пятница, 24 апреля 2020 г.

Дом карачаевских черкесов Пятигорья на рисунке В.А.Полякова

тау-карачай топракбаш юй  т.е.
горский карачаево-балкарский дом с земляной крышей

Ахмад Салпагаров апрель 2020

На рисунке художника М.А.Полякова к поэме М.Ю.Лермонтова "Измаил бей" изображены черкесы Пятигорья перед своим домом, подобным горскому карачаевскому дому с земляной крышей
Рисунок В.А.Полякова к поэме М.Лермонтова
"Измаил-бей".
Исследователи сходятся во мнении что  В.А.Поляков (1801-1835г)  был крепостным крестьянином, современником М.Лермонтова, благодаря своему таланту художника, добившийся свободы и известности.[1]
Мы используем рисунок В. А. Полякова, опубликованный как иллюстрация к поэме "Измаил бей" в двухтомнике М.Ю. Лермонтова изданном в 1900г.[2]
Чтобы читатель не сомневался, что в поэме М.Лермонтова "Измаил бей" главные действия происходят в районе Пятигорья вспомним отрывок из поэмы, в которой упомянуты карачаево-балкарские (тюркские) топонимы Пятигорья-горы Бештау, Машук, Шат и река Подкумок. (см. гл.6 статьи "Районы Карачаевка и Аджи-кабак в Пятигорске") [3]

пятница, 14 февраля 2020 г.

Полковники Ушаков и Петрусевич установили вольного кабардинца Килара

Полковники Ушаков и Петрусевич указали этническое происхождение вольного Килара-первовосходителя на Эльбрус
Ахмад Салпагаров февраль 2020г
из серии статей: кто покорил Эльбрус
Начальник Кабарды подполковник Ушаков участник экспедиции Эммануэля в 1829г. не внес в списки узденей Кабарды "вольного кабардинца" адыга Хилара Хаширова, якобы участника экспедиции к Эльбрусу, но полковник Петрусевич, Начальник Баталпашинского уезда в 1868г вписал в списки узденей Карачая род "вольного кабардинца" Хилара Хачирова, подтвердив этим его вольный статус и первовосхождение на Эльбрус.
Список Большой Кабарды
князьям и разных степеней узденей
от 5.08.1829г. из Сборника документов
по сословному праву народов
Северного Кавказа 1793-1897гг
Нальчик, 2003г., т.2 стр.150-205,

под номером 1- Кучук Джанхотов, 
балкарский кабардинский князь.
В предыдущей статье мы рассмотрели предписания  генерала Ермолова и полковника Подпрятова о запрете жителям Кабарды на прохождение Кавказской линии без разрешения Начальника Кабарды, что опровергает утверждения фальсификаторов об адыгском пастухе Хиларе в Приэльбрусье. А также мы изучили Описание Кабарды 1827г, составленное Начальником Кабарды Швецовым, в котором он тюрко-татар балкарцев отнес к кабардинскому народу, но не упомянул адыгов. Что также опровергает утверждения фальсификаторов об адыго-кабардинце Хиларе-первовосходителе на Эльбрус. В этой же статье мы выясним кто такие "вольные кабардинцы" Хилар и его спутники, упоминаемые участниками экспедиции Эммануэля.

воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Хачировы ответили Хаширову

В нескольких карачаево-балкарских пабликах в инстаграмме появился ответ рода Хачировых А.Хаширову, претендующему на Хилара первовосходителя на Эльбрус, на историческое наследство рода Хачировых и карачаево-балкарского народа. Хачировы выразили несогласие с Хашировым и призвали его не выходить за рамки общепринятых норм. Выставляю фотоскан их короткого ответа. 
Как видно из ответа, Хачировы не читали наши статьи о тюрках-кабардинцах в источниках 19в. или Описании Кабарды 1827г полковника Швецова и всю нашу серию статей "кто покорил Эльбрус", которые уже опровергли главную попытку А.Хаширова представить кабардинцев 19в. и "кабардинца Хилара" как исключительно адыгов. 
P.S. Это временная публикация, позже объединю с какой-нибудь большой своей статьей. Наши исследования о Хиларе еще не закончились...

воскресенье, 2 февраля 2020 г.

Полковник Швецов описал тюрко-кабардинцев, полковник Подпрятов запретил переход линии

Полковник Подпрятов в 1823г. своим "запретом ездить в горы", 
а полковник Швецов своим "Описанием Кабарды в 1827г", 
состоящей из горных татар, 
разоблачили прихватизаторов Хилара-
карачаевского первовосходителя на Эльбрус.  Ч.V.

АХМАД САЛПАГАРОВ 
(февраль 2020г)
Фрагмент из "Описания Кабарды 1827г"
написанное Начальником Кабарды
полковником И.В.Швецовым
с перечислением татар: 

балкарских, чегемских,
уруспиевских, безенгиевских, 
холамских как представителей 
кабардинского народа, 
без упоминания им адыгов.
Одноименная книга А.Ч.Абазова 
Нальчик 2010
Мы в предыдущей статье показали, что ввиду участия карачаевского князя Магомеда Дудова в экспедициях Эммануэля к Эльбрусу в 1829г и в Карачай в 1828г, Эммануэлю не нужен был в качестве проводника беглый адыгский крепостной, равнинный житель, которого фальсификаторы представляют вместо карачаевца Хилара, жителя высокогорного Приэльбрусья, как первовосходителя на Эльбрус.

В другой статье мы показали, что участник экспедиции Эммануэля к Эльбрусу академик Купфер охарактеризовал Хилара как "черкеса, бесстрашного охотника, часто ходившего по этим землям". Хилар не мог быть адыго-кабардинцем ввиду отсутствия в адыго-кабардинском языке собственных названий горных животных на которых охотился Хилар и незнания местности и свойств вечного снега Приэльбрусья, необходимого альпинистам.

пятница, 24 января 2020 г.

Участники экспедиции Эммануэля кара-черкесы Хилар и Магомед

Академик Э.Ленц свидетельствует, что черкесы (они же карачаевцы) Хилар (Хачиров) и Магомед Дудов, 
все вместе участвовали в экспедиции Эммануэля 
по восхождению на Эльбрус. Ч.IV.


Экспедиция Эммануэля выехала из Горячеводска после обеда 26.06.1829г. Передовые конные отряды, преодолев 50 км за полторы сутки, прибыли 27.06.1829г к границе Карачая, к Каменному мосту.Отдохнув, изучив окрестности, встретившись с князьями Карачая и Баксана экспедиция Эммануеля утром 1.07.1829г. направилась к Эльбрусу.Карачаево-балкарские князья Крымшамхалов и Урусбиев со своими людьми сопровождали экспедицию. Через 4 дня 5.08.1829г, преодолев ок.100км экспедиция  подошла к подошве Эльбруса. Подождав ясной погоды 4 дня 9.08. 10.08.1829г. четверо российских академиков и другие участники начали восхождение на Эльбрус. До вершины добрался черкес (карачаевец) "бесстрашный охотник Хилар"как его назвал академик Купфер. Рядом с Хиларом, как указывает академик Ленц, был другой черкес (карачаевец) Магомед Дудов.

суббота, 21 декабря 2019 г.

Карачаевский охотник Хилар - первовосходитель на Эльбрус

Карачаевский охотник Килар-первовосходитель на Эльбрус 
или адыго-кабардинский словарь разоблачает фальсификаторов. Ч.III.

Один из рекламных щитов выставленных по районам КЧР и в г.Кисловодске, рассказывающих о карачаевцах покорителях Эльбруса  в т.ч. о Киларе Хачирове первом из них. Щит стоит в Кисловодске по дороге в КЧР.

четверг, 19 декабря 2019 г.

О последнем вали и верховном князе Кабарды


Вали и Верховный князь Кабарды-
горский балкарский князь  Кучук Джанхотов 
как подтверждение 
энциклопедических статей о тюрках-кабардинцах
Вид на Черекское балкарское ущелье 

понедельник, 25 ноября 2019 г.

Об исконном казачьем языке. Александр Дзиковицкий

Мы уже размещали небольшую статью по казачьей тематике, в которой привели цитаты от Л.Толстого о тюркском языке казаков и свой краткий словарь тюркских казачьих терминов. Продолжаем казачью тему перепубликуемой статьей Александра Дзиковецкого Об исконном казачьем языке, в котором он признает факт, ранее скрываемый большевистской властью, но признаваемый дореволюционными казачьими историками о том, что исходным языком казаков был тюркский. Для нашего аланского карачаево-балкарского сайта казачья тема не чужая, а тема имеющая большое историческое основание. Потому что, пятигорские черкасы, хотя в большевистско-сталинское время были необоснованно приписаны к адыгам, на самом деле пятигорские черкасы были ветвью карачаево-балкарского народа и участвовали в этногенезе днепровских и донских казаков. Например, первый русский атлас 1831г, в котором черкасы 15 века были обозначены как "казахия или касогия ныне страна черкесов"и были расположены на территории проживания карачаевцев-балкарцев. При этом русский картограф И. Ахматов, составивший карту по инициативе выдающегося русского историка Н.М. Карамзина, на основании его труда «История Государства Российского» словами "ныне страна Черкесия" и местом ее расположения связал 15 век с датой публикации карты, с 1831г. и со страной карачаевцев-балкарцев. Кроме этой связи, существует еще более древняя связь между казачьим и карачаево-балкарским народом по линии скифов ас-алан. Александр Дзиковицкий в этой и других статьях утверждает, что казаки имеют своими предками скифов ас-алан, которые также являются, согласно результатов недавних генетических  исследований, предками карачаевцев-балкарцев и кубанских ногайцев В общем статья объективная и честная, хотя есть мелкие замечания и дополнения. Их оставим для возможной отдельной статьи.
Об исконном казачьем языке 
Александр Дзиковицкий
В одном из своих комментариев Судья Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ) К.Э. Козубский написал: «Тупизм великодержавников зашкаливает! Они приписывают казакам русское происхождение, делая упор на то, что все казаки русскоязычны. Но я вот потомок татароязычных казаков-касимовцев. Далее. Ирландская нация говорит на двух языках, шотландская- на трёх. Англоязычное большинство и там, и там. Но никто в России никогда не сомневался, что это конкретные нации».

пятница, 22 ноября 2019 г.

Как карачаевец Крымшамхалов стал кабардинцем

Как карачаевского князя с друзьями 
назвали кабардинцами 
или кровавая развязка семейного дела.

Ахмад Салпагаров ноябрь 2019г

В сети часто возникают споры по поводу этнического происхождения того или иного исторического персонажа. В данной статье в качестве примера публикуем два сообщения как одни и те же люди названы то кабардинцами, то карачаевцами. Подобная спорная ситуация и с первовосходителем на Эльбрус карачаевцем Хиларом. Спекулируя на факте названия Хилара кабардинцем, игнорируя другие сообщения назвавшие его карачаевцем и черкесом, без предъявления бесспорных доказательств, (результаты ДНК анализов, записей браков и рождений), некий адыгэ Хаширов объявил себя потомком Хилара Хачирова. При этом надо помнить очень важный факт, игнорируемый некоторыми большевистско-адыгскими фальсификаторами истории: как свидетельствуют две статьи энциклопедии Брокгауза и ряд других документов, в начале 20 века и предыдущие века под обозначением "кабар-кабардинец" подразумевались тюрки, а не современные адыги. С учетом этого принципиального факта для авторов 19 века и начала 20 века понятия "карачаевец-балкарец или кабардинец" не имела большого этнического различия как в наши дни.

воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Происхождение этнонима черкес. Фатхула Джамалов

Введение. Перепубликуем краткую, но очень информативную, статью дагестанского писателя, поэта и исследователя Фатхулы Джамалова "Происхождение этнонима черкес", взятую из сайта  https://proza.ru/2012/09/20/39 . К авторам 18-19 веков  Карамзину, Лапинскому, Аристову, Тынышпаеву и др.,  писавших о тюрках-черкесах,добавляются исследователи 21в.

Русская карта 1831г  
на которой 
территория проживания 
карачаевцев-балкарцев 
обозначена как 
"ныне страна черкесов"

Статья дагестанца Ф.Джамалова была опубликована в 2012году, за год до создания нашего сайта, став одной из первых статей кавказского автора, разрушающих официальную фальсифицированную историю черкесов, переписанной на адыгов. За прошедшие 7 лет появились статьи разных авторов, показывающие, что исторические черкесы-черкасы были тюрки, частью  руссифицированные и украинизированные, и только, около 50 тюрко-черкесских семей дворянского сословия "Эзден-Тлако", согласно Лапинского, смешавшиеся среди адыгов"Эзден" искаженное от ногайско-карачаевского дворянского сословия "Узден".

четверг, 14 ноября 2019 г.

Песня о Киларе первом покорителя Эльбруса

 Карачаево-балкарская песня 
посвященная первому покорителю Эльбруса 
Хыйлару (Хыйсе) Муссаевичу Хачирову
Вступительное слово А.Салпагаров
адрес статьи https://a-salpagarov.blogspot.com/2019/11/pesnya-o-kilare-pokoritele-elbrusa.html 
в серии статей: кто покорил Эльбрус
Песня была записана Узденовым А.М. в 1982г. в древнем карачаевском ауле Хурзук у своего родственника старожила Узденова Томпы Локмановича (1887-1982гг). Впервые текст песни был опубликован в газете "Къарачай" 21 ноября 1998г. [1]. Текст песни дается с подстрочным смысловым переводом, который в дальнейшем, надеюсь, что наши поэты переведут лучше, сохраняя рифму и ритм, уподобив оригиналу. Однако вначале даю фрагмент очерка академика Радде Г.И., побывавшего в Карачае в 1865г. Радде Г.И.  ясно указывает что первым на Эльбрус взошел известный карачаевец Килар [2]. Без сомнения в 1865году в Карачае и Баксане были живы многие люди, лично знавшие Хилара и песню о немвстречавшие экспедицию Эммануэля в Каменном мосту и Хасауте, видевшие Хилара в составе экспедиции, проходившей рядом с их летними высокогорными кошами и рассказавшие Радде о Хиларе. И Радде, не сомневаясь в их рассказах, сделал запись в дневнике, впоследствии в 1883г, включив ее в свой большой очерк о Кавказе. Академик Радде Г.И. сам вместе с другими карачаевскими проводниками 8 августа 1865г. предпринял безуспешную попытку подъема на Эльбрус. 
Свидетельство Радде Г.И. от 1863г о карачаевском Киларе и газетная статья альпинистского историка Е.Симонова от 1938г о балкарском Киларе являются подтверждением карачаево-балкарской народной памяти о Киларе (Хиларе), в т.ч. в виде сохранившейся песни о первовосходителе на Эльбрус. Позже в отдельной статьей дадим и цитаты других авторов 19 и 20 веков которые указывали на карачаевское  или (кара)черкесское происхождение Хилара. В песне приведены сведения, объясняющие  некоторые неясности из биографии Килара (Хилара) Хачирова.

пятница, 19 июля 2019 г.

Карачаево-балкарская посуда

Недавно я закончил большую статью об айранно-молочных продуктах карачаево-балкарского народа. Во время работы над статьей решил вставить краткую информацию о деревянной посуде карачаевцев-балкарцев. Однако, оказалась кратко не получится, так как тема большая. Жители горных лесов карачаевцы-балкарцы были большими мастерами разнообразной деревянной посуды. Да к тому же, она уже частично перечислена в статье Х.Ж. Карчаевой и М.Ч. Кудаева "Пища карачаевцев и балкарцев". Из этой статьи мы предлагаем вам названия основной части посуды карачаево-балкарского народа, которые планирую позже дополнять. Вообще, в карачаево-балкарском языке слово сауут означает и оружие и посуда. В списке нет названий ножей и вилок...
Виды карачаево-балкарских кадушек- 
бекисай, бакшай, башлы бакшай

воскресенье, 9 июня 2019 г.

Притязания на карачаевского первовосходителя на Эльбрус пресечены в 1938г

Ахмад Салпагаров июнь 2019г.
статья расположена по адресу
в серии статей: "кто покорил Эльбрус"
Фрагмент статьи Е.Симонова о 
первовосходителе на Эльбрус 
Килларе Хачирове
Полный текст статьи в прил. 2
на третьей странице газеты
Евгений Симонов известный журналист-исследователь и многолетний редактор всесоюзной альпинистской газеты "Школа мужества", печатавшейся в 1935-1939гг в Кабардино-Балкарии  предупредил и пресёк притязания на карачаево-балкарского первовосходителя на Эльбрус 80 лет назад, назвав его балкарец Хилар в своей статье в 1938г. А соглашательское молчание и отсутствие опровержения со стороны адыго-кабардинской общественности и рода Хашировых легимитизировало утверждение Е.Симонова о первовосходителе Хиларе как о балкарском (карачаевском) первовосходителе на Эльбрус и показало, что в народной памяти адыго-кабардинцев в 1938г. не существовало адыгского Хилара первовосходителя на ЭльбрусОднако у карачаевцев (балкарцев) сохранилась песня О Хыйсе-Хиларе, народные предания о Киларе первовосходителе, зафиксированные Е.Симоновым в первой альпинистской газете. Ещё ранее и другие авторы 19в, также зафиксировали, что первовосходитель на Эльбрус Килар был из среды карачаевцев (балкарцев). 

пятница, 31 мая 2019 г.

Перепись 1939г. в Черкесской АО не оказалось черкесов

В 1939г в СССР прошла всесоюзная перепись населения в т.ч. и в Черкесской автономной области, в которой черкесов не оказалось.
национальный состав Черкесской АО в 1939г
Национальный состав Черкесской АО по переписи 1939г.

суббота, 18 мая 2019 г.

Озёра Карачай и Черкаскуль на Урале

Сегодня вы узнаете факты, разрушающие фальсификации тюрко-черкесской истории, факты опровергающие присвоения истории ногайцев и карачаевцев-балкарцев. Вы узнаете, что на Урале, в исторической Ногайской Башкирии существуют рядом друг с другом озёра Черкас-куль и Карачай. Обозначенные озёра расположены в Челябинской обл. на расстоянии 60км по прямой друг от друга или 88 км по автодороге.  Рядом с озером Черкаскуль расположен одноименный поселок Черкаскуль в Каслинском районе, Челябинской области. 
озеро Карачай- озеро Черкаскуль ок.90км

четверг, 16 мая 2019 г.

Кто первым покорил Эльбрус Назир Будаев

или История покорения Эльбруса Назир Будаев
в серии статей "кто покорил Эльбрус"
маршрут восхождения на Эльбрус 
экспедиции генерала Эммануэля 1829г.
Фальсификаторы истории Кавказа, толкуя в свою пользу факт называния Хилара Хаширова кабардинцем двумя членами команды Эммануэля, игнорируют много других объективных фактов, указывающих на то, что Хилар Хаширов был карачаевец, также ими игнорируются факты причисления кабардинцев к тюркским народам главным этнографом России, факт называния кабардинцами жителей Балкарии и кумыкского князя Бековича-Черкасского и т.п.  
Разумные люди понимают, что для успешного и безопасного восхождения в 1829г. на Эльбрус с его множеством смертельных опасностей - ледяных пропастей, туманов, разреженного воздуха, снежных лавин, ложных сугробов над трещинами  и т.д. нужны были годы занятий по скалолазанию и горовосхождению с учетом опыта предыдущих поколений горцев Приэльбрусья, адаптированность к разреженному высокогорному воздуху, знание местности Приэльбрусья и основ альпинизма, пробные восхождения на Эльбрус. Всем этим условиям соответствовал житель Хурзука под Эльбрусом карачаевец Хилар Хачиров, но перечисленным условиям не соответствовал "кабардинец Хилар Хаширов" житель равнинного Вольного аула под Нальчиком, расположенного на расстоянии ок.170 км от Эльбруса через Каменомост по маршруту Эммануэля. В связи с продолжающимся переписыванием карачаевца Хилара Хачирова в кабардинца Хаширова предлагаем большую исследовательскую статью Н.Будаева

вторник, 14 мая 2019 г.

Летопись восхождений на Эльбрус Назир Будаев

Летопись восхождений на Эльбрус
статья в серии "кто покорил Эльбрус"
При восхождении на Эльбрус на высоте 4100 м находится Приют 11,
где даже опытные альпинисты из равнин ночуют несколько ночей для акклиматизации к разреженному воздуху. А в 1829 не было гостиниц для акклиматизации жителей равнин и поэтому 25 казаков и 5 российских ученых не смогли подняться выше 4200-4500 метров. Выше этой высоты смог подняться житель высокогорья карачаевец Хилар Хачиров.

суббота, 27 апреля 2019 г.

Карачай и Балкария в русско-кавказской войне Баразбиев М.И.

Карачай и Балкария в русско-кавказской войне 
к.и.н. Баразбиев М.И.

Цитата вводная от другого автора: 
"При составлении плана похода в Карачай царские генералы "вовремя вспомнили о бежавшем из Карачая в 1826 году Тенгизбии (Аман-тише) Дудове, который находился в Нальчике. Последний дал важные сведения о дороге, ведущей к Карачаю с северо-востока из района Пятигорья, в обход долины Кубани, и согласился быть проводником русских войск. Так личная ненависть к Крымшамхаловым и анапскому кадию переросла в предательство Родины. Русское командование нашло также еще одного знатока местности близ Карачая - кабардинца Атажуко Атажукина - и с помощью этих двух предателей разработало план военного похода на Карачай" Бегеулов Р.М., "Карачай в Кавказской войне ХIХ в.".

пятница, 26 апреля 2019 г.

Горе Кавказских гор. Элмар Кютт


Публикуем статью Элмара Кютта жителя Кисловодска  с малоизвестными фактами о сталинской депортации карачаевского народа и примерами сталинско-сусловской антикарачаевской клеветы и партийного давления.

понедельник, 22 апреля 2019 г.

четверг, 28 марта 2019 г.

Кто покорил Эльбрус-ККН напоминает

Конгресс карачаевского народа 
напомнил ФАР кто первым поднялся на Эльбрус
статья в серии "кто покорил Эльбрус"

Президенту Федерации Альпинизма России 

Волкову А.Е. 



Уважаемый Андрей Евгеньевич! 



В обращении Федерации альпинизма России (ФАР) на имя ВРИО Главы Кабардино-Балкарской Республики Кокова К.В. №34 от 12 марта 2019 года, получившем распространение в социальных сетях, сообщается о том, что Вашей организацией запланировано проведение ряда спортивных, культурных и научных мероприятий, приуроченных к первому восхождению на гору Эльбрус в 1829 году. 

воскресенье, 10 марта 2019 г.

Осколки «исчезнувших» аланов. А.Бахтиаров

О 1000 аланских тюркских семей компактно проживавших в Туркменистане в 1930 г
и о 300  аланских тюркских семей компактно проживавших в Узбекистане в 1930 г
красавица туркменка на празднике
туркменка на празднике
При обычном числе 6-7 членов в одной семье  на то время, в Туркменистане в 1930г. проживало ок. 6,5 тыс. аланов, в Узбекистане ок. 2 тыс.аланов.
С учётом того, что численность населения Туркменистана с 1926г увеличилась в 5,7 раза, а численность население Узбекистана увеличилась в 6 раз в Туркменистане должно проживать ок. 37 тыс. аланов и в Узбекистане ок. 12 тыс. аланов, если они конечно сохранили хотя бы этническую память о своем происхождении... 
Далее оригинальная статья А.Бахтиарова.

«Осколки «исчезнувших» аланов»  статья А.Бахтиарова об аланах Туркмении из журнала  Туркменоведение, 1930г, №8-9, сс.39-40.
Под названием аланов до III века существовало крупное племя кочевников-наездников, принадлежавшее к сарматам. Аланы, или ассы, занимали в то время равнины Северного Кавказа, вплоть до Дона, и в 375 году были покорены гуннами.
Аланы в 410 году проникли вместе со свевами и вандалами в Испанию, затем осели в Португалии, но под напором вестготов, принуждены были вместе с вандалами перебраться в Африку. Такова краткая историческая справка об аланах, исчезнувших в далеком прошлом. (коммент к слову "исчезнувшие аланы" от А.С.,  статья написана в 1930г когда аланами никто профессионально не занимался)

Выселение народов-тяжелейшее преступление

высылка балкарцев, высылка карачаевцев, репрессированные народы
Декларация Верховного Совета СССР от 14.11.1989г и 
Постановление Верховного Совета СССР № 2013-1 от 7.03.1991г.
Выкладываю тексты двух вышеназванных документов  ВС СССР, в которых насильственное переселение народов названо "тяжелейшим преступлением" и "безоговорочно осуждено" ...
Выкладываю эти документы для показа гнусным личностям, которые в соц. сетях и сайтах повторяют сталинско-бериевскую клевету или фабрикованные дела 1940 гг, служившим оправданием Сталину-Берии и их преступного геноцидного насильственного переселения народов. Сталинско-бериевская клевета была прикрытием реальной причины выселения кавказских народов, а именно факта присоединения 7 тыс.кв.км-территории выселенных народов к Грузии, т.е. российской территории Сев.Кавказа в т.ч. ок.3,5 тыс.кв.км территории Карачаевской автономной области к Грузинской ССР. 

вторник, 19 февраля 2019 г.

Казаки-черкесы воронежской губернии

Казаки-черкесы на карте Воронежской губернии 1856г
Ахмад Салпагаров февраль 2018г
фрагмент карты 1856г, на которой указано
"казаки,которые именуются здесь черкесами"
Ранее мы выставляли исторические карты 17-19 веков, на которых черкесы (черкасы) показаны как разноплеменные тюрки и обозначены как: татары, казахи, карачаевц, куманы, сиркесы, горские черкесы. (см.гл.3 здесь)  Cсылки на эти карты дадим в конце статьи. Теперь же выставляем карту на которой черкесы названы казаками в Воронежской губернии, то есть черкесы тут показаны как русские казаки

понедельник, 4 февраля 2019 г.

Боль моя, Карачай. Юрий Логинов

Боль моя, Карачай
Фотоскан статьи Боль моя Карачай писателя
 Юрия Логинова из газеты  ЦК КПСС 
"Социалистическая индустрия", от 14.07.1989г.


В начале 1980гг появилась статья с использованием сталинско-бериевской клеветы о якобы участии карачаевцев в уничтожении 41 еврейских детей в Теберде 1942г
. Подобная клевета служила сокрытием реальной причины выселения карачаевцев с целью передачи Сталиным 3,5 тыс.кв.км. освободившейся земли Карачая в юрисдикцию Грузии.Эта гнусная, опровергнутая ложь недавно тиражировалась в соц.сетях анонимным провокатором из числа соседей. В 1989г петербургский писатель Юрий Логинов, прознав о клеветнической статье,  опубликовал опровержение,и не где-нибудь, а в газете  Центрального Комитета КПСС  "Социалистическая индустрия" от 14.07.1989г. Как известно в советские времена, центральные газеты не печатали все подряд, а печатали после тщательной цензуры, только то, в чем были уверены. Ю.Логинов, подростком переживший немецкую оккупацию в тебердинском санатории, как свидетель событий не только опроверг клевету на карачаевцев, но и привел обратные примеры, примеры помощи и спасения карачаевцами евреев и представителей других народов в Теберде 1942г.