суббота, 2 декабря 2023 г.

Карачаевская арба достояние КБ народа

Карачаевская арба достояние КБ народа 

АХМАД САЛПАГАРОВ сентябрь 2023г

1.Карачаевская арба популярная повозка
на русских фото и картинах 19 века
Карачаевцы как древний скифо-аланхазарский народ создали собственные зарегистрированные породы овец и лошадей и незарегистрированные породы коз, коров, овчарок, пчел, а также собственный белый сорт кукурузы (аттиш нартюх). Карачаевцы имели как продукт тысячелетнего животноводства собственный оригинальный вид гужевого транспорта-воловью двухколёсную одноосную карачаевскую арбу. Вернее будет сказать, что карачаевцы приспособили древнетюркскую арбу для горных дорог и бездорожья, посадив кузов на высокие колёса, чтобы дно арбы не цеплялось за выступы земли.
Примечание: В понятие карачаевцы я включаю и нынешних балкарцев. Нынешние балкарцы в исторических документах также назывались карачаевцами. Например, балкарцы, переселившиеся в 19 веке в Турцию и Сирию и сегодня называют себя карачаевцами. Поэтому тут речь о карачаево-балкарской арбе, но на многочисленных фото 19 века арба названа "карачаевская арба", также как и карачаевские породы лошади и овцы. И потому я употребляю историческое название "карачаевская арба" для общей арбы карачаево-балкарского народа.
В наши дни кажется, что запряженная волами арба показатель отсталости. Но до середины 20 века и в предыдущие века, запряженная волами арба была транспортом намного значимей, чем мерседес последней марки сегодня. Как и автомобиль "мерседес" недоступен большинству населения, точно также волы и арба были в прошлом недоступны большинству людей. Более того, на Кавказе и в мире были народы не умеющие изготавливать арбы или вообще незнакомые с таким транспортом как арба, запряженная волами. На своих арбах карачаевцы (балкарцы) сезонно переезжали между зимними и летними кошарами, между своим домом и дальней кошарой. Къош или по-русски "кошара" это временная или постоянная стоянка скота и пастухов. Наличие транспорта в виде воловьей (лощадиной) арбы давала предкам карачаевцев-балкарцев большое преимущество во всем: в повседневной жизни, в торговле, а при необходимости во время войн и сражений. В этой небольшой статье я дам часть собранных мной материалов и фото по карачаевской арбе, а позже выставлю полноценную статью.
Карачаевская арба является сложным устройством, продуктом древнего животноводства. Для изготовления арбы нужно быть мастером по дереву, инженером, знающим свойства и характеристики разных видов деревьев. Надо быть еще мастером металлургии, чтобы обрабатывать железо, изготавливать топоры, пилы, цепи и другие приспособления. Надо быть мастером кожевенным дел, чтобы обрабатывать шкуры животных, изготавливать кожаные ремни, канаты, обувь. А еще надо из бычков выбрать наиболее сильных, кастрировать, вырастить, приучить к командам и работе в запряженной арбе. Всем этим мастерски владели предки карачаевцев-балкарцев, поэтому у них были собственные породы животных и свой тип арбы. По этой причине, по достоинству оценив карачаевскую арбу, русские фотографы и художники 19 века, побывав на Кавказе, обязательно запечатлевали карачаевскую арбу, как достопримечательность Кавказа.
Свой рассказ я начинаю с рисунка художника Н.Самокиш из книги В.Кривенко "Поездка на Кавказ осенью 1888г". Рисунок назван "Кубанская область. Карачаевская арба". На рисунке показан момент выезда из дома семьи, мужчины и его жены, мальчика на карачаевской арбе, запряжённой волами.
Теперь рисунок Самокиша сравним с картиной К.Н. Филипова "«Черкес с арбой в поле» 1864г
Арба и волы на картине Филипова идентичны с карачаевской арбой и волами. На картине Филипова показана походная арба, укрытая, вероятно кийизом, войлочным ковром также как и на рисунке Самокиша!
  • Никого не должно удивлять, что художник назвал картину "Черкес с арбой в поле". Разные авторы 16-19 веков карачаевцев-балкарцев называли черкесами или кара-черкесами намного чаще, чем адыгов. "Черкес-черкеш (черкешенка)"-это тюркские этнонимы тюркского народа. На самом деле в адыгском языке вообще нет слов "черкес-черкеш", а есть заимствованное из карачаевского языка искажённое адыгское "шэрджэс". Черкесами в среде адыгов называли тюрко-черкесских князей и узденей, бывших знатью аристократией адыгов. Адыгов черкесами называли не потому что они были черкесами, а потому что адыги находились в подчинении тюрко-черкесской знати! В прошлом адыги не признавали себя черкесами, даже в переписи 1939года, адыги Черкесской автономной области отказались называться черкесами и записались адыгейцами. И только со второй половины 20 века адыги начали претендовать на имя и историю черкесов. А ещё, в 19 веке черкесами называли всех жителей центрального и западного Кавказа, а именно карачаевцев-балкарцев, ногайцев, адыгов, абазин, убыхов, иногда даже дигорцев-осетин и сванов. А последний тюрко-черкесский князь (он же тюрко-кабардинский князь) из рода Черкасских, владевших Малой Кабардой около 250 лет, Тембот (Фёдор) Бекович-Черкасский родился и вырос в кумыкской среде и считал себя кумыком. По тюрко-черкесской теме на канале выставлена моя статья "Последний тюркский правитель тюркской Черкесии"
На картине изображен зажиточный черкес-тюрок свободного сословия. Так как только зажиточный свободный уздень перевозил на кошару или в иное место двух своих женщин на подобной арбе.
Фото карачаевцев конца 19-начала 20 века. Та же арба запряженная волами, управляемая мужчиной. А в укрытой арбе стоит женщина. Тут тоже композиция фото: арба,женщина, волы, управляющий мужчина похожи на предыдущие рисунки. То что на фото показаны карачаевцы, подтверждается надписью на фото и каменным забором на втором плане. Каменный забор сложен из рваного, скального камня. На равнине такого камня не было и заборы делали из плетёных веток.
В конце-начале 19-20 веков карачаевцы промышляли и зарабатывали, кроме животноводства, еще и лесозаготовками и доставкой пиломатериалов в Баталпашинскую, Кавминводы, Невиномысск, Ставрополь. В ближние города доставляли кругляк, а в Невиномысск и Ставрополь доставляли уже готовую доску. Транспортом доставки были воловьи арбы. На нижнем фото показано, как карачаевцы на восьми бычьих арбах везут доску на продажу.
Далее, открытка с карачаевской арбой в Кисловодске. Карачаевец привез дрова на продажу в Кисловодск. Как известно газовое отопление на Кавказе начали устанавливать в 1970годах. Даже сейчас в 21 веке еще не все села Кавказа газифицированы. Так что в 19 и 20 веках главным материалом отопления служили дрова. Вот и снабжали Кавминводы дровами карачаевцы. И возили дрова на воловьей карачаевской арбе.

2. Лексикон карачаевской арбы

Улоу (ulow)- транспорт, Ёгюз арба-воловья арба, Ат арба-лошадиная четырехколёсная телега, Эшек арба- арба, запряженная ослом, Маджар арба- воловья усиленная арба повышенной грузоподьемности, Бедарка- лошадиная одноосная арба. Арбачы- 1.мастер по изготовлению арбы, 2. возчик, возничий управляющий арбой, Агъач арба- арба деревянная (без металлических частей), Тоб арба- арба с железными осью и втулкой в ступице, , Арба джау- 1.дёготь, 2.смазочное масло, 3.битум Аргъыш арбала- обоз едущий за хлебом (с хлебом) при заготовке хлеба перед зимой. Туз арбала- обоз едущий (возвращающийся) заготавливать соль в Тузлу кёлле (Солёные озера, находились напротив села Кавказское в Прикубанском районе)
Карачаево-балкарских пословиц и поговорок связанных с арбой, волами, лошадьми, ослом, мулом огромное количество.
Арба джаусуз джюрюмез- арба без смазочного масла не поедет,
Арбаны эте эдик- кёпчегин къайындан, кегейин эменден, тохунун чынардан- Мы производили арбу- ступицу из берёзы, спицы из дуба, обод из чинары. (карачаево-балкарские поговорки
Чарх- колесо, Чарх ыз-колея, Тохун- обод колеса, Тохун темири- железная нашивка на деревяный обод. Темир тохун- железный обод, Кёпчек - 1.ступица колеса 2. подушка седла, Кёпчек ёзеги- втулка (металлическая), Кегей- спица колеса, Тегей (балк.) - 1.спица, 2.осетин, Гуза (балк.) - спица Три карачаево-балкарских слова, означающих спицу, показывает многообразие видов спиц, отличающихся по их материалам изготовления, установки или грузоподьемности. Например, полагаю, что Гуза это название металлической спицы или тонкой деревянной спицы.
Арыш- дышло, оглобля, Орта арыш, арбачы арышы, арбачы орну- серединная короткая оглобля, соединяющая кузов со скрепленным местом двух нижних оглоблей. Давала жёсткость арбе и служила местом сидения для возничего, но не являлась обязательной частью арбы. Орун къулакъ- перила в месте сиденья возничьего, устанавливали при наличии арбачы арышы
Боюнсха (Боюнса)- ярмо на шее волов, куда их запрягали. Чомача- металлический штырь, которым с двух сторон шеи вола фиксировали боюнсха на его шее. Боюнсха тогъай- металлическое кольцо, которым ярмо соединялось с дышлом. Менее надежным, но допустимым было соединение дышла с ярмом с помощью чомача- металлического штыря. В этом случае два соединённых дышла (арыш) в виде рогатки горизонтально насаживались на ярмо и соединялись металлическим штырем, через имеющиеся отверстия в них. Боюнсхала- созвездие Весы.
Кёчер агъач- ось арбы (деревянная), Ал (арт) кёчер агъачы- передняя (задняя) ось деревянная, Кёчер темир - ось арбы железная
Кюбюр- 1.кузов арбы, 2.сундук, Шатырлы (чатырлы) арба - арба (кузов) с кибиткой накрытый войлочным ковром или шкурами. Шатырлы арба древни тюрками (карачаевцами тоже) использовалась для переездов на дальние расстояния. Кюбюр къабыргъа- стенка кузова арбы, Кюбюр тюбю- дно арбы (телеги).
Турмаз - тормоз, (русское тормоз от татарского тормаз). Турмаз - прокладка в колесе арбы, подкладыш под колесо. Тормозной покладыш цепью был привязан к дышлу и подставлялся под колесо в крутых спусках, когда груженную арбу волам трудно было удерживать своим корпусом. Слово турмаз с карачаево-балкарского языка переводится "не будет стоять". Это означает, что арба не будет стоять без данной тормозной прокладки. Основа слова «тур» обозначает «стой», по татарски "тор", в огузском мягком произношении "дур". Карачаевцы-балкарцы возгласом "дыррр" останавливают запряженных лошадей и волов. Здесь "дыррр" с длинным рычащим звуком "ррр" редуцированное слово от "дур-тур", означающее "стой"! Карачаевцы-балкарцы волов подгоняют возгласом "Цоп-Цобе". Вероятно, "цоп-цобе" сохранилось от цокающего диалектного слова "Цап-цаба беги-двигайся". В современном литературном карачаево-балкарском слово звучит как "Чап-чаба".
Макет карачаевской арбы от Лепшокова Азрет Хусеевича, легко соотнести с вышеприведёнными названиями частей арбы.
Аргъыш арбала или Туз арбала , карачаевский обоз едущий заготавливать хлеб или соль
Редактировать галерею

Комментариев нет:

Отправить комментарий