пятница, 28 марта 2014 г.

Бросить платок - остановить вражду

Karachay- dance. Cawluk athan - cawluk tohtathan
Ахмад Салпагаров
кавказский танец с бросанием платка
общекавказский танец с бросанием платка  между враждующими мужчинами для прекращения их вражды
У всех кавказцев есть обычай во время танцев имитирующих бой выбрасывание девушкой  платка между сражающихся мужчин. Бросание платка между мужчинами прекращает вражду. В танце отображается древняя кавказская традиция- прекращение вражды посредством бросания женского платка. И все кавказские народы считают этот обычай присущим только их народу.
Однако не все знают откуда этот обычай пошел и какой народ, является автором этого древнего и красивого обычая. Но разгадку можно найти, если  посмотреть на значения слова "джаулукъ" в карачаево-балкарском языке.
кавказский танец
Чеченский танец с бросанием платка между сражающихся мужчин.
В карачаево-балкарском слове "ДЖАУЛУКЪ (CAWLUK) совпадают два значения 1.вражда 2. женский платок  (четырёхугольный). И объединение двух значений  и само действо - бросание женского платка между враждующими мужчинами, ясно показывают, что источником обычая стали предки карачаево-балкарского народа. 
Я уже тут перечислял топонимы и приводил значения северокавказских городов имеющих тюркское и прежде всего карачаево-балкарское названия.  Там же в статье карты общекавказских государств предков карачайбалкар. Так вот, среди всех кавказских народов распространить один обычай мог народ, который проживал по всей территории Кавказа с предками нынешних кавказцев. И таким народом являются предки карачаевцев-балкарцев - аланы, болгары, хазары, куманы. Поэтому-то распространение и сохранение карачаево-балкарских топонимов, а также распространение одинакового обычая происходило посредством предков карачаево-балкарского (аланхазарского) народа. 
У предков карачаевцев-балкарцев статус женщины, её авторитет был очень высок. С женщиной не воевали, хотя сами женщины при необходимости становились воинами (пример скифских амазонок). Поэтому женщина снимала с головы платок (платок-вражду) и бросала перед мужчинами. Выбрасывание платка- означало выбрасывание вражды т.е. прекращение вражды- просьбу женщины прекратить вражду. Подобныый обычай утвердился для прекращения междусобиц, кровавых драк или стычек между односельчанами, соплеменниками и не распространялся на внешних врагов. 
  • Основой (корнем)  слова Джаулукъ  является Джау (caw), означающее 1. жир животный 2.пот (редко) 3. враг. А буквальное значение слова "джаулукъ" есть 1. принадлежащее жиру, поту или то из чего получается жир-пот 2. принадлежащее врагу или то из чего получается враг...Вероятнее всего в глубокой древности "джаулукъ" использовался как платок для вытирания  пота (дерущегося-сражающегося мужчины) и поэтому произошло объединений значений "вражда" и "платок для нужд мужчины". А позже уже произошла дифференциация, появился "къол джаулукъ"- буквально платок для рук, по смыслу носовой платок и "джан джаулукъ"- буквально боковой платок по смыслу полотенце. А у женщин остался просто личный  "джаулукъ". И поэтому женщина бросала свой  платок "джаулукъ", имевший для мужчин значение "бросить, оставить вражду" отбросить свой "джаулукъ"-вражду...
Подтверждением того, что обычай разделения враждующих бросанием платка между ними имеет карачаево-балкарский источник являются следующие объективные факты из истории карачаево-балкарского народа: 
1.наличие своих древнейшиз пород лошадей, овец, овчарок, коров и овец 
2. общий с соседями нартский эпос, главные герои, которого, имеют карачайбалкарские имена и сюжеты 
3. древнейший кавкасионский расовый тип 
4. почти все народы кавказа /гюрзи черкес ас-етин ,авар,чечен,кабар-ты итд/ известны под именами данными им предками карачайбалкар, а не под своими самоназваниями, 
5. тюркская карачаево-балкарская топонимика гидрономика  по всему Кавказу, 6.свои государства Алания, Болгария, Хазария, Кумания,  
7. сохранившиеся крепости 6-14в, 
8. сохранившиеся церкви10в.... и т.д.
И чего не хватает, чтобы утверждать, что фундамент и стены кавказской цивилизации заложили предки карачаевцев-балкарцев? (А крышей стали русские, включив Кавказ в состав России- колхозы, нквд, кпсс, водка  и т.д., а также Толстой, Менделеев, Гагарин и т.д.)
Послесловие!
Не успел я дать ссылку на это сообщение как пришло подтверждение моей правоты об карачаево-балкарском авторстве обычая...Сообщает казах Маканай Индирес из города Актау ( бывш. Шевченко)... "Маканай Идирейс  Ahmad тума,я согласен с вами. Жау-враг,жау-закрой,жау-дождь или снег лей(къар жау,жанъбыр жау).Этот обычай было у Туркмен,Узбеков и у других тюркских народов.Кинофильм ,,Кыз Жибек,, казахфильм.Поединок Бекежана и Толегена на берегу реки,Кыз Жибек останавливает поединок с жаулыком в руке" .
Любителям присвоить карачаево-балкарскую культуру придется доказать, что его народ жил на огромных просторах Средней Азии и будучи большим и влиятельным народом стал образцом для подражания и потому тюрки Средней Азии позаимствовали обычай у них...Упоминаемый Маканаем Кыз Жибек - есть девушка, по имени которой казахи создали героико-романтическую поэму, которой 500 лет и которую  ЮНЕСКО включил в мировое культурное наследие. Так вот Кыз Жибек останавливала вражду своих поклонников Бекежана и Толегена джаулуком (жаулык по казахски). Также по казахски Жаулык - 1. вражда 2. женский платок.. 
Таким образом, это древнетюркский обычай - Женщина бросанием женского платка между враждующими мужчинами- останавливала их вражду !!! 
 
туркменский узбекский обычай
казахский обычай

Типичные карачаевские дома "тёнгертке юй" из дубовых-буковых бревен 
с насыпной крышей. Танцуют мужчины, а девушки готовятся.