пятница, 28 марта 2014 г.

Бросить платок-остановить вражду - Карачаевский общекавказский обычай

Карачаевский общекавказский обычай: Бросить платок-остановить вражду
Ахмад Салпагаров (март 2014)

кавказский танец с бросанием платка
общекавказский танец с бросанием платка между враждующими мужчинами для прекращения их вражды
У всех кавказских народов есть обычай во время танцев, имитирующих бой, девушка выбрасывает платок между сражающимися мужчинами для прекращения вражды между ними. И все кавказские народы считают этот обычай присущим только их народу.
1. Об обычае бросания платка
Однако не все знают что, автором этого древнего и красивого обычая является другой народ- карачаево-балкарский народ. Но доказательство нашему утверждению, что автором обычая "бросить платок-остановить вражду" является карачаево-балкарский народ в алан-карачаевском слове "джаулукъ".
кавказский танец
Чеченский танец с бросанием платка между сражающихся мужчин.

В карачаево-балкарское слово "ДЖАУЛУКЪ (CAWLUK)  имеет два значения 
1. вражда 
2. женский платок четырёхугольный
Объединение этих двух значений в одном слове и само бросание женского платка между враждующими мужчинами показывают, что источником обычая стали предки карачаево-балкарского народа. Потому что карачаево-балкарское выражение "джаулукъ атхан" имеет два значения "бросить платок" и "оставить вражду".
Я уже тут перечислял топонимы и приводил значения северокавказских городов имеющих тюркское и прежде всего карачаево-балкарское названия. Там же в статье карты общекавказских государств предков карачайбалкар. 
Так вот, среди всех кавказских народов распространить такой обычай мог народ, который проживал по всей территории Кавказа. И таким народом являются предки карачаевцев-балкарцев - аланы, болгары, хазары, куманы. Поэтому-то распространение и сохранение карачаево-балкарских топонимов, а также распространение одинакового обычая происходило посредством предков карачаево-балкарского (аланхазарского) народа. 
У предков карачаевцев-балкарцев статус женщины, её авторитет был очень высок. Например в  карачаево-балкарском нартском эпосе главным советчиком главного нарта Ёрюзмека, является его жена- мудрая Сатанай. Скифские предки карачаевцев-балкарцев и кубанских ногайцев с женщиной не воевали, хотя сами женщины при необходимости становились воинами, например скифские амазонки. 
Мужчинам нельзя было ругаться рядом с женщиной, тем более сквернословить. 
А женщина не имела права открывать волосы перед чужими мужчинами. В древности женщины носили длинные волосы. Сняв платок, показав свои распрепанные волосы- женщина открывала запретное, открывала свой аурат и враждующие мужчины должны были отвернуться от нее, стоящей между ними. Отвернувшись от стоящей между ними женщиной с отрытыми волосами мужчины одновременно отворачивались и друг от друга.  
Скифо-аланская женщина снимала с головы платок и бросала перед сражающимися мужчинами.
Потому что карачаево-балкарское "джаулукъ" одновременно означает "вражда и женский платок"
Подобный обычай утвердился для прекращения междоусобиц, кровавых драк или стычек между односельчанами, соплеменниками и не распространялся на внешних врагов. 

 2. О карачаево-балкарском слове Джаулукъ- Платок-Вражда
Основой слова Джаулукъ  является Джау (caw), означающее 
1. Жир животный 
2. Враг
3. Пот (редко) 
Вероятно, в глубокой древности "джаулукъ" изначально использовался как платок для вытирания пота сражающегося или работающего мужчины. Позже произошло объединений значений "вражда" и "платок для нужд мужчины" . А позже уже произошла дифференциация понятий и появился "къол джаулукъ"- буквально "платок для рук", по смыслу носовой платок и "джан джаулукъ"- буквально "боковой платок", а по смыслу полотенце. А у женщин остался просто личный  "джаулукъ"- женский платок (четырёхугольный) для головы. 
3. Бросание платка скифо-аланхазарский 
потому что такой обычай существует и у казахов!
При обсуждении данного обычая в соцсетях, казах Маканай Индирес из города Актау (бывш. Шевченко) сообщил: "Ахмад, я согласен с вами. "Жау-враг", "жау-закрой".... Этот обычай был у Туркмен, Узбеков и у других тюркских народов. В советском казахском фильме "Кыз Жибек" поединок Бекежана и Толегена на берегу реки, Кыз Жибек останавливает с жаулыком в руке" .
Любителям присвоить карачаево-балкарскую культуру, в том числе обычай бросания платка между сражающимися мужчинами, придется доказать, что его народ жил на огромных просторах Средней Азии и будучи большим народом стал образцом для подражания для тюрок Средней Азии. Упоминаемый Маканаем Кыз Жибек - есть девушка, по имени которой казахи создали героико-романтическую поэму, которой 500 лет и которую  ЮНЕСКО включил в мировое культурное наследие. Так вот, в казахском фильме "Кыз Жибек" девушка останавливала сражение своих поклонников Бекежана и Толегена бросив между ними джаулукъ (по казахски- жаулыкъ).  
Таким образом, бросание женщиной платка между враждующими мужчинами  с целью остановить их вражду есть карачаево-балкарский древнетюркский обычай усвоенный всеми кавказскими народами. Данный обычай по нашему мнению идет из далеких скифских времен. 
И только в карачаево-балкарском языке действие "бросить (оставить) вражду" и "бросить платок" передаются одним и тем же выражением "джаулукъ атхан"
 
туркменский узбекский обычай
о казахском обычае бросания платка


кавказкие обычаи, кавказские танцы, бросить платок остановить вражду
Типичные карачаевские дома "тёнгертке юй" из дубовых-буковых бревен 
с насыпной крышей. Танцуют мужчины, а девушки готовятся.
 
4. В горах джигиты ссорились, бывало…
Фрагмент стихов Расула Гамзатова 

... В горах джигиты ссорились, бывало,
Но женщина спешила к ним − и вдруг
Платок мужчинам под ноги бросала −
И падало оружие из рук!..
О, женщины! Пока в смертельной злости
Не подняли мечей материки,
Мужчинам под ноги скорее бросьте
Свои, в слезах намокшие, платки…

5. Ваджим Каджаев "Воля Предков"
Картина хранится в музее Ахмат-Хаджи Кадырова в Грозном Чеченской республике.
Сам Вадим Каджаев по происхождению осетин, 
заслуженный художник Северной и Южной Осетии

6.Звездана Доде о платке
Платок как женский головной убор является древним элементом костюма. Исследователь костюма народов Северного Кавказа Звездана Доде пишет, что самый ранний платок в северокавказских некрополях обнаружен в могильнике Амгата VII–IX вв. : «Это большая холщовая шаль, отделанная шелковой каймой, подобная византийским мафориям, которые изготавливались из однотонной ткани и украшались цветной каймой, обрамляющей лицо. В аланском костюме такой платок мог появиться в результате тесных контактов с Византией, как подражание оригинальным византийским облачениям, которые аланская знать получала от Константинопольского двора».  
З. Доде приводит слова подполковника русской армии, автора историко-этнографического описания горных районов Северного Кавказа второй половины XVIII в. Штедера: “...когда они (женщины) вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся до более благоприятных обстоятельств”.  
Доде З.В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в культуре народов Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2013. №4. С. 129-153.
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/17498

7. Опростоволосится- русские мотивы от алан-карачаевцев
Опростоволо́ситься. Почему значение «оказаться в смешном, невыгодном положении» (а именно такое значение имеет этот глагол) оказалось каким-то образом связано с волосами, да еще простыми? Да потому что женщине предстать с неприбранными (простыми) волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным. Образовано на базе сочетания простые волосы, означавшего когда-то «волосы без убора». Из Этимологического словаря Г.А. Крылова

Вместо заключения
P.S. В качестве дополнительного подтверждения, что кавказский обычай разделения враждующих бросанием женского платка имеет тюркское карачаево-балкарское  происхождение приведу несколько фактов из истории карачаево-балкарского народа: 
1. наличие своих древнейших пород лошадей, овец, овчарок, коров и овец 
2. нартский эпос, главные герои, которого, имеют карачаево-балкарские имена и сюжеты 
3. древнейший кавкасионский расовый тип 
4. почти все народы кавказа:  гурзи, черкес, авар, чечен, кабарты. абхаз-абаза известны под тюркскими (карачаево-балкарскими) этнонимами 
5. тюркская карачаево-балкарская топонимика и гидрономика по всему Кавказу, 
6. государства Великая Болгария, Хазария, Алания, Золотоая Орда,  
7. сохранившиеся крепости 6-14вв, аланские церкви10в, боевые башни, мавзолеи 14-18веков и т.д.
Фундамент и стены кавказской цивилизации заложили скифы, гунно-болгары, аланхазары предки современных карачаевцев-балкарцев, ногайцев и кумыков. А крышей кавказской цивилизации стали русские, включив Кавказ в состав России в 18-19вв, на языке которых мы рассказываем друг другу свою историю.

2 комментария:

  1. Хорошо начал,но вот кончил плохо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошая статья и кончается тоже хорошо. Многое узнали нового. Спасибо.

      Удалить