суббота, 2 декабря 2023 г.

Последний тюркский правитель тюркской Черкесии

 Последний тюркский правитель тюркской Черкесии
Ахмад Салпагаров август 2023г

В последние 20 лет мы сталкиваемся с безудержным переписыванием тюрко-черкесской истории в адыгскую. Например, последнего лидера Западного Кавказа ногайского природного тюрка-черкеса Сефербей Занок переписали в адыга. В статье "Зан Сефер-бей" на Кавказском узле и на Википедия утверждается, что "Сефер-бей Зан (Заноко) происходил из княжеского, но утратившего владельческие права рода хегайков, одного из адыгских племен"

Биография Сефербей Занок на Кавказском узле
Биография Сефербей Занок на Кавказском узле
Однако же в качестве опровержения адыгской фальсификации, я приведу свидетельства очевидца Теофила Лапинского. Он прожив три года среди народов Западного Кавказа все три года воевал с русскими войсками. Поэтому Лапинский является незаинтересованным свидетелем. Теофил Лапинский хорошо знал Сефербея, встречался и общался с ним и конечно же отличал тюрка-черкеса от адыга или абаза. Более того, Теофил Лапинский писал, что черкесы и адыги два разных народа, которые до прихода русских на Кавказа враждовали между собой и что среди адыгов живут 50 тюрко-черкесских дворянских семей. А настоящие тюрки-черкесы находятся в составе младшего казахского жуза. От себя добавим, что адыгов называли черкесами не потому что адыги были черкесами, а потому что адыги подчинялись тюркам-черкесским князьям и узденям, таким как Сефербей Занок.

Интересующиеся вопросом могут прочитать книгу Лапинского ГОРЦЫ КАВКАЗА И ИХ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ т.2 глава 13. Из этой же главы ниже дадим цитату о Сефербее Занок.

Но прежде, обращаю внимание на тюркский княжеский титул Бей в имени Сефербей и его тюркскую фамилию Занок (Занук). Здесь слово ок (ук) в окончании фамилии означает "мужское семя или сын" и часто встречается в древних карачаево-балкарских фамилиях, например БайрамУк, БалкарУк и тд. А слово "Зан"- означает "душа" в балкарском зокающем произношении. В карачаевском джокающем произношении Занок было бы Джанок (Джанук). Например, настоящее имя знаменитого охотника Доммайчы Салпагарова современника Занок Сефербея было Джанук-Джанукку , что идентично фамилии Занок . Таким образом фамилия Занок в карачаево-балкарском имеет буквальное значение "душа-сын", а по смыслу "душа моя". Только через джокающий и зокающие диалекты карачаево-балкарского языка объясняется наличие двухвариантного имени аланского народа Зихи-Джики. В этом же ряду имена Занок-Джанукку. И Занок и Зихи в советское время необоснованно приписаны к адыгам. Важно точно установить этническое происхождение Сефербея Занок. Так как он был одним из главных действующих лиц Западного Кавказа в середине 19 века. А некоторые авторы называют Сефербея Занока "правителем Черкесии". И как известно по правящей элите определяется принадлежность земли и истории. Тем более, что если правящая элита не смешивалась с подвластным народом.

Далее цитата от Лапинского: "10 марта приехал в Туапсе Сефер-паша и вместе с ним около 20 всадников. Хотя этот человек и не имел в Абазии никаких реальных заслуг, но в истории этой страны он занял такое значительное место, что ознакомление с этой личностью будет небезынтересно. Когда я его увидел в первый раз, ему было приблизительно около 80 лет, хотя он сам не знал точно свой возраст. Очень трудно было узнать его годы, потому что он был необычайно крепок, каждый день ездил на коне 12 часов, не уставая от этого, и обладал исключительным телосложением. Дородный, с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев, которых я когда-либо видел. Черты его лица имели явный отпечаток степенного татарина, и среди 1 000 абазов его можно было мгновенно распознать, как чужеземца, так же как и его сына, молодого человека не старше 30 лет, который по внешнему виду был точной копией своего отца. Благодаря своей длительной бездеятельности в Турции он стал тяжеловат и любил покой; его образ жизни и манеры были совершенно турецкими; он носил турецкую униформу низама, а не национальный костюм абазов; его свита также состояла почти исключительно из турок, татар и нескольких черкесских уорков. Он обладал очень посредственным умом и не имел никакой энергии, но зато у него было много пассивного упрямства и порядочная доза хитрости и лицемерия, столь свойственных всем народам туранской расы.
В его свите был некий Хаджи-Измаил-паша. Будучи лет на 20 моложе Сефера, он был значительно энергичней его, обладал большим природным умом и влиянием на абазов, среди которых являлся, так сказать, единственной опорой князя Сефера."

Как видно Сефербей Занок, которого Лапинский на турецкий манер называет Сефер-паша, был тюрок-татарин, а точнее был ногаец-черкес, который жил и перемещался в окружении тюрок, своих узденей. Ибо князь не имел дел с крепостными, а ходил или общался с узденями или с князьями. То есть Лапинский однозначно описал тюркскую элиту Черкесии. Но кто правит тот и является главным действующим лицом. Кто правит тот и тот и владеет, тому и принадлежит история подконтрольной земли.

В следующих заметках расскажем о других тюркских владетелях, переписанных в адыгов. Это Кучук Джанхотов, балкарский кабардинский князь, верховный князь Кабарды в начале 19 века. Это Фёдор Бекович-Черкасский владетель Малой Кабарды, последний тюркский правитель Кабарды в 1919году-кумыкский кабардинский князь.

Подробнее о тюрках черкесах среди адыгов и о Лапинском по ссылке https://a-salpagarov.blogspot.com/2016/01/blog-post_19.html

Источники:

1. https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/208715

2. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Lapinskij/text21.htm

3. https://a-salpagarov.blogspot.com/2016/01/blog-post_19.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий