1. Вступление
2. О решении комиссии КЧГУ
3. О видео А.Хаширова и сокрытии им важных фактов
4. Саморазоблачение "гиганта мысли" или мини-отзыв на книгу Аскера Хаширова "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел"
1.Вступление
Ранее я опубликовал статьи адыгских авторов о культе собаки в адыгском языке и свой комментарий к ним, см. по ссылке https://dzen.ru/a/ZNtx2OStdVpGNLY8 В публикации выложена статья Аслана Шаззо об этимологии фамилии видеоблогера Хаширова, по адыгски "Хьэшыр", где "хьа(хьэ)" означает «собака»,а «шыр-детёныш". В целом Хаширов (Хьэшыр) означает "Собаки детёныш". В следующей статье "Культ собаки и его отражение в адыгейском антропонимиконе" (2003) авторы Р.Ю Намитокова и С.Р. Тлехатук рассказывают о собаке в адыгейских именах и фамилиях. Они со ссылкой на З.У.Блягоз утверждают, что у адыгейцев существует более 120 имен и фамилий с основой "Хьа(Хьэ)", означающей "собака". Там же утверждается, что "собачьи имена" были ... просто культовыми, своеобразными тотемами. Не случайно до сих пор существует ласковое обращение старших к младшим "А си Хьэпакъ, псы къысфахь" (=О моя//мой курносый // принеси воды), а к дочери, к девочке "А си хьабз" ="О, моя сучка!". Здесь, "Хьэпакъ"- имеет буквальное значение "Собака коротконосая". [1]
А другой адыгский автор И.Х.Пшибиев (о нем ниже) насчитал среди адыгов КЧР и КБР около 100 имен со словом "хьэ-собака".
Для умного человека вышеприведённого короткого абзаца достаточно , чтобы понять абсурдность и провокационность обвинений Аскера Хаширова в оскорблении адыгов. С такими обвинениями А.Хаширов выпустил видео критикуя книгу У.З. Байрамукова, в которой Байрамуков посчитал, что этноним "адыгэ-адыхэ" означает "отец собаки" или отец-собака". Однако, ласкового обращения адыгов к младшим со словами "Хьэпакъ" то есть "собака коротконосая" и к дочери "А си хьэбз" то есть "о моя сучка", 120 адыгейских и 100 адыго-кабардинских имён-фамилий имеющих, имеющих в своем составе слово "Хьа(хьэ)- собака", в том числе и фамилия самого блогера "Хьэшыр- Собаки детёныш", достаточно для того, чтобы обвинить самого А.Хаширова непрофессионализме, провоцировании межнациональной неприязни и подстрекательстве против КЧГУ. Но мы пойдем малыми шажками, будем подробно исследовать и публиковать эти и другие факты, сокрытые А.Хашировым так, чтобы никто, даже тугодум, не сомневался в умышленной провокации А.Хаширова и его непрофессионализме как историка.
2. О решении комиссии КЧГУ
8 августа 2023 года на сайте Карачаево-Черкесского Государственного университета (КЧГУ) появилось Решение Комиссии по определению позиции в отношении видеоролика блогера А. Хаширова в сети Интернет о книге Байрамукова У.З. «Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии» (Карачаевск, 2000) №1 от 7.08. 2023 г. Комиссия КЧГУ была сформирована по поручению Главы КЧР Р.Б.Темирезова. Комиссия КЧГУ отмежевалась от книги У.З.Байрамукова указав, что книга У.Байрамукова издана по личной инициативе автора без согласования с руководством университета и без международного стандартного книжного номере ISNB. (см. Прил.) [2]
На самом деле в означенном Решении я вижу уход от сути вопроса и обычную бюрократическую отписку для успокоения А.Хаширова и Ко: "Да, мы вас услышали..." В книге Байрамукова указано, что она издана по решению редакционно-издательского отдела КЧГУ, названы сотрудники КЧГУ, научный редактор И.М. Шаманов и рецензент Н.М.Кагиева, также указан ББК - номер Библиотечно-библиографической классификации. А комиссия КЧГУ, идя на поводу провокационных запретительных требований А.Хаширова , по сути отписалась: "университет тут ни чем- не беспокойте нас".
Будь руководство КЧГУ более боевитей и честнее, оно выпустило бы статью с перечнем книг по адыго-абазинской теме опубликованных в КЧГУ и подало бы в суд на самого А.Хаширова за его оскорбление КЧГУ, пренебрежительно назвавшим КЧГУ "гаражом и распространителем ложной информации". Руководству КЧГУ надо было потребовать с А.Хаширова назвать "адыгский дворец науки" в противовес "гаражу науки КЧГУ". И чтобы на подобие книг КЧГУ по адыго-абазинской теме, А.Хаширов дал бы перечень книг изданных "адыгским дворцом науки" о истории и культуре Карачаевой Кабарды, кумыкской Малой Кабарды, которой 250 лет владела кумыкская знать во главе с Бековичи-Черкасскими и Малой Ногайской орды на землях которых расположилась равнинная Адыгея и тд.
Руководству КЧГУ в качестве ответа надо было опубликовать в университете мою статью "Ногмов не признавал черкесов адыгами" (https://a-salpagarov.blogspot.com/2016/01/nogmov-ne-priznaval-cherkesov-adygami.html). В четвертом разделе статьи я привел пять примеров фальсификации, совершенные первым адыгским историком Ш.Ногмовым. Вот на эти фальсификации надо было ткнуть носом Хаширова и Компанию и указать им: "Прежде чем браться за карачаево-балкарские историю и авторов, вам следует исправить своего первого и великого адыгского фальсификатора Ш.Ногмова, который только на одной странице своей книги выдал ПЯТЬ фальсификаций." А ведь Шора Ногмов-является иконой, витриной адыгской историографии, именем которого названы улицы, школы, библиотеки!
Глава КЧР Р.Б.Темирезов, Ректор КЧГУ Т.А.Узденов и Заведующие кафедрами истории КЧГУ своим Решением комиссии КЧГУ показали, что безответно поддались на провокативные обвинения А.Хаширова и своим ответом опустились на его уровень, уровень фальсификатора истории.
Карачаевские руководящие кланы до сих пор не поняли, что подвергаются информационной атаке, что Хаширов всего лишь частный случай многолетней многосторонней анти-карачайбалкарской информационной войны, начатой еще в 19 веке. Войну фальсификаций начал Ногмов Шора, солгав о даннической зависимости карачаевцев и балкарцев. А Кодзоков Дмитрий (Локман), председатель комиссии по сословным правам Терской обл. в 1864-1869гг продолжил фальсификации, записав в число свободных узденей бывших крепостных адыгских уорк-шаотлигуса, но природных балкарских узденей исключил из числа свободного сословия узденей.
Но хубиевско-батдыевско-темирезовский клан 30 лет показывает феноменальное непонимание ситуации и неспособность организовать работу Гуманитарного института КЧР, исторических кафедр КЧГУ и КЧГТА так, чтобы полноценно описать богатую историю карачаево-балкарского, ногайского народов, историю российского Кавказа. Тем самым хубиевско-батдыевско-темирезовский клан поощряет анти-карачайбалкарские в т.ч. и антироссийские адыгские мифы, такие как: "101 летняя война с Россией, пятигорские карачеркасы есть адыги, 4-5 млн.адыгской диаспоры, Канжальская битва в Приэльбрусье, адыгэ Чылар Хьэшыр есть первовосходитель на Эльбрус" и т.д. и т.п. И неудивительно, что в конечном счете сам властный карачаевский батдыевско-темирезовский клан подвергся информационной атаке. И властный карачаевский клан не смог не то, чтобы достойно ответить- но не смог хотя бы проигнорировать информационную атаку и принял на себя роль виноватого и оправдывающегося, показав тем самым что не может быть руководящей группой КЧР!
Умар Байрамуков этимологизировал тюркские этнонимы "касог, черкес, кабар", тем самым разрушая адыгские присвоения истории этих тюркских народов. Хаширов и Ко почувствовали в книге У.Байрамукова угрозу разоблачения многолетних адыгских фальсификаций и хотят заставить замолчать карачаево-балкарских историков. Вот настоящая причина истеричной реакции на обычно спокойно обсуждаемые этимологии. Например, буряты не комплексуют, не истерят и сами производят свое название из хакасского языка "бурят" как "волк-отец". Но и У.Байрамуков также этимологизировал этноним "адыгэ-адыхэ" как "отец-собака". [3]
Тему исторических анти-карачаево-балкарских ( в т.ч. антироссийских) фальсификаций, причин его возникновения и путей преодоления я расскажу в отдельной статье. Сейчас же мы продолжим исследовать тему поднятую А.Хашировым и укажем на принципиальные факты из книги У.Байрамукова скрытые А.Хашировым.
3. О видео А.Хаширова и сокрытии им важных фактов
Видеоблогер Аскер Хаширов свое видео назвал провокативно и оскорбительно для КЧГУ: "Дети собаки" адыги и "глупые" абазы - очередной бред от редакционно-издательского отдела КЧГПУ". В нём А.Хаширов обвинил КЧГУ и автора книги У.З. Байрамукова в оскорблении адыгов. В книге «Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии» У.З.Байрамуков пишет, что этноним "адыгэ-адыхэ" состоит из двух лексем. Первая лексема "адэ" означает "отец", а вторая лексема "хьэ (хьа)" означает "собака". От себя добавим, что эти две адыгских лексемы так переведены в адыгских словарях. Согласно У.З. Байрамукова, этноним адыга (адэхьэ) означает "дети собаки" или "отец-собака" по тотему. Данную этимологию А.Хаширов посчитал оскорблением всего адыгского народа. Уместно заметить, что Кабардино-Балкарский Гуманитарный институт существует с 1927года, но до сих пор институт так и не дал убедительной этимологии этнонима "адыхэ-адыгэ". Может в Гуманитарном институте КБР давно знают этимологию У.Байрамукова и потому сотнями книг и статей пытаются тюрко-черкесское имя и тюрко-кабардинское имя переписать на адыгов? Хаширов в своем видео провокационно нагнетает антикарачаевские настроения, обвиняет автора и Карачаево-Черкесский университет в адыгофобии и жалуется Главе КЧР Р.Б.Темирезову на КЧГУ. [4]
Однако же, сам Аскер Хаширов не привел другого варианта этимологии, который бы опровергал версию У.З.Байрамукова. Более того, Аскер Хаширов поступил нечестно и провокативно со своими слушателями, в том числе и с Главами КЧР и КБР, к которым обращался за помощью. А.Хаширов скрыл от них цитаты из книги Умара Байрамукова от Н.Ф Яковлева и И. Х. Пшибиева, которые писали о собаке, как о священном адыгском животном (тотеме). Байрамуков цитирует Н.Ф. Яковлева: "В далеком прошлом у черкесов (т.е. адыгов) собака имела культовое значение. Древнейшее домашнее животное первоначально почиталось как священное животное (тотем - У.Б), охраняющее человека и его жилье". [5] Утверждение Н.Ф.Яковлева важная информация, показывающая, что в период депортации карачаевцев-балкарцев, в 1948году нейтральный русский автор указывал, что священным животным адыгов была собака!
У.Байрамуков приводит карачаевское предание, о том что в период ослабления алан-карачаевцев, предводитель карачаевцев-балкарцев Карча Второй в 18 веке, зная об адыгском тотеме-собаке, не выполнил требования адыго-кабардинцев уйти из Баксана, дал им старую собаку и они ушли удовлетворившись этой собакой. (Карча Восстановитель или Карча Первый жил в на стыке 14-15 веков, Карча Второй в 18 веке)
Теперь познакомимся со сведениями от И.Х. Пшибиева, которые приводит У.Байрамуков: "В адыгской ономастике в прошлом широкое распространение получили мужские личные имена, производные от слова «ХЬЭ»(собака). Нами установлено их около ста единиц. Вот некоторые из них: хьэшыр - детеныш собаки, хьэмышэ - дворняга..." [6]
На самом деле суммарное число адыгейско-кабардинских имен и фамилий со словом "Хьа-Хьэ" (собака) больше 200. Но об этом я расскажу в другой статье.
Таким образом, в книге У.Байрамукова даны цитаты, от И.Х.Пришибиева, что у адыгов КЧР и КБР существует около 100 имен со словом "хьэ-собака". Очень большая цифра для малого адыгского народа! А также У.Байрамуков приводит цитату от Н.Ф.Яковлева, что у адыгов "собака имела культовое значение и почиталось как священное животное".
Для правильного понимания "высоты мысли и морали" А.Хаширова- обращаю внимание на следующий факт. И.Х.Пшибиев привел этимологию фамилии видеоблогера Аскера Хаширова, по адыгски "Хьэшыр - Собаки детёныш". Через 20 лет другой адыгский автор Аслан Шаззо напишет статью с такой же этимологией. И в связи с этим, несколько вопросов самым умным и честным покровителям Хаширова и вдохновителям-авторам Решения Комиссии КЧГУ:
1.Каким надо быть особо одарённым, интеллектуально и морально, имея фамилию "Хьэшыр-Детёныш собаки" и предъявлять обвинения и провокации по поводу этимологии "Адыхэ-Отец собака"?
2."Чем детёныш собаки лучше отца собаки"
3."Как назывался бы отец детёныша собаки, если есть детёныш собаки-хьэшыр"?
Также Хаширов и Ко должны объяснить жителям КЧР и КБР следующее. "Къущхьэ" является адыгским названием балкарцев-карачаевцев и осетин. Словообразование "къущхьэ" подобно словообразованию этнонима "адыхэ" и оно также состоит из двух лексем "къущ" и "хьэ". Пусть Хаширов и адыгские- карачаевские поддакиватели Хаширову расскажут людям, что означают эти слова в адыгском названии балкарцев(карачаевцев) и осетин?
Итак, этимология У.Байрамукова не адыгофобия и не оскорбления адыгов, как представляет А.Хаширов, а научный вывод сделанный Байрамуковым на основании сведений опубликованных Н.Ф.Яковлевым и И.Х.Пшибиевым и лингвистического анализа самого этнонима "адыгэ-адыхэ". Резюмирующая цитата от У.Байрамукова: "...этноним «Адыга», «Адэхьэ» состоит из двух лексем «Ады+га» (Адэ+хьэ), где первая лексема Ады на тюркской (в том числе на карачаевской) основе означает «имя», «прозвище», «название», а Адэ из карачаевского ата означает «отец». Вторая лексема ха (га хьэ) на адыгской основе означает «собака». В целом этноним Адыга (Адэхьэ) на тюрко-адыгской основе означает «имя собака», «дети собаки», отец-собака по тотему." [7]
Кто-нибудь из честных адыгов или кто-нибудь из окружения Темирезова спросите с Аскера Хаширова- на каком основании он скрыл важные факты, цитаты от Яковлева и Пшибиева в книге У.Байрамукова и выставил только одну цитату с этимологией У. Байрамукова? Другими словами, Хаширов, скрыв одни факты и упомянув другие, дал недостоверную информацию, по простонародному сказать, обманул своих слушателей, Глав КЧР и КБР, к которым обращался. Кто за все это будет отвечать перед народом и перед законом?
4. Саморазоблачение "гиганта мысли" или мини-отзыв на книгу Аскера Хаширова "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел"
Чтобы лучше понять суть провокационного видео Хаширова с сокрытием им фактов адыгского культа собаки, я приведу вам пример "неповторимой интеллектуальной и моральной одаренности" Аскера Хаширова, показывающий его несостоятельность как историка. Ведь как говорят на Востоке "Необязательно выпить все море, чтобы понять что вода солёная-достаточно одной ложки". Начиная с 2009года, со своего заявления "Я чту память своих предков", опубликованного в нескольких интернет газетах и кончая книгой и видео "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел" от 2019года Аскер Хаширов повторяет им самим вымышленное имя "Мусса (Хыйса) Иссаевич Хачиров" [8],
А.Хаширов на первой странице книги пишет "начиная с 2000-х годов... первовосходителем (на Эльбрус) был объявлен карачаевец "Мусса (Хыйса) Иссаевич Хачиров". Это имя А.Хаширов повторяет на страницах 4 и 515 своей книги. Таким образом, в первом же маленьком абзаце книги А.Хаширова содержится сразу два его вымысла, две фальсификации против известных фактов. А.Хаширов выдумывает не только имя Мусса Иссаевич, но и даты первого упоминания карачаевца-первовосходителя! [9]
Правда состоит в том, что Килара первовосходителя на Эльбрус: как карачаевца упоминал академик Г.И.Радде в 1883году в журнале "Живописная Россия", как горца упоминала энциклопедия Брокгауза в 1904году в статье Н.Я.Динника "Эльбрус". Как балкарца упоминал Евгений Симонов в 1938году во всесоюзной газете "Школа мужества", выходящей в КБР и распространявшейся по всему СССР. Мать Килара была балкаркой из рода баксанских Соттаевых. А вот первовосходителя на Эльбрус, как адыга Чылара, впервые упомянул адыгский писатель Аскерби Шортанов в 1954году в художественном романе "Бгырысхэр". [10] Обратите внимание в 1938году, когда альпинистская газета "Школа мужества" назвала Килара балкарцем- ни А.Шортанов, ни представители Хашировых, ни глава КБР адыгэ Бетал Калмыков не опровергали автора Е.Симонова. Однако, через 16 лет в 1954г, уже после выселения карачаевцев-балкарцев, Килар первовосходитель на Эльбрус, появился в адыгском романе А.Шортанова и превратился в адыгэ Чылар.
Таким образом, Аскер Хаширов, имея за спиной выдуманного Чылара из адыгского романа, прямо с первых строчек своей книги начинает с двух фальсификаций. Работая методом вымысла и вольных толкований, не имея ни одного бесспорного доказательства, Аскер Хаширов уже 14 лет самозванно выдает себя за потомка Килара-карачаевского первовосходителя на Эльбрус.
(По теме карачаевского первовосходителя на Эльбрус Килара отсылаю к своим 12 статьям в серии "Кто покорил Эльбрус" на персональном сайте https://a-salpagarov.blogspot.com/ . В своих статьях я привел много фактов, сокрытых Аскером Хашировым, например в "Описании Кабарды 1827г", Начальник Кабарды полковник Швецов подробно описывает карачаевцев, называет балкарцев пяти обществ кабардинским народом. А вот адыгов, которые с 1864г, уже 61 год якобы воевали с русскими, Начальник Кабарды даже не упоминает, не то чтобы назвать их кабардинским народом. Сей скрываемый Хашировым факт, ясно показывает, кого в 1829году в экспедиции Эммануэля называли тюркским этнонимом "кабардинцы".)
Однако же, разоблачение "безудержного таланта и высокого профессионализма историка" Аскера Хаширова содержится на странице 682 книги самого А.Хаширов. Он публикует две фотографии: открытие мемориальной доски в Карачае в честь первовосходителя на Эльбрус и фотоскан из сайта Правительства КЧР. А теперь внимание! На обоих фотодокументах имя карачаевского первовосходителя на Эльбрус записано как: "Хачиров Хыйса (Килляр) Муссаевич".
Таким образом, А.Хаширов около 15 лет повторяет им самим вымышленное имя карачаевца "Мусса (Хыйса) Иссаевич Хачиров", которого он сам же опровергает как несуществующего человека.
О какой честности и профессионализме "историка" Хаширова можно говорить, если с первых строчек своей хвастливо разрекламированной книги "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел", Аскер Хаширов против объективных фактов анекдотично выставляет два своих вымысла- вымышленное имя и вымышленную дату первого упоминания карачаевца первовосходителя на Эльбрус?
О каком умении и профессионализме "историка Хаширова", можно говорить, если Хаширов не может правильно воспроизвести имя карачаевского первовосходителя на Эльбрус "Хыйса (Килляр) Муссаевич Хачиров"? Ведь личность любого человека устанавливают по имени, фамилии и отчеству. И это простое и главное действие любого исследования "историк" Хаширов не смог правильно выполнить в течении почти полутора десятка лет.
Разве не смешно, что такой вот "особо одарённый историк" А. Хаширов на своих многочисленных видеошоу пафосно зачитывает свои письма, обращения в которых он поучает, критикует, поправляет разных профессоров, чиновников, исследователей. А в последнем провокационном видео А. Хаширов пренебрежительно называет "гаражом" коллектив целого университета КЧГУ, скрыв от Главы КЧР и своих слушателей факты от Н.Ф Яковлева и И. Х. Пшибиева об адыгском культе собаки, приведённые в книге У.З.Байрамукова (см. предыдущие разделы статьи).
Может нам надо просто посочувствовать "великому историку" Аскеру Хаширову, его покровителям и слушателям, и не предъявлять ему общечеловеческого требования - уважать своих читателей, быть честным, внимательным ?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Источники:
1. https://dzen.ru/a/ZNtx2OStdVpGNLY8 , Р.Ю. Намитокова и С.Р. Тлехатук "Культ собаки и его отражение в адыгейском антропонимиконе", "Язык. Этнос. Сознание. Материалы Международной научной конференции" Майкоп, 2003г. С.96-99
2. https://kchgu.ru/reshenie-komissii-karachaevo-cherkesskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-u-d-alieva-po-opredeleniju-pozicii-v-otnoshenii-videorolika-blogera-a-hashirova-v-seti-internet-o-knige-bajramukova-u-z/ (по состоянию на 8.08.2023)
3. Вики статья "Буряты" ttps://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Буряты&oldid=131896182 Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. — Улан-Удэ, 1972
4. https://www.youtube.com/watch?v=Mo8WO0cUOq0 (по состоянию на 8.08.2023)
5. У.З.Байрамуков «Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии», Карачаевск, 2000, С. 286, из Яковлев Н.Ф. Грамматика литературного кабардино-черкесского языка. М.-Л., 1948. С.230
6. У.З.Байрамуков «Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии», Карачаевск, 2000, С. 286 из Пшибиев И Х. «Апотропеические имена и фамилии», Алиевские чтения. 4.1. - Карачаевок, 1998, С. 124
7.там же
8. "Я чту память своих предков"-Заявление Аскера Хаширова https://www.natpress.net/index.php?newsid=3455, архив https://archive.ph/xtakR, https://www.sknews.ru/rubriki/main/24042-ya-chtu-pamyat-svoix-predkov.html
https://web.archive.org/web/20200201140325/http://skgazeta.ru/main/page,1,4,24042-ya-chtu-pamyat-svoix-predkov.html
9. Аскер Хаширов,"Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел", Нальчик, 2019г, С.2, С.4, С.515, https://www.youtube.com/watch?v=D-9YnqKFegY (по состоянию 8.08.2023)
10. Ахмад Салпагаров, серия статей "кто покорил Эльбрус" https://a-salpagarov.blogspot.com/search/label/%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%20%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81
Комментариев нет:
Отправить комментарий