhaus-efron.htm 
А сословные титулы такая же этническая метка как и язык. Ибо у каждого народа сословия и их словесные обозначения были своими родными и формировались в течении столетий. 
В 1873 году после отмены крепостного права в России, на Северном Кавказе провели перепись лиц привелигированных и свободных сословий. Отдельной строкой, отдельным сословием не входящим в адыгскую аристократию пши, тлекотлеш и дижинуго посчитали "султаны Кубанской области- 18 семей". Потому что эти султаны Кубанской области, живущие среди адыгов, были потомками крымских ханов.  
[9.] Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа.Т.1., Нальчик 2003г, стр.168. 
У адыгов не было тюркских сословных титулов "Султан, Хан, Узден, Бий итд, а были свои адыгские титулы свободных сословий: "Пщы, Тлекотлеш, Дижинуго, Уорк"
Мамлюки-черкесы были тюркского происхождения, оставившие после себя тюрко-арабские, арабо-тюркские словари. А предпоследний черкесский египетский султан Кансух аль-Гаури (Kansu Gavri), которого адыгские фальсификаторы приписывают к адыгам, писал стихи на кипчакском языке (см. Kansu Gavri по ссылке >>>)  [10] SELÇUK ÜNİVERSİTESİ TÜRKİYAT ARAŞTIRMALARI ENSTİTÜSÜ, "Kansu Gavrinin türkçe divanı", Konya, 2002

6. Воевода Волынский 
о карачаевских черкасах под Пять горами в Кабарде
Первое указание на этническое происхождение пятигорских черкас появилось в русских источниках в 1613г. или в 1643г. (Прим.от А.С., отписка воеводы расположено в фонде 1643г., но в самой отписке указана дата 1613г.) 
В "Отписке терского воеводы М. И. Волынского в Посольский приказ о приведении к шерти Казыевой Кабарды" записано: "...он де, Чювайко, сам третей с того бою у них ушол в лес; и шли до Кабарды по Куме реке ночьми. И в Кабарде де, государь, под Пяти Горами взяли их карачаевские черкасы, а у тех де карачаевских черкас взял их Алегук-мурза Шагануков к себе в кабаки и держал у себя"  
Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Том 1. М. АН СССР. 1957 стр. 223,    http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Kab_otn_1/141-160/144.htm

7.Исторические карты с карачаевцами-черкасами
В 19 веке русская историография именно карачаевцев-балкарцев считала пятигорскими черкасами. Посмотрите на русскую карту, показывающую расположение народов Золотой Орды и Московского княжества в начале 15 века. На ней "казахи-касоги и черкесы", они же пятигорские черкасы на карте первого русского атласа 1831г., составленной по истории Н.Карамзина, были расположены на территории проживания карачаевцев-балкарцев, а не на территории проживания адыгов. 
Такой же картой является карта Гийома Делиля 1723года отметившая страну карачаевцев-карачеркасов включающая Пятигорье 

8. Горский черкас (карачаевский) узден русский дворянин Черкесов
В Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи числится герб Черкесовых, о которых сказано : "Отец Ивана Федорова, сына Черкесова, происходит из шляхетства Горских Черкас, и был, как показано в свидетельстве от Кабардинского Владельца Магомета Атажукина, в большой Кабарде знатной Уздень умершего Князя Александра Бекетовича, большего брата Шолок-бека дядька и особливую у себя деревню имел, которою и ныне родственники его владеют." 
[5] https://gerbovnik.ru/arms/414.html
Здесь сразу два момента указывают на карачаево-балкарское происхождение русских дворян Черкесовых, во-первых указано географическое и этническое происхождение из знати "Горских черкас", во-вторых указан карачаево-балкарский сословный титул "Узден". У адыгов нет карачаево-балкарского сословного титула "узден".  Сами кабардинские князья также были тюркского происхождения. Адыги тюрской области Кабарда были и есть равнинные жители, а не горцы. На тюркский сословный титул "узден" обращает внимание и Н.А.Баскаков в статье о роде Черкесовых; 
"Устаревший феодальный термин Уздень, встречающийся ныне главным образом у ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев и обозначающий звание в феодальной иерархии: üzden-"свободный, независимый человек, не имеющий вассальной зависимости", встречается в половенцком (куманском) языке özden в том же значении "свободный"  [6] Н.А. Баскаков,  Русские фамилии тюркского происхождения, Москва 1993г, стр.137

9. Грузинский князь Черкезишвили из Черкес-Кермена 
Тебертинского сельского общества
К нашей теме имеет косвенное отношение происхождение грузинского княжеского рода Черкезовых (Черкезишвили). Иоанн Багратиони, в своем "Краткое описание проживающих в Грузии княжеских и дворянских родов", написанном в конце 18 века, указывает, что "предок князей Черкезишвили прибыл в Грузию в царствование царицы Тамары, то есть в 1187-1210 годах, из Черкез-Кирмана".  [7] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8 
Согласно Энциклопедии Брокгауза "Черкес-Кермен-это татарская деревня Таврической губернии, Симферопольского уезда, в 17 верстах от Бахчисарая; известна находящимся близ нее замечательным пещерным городом, который носит название Эски-кермен или Джингиз-кермен." [8] http://gatchina3000.ru/big/113/113287_brockhaus-efron.htm 
В Черкес-Кермене никогда адыгов не бывало и не проживало. Этот вопрос я выяснял у потомков черкес-керменцев. Они собираются каждый год, хорошо знают историю своего села и своих предков. (позже сделаю сообщение по Черкес-Кермену). Но самое интересное в том, что Черкес-Кермен будучи древним, но маленьким поселением, входил в более крупное сельское общество, которое называлось Теберти (ныне Тургеневка). Согласно "Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год», деревня Черкез-Кермен, входила в Тебертинское сельское общество". "Сельское общество"- административная сельская единица Российской империи до 20 века. 
Однако же, в Карачае есть сразу три населённых пункта и река с названием Теберди! Карачаевцев в прошлом называли "карачаевские черкасы под Пятью горами", кара-черкесы. Энциклопедия Брокгауза сообщает, что рядом с Черкес-керменом находился пещерный город "Джингиз-кермен".. Но "Джингиз" легко толкуется из джокающего карачаево-балкарского языка, "дженг- рукав, ыз- след". Вероятно, Дженгиз-кермен тянулся вглубь пещеры, который напоминал рукав рубашки. Можно предположить, что прибывший  к аланской грузинской царице Тамар из Черкес-кермена предок грузинского князя Черкезошвили также был аланином-черкесом. 



 Часть II. Очевидец пятигорских черкас во дворе русского царя  Ивана Грозного
Генрих фон Штаден разоблачает адыгские переписывания 
тюркских князей Черкасских в адыгских князей.

1.Записки о Московии
1925году русский историк Ив.Ив. Полосин перевел с немецкого и издал книгу "О Москве Ивана Грозного: записки немца-опричника".  Книга более известна как  "Записки о Московии" Генриха фон Штадена. 
Автором Записок является Генрих фон Штаден, немецкий авантюрист, проживший в Московии 12 лет, с 1564 по 1576 годы во времена правления Ивана Грозного. Полосин Ив. Ив. (1891-1956) получил образование историка  в царское время, но стал профессором истории в советское время.  И.И. Полосин сопроводил книгу вступительным словом и комментариями в своем "Указатель географический". 

2.Генрих Штаден хорошо знал пятигорских черкас и князей Черкасских

"Татары пятигорские и черкасские"
по-немецки и по-русски из
"Записки о Московии"
На фотоскане И..И Полосин в своем "Указателе географическом" переводит немецкие обозначения трех типов татар, упомянутых Г.Штаденом и дает свои толкования им: 
1. "Татары казанские и астраханские- Tatern Kasansken und Astrokasken
2. "Татары нагайские-Tatern Nageyer, die nageyschen Tatern, Nageyer, Nageyen, Nageier -потомки золотоордынских татар, кочевавшие в заволжских степях; так называемые “большие нагаи".
3. "Татары пятигорские и черкасские - Pedigorsken Tateren, Taderen Scirkansin, Datern Scircassen" - потомки Золотой орды, объединившиеся в Кубанскую орду; так называемые “малые нагаи". 
Обращем внимание читателя на факт обозначения Штаденом разных типов татар, что говорит о его хорошей осведомлённости о тюрках-татарах.
 
Генрих Штаден 12 лет прожил в Москве с 1564 по 1576 годы, а царица Мария прибыла в Москву и вышла замуж за царя Ивана Грозного в 1561году и умерла в 1569году
Статья "Черкасские" в энциклопедии Брокгауза сообщает, что
В 1558году в Россию прибыл  Салтанкул (Михаил) Черкасский,брат царицы Марии умер в 1571г. 
С 1562 года на русской службе был Семён Ардасович Черкасский, предположительно троюродный брат Марии и Михаила (Салтанкула)
С 1564года служил воеводой в русских войсках двоюродный брат Михаила Темрюковича, Хокяг-мурза, в крещении князь Гавриил Камбулатович. 
С 1544 года на русской службе находился Иван Ахамашуков Черкасский.  
С 1557 или с 1558 года прибыл к Ивану Грозному и поступил на службу Чугуп Егупович Черкасский
Таким образом, время нахождения Генриха Штадена в Москве-России совпадает со временем нахождения на русской службе пятерых мужчин и одной женщины из рода Черкасских.  
Генрих Штаден лично и хорошо князей Черкасских, родственников Марии Темрюковны. 
Генрих Штаден в своих Записках упоминает царицу Марию без называния ее имени и упоминает трех князей Черкасских,  в том числе одного из них с отчеством Smerukowiz-Смерукович, не зафиксированным в русских летописях. 
Черкасский Михаил Темрюкович- князь Michael des Sohn aus Circassenlant, Knese Michael  Салтанкул-мурза, во крещении Михаил, с октября 1558 г. московский служилый князь. 
Черкасский Темрюк Айдарович, князь Knese Timeruck aus Sarkassenlant — кабардинский князь; в 1557 году отдался под руку московского царя. Дочь его Мария была второй женой царя Ивана.
Черкасский князь-Knese Michael Timeruk, Michael Smerukowiz, Michael in Scircassenlant, Schwager in Circassenlant - черкасский князь, но во всяком случае не Михаил Темрюкович.

По оценкам демографов численность населения Москвы к середине 16 века составляла около 100 тыс.чел. Генрих Штаден в своих Записках отмечает: 
"Большая часть иноземцев на Москве теперь немцы, черкасские татары и литовцы. .. Иноземец кем бы он ни был- волен в своей вере; он не может только принуждать своих русских слуг и служанок есть мясо великим постом (quattuor tempora), по средам и по пятницам." (стр 123) 
Таким образом, "большая часть иноземцев- черкасские татары" в 100 тысячном населении Москвы могли быть как минимум десятки семей, как максимум несколько сотен семей. 

Но как бы там не было, по причине упоминания Г. Штаденом троих современных ему Черкасских и подчеркивания, что "большая часть иноземцев есть черкасские татары", мы можем уверенно утверждать, что Генрих Штаден хорошо знал князей Черкасских и вообще пятигорских черкас и мог безошибочно установить их тюрко-татарское происхождение. Более того Генрих Штаден различал татар по месту происхождения. И будь "татары черкасские пятигорские и князья Черкасские по происхождению адыгами, как утверждают современные фальсификаторы, то Генрих Штаден обязательно указал бы, что "Черкасские были родом адыг­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния".  

Часть III. Первый адыгский историк Шора Ногмов не признавал черкесов 
в качестве адыгов и не упомянул ни пятигорских черкас,
ни князей Черкасских, ни царицу Марию.

Шора Ногмов в своей книге "История адыхейского народа" дважды обозначил свою цель: "..я имел целью во первых заслужить благосклонное внимание просвещённой публики в России". (Нальчик.1994г. стр.34, стр.196) 
Ш.Ногмов 51 раз упоминает слова "адыхэ, адыхейцы, адыхейский народ", 13 раз упоминает далеких по времени и географии скифов-"антов и антский народ", пытаясь представить их предками адыгов. Но своих современников и земляков черкесов он упоминает всего 2 раза, да и то мимоходом и не связывает черкесов с адыгами. Ногмов никак не указывает на идентичность черкесов и адыгов или хотя бы родственность их между собой. Ш. Ногмов много пишет о малозначащих фактах из истории адыгов, о мелких конфликтах, о названии мест, приводит тексты адыгских песен и преданий, но не пишет о черкесах и черкесском народе. Ш.Ногмов в своей книге об адыгской истории, "имея цель заслужить заслужить благосклонное внимание просвещённой публики в России", ни разу не упоминает о русской царице Марии, о князях Черкасских, о пятигорских черкасах и не связывает их с адыгами, как это делают современные фальсификаторы российской истории, переписывающие тюрко-черкесскую историю в пользу адыгов. 
(https://a-salpagarov.blogspot.com/2016/01/nogmov-ne-priznaval-cherkesov-adygami.html)
Представители рода Черкасских начиная со времени Ивана Грозного около 400 лет служили русскому царю и государству, но ни разу они не назвались адыгами или хотя бы адыгским княжеским титулом "пщы-князь". Но начиная с Генриха Штадена князей Черкасских обозначали как татар или ногайских золотоордынских мурз. Да, сословный титул Черкасских обозначали тюркским ногайским титулом "мурза", а не адыгским титулом "пщы"

Выводы: Среди князей Черкасских и пятигорских черкас Генрих Штаден не заметил адыгов и не упоминает адыгов. Генрих Штаден современник Ивана Грозного и князей Черкасских, проживший в России в период правления Ивана Грозного 12 лет, современник и свидетель князей Черкасских однозначно указал, что пятигорские черкесы есть татары, то есть тюрки. 
Он пятигорских черкас обозначил как  "Pedigorsken Tateren, Taderen Scirkansin, Datern Scircassen" или по русски это звучит как "пятигорские татары, татары-черкасы".  Никаких исторических документов об "адыгах пятигорских черкас или князей Черкасских адыгского происхождения" не существует. Но зато существуют два первоисточника 1560г и 1581г: "Книга степенная царского родословия" и "Записки о Московии" Генриха Штадена, разоблачающие переписывания пятигорских татар-черкасов и князей Черкасских в адыгов.

дополнительно, начальная статья по теме
"Пятигорские черкесы есть карачаевцы (балкарцы)"

Комментариев нет:

Отправить комментарий