понедельник, 5 октября 2020 г.

Статейный список Федота Елчина 1639г. и Карачаева Кабарда

Полный текст статейного списка от русского посла Федота Елчина 
(1639май -1640август) 

Комментарий к статейному списку Ф.Елчина
от Ахмада Салпагарова октябрь 2020г
месторасположение статьи: 
I. Русский посол Федот Елчин в 1639-1640 годах проделал многомесячный путь по Северному Кавказу. Он прошел из русской крепости Терки в Мингрелию и обратно через Кабарду и Карачай. Елчин с сопровождающими его лицами проделал путь с многодневными остановками, позволяющими ему узнавать народы и страны, через которые он проходил. В своем путевом дневнике для отчета Фёдот Елчин упомянул Карачаеву Кабарду, карачаевских князей, ногайско-карачаевские сословные титулы, но не упомянул ни адыгскую Кабарду, ни адыгских князей, ни адыгских сословных титулов, ни даже  кабардинский Карачай. Вместо адыгской Кабарды, Федот Елчин упомянул 
Алегукину Кабарду и Ылдареву Кабарду, в которых имена Алегук и Ылдар и их титулы "мурза" и "узден" являются бесспорно тюркскими. Тюркские имена и особенно сословные титулы "мурза и узден" показывают, что Алекукина Кабарда и Ылдарева Кабарда были ногайско-кумыкской областью. И учитывая тот факт, что к 1639году в устье реки Терек уже многие десятилетия существовала русская крепость Терский городок или Терки, очевидно, что русские послы из Москвы и воеводы Терков имели точное представление о проживающих на Северном Кавказе народах.... II. Ф.Елчин писал: "В Алегукину Кабарду приехали октября в 2 де. А в роздачю дано Хапуке мурзе четыре аршина сукна краснова аглинскова, да зерколо немецкое с потальею болшое. Да Отажук мурзе дано четыре аршина сукна краснова аглинскова, да зерколо болшое немецкое с потальею... Да провожатым Хапукину узденю Пшуке дано два аршина сукна краснова аглинскава, каторые провожали да Карочаев ис КабардыА в Корочаеву Кабарду пришли октября в 13 де. Да Карачаевскими князьям двум братом дано Елбуздуку да Елистану четыре аршина сукна краснова аглинскава да восем киндяков..."

III. Алегук является ногайско-карачаевским именем Ала Гёк, которое в поволжско-татарском диалекте переводчика звучит как Ала Гук, то есть Алегук. Имя Алагук или Алагёк- идентичен карачаевскому имени в обратном порядке Кёг-Ала, означает, небесный и вольный. Имя Ылдар в ногайско-карачаевском диалекте звучит как Эльдар. Но Ылдар или же Ильдар записан в повожско-татарским произношением. Эльдар (Ильдар), по-карачаевски означает предводитель народа. Вероятно, переводчиками русского посольства были казанские татары. Сама фамилия русского посла Елчина, происходит от тюркского слова Эльчи и означает "посол, посланник". Многократно упоминаемый в тексте Елчина дворянский титул "мурза", есть ногайская этническая метка, происходит от арабско-персидского "эмир заде" и означает "сын Эмира, сын предводителя". Ногайский титул "мурза" показывает, что титул возник в ногайской среде уже после принятия ими ислама. Другой ногайско-карачаевский титул свободного, вольного сословия "узден-ёзден" также является тюркской этнической меткой и имеет буквальное значение "из настоящих, из своих". Оба титула "мурза и узден" не являются адыгскими!  
Здесь мы Кабарду обозначаем как ногайско-кумыкской областью, по причине населения ее не только ногайцами, но и кумыками и месторасположения бейлика Кабарда в 17 веке на территории Кумыкии, на среднем течении Терека. Также последним правителем Кабарды в 1919г. был кумыкско-кабардинский князь Фёдор Бекович- Черкасский
(Прим. от А.С. Толкование других тюркских имен и определение расстояний между историческими областями Кавказа по количеству дней пути выполним в другой аналитической статье.)

IV."Статейный список Ф. Елчина был издан С. А. Белокуровым в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских», 1887г, кн. 2, стр. 257-376.
Статейный список Ф. Елчина сохранился в двух рукописях. Списки эти отличаются друг от друга. Ф. Елчин, по видимому, был неграмотным, он не смог сам приложить руку к поданному им в Посольский приказ статейному списку. Состоявший при посольстве подьячий, который, как можно думать, и начал писать список, умер еще до перехода посольства через перевалы главного Кавказского хребта в Грузию (см. Чт., ОИДР, 1887, кн. II); далее список писал «человек», т. е. холоп Елчина, очевидно, частью с его слов, частью самостоятельно. Это объясняет простоту изложения. Второй список подвергся официальной обработке, сопровождавшейся несомненно дополнительным опросом Елчина или кого-либо из участников его посольства." 
Второй раз Статейный список Ф.Елчина издали в книге "Путешествия русских послов XVI-XVII вв. Статейные списки. М.-Л. АН СССР. 1954г." Цитата о первом издании из стр.356 указанной книги. 

V. Теперь дадим текст из второго статейного списка Фёдора Елчина, в котором снова упоминается "Карачаева Кабарда" и "карачаевские князья" и даже "карачаевские мужики".  Автор уточняет, что карачаевские мужики за плату каждому в пол-аршина особого сорта английского сукна "настрафиль" в качестве проводников провели Фёдора Елчина с людьми в Сванетию. Но в обоих статейных списках не упоминаются адыгская Кабарда, ни адыгские князья, тем более не упоминаются "адыгские мужики". 

[12] И Хапуга и Хотожука отпустил их в Карачаеву Кабарду октября в 6 де, а с ними послал в провожатых уздения свего Пшуку и они тому узденю дали в почесть за провожанье.... 
[13] и показали Карачаевским князем двум братом Елбуздуку да Елистану Государеву проезжую грамоту, а в почесть им....
[14] и он не хотя ево Алегуки розгневить дал 4 аршина сукна аглинского узденю ево Баранбе. Да в Карачаеве же Кабарде умер подьячей Федор, которой с ним Федотом послан был с Москвы. 
[15] в Сонскую землю через снежные горы пеши..... 
[16] потому что на лошадех было ехать немочно и путь был добре нужен, все шли около гор по косогору; а под рухляд наимовали Карачаевских мужиков, а давали наиму до Сонские земли от ноши по полуаршина сукна настрафилю. 

VI. Таким образом, в Статейном списке русского посла Федота Елчина 1639года и в дополнительном уточняющем статейном списке от сопровождавщего его спутника- Кабарда предстает как карачаевская и ногайско-кумыкская страна, управляемая тюркскими мурзами и узденями, но никак не адыгская страна, как представляют её современные фальсификаторы. 
В своем путевом дневнике для отчета Фёдот Елчин, а за ним и его спутник, после многодневных двухкратных пребываний в Карачае и Кабарде, упомянули Карачаеву Кабарду, карачаевских князей, ногайско-карачаевские сословные титулы "мурза и узден", ногайско-карачаевские имена князей, но не упомянул ни адыгскую Кабарду, ни адыгских князей, ни адыгских сословных титулов, ни даже кабардинский Карачай, ни даже слово адыг. 

VII. Так как большая часть материала Ф.Елчина посвящена Мингрелии, Статейный список Ф.Елчина несколько раз издавали в Грузии, например:
Материалы по церковной и этнополитической истории Абхазии : Посольство Федота Елчина и Павла Захарьева в Мегрелию (1639-1640)  [Ред. Дж. Гамахария]. Тбилиси, 2005г., 364стр, Статейный список Федота Елчина для нашей публикации взят из указанной книги, в формате PDF стр.80-94. см.здесь.

Повторно Статейный список выпущен в книге Материалы посольств Гавриила Гегенава, Федота Елчина и Павла Захарьева 1636-1640 годы, под редакцией Джемала Гамахария, Тбилиси 2014г, в формате PDF здесь и здесь стр.409-432

Ниже я публикую первый Статейный список с номерами в тексте, которые указывают на дополнения второго статейного списка под этими номерами. Текст второго  Статейного списка дан отдельно после первого в виде пронумерованных дополнений к первому списку. 

Статейный список Федота Елчина (1639 мая 29-1640 август)

Лета 7147-го маия в 29 день по Государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу[1] указал Государь быти на своей[2] Государеве службе в Дидьянской земли Федоту Елчину[3] да с ним попу Павлу да подьячему Федке Баженову[4]. У руки царьской были маия в 29 де. 

Отпушены с Москвы июня в 2 де. На Коломну63 приехали июня в 6 де. Отпущены того же числа. В Переслав Резанской (г. Рязань – Дж. Г.) приехали июня в 8 де. Отпущены из Переславля июня в 10 де. [5] В Касимов64 приехали июня в 13 день. Отпущены июня же в 14 де. В Мурам65 приехали июня в 16 де. Отпущены того же числа. В Нижней66 приехали июня в 18 де. Отпушены из Нижнева июня в 21 де; держали[6] за провожаты стрелцами. В Кузмодемьянской67 приехали июня в 22 де. Отпушены того же числа. 

 В Казань приехали июня в 24 день[7]. Отпушены из Казани июня в 3 де[8]... В Тетюши68 приехали июля в 6 де. А Тетюшах дожидалис Кизылбаских купчин июля по 10 де. На Самару приехали июля в 16 де. Отпушены с Самары июля в 18 де. На Саратов приехали июля в 23 де. Отпушены с Саратова июля в 24 де. На Царицын69 приехали июля в 28 де. Отпушены с Царицына июля в 30 де. На Черной Яр70 приехали августа в 2 де. Отпушены августа в 3 де. 

 В Астрахан приехали августа в 7 де[9]. Отпустили августа в 19 де. 

 На Терек приехали августа в 29 де[10]. Отпушены с Терка сентября в 22 де. 

 В Алегукину Кабарду приехали октября в 2 де[11]. А в роздачю дано Хапупе мурзе четыре аршина сукна краснова аглинскова, да зерколо немецкое с потальею болшое. Да Отажук мурзе дано четыре аршина сукна краснова аглинскова, да зерколо болшое немецкое с потальею. Да Алегукиной жене дано зерколо болшое немецкое с потальею[12]. Да провожатым Хапукину узденю Пшуке дано два аршина сукна краснова аглинскава, каторые провожали да Карочаев ис Кабарды

 А в Корочаеву Кабарду пришли октября в 13 де[13]. Да Карачаевскими князьям двум братом дано Елбуздуку да Елистану четыре аршина сукна краснова аглинскава да восем киндяков. Да Олегука прислал из Обазы октебря в 29 де узденя своего Уранбу, а велел у меня у Федота взят четыре аршина сукна краснова аглинскава[14]. 

 А пошли ис Корачеев[15] октября в 28 де; а пошли покинув седла в Корочеях[16], а после нас Хапука мурьза черкаскай взял к себе лошеди. 

 А пришли в Сонскою землю72 в деревню Влешкараш ноября в 1 де. А пошли из Влешкараша ноября в 2 де.  А пришли Вескеру тагоже числа. Да оне ш несли вьюк ис Корачан, а изо вьюка вынели сукна лазоревава десят аршин да два зеркола болшие немецкие с потальею да двенацат ножей да кумач; да им жо дано за пранос два аршина сукна. 

 А ис Соней пошли ноября в 9 де; а в Дидьянскою землю пришли ноября 13 де в деревню в Худоню. Да Сонским провожатым дано, которые провожали да дидьянския земли, четыре аршина сукна настрафилю краснова да восем ножей немецких да четыре зеркала. А провожал Уранканской князь Обоза73. 

 Ноября 18 де[17] пришол поп Гаврила, а сказал Федоту: прислал де ко мне наш царь грамоту Левонтей и грамоту перед Федотам чол, а в грамоте к нему Гаврилу писона от Левонтья царя от Дидьянскава жалованья и слова похвалная: рад де я тебе, Гаврила, что тебя Бог ко мне принез ис такава далняго государства и таму де обрадовался слышучи, што с тобою есть от великого Государя царя и великово князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца послалник и тебе б де от меня ему сказать поклон, да спросить о здоровье – здорова ль он шол дорогою. И Федот против ево царева слова поклонился ниско[18]. Ноября в 21 де приехал от царя Левонтья от Дидьянскава епискуп Ондрей да с ним архиморит Артемей, звал к себе Федота и попа Павла обедать; а приходил звать поп Гаврило, кой на Москве был послом, да с ним пристав, кой нас встречал на первом наслеге, а имя ему Мануило. И как мы пришли к нему, у нево стоит крест серебреной и позолочон, а на кресте распятия Христа по правою сторону Богородицын оброз, по левою сторону Иван Предотеча, а на возглавье архангиль Михаил, а у подножья Иван Богослов; пот крестом округ четвероугольной – напреди округа у подножья пречистые Богородицы Одегитрея, а на правой строне великого мученика Георгия, а по левою сторону Федора Стратилата, а назади округа мученика Димитрея Селунского; округ утвержон на посохе. И мы кресту поклонились и у епискупа у благословенья были и у него за столом сидели. И епискуп спрашивал про Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии про ево Государьское многолетное здоровье. И Федот говорил: как есми поехал от Государья своего от его царьского величества и милостью Божью Государь наш царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии самодержец многих государств Государь и облодатель на своих царьских великих и преславных государствах в добром здоровье. И опять спросил о потриархе Иасафе74 Московском и всеа Русии. И Федотава слова: как я поехал по Государеву указу с Москвы и велики господин светейший Исаф потриарх Московский и всеа Русии при Государьской державе милостию Божнею дал Бог здрав. 

 Ноября в 23 де приходил к нам епискуп и с архиморит с Ортемьем и поседел. Архиморит стал говорить, стал спрашивать попа Павла: вера де у нас одна християнская толко де нас Бог языки рознил[19]. Стали они говарить с попом Павлом архиморит как Господь сотворил небо и землю и потому отто Адама што была родов и хто ково родил. И да тава дашло-архиморит стал говарить: прежде был Еноха Илья; и поп Павел стал говорить: Енох де был да потопу, а Илья де был и по потопе много лет спустя. И потом у них стал спор, а розвести не умели, да и покинули говарить. Тагож дни были мы у вечерни с епискупом с Ондреям и епискупа мы стали спрашивать, идучи от вечерни, задирать распросам оп той же речи, штобы с ним опять поговарить. И епискуп Андрей молыл: ведоем де мы и сами, што ваша христьянская вера тверда, а у нас де нонеча кручина. И Федот молыл: што у вас за кручина? И епискуп сказал: в прошлом де во 147-м году царица де у нас преставилась75 июня в 1[20]. 

 Декобря в 2 де приехал Гаврила поп от царя Левонтья, а сказал Федоту. Велел тебе царь Левонтей спросить об здравьи[21]. Таго же числа поп Гаврила стал гаварить: поедем де мы в Рожественской монастырь Богу помолимся и святыни Божья посмотрим и святых мощей увидиш. Декобря в 3 де а ездил епискуп Ондрей да Федот да поп Павел в Рожественской монастырь и там начавали. И показывали нам после завтрени в церкве икону пречистые Богородицы Одегитрея в киоте и тот образ ис кивота вынимали и в киоте под оброзом святых многих мощи, а поимянна нам не росказывали которых святых мощи. Другой обрас показывали с киотам – киот задвижной, а на киоте многих святых и мучеников написана на серебре; под тем оброзом в тойже киоте решотки дробные и в тех решотках святых мощи, которые на образу печатыны, а имян тоже не росказывали. В той же киоте за иконою крест, а сказывают тот крест таво древа, на чом Христос был распят; а в том же кресте вставлены святых мощи во шти местах маленкие жеребейки. А иконы во храму и деисусы и месные оброзы обложены серебром и позолочены и жемчугам обложены. Стенное писание все по достоянию; а в небе написан Саваоф. А в олтар двери одни царьские, а сиверских дверей нет. А на престоле стоит оброз да крест болшой серебром обложон и позолочон и каменья видели многия, а окресть креста писоны святыя. А во храм идучи предел в левой руке стоит пусть, а икон в нем нет; в томже пределе лежит камень болшой, а на серетке камени колцо железное, а пот тем каменям сказывают пещора, а в той пещоре сказывают прежних царей кладбища. Тагоже числа ездили в монастыр к Спасу Всемилостивому[22]. А в церькве оброзы и деисусы и месные оброзы все по достоянию, а окладу добре много; в месном оброзе посреди ево врезан Спасав оброз и оне вынимали показыли нам. А зделона киот задвижной и обит серебром на обе стороны и позолочон; и киот разнимали[23] Спасава образа врезан крест животворящей, а сказывают таво древа, на чом Христос был распят, а посторонь писано царя Костентина и матери его Елены. Да на той же цке врезаны святыя мощи жеребейками, по гнездом подписаны и нам сказывали по потписям епискуп Ондрей которых святых – мощи Козмы и Дамьяна, мощи Азария и Мисаила, мощи Понтелимона, мощи Данила столпника и Кирьяка, мощи Ивана Дамаскина, мощи Варвары Христовай мученицы, мощи Анастасеи, Аньны, мощи святыя мученицы Анны, мощи святыя мученицы Марины, мощи святыя мученицы Фекли, мощи святыя мученицы Екотерины, мощи Димитрея Селунского, мощи святаго мученика Харлампия, мощи Ондрея Критцькаго, мощи Федора Тирона, мощи Егоргия стростотерпца, мощи Григория Богослова, мощи святаго апостала Матвея, мощи святаго мученика Прокопия, мощи великого чюдотворца Антония да ризы пречистыя Богородицы малой жеребей да гупки малая часть, как Христа распинали и поили желчью на кресте, мощи мученика Киприана, мощи священнамученика Власия, мощи Якова Перскаво, мощи Федора Стратилата, мощи Ивана милостиваго, мощи Василия Кисарийскаго, мощи святаго чюдотворца Николы, мощи святаго Спиридона, мощи святаго апостала Мотвея. У царьских дверей на левой стороне притворец, а в притворце казали мощи, а потписей на них нет которых святых; у подножья оброза на правой строне притворец, а в притворце рука крестителя Господня Иванна. И мы стали спрашивать: откуды та рука принесена и кем? И оне сказали нам: принес де ту руку потриарх Ерусалимской, а той де руке по се число сто семдесят лет, а потриарху де мы имя пропямятовали. И мы спрашивали про иных святых мощи, которые писаны. И оне сказывали: те де мощи принесены от Ерусалима при прежних царех; а летописи у нас оп том нет, а наизусть сказат не помним. Да образ отца царя Левонтья Дидьянскаго Мануила (Манучар I – Дж. Г.) моленье – оброз месной, серебром обложон и позолочон и камен втирона; на левой строне притворец, а в притворце святыя мощи, а потписей нет которых святых. Еванигелья строенья царя Левонтья Дидьянскаго писана по харатье, украшено серебром и золотом и жемчугам с обе стороны, а промеж евангилья писаны святыя золотом, а креста на том евангилья нет; а другое евангилья вынасили все в золоте с одну сторону Распятия Христова. Декабря в 3 де епискуп от нас поехал и поп Гаврило с ним жо. Тагоже дни перевели нас ис Спаскава монастыря версты с четыре в деревню Жахар[24]. Ноября в 7 де сказал Осип: Гурьелская царьства под Диянским царем, а преже сего владел Гурьелской князь Симон76, а за ним де была царя Левонтья сестра. Во 148 году таво князя Симона поланил царь Левонтей и царьства под себя взял и глаза ему выжох и он де у нево был в зоточенье з год, потому де у нево он у ушол и по си места безвесно. А Грузинских царей царьство Тюфлис, а владеет им ныне шах, а посожон от шаха их же Грузиеской царевич, а имя ему Урустам77. А ныне де Левонтей царь Дидьянской выдал за нево сестру свою. Дeкабря в 12 де прислал Левонтей царь двуx псарей в деншики к Fедоту. А в новой год действуют с Васильева дни. Да к Федоту по утру рано приходили поздрав-ствоват, а приносили пшена сарачинскаго[25], а на пшене лежит винаград[26] да яйцо[27] да на шешлыке принасили лапатку мяса да яблоко да у всякаго человека в руках по хворостинки плоду всякаго плоду; а сказали: у нас де так ведетца, с нонешнево дни починаетца новой год. 

 Декабря[28] в 4 де прислал Левонтей царь азнаура, а имя ему Тавей, руду Кучилянскаго[29], а говорил Федоту: велел де вас Левонтей царь спросить об здоровье и говарил Федоту: не кручинна ль де вам? И Федот говарил: милостию Божию, Государьским жалованьям и великого Государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и Левонтья царя Дидьянскаго не кручинна, одна леша на нас забота, что не дал[30] долго царь Левонтей очей своих видить, и мы бы исправили повеленья великoго Государя царя и великoго князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца. 

И азнаур молыл: што бы де вам пожалавать не подосадывать; ныне де у нашаго царя Левонтья кручина по царице, а как будет ево время и он вас велит перет собою поставить[31]. А царь Левонтей дает Турскому царю дань по осми сот аршин полотна да Ясырю дает по трицети душ и по сороку; а дает для таго, чтоб приходили карабли с торгом, а кой год не будут карабли и у них тот год скудна солью и железом. А не бывали к нам оне со ста четыредесят четвертаго году; а миром говорят потому де оне к нам не ходят каряблями, что боятца казаков, с тех де мест мы им и дани не даем. 

 Генваря в 31 день поехали из деревни Жахара, а приехали начават в деревню в Бодьжи; а в Бодьжах сьехались с епискупам с Ондреям. 

Февраля в 1 де приехали в деревню в Кедзи; а ис Кедзей поехали в село в Пудцкур февраля в 2 де, а в селе в Путцкуре стоит церковь деревьная во имя Сеимиона Богоприимца подле двора царева[32]. 

 Февраля в 5 де выехали мы по реке по Моргуле к морю Чорному на конех. Епискуп Ондрей говорил да крестовой поп Гаврила сказал: есть де у нас река Рьян (Риони – Дж. Г.). Приежали де[33] к нaм казаки и стали на устье и нашева де царьства люди выхадили и всякою торговлею с ними торговaли: и услышал Турс-кой да прислал 16 катарг и казаков побили. И потому де Турской царь стал на Левонтья царя рен держат[34], потому что де у вас одна вера христьянская с русскими людми, а разаряете де вы заодно с казаками мое государьство[35]; и будет не захочеш с русскими людми заодно и я де тебе дам людей и ты забей по рекам устья, чтобы им не было пристанища. И наш де царь Левонтей таво не похотел и он де Турской царь на то розгневас да прислал каторги во 145 году мая во 18 день и велел монастырь розломать и розметать. А монастырь был во имя Пречистые Богородицы Одегитрея; а нашева де царя Левонтья не было дома, ходил на Бошячюйскаго князя войною. Да у нашева де царя Левонтья надежа на Бога да на великого Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца на заступу; толко будет к нашему царю Левонтью и он хочет и сам противитца против Турского царя. Да как де бы Государь поволил казаком инде бы добре была нашему царю Левонтью помочь от казаков: как де бы оне ходили на Турские украинные городы и назат, идучи на море, изнимет Фуртыны или[36] катаржная высылка и оне б приставали к нашему царьству, которые реки из нашева царьства пали в моря, и наш де царь Левонтей их оберегал; а на босурманские языки ходили заодно78. 

Февроля в 6 де были в монастыре с епискупам с Ондреям Федот да поп Павел. В том монастыре храм каменой во имя Пречистые Богородицы Одигитрея, а в том храму образ месной Пречистые Богородицы Одегитрея в киоте, а на другой строне креста Распятия Христова, а в том кресте мощи две кости ручные, што от лактя к ладони; а сказал епискуп, што те мощи святыя мученицы Варвары. Да показывали обрас в киоте, а на том оброзу написана Распятыя Христова, у подноже креста 6 жеребейков втерто святых мощей; и мы их роспрашивали про те мощи: скол давно те мощи у вас и кем принесены и которых святых во имя? И оне нам сказали: летописи скать у нас нет, потаму што Турские люди приходили и монастырь разарили и летописи пожгли, а наизусть сказать не помним. А назат поваратили тагож числа иною дарогою. 

Февраля в 7 день начавали в деревне Пшехапе. Февроля во 8 день начавали в деревне в Китоуле. 

Февроля в 9 день были мы в монастыре в Мокшенском79 с епискупам с Ондреам да с Максимам80; показывали нам Федоту да попу Павлу мученика Стефана архидьякона руки обе целы и ножьные кости да крест таво древа, на чом Христос был распять; да нам же показывали дробные жеребейки святых мощи мученицы Ирины, мощи мученицы Меланьи, мощи мученицы Евгении, мощи мученика Никиты, мощи мученика Меркурья, мощи мучеников Проваторха и Андроника, мощи приподобнаго Лариона, мощи Власия, мощи святаго чюдотворца Николы, мощи Лазаревы, мощи Амбросимовы Медиаламскаго, мощи Луки еваньгилиста, мощи мученика Аверкия. Февроля в 9 день были мы в монастыре в Егорьевском Федот да поп Павел, а ездили с епискупом с Ондреям. Середи церкви перет царьскими дверми зделон престол, а на престоле стоит крест болшой, а на кресте писаны чюдеса страстотерпца Гегоргия мучения[37], да оброз Пречистыя Богородицы Одегитрея; а другой оброз стоит стростотерпца Христова Гегоргия со крестом. А кругом монастыря ограда каменая[38], а ворота одни, притворы железные. А чюдеса мученика Гегоргия расказывали: ноября в 3 день приедет де наш царь Левонтей на ево прознество молитца и все провославные христьяне сьедутца. Волею де Божю[39] бывает тут приведен бык и таво де быка велит царь Левонтей освеживать и всем провославным христьяном росдаст по малой части, каму што дастанетца, да плечо пошлет Гурельскому князю, а другое пошлеть плечо Бошечуйскому князю[40]. 

 Февроля в 10 день были мы в монастыре Федот да поп Павел, а ездили с епискупом с Ондреям. А монастырь во имя Пречистыя Богородицы Одегитрея, а таво нам разводу не дали, каторой во имя Богородицы – вет скать одна Богородица. Да тут жа в монастыре оболокся епискуп Ондрей в ризы да с ним поп, вынасили из олторя со престола Господня[41] в чорном бархате, а шита кругла што голова; а на бархате вышита Распятия Христова, подле Распятия Христова вышита образ Богородицы, а по другую сторону Иван Предотеча, а назади главы вышит крест, а держит царь Костеньтин81 и мать ево Елена. А тут де за царскою печатью гвоздя да[42] связи и волосы и бороды Господа нашего Иса Христа, а [43] показать де мы не смеям без царя, царь де вам сам покажет82. А епискупа в том монастыре завут Евтихей. 

 Февраля в 14 день приехали к Ондрею епискупу в монастырь в Троетцкой; а из монастыря поехали в 17 день, а приехали в деревню в Дежихи[44]. 

 Марта в 23 день говорил Федоту ключник дворцовой Дементей царя Левонтья: грехом де нашим учинилось, што у нас де царицы не стала; а поиск де был царьские милости Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца по ее царицыну умышленью, говарила она царю Левонтью, што послать посла к царьской милости и проведать Московское государьство и расмотрить провославная вера христьянская вера; а [45] для де таво, што от Донских казаков многа им налогу и разаряют[46] их государьство, а хатят они таво Государьския милости, штобы к ним казаки не ходили и шкоты бы им не чинили. Да[47] он же сказывал: нонеча де у нас царь Левонтей в великой кручине, а ходит де в чорном платье; а как де царица умерла, с тех мест царь не есть ни рыбы и мяса, ни сыра, ни яиц, ничево скорому. Да сьежались де к Левонтью царю ближние люди и власти, а гаварили ему оп том, што положить печаль на радость, а платья переменить, а царицу поминать хлебом да солью, а скоромное кушать: волею де Божью у мужа жена умирает, а у жены муш умирает, а потому прилогают печаль на радость; а прежде таво у отца и у деда таво оброса не бывала. И он им откозал с кручиною: а таво де у меня нихто не ведает, што у меня на серцы: поспели б де вы мне говорить, как и годины вышли, а и тагды скать как Бог благоволит. – У Левонтья царя отец был Монуйла, тешился за оленем да с коня упал да ушибся83; а привезли де ево дамой жива. А брат де у нево был меншой Юрья и он де ево к себе призвал да привел ево ко кресту, штобы ему самому царством не завладеть, а посадить ево сына на царьства Левонтья; а царь Левонтей остался молот, а приказал ему владеть, дакуды Левонтей царь взнужает. И он на правде устаял: как Левонтей царь взнужал, ин ево и посадил на царьства. И он будучи царем да отнел у дяди у роднова у Юрья жену, а понел ее себе женою84; и он де с кручины так и сканчался и умер. А с ним у нее была 2 сына – адин Юрья[48], а другой Мелхей[49]; а мы их при царе видели близа. А с царем Левонтьям у нее была 2 сына, да 2 дочери; а сыновья и нонеча жывы, а дочь одна умерла, а другую дочь послал Гурельскому князю на збереженья к Вортаму85. 

От Ондрея от епискупа поехали февроля в 17 день, а приехали тагоже числа в волость в Лежихи. 

 Марта в 1 день послал Левонтей царь в Кабарду к Олегуке мурзе посла свого азнаура Кучалянского роду, а имя ему Тавей, просит за сына своего за болшова за Олександру дочери. 

 Марта в 23 день приежжал к Федоту кизилбашенин, а имя ему Беисрякумль, и Федот ево розпрашивал: давноль ты здеся? И он сказал: мне де здесь 5 лет, а пришол де я с кизылбаским послом. А был де я в слонавшиках и слон умер в прошлом во 146-м году и с тех де мест меня царь Левонтей не отпустил, а держит у себя; а для де таво не отпустить, как от шаха придет грамота, так я прочитаю, а как де от царя Левонтья посылка с чем, так де я пишу. Федот ево спрашивал: Богдать ныне за кем утвердился за Турским ли царем или за Килбаским шахам? И он сказал: за Турским. А Турской де как Богдат взял86, так де посылал к Кизылбаскому шаху посла оп том: что де мы деремся? У нас отна вера босурманская[50].По шахову договору87 с Турским царем Мурат солтаном, что быть Козылбаским обызым по их бусурманскому закону у святых в Богдате да шаху де давать была на год по 300 вьюков сырцу шолку[51]; на том у них и мир учинился. – И после таво во 147-м году посылал Турской царь Марат султан к шаху Кизылбаскому, чтобы шах ту дань прислал; и он де ему откозал, не дам. И в нонешнем де во 148-м году Турской царь хотел подиматца на нево войною[52]. - Да про царя Левонтья сказывал, что де он голдует на обе стороны Турскому и Казылбаскому, а от Казылбаскава шаха царю Левонтью идет жалованье по 1000 темсней[53] жалованье на год. И денги в ево шах Софе ево имя делает; да емуже от шаха поволно будет: ему ратные люди надобет и ему шах поволил по Куру реку всяких служивых людей, которые шаху служат. Да царь же де посылает Левонтей к Турскому царю и к везирю ясырей, поклоняетца, что де я твой царьской халоп. 

 А поехали из Жежихи марта в 23 день. А поехали из Жюги марта в 26 день; а приехали в монастыр Пречистыя Богородицы в Мордули к митрополиту Митрофану. И он встретил нас Федота в церкве в ризах с евангильям, потом обедню служил сам; после обедни имал нас к себе за стол. А как мы пришли к нему в столовою и он спросил про Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии. И Федот говорил: как есми поехол от Государя своего от его царьсково величества и милостью Божью Государь наш царь и великий князь Михайло Федорович всеа Руси самодержец, многих государств Государь и обагодатель на своих царьских великих и преславных государьствах в добром здравье. Митрополит вспросил про светейшего патриарха Иасафа Московсково и всеа Руси здравья и про спосение, да еще спросил про провославное христьянство и про весь причот церковной. И Федот говорил: Божиею милостию великого Государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии[54] счастьям и ево государьскою молитвою праведною провославние христьянства пребывают по закону Христову и по учению апостолскому в ево государеве державе. Да великой мы четверг были у обедни в том же монастыре. А у обедни были два[55] причастника; а пришли к Тайне Божьей не прекрестясь, а прочь также пошли от причастья креста не целовали у потиру[56]. В великою пятницу митрополит ставил середь церкви крест[57], а по обе стороны лежали мощи, да тутжо лежала перет крестом евангилья; крест был накрыт пеленою. После вечерни крест и мощи снес в олтарь, а на павечеринцы принес воплощеницу на одре, как Господа нашего Исуса Христа сняли со креста напечатана, поставил против царских дверей галовою на полночь, а ношкоми на полдни. А на завтрени в великую суботу выносил вон и круг церкви с мощми опшед, опока принесли во храм, поставили в олторе перед престолам; а митрополит шел наперед с евангильям, а пели идучи напереди, а каженья не было[58]. После зав-трени мы говорили митрополиту, что довелось было тебе итит назади мощей, а дьяконом напереди да кадить; и митрополит молыл знаю де я и сам, толко де одиночество мое. 

Месяца февроля Турской царь умер Мрат солтан, а на ево место сел брат ево меншой Абраим сальтан88. 

 Апреля в 5 день обедали у митрополита Федот да поп Павел за столом. И митрополит роспрашивал про руское государьство: давноль крестилась во имя Отца и Сына и Святого Духа? И мы сказали: русское государьство крестилось 652-й год при великом князе Владимере Киевском89. И мы ево против таво розпросило: давно ли ваша царьство крестилось в провославною христьянскою веру? И митрополит сказал: наша де царьство крестил Ондрей Первозванной, а найзусть де я не помню сказать, давноль царьство крестилась; а се де наше царьство после таго трижды веру теряли, да после таго опять веру исправили от Синайских гор от царя Контентина. А те Грузинские земли Темразова и Бошечуйская и Тюфлиское и Гурельское крещены опосле нашия Дидьянския земли; а прислала скать[59] некая праведная девица от Ерусалима, а имя ей Ненила90, по ее присылке те земли крестились. – Да в прошлом де во 141-м году присылал де к нам[60] папа Рымской шести старцов91 на искушенья; да прислал де рызы церковные и клабук светителской ко мне к митрополиту, а говорил нам так, что де вы потеряли христьянскою веру, папа де нас прислал вас учить и веру утвердить. И мы де их роспросили: как у вас ведетца? И они де стали сказывать: как де выдешь из бани да станешь платье одевать, доводетца скать[61] рызы и клабык положить под ноги. И мы де о том пособоровали и подумали, видим де что они к нам пришли на искушенья и мы де им откозали: ненадобить де нам ваша вера и ученье. 

 Апреля в 7 де поехали из монастыря из Мордули (Мартвили – Дж. Г.), а приехали тагоже числа к стростотерпцу Гегоргию. Апреля в 23 де в Егорьевском монастыре были у завтрени; а у завтрени был потриарх Максим да митрополит Митрофан да Гурельской князь Вартам (Вахтанг II Гуриели – Дж. Г.) да и все тут были ближние царьские люди да и всей земле тут был сьезд. – После завтрены до обедни вышли на плошеть потриарх и митрополит и все люди многия, а вывели месною икону страстотерпца Христова Гегоргия, поставили на столбе ликом на полноч. Против ево, оброза сел мужик на хрому[62] да вдел на себя другой оброз страстотерпца Гегоргия да стал говорить во весь мир, а миру в те поры запретили, чтоб нихто не говарил: послушайте де меня. Яз де ныне начевал во хрому, а сказывал де мне ныне Гегоргей: людей де моих низобижайте, которые в мое имя веруют. А сказал им то, что во весь год родитца ль хлеб и плодитца ль скот и кому живу быть или кому умереть. А таво[63] сказывал с час з боевой, а в те поры у оброза службы не было и ни кадили кадилом. И мы про то спросили: почему тот человек пророчествует: святой ли он или Богу подвижон и грамоте умеет ли? И они сказали: грамоте не умеет; а то де у них тот род их ведетца, которой умрет и из их же роду иной человек станет росказывать Егогорьевы словеса в мир. И они розпрашивали Федота: вы де веритель тому? И мы им ответ дали: мы тому не веруем, ложь то есть[64], потому что после Рожества Христова[65] пророки лживы. А как мужик слез с церкви и они[66] ударили в палки и в чекуши и тут у них стал зук великой; и мы их оп том спросили: што у вас то ведетца не по крестьянски? И они сказали: то де они молетца стростотерпцу Христову Егорью, а проклинают тех, што у каво кто украдет или учинит насильство. Да приходил к нам митрополит Митрофан, а говарил так: видите де вы сами, что они не крестьяня, творят дьяволщину. А родам митрополит Темразовай земли ис Тюфлиз. Да тут же были гречиские старцы и они про то говорили: мы де такой веры нигде не видали. Да тот же митрополит Митрофан был у святых гор 12 лет, а учился грамоте греческой[67]. 

 Апреля в 27 де велел Дидьянской царь Левонтей быть Федоту на посолстве в Зигуре[68]. И как поехали на посолство, Левонтей царь выехал от двора версты с полторы, а с ним был потриарх и митрополит и епискупы да конных с ним было с 500 человек, да перед ним несли крест и оброз Пречистые Богородицы. Сехався с ним, с лошедей ссели и у руки были и грамоту Государеву Федот Левонтью царю подал. Потому стал говорить против наказу титло и он молыл: садись де на конь да поедем на подворье, в ту пору и реч говори. И мы сели на лошеди, за царем поехали на подворье и Федоту царь велел ехать у себя по правою руку[69], а речей никаких едучи не было; да не доежжаючи да подворья згоны, царь поехал наперед[70], а нам велел ехать потихоньку. И мы услышали, что есть у нево ис Тюфлиса посол и мы, ехать не хотели, потому Государева указу нет, чтобы с Кизылбаскими или с Турским послом на посолстве быть вместе. И они нам сказали[71]: не Козылбаскова и ни Турскава, наша де провославная христьянства и друзья нам и свои; мы от них ничево не вскрываем. И Федот тут стаял с час времени и ехать не хотел, а хотел поворотится назад; и они нас не пустили. А с нашеми речми ездили ко царю трижды и царь от себя прислал ариморыта Микулаза; и архиморит говорил: поетте де пожалуйте, не опозорте царя, потому что царь встречал вас сам с потриярхом и с митрополиты и с епискупы; а таво не опосайтеся, поверте моей черной ризе, что[72] те люди не Кизылбашене, а прислоны не от шаха. Да велел вам Левонтей царь говорить о том: как будете передо мною и вы леша[73] обестите про Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии про многолетное здравье; а каторые у вас будут царственные речи и я де у вас стану слушать с потриархом да з дьяком, а иных людей не будет никаво. И мы к царю пришли и пришеть к царю[74], Богу помолились; Федот стал говорить титло против наказа, каков ему в Посолском приказе дан за дьячьею приписью, а изговоря речь поклонился. И царь в те поры сидел и шапки не снимал, а потому Леонтей царь спросил про здравье великого Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии[75] самодержца сидя ш. И Федот против таво говорил: как есми я поехал от Государя своего от ево царьского величества и Божьею милостию великий Государь наш царь и великий князь Михаила Федорович всеа Русии самодержец и многих государств Государь и облаадатель на своих великих и преславных государствах в добром здравье. И Леонтей царь молыл: слава тебе, Господи, што велел Бог слышать про такова великаго Государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца про многолетное здравье. Потом велел нам сесть против себя неподолеку, [76] а речей никаких не было. Да дьяк прислал спросить потихоньку Федота: грамота де Государева мошьно ли прочитать при всех людях? И Федот молыл: Бог волен да Левонтей царь как изволит, так и прочитает; а мне[77] то несведома царьская мысль в Божье руце. А в шетре посидели с четверть часа, а в ту пору от царя Левонтья ис шетра люди все розьехались; и Федот встав речь говорил по ноказу, каков ему дан ис Посолского приказу за дьячьею приписью; а в ту пору царь Левонтей речь слушал с потриархом да с дьяком своим думным[78]. 

 А от митрополита поехали от Митрофана из Егорьевскаго монастыря апреля в 29 де. А ключник царев Дементей поехал от нас к царю апреля в 29 де; а на ево место приехал сытник Потап92. Апреля в 30 де приехали в монастырь в Хони к орхимориту Микулазу93 и на монастырь пришли; и архиморит оболочась в ризы и з братьею встретил нас с оброзом Пречистыя Богородицы и со крестом и с евангильем. И мы оброзу поклонились и у еваннилья и у креста были; а пошли во хром и во хрому обеднию слушали. После обедни архиморит Микулас показывал пречистые Богородицы срачицу94 да мученика Кирика ручка левая по зопястья да мученницы Христовы Марыны ручка правая от ладони до лахтя кость пересечена. А ворот[79] пречистые Богородицы мал верьшка на три и мы про то спросили: чего ради ворат мал? И архиморит Микулаз сказал: волею де Божью год от году ворот зарастает. А срачица широка, а рукава коротки широки, а цветом выбайка багровая; и мы спросили про срачицу и про мощи: откуды взято и с кем принесены? И архиморит сказал: яз де здесь недавно, таво не ведаю откуды взято и кем принесено; а летописи оп том не видал. А после обедни архиморит звал нас за стол и мы у нево были и за столом была речь; спрашивал архиморит нас: давноль де Русь крестилась? И мы сказали: русская земля крестилась до конца седмыя тысечи за пятьсот за четыре годы и от крещения русския земли до сех мест 652-й год. А после таво спросил у архиморита Федот да поп Павел: многоль де лет ото Адама до сех мест? И орхиморит сказал: от Адама до сех мест 7152 годы. И поп Павел говарил: в наших де книгах написона лета 7148-й год. И орхиморит посылал по книгу и в книгу смотрил сказал: у нас де в книге написано лета 7152-й год. И потом архиморит речь прекратил[80]. 

 Мая в 1 де пришол Левонтья царя посланник из Олегукиной Каборды имя ему Тавей, а с ним от Олегики пришол посол ко царю Левонтью, а имя ему Эльбуздук; договорились послы с царем Левонтьям взять у Олегуки за сына своего дочь, а дать ему Левонтью царю Олегуке 100 душь ясырю, да 100 серебреных сосудав, да 100 золотных платей, да 100 кабылиц, 100 быков, 100 пищалей, на том у них и дагавор стал. И Левонтей царь на том думному своему дьяку Потапу и ближнему своему человеку Рамозану велел крест целовать на той правде, што ему по тому договору отдать. 

 Мая в 18 де нас Левонтей царь ис Шуайскова[81] монастыря взял в Зубдиди к себе; и приветчи нас, поставил на подворье. Прислал к нам епискупа Ондрея да Микулаза да столника своего Рамозана кучюлянца, а говарили нам: прислал де к вам Леонтей царь[82]. А говорили мне епискуп и Рамазан: царь де Левонтей вас перет себя взять стыдитца, что де у него ус и борода побрита в кручине по царице, а велел де вам говарить: посылал де я ко Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии посла своего попа Гаврила и ево де держали 3 годы в есырстве. И Федот говорил, что то Гаврила сказывает ложно, а в есырстве его не держали ни единаго дни, а была ему от Государя нашего царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии жалаванье полное[83] и корм поденной[84], а хотя будет ево и держали на Терке, а про него в те поры писали к великому Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси к Москве о указе, потаму что про ваше царьство было преже сего великому Государю несведамо, а без Государева указу Терские воеводы ево пропустить не смели. А как пришол а том Государев указ на Терек и по Государеву указу Терские воеводы послали ево к Москве и отпустили без всякаго задержаня; а Терек от Москвы не ближнее место, а государьство Государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии великое. А посол ваш поп Гаврила как приехал к Москве, по Государеву указу велели ево поставить на подворье, а на другой день думной дьяк велел ево взять в Посолской приказ; и по Государеву указу в Посолском приказе про Левонтья царя и про ваша царьства думной дьяк роспросил и роспрося обестил великому Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. А после тако ден з десять спустя Государь ево пожалавал, велел ему видеть свои царьские очи и быть ему на посольстве, и как пришло то время Государя нашего в государьстве реки вскрылись, потому, что зимы бывают стюдены и реки замерзают, и великий Государь посла вашего попа Гаврила велел отпустить[85] мая в 30 де. А о чем Левонтей царь писал к великому Государю в грамоте своей и великий Государь прошенья Левонтья царя нетставил[86], а посла вашего попа Гаврила своим царьским жалованьем пожалавал. И епискуп и Рамазан говарил: видим де мы и сама, что великий Государь христьянский; преж де таво великий Государь был в Риме и там де нонеча перевелось, а подал де Бог[87] вашему великому Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу. А наш де Левонтей царь надо всеми в Грузинских странах болшой, а для де таво к Москве посылал, чтоб ваша христьянская вера посмотрит да поучитца; и мы де вам монастыри свои показывали и светыны все видали и мощи святых[88], а нонеча де великий Государь как изволит, так к нам и пришлет. И Федот спросил епискупа Ондрея и Рамазана: што к которой вы то силе говорите о присылке? И они против таво ничево ответу не дали. Да в тоеш пору подана грамота к великому Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии[89]. А нонеча де у нашего царя Левонтя кручина[90], а как кручина минетца и он де к великому Государю посла пришлеть, говорил епискуп Ондрей и Рамазан. Нонеча де вас царь Левонтей отпускает с Олегукиным послом, для таво што Олегукин посол Элистан говорил царю Левонтью, што приказыв говорить Олегука: отпустите Государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии холопей, а моих кунаков. И царь де Левонтей по их слову отпускает вас с Олегукиным послом; а как де бы не Олегукина посола слова и вам де было столко у нас жить,сколко у вас Гаврил на Руси жил[91]. Да в ту пору дали Федоту чарку серебреною да 56 ефимков, да комку Кизылбаскою да дороги Турские[92], а ценою они сочли и сказали на 80 яфимков. Да попу Павлу дан бархат червчеть да комку Кизылбаскою на серетбе; да толмачю дали дороги, да человеку моему, которой писал список, дали дороги. Да им дал Федот, которые приносили, 4 ефимка. 

 Мая в 19 де отпустил Левонтей царь от себя, а подвод и корму не дал. Дидьяняская земля[93] вдоль подле[94] моря верст с полтараста, а поперек от гор к морю версть с 50[95]. А у них в земле нагота больша, мужеской пол и женской ходят наги. А таргов нет, один торг и есть армянской сорок дворов да 10 дворов жидовских; а ясырь продают и царь и власти и всякие помесные люди, хто где испомещан, а продают все в  босурманскою веру, а не продать им есыря, ин де им и нужи своей нечим исполнит. А хлеб пашут капаницами по горам и по холмам розчищаючи лес и каменья, а сеют бор; а пшеница есть, дает чети. А боровые каши сворят в котле прохова, а за сталом сядут ниш и убог безместно всякой сряду, а вместа столов потесаны доски долгия, а кладут их на земле, а сами сядут подобгав ноги, а те у них доски вместо столов и скатертей, блюд, а кашу, повар розносит, лопатою ис котла черпуючи, а всякому дает порозну. А животину бьют всякою, повеся за нагу за задняю на дерево да вынем саблю да отрубит голавы; а харавину снимет да и кишки выкинет, а в части не рубит, так в котел и положит, а ворем щербу да льют на землю, а мяса положат на насилки принесут к столу а делят комуждо по поем. А живут люди все в лесу, а где лесу нет тут и людей нет. А винаградным питьем добре доволно, а сырец шолк у них родитца. А корму нам указнава не было, а приносили збирачю с волостей; а вар валили оны у себя на поварни, а нам давали за стол гатовое пить и есть; а питья винаграднава была даволна, а кармливали нас по двожды на день. А в Дидьянскою землю из Олегукиной Кабарды путь тесен, горы непроходимые, а конной дороги отнют нет, а пешия ходят[96] з горям. А промеж гребеней лежит снег от зачатья свету; каторой год снег идет и тот себе слоем обледенев и лежит, а которые снеги старые от прежних лет и те лежат позеленев, аки Турской купороской[97]. А обедню служат власти и попы; первою просвиру вынимают, как и агниц; а из другие просвиры как ис просвиры пречистые Богородицы вынимаетца; а ис третьей просвыры вынимают дробных 9 честей, а ис четвертые просиры вынимают дробные части за здравье, хто что скажет своих родителей поимянна пришет к жертвеннику. А евангилья чтут власти без поттрохели на обедни. И поп Павел разпрашивал митрополита Митрофана. Достоит ли евангилья честь без риз и без потрохели властем или попом? И митрополит сказал: нет; яз де таво нигде не видал в книгах, что честь евангилья без рис и без потрохели. Федот молыл да поп Павел: ездили де мы с епискупам с Ондреям по монастырям и мы то видели, что он везде по церквам стоечи на своем святителском месте чтет евангилья не облачась и без потрохели. И митрополит молыл: то де он зделал не по уставу. А в обедню выдут с евангильям и станут против царьских дверей, а поют голомя не малое; а што поют и мы тому толку не пророзумели. И пев пойдет в олтарь да и в олтаре поют голомя не малое. А во хрому иные стоят, а иные сидят. А после павечерницы и полуношницы и передо обеднею прощенья нет, а отпусть прость. А на ризах и на стихорях оплечья и креста и звезды и омету нет. А после страшенья не ходят и ектеньи малой не говарят, забвонною молитву говарят, а просвир не выносят. А Филипов пост и во Спожино говейно и в Петрова говейно и в середу и в пятницу мирския люди ядят скоромное сплошь акроме великого посту. А в чернцы постригаютца из детства малыя; а взмужает захочет во влостях будет, а не захочет и он разтрижетца и женитца. А в великой пост к причастью мирския люди не говеют ис своей воли и у отца духовнава не бывают; а причащают при смерти как человек умирает. А сватбы играют в великой пост. А невесту к жениху возят, а жених по невесту не ездит; а привезет дружка да сваха, а лучитца где храм блиско, и оне во хрому венчают, а не лучитца где храму близко, и оне и дома венчают. 

 Мая в 22 де пошли из Дидьянския, а пришли в Сонскою землю мая в 26 де. А провожатым дано Элистану да Билшуке за провожанья 5 аршин сукна да четверы дороги да 2 яфимка денех, да поп Павел дал пищал да аршин сукна настрафилю лазарева

Ис Соней пошли июня во 8 де, а пришли в Черказы к Хопукину в Коборду июня в 12 де. Да Хапука четверых коней не отдал[98] двое Федотавых да папова лошет да подьячева лошед; Федотава как одна пала, а те трое лошедей ваших украли. 

 От Хапуки поехали июня в 28 де, а приехали в Ылдареву Кабарду июня в 29 де; а из Ылдаревой Кабарды поехали июня в 30 де, а приехали в Онзоров97 кабак таго ж числа. Из Онзорова кабака поехали июля в 4 де, а на Терек приехали июля в 11 де; с Терку поехали июля в 21 де, а в Астарахань приехали июля в 31 де, а из Астарахани поехали августа в 13 де[99]

  • Ниже мы публикуем пронумерованные разночтения второго списка, соответствующие с цифрами в первом списке. С. А. Белокуров в своей публикации издал первый список с разночтениями второго списка,что мы и повторяем.

[1] В другом правленом списке: указу велено быти.
[2] ево.
[3] для ево Государева дела.
[4] а для какова ево Государева дела послан и что ему в Дидиянской земле велено делать и то у него Федота писано в Государеве наказе имянно, а что у него Федота в той посылке делалося и то у него писано в сем статейном списке подлинно. Поехали от Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии с Москвы в Дидиянскую землю Федот Елчин и поп Павел и подьячей Федка и толмач июня в 2 де; да с ним же Федотом с товорыщи отпущены с Москвы Дидиянской посол Гаврило с человеком ево. А на коломну....
[5] прожили два дня за гребщами...
[6] держал воевода и дьяк.
[7] и жили в Казани 8 день, дожидались корована и отпущены.
[8] в болшом короване. В Астарахань
[9] и жили в Астарахани 12 дней за лошадиною покупкою; а лошади покупали своими денгами, а как лошади искупили и совсем изготовилися и лошедий отпустили горою, а их боярин и воеводы князь Юрий Ондреевич Сицкой с товарыщи отпустили морем на бусах августа в 19 де. А на Терек....
[10] А на Терке жили пол 4 недели за тем, что за Терком по их дороге, куды им ехати, в Черленом городке от Терка в 2 днях Кумыки порубили Терских казаков, которые живут по Терке реке, и за теми вестьми воевода князь Иван Ондреевич Хилков с товарыщи отпустить ево не смели; а как те вести миновалися и их отпустили с Терка в Алегукину Кабарду сентября в 22 де, а с ними послал провожатых сотника да 20 человек Терских стрелцов. А в Алегукину....
[11] И Алегуки в Кабарде не было, а был в Абазах 71; а в кабаках были братья ево Хапука да Отожука. И он Федот Государеву грамоту, которая была послана к Алегуке о ево Федотове с товарыщи пропуске отдал Хапуке да Отожуке мурзом; да от себя почесть дал им по 4 аршина сукна настрафилю красново да....

[12] И Хапуга и Хотожука отпустил их в Карачаеву Кабарду октября в 6 де, а с ними послал в провожатых уздения свего Пшуку и они тому узденю дали в почесть за провожанье.... 

[13] и показали Карачаевским князем двум братом Елбуздуку да Елистану Государеву проезжую грамоту, а в почесть им....

[14] и он не хотя ево Алегуки розгневить дал 4 аршина сукна аглинского узденю ево Баранбе. Да в Карачаеве же Кабарде умер подьячей Федор, которой с ним Федотом послан был с Москвы. 

[15] в Сонскую землю через снежные горы пеши..... 

[16] потому что на лошадех было ехать немочно и путь был добре нужен, все шли около гор по косогору; а под рухляд наимовали Карачаевских мужиков, а давали наиму до Сонские земли от ноши по полуаршина сукна настрафилю. 

[17] приехал к ним от Левонтья царя розноур (азнаур – Дж. г.), а по руски царев дворинин з грамотою, а велел де ему Мануилу у него быть в приставех и тое грамоту поп Гаврило, которой был на Мосве послом перед ним Федотом чол. 

[18] Нет этого слова.
[19] и поп Павел говорил с ним от книг. Архимарит говорил о сотворении небу и земли и сколько ото Адама было родов и хто ково родил и о Илье и Енохе. А говоря пошли к вечерне в часовню; а после вечерни учали они епискупа спрашивать о той же речи, штоб с ним еще поговорить. И епискуп....
[20] Да после того и розошлись.
[21] А после того учал епискуп Ондрей Федота и попа Павла водить по манастырем и по святым местом; а к царю Леонтью их не взяли долгое время, для того что царь Леонтей по царице своей с кручины по своему закону обрился весь и бороду и ус и брови и ему было показатца им не мочно и для того их велел водить по святым местом, чтоб ему чем промешкать покаместа волосом обростет. Декабря в 3 де....
[22] А на монастыре храм каменной Всемилостивого Спаса, а в церкве....
[23] позади [24] Да к ним же прислал царь Леонтей в денщики дву человек псарей и велел им тут постоять до указу и они стояли тут генваря по 1 число, а корм им давал с поварни кашу и мясо на день по двожды, а питья было виноградного шарапу довольно. А генваря с 1 числа считают у них новой год и к ним к Федоту и к попу Павлу приходили пристави по утру рано....
[25] сухово....
[26] виноградная кисть
[27] курячье да яблоко да на вертле мяса лопатку жареново, да у вс....
[28] генваря.
[29] и спрашивал Федота от Леонтья царя о здоровье и говорил, чтоб не кручинилися, что их царь Леонтей долго к себе не возмет на посольство.
[30] не даст
[31] И учали их водить опять по монастырем. Генваря в 31 де пoехали.
[32] Февраля 6.
[33] с Черново моря
[34] сердитовать
[35] с рускими людми заодно...
[36] от турских людей
[37] Да в церкве же месные образы посторонь царьских дверей образ
[38] крепкая
[39] тое ночи приводим бывает бык и поставляем на монастыре у церковных дверей, а ворота в те поры бывают заперты и сторожа крепкая. – А тот бык неведомо откуды возметца и царь Леонтей з бояры и со всеми людми того быка осматривает сам. И будет бык мокр и песку на нем много – того году у них хлеба и винограду родитца довольно. И тово быка....
[40] А едят то мясо одны мужеской пол, а женам не дают и сама царица тово мяса не едала. А в прошлых де годех давал им мученик Христов Георгей на свой празник оленя и некоторой де человек дал того оленья мяса ест жене своей; и святый Георгей им олени давать не почал, а учал давать быка. И они ныне крепко тово берегут, чтоб тово мяса жена не причастилася, чтоб им такова дара до конца не лишитца.
[41] мешечик бархат чорн, а на нем вышита
[42] да вервь, а они называют вязило, чем вязали Господа нашего Исуса Христа, и власы
[43] взял де царь Леонтей тое святыну, как он воевал Башачицкую землю, и он де ту святыну взял туто: а Башачицкому князю досталося из Грузинские земли от Теймураза царя. А пок....
[44] Марта в 26 де в вербное воскресенье приехали в монастырь пречистые Богородицы в Мордули.
[45] да и для того, что от
[46] разоренье. И они де хотят Государские....
[47] и нынеча де царь.
[48] лет в 18, а
[49] лет в 16. А прижил их царевич Юрий с тою женою своею Еленою, которую у него отнял царь Леонтей. А у Левонтья царя 2 же сына одново зовут Александром лет в 10, а другово зовут Мануилом лет в 8, да 2 дочери и одна умерла.
[50] И договорилися, что быть в Богдате для моленья и Кизылбашским абызом, а Кизылбашскому шаху давать....
[51] И Турской салтан Кизылбашских абызов в Богдат для моленья пустил. И после того во 147-м году....
[52] да умер и то у них дело нарушилося. Да Байсрам же сказывал Федоту, что де царь Леонтей голдует Турскому и Кизылбашскому, а болши де служит Кизылбашскому; а Кизылбашской де шах к царю
[53] тюменей
[54] ево Государьскою праведною молитвою патриарх Иоасаф и все православное християнство пребывают в его Государьской милости в тишине и в покое и во благоденствии. И после того митрополит Митрофан посадил их с собою вместе за один стол; ества была рыбная, а пить шарап; и есть и пить было много, а речей никаких от митрополита не было. А после стола пошли Федот и поп Павел в свои кельи, которые им отведены стоять и были они в том монастыре 10 дней. – А в великой четверг....
[55] две причастинцы черницы, одна царево сестра да келейница ее, а
[56] На обедне же перед отпуском было у него митрополита действо умовение ногам: перед церковными дверми в трапезе посадил на скамьях 12 человек попов и дьяконов и подьяков и действовал все также, как и у Государя на Москве патриарх действует.
[57] плащаницу а на ней напечатан на полотне Распятие Христово; а положил тое плащаницу на одре, а подле одра на ковре положил мощи святых по обе стороны плащаницы; да на ковре же положил святое евангелие и пел над плащаницею и над святыми мощми по своему языку, а воды не святил. А после вечерни....;
[58] Апреля в 5 де
[59] крестить
[60] к ним на искус
[61] стать на
[62] на церкве на верху
[63] пророчества
[64] а тот мужик блазен и на святаго лжет, потому что
[65] востанут [66] по церкве
[67] и ныне де он человек изряден и грамоте горазд.
[68] в деревне в Жигуре, а города у нево столного нет
[69] а патриарх ехал по левую руку; а перед царем держат крест животворящий да образ пречистые Богородицы; а речей....
[70] поскору
[71] то де не послы, Государя де нашего Леонтья царя зяти Тюфлиского князя люди и те де за одну землю, потому что Леонтья царя сестра родная за Тюфлинским князем; а вера де наша православная христианская и друзья....
[72] Турского и Кизылбашского послов у царя нет, а те люди свои.
[73] толко
[74] и правил поклон по наказу, как у него в Государеве наказе написано. И Леонтей царь спрашивал
[75] здоровье с великою радостю. И Федот спросить диаку своему потихонку: грамота де што писано в его царьского величества грамоте. И царь шатре.
[76] Да царь же де Леонтей велел Федота [77] царьская мысль почему ведать
[78] А соверша посолство поехали в Егорьевской монастырь тогоже дня и жили тут 6 дней. А апреля в 30 де
[79] у срачицы [80] Маия в 18 де нас Левонтей [81] Хонсково95 [82] с тем что говорили [83] болшое
[84] полной
[85] назад по посолскому обычаю и корм ему и суды и подводы даваны до украинных городов.
[86] с своим Государевым жаловалным словом и с своею Государевою грамотою послал к нему царю Леонтью меня посланца своего. И епискуп
[87] тое честь
[88] смотрели. Да подали Федоту к великому
[89] Леонтья царя грамоту. И Федот грамоты не взял, а епискупу Андрею и Рамазану говорил: как то учинить, что царя Леонтья грамота взять, не видев ево царя Левонтьевых очей? Царьского величества грамоту подали они Леонтью царю самому, а к царскому величеству Леонтья царя грамота взят, у них никако того не будет што взять грамота. И архиепискуп говорил: ныне де у нашего
[90] и волосы у себя все обрил и вам де ево видеть не мочно, а как
[91] И Федот по неволе грамоту взял; а на отпуске дали ему Федоту
[92] А попу
[93] не велика
[94] Черново
[95] А хлеб в их земле сеют просо да пшеницу не от велика; а иного никакого хлеба не сеют. А земля каменниста, а винограду добре много. А городов каменных и деревяных и осыпей земляных нет. А хоромы деревянные полземные; а полат нет, толко у царя две полаты в деревне Зубдиде, где сам царь живет. А живут все при лесах, а на чистых местех не живут, для того что у них в лесах винограды, а садовых виноградов нет. А торгов у них никаких наперед сего не бывало и товаров никаких не продавали. И тому де лет с пять как Левонтей царь ходил на Башачинсково князя Александра воиною и взял ево в полон, и дети того князя Александра выкупили, а дали за него торговых армян и жидов 50 человек
[96]: и Леонтей царь посадил их слободою и те люди у нево торг завели. А торгуют, отезжая в Кизылбаши, и привозят к ним зендени и кумачи и то недобрые и иные товары; а у них в земле толко шолк сырой делают и то не от велика. А едят толко кашу с виноградом да боб вареной; а хлеба нет толко пшеничные лепешки пресные пекут да и то в великую честь, а не у всякого. А льну у них много, а сеют возен на зиму и ис того льну прядут полотна и держат для окупу от Турского; а платьем люди скудны, наги и босы, толко лише нужные места обвяжут платом или козьею овчиною, а то все наги. Дидиянской же царь и патриарх и митрополиты и архиепископы и помесные азнауры людей своих и крестьян продают в Турки и в Кизылбаши и в ыные государства; а грех себе тово не ставят; а говорят: толко де нам людей или крестьяни не продать и нам де нечим нуж своих исполнять. А в Филипов пост и во Спожино говеино и в Петрово говеино и в середу и в пятницу в Дидиянской земле мирские люди едят скоромное сплошь окроме великого посту. А в черницы постригаютца из детска малые; а взмужает и захочет во властях быть и он будет, а не захочет и он рострижетца да и женитца. А великой пост к причастью мирские люди не говеют ис своей воли и у отца духовного не бывают, а причащаются при смерти как человек умирает. А свадбы играют и в великой пост невозбранно; а жених по невесту не ездит, а привезут невесту к жениху; а венчаютца во храму - а лучитца где храм блиско, а не лучитца где храму близко и оне и дома венчают. А в Дидиянскую землю из Олегукиной Кабарды....

[96] с великою нужею

[97] Купорос. Да говорил де ему Федоту царев ключник дворцовой Дементей: как де была жива царица их Елена и она о том добре радела, чтоб поискать милости Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца, и царю Леонтью она о том многижда говаривала и по ее царицыну прошенью царь Леонтей послал посла к царской милости проведать.... (см. выше с. 222-223) Вартаму. И Александра де царевича он Федот видел – лицом чист и очи светлы и собою добр, а царевича де Мануила не видал, а ближвие царевы люди добре хвалят, што дитя чисто и умен; а прижил царь Леонтей тех детей с тою царицею Еленою, которую он отнял у дяди своего царевича Юрья. И за пасынка своего за царевича зговорил у Олегука мурзы Черкасково дочь, а дать за нее выводу 100 человек ясырю, 100 сосудов серебряных, 100 платен золотных, 100 пищалей, 100 лошадей, 100 волов; да на том что царю Леонтью взять у Олегуки дочь ево за пасынка своего за царевича Юрья, а вывод дать крест целовали царя Леонтья ближней человек Ромозан за думной дьяк Потап. И послы царя Леонтья к Олегуке по тое невесту пришли с ним Федотом вместе, как он Федот шол назад, а та невеста Олегуки мурзы дочь только 8 лет; а емлет де ее Леонтей царь для того, чтоб да него стоял и обидит никому не давал, потому, что Олегукины кабаки с его Леонтьевою с царевою землею смежно. – К Федоту же приежзал кизылбашенин Беисрямкул и Федот ево розпрашивал: давно ль он здеся? И он сказал, что он живет у Левонтья царя пять лет; а пришел де с Кизылбашским послом, а был в слоновщиках и слон де умер, а ево де царь (с. 224) ... служилым людем которые шаху служат. Да царь же Леонтей дает Турскому царю дани по 800 аршин полотна да ясырю дает по 30 и по 40 душ; а дает для того, чтоб приходили карабли с торгом, а кой год не будут карабли и у них тот год скудно солью и железом. Да говорил де им епископ Ондрей да крестовой поп Гаврило, которой был в послех: есть де у них река Рьян (с. 217) .... оберегал и на бусурманские языки с ними ходить заодно. Маиа в 22 де пошли из Дидиянские земли...
[98] что оставили у него кормить двое [99] а к Москве приехал декабря в 4 де 149 году. На обороте по склейкам:к сему статейному списку в Федотова места Елчина жилец Емельян Васильев сын Елчин по ево веленью руку приложил.

1 комментарий:

  1. На Бряншине есть как здесь челый район и райцентр Карачевский район

    ОтветитьУдалить