четверг, 30 ноября 2023 г.

Что скрыл блогер А.Хаширов от Главы КЧР или об адыгском культе собаки



Ахмад Салпагаров, 2023 август.
Оглавление
1. Вступление
2. О решении комиссии КЧГУ
3. О видео А.Хаширова и сокрытии им важных фактов
4. Саморазоблачение "гиганта мысли" или мини-отзыв на книгу Аскера Хаширова "Первовосходитель на Эльбрус: Факты и Вымысел"

От Аслана Шаззо этимология фамилии Хаширов-Хьэшыр как "Детёныш собаки"

понедельник, 13 ноября 2023 г.

Культ собаки и его отражение в адыгейском антропонимиконе

I. Ахмад Салпагаров, Вступительное слово
II. Аслан Шаззо, "К этимологии адыгской фамилии Хашир-Хаширов"
III. Р.Ю Намитокова и С.Р. Тлехатук, "Культ собаки и его отражение в адыгейском антропонимиконе"

Адрес материала https://a-salpagarov.blogspot.com/2023/11/kult-sobaki-ego-otrajenie-v-adygeyskom.html

I.Вступительное слово Ахмад Салпагаров (август 2023)

5.08.2023г адыгский видеоблогер Аскер Хаширов выпустил скандальное видео под названием "Дети собаки" адыги и "глупые" абазы - очередной бред от редакционно-издательского отдела КЧГПУ". 

Фотоскан стр.286 из книги У.Байрамукова, на которой даны цитаты и ссылки на Н.Ф.Яковлева и И.Х.Пшибиева. Скрыв данную информацию А.Хаширов представил У.Байрамукова оскорбителем адыгов.
Фотоскан стр.286 из книги У.Байрамукова, на которой даны цитаты и ссылки на Н.Ф.Яковлева и И.Х.Пшибиева. Скрыв эти цитаты А.Хаширов,представил У.Байрамукова оскорбителем адыгов.

четверг, 26 октября 2023 г.

1-я национальная автономия Сев. Кавказа



ОБ ОБРАЗОВАНИИ 
КАРАЧАЕВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ 27 ноября 1920г.

АХМАД САЛПАГАРОВ (январь-май 2023г)

Оглавление
1. Предистория образования Карачаевского автономного национального округа
2. Приказ революционного комитета Карачаевского округа № 1 от 27.11.1920г
3. Пояснение к приказу Ревкома Карачаевского округа
4. О значении создания Карачаевской национальной автономии
5. О точной дате образования КЧР.
1.Предистория образования Карачаевского автономного национального округа
17 ноября 1920года во Владикавказе на съезде народов Терека Иосиф Сталин провозгласил Декларацию о скором образовании Горской автономной республики. Через 10 дней после этого, 27 ноября 1920 года, революционный комитет карачаевского народа в своем первом приказе напечатанном в Кисловодской типографии (см.ниже) провозгласил образование национального Карачаевского округа. Председателем Ревкома Карачая был Умар Алиев, секретарем ревкома -Ислам Хубиев.
Выступая на съезде народов Терека 17 ноября 1920года Иосиф Сталин, нарком (министр) национальностей РСФСР, идеолог и проводник национальной политики большевистской партии провозгласил: «Давая вам автономию, Россия тем самым возвращает вам те вольности, которые украли у вас кровопийцы-цари и угнетатели царские генералы. Это значит, что ваша внутренняя жизнь должна быть построена на основе вашего быта, нравов и обычаев, конечно, в рамках общей Конституции России». За три года до этого, 3 ноября 1917годы был образован Наркомат национальностей и принята Декларация прав народов России. В Декларации было провозглашено:
1.Равенство и суверенноcть народов России. 2.Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4.Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Горская автономная советская социалистическая республика была создана Декретом ВЦИК только 20 января 1921года, через два месяца после образования Карачаевского округа. В декрете об образовании ГАССР указывалось, что в состав Горской республики включаются территории, которые занимают жители Чечни, Осетии, Ингушетии, Кабарды, Балкарии и Карачая и земли, населенные казаками.
В Наркомате национальностей РСФСР, возглавляемым Иосифом Сталиным, в конце-начале 1919-1920гг Умар Алиев проработал начальником отдела горских народов Кавказа. В марте 1920 год Умар Алиев был переведен на начальником горского отдела в Северо-Кавказском ревкоме, из которой позже выделился Терский ревком вместе с горским отделом. Умар Алиев в 1920году проработал под руководством С.Орджоникидзе в Пятигорске и Владикавказе. Хотя перевод Умара Алиева из Москвы на Кавказ выглядит как понижение, но зато он стал ближе к своему региону и мог более эффективно проводить в жизнь политику партии большевиков. Таким образом, по роду своей деятельности в 1918-1921годах Умар Алиев хорошо разбирался в тонкостях и приоритетах национальной политики большевиков. Имея полную поддержку новой власти, Умар Алиев стал организатором и создателем первой национальной автономии на Северном Кавказе- Карачаевского округа. По одним данным Умар Алиев родился в 1896 по другим данным в 1989году. То есть на момент провозглашения им Карачаевского округа в 1920году ему было всего 21 или 24 года. 
Делегация Карачая- участник съезда в Владикавказе, провозгласившей образование Горской Республики. 15 ноябрь 1920г. Второй ряд, стоят слева направо: Курджиев Курман, Урусов Мудалиф, Куатов Рамазан, Алиев Умар, Хасанов, Иммолат Хубиев, Первый ряд, сидят Ислам Хубиев, М.Батчаев, Герюгов, Ш.Алиев, А-К.Хапчаев,

Верным сподвижником У.Алиева был его друг и ровесник Ислам Хубиев, более известный под журналистским именем Ислам Карачайлы. В 1920 и начале 1930 годов Ислам Хубиев был известным журналистом, литературным критиком на Северном Кавказе, проработал ответственным секретарем или редактором разных северо-кавказских газет и журналов. О даровитости Ислама Карачайлы говорит тот факт, что он свою первую статью напечатал в 15 летнем возрасте в русскоязычной парижском журнале "Мусульманин". Вероятно, что текст приказа номер один, Карачаевского ревкома писал также Ислам Хубиев-Карачайлы. Я обращаю внимание на возраст Умара Алиева и Ислама Хубиева (Къарайчайлы) чтобы было понятно, почему они не включили в Карачаевский округ горское население Нальчикского округа. Потому что в силу своего молодого возраста и политической неопытности они не смогли доказать наркому национальностей Сталину необходимость общего и единого национального округа для карачаевцев и балкарцев. Но У.Алиев и И.Хубиев стали примером для Магомеда Энеева и его товарищей для создания Балкарского автономного округа. Балкарский национальный автономный округ был создан вторым после Карачаевского округа и раньше других национальных автономных округов Северного Кавказа.



2.Приказ революционного комитета Карачаевского округа 27 ноября 1920 года. город Кисловодск. №1 (см.выше фото приказа)
Для планомерного удовлетворения нужд трудового населения Большого и Малого Карачая и прилегающих к ним горских аулов, для сплочения и объединения их вокруг Советской власти, сообразуясь с пожеланием Большого и Малого Карачая, фактически образуется орган окружной власти в городе Кисловодске, с санкции высших органов соввласти.
Окружной орган власти обслуживает нужды всех трудовых карачаевцев и прочих горцев живущих с ними смешанно, с выделением их из состава Баталпашинского отдела Кубанской области и Пятигорского округа Терской области в особую административную единицу, имеющую непосредственную связь с Тероблисполкомом до окончательного установления границ и проведения в жизнь автономии Горской Советской Республики, в которую входит Карачаевский округ как равноправный член ея.
До созыва съезда Советов трудового населения означенного района в городе Кисловодске образован Карачаевский Окружной Революционный Комитет ( Карокревком). По всем вопросам, касающимся жизни означенного района надлежит обращаться в Карокревком.
Председатель Карачаевского Окружного Революционного Комитета Умар Алиев
Секретарь Ислам Хубиев


3.Пояснение к приказу Ревкома Карачаевского округа
Если рассматривать Карачаевский округ как национальный проект, то Карачаевский автономный округ стал первой национальной автономией среди семи северо-кавказских автономий. Хотя Дагестанская автономная республика была провозглашена на четыре дня раньше, а именно 13 ноября 1920года. Но Дагестан не является автономией одного народа. Дагестан является автономией нескольких объединённых прикаспийско-горских народов. Надо отметить, что главным идеологом и организатором образования Дагестанской автономной республики был кумык карачаевского происхождения Коркмасов Джелаледин Асельдорович.
Первым субъектом Горской республики стал Карачаевский округ. А высший орган государственной власти РСФС Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) только 20 января 1921г. дал Горской автономной республике официальное верховное утверждение.
Более того, карачаевцы и балкарцы единственный народ в Горской республике употребляющие в качестве самоидентификации географическое самоназвание "таулу"- то есть "горец". Этим же словом, только по адыгски "къушхъэ", то есть "горец" называют карачаевцев-балкарцев и сами адыги. Да, кроме адыгов Кабарды, все народы Горской республики были жителями гор. Но только карачаевцы-балкарцы своим самоназванием "tawlu" идентифицировали себя как горцы. Османский путешественник Эвлия Челеби в 1666 году назвал и описал территорию проживания карачаевцев-балкарцев как "Таустан"- то есть "Горная страна". Таким образом, слово "Горская" в названии "Горская республика" имеет древнюю прямую историческую связь с карачаевцами-балкарцами и с их территорией проживания.
20 января 1921 года был образован Балкарский национальный автономный округ. Надо полагать, что балкарцы имели связь с карачаевским ревкомом, ставший для них примером и "с санкции высших органов советской власти", раньше адыгов Кабарды провозгласили образование балкарской национальной автономии- округа.
21 января 1921 годы был образован Чеченский национальный округ. Остальные национальные округа, кабардинский, ингушский, осетинский образованы позже, с помощью государственных органов Горской автономной республики, а не представителями самих народов, как это смогли сделать карачаевцы, балкарцы, чеченцы.


4.О значении создания Карачаевской национальной автономии
Создание Карачаевского округа, выделением части территории из Баталпашинского отдела Кубанской области и части территории Пятигорского отдела является очень важным и принципиальным фактом истории карачаево-балкарского народа. Этим актом было провозглашено восстановление государственности карачаево-балкарского народа и восстановление договорного статуса нахождения Карачая в составе России. Согласно сведений В.А. Потто, Карачай является единственным субъектом северокавказской истории,вошедшим в состав России по Договору и на почетных условиях сохранения внутреннего самоуправления. (см. В.А.Потто, Кавказская война т.5, стр.337 Ставрополь 1994) И образование Карачаевского автономного округа согласно Конституции России и Декларации прав народов России восстановливало утерянное в конце 19 века право внутреннего самоуправления Карачая. Очень символично, что провозглашение Карачаевского национального округа произошло в ноябре месяце. Ибо 1 ноября 1828 года произошло Хасаукинское сражение, самое большое сражение Кавказской войны на Центральном и Западном Кавказе. А на следующий день, 2 ноября или 20 октября по старому стилю, 1828 года представители Карачай Эля и Российская империя в лице командующего Кавказской линией и Кавказской областью генерала Эммануэля, подписали договор о вхождении Карачая в состав Российской империи. Договор был составлен на двух языках, на русском и тюркском. Именно поэтому, через 23 года после образования Карачаевского округа и через 115 лет после вхождения в состав России по Договору Иосиф Сталин выбрал дату 2 ноября 1943 года для выселения карачаевцев, явно намекая, что Договор Карачая с Россией от 2 ноября 1828года аннулирован и прекратил действие.

5. О точной дате образования КЧР.

Дом в Кисловодске в котором проживал Умар Алиев в период образования и строительства Карачаевского автономного округа
Дом в Кисловодске в котором проживал Умар Алиев в 1920-1922гг в период создания и строительства Карачаевской национальной автономии

И вот, в 27 ноября 1920года был с подачи большевистской власти, карачаевскими большевиками во главе с Умаром Алиевым и Исламом Хубиевым был образован Карачаевский округ. Карачаевский округ как национальная автономия давала надежду на восстановление внутреннего самоуправления карачаевского народа, с условием осуществления которого Карачай Эль вошел в состав России в 1828г . Но через 14 месяцев, 12 января 1922года, большевики проигнорировав желание карачаевского народа, Карачаевский округ преобразовали в Карачаево-Черкесскую автономную область. Хотя карачаевские и балкарские большевики неоднократно обращались в вышестоящие органы с просьбой объединить Карачай и Балкарию в одну автономию. В настоящее время дата образования Карачаевского округа 27 ноябрь 1920 года вычеркивается из памяти карачаевского народа и общественной жизни Карачаево-Черкесской республики. А вот поздняя дата, 12 января 1922 года празднуется как дата образования КЧР.
Дату образования Карачаево-Черкесской Республики нужно отмечать не 12 января, когда к существующему Карачаевскому национальному округу присоедили адыгские, абазинские и ногайские села и переименовали Карачаевский округ в Карачаево-Черкесскую автономную область, распавшейся через четыре года. Настоящая история образования Карачаево-Черкесии начинается 27 ноября 1920года, с даты образования Карачаевского округа, ставшего примером всем северо-кавказским народам и толчком к образованию Горской Советской Социалистической Республики. Игнорирование даты 27 ноября 1920 года, даты восстановления государственности Карачая, даты создания первой на Северном Кавказе национальной автономии является неуважением ко всему карачаево-балкарскому народу.


Использованная литература:
1. А. Х. Даудов Государственное устройство Горской АССР, Санкт-Петербург, Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 1
2. В.А.Потто, Кавказская война т.5, Ставрополь 1994, стр.337
3. Даты образования северо-кавказских автономий взяты из одноименных статей Википедия

воскресенье, 19 марта 2023 г.

Тамга Нарт-Алан в киммерийской и скифско-меотской культуре

А. И. Тереножкин. Глава 8. Киммерийское искусство,
из книги А.И. Тереножкин, Киммерийцы. Киев: 1976. 224 стр.
Ввиду важности киммерийской, меотской, скифской тамги "нарталан-гуналан" в жизни карачаевцев-балкарцев выкладываю статью об этой тамге с указанием автора и книги



Источник: https://historylib.org/historybooks/Terenozhkin-A-I_Kimmeriytsy/16
Рис. 92. Образцы киммерийского орнамента: 1 — Высокая могила; 2 — Зольный курган; 3, 4 — Кобанскнй могильник; 5 — Рыжановский курган; 6 — могильник Зандаг в Чечне; 7 — Кисловодск; 8 — Новомордово в Волго-Камье; 9 — Кубанский могильник; 10 — Анапа; И — Ананьино в Волго-Камье; 12 — Кискосдег (Венгрия); 13 — Испанлак (Венгрия); 14 — Уйгарак в Южном Приаралье; 15 — Памир; 16 — Венгрия.

суббота, 11 марта 2023 г.

Балкарские князья Горичи на русской службе

Карачаево-балкарские князья Горичи на русской службе

Памятник Горичу в Очакове 1903года,
Снесен в совет.время и восстановлен в 1978г
В связи с ликвидацией на Украине всего русского, решил сохранить информацию о балкарских князьях Горичах на русской службе из украинского сайта  "Электронная историческая энциклопедия" Николаевской области. 
Статья проясняет важные стороны карачаево-балкарской истории в том числе древнее проживание карачаевцев-балкарцев далеко за пределами нынешних КБР и КЧР и основание балкарцами селения, которое позже стали называться русской крепостью Кизляр. Проживание князей басианских (балкарских) князей Горичей в Кизляре объясняет, почему на карте Делиля 1723г, составленным с помощью Петра 1, "басияне" показаны за пределами нынешних КБР и почему территория КБР отмечена как "страна карачаевцев-черных черкас". Сама фамилия Горич указывает на его Горское происхождение! А также, горские балкарские кабардинцы, княжеские рода Горичи и Джанхотовы стали передаточным звеном через которых один из типов карачаевской Горской породы лошади стала известна русским, как Горская кабардинская порода лошади.
Украинский сайт и страница сохранены в веб-архиве. Исходная страница с цитируемой статьей: http://history.mk.ua/gorich-ivan-petrovich-gorich-bolshoj-ivan-gorich-bolshij-ivan-petrovich-1740-g-kizlyar-06-12-1788-g-ochakov.htm  

среда, 8 марта 2023 г.

Кабардинская она же Горская Карачаевская лошадь в российских справочниках 19-20вв

Кабардинская она же Горская (Карачаевская) лошадь
в Российском атласе и Военной энциклопедии 19-20 века
Ахмад Салпагаров март 2023г

 
Оглавление
1.Вступление
2.Иппологический атлас 1889года о кабардинской лошади
3.Военная энциклопедия 1915года о кабардинской лошади
4.О местах улучшении кабардинской или горской-карачаевской лошади
5.Тезисы из предыдущих статей о Карачаевской слободе в Пятигорске, 
о тюрках-кабардинцах и Выводы.

Приложение 1. О карачаево-балкарском Кенже-Гендже тай 
и азербайджанском Гяндже

1.Вступление
Некоторые адыгские историки и общественники, не довольствуясь сталинским подарком в виде тюрко-кабардинских имени и истории, продолжают свои многолетние попытки представить карачаевскую породу лошади как отродие несуществующей адыгской породы лошади. Мы же в ответ пишем опровержения на подобные бессовестные и безосновательные претензии. 
В первой статье я привел свидетельства об отсутствии лошади у лидера адыгской Кабарды Калмыкова в 1919г, см.мою статью "Главный адыгэ ездил на ишаке". 
Во второй статье я привел свидетельство о том, что коллектив из семи лучших адыгских лингвистов составителей адыгского словаря 1955года не отличали кумыс от молока, см.мою статью "Кумыс опровергает выдумки об адыгской породе лошади". 
А в третьей статье я привел факты называния тюрко-кабардинской лошади ногайским словом "аргамак", см.мою статью "Ногайско-кабардинская лошадь АРГАМАК в русских словарях 19 века". 
Теперь же, в четвертой статье я приведу факты из Иппологического атласа и Военной энциклопедии 19-20вв, в которых Кабардинская порода лошади идентифицирована как Горская и Карачаевская лошадь. 

Но в обоих справочниках нет слов "адыгская лошадь- адыгеш", не то, чтобы кабардинскую лошадь назвать адыгской лошадью.Не называют справочники кабардинскую лошадь и степной породой, указывая на равнинное местожительство адыгов Кабарды! А называют Горской, указывая на горное местожительство карачаевцев- балкарцев. 
Генерал-майор кавалерии А.А. Билдерлинг в 1889г и Российская Военная энциклопедия в 1911-1915гг НЕ упоминают выдуманный адыгский конезавод Д. Кодзокова на Малке, но сообщают об Елизаветпольском конном заводе в Азербайджане и о случной конюшне вблизи Пятигорска, где находилась Карачаевская слобода, как о местах Выращивания и Улучшения кабардинской, она же горская-карачаевская, породы лошади!

2.Иппологический атлас 1889года о кабардинской лошади
Предлагаю для обозрения два рисунка из коневодческого справочника-  "Иппологический атлас для нагляднаго изучения верховой лошади" выпушенным в 1889году в Санкт-Петербурге. Автором атласа является генерал-майор Александр Александрович 
Бильдерлинг. С 1875 по 1890 года он был начальником Тверского и привилегириванного Николаевского кавалерийских училищ.  В 1901году ему было присвоено звание генерала от кавалерии. (см.биографию в википедияПоэтому можно утверждать, что А.А.Билдерлинг в конце 19 века был одним из лучших специалистов в российском коневодстве.

Генерал-майор Бильдерлинг объединяет Кабардинскую или Горскую лошадь с Карабахской лошадью в одну кавказскую породу и рисунки обоих пород дает вместе, смотри рисунки. 
Тут у объективного исследователя возникает вопрос, а где же абхазская лошадь или адыгейская лесная лошадь, родственные лошади с выдуманной лошадью "адыгэш"? Почему в одну кавказскую породу объединили только тюрко-кабардинскую и тюрко-карабагскую лошади? 
Обратите внимание на то, как называет А.А. Бильдерлинг  кабардинскую лошадь. Он называет её двумя равнозначными названиями "Кабардинская или Горская лошадь", а не просто "кабардинская лошадь" как её называют в настоящее время.

3.Военная энциклопедия 1915года о кабардинской лошади
В Военной энциклопедии составленной лучшими военными специалистами России в 1911-1915годах, в словарной статье "кабардинская лошадь"лошадь снова названа равнозначными словами "Кабардинская или Горская".  Военная энциклопедия уточняет, что "Кабардинская или Горская лошадь принадлежит монгольскому типу". 
Статья заканчивается словами: "С Кабардинской лошадью сходна по типу лошадь Карачаевская, распространенная в гористой местности верховъев р. Кубани, но ростом она меньше." А словарная статья "Карачаевская лошадь" в Военной Энциклопедии имеет ссылку на "смотри кабардинскую лошадь".
Таким образом, сразу в двух специализированных российских справочниках, в Ипполлогическом атласе изданном в 1889 году и в Военной энциклопедии изданной в 1911-1915годах "Кабардинскую лошадь" называют вторым равнозначным названием "Горская лошадь".
И данный факт у любого исследователя вызывает естественный вопрос, какой народ мог создать и вырастить "Горскую лошадь"? Почему составители коневодческих справочников 19 и 20 веков не назвали Кабардинскую лошадь адыгской лошадью или хотя бы степной лошадью, а назвали Горской лошадью и сходной с Карачаевской лошадью? Ответ  для честного человека ясен и очевиден. Адыго-кабардинцы являются многовековыми жителями равнин и степей. Они не могли создать "Горскую лошадь", потому адыгов не упомянули и не назвали их именем лошадь. Но карачаевцы-балкарцы являются вечными жители гор, представителями кавкасионской расы, сформировавшейся на Центральном Кавказе несколько тысяч лет назад. Поэтому-то кабардинскую лошадь назвали равнозначным названием "Горская лошадь", указывая тем самым на карачаевцев, как на создателей кабардинской лошади. А для сомневающихся, что кабардинская порода лошади создана горцами- карачаевцами-балкарцами, Военная энциклопедия дополнительно указала что, Кабардинская лошадь сходна с Карачаевской лошадью! 
Если быть очень точным, то я считаю что, в исходном виде кабардинская лошадь была ногайским степным аргамаком. Но за счет многократных скрещиваний в 18-19 веках с карачаевской лошадью, кабардинская лошадь стала сходной с карачаевской горской лошадью.
В 19 веке "Кабарда-кабардинец" были географическими понятиями, а не политическими или этническими понятиями как в настоящее время. Название "Кабардинская" однозначно и бесспорно не указывала на адыгов, как это закрепили большевики в 1922году, образовав национальный округ и автономию Кабарда для адыгского населения! Настоящими кабардинцами были тюрко-кабардинские князья не признававшие себя адыгами. Но об этом мы расскажем в конце статьи.

 4.О местах улучшении кабардинской или горской-карачаевской лошади
Генерал-майор Бильдерлинг в Иппологическом атласе и Военная энциклопедия называют два депо и одну случную конюшню, где сохраняли и улучшали Кабардинскую-Горскую лошадь. Военная Энциклопедия пишет: "Для улучшения этой породы учреждено правительственное депо. Затем на Кавказе имеется 2 заводских депо, Кубанское и Елизаветпольское, и Кабардинская случная конюшня близ Пятигорска." 
По сути своей, под словом "депо" здесь понимается заводская конюшня. Кубанское депо находилось в русско-казачьем Майкопе. А вот Елизаветвольское депо неожиданно оказывается в Азербайджане! 
В иппологическом атласе Бильдерлинга, в главе XLVIII "Заводские конюшни", местонахождение Елизаветпольского депо указывается как  "Джеванишрский уезд". С 1804 по 1918года  Елизаветполем по-русски назывался азербайджанский город Гянджа. 
Конечно, факт Елизаветпольского депо для сохранения горско-кабардинской карачаевской породы требует дополнительного изучения. Хотя, от Нальчика до Майкопа 400 км, а до Гянджи 540 км, и в общем это сопоставимые расстояния. Даже от Пятигорска расстояния в Майкоп и в Гянджу (Елизаветполь) составляют сопоставимые величины 320 км и 620 км. 
Интересно, что Генерал-майор Билдерлинг в 1889году и Военная Энциклопедия в 1911-1915 годах не упоминают Малкинский конный завод, якобы основанный Л.Кодзоковым в 1870году. Согласно адыгских фальсификаций Малкинский завод, находяшийся в адыгском селе Приречное являлся местом выращивания и улучшения кабардинской породы лошади.
Генерал-майор кавалерии А.А. Билдерлинг в 1889г, а затем Российская Военная энциклопедия в 1911-1915гг упоминают Елизаветпольский конный завод в Азербайджане и случную конюшню вблизи Пятигорска, где находилась Карачаевская слобода, как места выращивания и улучшения кабардинской она же горская-карачаевская породы лошади!



5.Тезисы из предыдущих статей о Карачаевской слободе в Пятигорске, 
о тюрках-кабардинцах и Выводы.
Надо сказать, что до даты основания русского Пятигорска, под горой Машук распологалась Карачаевская слобода. Я ранее уже приводил исторические свидетельства о районе Карачаевка в Пятигорске, о карачаево-балкарских топонимах Пятигорья, о Карачаевской приходской школе в Пятигорске. 
Напоминаю об этом, чтобы сказать, что случная конюшня горских или кабардинских лошадей близ Пятигорска имеет больше шансов быть связанной с карачаевцами, нежели с адыгами. Потому что карачаевцы-христиане из Пятигорской Карачаевской слободы в конце-начале 19-20 веков еще помнили свое родство с карачаевцами-мусульманами высокогорья. Они бесспорно должны были участвовать в работе Пятигорской случной конюшни, упоминаемой в иппологическом атласе и военной энциклопедии,  улучшая качество лошади за счет лучших жеребцов Горской карачаевской породы, она же кабардинская порода.
Первое, в двух статьях энциклопедии Брокгауза 1897г. упоминаются тюрки-кабардинцы. В первой статье "Балкария", балкары названы кабардинским племенем. Во-второй статье "Тюрко-татары", написанной лучшим этнографом Российской императорской академии наук  Л. Я. Штернбергом "горные кабардинцы" и "кабардинцы долин" отнесены к тюрко-татарам.
Второе, только карачаевцы-балкарцы с самоназванием "tawlu-горец" являются многовековыми жителями гор. Сами адыго-кабардинцы, многовековые жители равнин и степей, также называют карачаевцев-балкарцев  "къушхьэ", то есть "горец"
Третье, в исторических источниках 17-18 веков кабардинцы многократно назывались татарами, карачаевцами (балкарцами), хазарами, ногайскими мурзами. Но обратного не встречается, то есть карачаевцев и балкарцев никто не называл адыгами. Но кабардинцев адыгами начали называть только в середине 19 века.Тем более равнинные адыги в прошлом управлявлялиь тюрко-кабардинскими мурзами, настоящими владельцами земли и живности на ней. 

Таким образом, Кабардинская она же Горская, она же Карачаевская порода лошади создана карачаевцами балкарцами в горных условиях Центрального Кавказа. Претензии адыгов (Хаширова и Ко) на карачаевскую, на горскую или кабардинскую породу лошади как на адыгскую породу лошади -  безосновательны! Два равнозначных названия  "Кабардинская или Горская" в Иппологическом атласе 1889г, идентификация Карачаевской лошади с Кабардинской лошадью в Военной Энциклопедии 1915г, не упоминание имени адыгов рядом с кабардинской-горской-карачаевской лошадью, многочисленные свидетельства и факты о тюрках-кабардинцах бесспорно указывают, что создателями кабардинской или горской или карачаевской породы лошади являются карачаевцы-балкарцы. Дополнительно к перечисленным фактам мы обнаружили более 30 коневодческих карачаево-балкарских терминов в адыгском языке, о которых мы расскажем в следующих статьях. 
Таким образом, вышеупомянутое ни дает ни единого шанса адыгским  фальсификаторам присвоить тюрко-кабардинскую и тюрко-карачаевскую породы лошадей как адыгское произведение. 

Приложение 1. 
О карачаево-балкарском Кенже-Гендже тай 
и азербайджанском Гяндже

Карачаево-балкарское название села Кенже под Нальчиком и название азербайджанского города Гянджа являются одним древнетюркским словом в значении "молодой". Карачаево-балкарское "гендже" в турецком языке звучит как genç-генч. В древнетюркском словаре "kenç-кенч" означает "ребёнок". 
В карачаево-балкарском языке существует коневодческий термин со словом гендже - "Гендже тай" - в первом значении "кличка богатырского коня нартов", 
во втором значении "жеребёнок трёхлетка", 
а в третьем  значении "породистый жеребёнок". 
Нарты, современники скифов-гуннов, как известно легендарные  предки карачаевцев-балкарцев. В дополнение к Гендже-тай, в карачаево-балкарском нартском эпосе существует нартский род "Генджоклары-Кенджоковы", где Генджоклары от Гендже Ок- значит Семя (Сын) МолодогоКакая связь существует между азербайджанским Гянджа и карачаево-балкарским Кендже (Кенже), Гендже тай и тюркскими лошадьми предстоит выяснить будущим исследователям. 
Вероятнее всего, что карачаево-балкаркий Кенже и азербайджанский Гянджа, являются сокращенным вариантом от имени нартского жеребца Гендже-тай. И создание правительственной царской конюшни для горской-карачаевской (кабардинской) породы в азербайджанском Гяндже не является случайным событием, а имеет глубокий внутренний смысл.
И под конец, для поднятия настроения своего читателя добавлю. Адыгские авторы как обычно пытаются присвоить все карачаево-балкарское, например в википедия написали, что "Кенже" происходит от адыгского слова "чэнж- мелкий, мелководный". Но  фантасты и фальсификаторы не могут объяснить, как адыгское слово "чэнж"  преобразовалось в "Кенже" сразу в двух языках, и в русском и в карачаево-балкарском?

источники:

2. биография А.А. Билдерлинга 
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


5. "кабардинская лошадь" в Военной энциклопедии 
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%92%D0%AD/%D0%92%D0%A2/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8C

6. "карачаевская лошадь" в Военной энциклопедии 
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%92%D0%AD/%D0%94%D0%9E/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8C


воскресенье, 5 марта 2023 г.

Ногайско-кабардинская лошадь АРГАМАК в русских словарях

Была тюрко-кабардинская лошадь "аргамак",
но адыго-кабардинской лошади "адыгэш" не было.
Ахмад Салпагаров февраль-март 2023

адрес:https://a-salpagarov.blogspot.com/2023/03/turko-kabardinskaya-loshad-argamak.html
серия: карачаевская лошадь
 "Толковый словарь живого великорусского языка"  был издан в 1863-1866 годах. Составитель и издатель словаря Владимир Иванович Даль записал о тюркской лошади аргамак: "Аргама́к- рослая и дорогая азиатская лошадь, под-верх; кабардинские и трухменские аргамаки известны у нас доныне; последние узкогруды, поджары, ходулеваты, почему аргамаком и  аргамачи́хой, в шутку,  называют высокого и худощавого, неуклюжего человека.  Аргамак к поре, меринок к горе, к работе.  Аргамако́выя копыта стаканчиками.  Аргама́чная побежка скаковая.  Аргама́чник- встарь: конник, конный воин; || ныне: любитель аргамаков; конский барышник. От аргамака и киргизской кобылы родится карабаи́р." [1]

Кумыс опровергает выдумки об адыгской породе лошади

Кумыс опровергает выдумки
об адыго-кабардинской породе лошади адыгэш
Ахмад Салпагаров февраль 2023г

1.Вступление

                                                                         В русско-кабардино-черкесском словаре 1955г в адыго-кабардинском языке нет собственного слова обозначающего 
кумыс, и его переводят как "шышэ", то есть "лошадиное молоко"Но предки карачаевцев, балкарцев, ногайцев со скифских времен,то есть более 2500лет производят кумыс. А вот адыго-кабардинцы не то, что не имеют собственное название кумысу, много-тысячелетнему продукту карачаево-балкарского коневодства, но и переводят его неточно и саморазаблачительно как "лошадиное молоко". Это такая же глупость как  "кефир" назвать коровье молоко. Так о какой "адыгэш" трубят наши соседи, не имея кумыс, не умея его готовить и не понимая разницу между кумысом и молоком? И как адыги могли создать на равнине свою Горную адыго-кабардинскую лошадь, будучи в подчинении тюрко-кабардинских князей, позаимствовав вместе с тюрко-кабардинским отродием карачаевской породы еще и около 30 коневодческих терминов из тюркского карачаево-балкарского языка, иногда не понимая смысла терминов, как в случае с кумысом?

среда, 22 февраля 2023 г.

Ламберти о карачаевцах-карачеркесах

1654г: Арканджело Ламберти о гуннах карачаевцах-карачеркесах
Ахмад Салпагаров февраль 2023г

адрес: https://a-salpagarov.blogspot.com/2023/02/lamberti-o-karachaevtsah-karacherkesah.html

1. Ламберти и его сообщение о карачаевцах
Арканджело Ламберти, итальянский миссионер 18 лет, с 1632 по 1650гг, прожил в Мингрелии. В 1654году Ламберти составил описание Мингрелии, в котором оставил ценные сведения о карачаевцах и их соседях амазонках.

"У подножья Кавказа на север живет еще несколько народов, так называемые карачаевцы или карачеркесы, т. е. черные черкесы. Они носят такое имя не потому, что они черного цвета, ибо они очень белые, но, может быть, оттого, что в их стране небо постоянно облачное и темное. Язык их тюркский, но они так быстро говорят, что человек с трудом поймет их. Меня очень удивило, что карачаевцы среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить тюркский язык; но когда я вычитал из Кедрина, что как раз с северной стороны Кавказа вышли гунны, от которых происходят турки, то догадался, что эти карачаевцы -то колено гуннов, от которых выделились турки, и что по этой причине они до сих пор сохранили свой древний язык."
Отрывок из книги Арканджело Ламберти "Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией, в котором говорится о происхождении, обычаях и природе этих стран". Неаполь 1654г." 

понедельник, 20 февраля 2023 г.

Русские князья Черкасские по происхождению татары или адыги?

Из какого народа происходили Князья Черкасские, 
сыгравшие огромную роль в российской истории? 

Ахмад Салпагаров январь 2023г.

адрес статьи https://a-salpagarov.blogspot.com/2023/02/knyazya-cherkasskie-tyurki-ili-adigi.html

Оглавление
Часть I. Анализ энциклопедических статей

1. Вступление
2. Одно предложение из русской летописи разоблачает 
советско-адыгские фальсификации российской истории
3. Н.А. Баскаков о тюрко-кабардинских родах Черкасских и Черкесовых 
4. Анализ статей из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
5. О мамлюкском титуле "султан" предка князей Черкасских
6. Воевода Волынский о карачаевских черкасах под Пять горами в Кабарде
7.Исторические карты с карачаевцами-черкасами
8. Горский черкас (карачаевский) узден русский дворянин Черкесов
9. Грузинский князь Черкезишвили из Черкес-Кермена Тебертинского общества

Часть II. Очевидец пятигорских черкас во дворе русского царя  Ивана Грозного Генрих фон Штаден разоблачает адыгские переписывания 
тюркских князей Черкасских в адыгских князей.

1.Записки о Московии
2.Генрих Штаден хорошо знал пятигорских черкас и князей Черкасских

Часть III. Первый адыгский историк Шора Ногмов не признавал черкесов 
в качестве адыгов и не упомянул ни пятигорских черкас,
ни князей Черкасских, ни царицу Марию.


Часть I. Анализ энциклопедических статей

1. Вступление
В российской истории 16-18 веков большую роль сыграли князья Черкасские, вышедщие из пятигорских черкас. Из рода Черкасских была русская царица Мария (или Кученей), вторая жена Ивана Грозного. 
В Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи о князьях Черкасских сказано "служили Российскому Престолу в Боярах и других самых знатнейших чинах"  [1] https://gerbovnik.ru/arms/159.html
В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона шестерым наиболее известных князей Черкасских, потомков Инала посвящены отдельные статьи, не считая других веток, Бековичей-Черкасских и Ахамашуков-Черкасских. 
[2]http://gatchina3000.ru/big/113/113259_brockhaus-efron.htm Однако, Черкассский Иван Борисович глава русского правительства с 1633г  и Черкасский Владимир Александрович- московский глава в 1870годах не удостоились отдельных статей в энциклопедии Брокгауза. Они упомянуты в Большой Советской Энциклопедии в общей статье "Черкасские", и их должности показывают, что они играли большую роль в русской истории. Потомки пятигорских черкас в течении последующих веков расселились по разныи областям России и Украины, оставив свои следы в виде 30 Черкас-топонимов. 
По обозначенным причинам правдивая информация о роде Черкасских важна для всей России, в том числе и для Кавказа, так как князья Черкасские были выходцами из Пятигорья, из среды пятигорских черкас. 

понедельник, 13 февраля 2023 г.

Результаты переписи 2021года в КЧР


Результаты переписи 2021года в КЧР
Ахмад Салпагаров февраль 2023год

этническая карта карачаево-черкессии
Цвета обозначают: Зелёный- карачаевцы, основное население КЧР
Синий- русские,красный- адыги, бирюзовый-ногайцы, желтый-абазины 

вторник, 7 февраля 2023 г.

Кавказская демография 2010-2021гг официальная

  Кавказская демография 2010-2021гг официальная
Ахмад Салпагаров февраль 2023г.

В последние годы популярной темой в интернете являются сообщения о "Крупнейших или 10 крупнейших народов Кавказа", в которых составители статистик дают неточные данные. Первая и главная ошибка завышают численность своих народов. Вторая ошибка путают понятия Кавказ, Северный Кавказ и Южный Кавказ, например в понятие "Крупнейшие народы Кавказа" включаются только народы Северного Кавказа, без русских и тюрок. Третья ошибка, одни народы считаются объединённо с родственными народами, а другие народы, например тюркские народы учитываются дробно и отдельно. Сегодня я покажу вам официальные цифры российской переписи 2010-2021годов.

вторник, 31 января 2023 г.

Карта Горской автономной республики 1921г


О ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 1921г
и ее фальшивой карте на Википедия
АХМАД САЛПАГАРОВ (ноябрь 2022- январь 2023г)
ЧАСТЬ 1

1.Горская Автономная Советская Социалистичекая Республика (ГАССР) Декретом ВЦИК была образована 20 января  1921г для предствителей шести народов: карачайбалкар, кабардинцев, осетин, чеченцев, ингушей и терских казаков. Надо сказать, что в первой половине 20 века казаки еще считали себя отдельным нерусским народом и потому большевики для казаков также образовали Казачий Сунженский округ в составе Горской республики.

Карта №1 с реальным указанием границ Карачаевского округа и Балкарского округа

Из шести народов только у карачайбалкар наряду с этническим общим самоназванием "алан" и было и есть другое географическое самоназвание "таулу" то есть "горец". Равнинные карачайбалкары и кумыки назывались "тюзлю", то есть "равнинные". Таким образом, название Горская соответствует карачаево-балкарскому самоназванию "Таулу". Более того, название Горской республики происходит от более древнего обозначения горной и предгорной местности Северного Кавказа, как "Горная страна" в описаниях и картах предыдущих веков. Например, Эвлия Челеби в 1664 году совершил путешествие по Кавказу и описал карачаевцев-балкарцев и предгорный Кавказ в своей главе под названием "Огромная страна Таустан". Карачаевский национальный автономный округ является первым основателем ГССР, потому что Карачаевский округ был образован 27 ноября 1920года, почти на два месяца раньше самой Горской республики, став первой национальной автономией среди северо-кавказских народов. 

суббота, 31 декабря 2022 г.

казаков северокавказких и запорожских называли черкесами

Казаков как северокавказких, так и запорожских, а с ними и всех малороссов называли "черкесами"

Статья о тюрко-татарских черкесах-казаках, автор Муртазин Наиль Варисович. Статья выставлена на нескольких казачьих сайтах и форумах. Источник: https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/kazaki/mneniya1/kazakov-kak-severokavkazkih-tak-i-zaporozhskih-a-s-nimi-i-vseh-malorossov-nazyvali-cherkesami.html

(Кембриджский аноним в своём письме пишет: сообщаю господину имя нашей страны (речь об Хазарии), как мы нашли в книгах: ’RQNWS. Это слово ’RQNWS (Ar-q-nus) Омельян Иосифович Прицак расшифровывает как Ulug Alan-As,
то есть «Великая страна Алан-Ас».
Прим.от автора сайта: Настоящие казаки и настоящие черкесы имеют тюрко-хазарское происхождение, точнее сказать аланхазарское происхождение, как и карачаевцы-балкарцы.

четверг, 15 декабря 2022 г.

Сибирское отделение РАН: скифы были тюрки

Потомки скифов принадлежат к носителям тюркских языков

Фотоскан и статья из сайта Сибирского отделения Российской Академии наук

дата публикации 06.03.2017 на сайте Сибирского отделения Российской Академии наук: 

воскресенье, 7 августа 2022 г.

Энциклопедия Брокгауза о первовосходителе на Эльбрус.

Энциклопедия Брокгауза о первовосходителе на Эльбрус.
Ахмад Салпагаров август 2020г
статья из серии Кто покорил Эльбрус

Посмотрите на карту и сами решайте где мог находится Горец Киллар 
и где мог находится житель равнин Чылар (адыгское имя Килара)

Цитата из энциклопедии Ефрона и Брокгауза том 80, Санкт-Петербург 1904г., из статьи "Эльбрус".
"Эльбрус - высочайшая гора Кавказа....
На Эльбрус было совершено довольном много восхождений. Первым взошел на него горец Киллар в 1829 г., когда у подножья Эльбруса стояли русские войска под начальством генерала Эммануэля. 

среда, 27 июля 2022 г.

Главный адыгэ ездил на ишаке

Глава адыгов Бетал Калмыков не имел тюрко-кабардинской лошади
Ахмад Салпагаров июнь 2022г.

Бетал Калмыков слева в 1925году
Бетал Калмыков слева и
 В.В. Куйбышев на ишаках
1925г под Эльбрусом

 Часть первая

I. Более года адыгский видеоблогер Аскер Хаширов выпускает на Ютуб многочасовые видеоролики, посвященные карачаевской породе лошади. 
Он не поленился наговорил по теме карачаевской горной породе лошади аж четыре видео по 30-40 минут в каждом видео.
В своих выступлениях Аскер Хаширов пытается доказать, что карачаевской горной породы лошади не было, но вместо карачаевской лошади была адыго-кабардинская лошадь. 
  
 Вероятно наш говорливый сосед решил, что он со своей компанией уже переписал тюрко-черкесскую и тюрко-кабардинскую историю на адыгов, теперь вот, пришла очередь, тюркских пород лошадей на себя переписать? Наивные и пустые надежды! 
Наоборот, Heshyr&Co придется вернуть настоящим хозяевам тюркскую историю полученную от сталинской исторической псевдонауки в виде подарка в 1927-1957гг! 



Во первых, Аскер Хаширов рекламируя себя честным историком, пытается полностью переписать тюркский этноним "кабар и кабардинец" и тюркский топоним "Кабарда" в пользу адыгов. Он пытается скрыть важные исторические факты, в том числе, называние карачаевцев-балкарцев кабардинцами и тюркское происхождение кабардинской элиты, не признававших себя адыгами. Например, последний тюрко-кабардинский, он же последний тюрко-черкесский князь Федор Бекович Черкасский умер почти в наше время, а именно в 1953году, в Париже.