четверг, 30 ноября 2023 г.

Что скрыл блогер А.Хаширов от Главы КЧР или об адыгском культе собаки



Ахмад Салпагаров, 2023 август.
Оглавление
1. Вступление
2. О решении комиссии КЧГУ
3. О видео А.Хаширова и сокрытии им важных фактов
4. Саморазоблачение "гиганта мысли" или мини-отзыв на книгу Аскера Хаширова "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел"

От Аслана Шаззо этимология фамилии Хаширов-Хьэшыр как "Детёныш собаки"

1.Вступление

Ранее я опубликовал статьи адыгских авторов о культе собаки в адыгском языке и свой комментарий к ним, см. по ссылке https://dzen.ru/a/ZNtx2OStdVpGNLY8 В публикации выложена статья Аслана Шаззо об этимологии фамилии видеоблогера Хаширова, по адыгски "Хьэшыр", где "хьа(хьэ)" означает «собака»,а «шыр-детёныш". В целом Хаширов (Хьэшыр) означает "Собаки детёныш". В следующей статье "Культ собаки и его отражение в адыгейском антропонимиконе" (2003) авторы Р.Ю Намитокова и С.Р. Тлехатук рассказывают о собаке в адыгейских именах и фамилиях. Они со ссылкой на З.У.Блягоз утверждают, что у адыгейцев существует более 120 имен и фамилий с основой "Хьа(Хьэ)", означающей "собака". Там же утверждается, что "собачьи имена" были ... просто культовыми, своеобразными тотемами. Не случайно до сих пор существует ласковое обращение старших к младшим "А си Хьэпакъ, псы къысфахь" (=О моя//мой курносый // принеси воды), а к дочери, к девочке "А си хьабз" ="О, моя сучка!". Здесь, "Хьэпакъ"- имеет буквальное значение "Собака коротконосая". [1]
А другой адыгский автор И.Х.Пшибиев (о нем ниже) насчитал среди адыгов КЧР и КБР около 100 имен со словом "хьэ-собака".
Для умного человека вышеприведённого короткого абзаца достаточно , чтобы понять абсурдность и провокационность обвинений Аскера Хаширова в оскорблении адыгов. С такими обвинениями А.Хаширов выпустил видео критикуя книгу У.З. Байрамукова, в которой Байрамуков посчитал, что этноним "адыгэ-адыхэ" означает "отец собаки" или отец-собака". Однако, ласкового обращения адыгов к младшим со словами "Хьэпакъ" то есть "собака коротконосая" и к дочери "А си хьэбз" то есть "о моя сучка", 120 адыгейских и 100 адыго-кабардинских имён-фамилий имеющих, имеющих в своем составе слово "Хьа(хьэ)- собака", в том числе и фамилия самого блогера "Хьэшыр- Собаки детёныш", достаточно для того, чтобы обвинить самого А.Хаширова непрофессионализме, провоцировании межнациональной неприязни и подстрекательстве против КЧГУ. Но мы пойдем малыми шажками, будем подробно исследовать и публиковать эти и другие факты, сокрытые А.Хашировым так, чтобы никто, даже тугодум, не сомневался в умышленной провокации А.Хаширова и его непрофессионализме как историка.

2. О решении комиссии КЧГУ

Видео А.Хаширова, одно из многих, в котором он обращается к Главе КЧР, пытаясь представить карачаевских историков распространителями недостоверной и лживой информации

8 августа 2023 года на сайте Карачаево-Черкесского Государственного университета (КЧГУ) появилось Решение Комиссии по определению позиции в отношении видеоролика блогера А. Хаширова в сети Интернет о книге Байрамукова У.З. «Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии» (Карачаевск, 2000) №1 от 7.08. 2023 г. Комиссия КЧГУ была сформирована по поручению Главы КЧР Р.Б.Темирезова. Комиссия КЧГУ отмежевалась от книги У.З.Байрамукова указав, что книга У.Байрамукова издана по личной инициативе автора без согласования с руководством университета и без международного стандартного книжного номере ISNB. (см. Прил.) [2]

На самом деле в означенном Решении я вижу уход от сути вопроса и обычную бюрократическую отписку для успокоения А.Хаширова и Ко: "Да, мы вас услышали..." В книге Байрамукова указано, что она издана по решению редакционно-издательского отдела КЧГУ, названы сотрудники КЧГУ, научный редактор И.М. Шаманов и рецензент Н.М.Кагиева, также указан ББК - номер Библиотечно-библиографической классификации. А комиссия КЧГУ, идя на поводу провокационных запретительных требований А.Хаширова , по сути отписалась: "университет тут ни чем- не беспокойте нас".

Будь руководство КЧГУ более боевитей и честнее, оно выпустило бы статью с перечнем книг по адыго-абазинской теме опубликованных в КЧГУ и подало бы в суд на самого А.Хаширова за его оскорбление КЧГУ, пренебрежительно назвавшим КЧГУ "гаражом и распространителем ложной информации". Руководству КЧГУ надо было потребовать с А.Хаширова назвать "адыгский дворец науки" в противовес "гаражу науки КЧГУ". И чтобы на подобие книг КЧГУ по адыго-абазинской теме, А.Хаширов дал бы перечень книг изданных "адыгским дворцом науки" о истории и культуре Карачаевой Кабарды, кумыкской Малой Кабарды, которой 250 лет владела кумыкская знать во главе с Бековичи-Черкасскими и Малой Ногайской орды на землях которых расположилась равнинная Адыгея и тд.

Внутренняя обложка книги У.З.Байрамукова "Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии"
Руководству КЧГУ в качестве ответа надо было опубликовать в университете мою статью "Ногмов не признавал черкесов адыгами" (https://a-salpagarov.blogspot.com/2016/01/nogmov-ne-priznaval-cherkesov-adygami.html). В четвертом разделе статьи я привел пять примеров фальсификации, совершенные первым адыгским историком Ш.Ногмовым. Вот на эти фальсификации надо было ткнуть носом Хаширова и Компанию и указать им: "Прежде чем браться за карачаево-балкарские историю и авторов, вам следует исправить своего первого и великого адыгского фальсификатора Ш.Ногмова, который только на одной странице своей книги выдал ПЯТЬ фальсификаций." А ведь Шора Ногмов-является иконой, витриной адыгской историографии, именем которого названы улицы, школы, библиотеки!

Глава КЧР Р.Б.Темирезов, Ректор КЧГУ Т.А.Узденов и Заведующие кафедрами истории КЧГУ своим Решением комиссии КЧГУ показали, что безответно поддались на провокативные обвинения А.Хаширова и своим ответом опустились на его уровень, уровень фальсификатора истории.
Карачаевские руководящие кланы до сих пор не поняли, что подвергаются информационной атаке, что Хаширов всего лишь частный случай многолетней многосторонней анти-карачайбалкарской информационной войны, начатой еще в 19 веке. Войну фальсификаций начал Ногмов Шора, солгав о даннической зависимости карачаевцев и балкарцев. А Кодзоков Дмитрий (Локман), председатель комиссии по сословным правам Терской обл. в 1864-1869гг продолжил фальсификации, записав в число свободных узденей бывших крепостных адыгских уорк-шаотлигуса, но природных балкарских узденей исключил из числа свободного сословия узденей.
Но хубиевско-батдыевско-темирезовский клан 30 лет показывает феноменальное непонимание ситуации и неспособность организовать работу Гуманитарного института КЧР, исторических кафедр КЧГУ и КЧГТА так, чтобы полноценно описать богатую историю карачаево-балкарского, ногайского народов, историю российского Кавказа. Тем самым хубиевско-батдыевско-темирезовский клан поощряет анти-карачайбалкарские в т.ч. и антироссийские адыгские мифы, такие как: "101 летняя война с Россией, пятигорские карачеркасы есть адыги, 4-5 млн.адыгской диаспоры, Канжальская битва в Приэльбрусье, адыгэ Чылар Хьэшыр есть первовосходитель на Эльбрус" и т.д. и т.п. И неудивительно, что в конечном счете сам властный карачаевский батдыевско-темирезовский клан подвергся информационной атаке. И властный карачаевский клан не смог не то, чтобы достойно ответить- но не смог хотя бы проигнорировать информационную атаку и принял на себя роль виноватого и оправдывающегося, показав тем самым что не может быть руководящей группой КЧР!
Умар Байрамуков этимологизировал тюркские этнонимы "касог, черкес, кабар", тем самым разрушая адыгские присвоения истории этих тюркских народов. Хаширов и Ко почувствовали в книге У.Байрамукова угрозу разоблачения многолетних адыгских фальсификаций и хотят заставить замолчать карачаево-балкарских историков. Вот настоящая причина истеричной реакции на обычно спокойно обсуждаемые этимологии. Например, буряты не комплексуют, не истерят и сами производят свое название из хакасского языка "бурят" как "волк-отец". Но и У.Байрамуков также этимологизировал этноним "адыгэ-адыхэ" как "отец-собака". [3]
Тему исторических анти-карачаево-балкарских ( в т.ч. антироссийских) фальсификаций, причин его возникновения и путей преодоления я расскажу в отдельной статье. Сейчас же мы продолжим исследовать тему поднятую А.Хашировым и укажем на принципиальные факты из книги У.Байрамукова скрытые А.Хашировым.

3. О видео А.Хаширова и сокрытии им важных фактов
Видеоблогер Аскер Хаширов свое видео назвал провокативно и оскорбительно для КЧГУ: "Дети собаки" адыги и "глупые" абазы - очередной бред от редакционно-издательского отдела КЧГПУ". В нём А.Хаширов обвинил КЧГУ и автора книги У.З. Байрамукова в оскорблении адыгов. В книге «Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии» У.З.Байрамуков пишет, что этноним "адыгэ-адыхэ" состоит из двух лексем. Первая лексема "адэ" означает "отец", а вторая лексема "хьэ (хьа)" означает "собака". От себя добавим, что эти две адыгских лексемы так переведены в адыгских словарях. Согласно У.З. Байрамукова, этноним адыга (адэхьэ) означает "дети собаки" или "отец-собака" по тотему. Данную этимологию А.Хаширов посчитал оскорблением всего адыгского народа. Уместно заметить, что Кабардино-Балкарский Гуманитарный институт существует с 1927года, но до сих пор институт так и не дал убедительной этимологии этнонима "адыхэ-адыгэ". Может в Гуманитарном институте КБР давно знают этимологию У.Байрамукова и потому сотнями книг и статей пытаются тюрко-черкесское имя и тюрко-кабардинское имя переписать на адыгов? Хаширов в своем видео провокационно нагнетает антикарачаевские настроения, обвиняет автора и Карачаево-Черкесский университет в адыгофобии и жалуется Главе КЧР Р.Б.Темирезову на КЧГУ. [4]
Однако же, сам Аскер Хаширов не привел другого варианта этимологии, который бы опровергал версию У.З.Байрамукова. Более того, Аскер Хаширов поступил нечестно и провокативно со своими слушателями, в том числе и с Главами КЧР и КБР, к которым обращался за помощью. А.Хаширов скрыл от них цитаты из книги Умара Байрамукова от Н.Ф Яковлева и И. Х. Пшибиева, которые писали о собаке, как о священном адыгском животном (тотеме). Байрамуков цитирует Н.Ф. Яковлева: "В далеком прошлом у черкесов (т.е. адыгов) собака имела культовое значение. Древнейшее домашнее животное первоначально почиталось как священное животное (тотем - У.Б), охраняющее человека и его жилье". [5] Утверждение Н.Ф.Яковлева важная информация, показывающая, что в период депортации карачаевцев-балкарцев, в 1948году нейтральный русский автор указывал, что священным животным адыгов была собака!

286 стр из книги У.Байрамукова с цитатами от Н.Ф.Яковлева (1948г) и И.Х.Пшибиева (1998г) скрытые А.Хашировым

У.Байрамуков приводит карачаевское предание, о том что в период ослабления алан-карачаевцев, предводитель карачаевцев-балкарцев Карча Второй в 18 веке, зная об адыгском тотеме-собаке, не выполнил требования адыго-кабардинцев уйти из Баксана, дал им старую собаку и они ушли удовлетворившись этой собакой. (Карча Восстановитель или Карча Первый жил в на стыке 14-15 веков, Карча Второй в 18 веке)
Теперь познакомимся со сведениями от И.Х. Пшибиева, которые приводит У.Байрамуков: "В адыгской ономастике в прошлом широкое распространение получили мужские личные имена, производные от слова «ХЬЭ»(собака). Нами установлено их около ста единиц. Вот некоторые из них: хьэшыр - детеныш собаки, хьэмышэ - дворняга..." [6]
На самом деле суммарное число адыгейско-кабардинских имен и фамилий со словом "Хьа-Хьэ" (собака) больше 200. Но об этом я расскажу в другой статье.
Таким образом, в книге У.Байрамукова даны цитаты, от И.Х.Пришибиева, что у адыгов КЧР и КБР существует около 100 имен со словом "хьэ-собака". Очень большая цифра для малого адыгского народа! А также У.Байрамуков приводит цитату от Н.Ф.Яковлева, что у адыгов "собака имела культовое значение и почиталось как священное животное".

Для правильного понимания "высоты мысли и морали" А.Хаширова- обращаю внимание на следующий факт. И.Х.Пшибиев привел этимологию фамилии видеоблогера Аскера Хаширова, по адыгски "Хьэшыр - Собаки детёныш". Через 20 лет другой адыгский автор Аслан Шаззо напишет статью с такой же этимологией. И в связи с этим, несколько вопросов самым умным и честным покровителям Хаширова и вдохновителям-авторам Решения Комиссии КЧГУ:
1.Каким надо быть особо одарённым, интеллектуально и морально, имея фамилию "Хьэшыр-Детёныш собаки" и предъявлять обвинения и провокации по поводу этимологии "Адыхэ-Отец собака"?

2."Чем детёныш собаки лучше отца собаки"

3."Как назывался бы отец детёныша собаки, если есть детёныш собаки-хьэшыр"?

Также Хаширов и Ко должны объяснить жителям КЧР и КБР следующее. "Къущхьэ" является адыгским названием балкарцев-карачаевцев и осетин. Словообразование "къущхьэ" подобно словообразованию этнонима "адыхэ" и оно также состоит из двух лексем "къущ" и "хьэ". Пусть Хаширов и адыгские- карачаевские поддакиватели Хаширову расскажут людям, что означают эти слова в адыгском названии балкарцев(карачаевцев) и осетин?

Итак, этимология У.Байрамукова не адыгофобия и не оскорбления адыгов, как представляет А.Хаширов, а научный вывод сделанный Байрамуковым на основании сведений опубликованных Н.Ф.Яковлевым и И.Х.Пшибиевым и лингвистического анализа самого этнонима "адыгэ-адыхэ". Резюмирующая цитата от У.Байрамукова: "...этноним «Адыга», «Адэхьэ» состоит из двух лексем «Ады+га» (Адэ+хьэ), где первая лексема Ады на тюркской (в том числе на карачаевской) основе означает «имя», «прозвище», «название», а Адэ из карачаевского ата означает «отец». Вторая лексема ха (га хьэ) на адыгской основе означает «собака». В целом этноним Адыга (Адэхьэ) на тюрко-адыгской основе означает «имя собака», «дети собаки», отец-собака по тотему." [7]

Кто-нибудь из честных адыгов или кто-нибудь из окружения Темирезова спросите с Аскера Хаширова- на каком основании он скрыл важные факты, цитаты от Яковлева и Пшибиева в книге У.Байрамукова и выставил только одну цитату с этимологией У. Байрамукова? Другими словами, Хаширов, скрыв одни факты и упомянув другие, дал недостоверную информацию, по простонародному сказать, обманул своих слушателей, Глав КЧР и КБР, к которым обращался. Кто за все это будет отвечать перед народом и перед законом?

4. Саморазоблачение "гиганта мысли" или мини-отзыв на книгу Аскера Хаширова "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел"

Чтобы лучше понять суть провокационного видео Хаширова с сокрытием им фактов адыгского культа собаки, я приведу вам пример "неповторимой интеллектуальной и моральной одаренности" Аскера Хаширова, показывающий его несостоятельность как историка. Ведь как говорят на Востоке "Необязательно выпить все море, чтобы понять что вода солёная-достаточно одной ложки". Начиная с 2009года, со своего заявления "Я чту память своих предков", опубликованного в нескольких интернет газетах и кончая книгой и видео "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел" от 2019года Аскер Хаширов повторяет им самим вымышленное имя "Мусса (Хыйса) Иссаевич Хачиров" [8],

Аннотация книги А.Хаширова с ложными утверждениями о "начиная с 2000хгодов" и вымышленным именем Мусса (Хыйса) Иссаевич Хачиров

А.Хаширов на первой странице книги пишет "начиная с 2000-х годов... первовосходителем (на Эльбрус) был объявлен карачаевец "Мусса (Хыйса) Иссаевич Хачиров". Это имя А.Хаширов повторяет на страницах 4 и 515 своей книги. Таким образом, в первом же маленьком абзаце книги А.Хаширова содержится сразу два его вымысла, две фальсификации против известных фактов. А.Хаширов выдумывает не только имя Мусса Иссаевич, но и даты первого упоминания карачаевца-первовосходителя! [9]

Правда состоит в том, что Килара первовосходителя на Эльбрус: как карачаевца упоминал академик Г.И.Радде в 1883году в журнале "Живописная Россия", как горца упоминала энциклопедия Брокгауза в 1904году в статье Н.Я.Динника "Эльбрус". Как балкарца упоминал Евгений Симонов в 1938году во всесоюзной газете "Школа мужества", выходящей в КБР и распространявшейся по всему СССР. Мать Килара была балкаркой из рода баксанских Соттаевых. А вот первовосходителя на Эльбрус, как адыга Чылара, впервые упомянул адыгский писатель Аскерби Шортанов в 1954году в художественном романе "Бгырысхэр". [10] Обратите внимание в 1938году, когда альпинистская газета "Школа мужества" назвала Килара балкарцем- ни А.Шортанов, ни представители Хашировых, ни глава КБР адыгэ Бетал Калмыков не опровергали автора Е.Симонова. Однако, через 16 лет в 1954г, уже после выселения карачаевцев-балкарцев, Килар первовосходитель на Эльбрус, появился в адыгском романе А.Шортанова и превратился в адыгэ Чылар.

Таким образом, Аскер Хаширов, имея за спиной выдуманного Чылара из адыгского романа, прямо с первых строчек своей книги начинает с двух фальсификаций. Работая методом вымысла и вольных толкований, не имея ни одного бесспорного доказательства, Аскер Хаширов уже 14 лет самозванно выдает себя за потомка Килара-карачаевского первовосходителя на Эльбрус.

(По теме карачаевского первовосходителя на Эльбрус Килара отсылаю к своим 12 статьям в серии "Кто покорил Эльбрус" на персональном сайте https://a-salpagarov.blogspot.com/ . В своих статьях я привел много фактов, сокрытых Аскером Хашировым, например в "Описании Кабарды 1827г", Начальник Кабарды полковник Швецов подробно описывает карачаевцев, называет балкарцев пяти обществ кабардинским народом. А вот адыгов, которые с 1864г, уже 61 год якобы воевали с русскими, Начальник Кабарды даже не упоминает, не то чтобы назвать их кабардинским народом. Сей скрываемый Хашировым факт, ясно показывает, кого в 1829году в экспедиции Эммануэля называли тюркским этнонимом "кабардинцы".)


Однако же, разоблачение "безудержного таланта и высокого профессионализма историка" Аскера Хаширова содержится на странице 682 книги самого А.Хаширов. Он публикует две фотографии: открытие мемориальной доски в Карачае в честь первовосходителя на Эльбрус и фотоскан из сайта Правительства КЧР. А теперь внимание! На обоих фотодокументах имя карачаевского первовосходителя на Эльбрус записано как: "Хачиров Хыйса (Килляр) Муссаевич".

Страница 682 книги А.Хаширова с правильным именем карачаевского первовосходителя Килар (Хыйса) Муссаевич Хачиров

Таким образом, А.Хаширов около 15 лет повторяет им самим вымышленное имя карачаевца "Мусса (Хыйса) Иссаевич Хачиров", которого он сам же опровергает как несуществующего человека.

О какой честности и профессионализме "историка" Хаширова можно говорить, если с первых строчек своей хвастливо разрекламированной книги "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел", Аскер Хаширов против объективных фактов анекдотично выставляет два своих вымысла- вымышленное имя и вымышленную дату первого упоминания карачаевца первовосходителя на Эльбрус?

О каком умении и профессионализме "историка Хаширова", можно говорить, если Хаширов не может правильно воспроизвести имя карачаевского первовосходителя на Эльбрус "Хыйса (Килляр) Муссаевич Хачиров"? Ведь личность любого человека устанавливают по имени, фамилии и отчеству. И это простое и главное действие любого исследования "историк" Хаширов не смог правильно выполнить в течении почти полутора десятка лет.
Разве не смешно, что такой вот "особо одарённый историк" А. Хаширов на своих многочисленных видеошоу пафосно зачитывает свои письма, обращения в которых он поучает, критикует, поправляет разных профессоров, чиновников, исследователей. А в последнем провокационном видео А. Хаширов пренебрежительно называет "гаражом" коллектив целого университета КЧГУ, скрыв от Главы КЧР и своих слушателей факты от Н.Ф Яковлева и И. Х. Пшибиева об адыгском культе собаки, приведённые в книге У.З.Байрамукова (см. предыдущие разделы статьи).

Может нам надо просто посочувствовать "великому историку" Аскеру Хаширову, его покровителям и слушателям, и не предъявлять ему общечеловеческого требования - уважать своих читателей, быть честным, внимательным ?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Источники:
1. https://dzen.ru/a/ZNtx2OStdVpGNLY8 , Р.Ю. Намитокова и С.Р. Тлехатук "Культ собаки и его отражение в адыгейском антропонимиконе", "Язык. Этнос. Сознание. Материалы Международной научной конференции" Майкоп, 2003г. С.96-99
2. https://kchgu.ru/reshenie-komissii-karachaevo-cherkesskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-u-d-alieva-po-opredeleniju-pozicii-v-otnoshenii-videorolika-blogera-a-hashirova-v-seti-internet-o-knige-bajramukova-u-z/ (по состоянию на 8.08.2023)

3. Вики статья "Буряты" ttps://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Буряты&oldid=131896182 Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. — Улан-Удэ, 1972
4. https://www.youtube.com/watch?v=Mo8WO0cUOq0 (по состоянию на 8.08.2023)
5. У.З.Байрамуков «Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии», Карачаевск, 2000, С. 286, из Яковлев Н.Ф. Грамматика литературного кабардино-черкесского языка. М.-Л., 1948. С.230
6. У.З.Байрамуков «Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов Карачаево-Черкесии», Карачаевск, 2000, С. 286 из Пшибиев И Х. «Апотропеические имена и фамилии», Алиевские чтения. 4.1. - Карачаевок, 1998, С. 124

7.там же

8. "Я чту память своих предков"-Заявление Аскера Хаширова https://www.natpress.net/index.php?newsid=3455, архив https://archive.ph/xtakRhttps://www.sknews.ru/rubriki/main/24042-ya-chtu-pamyat-svoix-predkov.html
https://web.archive.org/web/20200201140325/http://skgazeta.ru/main/page,1,4,24042-ya-chtu-pamyat-svoix-predkov.html

9. Аскер Хаширов,"Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел", Нальчик, 2019г, С.2, С.4, С.515, https://www.youtube.com/watch?v=D-9YnqKFegY (по состоянию 8.08.2023)

10. Ахмад Салпагаров, серия статей "кто покорил Эльбрус" https://a-salpagarov.blogspot.com/search/label/%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%20%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81

Комментариев нет:

Отправить комментарий